Также в настоящее время есть сокращенные издания Октоиха: В этих сокращенных изданиях опущены те песнопения Октоиха, которые никогда не поются (список таких текстов см. далее). В современной греческой традиции песнопения нашего славянского Октоиха встречаются в трех книгах: Некоторые песнопения (каноны, стихиры и седальны) современных греческих Октоихов отличаются от соответствующих им песнопений нашего Октоиха. Особенно это заметно для канонов Богородице на повечериях: из всего корпуса канонов греческого «Богородичника» нашему Октоиху соответствует только 4. Содержание полного Октоиха В начале 1й части Октоиха дублируются некоторые главы Типикона, относящиеся к воскресному богослужению: 1, 2, 3, 4, 5 и 7я главы. Кроме того, в 1й части перед субботней службой первого гласа и во 2й части перед субботней службой пятого гласа печатаются главы Типикона, посвященные субботней службе (12, 13 и 15я главы), а также полное последование панихиды (14я глава Типикона). Так как седмичный круг богослужения начинается с воскресного дня и заканчивается субботой, то и в Октоихе каждый глас начинается воскресными песнопениями (малая вечерня в субботу вечера) и заканчивается в субботу («Блаженны» на литургии). В воскресные дни в Октоихе находятся следующие молитвословия: Малая вечерня: стихиры на «Господи, воззвах…» (3 стихиры с Богородичным) и стихиры на стиховне с Богородичным. Великая вечерня: стихиры на «Господи, воззвах…» (10 стихир — 3 воскресные, 4 «восточны» и 3 Павла Амморейского) с догматиком на «И ныне», стихиры на стиховне с Богородичным и тропарь воскресный с Богородичным. Повечерие: канон Пресвятой Богородице. Полунощница: канон Живоначальной Троице. Утреня: седальны по 1й и 2й кафисме, ипакои, степенны антифоны, прокимен, три канона: воскресный, крестовоскресный и Богородице, по 6й песни канона — воскресные кондак и икос, стихиры на «Хвалите…», тропарь воскресный конечный. Также после песнопений утрени следуют некоторые тексты литургии, которые, однако, не выделены в самостоятельный раздел: «Блаженны», прокимен аллилуарий.

http://azbyka.ru/oktoix

Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни кондак и икос мученика, глас 3й; седален Богородицы, глас 2й. «Слава» седален мученика, глас 4й, «И ныне» седален Богородицы, глас 2й. По 6й песни кондак и икос Богородицы, глас 3й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава» светилен мученика, «И ныне» светилен Богородицы. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Богородицы, глас 6й 4. «Слава, и ныне» Богородицы, глас 8й: «О, преславнаго чудесе!..». Великое славословие. По Трисвятом тропарь мученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас 1й. На часах тропарь Богородицы. «Слава» тропарь мученика. Кондак только Богородицы. На Литургии блаженны от 1го канона Богородицы, песнь 3я 4 (со ирмосом) и песнь 6я 4. По входе тропари и кондаки: В храме Господском тропарь храма, тропарь Богородицы, тропарь мученика; кондак храма. «Слава» кондак мученика, «И ныне» кондак Богородицы. В храме Богородицы тропарь Богородицы (Боголюбской иконы), тропарь мученика. «Слава» кондак мученика, «И ныне» кондак Богородицы (Боголюбской иконы). В храме святого тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма. «Слава» кондак мученика, «И ныне» кондак Богородицы. Прокимен, аллилуиарий и причастен Богородицы и мученика. Апостол и Евангелие дня, Богородицы (под зачало) и мученика. Б. 9й час – по обычаю. На вечерне кафизмы нет. «Господи, воззвах» поется во глас Богородичных стихир Минеи, в данном случае – на глас 8й. Примечание. Пение Богородичных стихир Минеи является неотъемлемой принадлежностью аллилуйных служб периода малых постов. Если Богородичные стихиры в рядовой службе Минеи отсутствуют, они заимствуются (как правило, по гласу стихир рядового святого) из других служб Минеи (ср.: Минея, 22 мая). При совершении аллилуйной службы двум малым святым, у каждого из которых есть свои стихиры на «Господи, воззвах», допустимы следующие варианты: 1) пение на «Господи, воззвах» стихир обоих святых на 6 (при этом Богородичные стихиры не поются); 2) пение на «Господи, воззвах» стихир Богородицы (заимствованных из другой службы Минеи) на 3 и стихир первого святого на 3 (стихиры второго святого в таком случае переносятся на хвалитны утрени и поются на 4, с повторением первой стихиры).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Последняя стихира в ряду стихир на «Господи воззвах», поемая обычно на «и ныне», носит особое наименование «Догматика», или иногда просто «догмата». Автор их, по-видимому, св. Иоанн Дамаскин . По содержанию они великолепны и исключительно богаты. Они служат лучшим подтверждением того, что наше богослужение, по своему внутреннему содержанию, есть храмовое исповедание в слух народа наших догматов, нашего вероучения и нравоучения. Скабалланович прекрасно устанавливает взаимную связь содержания всех восьми догматиков. Таким образом, при внимательном слушании этих поучительных стихир, христианин во время богослужения посвящается в таинственные глубины нашей веры. 2. Литийные стихиры Они поются при выходе священнослужителей в притвор на литию. В некоторых праздничных последованиях положены особые литийные стихиры, которые и поются. Но в обычный воскресный (недельный) день, когда нет никаких стихир на литии, они заменяются храмовыми стихирами, т.е. в честь храмового святого. Устав не указывает, какие именно. В службе 1 гласа добавлено, что поются, кроме храмовой стихиры, и стихиры Павла Аморейского (что и понятно, так как на своем месте на «Господи воззвах» они обычно вытесняются дневными стихирами Минеи), или что настоятель изволит. 3. Стихиры «на стиховне» или «стиховны» Они названы так потому, что присоединяются не к повседневному псалму, а к особым стихам, приуроченным к данному дню или празднику. По Симеону Солунскому они названы так, ибо литийные стихиры не имеют стихов. В субботу вечера, например, к стиховнам служат припевом стихи: («Господи воззвах», на вечерне или «Всякое дыхание» на утрене) «Господь воцарися, в лепоту облечеся. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Дому Твоему подобает святыня. Господи, в долготу дний» . В будние дни: « К Тебе возведох очи мои. Живущему на небеси. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны». «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения. Наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих, и уничижения гордых».

