Г. вел строгий, аскетический образ жизни, точно исполнял церковный устав. Еще в 1868 г. составил послание к пастве в качестве предсмертного завещания, в нем просил у всех прощения и молитв. После известия о гибели имп. Александра II Николаевича 1 марта 1881 г. состояние здоровья Г. стало ухудшаться. Скончался на 2-й день Пасхи. Похоронен 17 апр. 1881 г. в калужском Троицком соборе, в зап. углу, погребение совершил Тульский архиеп. Никандр (Покровский) . После смерти Г. почитался в Калужской епархии, особенно в Оптиной пуст., где ежегодно 25 янв. (в день памяти свт. Григория Богослова ) по нему служились панихиды. К 2006 г. в Троицком соборе совершаются богослужения, захоронение Г. утеряно. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 67. Ед. хр. 71; К. 91. Ед. хр. 41; К. 106. Ед. хр. 10, 11; Ф. 214. Опт. 151-9, 151-10, 151-11; Опт. 361. Л. 56 об.-69 об., 268-274. Соч.: Воззвание [к настоятелям церквей о содействии успехам Миссионерского об-ва]//Калужские ЕВ. 1870. Ч. неофиц. 8. С. 219-220; [Предсмертное послание к пастве]//Там же. 1881. Ч. офиц. 8. С. 81-82; Письма ректора КазДА архим. Григория к Иннокентию, архиеп. Херсонскому//ПС. 1889. 1. С. 125-133. Лит.: Можаровский А. Ф. История Казанской ДС. Каз., 1868; Торжество празднования 25-летнего управления Калужской епархией//Калужские ЕВ. 1876. Ч. неофиц. 23. С. 427-440; 24. С. 448-462; Там же. 1881. 8. [вып., посв. Г.]; [Некролог]//Моск. вед. 1881. 113; Благовещенский А. История Казанской ДС с 8 низшими уч-щами за XVIII-XIX ст. Каз., 1881; Знаменский П. В. История КазДА за 1-й (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1891-1892. 3 вып.; [Агапит (Беловидов), архим. ] Житие оптинского старца схиархим. Исаакия (Антимонова). М., 1995. С. 40-51, 106-108. Г. М. Запальский, Е. В. Липаков Иконография Сохранилось неск. изображений Г., напр. поколенный портрет 1860 г. в овале, напечатанный в литографии В. Бахмана в Москве (РНБ),- иерарх представлен сидящим в кресле возле стола, в рясе и черном клобуке, с панагией и крестом в память Крымской войны, орденами св. Александра Невского и св. Владимира 2-й степени на груди и четками в руках, у него узнаваемые черты лица, высокий лоб и окладистая, темная борода; под изображением факсимиле автографа («Гpuropiй Епскпъ Kaлyжckiй»). На эстампе 1861 г. работы П. Ф. Бореля, вышедшем из литографии А. И. Траншеля (ЦАК МДА),- сходный тип изображения Г. с наградами (возможно, обе литографии восходят к неизвестному живописному оригиналу), но в правой руке архиерея - книга (Портреты духовных лиц. СПб., 1861). Его ростовое изображение в архиерейской мантии и клобуке, с теми же орденами, с поднятым вверх указательным пальцем правой руки имеется в росписи 80-90-х гг. XIX в. трапезной Оптиной пуст. в ряду портретов выдающихся иерархов, содействовавших духовному расцвету этой обители (возле свт. Филарета Московского). Портрет Г., как и мн. др. подвижников, находился в келье прп. Макария Оптинского (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 68).

