искусстве неск. интерпретаций, напр., 2 иконы " Похвала Богоматери с Акафистом " из Успенского собора Московского Кремля (посл. треть XIV в. и 2-я пол. XVI в.); " Похвала Богоматери " из Георгиевской ц. Вологды (посл. треть XVI в., ВГИАХМЗ); икона " Похвала Богоматери " (1-я пол. XVI в., Львовская галерея искусств); икона " Похвала Богоматери с Акафистом " из Кириллова Белозерского мон-ря (сер. XVI в., ГРМ); пелена напрестольная " Похва-ла Богоматери " (нач. XVII в., ГРМ); 2 иконы из Благовещенского собора Сольвычегодска - " Похвала Богородице с явлением Богородицы апостолам в преломлении хлеба и Софией Премудростью Божией " (нач. XVII в.); " Обновление храма Воскресения с Похвалой Богоматери " (кон. XVI в; обе - СИХМ); икона " София Премудрость Божия со сценой преломления хлеба ап. Петром и Похвалой Богоматери " (2-я пол. XVI в, ГММК). " Похвала Богоматери " является центральной композицией триптиха со сценами ВЗ и жизни Пресв. Богородицы из собора вмч. Георгия мон-ря Убиси, кон. XIV в. (ГМИГ) отдельно от древа изображены в рост 4 пророка с предметами-символами Богоматери в руках - храмом, руном, горой и дверями; ниже написаны сцены " Видение лестви-цы " и " Неопалимая Купина " . На иконе " Богоматерь Неопалимая Купина " кон. XVI в. из Соловецкого мон-ря (ГМЗК), коленопреклоненный И. стоит перед затворенными вратами храма, с к-рого его благословляет Христос. Редким вариантом иконографии И. является образ " Что тя наречем " из Николо-Зарядской ц. Мурома (сер. XVII в., МИХМ), где И. в сцене " Рождество Христово " стоит рядом с ложем Девы, держа в руках врата и свиток. Примечательно, что на И. алый хитон в отличие от традиционно голубого. И. изображен рядом с " Сошествием во ад " на визант. шитье " Малого " саккоса митр. Фотия, сер. XIV в. (ГММК). Также иллюстрируются видения И. Одним из источников иконографии " Спаса в Силах " послужило видение И. на р. Ховар. Са-мое раннее из подобных изображений - мозаика ц. мон-ря Осиос Давид в Фессалонике (кон. V в.). Подробно передан сюжет виде-ния в иконе из ризницы Соловецкого мон-ря (2-я пол.

http://sedmitza.ru/text/755750.html

искусстве неск. интерпретаций, напр.: 2 иконы «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля (посл. треть XIV в. и 2-я пол. XVI в.); икона «Похвала Богоматери» из Георгиевской ц. Вологды (посл. треть XVI в., ВГИАХМЗ); икона «Похвала Богоматери» (1-я пол. XVI в., Львовская галерея искусств); икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Кириллова Белозерского мон-ря (сер. XVI в., ГРМ); пелена напрестольная «Похвала Богоматери» (нач. XVII в., ГРМ); икона «София, Премудрость Божия, со сценой преломления хлеба ап. Петром и Похвалой Богоматери» (2-я пол. XVI в., ГММК); 2 иконы из Благовещенского собора Сольвычегодска - «Похвала Богоматери, с явлением Богоматери апостолам в преломлении хлеба и Софией, Премудростью Божией» (нач. XVII в.) и «Обновление храма Воскресения, с Похвалой Богоматери» (кон. XVI в.; обе - в СИХМ). «Похвала Богоматери» является центральной композицией триптиха со сценами ВЗ и жизни Пресв. Богородицы из собора вмч. Георгия мон-ря Убиси, кон. XIV в. (ГМИГ), изображены в рост 4 пророка с предметами-символами Богоматери в руках - храмом, руном, горой и дверями; ниже написаны сцены «Видение лествицы» и «Неопалимая Купина». На иконе «Богоматерь Неопалимая Купина» кон. XVI в. из Соловецкого мон-ря (ГМЗК) коленопреклоненный И. стоит перед затворенными вратами храма, с к-рого его благословляет Христос. Редким вариантом иконографии И. является образ «Что Тя наречем» из Николо-Зарядской ц. Мурома (сер. XVII в., МИХМ), где И. в сцене «Рождество Христово» стоит рядом с ложем Девы, держа в руках врата и свиток. Примечательно, что на И. алый хитон в отличие от традиционно голубого. И. изображен рядом с композицией «Сошествием во ад» на визант. шитье «Малого» саккоса митр. Фотия, сер. XIV в. (ГММК). Также иллюстрируются видения И. Одним из источников иконографии «Спас в Силах» послужило видение И. на р. Ховар. Самое раннее из подобных изображений - мозаика церкви мон-ря Осиос Давид в Фессалонике (кон. V в.). Подробно передан сюжет видения на иконе из ризницы Соловецкого мон-ря (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/293573.html

