Г.Е. Захаров Содержание Введение Источники Историко-полемические сочинения Катехизические, гомилетические и экзегетические сочинения «Светские» исторические сочинения Агиографические и биографические памятники Послания и письма Императорское законодательство Соборные акты и каноны Вероучительные формулы Историография 1. Арианская смута: «конфликт интерпретаций» 1.1. Арианская смута в историографии XIX – первой половины XX в. 1.2. Арианская смута в историографии второй половины XX – начала XXI в. 2. Исследования по церковной истории Балкано-Дунайского региона 2.1. Арианская смута в Иллирике 2.2. История христианизации и церковной организации Иллирика в IV – начале V в. Глава 1. Арианская смута и церковно-политическая борьба в Балкано-Дунайском регионе в первой половине IV века 1.1. Арианская смута в Балкано-Дунайском регионе в первой половине IV в.: эволюция конфликта 1.1.1. Начало арианской смуты в Балкано-Дунайском регионе 1.1.2. Дело Фотина. Сирмийский собор 351г. 1.2. Арианская смута в Балкано-Дунайском регионе в первой половине IV в.: мотивация и самосознание участников конфликта 1.2.1. Два взгляда на арианскую смуту 1.2.2. Арианская смута в Балкано-Дунайском регионе и антиномия «Запад – Восток» 1.2.3. Арианская смута в Балкано-Дунайском регионе и оппозиция «никейская ортодоксия – арианская ересь» 1.3. Церковная политика императора Констанция II в контексте церковно-политической борьбы середины IV в. Вторая сирмийская формула. 1.3.1. Иллирийский епископат и борьба императора Констанция с никейской оппозицией на Западе в 50-е гг. IV в 1.3.2. Вторая сирмийская формула: текст и исторический контекст. 1.3.3. Восприятие второй сирмийской формулы в среде восточного и западного епископата Глава 2. Противостояние омийского и никейского течений в Балкано-Дунайском регионе в конце 50-х и 70-х годов IV века 2.1. Иллирийский епископат и возникновение омийства 2.1.1. Сирмийское совещание 359 г. и четвертая сирмийская формула 2.1.2. Иллирийский епископат и Ариминский собор 359 г 2.1.3.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Содержание Труды по изучению Библии в течение первой половины столетия Отечественные труды по изучению Библии в течение второй половины XIX века Труды по изучению книг Ветхого Завета Труды по Исагогике     Изучение у нас Библии в течение истекшего столетия выразилось в довольно многочисленных и разнообразных печатных трудах, оригинальных и переводных, ученых, популярных и учебных, имеющих вид объемистых книг, брошюр или журнальных статей. Настоящий обзор не имеет в виду познакомить со всеми этими разнородными трудами. Его цель – остановить внимание на важнейших из них в том или другом отношении, со стороны ли метода рассмотрения предмета, тщательности труда, богатства содержания или важности достигнутых научных результатов, короче – на тех по преимуществу, в которых с заметною ясностью выразился рост отечественной библейской науки. Не надеемся, однако, и при таком ограничении, избежать ненамеренных опущений, за которые наперед просим у авторов и у читателей извинения. Выразившееся в печатных трудах по Священному Писанию поступательное движение нашей библейской науки шло не с равномерною последовательностью в продолжение всего столетия: в течение первой его половины наблюдается гораздо меньшая литературная производительность, чем во второй. В виду этого в настоящем очерке будут отдельно указаны печатные труды по изучению Библии в продолжение первой и второй половины столетия. Труды по изучению Библии в течение первой половины столетия 1 . Для изучения Библии в нашем отечестве окончившееся столетие началось при весьма благоприятных условиях. После того, как издан был наконец (в 1751 г.) исправленный славянский текст Библии, явилось замечательное оживление в истолковательной особенно литературе по Священному Писанию , продолжавшееся в течение всей второй половины XVIII-ro века и перешедшее отчасти в следующий век. Из появившихся в это время различных печатных трудов этого рода составилась «значительно большая истолковательная библиотека, в которой было и «Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета» (м.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Устинова И.А. Делопроизводственные документы патриарших приказов 1-й половины XVII века: Расходная книга 1640/41 года Журнал " Вестник церковной истории " Устинова И.