Третья часть труда отца Михаила Арранца посвящена молитвам часовых служб. Это, пожалуй, самая трудная часть исследования. Если значительная часть вечерних и утренних молитв сохранилась в современных чинопоследованиях и благодаря этому можно говорить об исчезнувших, чему также благоприятствует сохранившееся хотя бы многочисленное количество записей этих чинопоследований, то молитвы часовых служб давно вышли из богослужения и никто из современных клириков не имеет их «на слуху»; мало сведений об этих молитвах можно почерпнуть из древних часословов. Здесь отцу Михаилу пришлось проделать гигантскую работу по изучению множества рукописей, прежде чем классифицировать эти молитвы. Отец Михаил сделал весьма удачную классификацию, отделив молитвы древнего Византийского Евхологиона, положив в основу этой группы молитвы Барбериновского евхологиона 336, другую половину он называет новыми молитвами. В этой половине о. Михаил устанавливает пять групп молитв: А) Итало-греческую константинопольского происхождения. В) Критскую, в основу которой он положил Архиератикон кардинала Виссариона, аббата Крипты Ферратской. С) в основу которого им положен евхологион из собрания Севастьянова (Москва), D) Синайские рукописи (в сличении с древними константинопольскими) и Е) Западные: монастыря в Мессине, Гроттаферратского и кафедрального собора в Отранто (новая константинопольская тенденция). Классификация позволяет отцу Михаилу установить отношение часовых служб к службам Вечерни и Утрени, сравнительно позднее появление службы 1-го Часа и «экстраординарное» значение песненных чинопоследований Тритекти и Панихиды и смешение служб древнего Константинопольского Евхологиона с чинопоследованиями монастырского происхождения. Четвертая часть труда о. Михаила посвящена давно вышедшей из богослужебной практики службе так называемой Панихиды. Эта служба, по смыслу близкая агрипнии, то есть всенощному бдению, как правильно заметил о. Михаил, представляла сравнительно непродолжительную службу. Три антифона, предваряемые ектениями, и 5 молитв, из них последние две отпуста и главопреклонная, – вот основной состав этой службы. Отец Михаил приводит эти молитвы, как они изложены в Барбериновском евхологионе 336, и справедливо замечает, что содержание 1, 2 и 3-ей молитв не связано с содержанием сопутствующих им 119, 120 и 121-го псалмов и что они «возвращаются» к 7-ой светильничной молитве, молитве 1-ой из Вечерни Постановлений Апостольских и молитве Йоцер из Шемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1888 г. обитель посетил имп. Александр III с имп. Марией Феодоровной , наследником цесаревичем Николаем Александровичем и вел. кн. Георгием Александровичем. В монастыре бывали великие князья, в т. ч. ктитор обители вел. кн. Михаил Николаевич, Константин Николаевич , Алексей Александрович, а также обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев ; главноначальствующий на Кавказе кн. А. М. Дондуков-Корсаков. В обители погребен временно пребывавший там и скончавшийся в 1889 г. еп. Сухумский Геннадий (Павлинский). В 1912 г. в настоятельскую должность с возведением в сан архимандрита вступил, согласно уставу, наместник иером. Иларион (Кучин; 1842-1931). До 1914-1915 гг. число насельников постоянно возрастало, в кон. 1900-х гг. в мон-ре подвизалось до 600 чел. братии, в 1915 г.- до 750 чел. Во время первой мировой войны морское сообщение обители с Афоном прервалось, значительно уменьшилось число российских паломников. В мон-ре выполнялся ряд военных заказов; 84 чел. были взяты на фронт, из них больше половины убиты. На 1 янв. 1918 г. братия монастыря насчитывала 602 чел., в т. ч. 39 иеромонахов, 22 иеродиакона, 292 мантийных монаха. Внутренняя жизнь Богослужебный строй, порядок церковных служб, выполнение келейного правила и весь уклад монашеской жизни основывались на общеафонских традициях и чиноположениях Пантелеимонова мон-ря, в особенности на практике, существовавшей у рус. братии, с учетом ряда местных условий. Келейное правило выполнялось перед полунощницей, начинавшейся в 2 часа ночи; за ней следовала утреня. Ранняя литургия начиналась ок. 5 ч. утра и совершалась во всех храмах, кроме соборного. Повечерие, на котором читался акафист, начиналось через полчаса после окончания вечерни. Церковные службы, в частности продолжительные всенощные бдения, совершались с уставной полнотой; к характерным чертам богослужения относились: антифонное пение; канонаршение; чтение, преимущественно на утрене, неск. святоотеческих поучений; молитвенное поминовение имен ктиторов и благодетелей обители за богослужением; отпуст 6-го часа и начало литургии при открытых царских вратах; употребление рипид при игуменском служении; особый порядок пения и чтения 103-го псалма на всенощных бдениях. Укоренились такие афонские обычаи, как стук в деревянное било перед началом богослужения; каждение параекклисиархом кацеей в определенные моменты службы; окропление параекклисиархами молящихся душистой розовой водой в начале всенощного бдения на двунадесятые и храмовые праздники. В соответствии со святогорской практикой т. н. старческие молитвы («Царю Небесный», «Сподоби, Господи», «Ныне отпущаеши» и др.) читал игумен (или в его отсутствие первый после игумена по чину).

