Еп. Оттон Фрайзингский. Худож. Х. Парт. Ок. 1490 г. (мон-рь Клостернойбург, Австрия) Сведения о жизни О. Ф. сохранились гл. обр. в его сочинениях. Важнейшим из них считается «Хроника о двух царствах» (Chronica de duabus civitatibus), написанная в 1143-1146 гг. Первая редакция этого сочинения посвящена Изенгрину, аббату баварского монастыря Оттобойрен. Вторая редакция «Хроники...» (под заглавием «Liber de mutatione rerum») завершена ок. 1157 г. и посвящена имп. Фридриху I Барбароссе (1155-1190). «Хроника...» сохранилась в 17 рукописях XII-XIV вв., в основном из мон-рей Баварии и Австрии; еще 29 списков этого сочинения датируются XV-XVI вв. ( Wattenbach, Schmale. 1976. S. 48). Первое печатное издание вышло в 1515 г. В работе над «Хроникой...» О. Ф. использовал сочинения мн. позднеантичных и раннесредневек. богословов, философов и историков, прежде всего «О Граде Божием» блж. Августина и «Историю против язычников» Орозия , привлекал «Иудейские древности» Иосифа Флавия (в лат. переводе), «Церковную историю» Евсевия Кесарийского (в лат. переводе Руфина Аквилейского ), «Хронику» Евсевия в переложении блж. Иеронима Стридонского , произведения Иордана и Флавия Магна Аврелия Кассиодора (см.: Goetz. 1984. S. 57-59; Ehlers. 2013. S. 166). В описании событий средневек. истории О. Ф. активно использовал «Хронику» мон. Фрутольфа из Михельсберга († 1103) с продолжением, написанным Эккехардом из Ауры († после 1125), а также труды своих вероятных учителей в Париже и Шартре - Гуго Сен-Викторского (после 1096-1141) и Гильберта Порретанского (ок. 1076-1154). Заметное влияние на творчество О. Ф. оказали «Хроника» Регинона Прюмского († 915), соч. «Деяния императора Конрада» (Gesta Chuonradi imperatoris), написанное Випоном, историографом кор. Конрада II (1024-1039, император с 1027), «Хроника» Германа Расслабленного († 1054), труды католич. богослова Беренгария (см. Беренгар Турский ), Манегольда из Лаутенбаха († между 1103 и 1119) и некоего Ансельма (вероятно, Ансельма Ланского (см. в ст. Ланская школа ); Chronica. 1912. P. 227; см.: Ehlers. 2013. S. 57-67, 166).

http://pravenc.ru/text/2581747.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Георгий Святогорец, Иверский, прп. - житие Преподобный Георгий Святогорец, Иверский (память 27 июня по старому стилю) Происходил из Иверии (Грузия), родился в 1009 (или 1014) г. и, по обету родителей, был посвящен Богу. С юных лет он воспитывался в монастырях, а в 1022 г. был отправлен в Константинополь, где в продолжение 12 лет тщательно изучал науки и получил прекрасное разностороннее образование. По возвращении в Грузию юноша принял монашество, хотя уже с юности вел монашеский образ жизни. Через некоторое время он отправился на поклонение святым местам Палестины. Три года пробыл св. Георгий в обителях на Черной горе (близ Антиохии), затем на Дивной горе, где от старца-затворника Георгия (U 1068 г.) принял в 30-летнем возрасте великую схиму и получил благословение отправиться на св. гору Афон. Преподобный Георгий прибыл на Афон в 1040 г. и продолжил работу над переводом богослужебных книг и творений святых отцов Церкви, начатую преподобным Евфимием Иверским (U 998 г.; память 13/26 мая). И поныне Грузинская Православная Церковь признает канонической и допустимой для церковного употребления только ту редакцию Священного Писания, которая принадлежит перу преподобного Георгия Иверского. Вскоре преподобный Георгий за свои великие подвиги, смирение и мудрость, против своей воли, был избран настоятелем Иверской обители. Для подтверждения права грузин на Иверский монастырь преподобный Георгий посетил Константинополь, где был принят императором Константином IX Мономахом (1042-1055 гг.) и получил от него жалованную грамоту. Пришлось защищать братию Иверского монастыря, заподозренную греками в неправославии, и перед патриархом Антиохийским Феодосием III (1057-1076 гг.). Преподобному Георгию удалось справиться не только с этой задачей, но и убедить Антиохийского первосвятителя в канонической законности автокефалии Грузинской Православной Церкви, сохраняющей апостольскую преемственность от святого апостола Андрея Первозванного (U 62 г.; память 30 ноября/13 декабря). Из Антиохии, по приглашению грузинского царя Баграта IV (1027-1072 гг.), преподобный Георгий отправился в Грузию.

