Син. 840, 1-я треть XV в.; 838, 1386 г.; РНБ. Соф. 127, кон. XIII - нач. XIV в.; РГБ. Муз. 364, 1343 г.; Вол. 2, кон. XIV - нач. XV в.), «болгарскую» (РНБ. Соф. 125, нач. XV в.; 128, XIV в.; ГИМ. Син. 538, 1-я пол. XV в.) и «древнерусскую», т. е. смешанную (РГАДА. Тип. 73, XV в.; 78, кон. XIV- нач. XV в.; 80, 2-я пол. XII в.; 81, XV в.; 83, кон. XIV - нач. XV в.; ГИМ. Син. 837, 1369 г.) ( Лозовая. 2009. С. 75-82). Два древнейших древнерус. П. сохранились лишь фрагментарно: в Национальном музее во Львове им. митр. Андрея Шептицкого (Q. 404/31333, нач. XII в., 3 листа) и в Российской государственной б-ке (Ф. 178. 11074, 2-я пол. XII в., 1 лист). Особенностью П. (как и Шестодневов) было наличие особых циклов кратких припевов по 9-й песни канона, к-рые назывались похвалами и имели двойное посвящение - Пресв. Богородице и теме седмичной памяти ( Крашенинникова. 2006. С. 366-367). В древнерус. Студийско-Алексиевском уставе упоминания о П. известны только по поздним спискам (ГИМ. Син. 333, 1398 г.; 905, XV в.). Ряд канонов апостолам Петру и Павлу, св. Иоанну Предтече, Пресв. Богородице, помещенных в древнерусских (РНБ. Соф. 125, 128), болгарских (нижний слой палимпсеста Vat. Barber. gr. 388, XIII-XIV вв.) и сербских (РНБ. Q. п. I. 54, кон. XIII - нач. XIV в.; ГИМ. Увар. 521, нач. XIV в.) П., написан свт. Климентом Охридским († 916), имя к-рого содержится в акростихах 8-й и 9-й песней. Нек-рые особенности текстов этих канонов позволяют предположить, что формирование 1-й редакции слав. П. завершилось в Болгарии к 895-896 гг. Вероятно, именно эта редакция П. и др. разновидностей Октоиха распространилась в Др. Руси вскоре после ее Крещения, в Болгарии же - в X - 2-й трети XI в. Впосл. П. испытал влияние греч. студийской практики, и ряд песнопений свт. Климента был вытеснен канонами прп. Иосифа Песнописца ( Крашенинникова. 2006. С. 379-382). Лит.: Husmann H. Hymnus und Troparion: Stud. zur Geschichte der musikalischen Gattungen von Horologion und Tropologion//Jb. d. Staatl. Inst.

http://pravenc.ru/text/2578971.html

Преставление прп. Моисея. Фрагмент гравюры «Прп. Моисей Угрин». Гравер Леонтий Тарасевич. Патерик Киево-Печерский. К., 1702 (дек.). Л. 202 (РГБ) Преставление прп. Моисея. Фрагмент гравюры «Прп. Моисей Угрин». Гравер Леонтий Тарасевич. Патерик Киево-Печерский. К., 1702 (дек.). Л. 202 (РГБ) О местном почитании М. У. в XII-XIII вв. свидетельствует рассказ прп. Поликарпа о прп. Иоанне Многострадальном , согласно к-рому монахи молились у мощей М. У., получая исцеление от искушения плоти. Мощи преподобного открыто почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Они упоминаются в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638). М. У. прославляется в посвященном ему 3-м тропаре 4-й песни составленного по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Канона преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . Отдельный день памяти М. У. был установлен, вероятно, во 2-й пол. XVII в. (указывался в изданиях Патерика). Прп. Моисей Угрин. Фрагмент ксилографии титульного листа. Мастер мон. Илия. Патерик Киево-Печерский. К., 1661 (РГБ) Прп. Моисей Угрин. Фрагмент ксилографии титульного листа. Мастер мон. Илия. Патерик Киево-Печерский. К., 1661 (РГБ) В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М. У.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. По сообщению архиеп. Димитрия (Самбикина) , в кон. XIX - нач. XX в. память М. У. особо чтилась в Новоторжском Борисоглебском монастыре, связанном с памятью о прп. Ефреме Новоторжском; в день памяти М. У. там совершалась полиелейная служба.