http://pravenc.ru/text/Новоафонский во ...

Др. указанием на древнее происхождение Г. является запись почти всех Г. 2-го (protus plagalis) модуса (гласа) с финалисом «ля» (эта характерная для рукописей особенность сохранилась и в печатных источниках). Примерно половина всех Г. распета в 5-м (tritus authenticus) модусе, что возможно, связано с его активной квинтовой восходящей начальной интонацией, соответствующей торжественному характеру этого песнопения. В XIII в. монодические Г. и их стихи подвергались обработке в технике органума . Градуал. До 1320 г. (РГБ. Ф. 183. 1992. Л. 26) Градуал. До 1320 г. (РГБ. Ф. 183. 1992. Л. 26) II. Литургическая книга рим. обряда, содержащая преимущественно изменяемые песнопения мессы. Наименование книги происходит от ее основного жанра - graduale (см. выше). На протяжении средних веков термин «Г.» использовался для обозначения Антифонария мессы (Antiphonale missarum) (Sankt-Gallen. Stiftsbibl. 361, XII в.; Paris. BNF. lat. 903, 1000-1100 гг.), тогда как собственно Антифонарием называлась книга, содержащая песнопения оффиция. В григорианской традиции певч. тексты мессы изначально содержались в неск. книгах: в частности, респонсории (gradualia), «Аллилуия» со стихами и тракты (иногда стихи оффертория ) входили в состав Кантатория, к-рый во франк. землях назывался Gradale, респонсории помещались в Респонсориале, а входные и причастные антифоны (introitus и communio ) - в Антифонарии ( Amalar. Lib. offic. Prolog. 17). Древнейший образец Кантатория - рукопись из Сев. Италии Monza. Tesoro della basilica S. Giovanni. 109, ок. 800 г. (изд.: Hesbert. 1935). Во времена Амалара Мецского ( ок. 850) книги такого типа имели скорее вспомогательную функцию (солист, как и весь хор, пел по памяти). С X в. появляются полностью нотированные Г. Г. включает неск. разделов - Proprium de tempore (от 1-го воскресенья Адвента до 23-го воскресенья после Пятидесятницы), Proprium sanctorum (начиная с вигилии ап. Андрея (29 нояб.)), Commune sanctorum, песнопения вотивных месс, месс на памяти местночтимых святых, заупокойных месс, общие тоны (toni communes) и др. Состав Г. мог расширяться за счет включения в него секвенций , тропов , прозул , процессиональных гимнов и антифонов (ранние примеры - Bamberg. Staatl. Bibl. Lit. 6, 1000 г.; Benevent. Arch. Cap. 38, 1000-1100 гг.; тропы и большая часть секвенций были исключены из Г. после реформ Тридентского Собора ) и отдельных песнопений ординария мессы ( Asperges , Gloria , Sanctus , Credo , Agnus Dei , Ite, missae est) (иногда неизменяемые песнопения помещались в особых книгах - Kyriale, Ordinarium missae, Ordo cantus missae). Подобно Антифонариям, Г. могут состоять из неск. (чаще 2 или 4) томов.

