Беседа 34. Троекратное отречение апостола Петр от Христа; его раскаяние Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж». В ходе сегодняшней беседы мы закончим изучение 26-й главы и начнем изучение 27-й главы. Таким образом, мы рассмотрим две темы: 1) Троекратное отречение апостола Петр от Христа и его раскаяние (26, 69–75); 2) Раскаяние Иуды и его самоубийство (27, 1–10). Жестокость возрастала, и разъяренные иудеи, почуяв запах крови, могли уничтожить не только Иисуса, но и Его ближайших учеников. Позже в Талмуде будет записано правило-предписание не только против взрослых христиан, но и их детей. Вот это дышащее злобой высказывание: «Мясо, находящееся в руке служителя звездам (то есть идолопоклонника. – О.С.), дозволено к пользованию (иудеями. – О.С.); в руке мина (то есть христианина. – О.С.) – запрещено к пользованию. […] Убоина мина – для жертвоприношений звездам. А хлеб их – хлеб служителей звездам. Вино их – вино возлияния. Плоды их не оплачиваются десятиной. Книги их (то есть христианские книги. – О.С.) – книги колдовские. Дети их – незаконнорожденные. Продают им, но не приобретают у них. И не берут от них, и не дают им. Не обучают детей их мастерству и не лечатся у них» 541 . – То есть первые христиане, уверовавшие из иудеев, подвергались тяжеому моральному и социальному прессингу, запрещалось даже обучать ремеслу их детей и лечиться у них. Позже в церковных канонах эта неприязнь обернется против самих иудеев и в поразительно схожих выражениях. Но по-настоящему именно апостол Петр первым столкнется с моральным неприятием Христа и Его учеников, и, испугавшись за свою жизнь, Петр и другие ученики будут пребывать в некоем оцепенении «из опасения от Иудеев» ( Ин.20:19 ). Читаем 69-й и 70-й стих 26-й главы Евангелия от Матфея: Мф.26:69–70 . «Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь». Здесь мы видим, что отречение от Христа не произошло спонтанно, Петр уже – «из опасения от Иудеев» – « сидел вне на дворе ». Блаженный Иероним и пишет: «Он сидел вне, чтобы видеть исход дела. И не приближался он к Иисусу, чтобы как-нибудь не зародилось подозрение у слуг » 542 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СТОЛЫПИН ПЕТР АРКАДЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Петр Столыпин Столыпин Петр Аркадьевич ( 1862 - 1911 ), русский государственный и политический деятель, премьер-министр царской России. Петр Аркадьевич Столыпин родился 5 апреля 1862 г. в Дрездене , в семье, принадлежавшей старинному русскому роду, известному с XVI в. Дед по линии матери, князь Горчаков, был главнокомандующим русской армией в годы Крымской войны. Петр Аркадьевич приходился троюродным братом М.Ю. Лермонтову . Блестяще окончив физико-математический факультет Петербургского университета, он в 1885 г. поступил на службу в Министерство государственных имуществ, в 1889 г. перешел в Министерство внутренних дел и вскоре стал самым молодым в России губернатором - в Гродно , а затем в Саратове . В 1906 г. 44-летний Столыпин принимает портфель министра внутренних дел, а с 8 июля 1906 г. он совмещает этот пост с должностью председателя Совета Министров, сменив апатичного премьер-министра И.Л. Горемыкина , которого даже в бюрократических кругах именовали " ваше безразличие " . Назначение Столыпина на столь высокую должность не прошло незамеченным. Даже самые непримиримые оппоненты были вынуждены признать, что на этот раз российское правительство возглавил одаренный, сильный, незаурядный человек. Злые языки, правда, его стремительную, блистательную карьеру объясняли протекцией со стороны родственников жены, близких ко двору. Столыпин был женат на О.Б. Нейгардт - бывшей невесте своего брата, убитого на дуэли. По свидетельству современников, несмотря на сложный характер Ольги Борисовны, Петр Аркадьевич был счастлив в браке, имел пять дочерей и одного сына. В основу своей государственной деятельности П.А. Столыпин положил принцип, высказанный еще основателем государственной школы Б.Н. Чичериным : " Либеральные реформы и сильная власть " . Официально было объявлено о следующем курсе преобразований: свобода вероисповеданий, неприкосновенность личности и гражданское равноправие в смысле " устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения " , преобразование местных судов, реформа средней и высшей школы, полицейская реформа, преобразование земства, подоходный налог, " меры исключительной охраны государственного порядка " .