http://pravicon.com/info-2056

Антониевы пещеры (Чернигов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… " minzoom " :false, " maxzoom " :false, " mappingservice " : " yandex " , " width " : " auto " , " height " : " 350px " , " centre " :false, " title " : " " , " label " : " " , " icon " : " " , " lines " :[], " polygons " :[], " circles " :[], " rectangles " :[], " copycoords " :false, " static " :false, " zoom " :15, " locations " :[], " imageoverlays " Антониевы пещеры Антониевы пещеры — пещерный комплекс XI—XIX века в Болдиных горах в Чернигове. На самом деле Антониевы пещеры имеют не два яруса, как принято считать, а четыре. По подтверждению участников спелео-археологической секции, другие два яруса существуют, но они не исследованы. С 1967 г. Антониевы пещеры и другие сооружения Троицко-Ильинского монастыря входят в состав архитектурно-исторического заповедника «Чернигов Древний». Содержание История [ править править код ] Антониевы пещеры были основаны как пещерный христианский монастырь князем Святославом Ярославичем (1027-1076) и Антонием Печерским (в миру Антипа) (983-1073) - церковным деятелем Древней Руси, одним из основателей Киево-Печерского монастыря, уроженцем Любеча. Монастырь первоначально назывался Богородичный (монастырь Божьей Матери). Летописец утверждает, что Антоний прибыл в Чернигов в 1069 году по приглашению князя Святослава Ярославича, после поражения восстания киевлян против князя Изяслава, спасаясь от гнева киевского князя Изяслава. Пришедший в Чернигов Антоний искал покоя и хотел уйти в затворничество, но возле его обители, как произошло при основании Подземные хода Киево-Печерской лавры, вновь стали селиться иноки. В Чернигове Антоний " возлюби Болдыню гору " , начал строительство пещерного комплекса, который составил основу древнего Ильинского монастыря. Антоний Печерский выкопал пещеру и с тех пор на Болдиных горах существует монастырь. Преподобный Антоний Печерский - основатель пещерного монастыря на Болдиных горах Как написано в Ипатьевской летописи: « И прислав Стьслав нощь поя Антония к Чернигову. Антоний же пришед к Чернигову и взлюби Болдину гору и ископав пещеру, и ту вселися, и есть монастырь святое Богородицы на Болдиных горах и до сих дни».

http://azbyka.ru/palomnik/Антониевы_пеще...

