С осуждением Папским престолом идей либерального католицизма в ряде западноевроп. стран усилилась идейная борьба между либеральными католиками и сторонниками ультрамонтанства и клерикализма. Один из ключевых вопросов этого разделения также касался политической сферы - возможности признания католиками республиканской формы правления и их гражданского участия в политической жизни гос-ва, индифферентного по отношению к Церкви и построенного на принципах демократии. Противостоянию между католиками во Франции способствовали антиклерикальные законы и антицерковные меры, которые принимало либеральное республиканское правительство Третьей республики. Как правило, противники либерального католицизма разделяли монархические и легитимистские убеждения, обосновывая их папскими документами, в т. ч. энцикликами «Mirari vos», «Quanta cura» и приложением «Syllabus errorum», где осуждались мн. принципы демократического устройства гос-ва. С нач. 70-х гг. XIX в. католики, не желавшие идти на компромисс с республиканской властью и противостоявшие идеям либерального католицизма, получили наименование «непримиримые католики» (франц. catholiques intransigeants). Их позиции впосл. слились с идеями католич. И. В Испании консервативное (антилиберальное) католич. движение получило развитие в 30-х гг. XIX в., в период борьбы за испан. престол дона Карлоса Старшего против кор. Изабеллы II (1-я Карлистская война, 1833-1840). Эта борьба в значительной мере была основана на идейном противостоянии между сторонниками дона Карлоса Старшего (карлистами), приверженцами клерикально-монархического абсолютизма (апостоликами, или апостолической партией), и испан. либералами, к-рые занимали основные посты в правительстве Марии Кристины, регентши при Изабелле II, и провели ряд антиклерикальных реформ (упразднение инквизиции, изъятие церковной собственности, запрет на деятельность большинства монашеских орденов и др.). Новый виток католич. реакции вызвали победа революции 1868 г. и установление конституционной монархии кор. Амадея I. В это время к власти в правительстве пришли члены т. н. Либерального союза, утвердившие в Конституции 1869 г. свободу вероисповедания, печати и всеобщее избирательное право. Борьба карлистов против монархии Амадея I и провозглашенной в 1873 г. Испанской республики (3-я Карлистская война, 1872-1876) привела к консолидации испан. клерикально-политических сил, объединившихся в партию традиционалистов (Comunión Tradicionalista). Одной из главных целей партии наряду с реставрацией абсолютной монархии была защита католич. вероучения от либеральных идей; традиционалисты осуждали политику либерального консерватизма нового испан. кор. Альфонса XII, стремившегося достичь примирения с католич. Церковью при сохранении в гос. законодательстве ряда либеральных положений (в т. ч. свободы совести и культов).

http://pravenc.ru/text/468839.html

29 марта 1830 г. кор. Фердинанд VII, у которого не было сыновей, обнародовал «Прагматическую хартию», отменив действие т. н. салического закона и разрешив, т. о., престолонаследие по жен. линии. После смерти Фердинанда VII (29 сент. 1833) испан. трон перешел к его старшей дочери Изабелле II (1833-1868, самостоятельно с 1843). До ее совершеннолетия регентшей назначалась мать Мария Кристина (1833-1840). В нач. окт. 1833 г. брат Фердинанда VII инфант дон Карлос Старший (1788-1855) заявил о незаконности «Прагматической хартии» и провозгласил себя кор. Карлом V, чем спровоцировал начало гражданской войны в И. (1-я карлистская война, 1833-1840). В нач. 1834 г. было сформировано либеральное правительство. Изданный в апр. того же года «Королевский статут» во многом повторял положения Кадисской конституции 1812 г. и устанавливал в И. конституционную монархию. Правительство приняло ряд антиклерикальных мер: упразднение инквизиции, запрет деятельности иезуитов, а также др. монашеских орденов и конгрегаций (июль 1835). 17 июля 1834 г. в Мадриде, во время эпидемии холеры, произошли беспорядки, в ходе к-рых были убиты 78 монахов, обвиненных в отравлении городских колодцев; в ряде др. городов по обвинению в сотрудничестве с карлистами были репрессированы и казнены неск. клириков и монашествующих. В окт. 1835 г. папа Римский Григорий XVI , официально сохранявший нейтралитет по вопросу о престолонаследии в И., разорвал дипломатические отношения с либеральным правительством и поддержал дона Карлоса. Король Испании Фердинанд VII. Фрагмент. 