http://pravenc.ru/text/2564012.html

Греческий Ирмологий. X–XI вв. (Patm. 55. Fol. 156–157v) Греческий Ирмологий. X–XI вв. (Patm. 55. Fol. 156–157v) Греческих И. с последованиями песней сохранилось гораздо меньше, чем с последованиями канонов. Это Принстонский палимпсест и списки: Sinait. gr. 929 (2-я пол. XI в.); Paris. Suppl. gr. 1284 (1-я пол. XII в., фрагмент - 2 листа); Sinait. gr. 1258 (1257 г.); Ath. Laur. Δ. 35 (XIII в.); Hieros. Patr. Sab. 599, 617 (оба кон. XIII - нач. XIV в.); Ath. Philoth. 132 (XIV в.), 131 (1-я пол. XV в.), 123 (кон. XIV в.; раздел сборника: ирмосы канонов Великой Четыредесятницы, Страстной седмицы, Пентикостария и некоторым святым). Первоначально И. с последованиями песней содержал небольшое число ирмосов, в нач. XIV в. его состав был расширен. В И. с последованиями песней входят и те ирмосы, которые были исключены из И. с последованиями канонов в XII-XIII вв. и возвращены в списки этого типа в XIV в. ( Velimirovi . 2001). Существуют И. смешанного типа, сочетающие оба типа расположения ирмосов внутри гласовых разделов (см. списки: Wash. Libr. of Congress. Music Division. 2156, XII в.; Vat. Palat. gr. 243, XIV в.; Patm. 473, XIV в.; Ath. Karakal. 224, кон. XIV в.; Sinait. gr. 1588, XIV-XV вв.). Уже в начальный период истории канона гимнографы стали часто использовать в своих произведениях ирмосы прежних авторов. Вслед. отбора самых популярных ирмосов появлялись составные каноны, для к-рых ирмосы выбирались из разных последований ирмосов (напр., в списке Wash. Libr. of Congress. Music Division. 2156). М. Велимирович и некоторые др. исследователи выдвинули предположение, что списки греч. И. с последованием канонов связаны с к-польской и афонской традициями, а списки с последованием песней - с палестинской и синайской (см.: Velimirovi M. Byzantine Elements in Early Slavic Chant: The Hirmologion. Copenhagen, 1960. P. 46. (MMB. Subs.; 4); Onasch. Lexicon. P. 162). С этой гипотезой согласуется, в частности, предположение, что древнейший греческий И. с последованием песней - Принстонский палимпсест - хотя и использовался на Синае, но имеет иерусалимское или палестинское происхождение (см.: Raasted. 1992; Jeffery. 2001. P. 196). Метревели предложила дифференцировать во времени данные о распространении разных типов греческого И. Она полагает, что И. с последованием канонов был приспособлен для создания новых гимнов и для обучения певчих, поэтому был распространен прежде всего в крупнейших гимнографических центрах (в монастыре св. Саввы в Палестине, в К-поле, на Афоне, в Юж. Италии) в периоды наибольшей творческой активности этих центров, а И. с последованием песней использовался прежде всего в литургической практике (см.: Метревели. 1971. С. 119).

