Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОРОВСКАЯ ПСАЛТИРЬ (ГИМ. Увар. 285), среднеболг. рукопись (с дополнениями) 1-й пол. (1-й четв.?) XIV в., выдающийся памятник среднеболг. каллиграфии и книжного искусства. Содержит 267 пергаменных листов (22,6×15,6 см). Название памятнику дал И. И. Срезневский в честь гос. деятеля А. С. Норова, к-рый во время путешествия по Востоку в 1834-1835 гг. обнаружил его в Юстиниановой башне мон-ря св. Саввы Освященного в Палестине и выкупил. В кодексе сохранились экслибрис Норова и, как полагают, его запись на нижнем поле л. 2а: «Псалтырь приобретена в монастыре св. Саввы в Палестине. 1835. Апрель. 16». История рукописи до ее обнаружения Норовым не прослеживается. По гипотезе А. Х. Востокова , кодекс принесли слав. паломники ( Востоков. 1836. С. 529-530), но А. А. Турилов полагает, что Н. П. «писалась если и не непосредственно в Святой Земле, то как вклад в один из палестинских монастырей» ( Турилов. 2012. С. 314). Позже, подобно др. слав. рукописям, приобретенным Норовым в Палестине, Н. П. оказалась в собрании А. С. Уварова , о ее покупке свидетельствует запись скорописью XIX в. на переплетном листе: «Псалтырь куплена у А. С. Норова на пергаменте, 267 листов, XIII века». После 1917 г. в составе Уваровского собрания рукопись поступила в ГИМ. Первое сообщение о Н. П. опубликовал в 1836 г. Востоков, и впосл. она неоднократно привлекала внимание исследователей. В 1989 г. группа ученых из Ин-та славяноведения РАН (Е. В. Чешко, И. К. Бунина, В. А. Дыбо, О. А. Князевская, Л. А. Науменко) в сотрудничестве с Ин-том болгарского языка БАН (К. Мирчев, Д. Иванова-Мирчева) после археографического, палеографического, филологического анализа осуществила научное издание памятника. Все исследователи (В. Н. Щепкин, П. А. Лавров, Б. Цонев, М. В. Щепкина, Чешко и др.) единодушно считают рукопись восточноболгарской. В. А. Дыбо на основе анализа акцентной системы текста локализует ее севернее и, возможно, восточнее региона распространения диалектов тырновской группы. По поводу времени создания Н. П. высказывались разные мнения: XIII в. (Востоков), кон. XIII в. (Щепкин, Лавров), 3-я четв. XIV в. (В. А. Мошин ). Датировку 1-й пол. (до 40-50-х гг.) XIV в., предложенную Князевской, уточнил Турилов, ограничив период написания рукописи «если не 1310-ми - нач. 1320-х гг., то первой четвертью XIV в.» ( Турилов. 2012. С. 314). Ему же принадлежит и атрибуция Н. П. писцу софийского Служебника (НБКМ. 590) и Загребской Псалтири (ХАЗУ. III.a.49), яркому представителю тырновской книгописной школы 1-й четв. XIV в. К почерку того же книжника близок 5-й почерк Норовского евангелия (ГИМ. Увар. 480-F; см.: СКСРК, XIV. C. 389). Также этот писец, как было установлено К. Ивановой , участвовал в создании в сер. 10-х - нач. 20-х гг. XIV в. среднеболг. Требника (1-й и 3-й почерки; Jer. Slav. 12) болгарскими и сербскими книжниками-паломниками для монастыря Архангелов в Иерусалиме ( Иванова. 2010).