1815 г. Худож. Ф. Гойя (Музей изящных искусств в Сарагосе) Король Испании Фердинанд VII. Фрагмент. 1815 г. Худож. Ф. Гойя (Музей изящных искусств в Сарагосе) Сторонниками Марии Кристины (кристиносами) в основном были представители либерального дворянства, буржуазии, крестьянства Центр. и Юж. Испании, жители городов. Карлистов поддерживали земельная аристократия, большая часть духовенства, не принимавшего антиклерикальной направленности либеральных реформ, жители Страны Басков, Наварры, Арагона, Каталонии, Валенсии, требовавшие восстановления традиционных региональных привилегий (фуэро). К сер. 1837 г. армия карлистов под командованием Т. де Сумалакарреги контролировала почти всю территорию И. до р. Эбро, но после поражения в битве под Арансуэке (сент. 1837) и ряда др. военных неудач неск. карлистских генералов перешли на сторону армии кристиносов, возглавляемой генералами Б. Эспартеро и Р. Нарваэсом. В сент. 1839 г. дон Карлос бежал во Францию, но карлисты сохранили влияние на политическую жизнь страны.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Б) Вторые литовские викарии, епископы брестские (называвшиеся прежде пинскими) 1) Антоний Зубко, из униатов, с 1833 по 1840 год; переведен на минскую кафедру; 2) Михаил, из униатов, с 1840 по 1848 год, перемещен в Минск; 3) Игнатий, с 1848 по 1855 год, также из униатов, бывший настоятель гродненского Борисоглебского монастыря. 8) Подольской архиепископии 1) Евгений, с 1836 года, из ректоров минской семинарии, умер в 1841 году; 2) Иустин, с 1841 по 1842 год, из ректоров черниговской семинарии, переведен викарием в Новгород; 3) Афанасий, с 1842 по 1847 год, из ректоров с.-петербургской духовной академии, перемещен на саратовскую кафедру; 4) Евсевий, с 1847 по 1850 год, оттуда же, переведен в Самару; 5) Макарий, с 1850 по 1855 год, также из ректоров с.-петербургской духовной академии. 9) Волынской епископии 1) Анатолий, с 1841 по 1844 год, из пермских викариев, переведен в Могилев; 2) Иерофей, с 1844 по 1855 год, из архимандритов волынского Дерманского монастыря. 10) Пермской епископии 1) Евлампий, с 1833 по 1840 год, из ректоров вифанской семинарии, перемещен на орловскую кафедру; 2) Анатолий, с 1840 по 1841 год, из ректоров новгородской семинарии, переведен викарием в Волынь; 3) Мелхиседек, с 1841 года, из ректоров псковской семинарии, умер в 1846 году; 4) Иона, с 1846 по 1855 год, из ректоров екатеринославской семинарии. 11) Викарии грузинского экзарха 1) Стефан, архиепископ горийский, с 1826 года; 462 умер в 1839 году; 2) Никифор, с 1839 года, из архимандритов Шуамтвинского монастыря, умер в 1851 году; 3) Иоанн, с 1852 года 463 по 1855 год, из настоятелей Давидгореджийской пустыни. Викарные епископы викариатств, открытых в царствование Николая I, но потом или обращенных в самостоятельные кафедры, или закрытых 1) Волынское викариатство в Варшаве 1) Антоний, с 1833 года, из наместников Почаевской лавры, в 1840 году назначен самостоятельным архиепископом варшавским. Вместе с этим закрыто волынское викариатство в Варшаве и открыто в Остроге. 2) Псковское викариатство в Риге 1) Иринарх, с 1836 по 1841 год, из тверских викариев, переведен на воронежское викариатство; 2) Филарет, с 1841 по 1848 год, из ректоров московской духовной академии, перемещен на харьковскую епископию; 3) Платон, с 1848 года, из литовских викариев, в 1850 году назначен самостоятельным рижским архиепископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. 214. Рассуждение о бессмертии души, или Доказательства бессмертия, почерпнутые из разума и Слова Божия, с разрешением возражений против оного (1845? г.) [список: ОПИ ГИМ. Ф. 342 (Барятинские). Ед. хр. 149. Л. 44–74; публикация: Троепольский. 