http://drevo-info.ru/articles/3808.html

Сортировать по Исключить новости «Он воскрес!» Ангел говорит женщинам: «Скажите ученикам его и Петру…» Петр оказывается здесь выделенным, противопоставленным остальным ученикам, апостолам. Почему так? Ответа, по всей видимости, здесь может быть два. Либо Петр ставится ангелом выше учеников, либо, напротив, Петр ставится ниже, вне числа учеников. 6 декабря, 2013 Ангел говорит женщинам: «Скажите ученикам его и Петру…» Петр оказывается здесь выделенным, противопоставленным остальным ученикам, апостолам. Почему так? Ответа, по всей видимости, здесь может быть два. Либо Петр ставится ангелом выше учеников, либо, напротив, Петр ставится ниже, вне числа учеников. О втором евангельском чтении на утрене — священник Феодор Людоговский. 2-е воскресное евангелие на утрене — Мк 16:1–8 (зач. 70): В те по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. В первый раз после Пасхи мы слышим эти строки в составе литургийного чтения в Неделю жен-мироносиц (об этом евангельском чтении мы говорили полгода назад), которое объединяет 10-е страстное евангелие (Мк 15:43–47) и второе воскресное евангелие; на утрене же в этот день читается третье воскресное евангелие (Мк 16:9–20), о котором у нас пойдет речь через неделю. В качестве воскресного евангелия на утрене фрагмент Мк 16:1–8 читается, как и положено, в Неделю 2-ю, 13-ю и 24-ю по Пятидесятнице и, если говорить конкретно о приближающемся 2014 годе, в Неделю о Страшном суде (т. е. в «35-ю» Неделю по Пятидесятнице).

http://pravmir.ru/on-voskres/

Беседа 23 Деян.10:23–24 .  Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним. В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. Бог не есть причина грехов. – Не нужно отклады­вать крещения. 1. Угостив мужей (посланных Корнилием), отправляется (Петр) вместе с ними; и хорошо: сначала он с любовью при­нимает их, как утомившихся от пути, и располагает к себе, а потом уже отправляется с ними. «А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий» ( Деян.10:23 ). Не один он, но и другие идут с ним; и это с тою предусмотрительностью, чтобы впоследствии были свидетели, когда Петру нужно будет оправдываться. «Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей» ( Деян.10:24 ). Таково свойство друга, таково свойство благочестивого (человека), чтобы, прежде всего, делать участни­ками таких благ близких друзей. Естественно он созывает тех, кому всегда доверял, особенно рассуждая о таких предметах, о которых еще излишне было говорить с другими. Мне кажется, что и друзья, и родственники им же были назидаемы. «Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек» ( Деян.10:25, 26 ). Делая это, (Корнилий) проявляет свое смирение, научает прочих, благодарит Бога и показывает, что хотя он и получил повеление, однако, и сам в себе имел великое благочестие. Что же Петр? «Встань; я тоже человек». Видишь ли, как он, прежде всего, научает их не думать слишком много о самих себе? «И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником» ( Деян.10:27–28 ). Смотри: тотчас же начинает беседо­вать о человеколюбии Божием, и показывает, что Он даровал им великие блага. Но здесь достойно удивления не только то, что он беседует о таких предметах, но и то, как он говорит о предметах высоких и вместе соблюдает смирение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 24 Деян.10:44–46 .  Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Покаяние – великое врачество. – Из многих жителей Константинополя не более 100 спасаемых. – Против теа­тральных зрелищ. 1. Посмотри на домостроительство Божие. Петр еще не успел окончить речи, и крещение (Корнилия и бывших у него) еще не совершилось по его повелению; но так как они пока­зали чудное расположение души своей, приняли начало учения и уверовали, что в крещении несомненно подается прощение гре­хов, то и сошел (на них) Дух. Это же совершает Бог с тем намерением, чтобы доставить Петру сильное оправдание. Они не только получают Духа, но и стали говорить языками, что и изумило пришедших с Петром. Зачем же так устраи­вается это дело? Для иудеев, так как они весьма ненавистно смотрели на это. Так везде все совершается Богом; а Петр почти только присутствует здесь, вразумляясь, что им (апо­столам) следует уже обращать язычников, и что это должно чрез них произойти. И