XIX в. отмечено наличие небольшого размера иконы свт. Филиппа (см.: Там же. Примеч. 1 на с. 7). В 1907 г. на месте Знаменского придела был выстроен новый, большой придел, освященный в честь Владимирской иконы Божией Матери - так стала именоваться Л. и. в кон. XIX в. В значительной степени появлению такого названия, не соответствующего иконографии древнего образа, послужили издания 1900 и 1913 гг. свящ. Никольской ц. Ф. В. Загорского. В списке чудес, совершившихся от Л. и. (к 1913 освидетельствованы 7 исцелений в 1893-1912), образ именуется только «Владимирская Богоматерь» ( Загорский. 1913. С. 8-18). Но Владимирской называлась еще одна икона из Любятовской церкви - вариант иконографии «Умиление» с 8 клеймами Жития Пресв. Богородицы (сер. XVI в., ПИАМ; в наст. время в храме находится список 2001 г., иконописец М. А. Скутте), известный по иконе Божией Матери «Умиление Подкубенская» (1-я треть XIV в., ВГИАХМЗ) и имеющий визант. корни (см. образ Божией Матери с Младенцем на фреске в парекклисионе мон-ря Хора в К-поле, ок. 1320). Определение «Любятовская» в наименовании чудотворной иконы имеет позднее происхождение и впервые встречается в сводах икон Божией Матери, составленных в нач. XX в. ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 206), среди икон Божией Матери типа «Умиление», празднование которой совершается 19 марта («Умиление» Смоленская, «Умиление» Святогорская). В связи с этим неясно, какая из 3 икон представлена в гравированных Сводах икон Пресв. Богородицы, т. к. под 19 марта при изображении указан только тип иконы «Умиление». Таковы 4-листовые гравюры с изображением икон Божией Матери под 132 и 160 (нач. XX в., гравер Долгов) (см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. 1217. С. 482; 1218. С. 484). В XIX в. Л. и. отсутствовала в списке чудотворных икон Псковской епархии. Тем не менее в 90-х гг. XIX в. в Любятовском храме появился список иконы (в наст. время находится во Владимирском приделе Никольского храма, слева в иконостасе), который, видимо, был иконой-заместительницей чудотворного образа, пока его носили по домам.

http://pravenc.ru/text/2561056.html

Николаем и свт. Климентом» (2-я пол.- кон. (?) XIV в., ВГИАХМЗ), «Богоматерь Одигитрия» из собр. С. П. Рябушинского (кон. XIV в., ГТГ), житийный образ свт. Николая Чудотворца из ц. Борисоглебского Каргачского погоста близ Грязовца (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). Нек-рые из ранних икон связаны с именами рус. святых и иконописцев, напр. «Св. Троица», т. н. Зырянская (с зырянской надписью из кн. Бытие), по преданию, написана свт. Стефаном Пермским (XIV в., ВГИАХМЗ); «Богоматерь Умиление Подкубенская» (1-я треть XIV в., ВГИАХМЗ) происходила, согласно преданию, из Спасо-Каменного мон-ря на Кубенском оз. и почиталась как произведение прп. Дионисия Глушицкого, к-рому приписывали прижизненный образ прп. Кирилла Белозерского (1424, ГТГ) и 2 иконы из Семигородной Успенской пуст. - чтимое «Успение Пресв. Богородицы» и «Св. Иоанн Предтеча в пустыне» (ВГИАХМЗ). Среди позднее работавших в крае столичных мастеров самым известным был Дионисий , на рубеже XV-XVI вв. написавший Деисус для собора Спасо-Каменного мон-ря (1481, утрачен), образ прп. Димитрия Прилуцкого в житии (ок. 1503, ВГИАХМЗ), иконостасы для соборов Павлова Обнорского (1499-1500, 5 икон в ГТГ, ГРМ, КБМЗ и ВГИАХМЗ) и Ферапонтова (ок. 1502, 21 образ в тех же собраниях) мон-рей. Вершина творчества Дионисия и последняя его работа на территории В. е.- фрески собора Ферапонтова мон-ря (1502). Значительный интерес представляет изображение еще не канонизированных в то время основателей мон-ря преподобных Ферапонта и Мартиниана, предстоящих свт. Николаю и Богоматери (1502). «О Тебе радуется». Роспись собора в честь Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. Дионисий. 1502 г. «О Тебе радуется». Роспись собора в честь Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. Дионисий. 1502 г. Для вологодской иконописи XVI в. характерно отсутствие стилистического единства, связь как с северной и новгородской, так и с московской традицией, а на периферии и с др. региональными школами (напр., в р-не Череповца - с Пошехоньем, близ Устюжны - с Угличем).