http://pravenc.ru/text/674073.html

XI. К. на Деяния св. апостолов, соборные Послания и Послания ап. Павла из Христинопольского (Городисского) Апостола (ЛИМ. N 39 (основная часть кодекса); Киев. НБ НАНУ. М. VIII. 3/22. (8 листов); Bucur. Acad. Romana. Slav. 760, ок. сер. XII в.,- окончание Послания к Евреям, с конца гл. 8, и начало Послания Иакова; переписана на Волыни). Толкованиями сопровождаются в основном соборные Послания и Послания ап. Павла, на текст Деяний даются лишь краткие схолии. Катена представляет собой редкий (если не единственный) для слав. письменности случай рамочного расположения текста. Леммированные отрывки толкований помещены на 3 полях рукописи, к-рые занимают треть листа. Среди толкователей упоминаются: святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский; Аполлинарий Лаодикийский, Дидим Слепец, Севир Антиохийский, пресвитер Аммоний, преподобные Исихий Иерусалимский, Максим Исповедник, Феодор Студит и др. Иногда леммы указывают на конкретное сочинение, из к-рого заимствован фрагмент: «Севирово о покаянии на спасение», «Севирово от слова», «Исихиево от псалма», «св. Василия к Созопольскому епископу» и др. Оригиналом слав. катены была греч. катена, не похожая ни на один из известных типов. Текст Апостола по этому списку опубликован Э. Калужняцким в 1896 г. без толкований. В 2008 г. Христинопольский Апостол был отреставрирован, специалистами Львовского исторического музея были сделаны его бумажная (факсимиле) и электронная копии ( Яcihobcьka. 2010). XII. Толковый Апостол. Включает 4 разновидности текстов, связанных между собой: 1) толкования на соборные Послания и Послания ап. Павла, близкие к катене пресв. Андрея, изданной Крамером. Оригиналом слав. перевода послужили поздние греч. катены XII в. разных типов. Древнейшая рукопись (ГИМ. Син. греч. 7), неполного состава, содержащая Послания ап. Павла к Римлянам, 1-е и 2-е послания к Коринфянам, Послания к Галатам и к Ефесянам, была написана в 1220 г. в Ростове. Полные пергаменные рукописи, содержащие все Послания, как ап. Павла, так и соборные: РНБ. Погод. 30 (до 1390 г.) и РНБ. F.n.I.24 (1-я пол. XV в.). Имеется разновидность этой катены, в к-рой апостольский текст делится на богослужебные зачала, соответственно сгруппированы и толкования. Эта разновидность представлена, напр., в 2 рус. списках XV в. (РГБ. Унд. 21 и РНБ. Солов. 24/24 - Алексеев А. 1999. С. 38). Отрывок из толкования на Послание ап. Иакова, принадлежащий свт. Иоанну Златоусту, включен в Пролог краткой редакции под 10 нояб. с заглавием «Слово Иоанна Златоуста о милостыни» (один из ранних списков - БАН. 4. 9. 21, 1-я пол.- сер. XIV в.);

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Арнольда о видении Роберта, аббата Моза (кон. X в.). Статуи Девы Марии, скорее всего созданные по образцу скульптуры-реликвария Стефана II, получили широкое распространение в Оверни; именно такое изображение, хранившееся в Ле-Пюи, считалось чудотворным (уничтожено в 1794). На деревянной статуе Пресв. Богородицы в Орсивале (XII в.) сохранилось первоначальное покрытие из тонкого серебряного листа. Известны также статуи-реликварии святых, напр. скульптура св. Веры из аббатства Конк (рубеж X и XI вв.). К XII в. относятся бюсты-реликварии святых Баудимия в Сен-Нектере, Теофреда в Ле-Монастье-сюр-Газей и Кесария Арелатского в Море; известно о фигуре-реликварии св. Геральда в Орийаке, к-рая существовала в XI в. Образец др. типа реликвариев - рака св. Кальминия и его супруги Намадии в Моза, украшенная полихромными эмалями лиможской работы (2-я пол. XII в.). Появление форм готической архитектуры в Оверни обычно связывают с деятельностью нищенствующих орденов в 1-й пол. XIII в. Среди ранних памятников - скромная капелла доминиканского мон-ря в К. (однонефная церковь с прямоугольной алтарной частью; сохр. 3 травеи, перекрытые стрельчатым сводом). В 1248 г. еп. Гуго де ла Тур д " Овернь заложил кафедральный собор в К. Строительством хора с деамбулаторием и трансепта руководили Жан и Пьер Дешаны; вероятно, зодчие ориентировались на северофранц. образцы (соборы Нотр-Дам в Париже и Сен-Пьер в Бове, базилика Сен-Дени и др.). Строительные работы были прерваны скорее всего в кон. XIV в.; зап. фасад и часть нефа так и не были построены. Несмотря на утрату значительной части скульптурной декорации и убранства в кон. XVIII в., в интерьере сохранились витражи и фрагменты росписей XIII-XIV вв. К нач. XIV в. диоцез К. был среди крупнейших во Франции; он включал ок. 1 тыс. приходов, объединенных в 7 архидиаконий (Бийом, Бриуд, К., Кюссе, Орийак, Сен-Флур и Сувиньи) и 15 архипресвитерских округов. По ходатайству сеньоров В. Оверни на землях, выделенных из диоцеза К., была основана епископская кафедра Сен-Флур (булла папы Иоанна XXII от 9 июля 1317); в нее вошли ок.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

