В композиции «Собор Киево-Печерских святых» И. обычно писали в центральной (княжеской) группе справа, возле чудотворцев Дальних пещер, как правило, 1-й в 3-м ряду напротив вмц. Варвары, с десницей на груди. Изображение ее одежд и головного убора на иконах и эстампах варьируется. Иногда И. показана с непокрытой головой, как на иконе 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); чаще ее голова покрыта платом и увенчана короной: на гравюре В. Белецкого (1751, РГБ), на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ), на палехской иконе 1-й пол. XIX в. из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87). Обычно св. княжна изображена просто в княжеском венце или в небольшой короне: на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на раскрашенных гравюрах 1-й четв. и 1-й трети XIX в. (РГБ, ГЛМ), на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. из Нововалаамского мон-ря (Финляндия), в иконописном среднике 2-й пол. XIX в. на 3-створчатом складне с резными праздниками на створках (ЦМиАР), на иконах посл. четв. XIX в. из ризницы СДМ и из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария), на хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани). На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания И. находится справа в самом дальнем (последнем) ряду вместе с др. св. женами («И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. на овальном эмалевом образе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) - ближе к центру; на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) И.- первая в 5-м ряду правой группы. В поздней тиражной графике, особенно в произведениях мастерской Киево-Печерской лавры, образ И. помещен в левой части композиции среди чудотворцев Ближних пещер (в 3-м ряду), напр. на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. (ГЛМ, РГБ), а также на хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра).

http://pravenc.ru/text/1237853.html

В 1-й четв. XIX в. в композиции «Собора Киево-Печерских святых» появились изменения. Так, обособление в центральной группе фигур равноап. кн. Владимира и святых Бориса и Глеба и вытеснение в группы преподобных фигур вмц. Варвары (слева) и прав. кнж. Иулиании Ольшанской (справа) привели к смещению рядов и изменению традиционного состава «пятериц» святых. Так, на офорте 1-й четв. XIX в. (ЦМиАР, см.: Алёхина и др. 2006. Ил. на с. 63) «М.» назван святой, замыкающий 4-й ряд (все преподобные представлены с покрытыми куколем, клобуком или скуфьей головами). Такой устойчивый элемент в иконографии святого, как непокрытая голова, является важной характеристикой для идентификации расположенного крайним в 5-м ряду образа М. не только в случае утраты подписи (напр., в среднике 3-створчатого складня, XVIII-XIX вв., ЦМиАР; см.: Алёхина и др. 2006. Ил. на с. 53), но и при неверном указании имени преподобного, сделанном, напр., при поновлении иконы. Так, на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР; см.: Алёхина и др. 2006. Ил. на с. 33) с изменениями в композиции центральной группы М., как и все святые в ряду его «пятерицы», атрибутирован ошибочно и назван прп. Евфимием (подпись с именем М. у святого, представленного крайним в 4-м ряду). Без подписи образ М. узнаётся на эмалевой иконе «Собора Киево-Печерских святых» 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР; см.: Алёхина и др. 2006. Ил. на с. 48). Известны переработанные по составу святых композиции «Собора Киево-Печерских святых», в к-рых образ М. представлен с куколем на голове, но сохраняет свое традиц. место (напр., на раскрашенной литографии, отпечатанной в мастерской А. А. Абрамова (1883, ГРМ, см.: Русские мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169)); реже встречаются композиции, где святой изображен близко к преподобным в своей «пятерице», но в др. ряду и не крайним (2-й в 7-м ряду, в куколе - на хромолитографии московской мастерской И. Д. Сытина (1903, ц. вмц. Варвары в Казани)). Неизвестно, на чем был основан содержащий множественные ошибки замысел переработки композиции «Собора Киево-Печерских святых» на московской иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. В результате изменений преподобные, традиционно разделенные на 2 группы по принципу местонахождения мощей в Дальних и Ближних пещерах, оказались расположенными в произвольном порядке; образ святого в куколе с надписью: «Mapдapiй» показан в левой группе, крайним в 6-м ряду из 7 фигур (рядом с ним - преподобные Руф, Кассиан и Павел).