http://pravenc.ru/text/166365.html

Во-вторых, т. к. И. модально согласуются с инвитаторными псалмовыми тонами, среди И. тоже отсутствуют песнопения 1-го и 8-го модусов и преобладают напевы 4-го и 6-го модусов. И. никогда не распределялись по 8 модусам октоиха и, следов., не были включены в тонарии . В-третьих, сочетание И. с инвитаторными тонами в модальном отношении весьма свободное, допускающее несовпадение модальных опор (доминанты в И. и тенора в псалмовом тоне). Напр., И. «Regem cui omnia vivunt, venite adoremus» 6-го модуса опирается на ступени ля (доминанта) и соль (второстепенная, модально сильная ступень), в то время как тенором псалмового тона служат си-бемоль в первых 2 фразах и соль в 3-й фразе стиха. Как отмечают мн. исследователи, в целом модальность И. изучена еще недостаточно. Способ соединения И. и инвитаторного псалма отличается от способа соединения аналогичных элементов др. антифонов мессы и оффиция: 1) Пс 94 никогда не подвергается сокращению; 2) И. повторяется после каждого псалмового стиха, включая «Gloria Patri...» (Слава:) (а не после всего псалма с «Gloria Patri...»), при этом через раз звучит только его 2-я половина (аналогично 2-й половине респонсория , называемой repetenda), а после «Gloria Patri...» повторяются подряд 2-я половина И. и И. целиком. Общая схема формы И. с псалмом такова: И. (целиком, напр.: «Christus natus est nobis: venite adoremus») - стих 1: «Venite! Exultemus...» - И. (целиком) - стих 2: «Quoniam Deus...» - И. (2-я половина, напр.: «Venite adoremus») - стих 3: «Quoniam ipsius...» - И. (целиком) - стих 4: «Hodie...» - И. (2-я половина) - стих 5: «Quadraginta...» - И. (целиком) - «Gloria Patri...» - И. (2-я половина) - И. (целиком). В связи с тем что при повторении звучит то весь текст, то его 2-я половина, И. имеет в большинстве случаев 2-частное строение текста и мелодии. Жанровая принадлежность Уже в первых сохранившихся источниках, где упоминается И.,- в «Правиле учителя» и в «Правиле» прп. Венедикта Нурсийского (1-я пол. VI в.) - содержится различное толкование И.: как респонсория (Reg.

http://pravenc.ru/text/инвитатории.html

Сосудохранительницы в древних храмах Константинополя представляли собой отдельные от храма здания 11 , поэтому очевидно следующее: 1 . Епископ в древности облачался не «посредине собрания», но в отдельном помещении 2 . Епископ принимал участие в протесисе, совершаемом до Литургии. 3 . Перед великим входом протесис не повторялся. Первые свидетельства о появлении в Константинополе особого чина протесиса относятся к VIII веку, а упомянутые свидетельства описывают практику веков, поэтому можно смело утверждать, что с самого начала своего появления протесис совершался только до Литургии, в том числе – и при архиерейском служении 12 . Этот порядок сохранялся до XVII века – дониконовские славянские архиерейские чины Литургии 13 очень сходно указывают епископу читать перед молитвой 1-го антифона молитву протесиса и совсем ничего не говорят ни об изъятии частиц из просфор, ни вообще о каком-либо архиерейском проскомисании перед великим входом. Отметим также, что эти чины предписывают архиерею входить в алтарь непосредственно после прибытия в храм, еще до облачения. Из указаний тех же источников открывать святые врата при произнесении архиереем возгласа « Миръ всмъ», а также из записей дискуссий и постановлений церковных Соборов середины XVII века ясно, что на Руси в то время после великого входа святые врата при архиерейской службе затворялись так же, как и при иерейской. Итак, все указанные протоиереем Александром Шмеманом 5 «архаичных» особенностей архиерейской Литургии на самом деле – всего лишь нововведения второй половины XVII века. Безусловно, они во многом напоминают древние обычаи совершения Евхаристии, но прямой исторической связи между пятью указанными им «архаизмами» и древностью нет. Вопреки мнению отца Александра, указанные им особенности архиерейской Литургии именно «возникли из особой торжественности, свойственной архиерейской службе». Итак, проблема взаимоотношения архиерейского и иерейского чинов Божественной Литургии сложнее, чем кажется; для решения ее следует тщательно проанализировать известные нам разновременные свидетельства о совершении Литургии. Прежде чем перейти к их рассмотрению, укажем на отличия архиерейского и иерейского чинов Литургии в современной русской практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