http://pravenc.ru/text/155162.html

московской иконографии, отличительная черта к-рых - отсутствие прижизненных чудес (4 иконы «Вмч. Георгий с 16 клеймами жития»: ок. 1500 г., ЦМиАР; из Пятницкого мон-ря г. Дмитрова, 1-я треть XVI в., ЦМиАР; из дер. Баринцево Любимского р-на Ярославской обл., нач. XVI в., ЦМиАР; из Успенского собора г. Дмитрова, 1-я треть XVI в., ЦМиАР). Ее основой являются визант. житийные иконы XIII-XV вв., в т. ч. упомянутые иконы из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Ряд сюжетов московских икон (мучения раскаленными железными сапогами, в раскаленном медном быке, доской, ядом и железными скребницами; явление Г. после смерти императору и придворным и наказание их огнем, 2 сцены из «Чуда о сарацине») не имеет аналогий в визант., южнослав. и груз. житийных циклах Г. С XVI в. увеличивается количество клейм, деталей повествования и персонажей, что отражает общую тенденцию этого времени; в начало житийного цикла вводятся сцены рождества и Крещения Г. (напр., «Чудо вмч. Георгия о змии с 18 клеймами жития», 2-я пол. XVI в., АМИИ), позже - научение грамоте (напр. во 2-м клейме костромской иконы «Вмч. Георгий с 16 клеймами жития», нач. XVIII в., ЯИАМЗ). На упоминавшейся иконе 2-й пол. XVI в. (АМИИ) уникальными являются сцены, повествующие об отце Г. (Крещение отца (клеймо 4) и погребение отца (клеймо 5)); тема обращения царицы Александры в христ. веру на этой иконе развернута от одного сюжета беседы с Г. до изображения увещевания Александры царем, мучения железными когтями (клеймо 15), укрепления в вере и мученической кончины Г. (клеймо 16)). Для XVIII в. характерна тенденция расширения одного сюжета до неск. эпизодов (напр., на упомянутой иконе нач. XVIII в., ЯИАМЗ). Так, в клейме 12 в споре с волхвом Афанасием помимо основного чуда воскрешения умершего изображены: явление Г. царю, моление Г., уверование во Христа волхва Афанасия, казнь воскрешенного и волхва Афанасия. Известны варианты изображения неск. сюжетов в рамках одного клейма. Так, на той же иконе в 16 клеймах - более 27 сюжетов, а в клейме 1 вологодской иконы «Вмч. Георгий с 12 клеймами жития», сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ), объединены сцены раздачи имущества, исповедания веры перед имп. Диоклетианом, ведения в темницу и мучения тяжелым камнем в темнице. За Г. закрепилось определенное место в Богородичной иконографии: «О Тебе радуется» - Г. вместе с Димитрием представлены в позе моления как мученики в правой группе святых в 1-м ряду, следующими за апостолами Петром и Павлом (кон. XV в., круг Дионисия, ГММК; из Успенского собора г. Дмитрова, 1-я треть XVI в., круг Дионисия, ГТГ), иногда Г. изображается в воинских одеждах, без оружия, с крестом (псковская икона из Покровского мон-ря в Суздале, кон. XV в., ГТГ); «Покров Пресв. Богородицы» - Г. и Димитрий изображаются свидетелями чуда как мученики (фреска в ц. вмч. Феодора Стратилата в Новгороде, 1396; икона, кон. XIV - нач. XV в., ГТГ) или как воины (икона из Зверина мон-ря, 1399, НГОМЗ).