Церкви и мон-ри строились также на Гераклейском п-ове, территория которого входила в Херсонесскую епархию. Остатки нескольких пещерных монастырских комплексов XIII-XV вв. изучены в Сарандинакиной балке, на мысах Виноградный и Фиолент ( Яшаева. 2006). Настенная культовая декорация Херсона IX-XIV вв. представлена многочисленными фрагментами росписей и мозаик в слоях разрушений. В конхе апсиды однонефного храма 16 в зап. части города в 1889 г. был обнаружен фрагмент фрески с правой частью Лика Богоматери в темном мафории IX-X вв., вероятна и более поздняя дата ( Бернацки, Кленина. 2006. С. 40; Яшаева и др. 2011. 498). В ранневизант. храме Пресв. Богородицы Влахернской (Загородном крестообразном) в 1902 г. были зафиксированы 3 слоя штукатурки разного времени с фресками. Сохранились фрагменты фигур святых с греч. надписями, напр. лик юного святого (кон. XIII-XIV в.; Извлечение из отчета. 1904. С. 37-39; Яшаева и др. 2011. 499). Уникальным для К. памятником живописи к-польской школы 1-й пол. XIV в. является фресковый образ Божией Матери с Младенцем, обнаруженный при раскопках генуэзской крепости Чембало (Балаклава). Судя по форме, он помещался в стрельчатом тимпане. Вероятно, после захвата К. турками в 1475 г. фреска была захоронена во дворе барбакана (Отчет. 2005. С. 21, 70-73; Яшаева и др. 2011. 500). Предметы христианской утвари и благочестия X-XIV вв. В Херсонесе собрана богатая коллекция предметов церковной утвари и личного благочестия. Часть из них была привезена из визант. и древнерус. центров, другие изготовлены местными ремесленниками. К визант. импорту относят бронзовые иконы X-XII вв. 2 видов. Массивные литые иконы с доработкой чеканом и гравировкой близки к к-польским образцам (золоченая икона Божией Матери с Младенцем, XII в.). Иконы, штампованные из тонкого бронзового листа с доработкой чеканом, связывают с мастерскими малоазийских греков (золоченая икона с изображением святых Кира, Лукиллиана и Иоанникия (X-XI вв.), иконы «Чудо арх. Михаила в Хонех с донатором Иоанном» (XI в.), «Христос Пантократор», Деисус, «Сошествие во ад» (XI-XII вв.), «Христос на троне» (XII в.), «Христос на троне в окружении святых» (XIII в.), бронзовый золоченый диптих с чеканными крестами под арками (кон.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Большая часть арам. фрагментов относится к 1 Енох 1-14, хотя в Кумране представлены все части, кроме 1 Енох 37-71. Арам. фрагменты 4QHena-g(=4Q201-202, 204-207, 212) и 4QHen astra-d(=4Q208-211) изданы Миликом ( Milik. 1976) и датируются 1-й пол. II - сер. I в. до Р. Х. Евр. фрагменты 1Q19, 1Q19bis (1 Енох 8. 4 - 9. 4) и 1Q19.3 (1 Енох 106) изданы в DJD. Vol. 1 (1955). Самая известная часть греч. версии сохранилась в Хронографии Георгия Синкелла († после 811). Она охватывает 1 Енох 6-16 и раздел, к-рого нет в эфиоп. версии, возможно относящийся к «Книге Ноя». По мнению исследователей, Георгий Синкелл заимствовал материал из Хронографий Панодора Александрийского (кон. IV - нач. V в.) и Аниана (ок. 412). В частности, цитируются следующие разделы: 6. 1 - 9. 4; 8. 4 - 10. 14; 15. 8 - 16. 1; 8. 4 - 9. 4 (см. издание по 12 рукописям: Mosshammer. 1984). В 1844 г. кард. А. Маи опубликовал греч. рукопись трактата «О божественных именах» из корпуса «Ареопагитик», на полях к-рой был записан фрагмент 1 Енох 89. 42-49 (минускул Vat. gr. 1809, XI в. Fol. 216v). Вероятно, текст апокрифа был заимствован переписчиком из какой-то хроники. В кон. XIX в. в Египте в одном из захоронений среди визант. математических рукописей было обнаружено 33 листа греч. пергаменного кодекса VI в., содержащие 1 Енох 1-32. В наст. время Codex Panopolitanus, названный так по месту находки, хранится в Каире (Cair. Mus. 10759) (помимо Е. п. к. он содержит апокрифическое «Евангелие Петра», «Апокалипсис Петра» и Мученические акты св. Юлиана). В 1-й пол. XX в. было найдено неск. папирусов, содержащих фрагменты 1 Енох 77-87, 97-104, 106-107 (Oxy XVII 2069, кон. IV в.; Chester Beatty XII, IV в. (частично хранится в Мичиганской коллекции)). Все греч. фрагменты были изданы Блэком ( Black. 1970; кроме того, имена ангелов, перечисляемые в 1 Енох 69. 2-25, обнаружены в магической формуле в папирусе Paris. Suppl. gr. 574). До недавнего времени считалось, что в Кумране греческих фрагментов Е. п. к. нет. Однако Э. Пюш и П. Флинт доказали, что 7Q4.1 содержит 1 Енох 103. 3-4, а 7Q4.2 - 1 Енох 105. 1. Оба фрагмента датируются 68 г. по Р. Х.