κφ[ νως] τι πρπει σοι πσα δξα. Cf. Sin. 959: Dmitr., II, p. 62–63 ευχη .. ενχαι μεσονυκτικαι 3 τω του 4 ψαλλειν add σοι ωρα add της νυκτος 9 αγας от 1 1. Господи Боже наш, Который Святым Духом даровал Давиду, нам в пример, (способность) петь также в этот час и говорить: «В полночь вставал (я) славословить Тебя за праведные суды Твои»= Пс. 118,62 ; 10 . сделай нас достойными от всего нашего сердца восхвалять Тебя, 11 . осени своей милостью и щедротами наше недостоинство, 12 . сделай нас верными и мудрыми служителями Твоими в страшный день суда Твоего. 5 . Молитвами святой Богородицы и всех Твоих святых. В. (Возглас): Ибо Тебе подобает вся слава... Молитва 2-го антифона Е YΧΗ ΑΝΤΙΦΩΝΟY В» – 44 – Κα νν π τ μσον τς νυκτς καταντσαντες Κριε , τς κατ δναμιν εχαριστας σοι προσψερομεν , κα δεμεθ σοι , τν δωρηθεντα τας καρδαις μν τς γνσες σου θησαυρν , νεξληπτον p. 115 διατρησον, μβαλον ες τ στμα μν τ τς σοφας σου λγον , κα 6 οαι μ ς , π παντς πργματος ν σκτει διαπορευομνου. κφ[ νως] τι σν τ κρτος κα. 2 τας της 3 σοι σον 5 διατηρησον διαφυλαξον εμβαλον εμβαλε της om 1. Сейчас, придя к половине ночи, Господи, мы приносим Тебе наше благодарение по силам нашим, и молим Тебя: 2 . храни нетронутым сокровище Твоего познания, которое было вложено в наши сердца, 3 . вложи в уста наши слово Твоей мудрости, 4 . и освободи нас от всего того, что ходит во мраке= Пс. 90,6 . В. Ибо Твоя держава ...   Молитва 3-го антифона ЕУХН ΑΝΤΙΦΩΝΟY Γ 45 – Κριε Θες μν , πατρ τν ανων , μτε ρχν μτε τλος χων , λυτρωτς τν ψυχν κα θεμελιωτς τν φρονημτων κα φλαξ τν καρδιν μν δι τν κτισμτων σου ποδεξας μν τς σς 5 δημιουργας τν φραστον δναμιν , ατς δσποτα κα κατ τν παρο– р.116 σαν ραν τς νυκτς , πρςδεξαι μν τν δησιν , κα τν κστου νδειαν ναπλρωσον ες τελειτητα , κα ξους μ ς νδειξον τς σης γαθτητος. κφ[ νως] τι ηλγηται κα δεδξασται. 2 ψυχν add ημν των от 6 ωραν της ννκτος της νυκτς ωραν 7 τελειωτητα πλει( νο) τητα