http://pravenc.ru/text/166670.html

Слово 42. О Страстях Господних слово четвертое. Пер. О.Е. Нестеровой (283).  Слово 45. О Страстях Господних слово седьмое. Пер. О.Е. Нестеровой (287).  Сидоний Аполлинарий. Ф.А. Петровский (292).  Благодарение епископу Фавсту. Сенатору Катуллину. Книге. Купанье в Авитаке. Баня в Авитаке. Экдицию. Ночной улов. Пер. Ф.А. Петровского (293).  Письма. Пер. Ф.А. Петровского (298).  Сальвиан. И.П. Стрельникова (308).  О мироправлении Божьем. Пер. под ред. И.П. Стрельниковой (309).  Седулий. Ф.А. Петровский (316).  Пасхальное стихотворение. Книга 1. Пер. Ф.А. Петровского (316).  Драконтий. М.Л. Гаспаров (326).  Хвала Господу. Пер. М.Л. Гаспарова (327).  Эпиталамий Иоанну и Витуле. Пер. М.Л. Гаспарова (332).  Максимиан. М.Л. Гаспаров (337).  Элегия 5. Пер. М.Л. Гаспарова (338).  Боэтнй. Ф.А. Петровский (343).  Утешение от Философии. Книга 1. Пер. Ф.А. Петровского (343).  Кассиодор. Ф.Е. Грабарь-Пассек (357).  Разное. Об изучении наук божественных и человеческих. Пер. М.Е. Грабарь-Пассек (358).  Венанций Фортунат. Ф.А. Петровский (367).  О страстях Христовых. Пер. С.С. Аверинцева (369).  Никетию, епископу Треверскому, о замке под Мозеллой. О королеве Теудехильде. О Бодегизиле. О своем отъезде. Утешение Хильпериха и Фредегонды. О своем плавании. Корзиночка с каштанами. Пер. Ф.А. Петровского (370).  Григорий Великий. М.Е. Грабарь-Пассек (377).  На Великий пост. Пер. С.С. Аверинцева (379).  Проповедь перед народом. Предисловие к «Книге нравственных поучений, или Толкованиям на книгу Иова». Пер. М.Е. Грабарь-Пассек (379).  Диалоги о житии и чудесах италийских Отцов и о вечной жизни души. Пер. М.Е. Грабарь-Пассек и Б.И. Ярхо (382).  Григорий Турский. О.Е. Нестерова (394).  История франков. Пер. В.Д. Савуковой (396).  Книги чудес. Пер. О.Е. Нестеровой (413).  Исидор Севильский. Т.А. Миллер (427).  История о царях готов, вандалов и свевов. Этимологии. Синонимы, [или] о стенании грешной души. Пер. Т.А. Миллер (428).  Альдхельм. М.Л. Гаспаров (437).  Загадки. Пер. Т.А. Петровского (438). 

http://bogoslov.ru/event/5704373

Необходимо отметить, что данный автор, излагая жизненный путь монаха Авеля, некоторые сведения о нём приводит без ссылок на документы. Достоверность этих сведений представляется проблематичной вследствие того, что они не всегда безошибочны. Так, автор неверно указывает год смерти монаха Авеля — 1841 г. (С. 365 ). Б) В другой анонимной статье “Предсказатель монах Авель” в журнале “Русская старина” за 1875 г. 11 опубликованы следующие сочинения монаха Авеля: 1) “Житие и страдание Отца и монаха Авеля” (с купюрами, содержащими “некоторые мистические измышления” (С. 415–416)), написанное, по словам автора статьи, по-видимому, им самим. Заметим, что принадлежность авторства “Жития” Авелю у ряда историков, писавших об Авеле, не вызывало сомнений 12 . 2) Фрагмент из трактата “Жизнь и житие отца нашего Дадамия”, которое представляет собою вариант изложения “Жития” монаха Авеля. Дадамий — имя, которым Авель иногда подписывал свои письма 13 . Это новое имя (“Дадамей”), по словам Авеля, было дано ему “духом” 14 . По словам автора статьи, принадлежность Авелю данного сочинения в этом случае у него сомнений не вызывает. 3) Выдержка из трактата Авеля “Книга бытия” — толкование на первую книгу Библии. 4) Автор указывает на находящуюся в его распоряжении тетрадку, принадлежавшую Авелю, где “на 28 страницах находятся разные символические круги, фигуры с буквами славянской азбуки и счёта, при них находится краткое толкование” 15 . Две из подобного рода символических таблиц из другой подобной тетрадки в 64 страницы опубликованы на С. 428–429, а толкование Авеля к ним — на С. 427 в сноске. Автор указывает также на находящиеся в его распоряжении трактаты Авеля: 1) “Сказание о существе, что есть существо Божие и Божество”, 2) “Бытия книга первая”, 3) “Церковные потребы монаха Авеля”, а также 12 писем Авеля к графине П. А. Потёмкиной за 1815–1816 годы и письмо Авеля к В. Ф. Ковалёву, управляющему фабрикой графини П. А. По­тём­киной в Глушкове. Выдержки из писем к графине П. А. По­тёмкиной приводятся.

http://pravmir.ru/monah-avel-mifyi-i-ist...