А. Делопроизводственные документы патриарших приказов 1-й половины XVII века: Расходная книга 1640/41 года Предлагаемая вниманию читателей публикация продолжает начатый в предыдущем номере журнала проект по изданию делопроизводственной документации патриарших приказов за 1640/41 г. Расходная книга патриаршего Казенного приказа является одним из наиболее насыщенных в информационном отношении документов этого комплекса. Патриарший архив вообще и расходные книги патриаршего Казенного приказа в частности, привлекали внимание исследователей 1 . Отрывки этих документов, в том числе книги 1640/41 г., увидели свет. Так, И. Е. Забелин, публикуя источники по истории Москвы, выделил и издал отрывки из приходных и расходных книг Патриарших Казенного и Дворцового приказов за XVII в. 2 Он сгруппировал информацию по блокам, освещающим отдельные стороны быта Патриархов: расходы на одежду, организацию выходов Патриархов; столовый обиход Патриархов; нищие и богадельни; строительство церковных и гражданских зданий и др. Однако это издание не позволяет составить целостное представление о сложном многосоставном источнике, каким является расходная книга патриаршего Казенного приказа 1640/41 г. Книга представляет собой подлинник, написана в лист, имеет деревянный переплет в коже с кожаными застежками, одна из которых сохранилась. Еще в приказном архиве она была переплетена в один том с расходной книгой 1639/40 г., о чем свидетельствует надпись скорописью XVII в. на первом листе: «148–149 годов расходная». Книга написана на однородной бумаге с филигранью «виноград» 3 , скреплена дьяком Григорием Одинцовым 4 . Книга 1640/41 г. по поздней архивной пагинации занимает л. 340–639 об., из них л. 629–638 об.— без записей, с пометой дьяка, л. 639 — без записей и пометы. Всего в двух книгах 643 листа (1–639, литерные I–IV). Книга 1640/41 г. написана скорописью 1-й половины XVII в. 3 почерками: 1) средний, тонкий, ровный, с частым использованием прямых и острых углов при написании элементов букв, без наклона; 2) средний, жирный, с частым использованием скругления отдельных элементов букв, ровный; 3) средний, неровный, буквы написаны отдельно, практически без связок.

http://sedmitza.ru/text/3569893.html

Слово похвальное на пренесение мощей свв. Бориса и Глеба: неизданный памятник литературы XII века Источник Издаваемый ныне памятник древнерусской литературы XII века, сохранившийся в весьма немногочисленных и притом позднего времени списках, не смотря на его краткость, никогда не был напечатан в его целом, а между тем в истории литературы он должен занять довольно видное место как по чисто литературным приемам его автора, по руководящей его идее, так и по ценности исторического его содержания. В 1843 году Погодин нашел «в одном из сборников XV века Слово неизвестного сочинителя, произнесенное до Татар в день свв. Бориса и Глеба 1 и издал отрывки из него в «Москвитянине» (1843. VI. 412–413); позже он перепечатал их в своих «Исследованиях» (VII. 406–408) и наконец упомянул еще раз о них в «Древней Русской истории до Монгольского ига» (М. 1871, I. 218; II. 664). Хотя он и не называет точно рукописи, из которой он напечатал отрывки, но несомненно, что это сборник, выменянный им у кн. М. А. Оболенского, 2 ныне хранящийся в Погодинском древлехранилище под 1024, полууставом XV века, в лист, на 409 лл., в два столбца (для сокращения: П 1 ), содержащий в себе «Златую Матицу», небольшие отрывки из которой приведены в Исторической хрестоматии Ф. И. Буслаева . Второй список Слова находится в рукописи также Погодинского древлехранилища 833, писанной красивым полууставом половины XV века, в 4-ю д. л., на 418 лл., с утратою первого листа (для сокращения: П 2 ). 3 Третий список Слова находится в сборнике Императорского Общества Любителей Древней Письменности F. CLXXXIX, полууставом XVII века, в лист, на 507 листах (для сокращения: О). 4 Для точнейшего ознакомления с памятником заслуживает внимания также рассказ Степенной Книги (М. 1757. I. 234); краткое изложение его у Карамзина (II, пр. 228), а отрывки перепечатаны Н. Барсуковым в его «Источниках русской агиографии» (Спб. 1882, ст. 610); рассказ целиком издается здесь по рукописи нашего Общества F. XII, скорописью XVII века, в лист, на 918 листах (для сокращения: С), с вариантами из рукописей F. LIII и CXXIII. 5