http://azbyka.ru/stixira

Состав: 1) воскресныя службы восьми гласов (1–161); 2) светильны воскресные и евангельския стихиры (161–167 об.); 3) текст утренних воскресных евангельских чтений (167 об.–173 об.); 4) службы на каждый день седмицы (174–242); 5) светильны седмичные (242–243 об.); 6) троичны гласа, без конца (243 об.– 244 об.). 208. Отрывки из Шестоднева , в четвертку, 63 л., полууставом XV в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы 5 и 6. Состав: службы воскресныя 3–6 гласов; первая служба без начала, последняя без конца. 209. Шестоднев , в четвертку, неполный, 431 л., полууставом конца XVI в., в поврежденном кожаном переплете. На полях внизу листов 6–14 приписка скорописью: «Воскресные каноны без дневных канонов положила Марья Михайловская жена Едомского по его душе и по его родителех и по своих родителех в дом Благовещения Пресвятей Богородицы и великой мученице Екатерине, подписал Екатерининской дьячек Федко Фокин». Состав: 1) воскресныя службы восьми гласов (1–405 об.); 2) столпы утренних воскресных евангелий (406–408 об.); 3) утренния воскресныя евангелия, светильны воскресные с богородичнами и евангельския стихиры (408–431), не достает только 11-й стихиры. 210. Шестоднев , в четвертку, 210 л.л., без начала и конца, полууставом XV–XVI в.в., в поврежденном кожаном переплете. На полях внизу листов 1–11, 37–61 приписки скорописью: 1) «Сия книга Октай церкви Благовещения Богородицы что в Коданове»; 2) «Се яз Дружина Шестунин сын Грибцовский крестьянин из деревни Нестерова дал сию книгу Шестодневец за долг Глушицкого монастыря слуге Науму Денисову сыну»; 3) «Продал сию книгу Глушицкого монастыря Наум Денисов сын Елкин Кодановской волости Андронику Артемьеву сыну Дерникошкова подписал своею рукою 114 (1606) г. июня в 3 день»; 4) «Сию книгу Шестоднев дал в дом Благовещению Пресвятей Богородице да Николе чудотворцу в Кодановской волости Ондроша Артемьев лета 7114 (1606) года». Состав: 1) воскресныя службы восьми гласов (1–123 об.); 2) воскресныя евангелия на утрени (124–131 об.); 3) в неделю вечер стихиры ко Господу Богу глас 8 (132–133); 4) службы на каждый день седмицы (133–208); 5) светильны на дни седмицы (209–210); 6) стихиры евангельския (210 об.–218); 7) троичны гласа, без конца (218–219 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален апостола, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола. «Слава» – ин светилен апостола, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры апостола, глас 8-й – 4. «Слава» – апостола, глас тот же: «Благовестниче Иоанне...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». На часах – тропарь и кондак апостола. На Литургии блаженны апостола, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь апостола. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь апостола. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – апостола. Апостол и Евангелие – апостола. Примечание. Рядовые Апостол и Евангелие переносятся на вторник 27 сентября. Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: апостола, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды), и святителя, глас 6-й – 4. «Слава» – апостола, глас 2-й: «Сына громова...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная...». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 и святителя – 3 [или: апостола – 2 и святителя – 1]. На литии стихира храма, стихиры апостола, глас 1-й (см. на литии), и стихиры святителя, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Кровьми святых мученик...» (см. славник на хвалитех), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево...». На стиховне стихиры апостола, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас тот же: «Земля Литовская...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-10-09/