не удивляйся! Если после таких со­бытий и в Кесарии, и в Иерусалиме было негодование, то чего не было бы, если бы их не случилось? Поэтому-то они и совершаются чрезвычайным образом. Смотри, как и Петр при этом случае защищается. А что он отвечает после такого случая, о том послушай евангелиста, повествующего так: «тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?» ( Деян.10:46–47 ) Ви­дишь ли ты, к чему он склонил дело и как желал совер­шить это? Так он еще прежде имел это в мыслях. " Водою, – говорит, – кто может запретить»? Он почти как бы опро­вергает противившихся и утверждавших, что этого делать не должно. Все совершилось, говорит, необходимейшее испол­нилось, т.е., то крещение, которым и мы крестились. «И велел им креститься во имя Иисуса Христа» ( Деян.10:48 ). После того, как оправдался, тогда и повелел им креститься, научая их самим делом: настолько ненавистно смотрели (на это) иудеи! Поэтому-то он сначала защищается, хотя дела говорили сами за себя, и потом повелевает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В 1710 г. Петр приказал сосчитать свои доходы и расходы. Оказалось, что по 3-летней сложности за 1705 – 1707 гг. средняя ежегодная сумма доходов с соляной прибылью не превышала 3330 тысяч рублей. Армия и флот поглощали до 3 миллионов; на все остальные расходы шло около 824 тысяч рублей. Ежегодный дефицит простирался до 500 тысяч рублей, составляя 13% расходного бюджета. Недостаток дохода доселе восполнялся кой-как остатками прежних лет, какие на всякий случай прикапливала казна; но теперь они, по-видимому, истощились. По смете на 1710 г. предвидевшийся полумиллионный дефицит положено было покрыть дополнительным сбором по полтине (4 рубля на наши деньги) с тяглого двора: это был при Петре, как и до него, обычный вид внутреннего кредита – заем беспроцентный и безвозвратный; другого вида не было, потому что к казне никто не имел доверия ни дома, ни за границей. Предотвратить это затруднение на будущее время Петр надеялся новым пересмотром платежных сил. До сих пор прямое обложение основывалось на подворной переписи 1678 г. Но полного однообразного итога ее не встречаем в актах: число дворов, приводимых со ссылкой на нее, колеблется между 787 и 833 тысячами дворов; разные налоги распределялись по неодинаковому количеству дворов. Во всяком случае в продолжение слишком тридцати лет старая перепись имела право устареть, и только русская канцелярия могла услаждать себя мыслью, что делает дело, по ней располагая в 1710 г. прямое обложение. Наткнувшись на такой дефицит, Петр велел произвести новую перепись в твердой надежде на 30-летний прирост плательщиков и потерпел финансовое поражение, равнявшееся военному под Нарвой: в 1714 г. Сенат рассчитал, что перепись 1710 г. обнаружила убыль тяглого населения почти на четверть, хотя более внимательное изучение данных в книге г. Милюкова о государственном хозяйстве России при Петре смягчило этот испуганно-преувеличенный расчет тогдашней официальной статистики, свело убыль до 1/5. Виновником такого запустения страны был сам Петр, изъявший из тяглого населения сотни тысяч здорового люда рекрутскими наборами, десятки тысяч рабочих нарядами на верфи, на каналы, на стройку новой столицы и десятки же тысяч куда-то бежавших от тяжести управления и налогов или утаенных от переписи благодаря неуменью найти добросовестных исполнителей. Петр понимал экономию народных сил по-своему: чем больше колоть овец, тем больше шерсти должно давать овечье стадо. Новая подворная перепись 1716 и 1717 гг. показала только дальнейшую убыль тяглого населения; сам Сенат в 1714 г. засвидетельствовал, что в одной Казанской губернии с 1710 г. убыло 35 тысяч дворов, а это составляло почти треть тяглого населения губернии по переписи 1710 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Рожнов, Петр Михайлович Рожнов , Петр Михайлович, адмирал, член Адмиралтейств-совета. Родился в 1763 году в Петербурге, в небогатой семье. Отданный, 29 декабря 1774 года, в Морской кадетский корпус, Рожнов в 1780 году был произведен в гардемарины и совершил первый свой рейс, на корабле «Америка», из Кронштадта в Ливорно и обратно. По возвращению из этого плавания в августе месяце 1781 года, Рожнов 1 мая 1782 года был произведен в мичманы. В 1784 году на корабле «Давид Солунский» Рожнов опять ходил в