Допечатную историю текста «Книги о вере» представляют 4 известные в наст. время рукописи: РГБ. Унд., 427, западнорусский список кон. 40-х гг. XVII в. (см.: Ундольский В. М. Славяно-русские рукописи В. М. Ундольского, описанные самим составителем и бывшим владельцем собрания. М., 1870. Стб. 309-314); Б-ка Львовского ун-та, 220-II, южнорусский список нач. XVIII в., выборка отдельных глав из «Книги о вере» ( Калужняцкий Э. И. Обзор славяно-русских памятников языка и письма, находящихся в б-ках и архивах Львовских. К., 1877. С. 54-55; публикацию гл. 23, 26 и 28 по этому списку см.: Калужняцкий. 1886. С. 13-36); западнорусский список РГАДА. Собр. Оболен. 34, посл. четв. XVII в. (см.: Опарина. 1998. С. 244-245); ГИМ. Хлуд. 90, 40-е гг. XVII в. (см.: Попов А. Описание рукописей и каталог книг церковной печати б-ки А. И. Хлудова. М., 1872. С. 227-233). Особенно значимы для воссоздания истории текста 2 последние рукописи. Список Оболен. 34, хотя и создан после выхода в свет московского издания, несомненно, отражает допечатный вариант «К. о в.», причем вариант близкий к промежуточной авторской редакции. Важное свидетельство этого - наличие в нем полного авторского послесловия. Это послесловие не вошло в издание, но сохранилось в единственном полном допечатном переводе книги на церковнослав. язык московского извода - в списке Хлуд. 90, хронологически и по составу наиболее близком к изданию, но не тождественном с ним. В авторском заглавии Хлудовского списка, соответствующем списку Оболен. 34, проставлена дата - 1 мая 1644 г. (в издании дата опущена); в конце Хлуд. 90, как и в Оболен. 34, читается «Пристижение» о чтениях «наиполезнейших в книжице сей». Наиболее важное отличие Хлудовского списка от печатного варианта - наличие авторского послесловия, сохранившегося в равном со списком Оболен. 34 объеме. Список Оболен. 34 в кон. XVII в. находился в распоряжении образованного малороссийского учителя и писателя Г. А. Скибинского и использовался им при составлении соч. «Краткое сказание и описание трема частьми о граде Риме и всей Италии з некоторыми грады западных царств, в которых великии академии знайдуются». Рукопись была им надписана и предназначена в дар Новгородскому митр. Иову , вероятно, покровительствовавшему в Москве опальному малороссу ( Савельева. 2013. С. 15-38).

