Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определением от 11 июня 1992 года подтвердил решение Харьковского Собора и изверг Филарета Денисенко из сана, лишив всех степеней священства, по следующим обвинениям: «Жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1. 7-8; Апостольское правило 27); внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18:7; I Вселенского Собора правило 3, VI Вселенского Собора правило 5); клятвопреступление (Апостольское правило 25); публичная клевета и хула на Архиерейский Собор (II Вселенского Собора правило 6); совершение священнодействий, включая рукоположения, в состоянии запрещения (Апостольское правило 28); учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15)». Все рукоположения, совершенные Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая 1992 года, и наложенные им прещения были признаны недействительными. Несмотря на неоднократные призывы к покаянию, после лишения архиерейского сана Филарет Денисенко продолжал раскольническую деятельность, в том числе и в пределах иных Поместных Церквей. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 года он был предан анафеме. Означенные решения были признаны всеми Поместными Православными Церквами, в том числе и Константинопольской Церковью. В частности, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей 26 августа 1992 года в ответе на письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II no поводу низложения митрополита Киевского Филарета писал: «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном». В письме Святейшего Патриарха Варфоломея Святейшему Патриарху Алексию II от 7 апреля 1997 года об анафематствовании Филарета Денисенко указано: «Получив уведомление об упомянутом решении, мы сообщили о нем иерархии нашего Вселенского Престола и просили ее впредь никакого церковного общения с упомянутыми лицами не иметь».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Как сказано в решении церковного суда, своими действиями они нарушили ряд канонов и церковных правил: 15, 31 и 39 правил святых Апостолов, 16 правило I Вселенского собора, 5 правило III Вселенского собора, 4, 5, 13 и 18 правила IV Вселенского собора, 31 и 34 правила V-VI Вселенского собора, 6 правило Гангрского поместного собора, 3, 4, 5, 6 и 22 правила Антиохийского поместного собора, 10, 11, 29 и 62 правила Карфагенского поместного собора, 1, 2, 4, 12 и 13 правила I-II Константинопольских поместного собора, пункт А статьи 1 главы 214 Устава СПЦ и статьи 12, 14, 15, 17, 18 и 20 Правил церковных судов СПЦ. Согласно статье 87 Правила церковных судов СПЦ, решение Великого церковного суда СПЦ является последним и подлежащим исполнению. Изверженные из сана и возвращенные в число мирян бывшие клирики Рашско-Призренской канонически будут отныне относится к епархиям, согласно месту проживания. Наложенное на них запрещение Причащения Святых Таин остается в силу до тех пор, пока они не покаются и не вернуться в лоно Сербской Церкви в достоинстве мирян. Церковный суд предупреждает, что возможные «священнодействия» указанных лиц будут лишенными благодати. Напомним, что ранее, в феврале этого года, епископ Рашко-Призренский Артемий был отстранен от управления епархией , а в начале мая - почислен на покой . Формальным поводом для таких решений стало подозрение Синодом лиц из окружения владыки Артемия в растрате церковных и государственных средств. Однако многие верующие были уверены, что это - результат давления Запада и официального Белграда, поскольку епископ Артемий был известен своими антимодернистскими, антизападными и патриотическими взглядами, твердо стоял на позициях сохранения чистоты Православного вероучения, являлся одним из ярых противников независимости Косово , провозглашенной в одностороннем порядке албанцами 17 февраля 2008 года. Владыка Артемий не согласился с этими решениями и не признал их. 15 октября 2010 года Священный Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви наложил на владыку Артемия категорический запрет в священнослужении «из-за его антиканонических поступков и непринятия решений высших иерархических структур».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/09/st...