На хвалитех стихиры воскресны 3: и Индикта самогласны 3: и храма 3, с припевы его: 1-й, Честна пред Господем: 2-й, Блажен муж бояйся Господа: Слава, храма: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое: и час 1-й. На 1-м часе, стихира евангельская. Тропарь воскресен: Слава, Индикта: И ныне, Богородичен часов. По Трисвятом кондак воскресен, и прочая: и совершенный отпуст. На 3-м часе, Тропарь воскресен: Слава, храма: И ныне, Богородичен часов: По Трисвятом кондак храма, и Индикта, и воскресен глаголем пременяюще. На литургии, Блаженна воскресна на 4: и Индикта песнь 3, на 4: И храма песнь 6, на 4. По входе тропарь воскресн, и Индикта, и храма святаго. Кондак воскресен: Слава, храма: И ныне, Индикта. Прокимен Индикта, и храма. Апостол Индикта, и ряд под зачало. Таже храма святаго. Аллилуиа, и Евангелие, прежде индикта, и ряд под зачало. Таже храма святаго. Причастен Индикта, и храма. [Зри] Тогоже дне вечера. Бывает отдание праздника за почесть храма, к вечерни трезвон без большаго. На Господи воззвах, стихиры храма 3: И святаго рядоваго 3. Слава, храма: И ныне, Богородичен воскресен тогоже гласа: [Аще среда или пяток случится, тойже Богородичен поем.] Прокимен дне: Сподоби Господи: Исполним вечернюю: На стиховне, стихиры храма. Слава, храма, или святаго: И ныне Богородичен воскресен. По Трисвятом тропарь храма: Слава, святаго, аще есть: И ныне, Богородичен воскресен. Ектениа, и отпуст. И тако отдается служба храма непременно. На утрени и на литургии трезвона несть. Служба поется святаго рядоваго, со октоихом, по обычаю. [Зри] Аще ли случится на утрие храмоваго праздника: Неделя или праздник Христов, или Богородицы, или великаго святаго имущаго бдение, или полиелей, или вход, или паремии, и тогда на вечерни храма отдание не бывает. Глава 2. Аще ли храм святаго Симеона, кроме недели в кой день случится На малей вечерни стихиры храма на 4. Слава, храма: И ныне, Индикта. На стиховне стихиры Индикта: Слава, храма: И ныне, Индикта. По Трисвятом тропарь Индикта: Слава, храма: И ныне, Радуйся Благодатная:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й 4 (первая стихира – дважды) . «Слава» – святителя, глас тот же: «Великая церковная истинная трубо...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Дверем заключенным...» (см. на хвалитех). «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава» святителя, глас 3-й: «Великое украшение...», «И ныне» праздника Триоди, глас 2-й: «Виждь ми умно...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». На часах – тропарь праздника Триоди (Антипасхи). «Слава» – тропарь святителя. Кондак только праздника Триоди (Антипасхи). На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я 4. По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.) Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи) и святителя. Апостол и Евангелие – дня и святителя. Задостойник Пасхи. Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и святых, глас 5-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святых, глас 6-й: «Приидите, лик составльше...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Господи, нестерпимым Твоего Божества блистанием...». Вход. Прокимен дня. Паримии святых – 3. На стиховне стихиры святых, глас 2-й (со своими припевами) . «Слава» – святых, глас 6-й: «Приидите, восхвалим...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Прикоснися, Фомо...» (см. на стиховне вечера). По Трисвятом – тропарь святых (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-15/