1846]. Л. 261. Материалы для трактата о внутренней молитве (1846 г.). Л. 268. О внутренней молитве мнения авкторов sic! – А. П. западной церкви в оригиналах (1837 г.). Л. 274. О святой молитве (5 августа 1840 г.). Л. 280. Наставление, как должно молитвою искать премудрость Божию и как возбуждать сердце к молитве, принося оную в тихом саббате, да Бог моление в нас воздействует (15 июня 1840 г.). Л. 288. О силе молитвы. Л. 289. О молитве, из писем С. И. Гамалея (16 сентября 1840 г.). Л. 292. О приуготовлении ко внутренней молитве. Разговор сердца с Богом. Л. 296. План, по коему расположены способы и средства, руководствующие ко внутренней молитве (31 октября 1840 г.). Л. 298. Нравственные наставления в молитве. [списки: 1. Архив Афонского Пантелеимонова монастыря. Оп. 50. Д. 8. Док. 4944 (описание: Чежия. 2013: 531; Чежия. 2015: 409); 2. Там же. Д. 21. Док. 5140 (Чежия. 2013: 607; Чежия. 2015: 425)]. Л. 304. О блаженстве сердца, в коем обитает Иисус Христос (Сентябрь 1833 г.). Л. 308. Присутствие Божие. Средства приобресть и сохранить присутствие Божие в сердце, дабы сделаться истинным христианином (3 апреля 1840 г.). Л. 332. Хождение пред Богом (10 сентября 1835 г.). Л. 340. Письма о присутствии Божии и о внутреннем поставлении себя пред Ним, писанные в XVII веке (2 декабря 1839 г.). Л. 354. О молитве сердца. Л. 366. О молитве, слово преподобного Мелетия исповедника, подвизавшегося в Галасийстей sic! – А. П. горе (1840 г.). Л. 376. Толкование на Господи помилуй. Л. 380. О влиянии призывания Имени Иисус Христова на жизнь (1840 г.). Л. 384. Черты внутренней непрестанной молитвы и созерцательного состояния в жизни преподобного отца и покровителя нашего Саввы, Новгородского чудотворца, основавшего обитель при реке Вишере и собравшего учеников в XV столетии (30 ноября 1847 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Последующая активная деятельность Н. преимущественно связана с благотворительностью, о чем свидетельствуют занимаемые им должности в учреждениях Москвы: почетный член Московского совета детских приютов (1842-1845), попечитель странноприимного дома секунд-майора А. А. Ахлебаева (1844-1849). Главные усилия Н. были сосредоточены на Московском комитете для разбора и призрения просящих милостыни, проект положения о к-ром, составленный Н., был Высочайше утвержден 5 сент. 1838 г. М. В. Толстой, нек-рое время служивший в комитете, вспоминал: «Весьма приятный и обязательный в сношениях с людьми посторонними, С. Д. Нечаев был весьма строгим и взыскательным начальником по службе. Чтобы угодить ему, нужно было работать изо всех сил, а иногда и сверх сил, что я впоследствии испытал на себе» ( Толстой. 1881. С. 98). В кон. 1838 г. Н. был назначен президентом комитета, открытого 6 авг. 1839 г., в день Преображения Господня. Комитет размещался в здании работного дома в Б. Харитоньевском пер., заседал 2-3 раза в неделю. В состав комитета входили сотрудники и 17 агентов из купечества, вносивших пожертвования, каждый из к-рых заведовал своей частью города. Н. выпустил особое воззвание для сбора пожертвований (за первые 5 месяцев было собрано до 136 тыс. р., в 1840 - до 200 тыс. р., в дальнейшем суммы стали намного меньше). В 1840 г. открыта больница на 100 кроватей. В связи с неурожаем 1839-1840 гг. комитет устраивал столы в разных районах Москвы (за 1840 роздана 469 761 порция). Комитет также снабжал дровами, иногда выдавал денежные пособия, наделял невест приданым (в 1840 г. 30 невест получили по 200 р.). Н. привлек к работе комитета московских купцов Б. В. Страхова, братьев А. В. и Г. В. Чижовых, В. М. Блохина и др. Было издано 6 книг, среди них - сочинения гр. Толстого «Примеры христианского милосердия, собранные из житий святых угодников Божиих» (М., 1840-1842. Кн. 1-2), «Жизнь св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского» (М., 1840) и Глинки «Обед, которого не бывало» (М., 1840) - о столах для бедных. Книги и отчеты о деятельности комитета Н. высылал архим. св. Игнатию (Брянчанинову ; впосл. епископ Кавказский и Черноморский), с к-рым долгие годы состоял в переписке. В предпоследнем прижизненном отчете (за 1847) Н. отмечал, что «главною причиною нищенства в России признать должно грубое невежество, доходящее у многих до того, что они не видят ничего предосудительного в таком образе жизни», второстепенная - «исстари наблюдаемые Богомолья», но основная - пьянство (О действиях и способах...: Отчет за 1847 г. М., 1848. С. 15). С 1839 по 1846 г. в ведении комитета находилось до 30 тыс. чел., к нач. 1848 г. осталось 368 чел., из них 100 добровольно пришедших.