http://pravenc.ru/text/2561970.html

На киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643-1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ), на иконе близкой иконографии «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) погрудное изображение Е. в клобуке помещено в одном из цветков «древа» в правой части композиции. На Печерской иконе Божией Матери со святыми из Киево-Печерского патерика 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ) Е. показан в правой части 1-м в верхнем ряду в молении образу Коронования Пресв. Богородицы в облачном сегменте, у него небольшая округлая борода с проседью, волосы короткие, вьющиеся, лоб с залысинами, клобук на плечах, в надписи назван: «прп(д) Геразмъ». На иконах «Собор Киево-Печерских чудотворцев» Е. изображен в левой группе преподобных Ближних пещер, за спиной прп. Антония. Оплечный или оглавный образ Е. в клобуке, с седой бородой средней величины помещен, как правило, вполоборота к центру в одном из верхних или в самом верхнем ряду (часто 3-м слева), напр. на раскрашенной гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ), на большой эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии), на тонолитографии 1893 г. (ГЛМ) и на аналогичной хромолитографии 1894 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ). На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ) святой, находящийся в верхнем ряду 3-м слева, ошибочно назван Герасимом. Е. представлен в правой группе Киево-Печерских чудотворцев на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. - в 8-м ряду 2-м слева, на раскрашенной литографии из мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ, см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) - в 3-м ряду крайним справа. В иконографии «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной под рук. свт. Афанасия (Сахарова) иконописцем мон. Иулианией (Соколовой) ,- иконы 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) - образ Е. включен в группу чудотворцев Ближних пещер в нижней части композиции.

http://pravenc.ru/text/190115.html

Существенные изменения в композицию внесены на иконе 2-й пол. XIX в. (Москва, частное собрание В. А. Бондаренко (см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. в частности, Л. в стихаре представлен в левой группе святых во 2-м ряду сверху, вторым по счету, между преподобными Захарией Постником и Пименом Постником; следующие 2 фигуры, обычно изображаемые рядом с Л.,- преподобные Анатолий и Геронтий. Известно большое количество гравюр и литографий с изображением Собора Киево-Печерских чудотворцев, на к-рых сохраняются общие принципы этой композиции, принятые в иконах. В частности, Д. А. Ровинский поместил в своем многотомном издании 15 гравюр этого извода (2 из них датирует кон. XVII и 1-й пол. XVIII в.), в т. ч. лист почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского, гравюру 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копию 1821 г. работы Герасима Проценко ( Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517). Л. представлен также на киевской гравюре В. Белецкого (1751; 1756 - РГБ), на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ). Иконографически близка к указанным произведениям раскрашенная гравюра 1-й четв. XIX в. (РГБ), но гравер изобразил преподобных в разных монашеских головных уборах - в куколях, клобуках и скуфьях; на Л., принадлежавшем к числу младшей братии,- округлой формы скуфья. В ряде случаев, особенно когда привычный порядок расположения святых нарушен, образ Л. в композицию не включен, как, напр., на раскрашенной литографии 1883 г., отпечатанной в мастерской А. А. Абрамова (ГРМ) (см.: Русские мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) или на хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани). Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 153-154; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат./Сост.: Л.

http://pravenc.ru/text/2463469.html

На нек-рых иконах и эстампах встречается вариант, когда справа от Л. изображен прп. Феодор, а фигура прп. Тита воина вынесена в 1-й ряд (напр., икона 1-й пол. XIX в. предположительно работы мастерской Киево-Печерской лавры, ЦМиАР; офорт с раскраской 1-й четв. XIX в., РГБ). Основательной переработке композиция подверглась на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. - Л. изображен в левой группе святых, во 2-м ряду 4-м от центра. На раскрашенной литографии 1883 г. московской мастерской А. Абрамова (ГРМ) группа и ряд остаются прежними, но фигура святого (голова не покрыта) смещена к краю (2-й от края). На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» работы мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (2 иконы в ризнице ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). Л. (отличительная деталь - куколь на голове) написан в правой группе Киево-Печерских святых. В монументальной живописи образ Л. включен в группу святых XIII в. в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление в 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре. Лит.: Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28; Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 157; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат./Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. С. 33, 53, 63, 64. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: МЕРКУРИЙ еп. Смоленский (?), сщмч. (пам. 7 авг.; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших; в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АКИНДИН (XIII в.), архим.

http://pravenc.ru/text/2110837.html

извода. Образ М. сохраняет расположение в пределах своей группы святых, но его фигура оказывается смещенной к центру (хромолитография 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина, ц. вмц. Варвары в Казани) или к краю, как, напр., на иконе 1-й пол. XIX в. мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР; см.: Алёхина. 2006. С. 33. Кат. 61), на иконе в среднике 3-створчатого складня (XVIII-XIX вв., ЦМиАР; см.: Там же. С. 53. Кат. 88), на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ). На мстёрской иконе посл. четв. XIX в. он представлен в 5-м ряду, с острой на конце бородой, в левой руке - свиток (частное собрание, см.: «Все остается людям»: Русская иконопись XVII-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Кат. выст. М., 2010. С. 220-221. Кат. 98), а на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова (1883, ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) его оглавный образ перемещен в верхнюю часть правой группы. В ряде случаев, когда нарушена не только компоновка «пятериц», но и черты облика, образ М. возможно определить только по надписи. К таким изображениям относится раскрашенный офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ, см.: Там же. С. 63. Кат. 121) - М. в клобуке, борода средней длины, сужается книзу, в подписи при имени эпитет «Чудотворец» отсутствует. Вопреки логике соответствия изображений святых пещерам, где они были погребены (при сохранении на своих местах фигур преподобных Антония и Феодосия), была переработана схема композиции «Собор Киево-Печерских святых» на иконе 2-й пол. XIX в. (ныне в Собрании русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Ил. на с. 498, 500). Образ М. на этой иконе, как и образы др. святых, не имеет эпитета при имени. Однако опознать М. можно благодаря традиции изображать его с не покрытой куколем головой (темный куколь с красными и охристыми крестами лежит на плечах). М. открывает ряд преподобных в левой группе, в 4-м ряду снизу (изображение еще одного Киево-Печерского святого с именем Моисей - прп.