Вероятней всего, что в случае с " догматическими и каноническими обвинениями Патриарха Московского и всея Руси Кирилла православным мирянином Михаилом Аншаковым " мы имеем именно такой пример новой формации знатока канонического права, вчера открывшего ту самую Книгу Правил, а сегодня уже бегущего подавать свой иск в церковный суд. Но перейдем от лирики к " физике " . Давайте посмотрим, куда привела Михаила Аншакова его самонадеянность в битве за соблюдение православных канонов. Сразу оговорюсь, что понаписанное Михаилом можно было бы и не рассматривать вовсе, т.к. он не является надлежащим истцом для подачи иска в церковный суд. Но некоторые верующие спрашивали меня: " А правда ли, что в таких нарушениях можно обвинить Патриарха Кирилла? " , – потому сперва развею их сомнения, посеянные чтением опуса Аншакова, а только потом объясню, почему данный опус будет отклонен и вовсе без рассмотрения на судебном заседании. Итак, в чем же обвинил нашего Патриарха Михаил Аншаков? Встать, суд идет! " 1. Виновен в лихоимстве (нарушение правила 10 Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского) " . Прежде всего начнем с того, что о лихоимстве говорит не 10-е правило 4-го Вселенского Собора, а 10-е правило 6-го Вселенского Собора. В первых же строках своего иска Михаил Аншаков перепутал римские цифры VI и IV. Интересно, что не просто опечатался, но указал и название 4-го Вселенского Собора – Халкидонский, а не Трулльский, как было бы в таком случае. Затем Михаил Аншаков сообщает читателям, что в этом правилу говорится о некоем виде греха " когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд, или даже самые бедствия ближних " . При этом Михаил почему-то ссылается почему не на какие-либо источники канонического права, а на Толковый молитвослов коломенского издательства " Благовестник " . Но чем Аншакову не понравились существующие толкования? – Все очень просто. Все признанные наукой и действующим каноническим правом толкователи ясно говорят, что в этом правиле, как и в 17-м правиле 1-го Вселенского Собора, а также 44 – правиле Святых Апостолов, речь идет не о том, что придумал Аншаков, а о вполне конкретной вещи – даче денежных средств в кредит, т.е. в рост под проценты. Именно это и называется " лихоимством " , т.е. получением лихвы – доходов по кредиту.

http://religare.ru/2_96728.html

Монах отвергал мир, его усилия направлялись к божественному, путь к которому понимался через крайнее выражение самоотречения, через «умерщвление» (mortificatio) или «мученичество» (martyrium). Вместе с тем эта жертвенная «любовь к небесной родине» в устах многих идеологов монашества обретала вполне конкретный, земной, предмет почитания,- а именно М., сопричастный Небесному Иерусалиму. Неслучайно Петр Дамиани называл монахов «живыми камнями Небесного Иерусалима» ( Petr. Damian. Vita sancti Romualdi. 69). Созерцание божественного в стенах обители, «ангельская жизнь» (vita angelica), как нередко трактовали жизнь в М., представлялось обретением «небесной родины» уже на земле, завершением странствий ( Усков. 2001. С. 294). «Монастырь - «святое место», избранное патроном обители, но одновременно и приуготовленное ему Господом, освященное и очищенное подвижничеством святого (sanctificatus)» (Там же. С. 345). М. берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно. Решение об открытии епархиальных М. принимает Синод Церкви во главе с патриархом по представлению епархиального архиерея. Решение о придании М. ставропигиального статуса также принимает Синод. Каноническое право Церкви содержит указания о том, как учреждается М., кем управляется. 1-е правило Двукратного Собора (861) запрещает созидать М. без воли епископа, «но с его ведением и разрешением и совершением подобающей молитвы… все же к нему принадлежащее, купно с ним самим да вносится в книгу, которая и да хранится в епископском архиве. И пожертвователь без воли епископа отнюдь да не имеет дерзновения самого себя или вместо себя другого поставить игуменом. Ибо… како может быти попущено кому восхищати обладание тем, что он посвящает и приносит Богу?». Это указание содержат уже правила Вселенского IV Собора (451): 4-е прав. считает незаконным строить М. без разрешения епископа; 24-е прав. этого Собора, как и 49-е Вселенского VI Собора (691-692), установило, что «единожды освященным… монастырям пребывати монастырями навсегда», за ними сохраняются все принадлежащие им вещи, впредь они не могут стать «мирскими жилищами», т. е. запрещалась секуляризация М. и монастырского имущества (о том же и 13-е прав. Вселенского VII Собора (787)). Канонические правила предписывают монашествующим «безотлучно пребывать в тех местах, в к-рых отреклись от мира», т. е. в М. (4-е прав. IV Вселенского Собора).