http://pravenc.ru/text/1841552.html

О      всех событиях, происшедших в нашей жизни в прошлом году, думаю, что Вашему Преосвященству известно от Д[митрия] П[етровича] О[гицкого]. Для меня лично все происшедшее было особенно чревато последствиями, так как если бы не доброта Владыки Иркутского 427 , то я бы остался вообще без прихода и без возможности служить. В настоящее время один из бывших наших учеников священник о. Николай Швед за близость ко мне и к моей семье Владыкой Антонием 428 уволен из епархии. Ввиду того что у Владыки Иркутского мест свободных нет, осмеливаюсь обратиться к Вашему Преосвященству с покорнейшей просьбой, если Вас, Владыко, это не затруднит, посодействовать устроению священника Николая Шведа в любой епархии, где есть свободные приходы. Простите великодушно, что осмеливаюсь беспокоить Ваше Преосвященство этой моей просьбой. Поручаю себя Вашим святительским молитвам и остаюсь Вашего Преосвященства смиреннейший послушник – протоиерей Михаил Рудецкий. 1 января 1961 г. г. Чита обл. П. Ул. Бабушкина, 63 а Д. 45. Л. 5–5 об. Подлинник. Автограф. 3. 7 января 1962 г. Ваше Преосвященство, дорогой Владыко! Сердечно приветствую Вас с великим праздником Рождества Христова, а также прошу принять мои новогодние пожелания мира, всякого благополучия, душевного спасения и доброго здоровия. Весьма признателен Вашему Преосвященству за присланное поздравление. Д[митрий] П[етрович] тоже коротенько меня поздравил, а письма от него давно уже не было; может быть, теперь напишет. Виделся вчера (26/XII) с моим Владыкой, проезжавшим из Благовещенска домой. Он, слава Богу, чувствует себя хорошо. Прошу Ваших святых молитв. Вашего Преосвященства смиренный послушник прот[оиерей] Михаил Рудецкий. Рождество Христово 25/XII–61 г. 7/I–62 г. Д. 52. Л. 8. Подлинник. Автограф. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 2: О - Ю. - 2014. - 791 с. : ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Соч.: Древнейшие протестанты в Западной Церкви//ТКДА. 1862. 7. С. 277-347; Бюджет содержания учителя семинарии на 1863 г.//Там же. 1863. 1. С. 76-88; Состояние греко-вост. Церкви в кон. XVI и нач. XVII ст.//Там же. 7. С. 361-384; Очерк жизни св. ап. Павла как введение в его Послания: (По Биснингу)//Там же. 1864. 11. С. 501-568; Свойства пресвитеров и диаконов по смыслу 3-й гл. 1-го послания св. ап. Павла к Тимофею//РукСП. 1865. Т. 1. 14. С. 445-457; 15. С. 485-491; Страница из истории католич. духовенства прежних веков//Там же. 1866. Т. 2. 21. С. 138-151; Библия на рус. яз.//Там же. Т. 3. 52. С. 627-642; Краткое обозрение пастырских посланий св. ап. Павла//Там же. 1868. Т. 2. 31. С. 455-465; Библиогр. сведения о кн. Деяний апостольских//Там же. Т. 3. 39. С. 104-108; По поводу издания на рус. яз. римско-католич., лютеран. и евр. катехизисов//Там же. 1869. Т. 1. 1. С. 13-21; Ветхозаветное священство//Там же. 4. С. 117-131; Ветхозаветные клирики, или левиты//Там же. 10. С. 361-370; Каженики и скопцы, по писанию и толкованию св. Иоанна Златоуста//Там же. 12. С. 427-431; Пастырские наставления Иисуса Христа апостолам при отправлении на проповедь//Там же. 16. С. 585-600; Экзегетические заметки для пастырей-проповедников//Там же. Т. 2. 30. С. 428-441; 32. С. 499-514; Т. 3. 37. С. 45-55; 38. С. 80-88; 44. С. 281-296; Существенное требование совр. христ. проповеди//Там же. Т. 3. 50. С. 512-528; Письма к псаломщику//Там же. 1870. Т. 1. 3. С. 73-83; 5. С. 151-161; 7. С. 234-244; 11. С. 385-392; Т. 2. 31. С. 451-461; Первосвященство Христово по учению ап. Павла в Послании к евреям//Там же. Т. 1. 6. С. 174-187; 10. С. 325-336; 13. С. 440-447; Т. 2. 22. С. 166-177; Пресвитеры в первенствующей Церкви и в настоящее время//Там же. Т. 1. 17. С. 577-589; Пастырские дневники//Там же. Т. 3. 38. С. 94-102; Беседы псаломщика с грамотными прихожанами о Псалтири//Там же. 43. С. 262-270; 49. С. 497-505; 52. С. 650-655; 1871. Т. 1. 12. С. 369-380; Современно-обществ. вопросы и церк. проповедь//Там же. 1870. Т. 3. 47. С. 419-428; Ответ церковно-пастырской практики на совр. пастырские вопросы//Там же. С. 441-448; Пастырские заметки//Там же. 1871. Т. 1. 14. С. 491-500; 17. С. 592-600; Т. 2. 34. С. 604-612; Наука и сельское пастырство//Там же. Т. 1. 16. С. 558-567; Поучения, сказанные в г. Могилёве. Могилёв, 1893; Поучения в дни Страстной седмицы. Каменец-Подольск, 1897; Поучения о религ. воспитании детей. Каменец-Подольск, 1898. Павловск, 1994. М., 1995, 2003; Поучения, сказанные в 1897 г. Каменец-Подольск, 1898, 1901; Поучения. Екатеринбург, 1901. СПб., 2005; Кормчая книга по морю житейскому. М., 1994; Как искоренить детские пороки. М., 1997; С самого раннего возраста. М., 1997; О воспитании детей. Екатеринбург, 2007. М., 2009.