http://sedmitza.ru/text/886779.html

св. Врачей в Кастории, кон. XII в.). В сцене «Оплакивание» он иногда представлен в хитоне с засученными рукавами, без гиматия (фреска в соборе Христа Пантократора мон-ря Дечаны, 1335-1348, И. А. и Никодим изображены с нимбами; Манастир Дечани. Београд, 2005. С. 515. Ил. 432). В древнерус. искусстве домонг. времени И. А. изображался как старец, напр. на фреске «Оплакивание» в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря в Пскове (рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.), на этой фреске он облачен в голубой хитон и сиреневый гиматий. Начиная с XV в. встречается его образ как русоволосого средовека, напр. на иконе «Снятие с креста» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425-1427). Одежды бывают разных цветов, иногда даже в клеймах одной иконы: напр. на иконе «Евангельские сцены» (Земная жизнь Христа) (1-я треть XV в., НГОМЗ) из ц. Бориса и Глеба в Плотниках в Вел. Новгороде в сцене «Снятие с креста» И. А. показан в желтом хитоне, в сцене «Перенесение тела Христа в гробницу» он в коротком темно-розовом хитоне до колен встречает погребальную процессию у дверей гробницы (этот сюжет встречается крайне редко) (Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI вв. М., 2008. Кат. 20). В сцене «Снятие с креста» И. А. часто изображается босым, стоящим на лестнице, прислоненной к кресту, с нимбом; одет либо в хитон с засученными рукавами (икона из Александрова Куштского мон-ря посл. четв. XVI в., (ВГИАХМЗ; И. А. средовек), либо в хитон и гиматий (икона из иконостаса собора Св. Софии в Вел. Новгороде, иконописцы Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев, 1509, НГОМЗ; икона из Корнилиева Комельского мон-ря, 1515, ВГИАХМЗ; И. А. старец). В композиции «Оплакивание» И. А., как правило, представлен припадающим к ногам Спасителя (икона посл. четв. XIV в. из мон-ря Ватопед на Афоне; икона из иконостаса собора Св. Софии в Вел. Новгороде, 1509, НГОМЗ) или согбенным, за гробом Спасителя, взирающим на Него, как на иконе из праздничного ряда Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/673659.html

треть XIII в., Богоявленский собор в Костроме). В числе сохранившихся запрестольных И. отмечаются списки, появившиеся вскоре после церковного прославления чудотворных первообразов. Известна запрестольная И. (кон. XIV в., ЧерМО) с изображением на лицевой стороне Петровской иконы Божией Матери, чья история и прославление связаны со свт. Петром, митр. Московским († 1326), и жизнью московской кафедры во времена свт. Киприана, митр. Киевского и всея Руси († 1406/09). В 3-й четв. XVI в. была создана запрестольная И., на обеих сторонах к-рой помещены изображения Страстной иконы Божией Матери (празднование установлено в 1641) и образ почитаемого в Вятской земле свт. Николая Чудотворца Великорецкого, широко известного после 1555 г. (ВГИАХМЗ). Согласно описи Коломны 1577/78 гг. (Города России. 2002. С. 6), в Успенском соборе города запрестольная И. была 2-сторонней, с образом Божией Матери Милостивой на лицевой стороне и Успением Пресв. Богородицы на обороте (в наст. время икона не выявлена), как на прославленной чудотворной Донской иконе Божией Матери (кон. XIV в., ГТГ). В богатых городах, церквах и мон-рях запрестольные И. в соответствии с древней традицией получали драгоценные оклады и разнообразный приклад - шитые покровы и дорогие привесы, как, напр., в московских кремлевских соборах или коломенских городских и монастырских церквах (см.: Города России. 2002. С. 6, 13, 61, 64-65). Однако в большинстве случаев, запрестольные И. не имели дорогих украшений, в описях упоминаются только такие их отличительные качества, как цвет фона: «на золоте» - в ц. святых Константина и Елены в Свияжске, в ц. Введения Богородицы во храм «на старом городище» в Туле, в ц. прп. Сергия Радонежского в Изборске, в Димитриевском соборе в Гдове, в ц. ап. Иоанна Богослова в Коломне; «на красках» - в ц. Происхождения Честных Древ Креста в Коломне, в приделах во имя свт. Леонтия Ростовского и свт. Андрея Критского ц. во имя святых Константина и Елены в Свияжске; «на бели» - в теплой ц. во имя Похвалы Пресв. Богородицы Иоанно-Предтеченского мон-ря в Туле, в ц. во имя арх. Михаила «на погосте» в Кашире; «на празелени» - в соборе в честь Собора арх. Гавриила и в ц. Обретения главы св. Иоанна Крестителя в мон-ре его имени в Туле; «на лазори» - в ц. свт. Алексия, митр. Московского, в Коломне (Города России. 2002. С. 23, 58, 59, 84, 168, 182, 253, 263, 265, 277, 373-374, 393). Сведениям описей соответствуют сохранившиеся запрестольные И. XV-XVI в. Так, на светлом охряном фоне написаны образы Божией Матери «Одигитрия» и свт. Николая Чудотворца на 2-сторонней иконе из ц. свт. Василия Великого дер. Васильевское близ Старицы (1-я четв. XV в., ЦМиАР), на зеленом фоне нежного травного оттенка - те же образы на иконе из Тотьмы (XVI в., Тотемское музейное объединение), на охряном фоне - образы Богоматери «Знамение» и свт. Николая Чудотворца из собрания А. В. Морозова (XVI в., ГТГ).