http://pravenc.ru/text/2563960.html

В «Соборе Киево-Печерских святых» (встречается с 1-й пол. XVIII в.) В. представлен слева в группе иноков, мощи к-рых почивают в Антониевых Ближних пещерах. На рамке титульного листа (Акафисты. К., 1663) работы мастера Илии В. изображен напротив прмч. Феодора по пояс в чашечке цветка (подписаны только имена В., прмч. Феодора, преподобных Антония и Феодосия); на гравюре в одном из 18 клейм с образами киево-печерских святых (Акафисты. К., 1693) вместе с прп. Феодосием, в правой руке В. держит книгу. Образ В. в схиме помещен в 5-м ряду 4-м слева (на нимбе надпись: «пре василоий зат») на иконе предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (1-я пол. XIX в., ЦМиАР); на раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ) в 3-м ряду 3-й слева. Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-625, 629. 1505-1518; Т. 4. С. 761-763. 1505, 1517; Покровский Н. В. Церк.-археол. музей СПбДА, 1889-1909. СПб., 1909. С. 131-144; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 73; Русские монастыри: Искусство и традиции/ГРМ. Б. м., 1997. С. 169; Miшheba О. Зображення печерських св " ятих на золотарських пам " ятках доби бароко//Moruляhcьki читання: Мат-ли наук. конф. К., 1999. С. 92-96; Гончарук В. М. , Кабанець Е. П. Деревори сер. XVII ст. «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» як джерело з icmopiï Печерськоï kahohuзaцiï//Moruляhcьki читання, 1999. К., 2000. С. 56-85; Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 300-314; Духовна спадщина noдbuжhukib Христа biдhyhhям пам " яmi жива: Кат. НКПИКЗ. К., 2001. С. 15. И . Б . Черномаз Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/150631.html

в иконописи встречаются в композициях Собора русских святых. Так, на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) иконография И. не соответствует описанию иконописных подлинников: он изображен в темно-зеленом куколе с красными крестами, с окладистой бородой, в правой группе преподобных (в 3-м ряду 3-й от центра), на нимбе надпись: «      » (в отличие от прп. Иакова «Костромского» в верхнем ряду справа). По мнению Г. В. Маркелова ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 114), И. в куколе (по надписи «Костромский») представлен в верхнем ряду правой группы преподобных на иконе 1814 г. письма старообрядческого мастера Петра Тимофеева (ГРМ, прорись см.: Там же. Т. 1. С. 460-461), но скорее всего это прп. Иаков Железноборовский, к-рый традиционно изображался «в схиме» (аналогичные иконы поморского извода: кон. XVIII - нач. XIX в. в МИИРК, 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. в ГТГ, см.: Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse), 2000. P. 142-143. Cat. 52). В ц. Введения Богородицы во храм г. Галича Костромской обл. хранится небольшой образ И., выполненный в кон. XIX в. в технике хромолитографии (наклеена на доску), извод к-рого, возможно, восходит к ранним изображениям. Преподобный представлен прямолично, по пояс, в золотисто-охристой рясе, темно-коричневой мантии, темно-синем парамане с Голгофскими крестами и с куколем на плечах, десницей именословно благословляет, в левой руке четки и развернутый вверх свиток с текстом: «Бpamie терпит жа». Нимб очерчен белой тонкой линией, на фоне надпись: «СВ: ПРЕПОД:/IАКОВЪ.». В Успенском соборе Паисиева Галичского жен. мон-ря находятся двери с образом И. на правой створе (на левой - прп. Паисий Галичский), к-рые являлись входными на сев. фасаде собора (расписаны с внутренней стороны). Авторская живопись сохранилась фрагментарно (И. идентифицируется предположительно как местночтимый святой), двери полностью поновлены совр. художником.