http://pravenc.ru/text/674021.html

Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: из 3 отд./А. Горский, К. Невоструев . – М., 1855–1917, отд. 2, т. 3. – С. 2. Святейший Адриан, последний патриарх Всероссийский//Русский паломник. – 1914, 4. – С. 59–60. Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1848, 8. – С. 29 – 36. – 1876, т. 2. – С. 138–143 (биография). Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. Известия по Казанской епархии. – 1885, 17. – С. 579. – 1892, И. – С. 286. Русский паломник. – 1889, 47. – С. 557–559. – 1900. 43. – С. 715. Православный собеседник. – Казань, 1866, январь. – С. 42–50. – 1907, январь. – С. 106. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 289, 309, 311–313, 315, 318, 323, 677, 686. Церковный вестник. – 1891, 7. – С. 103. Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 ч. – 2-е изд. – М., 1788–1791, ч. 15. – С. 373. Старчевский А. В. Справочный энциклопедический словарь: в 12 т. – СПб., 184 7–1855, т. 1. Бычков А. Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников Императорской публичной библиотеки. – СПб., 1882 (Письма и бумаги Петра Великого, т. 1). Черниговские епархиальные ведомости. – 1864, часть неофиц. – С. 713. Русская старина. – 1887, июль. – С. 5, 6, 14–1 5. – 1872, июнь. – С. 850, 881. – 1910, июнь. – С. 635, 637, 639. Исторический вестник. – 1885, март. – С. 513; сентябрь. – С. 593. – 1886, т. 25. – С. 591–599. – 1891, май. – С. 491. – 1894, май. – С. 551. – 1908, ноябрь. – С. 601. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1405. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 239–240, 93–95, 328–339, 423–427, 536–537, 715–717. Журнал Московской Патриархии. – 1944, 9. – С. 15–16; 12. – С. 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Patrologia Graeca/Ed J.P. Mignë In 162 vol. Paris, 1857–1866. Т. 10. Творения св. Дионисия Великого, епископа Александрийского/Рус. пер., коммент. свящ. А. Дружинина. Казань, 1900. 8 . Дионисий Ареопагит Patrologia Graeca/Ed. J.P. Mignë In 162 vol. Paris, 1857–1866. T 3–4. Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скотта Эуригены. М., 1898. Еп. Порфирий (Успенский) . Св. Дионисий Ареопагит и творения его//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1878, Лосский В. Святой Дионисий Ареопагит и преподобный Максим Исповедник //Богословие и боговидение. М., 2000. Скворцов К. Исследование об авторе сочинений, известных с именем св. Дионисия Ареопагита . Киев, 1871. 9 . Святой Иоанн Златоуст и его враги Joannis Chrysostomi Archiepiscopi Constantinopolitani Opera Omnia, opera et studio D. Bern. De Montfaucon O. S. B. Parisiis, 1718–1738. T. 1–13. Ludwig F. Der hl. Iohannes Chrysostomus in seinem Verhältnis zum byzantinischen Hof. Braunsberg, 1883. Patrologia Graeca/Ed. J. P. Mignë In 162 vol. Paris, 1857–1866. T. 34–36, 47–49, 50–64, 67, 78. Puecb A. St. Jean Chrysostome et les moeurs de son temps. Paris, 1891. Ratzinger G. Die Geschichte der kirchlichen Armenpfege. 2 Aufl. Freiburg am Breisgau, 1884. Tillemont I. S. Mémoires pour servir a lhistoire ecclésiastique des six premières siècles. Venice, 1732. Zeller Ed. Die Philosophie der Griechen. 3 Aufl. Leipzig, 1880. Василий Великий . Творения/Пер. с греч. Сергиев Посад, 1892–1893. Григорий Богослов . Творения/Пер, с греч. Изд. 3. М., 1889. Т. 1–4, Иоанн Златоуст . Творения/Пер. СПбДА. 1895–1906. Вып. 12. Исидор Пелусиот. 1859. ТСО 34. Кн. 3. Ч. 1. Письма 1–427. С. 1–240. PG 78,177–424 (1-я книга, письма 1–427). Epistulae. Палладий, еп. Еленопольский. «Лавсаик» , или повествование о жизни святых и блаженных отцев/Пер. с греч. СПб., 1850. 10 . Тертуллиан (Опыт литературной характеристики) Du Pin L.A. Nouvelle Bibliotheque des auteurs ecclesiastiques. Paris, 1689. Hauck A. Tertullians Leben und Schriften. Erlangen, 1877.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