http://sedmitza.ru/text/1009510.html

Георгий с 16 клеймами жития», нач. XVIII в., ЯИАМЗ). На упоминавшейся иконе 2-й пол. XVI в. (АМИИ) уникальными являются сцены, повествующие об отце Георгия (Крещение отца (клеймо 4) и погребение отца (клеймо 5)); тема обращения царицы Александры в христианскую веру на этой иконе развернута от одного сюжета беседы с Георгием до изображения увещевания Александры царем, мучения железными когтями (клеймо 15), укрепления в вере и мученической кончины Георгия (клеймо 16)). Для XVIII в. характерна тенденция расширения одного сюжета до неск. эпизодов (напр., на упомянутой иконе нач. XVIII в., ЯИАМЗ). Так, в клейме 12 в споре с волхвом Афанасием помимо основного чуда воскрешения умершего изображены: явление Георгия царю, моление Георгия, уверование во Христа волхва Афанасия, казнь воскрешенного и волхва Афанасия. Известны варианты изображения неск. сюжетов в рамках одного клейма. Так, на той же иконе в 16 клеймах – более 27 сюжетов, а в клейме 1 вологодской иконы «Вмч. Георгий с 12 клеймами жития», сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ), объединены сцены раздачи имущества, исповедания веры перед имп. Диоклетианом, ведения в темницу и мучения тяжелым камнем в темнице. За Георгием закрепилось определенное место в Богородичной иконографии: «О Тебе радуется» – Георгий вместе с Димитрием представлены в позе моления как мученики в правой группе святых в 1-м ряду, следующими за апостолами Петром и Павлом (кон. XV в., круг Дионисия, ГММК; из Успенского собора г. Дмитрова, 1-я треть XVI в., круг Дионисия, ГТГ), иногда Георгий изображается в воинских одеждах, без оружия, с крестом (псковская икона из Покровского монастыря в Суздале, кон. XV в., ГТГ); «Покров Пресв. Богородицы» – Георгий и. Димитрий изображаются свидетелями чуда как мученики (фреска в церкви вмч. Феодора Стратилата в Новгороде, 1396; икона, кон. XIV – нач. XV в., ГТГ) или как воины (икона из Зверина монастыря, 1399, НГОМЗ). В памятниках рус. искусства изображения Георгия со свт. Власием, святыми Флором и Лавром, со свт. Николаем, арх.