К южному фасаду Успенского собора по всей длине примыкает увенчанный двумя главами небольшой храм св. апостола Иакова, возведенный над могилой умершего 9 августа 1698 года Черниговского полковника Якова Лизогуба. В монастырском архиве сохранялся документ об освящении этого придела 14 сентября 1701 года. Впоследствии этот храм стал усыпальницей семьи Лизогубов. Богослужения тут совершались редко. В приделе помещались богатая монастырская ризница и библиотека с архивом монастыря до тех пор, пока сильный пожар 21 января 1869 года не превратил все это в пепел. С тех пор монастырская ризница была скудна. http://www.gorod.cn.ua/city_919.html Своим основанием Елецкий монастырь и Успенский собор обязаны, как гласит легенда, чудесному явлению иконы Божией Матери. Достоверных сведений о том не сбереглось. Сохранилось лишь народное предание, записанное в XVII столетии елецким архимандритом Иоанникием (Голятовским). Согласно ему, образ Пресвятой Богородицы явился на ели в сиянии - " променями светлыми як огнем оточеный " , благодаря чему и чудотворную икону, и монастырь стали именовать Елецкими. " Кто на том дереве еловом, - продолжает о. Иоанникий, - образ Матери Божией поставил, чи по Божьему напутствию человек, чи ангел, того не ведать, однако известно, что той образ знайденый за князя Черниговского Святослава Ярославича " . Именно Святослав Ярославич (1027-1076), третий сын Ярослава Мудрого, окончивший свои земные дни на киевском великокняжеском столе, почитался всегда как основатель Елецкой обители и соответствующим образом поминался в её синодике. Долгое время считалось, что Святослав был строителем и каменного Успенского собора в монастыре. Писал об этом, в частности, о. Иоанникий (Голятовский): " Святослав Ярославич мурованную церковь Пресвятой Богородицы Елецкой збудова... як в Кыеве Печерская, так в Чернигове Елецкая церковь " . В свете той информации, которую мы имеем о постройке Успенского собора Киево-Печерского монастыря, сообщение Голятовского выглядит странно. Из его текста следует, что киевский собор послужил образцом для черниговского, однако известно, что первый из них как раз и строился при князе Святославе, когда он взошёл на великое княжение.