http://pravenc.ru/text/189987.html

Е. В Евьи (по приметам.) 1. Учительное Евангелие или Воскресные поучения Каллиста, Патриарха Цареградского (без выходного листа, 1516 года (?). в лист, с посвящением: «Пану Самойловичу Корецкому.» Ж. Острожской печати. 1. Маргарит, 1596 года, в ¼ д. листа, с гербом Константина Константиновича Князя Острожского, во Св. крещении Василия. З. Черниговской печати. 1. Руно ророшенное. 1683 года, в ¼ д. листа. И. Кутеинского монастыря. 1. Псалтырь, в ¼ листа, 1642 года, с подписью патриарха Никона 1661 года. 2. Новый Завет , 4 экземпляра, в ¼ листа, 1652 года. 3. Лексикон Славяно-Русский, соч. Памвы Берынды, в ¼ д. листа, 1653 года. I. Иверской печати. 1. Рай мысленный, в ¼ д. листа, 1658 года. К. Венецианские издания Серба (Подгоричанина) Божидара Вуковича. 1. Служебник, в ¼ д. листа, 1519 года. 2. Псалтырь, в ¼ д. листа, 1520 года. На обороте 40 листа следующая надпись: «В лето 7158 (1650) да се зна, когда приходих аз, архиепископ Кир Гавриил, в Царьногорску Богородицу, и дадоше ми сию Литургию на благословь, и тогда дадох Владыка Кир Филипу в Скопскую Епархию, иже бысть месяца Июня 14 дня.» 3. Избранная Минея, то есть Службы праздникам Господским и Богородичным и нарочитым Святым, «с обличием образа их» (с литографическим изображением некоторых), в лист 1538 года. На внутренне стороне задней доски переплетена надпись: «Сию книгу, глаголемую сборник мне грешному Митрополиту Михаилу и Диакону Дамаскину в лето 7158 (1650) месяца Августа 16 дня, в Святей Горе (дана).» Из Сербских Святых здесь Службы: 1. Ноября 11 Память Св. Великомуч. В Царех Стефана Сербского (Дечанского); 2. Генваря 14 Св. отца нашего Саввы, Архиепископа Сербского; 3. Февраля 13 Св. Семеона, Сербского учителя. В конце помещена: «Пасхалия Кирилла Философа солнечным и луновним кругом». Читать далее Источник: Описание славяно-русских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, и заметки о старопечатных, церковнославянских книгах того же книгохранилища, архимандрита Леонида. – Изд. Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те. - Москва : В унив. тип., 1871. - 71 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