http://pravenc.ru/text/2577965.html

Архангельско-Холмогорская епархия: 10 лет со дня возрождения 4 февраля 2006 г. 15:55 Начало распространения христианства на Севере России и в Поморье (Двинской земле) относится приблизительно к кон. XIV в. Основную роль в христианизации этих территорий сыграли монастыри (наиболее древние — Архангельский во имя архангела Михаила и Корельский во имя свт. Николая Мирликийского — основаны в кон. XIV - кон. XV в.) Приблизительно с кон. XIV в. Двинская земля (Заволочье) была подчинена Новгородской кафедре. Со вт. пол. XV в. вост. часть Двинской земли (по Пинеге и Мезеня до Печоры), а также основанный в 1584 г. г. Архангельск (Новохолмогоры), входили в состав Митрополичьей (с 1589 г. Патриаршей) области. В 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-84 и 1613-17 гг. Двинские земли, входившие в состав Новгородской епархии (по рр. Двине и Ваге), были подчинены Вологодской кафедре. Проект образования отдельной епархии на севере России был утвержден на московском Соборе 1666-1667 гг. Холмогорская и Важская епархия учреждена постановлением Собора 1681-82 гг., в ее состав вошла сев.-вост. часть территории Новгородской митрополии от р. Онеги до рр. Колва и Уса (притоки р. Печоры); в том числе гг. Холмогоры и Архангельск с уездами, Кевроль, Мезень, Кола, Пустозерск, Вага, четверти Важского присуда с Устьяновскими волостями, Соловецкий монастырь с вотчинами и Анзерским скитом. В кон. XVII в. на территории епархии находилось приблизительно 218 храмов. Структура органов управления епархии, созданных после ее учреждения, соответствовала системе, сложившейся в Русской Церкви после соборов 1667 и 1674-75 гг. Органами центрального управления были приказы: Судный (Духовных дел или Разряд) — высший административный и судебный орган епархии во главе с судьей духовных дел (духовное лицо), приказным (светским) и 2 дьяками; Казенный во главе с казначеем (монашествующим) и 1 дьяком. Органы местного управления: поповские старосты и десятские священники. Верховный надзор над духовенством десятин епархии осуществлялся протопопами соборов крупных городов. Особенностью епархии являлось ограничение фискальных полномочий поповских старост сбором неокладных пошлин и ежегодная посылка чиновников приказов (духовных и светских) для сбора церковной дани с наделением их судебными полномочиями.

http://patriarchia.ru/db/text/81087.html

(ПСТГУ, ЦНЦ ПЭ) В статье впервые публикуется самый ранний известный текст славянского перевода византийских чинов рукоположений. Этот текст важен как для исследователя самих чинов, так и для историка Русской Церкви. Как показывает сравнение с греческими оригиналами, представленная в переводе редакция чинов близка к византийской редакции XIII–XIV в. Чины рукоположений в церковные и священные степени составляют важную часть церковного предания. Различным аспектам исследования византийских чинов рукоположений посвящены отдельные главы в классических трудах Петра Аркудия 1 , Якова Гоара 2 и Иоанна Хаберта 3 , а также работы И. Морина 4 , А.А. Дмитриевского 5 , А. И. Неселовского 6 , П. Трембеласа 7 , М. Арранца 8 , А.М. Пентковского 9 и других. Этими исследователями были выявлены основные этапы формирования византийских чинов поставлений и бытования их в рукописях, богословские и текстологические аспекты их изучения. Славянские переводы чинов хиротоний исследовались в меньшей степени. Среди уже упомянутых исследований эта тема поднимается только у А.А. Дмитриевского и А.И. Неселовского 10 ; помимо указанных работ из значимых публикаций эта тема затронута лишь в посвященных древнерусскому богослужению книге Н.М. Одинцова 11 и трудах А.А. Дмитриевского 12 . В частности, в работах Неселовского и Одинцова неоднократно упоминается самый ранний из дошедших до нас списков славянского перевода чинов поставления – РНБ 13 . Соф. XIV в., однако текст этого древнейшего сохранившегося перевода вплоть до настоящего времени издан не был. Мы решили восполнить этот пробел и предлагаем указанный текст вниманию читателя. Требник РНБ. Соф. представляет собой пергаменную рукопись (22 Ч 15, 5 см; 105 листов), писанную красивым уставом одной руки. Правописание древнерусское; почерк близок к почерку Служебника Соф. XIV в., а также к Минеям, писанным «паробком Симеоном» для архиепископа Новгородского св. Алексия в 709е гг. XIV в. Рукопись происходит из Антониева монастыря, куда, возможно, была помещена изначально – в пользу монастырской принадлежности рукописи говорит набор монашеских последований (чины постригов в малую и великую схимы и отпевания монахов), занимающих большую часть ее объема.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ [Грозные Очи] (кон. XIII - нач. XIV в., Ярославль? - 1345, там же?), св. блгв. кн. ярославский (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), старший сын блгв. кн. Давида Феодоровича , внук блгв. вел. кн. Феодора Ростиславича Чёрного и кнг. Анны. О первых годах самостоятельной жизни В. Д. известно благодаря родословным книгам XVI-XVII вв. В одной из наиболее ранних и авторитетных родословных росписей потомков ярославских князей, входящей в состав Летописной редакции родословных книг 40-х гг. XVI в., отмечено, что «у князя Давыда были два сына: князь Василей, прозвище ему Грозной, да князь Михайло. А князь Василей служил в Орде, а был на большом княжении на Ярославском» (Новые родословные книги XVI в. С. 101). Успешной карьере В. Д. при дворе хана Узбека (1313-1342) в кон. 10-х - нач. 20-х гг. XIV в., очевидно, способствовали его родственные связи - бабка В. Д. кнг. Анна, 2-я супруга вел. кн. Феодора Ростиславича, происходила из правившей в Орде династии Чингизидов. Время вокняжения В. Д. в Ярославле неизвестно, по-видимому, это произошло в 20-х гг. XIV в., после кончины кн. Давида Феодоровича († 1321). Ярославское княжество было в то время весьма обширным, что давало возможность князю вести независимую политику. В. Д. был женат на Евдокии, дочери московского вел. кн. Иоанна Даниловича Калиты . В. Д. впервые упоминается в летописях под 1339 г., когда он, как один из наиболее влиятельных рус. князей, был вызван в Орду. Ярославский князь отправился туда вместе со своим двоюродным братом белозерским кн. Романчуком Михайловичем и правителем Твери блгв. вел. кн. Александром Михайловичем , соперником московского князя. Новгородская I летопись сообщает о том, что Иоанн Калита, не желая видеть своего влиятельного зятя в Орде, выслал навстречу В. Д. отряд в 500 чел. Однако перехватить ярославского князя им не удалось, и он благополучно прибыл ко двору хана Узбека.