http://pravenc.ru/text/2565178.html

2031. Во всем есть тайны для ума. 1833. IV. 65. 2032. О теплоте в христианстве. 1824. XIII. 226. 2033. Пагубная и отвратительная теплота, по откровению Св. Иоанна Богослова. 1822. V. 90. 2034. О невозможности угождать Богу и вместе самому себе, или миру. 1821. XXXIII. 112. 2035. Снимите с себя украшение свое. 1821. IV. 66. 2036. Стремление к непрестанному усовершенствованию в христианской жизни. 1831. XLIV. 78. 2037. Постепенность нравственного усовершенствования и духовного ведения. 1838. III. 91. 2038. Непорочная юность. 1831. XLIV. 93. 2039.       Утешение, почерпаемое из сравнения наших страданий с страданиями других. 1827. XXV. 110. 2040. Утешитель скорбящего. 1833. IV. 263. 2041. Христианское утешение. 1834. I. 101. 2042. Несчастный, утешенный Религией. 1838. III. 238. 2043. О хвалении Господа. 1824. XIV. 336. 2044. Советы Христианам, желающим быть истинными Христианами. 1824. XI. 220. 2045. Беседа наставника с детьми о имени Христианина. 1833. I. 118. 2046. Благоговейное чувствование Христианина. 1834. I. 341. 2047. При помышлении о царстве небесном и благах его, должно удалять всякое чувственное представление. 1831. XLI. 217. 2048. Художник и сосуды. 1837. IV. 108. 2049. Размышление при вступлении в юношеские лета. 1821. IV. 203. 2050. Юношеское сердце должно быть посвящено благочестию. 1824. XIII. 308. 2051. Летнее утро. 1839. II. 444. 2052. О чувствованиях сердца в отношении к Религии. 1826. XXVII. 2053. Это старое. 1821. IV. 62. 2054. Цветы. 1833. II. 339. 2055. Утренняя заря. 1823. XII. 310. 2056. Закат солнца. 1833. III. 226. 2057. Осень. 1827. XXVIII. 192. 2058. Осень 1833. IV. 112. 2059. Весна. 1822. VIII. 341. 2060. Возвращение весны. 1833. II. 205. 2061. Воздушный шар. 1830. XXVIII. 338. 2062. Горница. 1827. XXVI. 351. 2063. Горы. 1832. XLVI. 429. Раздел 7. Духовное красноречие. Слова, беседы, краткие поучения и речи а) На недельные дни и переходящие праздники I. На Святую Пасху Слова: 2064. Преосв. Георгия Конисского . 1832. XLVI. 68. 2065. Преосвященного Филарета, Митрополита Московского. 1842. II. 131. 1836. I. 294. 1834. II. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

581 Долосчанская церковь была отчислена к присоединённым крестьянам имения Непадович, но униатский священник Григорий Заблоцкий устроил филию, служил в ней и смущал крестьян, вызвал большую агитацию, причём выгнанный со службы губ. секр. Лятковский подал в Полоцкую Униатскую Консисторию подложное прошенье от имени прихожан, подписавшись А. Доброжанским, а Себежский исправник Бошняк и заседатель Кавецкий поддерживали эту сторону из угождения польскому панству. Дело осложнялось тем более, что – по свидетельству Смарагда – были допущены здесь благочинным Белинским излишняя поспешность, некоторая бестактность и, пожалуй, формальная незаконность при обращении (не с назначенным от гражданского начальства депутатом, а самолично приглашённым). См. в Витебском Губернском Архив 1836 г., св. 18, д. 190, л. 1–279. 582 Настольный реестр Полоцкой Дух. Консистории 1833 г. 30 за 16 ноября на рапорт прот. Иоанна Коцаевича: «немедленно отнестись от меня к Генерал-Губернатору о высылке из новоприсоединённых приходов униатских ксёндзов». 1834 г. 32 за 25 января о высылке униатского дьячка Савицкого. 