Ливорно, а в 1785 году, находясь в плавании в Балтийском море на фрегате «Патрике» и доходив на нем до Борнгольмских островов, был произведен в лейтенанты. В 1786 году Рожнов был переведен в Архангельск, куда и отправился сухим путем, и вошел в состав экипажа 74-пушечного корабля «Св. Петр», находившегося под командой капитана Денисова, и в следующем году на этом же корабле прибыл в Кронштадт. С началом Шведской войны 1788 года Рожнов 6 июля 1788 года участвовал в сражении со Шведским флотом при острове Гогланде (причем получил контузию в обе ноги осколком лопнувшей на палубе гранаты), а 22 июля того же года – в сражении у Гельсингфорса, во время которого был взят и сожжен шведский корабль. В 1789 году Рожнов, плавая на корабле «Св. Елена», участвовал в Эландском сражении, а в 1790 году, 2 мая, был в битве со шведами на Ревельском рейде, после которого, приняв в командование госпитальное судно «Холмогоры», плавал между Выборгом и Кронштадтом. С 1791 по 1793 г. Рожнов плавал на кораблях «Изяслав», «Саратов» и «Прохор» в Балтийском море и Финском заливе и 1 января 1792 г. был произведен в лейтенанты. Во время Польской войны Рожнову в 1794 г. был поручен надзор за Курляндскими берегами; командуя яхтой «Снапоп» и совершая на ней рейсы от Ревеля к Риге и до Полангена, он истребил там 18 польских вооруженных судов, после чего прибыл к Мемелю, откуда отвозил на своих судах курьеров в Ригу. Возвратившись в Ревель, он находился здесь в течение двух лет. Во время больших морских маневров, бывших в 1797 году и руководившихся Имп. Павлом, он находился на фрегате «Эммануил» под собственным флагом, а затем был на корабле «Саратов» под командой капитана Обольянинова у «Красной Горки».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Ласси, Петр Петрович Ласси , Петр Петрович, (Р. Lacy, Петерлесий, как подписывался он по-русски) – генерал-фельдмаршал; род. 30 октября 1678 г., ум. 19 апреля 1751 г.; в 1697 г., служа во французской армии и участвуя в Савойской войне, получил первый офицерский чин, в 1698 г. поступил в австрийскую службу, был в походе против турок, а в 1700 г. принят в русскую службу и под начальством герцога де Кроа участвовал в бою под Нарвою; в 1701 г., после похода на Кокенгузен и Ригу, фельдмаршал Шереметев произвел Ласси в капитаны и назначил командиром гренадерской роты; в 1702 г. он участвовал с ней в деле под Гуммельсгофом; в 1703 г. назначен командиром «дворянской роты», был с ней в лифляндских походах этого года, а в 1704 г. про осаде и штурме Дерпта, в 1705 г. переведен майором в полк графа Шереметева и участвовал в гродненской операции; в 1706 г. именным указом Петра I назначен подполковником в новонабранный полк Куликова (теперь 1-й пехотный Невский); был при взятии Старого Быхова, за что в 1708 г. произведен в полковники; командуя Сибирским полком, был опасно ранен в голову при переправе через Десну, но остался в строю; после занятия Ромен Петр Великий назначил Ласси «комендантом с полками и казаками, и оные Ромны [Ласси] укрепил боями и палисадами и в прочем во всем управил по инструкции, данной от Его Императорского Величества; за которую службу пожалован в гренадерский полк»; командуя последним, был в походе под Решетиловку и в полтавском бою, где вторично тяжело ранен; в 1711 г., участвуя в прутском походе, произведен в бригадиры; в 1713 г., под непосредственным начальством Петра I, был в бою под Фридрихштатом и в 1719 г. принимал ближайшее участие в осаде Риги, и по взятии Риги был назначен комендантом города; принимал деятельное участие при осаде Штетина. В июле 1719 г. принимал участие в экспедиции к берегам Швеции. Высадившись с отрядом недалеко от Стокгольма, Ласси ужасно опустошил окрестности; добыча, вывезенная русскими из этой экспедиции, оценивалась в миллион талеров, а опустошения – в 12 млн.; нападение русских на саму Швецию сломило последнее сопротивление; с этого времени мирные переговоры шли уже непрерывно, шведы делали почти все требуемые от них уступки.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Беседа 64 «Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобой; что же будет нам»? ( Матф. 19:27 ) Бедность не препятствует быть совершенным. – Обетования Божии условны. – В каком смысле апостолам обещается суд над двенадцатью коленами. – Смысл и цель притчи о виноградаре и делателях. – Призвание зависит от готовности человека повиноваться Богу. – Для спасения нужны правая вера и добродетельная жизнь. – Пренебрежение одной какой-либо добродетели приводит к погибели. – Милосердие делает душу непобедимою для дьявола. – Не должно соблазняться примером ленивых. 