По Н ыне отпущаеши и О тче наш: тропарь воскресен, глас 3: Д а веселятся небесная: Слава, тропарь святых, глас 4: Днесь обитель Псково-Печерская светло празднует: и ныне, Богородичен первый, по гласу тропаря святых. Ектении и отпуст. На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры на 10, воскресны 3, глас 3: И стихира Анатолиева 1: И стихиры святых на 6: Стихиры святых Псково-Печерских. Глас 1. Подобен: О, дивное чудо: Блаженна страна Псковская, и преславна чудесы обитель Печерская, имуще вас, соборе дивный, преподобнии отцы наши; веселися, Пречистыя Доме, таковыя чтуще предстатели, иже Богородицу и Мати всем милосердую за ны молят неотступно. Темже возрадуемся и восхвалим, людие, молитвенники о душах наших. (Дважды) Глас 2: О, сокровища Господня, земли сокровенная, личе начальный святых Псково-Печерских, преподобнии Марко, Ионо и мати Вассо, явили есте непорочным житием вашим образ спасения уставы Богоданными, и вся полки бесовския низложили есте; темже и нас ныне от тьмы греховныя избавляете. (Дважды) Глас тойже: От юности Христа возлюбивый, неустанно учил еси люди вере Христовей и, яко украсил еси обитель Печерскую дивно, удобрил еси тако и душу свою, Корнилие чудный, да приимеши в чистоте и всяцей правде подвизем твоим венец уготованный, преподобномучениче достоблаженный. (Дважды) Слава, святых, глас 6: На земли ходивше тесною стезею и отвергшеся всех красных мира, преставилися есте, преподобнии, к Вышним, и, вшедше в покой премирный, достигли есте широты Небесныя; темже и нас, иночествующая во обители Печерстей, обогащаете сокровищем нетленным, просвещающе омраченныя наша души и язвы их исцеляюще молитвами вашими. И ныне, Богородичен первый гласа: К ако не дивимся: Вход. Прокимен дне и чтения святых 3 (преподобническия). На литии стихира храма: И стихиры святых 3: На литии стихиры святых Псково-Печерских Глас 3: Просияша светила многосветлая во мраце пещеры Богом зданныя; озариша души своя Светом Разума, восприяша в сердца пламень Духа огненный; о, соборе святых Псково-Печерских, просветите и ны, вся люди верныя, и моленьми вашими крепкими распаляйте ны ко Господу любовию, во еже спастися и нам, воспевающим вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Собезначальный и Соприсносущный...». «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 4-й. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 3-й: «Да радуется днесь...». По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...». «Слава» тропарь преподобного, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу...». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак только праздника Триоди. На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 1-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 3-я – 4. По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобного; кондак храма святого. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни). Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни) и преподобного. Апостол и Евангелие – дня и преподобного. Задостойник Пасхи. Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите...», и преподобного: «В память вечную...». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (самаряныни), глас 4-й – 3, и блж. Ксении, глас 8-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» блж. Ксении, глас 6-й: «Кто не удивится...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «На источник пришел еси...». Вход. Прокимен дня. Паримии блж. Ксении – 3. На стиховне стихиры блж. Ксении, глас 6-й (со своими припевами) . «Слава» – блж. Ксении, глас 4-й: «Ангельское житие...», «И ныне» праздника Триоди, глас 2-й: «На студенец яко прииде Господь...» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...». «Слава» тропарь блж. Ксении, глас 7-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Яко нашего воскресения...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-06/

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й 4 (первая стихира – дважды) . «Слава» – святителя, глас тот же: «Великая церковная истинная трубо...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполовившуся празднику Пасхи...» (см. на хвалитех). «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава» святителя, глас 3-й: «Великое украшение...», «И ныне» праздника Триоди, глас 8-й: «Очистим помышлений сокровища...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь святителя. Кондак только Преполовения. На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 7-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я 4. По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Преполовения. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и святителя. Апостол и Евангелие – дня и святителя. Задостойник Пасхи. Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (Преполовения), глас 5-й – 3, и святых, глас тот же – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святых, глас 6-й: «Приидите, лик составльше...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполовившуся празднику...». Вход. Прокимен дня. Паримии святых – 3. На стиховне стихиры святых, глас 2-й (со своими припевами) . «Слава» – святых, глас 6-й: «Приидите, восхвалим...», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Празднику преполовившуся...» (см. на стиховне вечера). По Трисвятом – тропарь святых (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь святых (по выбору), «И ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-15/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010