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Параграф I Параграф II Речь на публичном акте Московской Духовной Академии 1877 г. Да позволит мне достопочтенное Собрание представителей и учителей, учеников и любителей православной богословской науки, предложить его вниманию краткое историческое слово о движении у нас в России одной из важнейших отраслей богословской науки, именно – науки библейской, или теснее – собственно Толкования Библии . Молода еще у нас эта наука, особенно в той области, которую мы предполагаем теперь обозреть, сравнительно с возмужалою наукою Запада: строго говоря, одно с небольшим столетие считает она за собою, тогда как у той тысячелетие назади. В это-то столетие нашей библейской науки я и приглашаю Вас, достопочтенное Собрание, пойти со мною, чтобы осмотреть, что в этой области у нас было и что с нею стало и что в ней есть. Для мысли и просто любознательной, а тем более желающей серьезно изучать эту область, обозрение ее представляет много такого, что заставляет задумываться, порадоваться и поскорбеть, помыслить и размыслить. Литературное, более или менее самостоятельное, движение в нашей библейской науке, или теснее собственно в толковании Библии , начинается собственно со второй половины прошлого века, когда окончательно установился много раз правленный славянский текст Библии. Предшествующие попытки в этом роде здесь были не более, как редкие огоньки в темную ночь и притом не все – яркие 1 ; лучшие силы, какие были, уходили собственно на великое дело исправления славянского текста Библии ; но не об этом последнем собственно у нас речь. – Движение это, начавшееся с половины прошлого века, продолжается доселе, но последние лет 15-ть мы обозревать здесь не будем. Итак, мы берем столетие с небольшим, именно – от 1750-х до 1860-х годов: началом этого периода служит издание Славянской Библии с окончательно установившимся исправленным текстом в 1751 году; концом его, а вместе началом дальнейшего периода, мы полагаем время возобновления изданий исправленного русского текста Нового Завета на русском языке в 1850-х годах. Этот столетний период разделяется на две почти равные половины важным событием преобразованием духовно-учебных заведений во второе десятилетие настоящего века, и мы разделим наше обозрение на эти две половины. I

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Русская историософская и общественная мысль в первой половине XIX века 01.12.2004 2067 Время на чтение 34 минут Очерки российской истории XIX века Первая половина XIX века ознаменовалась началом мировоззренческих дискуссий о будущем России, о русском пути, о русском предназначении. Мощный импульс им давали важные политические события той поры: победа в войне с Наполеоном, мятеж декабристов, восстание в Польше в 1830 году Осмысление русской судьбы становится основной темой пробуждающейся светской общественной мысли. И снова, как некогда в XV-XVI веках, с полной отчетливостью в русском культурно-общественном сознании встал религиозный вопрос. Трудно было игнорировать русское историческое своеобразие, некую историческую противопоставленность " Европе " , что с самого начала стало осознаваться как различие в религиозной судьбе. В наиболее острой форме это было сформулировано П. Я. Чаадаевым в 1830-е годы, но значительно раньше тема специфичности национального исторического опыта была обоснована и впервые сформулирована у крупнейшего русского историка первой половины XIX века Н. М. Карамзина. Можно смело утверждать, что ни один из выдающихся русских знатоков прошлого никогда - ни раньше, ни потом - не оказал на сознание и современников, и потомков такого огромного воздействия, как Карамзин, которого применительно к первым десятилетиям XIX века заслуженно можно назвать первым интеллектуалом России. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) обладал многими дарованиями. Он являлся и журналистом, и писателем, и общественным деятелем. Однако запечатлел он свое имя в анналах истории в качестве выдающегося русского историографа, создавшего обширный многотомный труд по истории России от времен Киевской Руси до начала XVII века - " История Государства Российского " (Т.1-12, 1816-1829). Родился Карамзин в Симбирской губернии, в дворянской семье. Юноше не исполнилось и 14 лет, когда родители отдали его в Московский пансион при Московском университете, где он изучал древние и новые языки, отечественную и зарубежную историю и литературу. Это был скромный и воспитанный молодой человек, тяжело переживавший несправедливость, болезненно реагировавший на любое проявление жестокости. Он рос восторженным мечтателем, и эту особенность характера сохранил до конца своих дней. Современники называли его сочинения " сентиментальными " . В своем известнейшем литературном произведении - повести " Бедная Лиза " (1792) он написал, что " любит те предметы, которые трогают сердце и заставляют проливать слезы тяжкой скорби " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Выставка «Православная Русь. Моя история» будет посвящена истории России первой половины ХХ века. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Выставка «Православная Русь. Моя история» будет посвящена истории России первой половины ХХ века 26.10.2015 23:19 Версия для печати Москва, 26 октября, Благовест-инфо. Выставка-форум «Православная Русь. Моя история», которая откроется в ЦВЗ «Манеж» 4 ноября, будет посвящена теме «От великих потрясений к Великой Победе». 12 залов, оснащенных разнообразным мультимедийным оборудованием, представят историю России с 1914 до 1945 гг. – с начала Первой мировой до окончания Второй мировой войны. Выставка подготовлена ко Дню народного единства. Задачам и особенностям экспозиции была посвящена пресс-конференция, которая состоялась 26 октября в информационном центре ТАСС. Подобная выставка устраивается Патриаршим советом по культуре не первый раз, ей предшествовали грандиозные выставочные проекты «Рюриковичи» и «Романовы», напомнил председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

А.А. Плетнева Епископ Августин (Гуляницкий) и проблема новых переводов с греческого на церковнославянский язык во второй половине XIX в. Источник Епископ Августин (Гуляницкий) и проблема новых переводов с греческого на церковнославянский язык во второй половине XIX в. Во второй половине 19 в. в церковных кругах начинает активно обсуждаться вопрос о языке богослужения. В течение почти двух веков после никоновской справы все темы, связанные с несовершенством православного богослужения, были под негласным запретом. В 70-е годы 19 века ситуация меняется и вопросы устава, текста и языка богослужебных книг начинают восприниматься как актуальные и волнующие. Однако теперь с позиции нового времени требования, предъявляемые к языку богослужения, уже совсем иные. Если в 16–17 вв. важнейшим вопросом был вопрос тождественности славянского перевода оригиналу, то со второй половины 19 в. богослужебный язык Русской православной церкви рассматривается совсем в иной плоскости. Актуальной становится проблема восприятия церковнославянского текста: язык молитвы должен быть понятен молящемуся, текст должен восприниматься без ложных интерпретаций. В русской литературе этого времени в анекдотичной форме отражены казусы языкового восприятия 1 . Не случайно «жезаны и жеможаху» долгое время не сходят со страниц церковной периодики и частной переписки. Как в декларативных заявлениях, так и в опытах пересмотра славянского текста ставятся проблемы упрощения языка богослужения и приближения его к русскому литературному языку. Одним из первых, кто обратился к этой теме, был еп. Екатеринославский Августин (Гуляницкий) 2 . Еп. Августину принадлежит не только разработка принципов упрощения церковнославянского языка, но и ряд переводов с греческого на церковнославянский (см. Августин 1882 1–3, Августин 1884). Анализируя его деятельность, мы можем обращаться не только к теоретическим высказываниям, но и к языковой практике. Взгляды еп. Августина на церковнославянский язык изложены в его рецензии на изданные Н.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Gulya...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Карачаево-Черкессия Археологические памятники (мустьерские орудия, найденные вблизи станиц Кардоникская, Зеленчукская, на стоянке Явора и на р. Джегонас) свидетельствуют о появлении человека на территории Карачаево-Черкессии в эпоху среднего палеолита, 100-40 тыс. лет назад. Вблизи с. Маруха была найдена раннемезолитическая стоянка, где обнаружены кремниевые резцы, скребки, пластины, а также ножи, кинжалы и боевые копья. У аула Кубина и в долинах рек Б. Зеленчук, Джегута, Овечка обнаружены ножевидные пластины, скребки и вкладыши, возраст которых определяется в 8-6 тыс. лет. Неолитические стоянки открыты в