1. Что это значит, блаженный Петр: «оставили все»? Уду, сети, корабль, ремесло? Это ли разумеешь ты под словом: «все»? Да, отвечает он. Но не честолюбие заставляет меня говорить так. Я хочу этим вопросом обратить людей бедных (к Господу). Так как Господь сказал: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» ( Матф. 19:21 ), то, чтобы кто из бедных не спросил: что же, если у меня нет имения, значит, я и не могу быть совершенным? – для того Петр предлагает вопрос свой Иисусу, чтобы ты, бедный, знал, что бедность твоя нимало не вредит тебе. Петр спрашивает для того, чтобы не от Петра узнал ты истину, и сомневался (он и сам тогда был еще не совершен и не имел Духа), но чтобы, получив ответ от Учителя Петрова, был твердо уверен в ней. Как поступаем мы, когда, предлагая мнения других, часто усваиваем их себе, так поступил и апостол: он вместо всей вселенной предложил Иисусу этот вопрос. Свою участь он знал ясно, как это видно из того, что о нем было прежде сказано. Получив еще на земле ключи Царства Небесного, он тем более мог быть уверен в наследии благ. Но смотри, с какой точностью отвечает он на требования Христовы. Христос требовал от богатого двух вещей: чтобы он отдал имение свое нищим, и чтобы последовал за Ним. Поэтому и апостол указывает на эти же два действия: на оставление имения и последование за Иисусом. «Вот мы», говорит он, «все и последовали за Тобой».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПЕТР (ЗИМОНИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Петр (Зимонич), митрополит Дабро-Боснийский Сщмч. Петр Дабро-Боснийский Оккупация и кончина 6 апреля 1941 года произошло нападение Германии и ее союзников на Югославию. В этот же день Сараево, наряду с Белградом и другими городами, подверглось сильной бомбардировке немецкой авиацией. Из-за сильных бомбардировок владыка по настоянию своих приближенных на некоторое время покинул Сараево, но уже 21 апреля снова вернулся. В Сараево уже орудовали отряды хорватских усташей , повсюду проходили аресты и погромы. Он уже знал о трагической гибели своего собрата – епископа Банялукского священномученика Платона (Йовановича) , но отказался покинуть паству, говоря «Там где я делил с народом добро я делю с ним зло и поэтому должен разделить с народом судьбу и остаться на своем месте». 27 апреля 1941 года офицеры Гестапо провели обыск в здании митрополии. Во время обыска один из немецких офицеров спросил у владыки: «Вы ли тот самый митрополит, который хотел войны с немцами?» При этом он добавил, что владыку следовало бы убить. На оскорбительные обвинения в отношении сербских архиереев митрополит смело ответил: «Господин, вы жестоко ошибаетесь, мы не виноваты в войне, мы ни на кого не нападали, но мы не даем себя истребить: мы не капля воды которую легко проглотить, а народ, имеющий право на жизнь…». Владыка указал гестаповцу, что именно немцы виноваты в том, что хорватские усташи безнаказанно творят повсюду насилие. Одним из первых официальных распоряжений властей «независимой» Хорватии стал запрет на употребление кириллицы . В начале мая 1941 года усташский комиссар Боснии, католический священник Божидар Брале , позвонил митрополиту Петру и требовал дать распоряжение православному духовенству и церковным общинам не использовать кириллицу. Надписи на официальных документах и печатях должны были быть срочно заменены на латиницу. При этом Брале заявил, что в случае невыполнения приказа, ответственность ляжет непосредственно на владыку. Ответ митрополита Петра был краток: «Кириллица не может исчезнуть за 24 часа, а, кроме того, война еще не закончена». После войны обвиняемый в аресте митрополита Петра Божидар Брале предстал перед судом. На процессе он отрицал свою причастность к расправе над владыкой, но в протоколах суда было записано: " ...По показаниям свидетелей Зимонич исчез после телефонного разговора с обвиняемым, во время которого обвиняемый кричал на Зимонича и угрожал ему... " .

http://drevo-info.ru/articles/7124.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010