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕДНЕВНЫЕ АНТИФОНЫ [греч. ντφωνα καθημεριν], один из 3 типов антифонов , образующих энарксис (начальную часть) Божественной литургии . Как и 2 др. типа литургийных антифонов (изобразительные и праздничные), В. а. включают 3 антифона, перемежаемые ектениями; после 2-го поется тропарь «Единородный Сыне» , в конце 3-го совершается малый вход . Текст В. а. основан на Пс 91, 92 и 94. 1-й антифон состоит из стихов Пс 91. 2, 3, 4 и 16,   и     с припевом          . 2-й антифон - из стихов Пс 92. 1ab, 1c, 5 с припевом            ; на       поется тропарь «Единородный Сыне». При исполнении первых 2 антифонов рус. богослужебные книги предписывают петь их 1-й стих дважды: сначала до половины, затем полностью (это след визант. практики исполнения антифонов). 3-й антифон состоит из стихов Пс 94. 1, 2-3, 4 и 5 с припевом                      , после чего поются входный стих (Пс 94. 6 с тем же припевом (см. также ст. «Приидите поклонимся» )), во время к-рого священнослужители входят в алтарь, и тропари и кондаки по входе,       к-рых и является заключительным       3-го антифона. Появление В. а. в составе литургии следует относить к VII-VIII вв.: если в «Мистагогии» прп. Максима Исповедника (ок. 630) еще говорится просто о том, что литургия начинается с малого входа, то в «Церковной истории» Псевдо-Германа К-польского (ок. 730) упоминаются В. а. ( Mateos. Célébration. P. 42). Первоначально, вероятно, в состав службы вошел только 3-й из совр. В. а., образовавший входной псалом литургии (из-за слова «приидите» стихов Пс 94. 1 и 6, указывающего на момент входа); впосл. к нему были прибавлены еще 2 антифона, основанные на псалмах, предшествующих Пс 94 в Псалтири (Пс 93 пропущен как не соответствующий радостному характеру службы; см.: Ibid. P. 48-49). В рукописях Евхология, начиная с древнейших из сохранившихся (кон. VIII в. и далее), 3 антифона сопровождаются 3 молитвами (см. ст. Энарксис ).

http://pravenc.ru/text/вседневные ...

Где же провести границу между словами одного участника беседы и другого? Если следовать А. Вайзеру, первые два стиха произносил один участник диалога, а остальные шесть — другой . По Мувенкелю, стихи с 1-го по 4-й произносит паломник (-и), а с 5-го по 8-й — священник(-и) . Некоторые считают, что паломник говорит в стихах 1 и 3, а священник (или левит) в стихах 2, 4–8 . А. Церешко делит псалом на четыре части по два стиха в каждой: 1–2, 3–4, 5–6, 7–8 . Анализируя характер антифоного пения в древности, Н. Амзаллаг и М. Авриэль показывают, что, с учетом литургического исполнения псалма, поэма делится и на более мелкие части. Хоровому коллективу удобнее петь короткие фразы, чем длинные — полустишья из двух-трех слов воспеваются на одном дыхании. Поэтому параллелизм внутри каждой строки рассматривается как повод для деления стихов псалма на две половинки. При таком подходе псалом 120 уподобляется лестничному антифону, уравновешивающему стихи 1–4 со стихами 5–8 соответственно . Реконструкция техники исполнения псалма, согласно Н. Амзаллагу и М. Авриэлю (см. табл.), позволяет увидеть те фразовые единицы, которые каждый из двух хоров мог петь на одном дыхании. Эта схема также дает возможность предположить, какие ответы предлагались хором на риторические вопросы, задаваемые в стихах 1–4. Однако если бы в древности псалом исполняли именно в такой последовательности, когда вслед за стихом 1а воспевался стих 5а и т. д., логично предположить, что и текст псалма был бы записан иначе.   Таблица. Антифоное пение псалма 120, согласно Н. Амзаллагу и М. Авриэлю   Первый хор Второй хор Возвожу очи мои к горам, Господь — хранитель твой, откуда придет помощь моя. Господь — сень твоя с правой руки твоей. Помощь моя от Господа, Днем солнце не поразит тебя, сотворившего небо и землю. ни луна ночью. Не даст Он поколебаться ноге твоей, Господь сохранит тебя от всякого зла, не воздремлет хранящий тебя. Он сохранит душу твою. Не дремлет Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое и не спит хранящий Израиля.