http://pravenc.ru/text/2564106.html

К сер. VI в. Армянская Церковь тесно соприкасалась с развивавшимися в Месопотамии (в составе персид. державы Сасанидов) общинами монофизитов, придерживавшихся учения Юлиана , еп. Галикарнасского, о нетленности тела Христова во время Его земной жизни ( афтартодокетизм ). Отлученные от общения с главным течением монофизитства - последователями Севира Антиохийского, юлианисты искали покровительства у Армянского католикоса Нерсеса II Багревандци (548-557). Он поставил им епископа, сирийца Абдишо , и созвал в Двине Собор, который открылся 29 марта 554 г., в Вербное воскресенье. При рассмотрении догматических вопросов Собор вновь подтвердил признание единой богочеловеческой природы Христа; были осуждены Евтихий , Несторий, патриарх Антиохийский Севир за учение о тленности тела Христова до Воскресения, «Три главы» (осужденные на V Вселенском Соборе в К-поле в 553), а также томос папы св. Льва Великого и Халкидонский Собор. Собор вынес определение отмечать Рождество Христово и Богоявление 6 янв., как принято было у армян с апостольских времен, постановил петь Трисвятое со словами «распныйся за ны», а также положил начало новому арм. летосчислению (началом 1-го года было объявлено 11 июля 552 г. по Р. Х.). Собор принял «Соглашение о единодушии страны Армянской», в к-ром упоминалось только три Вселенских Собора (325, 381 и 431), анафематствовались несториане, павликиане (последователи учения Павла, еп. Самосатского) и мессалиане. Было утверждено 37 правил католикоса Нерсеса и еп. Нершапуха Мамиконяна, включенных в «Армянскую книгу канонов». В них говорится о церковных наказаниях - покаянии, лишении сана, анафеме (не упом. телесные наказания и денежные штрафы). 1-е и 2-е правила запрещают приходским священникам уносить домой из церкви хлеб, вино и др. приношения прихожан; 3-е правило запрещает священникам пускать в рост свои доходы или тратить их на развлечения; 16-е правило не разрешает женщинам стоять рядом со священником и прислуживать ему во время крещения; 17-е правило запрещает диаконам совершать обряд крещения. Согласно 19-му прав., священник, нарушивший тайну исповеди, лишается сана и священнического наследования. 24-е правило запрещает вступать в брак несовершеннолетним (возраст не указан), а совершеннолетним вступление в брак дозволяется только при обоюдном согласии; 26-е правило запрещает давать приют еретикам. 609-610 гг.

http://pravenc.ru/text/171492.html

Ко всем этим каноническим установлениям Православной Церкви мы должны еще присоединить 7-е правило II Вселенского Собора и однородное ему по содержанию 95-е правило Трулльского Собора, указывающие, как нужно принимать еретиков в Церковь. “Присоединяющихся к Православию, — говорится здесь,—ив частности спасаемых из еретиков, приемлем по следующему чиноположению и обычаю: ариан, македониан, новатиан, четыренадесятникрв, или тетрадистов, и аполлинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует Святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, т.е. помазуя св. миром, во-первых, чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголом: “Печать дара Духа Святаго...”. Как видим, здесь четыренадесятники, т.е. те из христиан, которые праздновали Пасху вместе с иудеями 14 Нисана, прямо называются еретиками и ставятся в один ряд с арианами и другими великими еретиками, почему и принимаются они в лоно Церкви, в случае их покаяния, через помазание миром. Вот к чему ведет отступление от канонических правил о времени празднования Св. Пасхи. Из приведенных канонических постановлений Православной Церкви ясно, что мы должны свято хранить их неизменными. Поэтому 21-е правило Гангрского Собора гласит: “Да бывают в Церкви вся принятая от Божественных Писаний и апостольских преданий”. А во 2-ом правиле VI Вселенского Собора говорится:“Никому да не будет позволено вышеозначенные правила апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и св. отцов изменяти, или отменяти, или, кроме предложенных правил, приимати другие, с подложными надписаниями, составленные некиими людьми, дерзнувшими корчемствовати истиною...” Такое же твердое и неизменное соблюдение канонических установлений заповедует нам и VII Вселенский Собор в своем 1-ом правиле: “Божественные правила с услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных апостолов, святых труб Духа, и от шести Святых Вселенских Соборов и поместно собиравшихся для издания таковых заповедей, и от св. Отец наших. Ибо все они, от Единого и Того же Духа, быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем, а кого извержению, тех и мы извергаем, а кого отлучению, тех и мы отлучаем”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2103...