http://pravenc.ru/text/150797.html

Сильвестр Сиропул Предисловие Автор Сильвестр Сиропул был представителем того же (последнего) поколения византийцев, что и св. Марк Эфесский , Виссарион Никейский, Георгий- Геннадий Схоларий и Иоанн Евгеник 1 . Он стал свидетелем последних десятилетий византийской истории, участником Флорентийского собора (который и описал в своих «Воспоминаниях»), был в Константинополе во время его захвата турками, а в последующем принимал участие в восстановлении церковной жизни при туркократии. Он родился до 1400 г. в Константинополе и умер там же в 1464 г. 2 Большую часть своего служения в Патриархии он являлся диаконом, великим экклезиархом и дикеофилаком, и как раз в последнем качестве был членом православной делегации на Ферраро-Флорентийском соборе, где и подписал его орос. После возвращения из Италии в Византию Сиропул присоединился к православному сопротивлению во главе с Марком Эфесским и, чуть позднее, Геннадием Схоларием . Его «Воспоминания» о Соборе были написаны, скорее всего, вскоре после 1443 г., а их вторая редакция была произведена около 1461 г. После падения Империи ему довелось стать третьим Патриархом Константинополя с именем Софроний, после Геннадия (Схолария и Исидора. Годы его правления – 1462–1464. Фамилия Сиропул известна в Византии с середины XI в. Она является патронимом, составленным из этнонима Σρος (сириец) и суффикса –πουλος. Что касается Сильвестра, то вряд ли можно говорить о недавнем происхождении его семьи из византийской Сирии, так как все, что о ней известно, относится уже к Константинополю. В середине XIV в. известно о двух людях с такой фамилией, занимавших важные места на государственной службе и, вероятно, являвшихся предками Сильвестра. Это пансеваст Евгений, участвовавший с 1318 по 1332 гг. во множестве византийских дипломатических миссий на Западе, и Серафим, претор димы и служащий столичной таможни 3 . Во второй половине XIV в. Сиропулы были уже связаны с Великой церковью. О своих родителях Сильвестр говорит в «Воспоминаниях», что «я рожден, вскормлен и воспитан, по благодати Божией, замечательнейшими родителями и церковными учителями... Я всегда научался от них и от других знающих и удивительных людей, которых я застал и видел на родине» 4 . Иоанн Евгеник, обращаясь к Сиропулу, называет его «ερν ερν γονων… βλστημα» – «священное чадо священных родителей» 5 . В. Лоран не сомневается в том, что отцом Сильвестра был Иоанн Сиропул, известный при Великой церкви по актам Константинопольского Патриархата в 90-е гг. XIV в. как протэкдик – с 1396 г., сакелларий – с 1400 г. и великий скевофилак с конца 1400 г. и дальше. О нем известно также, что к 10 января 1399 г. он женился вторым браком на Марии 6 . Скорее всего, это и были родители Сильвестра. Датой его рождения является, вероятно, 1400 г., а имя Сильвестр, весьма экзотическое для Византии того времени, вполне вписывалось в ряд редких, но принятых в семье Сиропулов имен, таких как Христофор, Варфоломей, Серафим и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ [Лат. Marsilius Patavinus, Marsilius de Padua] (80-е гг. XIII в., Падуя - до 10.04.1343, Бавария), средневек. политический мыслитель, автор трактата «Защитник мира» (Defensor pacis), в к-ром представил радикальную для своего времени трактовку взаимоотношений светской и духовной властей: отвергал сложившуюся церковную иерархию и отрицал правомерность наличия у католич. Церкви политической власти. Жизнь Род. в семье Майнардино, представители к-рой в XII-XIV вв. были судьями и нотариусами в Падуе. По окончании фак-та свободных искусств Парижского ун-та в 1313 г. в течение нескольких месяцев исполнял там должность ректора. Затем вернулся в Падую, где стал каноником кафедрального собора. В 1316 и 1318 гг. получил от папы Римского Иоанна XXII 2 церковных бенефиция. В это время подружился с поэтом и историком Альбертино Муссато, также был знаком с врачом и философом Пьетро д " Абано. Падение гвельфского (см. Гвельфы ) правительства в Падуе в 1318 г. и фактическое упразднение там коммуны заставили М. П. бежать из города. Он неожиданно перешел на сторону гибеллинов, противников папы Иоанна XXII,- Кангранде делла Скала, правителя Вероны, и Маттео Висконти, синьора Милана. По их поручению в 1319 г. М. П. отправился к французскому принцу Карлу (впосл. кор. Карл IV) с предложением встать во главе гибеллинской лиги. Потерпев неудачу, вернулся в Парижский ун-т, где получил степень бакалавра медицины. В нач. 20-х гг. XIV в. имел врачебную практику в Париже, одновременно приступил к занятиям на теологическом фак-те. 24 июня 1324 г. М. П. закончил работу над своим главным трудом - трактатом «Защитник мира». Неизвестно, распространялся ли трактат анонимно; под своим именем автор обнародовал его только 2 года спустя. По всей видимости, между 1324 и 1326 гг. М. П. вместе с другом Жаном де Жандёном бежал из Парижа, взяв в долг у университетских магистров крупные суммы, которые впосл.