http://pravenc.ru/text/200167.html

На уникальной киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643-1676 гг. работы Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ - Гончарук В. П., Кабанець П. Дереворит сер. 17 ст. «Родословне древо Киево-Печерського монастиря» як джерело з ucmopiï Печерськоï kahohuзaцiï//Moruляhcьki читання. К., 2000. С. 56-63) и на восходящей к ней иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. (УИХМ) погрудное изображение Г. вместе с др. чудотворцами Патерика помещено в цветке «древа» в правой части композиции ( Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 301-314). Поясной фронтальный образ святого со сложенными на груди руками и надписью: «П Григорий Чудотвор» - имеется на 8-м клейме на книжной гравюре с изображением прп. Феодосия Киево-Печерского в лаврском издании «Акафистов» (К., 1693. Л. 224б.). На Печерской иконе Божией Матери с Киевскими святыми, 1724 г., письма игум. Корнилия (Уланова), из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ) Г. изображен, согласно надписи, «со всеми преподобными отцы яже обретаются напечатаны в Патерике Киево-Печерском» справа в 4-м ряду 2-м справа, надпись на нимбе: «Прпд Григорий». Он представлен вполоборота влево, старцем со впалыми щеками и коричневой с проседью бородой, на конце сужающейся, в клобуке и парамане с красным Голгофским крестом, персты десницы сложены для крестного знамения (Искусство земли Владимирской: Кат. выст./ГВСМЗ. М., 2002. С. 83. Кат. 41). В сюжете «Собор Киево-Печерских святых» образ Г. находился, как правило, в левой группе святых (за прп. Антонием Печерским), почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах (образцы см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-625. 1505-1518; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517). На гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ) его фронтальное изображение 2-м слева в 4-м ряду имеет индивидуальные особенности. Это старец с непокрытой головой, впалыми щеками и небольшой бородой, волосы до плеч разделены на пробор, надпись: «П Григорий чудотворец». На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) Г.- крайний слева в 3-м ряду, в небольшом повороте к центру, с маленькой округлой бородкой, голова покрыта схимой. Неясно, какой именно святой с именем Григорий (согласно надписи на нимбе) запечатлен на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание В. А. Бондаренко) в левой части Ближних пещер, 4-м слева в 5-м ряду, с непокрытой головой (И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 497-504. Кат. Невозможно из-за отсутствия дополнительных надписей идентифицировать 2 близких по иконографии оглавных образа с именем Григорий на раскрашенной литографии из мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) (крайний справа в 4-м и в 6-м рядах). На хромолитографии 1898 г., изданной Киево-Печерской лаврой (РГБ), Г. изображен в 4-м ряду 3-й справа, надпись на нимбе: «Григорий чуд», погрудно, со склоненной головой, в куколе, у него седая борода, на конце раздвоенная.

http://pravenc.ru/text/166587.html

М., 1882. Серг. П., 1910, 1996р; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 379-380; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142-143; Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 250-255; Верный месяцеслов. С. 15; Никон (Рождественский), еп. Житие и подвиги прп. и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 19045; Белоброва О. А. О некоторых изображениях Епифания Премудрого и их лит. источниках//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 91-100; Балдин В. И. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. М., 1976; он же. Загорск. М., 19892; Евлогий (Смирнов), архим. Собор Радонежских Святых - престольный праздник Сергиевой Лавры//ЖМП. 1981. 10. С. 17-19; Спирина Л. М. Никон Радонежский и его образ в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Из собр. Сергиево-Посадского музея-заповедника//Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщения. М., 1995. С. 130, 138; Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1997р. Т. 2. Ч. 1. С. 132; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 258; Miller D. B. Saint Sergius of Radonezh, his Trinity monastery, and the formation of the Russian identity. Dekalb (Ill.), 2010. P. 53-54, 82; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Серг. П., 2012. С. 51, 52, 71, 99, 189, 190, 372, 440, 487. Наиболее ранние изображения М. известны на иконах «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому». Святой представлен за спиной прп. Сергия стоящим или упавшим ниц от «чюднаго видениа». Как правило, коленопреклоненная или склонившаяся фигура М. показана в дверном проеме, как на запрестольном резном по кости кресте (2-я пол. XV в., 1649, СПГИАХМЗ); он благоговейно закрывает лик покровенными мантией руками, как на резном 2-створчатом складне 1-й пол. XVI в. с надписью: «Михе» (вклад старца Вассиана (Карачарова), СПГИАХМЗ). На резной иконе 1-й пол. XVI в. (из собрания В. А. Прохорова, ГРМ) прп. Сергий и М. изображены с нимбами; так же, с нимбами, они представлены на пелене ок. 1560 г. (вклад кнг. Евфросинии Андреевны Старицкой, СПГИАХМЗ), где М.-средовек стоит за прп.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010