После него Малый Катихизис его перепечатан в Москве 1649 г. в 4 долю листа при Патриархе Иосифе, с поправками по тогдашнему образу мыслей и с переводом польско-русских слов на полях; а книга его православного исповеда­ния долго странствовала по Востоку и неизвестна была России. Бывший при Оттоманском Дворе главным Переводчиком из греков, Никузий-Панагиот, в 1662 г. издал оную па одном греческом языке в Амстердаме, в 8 долю листа, для раздачи даром единоверцам своим на Востоке. 11отом по повелению Константинопольского Патриарха Дионисия вторично с сего издания напечата­на она была в Голландии же 1672 г., а после Лаврентий Норманн, бывший Упсальский профессор и потом Епископ Готенбургский, перевел оную на латинский язык, и перевод свой вместе с греческим подлинником напечатал в Лейгциге 1695 г. в 8 долю листа, присовокупив свое Предисловие о важности, сочинителях и различных изданиях сей книги. С голландского издания переве­дена она с позволения Иоакима, Патриарха Московского, в 1685 г. на славян­ский язык в Московском Чудове Монастыре, и по просьбе Киевского Митропо­лита Варлаама Ясинского напечатана Патриархом Адрианом в Москве 1696 г. в лист, с присовокуплением двух Слов Иоанна Дамаскина о почитании Святых Икон; потом опять в Москве 1702 г. в 8 долю листа, в Киеве 1712 г. в 4 долю листа, в Чернигове 1715 г. и С.-Петербурге 1717 и 1772 гг. в 4 долю листа и после многократно в разных местах. В 1769 г. Московского Архангель­ского Собора Протоиерей Петр Алексеев напечатал оную в Москве для университетских питомцев гражданскими буквами в 8 долю листа с Историчес­кими, географическими, Догматическими и Словесными примечаниями; но такими примечаниями объяснена им только 1-я часть сей книги. Между тем в Бухаресте она еще издана была на одном греческом языке 1699 г. Леонард Фриш, переведши ее на немецкий язык, издал в Берлине 1727 г. в 4 долю листа, а Карл Готтлоб, соединив греческий подлинник с латинским Норманновым и Немецким Фришевым переводом, напечатал в Бреславле 1751 г. в 8 долю листа и приложил вместо Предисловия Историю Российского Катихизиса. Вышеу­помянутый же Протоиерей Петр Алексеев, присвовокупив к сему Гофманнову изданию 4-й славенский текст, начал было с 1781 г. печатать все оныя 4 части вместе в Москве; но напечатал только одну часть 1-ю и 30 Вопросов 2-й части; а дальше издание остановлено за некоторые смелые присовокупления примеча­ния. Подробнее о сей книге см. Рассуждение о Книге, именуемой Православное Исповедание Веры, читанное в Александро-Невской Академии 25 Янва­ря 1804 г., Кандидатом Богословия, Алексеем Болховским, и того же года напечатанное при Св. Синоде в С.-Петербурге в 4 долю листа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

28. Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобнаго Антония) почивающих: Антония, основателя Лавры (1073), Прохора чудотворца (1107), Иоанна постника (XII), Иулиании девы, княжны Ольшанския (ок. 1550), преподобномучеников Василия и Феодора (1098), Поликарпа, архимандрита Печерскаго (1182), Варлаама, игумена Печерскаго (1065), Дамиана пресвитера, целебника (1071), Никодима просфорника (XII), Лаврентия затворника, епископа Туровскаго (XII), Афанасия затворника (ок. 1176), Еразма (XII), Луки, иконома Печерскаго (XIII), Агапита, врача безмезднаго (ок. 1095), Феофила и Иоанна (XII), Нектария (XII), Григория иконописца (XII), священномученика Кукши (XII), Алексия (XIII), Саввы (XIII), Сергия Послушливаго (XIII), Меркурия, епископа Смоленскаго (1239), Пимена Многоболезненнаго (1110). Нестора летописца (ок. 1114), преподобномученика Евстратия (1097), Елладия затворника (ок. XII–XIII), Иеремии прозорливаго (XI), преподобномученика Моисея Угрина (1031 –1043), Иоанна Многострадальнаго (1160), Марка гробокопателя (XII), Николы Святоши, князя Черниговскаго (1143), мученика Григория чудотворца (1093), Онисима затворника (XII–XIII), Матфея прозорливаго (XI), Исаии чудотворца (1115), Авраамия трудолюбиваго (XII–XIII), Нифонта, епископа Новгородскаго (1156), Сильвестра (XII), Пимена постника (XII), Онуфрия молчаливаго (XII), Анатолия затворника (XII), Алипия иконописца (1114), Сисоя затворника (XII–XIII), Феофила затворника (XII–XIII), Арефы затворника (ок. 1195), Спиридона просфорника (XII), Онисифора исповедника (1148), Симона, епископа Суздальскаго (XII), Никона, игумена Печерскаго (1088), Феофана постника (XII), Макария (XII), преподобномученика Анастасия диакона (XII), дванадесяти мастеров зодчих, Авраамия затворника (XII–XIII), Исаакия затворника (ок. 1190), мученика Иоанна младенца, Илии Муромца (ок. 1188), Никона Сухаго (XII), Тита иеромонаха (1190), Ефрема, епископа Переяславскаго (ок. 1098). Преподобнаго Харитона Исповедника (ок. 350). Преподобнаго Харитона Сянжемскаго (1509). Преподобнаго Иродиона Илоезерскаго (1541).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010