http://sedmitza.ru/text/414401.html

П., композиция «Рождество св. Иоанна Предтечи» сама редко становилась средником иконы, как, напр., иконы «Рождество св. Иоанна Предтечи, с житием» из Покровского собора на Рогожском кладбище в Москве (1-я треть XVI в.). На миниатюрах из т. н. Егоровского сборника помещено развернутое изображение «Рождества св. Иоанна Предтечи», представленное в виде композиции из нескольких сцен: «Омовение младенца Иоанна», «Пострижение волос младенца Иоанна» (очевидно, восходит к «Чинопоследованию восьмого дня» из Требника), «Наречение имени Иоанна Захарией», «Захария благословляет Бога» и «Захария пророчествует об Иоанне». Св. Иоанн Предтеча в пустыне, с 3 сценами жития. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Св. Иоанн Предтеча в пустыне, с 3 сценами жития. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Св. Иоанн Предтеча в пустыне. Икона. 1-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Св. Иоанн Предтеча в пустыне. Икона. 1-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Собор св. Иоанна Предтечи отмечается на 2-й день Богоявления как дань памяти святому, крестившему Спасителя. В отличие от др. праздников, посвященных И. П., иконография этого не имеет сюжета, восходящего к определенному эпизоду Жития. Поскольку синаксарь на этот день содержит тексты о деятельности И. П., о его проповеди и крещении народа, иконография праздника Собора св. Иоанна Предтечи не была устойчивой. В средневизант. период в Минологиях на день Собора св. Иоанна Предтечи могли помещаться сцены «Св. Иоанн Предтеча в пустыне» и «Крещение народа». Композиция «Св. Иоанн Предтеча в пустыне» существовала в визант. и древнерус. искусстве в качестве самостоятельного иконного образа и в составе житийного цикла святого, напр.: в клейме 4-частной иконы из ГТГ (кон. XIV - нач. XV в.); на таблетке из собора Св. Софии в Вел. Новгороде (кон. XV в.); в клейме шитой пелены (1499, СПГИАХМЗ); на вологодской иконе из Семигородной пуст. (2-я четв. XV в., ВГИАХМЗ) и на др. Иконографическая схема сцены «Крещение народа» восходит к изображению «Крещения Господня», впервые зафиксирована в миниатюрах Четвероевангелия (Paris.

http://pravenc.ru/text/471450.html

1502). Образ И. часто встречается в близкой к пророческому ряду композиции «Похвала Богоматери», напр. на иконах «Похвала Богоматери, с Акафистом» (сер. XVI в., ГРМ, и посл. треть XVI в., ВГИАХМЗ); на напрестольной пелене «Похвала Богоматери» (кон. XVI в., ГИМ). Иногда И. изображают среди святых на полях Богородичных икон: «Богоматерь Знамение» (Курская-Коренная) (Знаменская ц. в Нью-Йорке, 1597), «Знамение-Курская с пророками» (сер. XVII в., Музей икон в Рекклингхаузене), «Богоматерь Знамение Курская-Коренная» (1871, ГМИР). В многофигурной композиции «Сошествие во ад», согласно Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), И. принято изображать стоящим рядом с пророками Ионой, Исаией и прав. Авелем. На «Малом» и «Большом» саккосах (Византия, сер. XIV в., ГММК) образ И. находится рядом с «Распятием». В разных списках Христианской топографии Космы Индикоплова на миниатюре, открывающей текст, изображен Голгофский крест, по сторонам которого представлены погрудные изображения пророков Исаии и И. (Vat. gr. 699, посл. четв. IX в.). По мнению Е. К. Редина ( Редин. 1916. С. 11-16), эти пророки, считавшиеся прообразами евангелистов, особо почитались среди старших пророков уже в VI в. На рус. иконах имя И. иногда изменяли и писали Еремей или Еремея: на иконе «Пророк Иеремия» из Иоанно-Предтеченского монастыря в Москве (XVI в., СПГИАХМЗ), на окладе Евангелия (1577, ГИМ), на иконе «Богоматерь Одигитрия, с прор. Иеремией и св. Иоанном Предтечей» (3-я четв. XVI в., ГВСМЗ). В иконописном подлиннике новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. под 1 мая И. представлен следующим образом: «Прор. Иеремия: сед, брада Иоанна Богослова, власы с ушей, риза вохра с белилы, испод лазорь; в свитце у него глаголет: Господи, силам суди праведный» (Иконописный подлинник. 1873. С. 28). Образ И. может быть помещен справа от центра пророческого ряда следом за прор. Ионой: «Аки Андрей апостол, риза вохра, испод лазорь, в свитке пишет. Путь тя видех, Израиле, жизни отроковице ко стези ведущей стое руко» ( Большаков.

http://pravenc.ru/text/293630.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010