http://bogoslov.ru/article/6177544

1)  Тритоекти  в будни Великого Поста и Страстной Седмицы, когда, вместо полной Литургии, после Вечерни служилась Литургия Преждеосвященных Даров; 2)  Панихида  накануне праздников, по средам и субботам, вероятно, всего года и ежедневно в Великий Пост. Все эти службы имели одинаковую основную схему, с некоторыми особенными прибавлениями: I) Oбщaя схема всех служб Песненного последования: а) 3 иерейских антифонных молитвы с диаконскими ектениями, б) 3 антифонных псалма с припевами, в) 1 «отпустная» молитва с просительной ектенией, г) 1 окончательная молитва главопреклонения. II) Npuбabлehuя перед вечерней и утреней: а) 8 иерейских молитв с ектениями перед каждым антифоном, б) 8 антифонов с припевом после каждой молитвы. Если антифоны внутри служб состояли из одного лишь псалма, антифоны перед вечерней и утреней составлялись чаще всего из разных псалмов, редко из одного длинного псалма, и исключительно из третьей части псалма 118 (на воскресной утрени). Вся Псалтырь в Константинополе разделялась на 76 антифонов, ничего общего не имеющих с 60 «славами» (20 кафисм по 3), на которые разделяется палестинская монашеская Псалтырь. Все нечетные антифоны имели как припев: «Аллилуиа», четные – короткие фразы из 3-х слов, вроде: «Услыши мя, Господи». Антифоны и припевы пелись на сложную мелодию. По праздникам и по субботам перед вечерней пелись только 2 антифона; так же перед праздничной утреней. Но по воскресеньям перед утреней пелись 4 антифона. Во время последнего антифона бывал всеобщий вход в храм. III) Npuбabлehuя на вечерне, на утрене и на тритоекти: после 3-го антифона, который обычно пелся с Трисвятым, а) на вечерне по праздникам бывали чтения из Паремийника, б) на утрени по воскресеньям читалось воскресное Евангелие, в) 1. ежедневно читалась 1 молитва оглашенных с ектенией, (во 2-й половине Великого Поста прибавлялась молитва «иже ко Просвещению»), 2. две молитвы «верных». Замечание: такая общая схема сохранилась до наших дней в 1-й части Божественной Литургии, если не считать перерыв Великого Входа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чтец, взяв в руки крест и стоя на амвоне, начинает «великое славословие» которое певцы продолжают. «В воскресение Хвалите произносится на глас с припевами (ποψλμων, т. е. вышеназванными?) и по окончании (ες τ τλος) стихиры воскресные, праздника или великого святого, Слава утренняя (стихира), на которой вход иереев с крестом и Божеств. Евангелием»; последнее возвышается со словами «Премудрость прости», затем «И ныне. Преблагословенна», чтец с крестом начинает великое славословие, певцы поют его песненно, а со слов «в человецех благоволение» подхватывают и иереи в алтаре. Далее поется тропарь «Днесь спасение» или Воскрес» поочередно «трижды сладкогласно, как певцами вне (алтаря) так и иереями внутри. Затем «Воскресни Господи» (прокимен), чтение пресвитером Евангелия на амвоне, «протяжное моление ( κτενς δησις — сугубая ектения), великие прошения (просительная ектения), главопреклонение и отпуст» [ 20 ]. Как и для вечерни, Симеон Солунский для утрени почти не указывает священнических молитв (настолько они уже отступили на второй план) и его здесь нужно восполнить Евхологиями IX–XIV b. Но замечательно, что тогда как некоторые древнейшие из Евхологиев вечерние молитвы обозначают числом антифонов («молитва антифона 1-го», «2-го» и т. д.), эти же Евхологии, например Криптоферратский Виссарионов IX b., Синайской библ. Х в. и др. Позднейшие утренние молитвы просто нумеруют — 1-я, 2-я (последний одну 4-ю молитву называет «молитвою 4-го антифона»); из доселе обследованных Евхологиев, по-видимому, только Синайск. библ. VII b. одинаково вечерние и утренние молитвы обозначает чистом антифонов. Вследствие этого первые 5–6 молитв, тождественных большей частью в древних Евхологиях с нынешними молитвами на утрени, трудно приурочить к определенным моментам песненной утрени. Но вторая половина утренних молитв самыми надписаниями приурочивается к таким моментам. Так нынешняя 9-я молитва надписывается «молитва Евангелия», или «молитва 9-я перед Евангелием», или «молитва 50-го (т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010