http://sobory.ru/article/?object=05567

1027 Главы о знании I,19. 1028 II/8,2. 1029 I/80 (394)=B40 (304). 1030 I/18 (76)=B27 (201). 1031 Главы о знании III,46. 1032 Исаак пользуется терминологией Евагрия. 1033 Ср. 1 Кор. 7:31. 1034 Т. е. мира сего. 1035 Главы о знании III,9. 1036 II/10,20. 1037 I/66 (346)=B12 (123). 1038 Ср. Ин. 14:2. 1039 I/58 (311)=B6 (86—87). 1040 В Царстве Небесном. 1041 Мф. 25:31—33. 1042 I/58 (311—312)=B6 (88). 1043 1 Кор. 2:9. 1044 Ин. 6:33. 1045 I/83 (397)=B43 (316—317). 1046 I/18 (76)=B27 (201—202). 1047 B26 (189). Т. е. не на то, что его естество было изначально порочным. 1048 1 Кор. 15:55. 1049 1 Кор. 15:28. 1050 Ср. 1 Кор.15:53—55. 1051 I/91 (431—432)=B50 (358—359). 1052 См. цитату в Главе I. 1053 II/39,2. 1054 II/39,2. 1055 II/39,3. 1056 Букв. «дом Адама». 1057 II/39,4. 1058 Фрагменты на Книгу Бытия (PG 66,637). 1059 II/39,5. 1060 II/39,6. 1061 Феодор Мопсуестийский. Против говорящих, что грех свойственен природе. 1062 Диодор Тарсийский. О Промысле 5—6. 1063 Мнения Феодора и Диодора. 1064 II/39,14. 1065 II/39,15—16. 1066 II/39,17. 1067 II/39,20. 1068 II/39,21—22. 1069 II/40,1. 1070 II/40,4. 1071 Т. е. геенна. 1072 II/40,5. 1073 Геенна. 1074 II/40,7. Ср. Лк. 15:7; 10. 1075 II/40,8—11. 1076 Ср. Лк. 18:14. 1077 Ср. Мр. 12:42—43. 1078 Т.е. разбойником. Ср. Лк. 23:40—43. 1079 II/40,12. 1080 II/40,13—14. 1081 II/41,1. 1082 Ср. О началах 3,5,3. 1083 Характерна формулировка Константинопольского Собора 543 г.: «Кто утверждает предсуществование душ и находящийся с ним в связи апокатастасис…» См. Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы IV века. Париж, 1937. С. 188. 1084 1 Тим. 2:4. 1085 1 Кор. 15:28. 1086 Напротив, VI Вселенский Собор включил его имя в число «святых и блаженных отцов», а VII Вселенский Собор назвал его «отцом отцов». Что же касается Константинопольского Собора 543 г. и V Вселенского Собора, на которых был осужден оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно Отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Если в случае триадологических фрагментов комментарии участников собора выглядели более или менее убедительно, то в данном случае их все же скорее можно считать придирками. В первом фрагменте судьи усмотрели арианскую ересь, поскольку Итал использовал выражение «имел всегда» 1027 . Очевидно, что раз в тексте идет речь о превечном рождении, то данное выражение можно понимать только метафорически, тем более что в неоплатонической философии время возникает только на уровне Души, тогда как первая эманация является вневременной. Во втором фрагменте Иоанн Итал, по мнению судей, погрешил тем, что использовал аполлина-ристскую формулу «не человек богоносный, а Бог плотоносный», ложный смысл которой раскрыл в одном из сочинений Григорий Богослов 1028 . Однако то, что Итал не вкладывает в нее никакого апол-линаристского смысла, видно из слов первого фрагмента: «…плоть и разумную душу воспринявшего». Формула заимствована Италом у Михаила Пселла 1029 и явно направлена против несторианского понимания боговоплощения. Таким образом, единственным источником по христологии Пселла является один из анафематизмов против Иоанна Итала 1076 г. Ана-фематизм звучит так: Тем, что всецело стремятся ввести какое-либо изыскание или учение неизреченному воплощенному домостроительству Спаса нашего и Бога, искать, каким образом Сам Бог-Слово соединился человеческому смешению и принятую плоть обо-жил согласно некоему слову, и тем, что используя диалектические выражения «природа» и «положение» (c))uaiv ka10eaiv) берутся спорт о сверхприродном обновлении природ Бога и человека, – анафема! 1030 Из текста анафематизма следует, что слова фистк; и Эестк; употреблялись Италом как термины, заимствованные именно из философского источника, однако не очень ясно, что же это за источник. В качестве вероятных источников можно указать, во-первых, на комментарий Аммония Александрийского к трактату Аристотеля «Об истолковании» и, во-вторых, на толкование Прокла к платоновскому «Кратилу». Оба автора сходятся в том, что истинные имена даются как по природе, так и в соответствии с вечными Божественными установлениями, и потому в конечном итоге именование посредством фистк; и посредством Эестк; – одинаково, за исключением тех случаев, когда речь идет об именовании разрушимых вещей 1031 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Киевский трон занял другой сын Владимира, Ярослав Мудрый (978 — 1054), сделавший для Русской Церкви не меньше, чем его отец — но уже на поприще просвещения и укрепления христианства на Руси. Человек широких взглядов, опытный правитель, тесно связанный брачными узами с европейскими государями, Ярослав стремился к упрочению христианства в Киевском государстве и достижению культурного уровня Византии и Западной Европы. Просвещение было жизненно необходимо для Руси, так как она имела очень молодую и неразвитую культуру. Ее удаленность от духовных и экономических центров мира создавала печальную перспективу замкнутости и одичания. Поэтому Ярослав налаживал связи со всеми странами, тепло принимал послов, старался перенять все достижения христианских цивилизаций, особенно заботясь о распространении духовной литературы. Из южнославянских стран стали прибывать священники — греки, болгары, сербы. Они привозили с собой церковную утварь, древнюю религиозную литературу, богослужебные книги, которые начали переводить на славянский язык. Появились книжники, специализировавшиеся на переписывании книг. Одновременно народ начали обучать грамоте — христианская Церковь стала просветительницей Руси. Ярослав основал большую публичную библиотеку. К его времени относится древнейшая русская рукопись Евангелия (так наз. Остромирово Евангелие). Он выдавал специальные пособия священникам для проповеди народу, создал школу для боярских детей. Просветительское дело Ярослава продолжил его сын Святослав II (1027–1076), который издал «Изборник» — книгу, составленную из переводов на славянский язык отрывков из произведений Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Августина, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и других Отцов Церкви. Не меньшая заслуга принадлежит Ярославу Мудрому в деле становления русской правовой системы. Введение христианства сыграло огромную роль для изменения нравственного состояния народа, ранее жившего языческими представлениями о добре и зле. Нормы древнерусского права в их христианском переосмыслении становились нормами права церковного. Ряд таких норм по своей гуманистической природе превосходил даже византийские аналоги — например, законы о браке, убийстве, оскорблении. Такие правила были введены еще Владимиром, но в наиболее полном и детальном виде они сформулированы в так называемом Уставе Ярослава, одним из авторов которого был Иларион — первый русский митрополит. Становление Церкви на Руси. Христианская культура и искусство