На первый взгляд книга прот. И. Кузнецова производит довольно внушительное впечатление: 494 страницы некрупного шрифта (42 строки), однако, при ближайшем рассмотрении, оказывается, что собственно к теме относится очень немногое. 1) Страницы 4–98 заняты каталожным перечнем житийных списков и текстом некоторых из них. 2) Страницы 98–176 списком служб и текстов некоторых из них. 3) Страницы 403–426 заняты каталожным перечнем и текстом житийных списков другого блаженного. 4) Страницы 427–443 заняты подробным перечнем списков служб и их текстов. Итак, 211 страниц из всей книги прямого отношения к теме не имеют и могли быть отнесены в отдел приложений. Остальные 283 страницы посвящены разбору и замечаниям на житийный и литургийный материал и изложению житий блаженных. —444— 1) Страницы 177–308 заняты разбором житийных списков бл. Василия. Этот „разбор“, который автор называет подробным, впервые им примененным (стр. 238), представляет собой указания на заимствования списателей у Иоанна Златоуста , Григория Богослова , Иакова Мниха, Дамаскина, жития Феодора Эдесского , Лествичника и у др. Какого бы то ни было анализа в собственном смысле автор не дает. Так же отрывочны поверхностны, и безрезультатны его попытки угадать личность списателя (стр. 229–239): ничего определенного, исторически точного он не может дать. 2) Страницы 308–329 посвящены разбору списков служб бл. Василия. Автор задается здесь целью дать исторический очерк хода образования служб блаженному (стр. 308). Однако он ограничивается только сличением современной печатной службы с текстом различных литургийных списков, указывает, что выпущено в первой, что вставлено и т. д. Генезиса автор не дает. Подобным образом составлены разборы житийных списков бл. Иоанна и служб ему (443–475): серьезного, научно обоснованного анализа здесь нет. Следовательно, приходится констатировать, что и на 183 страницах автор привел чисто-черновую, подготовительную работу над различным рукописным материалом, напечатал заметки, научного значения неимеющие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не без влияния этого отзыва «Курс» в 1885 году вышел в литографированном виде и был приобретен Рачинским для своих школ. Всякий раз, когда выходило новое издание учебника, Степан Васильевич отправлял Рачинскому несколько десятков экземпляров. Традиция эта сохранялась и после смерти татевского подвижника. В письме к Варваре Александровне Рачинской от 6 февраля 1907 года, препровождая очередное издание, Смоленский пишет: «Высокоуважаемая Варвара Александровна! Недавно, после невозможных затруднений из-за рабочих беспорядков [забастовок в Петербурге], наконец-то вышла в свет моя книга. Это случилось в начале января сего года, а на обложке книги напечатан 1904 год, на первой странице – 1905 год. Первые экземпляры я просил отправить в Татево, в количестве 100 экземпляров II части и к ним 25 экземпляров I части…» (Письма С.В. Смоленского к В.А. Рачинской – РГАЛИ, ф. 427, оп. 1, ед. хр. 1253). 379 Имеется в виду усадебный дом Рачинских, строительство которого было начато дедом Сергея Александровича Антоном Михайловичем и завершено отцом Александром Антоновичем. В годы Великой Отечественной войны дом был сильно разрушен. 380 Фамилия этого древнейшего рода, по преданию, происходила от первоначального «Боратын» («Божья оборона»), а на письме передавалась по-разному. 381 Родители С.А. Рачинского, Варвара Абрамовна и Александр Антонович, имели трех дочерей: Александру, Ольгу, Варвару и четырех сыновей: Владимира, Сергея, Александра и Константина. Вероятно, Смоленский имеет в виду Григория Алексеевича Рачинского, двоюродного брата Сергея Александровича. Блестящий портрет этой незаурядной личности дан Андреем Белым в книге «Начало века». 382 Сергей Львович Толстой женился на Марии Константиновне Рачинской в июле 1885 года; 24 августа 1897 года у них родился сын Сергей Сергеевич Толстой. Заболев туберкулезом легких, Мария Константиновна умерла 2 июля 1900 года. В своем Дневнике Смоленский записал 9 июля: «Скончалась милая Мария Константиновна Толстая-Рачинская в Англии от чахотки. Все было дано этой женщине: красота, богатство, изящность, ум, огромное образование (доктор математики Кембриджского университета), не далось только здоровье» (Дневник 2 – РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 5, л. 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010