583 См. в Витебском Губернском Архиве 1833 г., св. 21, д. 45, л. 1–18 с отношениями Смарагда кн. Н.Н. Хованскому о Давиде Лукашевиче (будучи Псковским униатским священником он, несмотря на дальнее расстояние, выезжал в Еменецкий фольварк графа Соллогуба и здесь утверждал прихожан в униатстве «простонародными и нелепыми своими указаниями», привлекая ими даже православных прихожан близлежащей Завережской Покровской церкви), о совершении униатскими иереями Борщевским и Туткевичем литургии, а первым потом и погребения над православными, об отдаче под суд за совратительство православных в унию ксёндза Рынчевского, отправлявшего для них требы и таинства, как это ibid. 1833 г. (по описи 1834 г.), св. 1, д. 32, л. 1–68 удостоверяется для Городецких (ныне Городокских) униатских священников и ibid. 1833 г. (по описи 1834 г.), св. 1, д 36, л, 1–25 для многих в Себежском уезде. 584 См. ещё в Витебском Губернском Архиве 1833 г., св. 20, д. 134, л. 1–9 о выселении из села Лемниц, по состоявшемся присоединении прихожан к православию, униатского свящ. Иоанна Заблоцкого за пропаганду; 1833 г., св. 20, д. 133, л. 1–4 о выведении из погоста Соина униатского свящ. Иосафата Тыволовича за будирование новоприсоединённых; 1833 г., св. 21, д. 56, л. 1–39 то же об униатском свящ. Довгялло (не переходившем в назначенный ему приход, а на прежнем совершавшем для православных требы и таинства), дьячке Слонимском и пономаре Короткевиче, униатском свящ. Клодницком (к соблазну православных занимавшемся стрелянием и псовой охотой) и униатском свящ. Григоровиче (распространявшем слухи, будто ему дали указ – присоединённых из унии снова возвращать в неё).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Передача 36 27.08.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " Баллада о солдате " . Святая правда о Великой Отечественной войне. Передача 35 20.08.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " За свет и мир мы боремся, они - за царство тьмы " . Передача 34 13.08.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. Сталинград и Эль-Аламейн. Попытки переписать историю.Передача 33 06.08.2020 22:00 " Священная война. Великая Победа " , 75-летию Победы посвящается. Радиоцикл В. Саулкина " Победа Креста Христова над свастикой " Патриарх Сергий и Великая Победа. Передача 32. 30.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. Вторую мировую войну развязал мировой финансовый интернационал Передача 31 23.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. Битва за Русскую цивилизацию Передача 30 16.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. Огненная дуга. " Когда " Тигры " горят " Передача 29 14.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " Огненная дуга " . Поле ратной славы России. Передача 28 07.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " МЫ ЗА РОДИНУ ПАЛИ, НО ОНА СПАСЕНА " Битва за Ржев. Передача 27 02.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " Конца истории не будет. Россию не сломить не запугать " Передача 26 23.06.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. Парад Великой Победы в День Святой Троицы. Передача 25 18.06.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " Вечно живые " 22 июня - День памяти и скорби.

http://radonezh.ru/rubrika/svyashchennay...