http://pravenc.ru/text/2562404.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Андроник Московский. Икона. Кон. ХХ в. (20-е гг. XIV в.?, Ростов - 13.06.1373 ?, Москва, Спасский мон-рь), прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых), основатель Андроникова московского мон-ря . Основные сведения об А. М. содержатся в житии прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях) и в житии свт. Алексия , составленных иером. Пахомием Логофетом . Наиболее полный рассказ об А. М. помещен во 2-й (по классификации Б. М. Клосса ), или в 1-й (по классификации Н. С. Тихонравова ), редакции жития прп. Сергия. В ней говорится, что А. М., как и прп. Сергий, был родом из Ростова. В юном возрасте он пришел к преподобному и стал умолять, чтобы тот облек его в иноческий образ. Прп. Сергий постриг юношу с именем Андроник, произошло это, по-видимому, не ранее 1353 г. А. М. любил безмолвие, и прп. Сергий повелел ему жить одному в келье. Проведя годы в послушании у прп. Сергия (в одной из редакций сказано, что А. М. был в послушании 10 лет, но числа кратные 10 часто встречаются в пахомиевских редакциях жития прп. Сергия, отражая приблизительность расчетов), А. М. решил основать свой мон-рь, но до времени откладывал свое намерение. Однажды прп. Сергия посетил митр. Алексий «ради обычного благословения и беседы» и попросил отпустить с ним в Москву А. М. для создания нового мон-ря. Преподобный нашел место для обители на р. Яузе, «недалече града», т. е. Кремля. По свидетельству жития свт. Алексия, А. М. стал игуменом мон-ря при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче , т. е. до 13 нояб. 1359 г., когда вел. князь скончался; т. о., основание мон-ря можно отнести ко времени ок. 1357-1358 гг. В это время А. М. было не меньше 30 лет - возраст, необходимый для поставления в настоятели; следов., примерным временем рождения А. М. является кон. 20-х гг. XIV в. В Андрониковом мон-ре со времени его основания был принят общежительный устав. Через нек-рое время прп. Сергий навестил своего ученика и благословил новоустроенную обитель. Будучи игуменом, А. М. жил в воздержании и молитве, оставался кротким и смиренным, к нему приходили издалека, «от иных стран», чтобы получить благословение; братия обители умножалась и преуспевала в духовной жизни. Предузнав свое преставление к Богу, А. М. вручил паству своему ученику прп. Савве . Во 2-й редакции жития прп. Сергия (по классификации Тихонравова) указан день преставления А. М.- 13 июня ( Тихонравов. Отд. 2. С. 64).