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

После года послушничества преподобный Георгий в 1042 году был рукоположен в сан иерея и назначен старшим иеромонахом при соборном храме. Он исполнял также обязанности регента. Свободное от богослужений время святой посвящал переводческой деятельности и поэтическому творчеству. Афонские песнопения преподобного Георгия Иверского, в частности знаменитый «Вечерний звон» (перевод на русский язык И. И. Козлова), были впоследствии переведены на многие европейские языки. После кончины игумена Иверского монастыря Стефана Хартуляри преподобный Георгий был в 1044 году избран новым настоятелем (трижды жребий указал на него). Попечением нового игумена был перестроен и укреплен соборный храм обители в честь Успения Пресвятой Богородицы и подтверждены права Грузии на Иверский монастырь. С этой целью преподобный Георгий посетил Константинополь, где был принят императором Константином IX Мономахом (1042–1055) и получил от него жалованную грамоту. Вернувшись в Иверскую обитель, преподобный оставил после себя настоятелем Георгия Олтисели и отправился на Черную гору, близ Антиохии. Вероятно, он вынужден был это сделать, чтобы оправдать перед патриархом Антиохийским Фeoдocueм III (1057–1076) братию Иверского монастыря, заподозренную греками в неправославии. Преподобному Георгию удалось справиться не только с этой задачей, но и убедить Антиохийского первосвятителя в канонической законности автокефалии Грузинской Православной Церкви, сохраняющей апостольскую преемственность от святого апостола Андрея Первозванного. Из Антиохии, по приглашению грузинского царя Бarpama IV (1027–1072), преподобный Георгий отправился в Грузию. В Грузии он провел пять лет: учил народ словом и делом, помогал благоустроению церковной жизни и внедрял свои переводческие труды. Благодаря их высоким научным и литературным достоинствам они были признаны Грузинской Церковью образцовыми. Заботясь о духовном просвещении страны, преподобный Георгий отобрал 80 грузинских юношей и отправился с ними на Афон, чтобы отдать их в основанное им же училище. По дороге он посетил Константинополь. Несмотря на уговоры учеников отложить посещение императора, поскольку преподобный Георгий занемог, он, будучи извещен свыше о своей предстоящей кончине, поторопился представить императору Константину Х Луке (1059–1067) своих учеников и получил грамоту на их обучение в Афонском училище.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