Андрей Ионин 1833–1834 год, о. Алексей Глухарёв, брат архимандрита Макария, 1837–1840 год и о. Василий Весский 1837–1841 год; 3 воспитанника семинарии – Василий Попов, умерший 9 ноября 1830 года, Алексей Волков 1830–1832 год и Стефан Ландышев с 1836 года, ставший после отставки о. Макария начальником миссии; 2 ученика духовного училища – Михаил Нигрицкий 1836–1842 год и Тимофей Экзерцев 1843–1844; 1 студент ветеринарнаго отделения Московской Медико-Хирургической академии Артемий Левицкий с 1840 года, принявший после о. Макария монашество с именем Акакий и ревностно подвизавшийся сначала в звании миссионера Мыютинского, а потом Чёрно-Ануйского отделения Алтайской миссии; 4 лица простого звания – старец Пётр Лисицкий 1831–1840 год, Архип Орлов из отставных солдат 1840–1844, выбывший из миссии вместе с архимандритом Макарием в Болхов, Пётр Тарбаев из дьячков Владимирской губернии 1836–1840 и крестьянин Колывано-Воскресенских заводов Филипп Гилев с 1836 года († 4 июля 1847 года); 2 лица женского пола – старица Прасковья Ландышева, мачеха С. Ландышева, с 1836 года и девица София де-Вильмон 1840–1843. Кроме сих, при миссии состояли два молодых толмача из новокрещённых. Всех этих сотрудников собрал Макарий около себя без всяких внешних средств, единственно силой своей веры, любви и искренности. В своих отношениях к ним о. архимандрит всегда был прост, отечески ласков и учителен. Находясь сам в постоянных трудах, требовал и от них, чтобы они не сидели без дела, не проводили время в праздности. Часто в глубокую полночь будил их и заставлял читать полунощницу или акафисты, приучая их через это к молитвенному подвигу, столь необходимому для проповедников Евангелия. В миссионерских записках своих Макарий оставил сотрудникам прекрасные уроки миссионерствования: как обращаться, учить, крестить, как заботиться об язычниках и новокрещённых. И все сотрудники, трогаемые таким отношением в ним начальника миссии, его самоотверженной деятельностью, поражаемые также его дивной прозорливостью, открывавшей тайные их помышления, со своей стороны питали к о.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

В «Маленьких трагедиях» Пушкин глубже Шекспира, а потому должен быть признан непревзойденным гением не только русской, но и всемирной литературы. Пушкин постепенно, неуклонно шел ввысь, догоняя и перегоняя своих учителей, доростая и переростая их всех в своем изумительном творческом шествии. Самым честным из его учителей был Жуковский, который 20-тилетнему юноше Пушкину подарил свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя». Так постепенно могли бы сказать Пушкину и все его учителя: Державин, Батюшков, Байрон, Гете и, наконец, Шекспир. Вся же последующая за Пушкиным Русская классическая литература XIX века, занявшая первое место в мире (Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Гончаров, Толстой и Достоевский) – признала себя учениками Пушкина. По возвращении из Болдино в Москву, Пушкин 18 февраля 1831 года венчался в Церкви Вознесения Господня с Наталией Николаевной Гончаровой. В это же время Пушкин начинает писать свои несравненные народные сказки: «О Царе Салтане» (1831), «О Рыбаке и рыбке» (1833), «О мертвой царевне» (1833), «О золотом петушке» (1834) и «Песни западных славян» (1833). В 1833 г. Пушкин совершает путешествие в Оренбургскую губернию (попутно и в Казанскую), чтобы, так сказать, «экскурсионным методом» собрать материалы для «Истории Пугачевского бунта». На основе собранного документального научного исторического материала о времени Пугачева Пушкин пишет свою замечательную историческую и в то же время психологическую повесть (небольшой по количеству страниц, но гениальный по содержанию роман) – «Капитанская дочка». Великий русский историк, профессор В. О. Ключевский сказал про эту повесть: «Вот как надо писать историю». «Капитанская дочка» начата была в 1833 г., а закончена в 1836 г.; заключительные строки датированы 19 октября. Первым же опытом в области художественной прозы был незаконченный роман «Арап Петра Великого», написанный еще в 1827 г.). В 1833 г. Пушкин написал поэму «Медный Всадник», вновь вернувшись к теме Петра Великого. Основная идея этой самой замечательной из поэм Пушкина – противоположение личных интересов – интересам общегосударственным. Великим деяниям Петра, в частности основанию Петербурга, – противопоставляются личные мечты молодого человека о семейном счастье с любимой девушкой; однако стихийное бедствие (страшное наводнение в Петербурге) безпощадно разрушает все его мечты: невеста гибнет от наводнения, а сам он сходит с ума. Таким образом несчастный Евгений является одной из жертв Петровского дела – основания новой столицы, а Петр Великий – косвенным виновником его гибели. Пушкин с большим и искренним сочувствием описывает несчастья Евгения, но всецело становится на сторону Петра, понимая огромное значение Петровских преобразований. С восторженным изумлением воспевает Пушкин образ Петра, символизированный Фальконетовским памятником – «Медным Всадником» – на Сенатской площади в Петербурге:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010