http://pravenc.ru/text/115424.html

Указатель рисунков Рис.1 Икона Б. М. в ц. Св. Марии Новеллы во Флоренции, в капелле Ручеллаи, фот. Андерсона Рис.2 Чудотворная икона Б. М. в абб. Монте-Верджине бл. Авеллино в Ю. Италии      Рис.3 Мозаическое изображение «Рождества Х-ва» в ц. St. М. del Ammiraglio (Марторана), в Палермо             Рис.4 Мозаика, работы мастерской Каваллини, в ц. Св. Марии в Транстевере, в Риме, 1290 годов        Рис.5 Фреска нач. XIV в. в ц. Св. Франциска в Ассизи, фот. Андерсона 15340. Рис.6 «Рождество Х-во» на иконе Нац. Галл. (Корсиниевской) в Риме, XIV в., фот. Алинари 27442   Рис.7 Складень греко-итальянской иконы «Материалы Η. П. Лихачева», т. LXXX, 141.) Рис.8 «Рождество Христово» – фреска собора м. Ставроникитского на Афоне, 1789 г.                Рис. 9. Икона «Рождества Христова» греко-итальянской школы (« Материалы Η. П. Лихачева». LXIII, 103) Рис. 10 Икона «Рождества Христова» в приделе Московского Благовещенского собора Рис. 11. Явление Господа М. Магдалине – тябло иконы Б. Рис. 12. Икона «Явление Господа М. Магдалине» греко- итальянской школы («Материалы», LXVI, 106) М., письма Дуччио в Сиене. Рис. 13. Икона Б. М. в соборе Старой Руссы. Рис. 14. Статуэтка Мадонны с Младенцем, держащим птичку, в Муз. Лувра, Алинари 22240. Рис. 15. Икона Б. М. письма Спинелло Аретино 1391 г. в Акад. галл. Флоренции, фот. Алинари 1620. Рис. 16. Икона письма Таддео Бартоло в Пинакотеке Перуджии, 1403 г., фот. Андерсона 15728 Рис. 17 Снимок с оригинала Чуд. иконы «Коневской» Б.М. Рис. 18. Икона «Коневской» Б. М. в ризнице Тр.-Сергиевой Лавры, 3, по фот. Фишера. Рис. 19 Перевод иконы Коневской Б.М. из Филим. Собрания. Рис. 20 Прорись «Коневской иконы Б.М. (левая) в собр. бр. Чириковых Рис. 21. Мозаика на фасаде ц. St. Maria in Transtevere в Риме, 1145–1153 гг. Рис. 22. Стенное изображение Б. М. Млекопитательницы в кап. Скровеньи в ц. Мадонны делл’Арена в Падуе. Алинари 19439. Рис. 23. Икона Б. М. «Млекопитательницы», Джиоттовской школы конца XIV в. в Нац. Галл. Рима, фот. Алинари 27444. Рис. 24. Греко-итальянская икона «Млекопитательницы» в отд. Ват. Пинакотеки 280.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФРОСИН († после 1460), прп. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Тверской, Оршинский, Савватиевский, мон. Савватиева мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Савватиева пуст., ныне дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.). Основным источником сведений о Е. является 10-я гл. духовной грамоты прп. Иосифа Волоцкого «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже во Рустей земли сущих». Прп. Иосиф приводит сведения о Е., рассказывая о своей встрече со святым зимой 1459/60 г., когда прп. Иосиф недолгое время (до февр. 1460) жил в Савватиевом мон-ре. По свидетельству прп. Иосифа, Е. был «родом князь тепринский», по-видимому из тверских служилых землевладельцев. Прозвище, вероятно, не родовое, по владению. Дер. Тепра Большой половины Задубровской слободы Кашинского у. названа в грамоте царя Иоанна IV Васильевича тверскому Афанасиевскому жен. мон-рю (на Песках) от 15 февр. 1555 г. В грамоте подтверждаются судебные и налоговые льготы обители в отношении ее владений, прежних и новоприобретенных, в частности дер. Тепры, купленной монастырем между 10-ми и нач. 40-х гг. XVI в. у неизвестного владельца ( Кучкин В. А. Жалованная грамота тверскому Афанасьевскому мон-рю 1555 г.//ИА. 1960. 1. С. 220-224). На рубеже XIV и XV вв. Е. принял постриг (прп. Иосиф свидетельствовал, что к 1459/60 Е. прожил в монашеских подвигах 60 лет), вероятнее всего в Савватиевом мон-ре, став одним из первых его насельников (обитель основана не ранее 90-х гг. XIV в., в 1764 упразднена, храм стал приходским). С большой долей уверенности можно предположить, что духовным наставником Е. был основатель обители прп. Савватий Тверской († не позднее 1434). Через некоторое время Е. покинул Савватиев мон-рь, где его безмолвную жизнь нарушали множество людей, шедших к нему за духовным наставлением, и удалился в новгородские пределы, на остров «на великом озере Невском» (очевидно, в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь ), где «доволна лета поживе». Однако и там подвижник не нашел полного безмолвия и вернулся в Савватиев мон-рь. Он поселился «в Саватиеве пустыни... во отходе», т. е. в отшельнической келье неподалеку от монастыря (на этом месте - в «Пустыньке» - в лесу, в полукилометре от бывш. Савватиева мон-ря, сохр. колодец и полуразрушенная пещера, где жили отшельники). Там он подвизался в 1459/60 г., когда в Савватиевом мон-ре находился прп. Иосиф.