Ко всем этим каноническим установлениям Православной Церкви мы должны еще присоединить 7-е правило II Вселенского Собора и однородное ему по содержанию 95-е правило Трулльского Собора, указывающие, как нужно принимать еретиков в Церковь. " Присоединяющихся к Православию , - говорится здесь, - и в части спасаемых из еретиков, приемлем по следующему чиноположению и обычаю: ариан, македониан, новатиан, четыренадесятников, или тетрадитов, и аполлинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует Святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, то есть помазуя святым миром, во-первых, чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголом: " Печать дара Духа Святого " ... Как видим, здесь четыренадесятники, то есть те из христиан, которые праздновали Пасху вместе с иудеями 14 Нисана, прямо называются еретики и ставятся в один ряд с арианами и другими великими еретиками, почему и принимаются они в лоно Церкви, в случае их покаяния, через помазание миром. Вот к чему ведет отступление от канонических правил о времени празднования Святой Пасхи. Из приведенных канонических постановлений Православной Церкви ясно, что мы должны свято хранить их неизменными. Поэтому 21-е правило Гангрского Собора гласит: " Да бывают в Церкви вся принятая от Божественных писаний и апостольских преданий " . А во 2-м правиле VI Вселенского Собора говорится: " Никому да не будет позволено вышеозначенные правила апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святых Отцов изменяти, или отменяти, или, кроме предложенных правил приимати другие, с подложными надписаниями, составленные некиими людьми, дерзнувшими корчемствовати истиною... " Такое же твердое и неизменное соблюдение канонических установлений заповедует нам и VII Вселенский Собор в своем 1-м правиле которое гласит: " Божественные правила со услаждением, приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных апостол, святых труб Духа, и от шести Святых Вселенских Соборов и поместно собиравшихся для издания таковых заповедей, и от святых Отец наших. Ибо все они, от Единого и Того же Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем, а кого извержению, тех и мы извергаем, а кого отлучению, тех и мы отлучаем " .

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/24/...

Ко всем этим каноническим установлениям Православной Церкви мы должны еще присоединить 7-е правило II Вселенского Собора и однородное ему по содержанию 95-е правило Трулльского Собора, указывающие, как нужно принимать еретиков в Церковь. Присоединяющихся к Православию, - говорится здесь, - ив частности спасаемых из еретиков, приемлем по следующему чиноположению и обычаю: ариан, македониан, новатиан, четыренадесятникрв, или тетрадистов, и аполлинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует Святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, т.е. помазуя св. миром, во-первых, чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголом: Печать дара Духа Святаго.... Как видим, здесь четыренадесятники, т.е. те из христиан, которые праздновали Пасху вместе с иудеями 14 Нисана, прямо называются еретиками и ставятся в один ряд с арианами и другими великими еретиками, почему и принимаются они в лоно Церкви, в случае их покаяния, через помазание миром. Вот к чему ведет отступление от канонических правил о времени празднования Св. Пасхи. Из приведенных канонических постановлений Православной Церкви ясно, что мы должны свято хранить их неизменными. Поэтому 21-е правило Гангрского Собора гласит: Да бывают в Церкви вся принятая от Божественных Писаний и апостольских преданий. А во 2-ом правиле VI Вселенского Собора говорится:Никому да не будет позволено вышеозначенные правила апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и св. отцов изменяти, или отменяти, или, кроме предложенных правил, приимати другие, с подложными надписаниями, составленные некиими людьми, дерзнувшими корчемствовати истиною... Такое же твердое и неизменное соблюдение канонических установлений заповедует нам и VII Вселенский Собор в своем 1-ом правиле: Божественные правила с услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных апостолов, святых труб Духа, и от шести Святых Вселенских Соборов и поместно собиравшихся для издания таковых заповедей, и от св. Отец наших. Ибо все они, от Единого и Того же Духа, быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем, а кого извержению, тех и мы извергаем, а кого отлучению, тех и мы отлучаем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2103...