9 января в день памяти священномученика Тихона (в миру Василия Варсонофьевича Никанорова, 1885 - 1919) мы вспоминаем Великого князя Киевского Святослава Ярославича (1027-1076), сына Ярослава Мудрого и поэта Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878). Николай Алексеевич Некрасов, выдающийся русский поэт, родился 28 ноября 1821 г. в с. Синьки Подольской губернии. Его отец - помещик, отставной майор Алексей Сергеевич Некрасов имел суровый нрав. Мать Некрасова - Елена Андреевна, была умной и образованной женщиной, человеком доброй души с чутким и отзывчивым сердцем. Впоследствии поэт в своих произведениях очень часто с любовью и благоговеньем воскрешал образ матери. В 1832 г. Н.А.Некрасов поступил в Ярославскую гимназию, где увлекся театром и литературой. В 1838 г. он отправился в Петербург, где записался вольнослушателем на филологический факультет Петербургского университета, вопреки воле отца, который желал, чтобы его сын поступил в военную академию. Отец лишил Некрасова всяческой материальной поддержки, и будущему поэту приходилось подрабатывать, чтобы зарабатывать себе на пропитание. Первая публикация стихов Некрасова «Мечты и звуки» был встречен резкой критикой. В 1847 г. стал редактором журнала «Современник» и оставался в этой должности до закрытия журнала в 1866 г. Вокруг «Современника» объединились лучшие литераторы России середины XIX века. В журнале публиковались произведения Тургенева, Гончарова, Толстого. В число самых известных произведений Н.А.Некрасова входят поэмы «Коробейники» (1861 г.), «Мороз, Красный нос» (1864 г.), «Русские женщины» (1871-72 гг.), «Кому на Руси жить хорошо» (1866-76 гг.), в которых дана многообразная картина русского общества, прежде всего крестьянства с его вековечной мечтой о всеобщем счастье. Скончался в Петербурге 26 декабря 1877 г. Священномученик Тихон (в миру Василий Варсонофьевич Никаноров) родился 30 января 1855 г. в семье псаломщика в селе Кирюга Новгородской губернии. Уже в детстве проявилась его склонность к созерцательной, уединенной, молитвенной жизни. Образование он получил в Новгородской Духовной семинарии, а в 1881 г. поступил в С.-Петербургскую Духовную Академию. В 1884 г. он назначается на должность инспектора Новгородской Духовной семинарии, вскоре принимает монашество с именем Тихон и становится иеромонахом. 6 декабря 1888 г. ему было пожаловано игуменство, а с 25 декабря 1890 г. игумен Тихон становится ректором Новгородской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита и поручением настоятельства.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/05/et...

В июне он вернулся в Г., оставив маркграфа Тедальда Каносского и еп. Льва Верчелльского защищать интересы империи. Конфликт по поводу кандидатуры нового папы, вспыхнувший после смерти папы Римского Сергия IV (1012), заставил Генриха II отправиться в Италию в 1013 г. и поддержать гр. Теофилакта, в результате избранного папой и принявшего имя Бенедикт VIII . 14 февр. 1014 г. папа Бенедикт VIII провел имп. коронацию Генриха II в Риме. Описание церемонии содержит первое на Западе упоминание о т. н. Reichsapfel (державе - золотом шаре с крестом наверху) в числе имп. инсигний. Восстание, поднятое рим. патрицианским родом Кресцентиев, заставило императора покинуть Рим. Весной 1020 г. папа Бенедикт VIII прибыл в Бамберг, надеясь на помощь императора в борьбе против визант. влияния в Юж. Италии. Его присутствие на торжественном праздновании Пасхи в новом соборе святых Петра и Георгия и заключенные с императором соглашения (в частности, о передаче Бамбергского еп-ства и аббатства Фульда в папское управление) должны были обеспечить особое положение новому еп-ству. В кон. 1021-1022 г. Генрих II с войском вновь вторгся в Италию и оттеснил византийцев от границ Папского гос-ва. Со смертью Генриха II прервалась Саксонская династия. При поддержке архиеп. Арибо Майнцского 4 сент. 1024 г. королем был избран Конрад Старший из Салической (Франконской) династии и коронован в Майнце с именем Конрад II (1024-1039, император с 1027). В 1026 г. Конрад II добился признания наследником своего малолетнего сына Генриха, к-рый в 1028 г. был коронован герм. королем. Конрад также стремился передать герм. герц-ства в руки королевского семейства: в 1027 г. по его требованию герцогом Баварии был избран его наследник, Генрих, ставший в 1038 г. и герцогом Швабии. Итал. политика Конрада II была направлена на восстановление герм. влияния в Италии, пошатнувшегося со смертью Генриха II (жители Павии сожгли в городе королевский дворец). В 1026-1027 гг. Конрад II предпринял 1-й поход в Италию. В Милане он получил от архиеп.

http://pravenc.ru/text/164803.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010