http://pravenc.ru/text/187850.html

Библиография свт. Филарета (Дроздова) 1 . Старость (стихотвор. в честь м. Платона, 1807 г.). «Тульск. еп. вед.», 1877, 6. 2 . Изложение разности между восточною и западною церковию в учении веры, 1811. (Чтен. в общ. ист. и древн. Рос., 1870, кн. 1). 3 . Замечания на книгу Исход; руководство к познанию книги псалмов; Учительные книги Ветхого Завета, 1811 (Чтен. в общ. любит. дух. просвещ. 1871–1874 гг.). 4 . Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей войне (т. е. в войне 1812 г.) (Сын отечества, 1813, ч. VI и СПб, 1813). 5 . Опыт объяснения псалма 67. СПб, 1814. 6 . Молебное пение об избавлении Церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти языков, 1814. 7 . Разговор между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви с присовокуплением выписки из окружного послания Фотия, патриарха Цареградского, к восточным патриаршим престолам. СПб, 1815 (по просьбе кн. Голицына). 8 . Акафист Пресвятой Богородице (Приб. к твор. св. отцов, 1855, ч. XIV). 9 . Изъяснение о проклятии, наложенном от собора 1667 г. (Приб. к твор. св. отцов, 1855, ч. XIV). 10 . Значение церковной молитвы о соединении церквей. (Приб. к твор. св. отцов, 1860, ч. XIX). 11 . Нечто о ращении власов (Приб. к твор. св. отцов, 1860, ч. XIX). 12 . Песни из канона преп. Кириллу и Мефодию (Душеп. чтен., 1863, май). 13 . К воспросившему о значении слов кн. Бытия: се Адам бысть, яко един от нас. (Душеп. чтен., 1865, август). 14 . Стихотворное переложение с греч. Песни увещательной св. Григория Богослова : Близок последний труд жизни: плаванье злое кончаю и проч., напис. в 1866 г. (Чтен. в общ. люб. дух. просв., 1867, кн. III). 15 . Полное собрание резолюций. М., 1903, 1905, т. 2, 3, 5, вып. 1, 2, 3. 16 . Письма к игуменье Спасо-Влахернского монастыря Серафиме и два письма к гг. Головиным, с предислов. Виноградова. М., 1900. 17 . Собрание мнений и отзывов митр. Московского и Коломенского Филарета по делам правосл. Церкви на востоке. СПб, 1886, т. V, VI, I доп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010