Затем Собор изложил несколько правил относительно церковного управления и благочиния, отчасти подтвердив прежние правила, отчасти составив свои новые, по нуждам времени. 1. От святых Отец на каждом Соборе доныне изложенные правила соблюдати признали мы справедливым. В конце IV века, или в начале V-ro, правила разных соборов восточных, начиная с Анкирского (314), были уже собраны и приведены в один состав 4 . Св. Отцы Халкидонского собора имели у себя такой сборник правил и пользовались им при разсуждениях соборных 5 . Желая, чтобы Церковь всегда руководилась этими правилами, они утвердили своим общим голосом их каноническую важность, – что особенно и нужно было, так как собранные правила принадлежали большей частью поместным Соборам Востока; след., без утверждения вселенскими соборами, не могли сами по себе иметь силы законов для всей Церкви. 2. Аще который епископ за деньги рукоположение учинит, и непродаемую благодать обратит в продажу, и за деньги поставит епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или иного коего от числящихся в клире, или вообще произведет за деньги в какую-либо церковную должность, ради прибытка своего: таковый, быв обличен, да будет подвержен лишению собственного степени: и поставленный им отнюдь да не пользуется купленным рукоположением, или производством: но да будет чужд достоинства, или должности, которую получил за деньги. Аще же явится кто и посредствующим в толико гнусном и беззаконном мздоприятии: то и сей, аще есть из клира, да будет низвержен со своего степени; аще же мирянин, или монашествующий, да будет предан анафеме. Против симонии находим строгое правило апостольское (29): здесь это правило повторяется с дополнением и усилением строгости: ибо св. Отцы собора запрещают мздоимство не только в поставлении на степени священства, но и в определении на какую бы то ни было церковную должность 6 . При том не одних приемлющих, или дающих мзду правило лишает всех церковных степеней, но и посредствующих в таком беззаконном деле подвергает наказанию, – духовных лишению сана, а мирян и монашествующих (несостоящих в клире) – анафеме. С такой же строгостью правило о симонии повторено на других Соборах, и даже были писаны особые окружные послания от константинопольского Синода против этого злоупотребления (сн. VI Всел. 22. VII Всел. 5, 19. Вас. Вел. 90) 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

3) Из всей последующей истории христианства. Как учили апостолы, так учили потом и мужи апостольские, без сомнения, всего лучше знавшие волю своих наставников, как то: св. Климент Римский , св. Игнатий Богоносец 223 , так учили потом и последующие пастыри: Киприан 224 , Григорий Богослов 225 , Златоуст 226 , Амвросий, Иероним, Августин, Григорий Великий 227 , отцы VI вселенского собораправиле 64) и другие. Все они единогласно утверждали, что пастыри церкви суть истинные преемники апостолов, и что они только одни прияли, через преемство от апостолов, законную власть и обязанность быть блюстителями и истолкователями божественного откровения, а все миряне должны слушаться гласа своих пастырей, и не имеют права учить. «Не подобает мирянину, – говорит именно 64 правило VI вселенского собора, – произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительского слова, и от них поучатися Божественному. Ибо в единой церкви разные члены сотворил Богь, по слову апостола ( 1Кор. 12:27 ), которое изъясняя Григорий Богослов , ясно показывает находящийся в них чин, глаголя: «Сей, братия, чин почтим, сей сохраним: сей да будет ухом, а тот языком: сей рукою, а другий иным чем-либо: сей да учит, тот да учится». И после немногих слов далее глаголет: «Учащийся да будет в повиновении, раздающий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, аще и всего ближе сие, ни все апостолами, ни все пророками, ни все истолкователями». И после неких слов еще глаголет: «Почто твориши себе пастырем, будучи овцою? почто делаешися главою, будучи ногою? почто покушаешися военачальствовати, быв поставлен в ряду воинов? и в другом месте повелевает премудрость: «Не буди скор в словах» ( Еккл. 5:1 ); «Не распростирайся убог сый с богатым» ( Притч. 23:4 ); не ищи мудрых мудрейший быти. Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесят дней да будет отлучен от общения церковного».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010