долине р. Кубани, вблизи г. Усть-Джегута, и на р. Овечке, недалеко от Черкесска. Здесь найдены каменные орудия, созданные 6-5 тыс. лет назад. На сев. окраине Усть-Джегуты обнаружены курганы майкопской культуры (сер. III тыс. до н. э.). В этом же районе, а также у с. Дружба, аулов Бесленей и Адыге-Хабль раскопаны курганы северокавказской культуры (III-II тыс. до н. э.). Со второй половины II тысячелетия до н. э. отмечается проникновение в регион степных народов - здесь найдены как бронзовые предметы, характерные для киммерийской культуры, так и захоронения, свойственные степным племенам. В Карачаево-Черкессии открыты памятники кобанской культуры (XII-VII вв.). Территория республики входила в ареал распространения прикубанской культуры - родственной и одновременной кобанской культуре. Здесь находился наиболее мощный очаг металлодобычи прикубанской культуры - верхнекубанский. Есть следы добычи медных руд, выплавки металла и значительное количество бронзовых изделий. Следы производства железа на территории республики обнаружены на Хумаринском городище, на участке VIII-VII веков до н. э. В середине I тыс. до н. э. отмечается проникновение в регион скифских племен, оставивших характерные курганные захоронения. В находках периода позднекобанской культуры (VII-IV веков до н. э.) есть влияние скифской культуры. В сарматское время (III века до н. э.- IV в. по н. э.) в предгорных районах Карачаево-Черкессии появились поселения аланов и меотов . После гуннского нашествия, с конца IV века, аланы заняли также горные ущелья. Со второй половины I тыс. по н. э. в верховья Кубани и Зеленчуков проникают тюркские племена: болгары (с V века), хазары (с VII века), в X веке здесь появились печенеги и торки (гузы), в XI веке - кипчаки .

http://drevo-info.ru/articles/13678785.h...

А.Н. Наумов Н. А. Тропин. Гончарные сооружения второй половины XIV века на селище Аргамач – Пальна-5 Селище Аргамач – Пальна-5 находится у с. Аргамач – Пальна на территории Елецкого района Липецкой области. Оно занимает участок левобережного склона р.Пальна размерами 180 х 60 м и возвышается над уровнем воды на 30–33 м (рис. 1,/). Памятник открыт в 1991 г. в результате совместных разведочных работ экспедиции Воронежского университета и Елецкого пединститута С. 21–22]. В 1991-м г. и 1995 гг. он исследовался раскопками под руководством автора. Вскрытая площадь составила 133 м 2 . Раскоп был заложен в западной части памятника вдоль крутого обрывистого склона. Мощность культурного слоя составила 0,6– 0,8 м. Под слоем дерна толщиной в 0,1 м залегает черноземный слой до глубины 0,6 м. Он подстилается суглинком толщиной до 0,2 м. Материк – глина. В площади раскопа встречены предметы древнерусского времени и два производственных сооружения, связанных с гончарным ремеслом. К ним относятся постройка полуземляночного типа и гончарный горн (рис. 1,//). Постройка расположена в северной части раскопа. Она прямоугольной формы, размерами 3 х 3,45 м. (рис. 2,/). Сооружение углублено в материк до 0,4 м. Стенки котлована отвесные. Интересно отметить, что на современной дневной поверхности над постройкой – фиксировалась западина диаметром 4 м и глубиной до 0,2 м. По периметру стен котлована находилась деревянная облицовка толщиной 0,1–0,15 м. Она не встречена в северном углу постройки, к которому примыкала печь. Следует считать, что деревянная облицовка не срубного происхождения, однако и столбовых ям в сооружении не было обнаружено. Пол в постройке деревянный. Дощатые плахи лежали вплотную друг к другу в направлении запад – восток. Под полом находился глиняный материк с выходами известняка. Вдоль восточной стороны постройки находилось углубление до 0,2 м в материковом полу котлована. Его размеры 2 х 0,8 м. В северном углу сооружения расчищены остатки глинобитной печи. В ее основе находился округлый, глинобитный под размерами 0,8 х 0,9 м и толщиной 0,05 м. Он был сооружен на материковом останце. На поверхности пода обнаружено немного золы. Под наклонен в сторону устья печи на 0,07 м. В своей нижней части на высоте до 0,15 м сохранились глинобитные стенки печи. Их толщина составила 0,2 м. Вследствие этого можно полагать, что размеры печи составляли 1,4 х 1,2 м. Стратиграфические наблюдения зафиксировали в культурном слое просевший прокаленный свод печи толщиной до 0,05 м.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010