XIII-XVIII в. (начиная с 1-й трети XV в. и в рус. списках). В сер. XIII - нач. XIV в. наряду с Житием прп. Симеона стало известно Житие свт. Саввы. Т. о., оформляется (см. также ст. Гимнография ) совместное почитание отца (как светского правителя и монаха) и младшего сына (1-го главы автокефальной СПЦ) как небесных покровителей и просветителей (последнее определение навеяно, возможно, парным культом равноапостольных Константина (Кирилла) и Мефодия) серб. народа (и шире - Сербского гос-ва, границы к-рого в XIII-XV вв. часто изменялись), а также небесных покровителей династии Неманичей. У истоков агиографии свт. Саввы лежит его проложное Житие свт. Саввы, представленное уже в списках XIII-XIV вв. неск. (по крайней мере 3) редакциями. Серб. Ж. л. вплоть до 1-й четв. XIV в. определяет прежде всего творчество хиландарских иеромонахов Доментиана и Феодосия . Первый из них принадлежал, вероятно, к числу младших учеников свт. Саввы. Написанные им по заказу кор. Уроша I Жития Саввы (1243 или 1254) и Симеона (1264) отличаются высоким риторическим стилем, сложностью композиции и обилием поэтических приемов, сближающих их с гимнографическими произведениями (притом что о занятиях Доментиана гимнографией ничего не известно). Жития, созданные по заказу королевского двора и в то же время монашеские и святогорские по миросозерцанию, в совокупности отражают представления серб. общества об идеальной средневек. державе ( 1980. С. 159). В основу обоих произведений положены предшествующие тексты - краткое Житие свт. Саввы и сочинение Стефана Первовенчанного. Пространные речи и поучения свт. Саввы, составляющие значительную часть текста его Жития и неизвестные ни в самостоятельных списках, ни в позднейшей (Феодосиевой) редакции Жития, следует, по всей видимости, считать плодом творчества Доментиана. При написании Жития прп. Симеона агиограф воспользовался Похвалой равноап. кн. Владимиру Илариона , митр. Киевского, в составе его «Слова о законе и благодати». Житие свт. Саввы, написанное Доментианом, в кон. XIII в. послужило источником для создания редакции его вероятным учеником, хиландарским иером. Феодосием, которая является по сути новым текстом с существенными отличиями в содержании, в отборе исторических событий и особенно в стилистике и структуре. Будучи крупнейшим слав. гимнографом своего времени (см. ст. Гимнография ), иером. Феодосий в сравнении со своим предшественником решительно разграничил жанры книжного творчества - стиль Жития свт. Саввы гораздо более нарративен, изобилует реалистическими деталями, притом что автор прекрасно владеет приемами агиографической риторики. Лит. образцом для книжника послужило и Житие прп. Саввы Освященного (покровителя свт. Саввы Сербского), написанное Кириллом Скифопольским. Завершает агиографический цикл, посвященный святым Симеону и Савве Сербским, общая Похвала им, написанная тем же Феодосием в соответствии с жанром визант. энкомия.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Церковь вмч. Георгия Победоносца в Криви-Дол, Скопье. Кон. 60-х гг. ХХ в. 24 нояб. 1964 г. Митрополичий Церковно-народный Собор внес изменения в Устав МПЦ, согласно предписаниям Собора СПЦ 1959 г., кроме ст. 52, определявшей знаки достоинства Предстоятеля МПЦ. Митр. Досифей был уполномочен самостоятельно договориться с патриархом Сербским о порядке ношения знаков отличия за пределами канонической территории МПЦ в присутствии главы СПЦ. 14 дек. 1964 г. митр. Досифей направил новый текст Устава МПЦ патриарху Герману с просьбой проинформировать Собор СПЦ о согласовании этого вопроса и ускорить извещение Поместных Церквей о самостоятельном статусе МПЦ. Синод СПЦ заключил, что Устав МПЦ приведен в соответствие с рекомендациями Собора СПЦ не в полной мере, и отказался вынести этот вопрос на заседание Собора. После доработки Устава МПЦ в мае 1965 г. патриарх Герман в письме митр. Досифею от 31 мая 1965 г. обещал включить этот вопрос в повестку очередного заседания Собора СПЦ. 23 мая 1966 г. Собор СПЦ признал, что Устав МПЦ приведен в соответствие с соборными требованиями, но указал на то, что нельзя вносить в него к.-л. изменения без согласия СПЦ. Это решение вызвало недовольство МПЦ, а Комиссия по делам религий при Правительстве Македонии расценила его как «отсутствие у патриарха Германа и части епископата СПЦ доброй воли для урегулирования вопроса МПЦ», в связи с чем было принято решение «снять этот вопрос с политической повестки и оставить на усмотрение МПЦ» (Там же. С. 159). 18 нояб. 1966 г. в Белграде на встрече с патриархом Германом и членами Синода СПЦ митр. Досифей сообщил, что в связи с непреклонной позицией СПЦ он будет просить о предоставлении МПЦ автокефалии. В послании от 3 дек. 1966 г. Собору СПЦ Синод МПЦ констатировал, что возможности урегулирования македон. церковного вопроса исчерпаны и выход видится только в провозглашении автокефалии МПЦ. Несмотря на давление властей, поддерживавших позицию МПЦ, прошедший с 23 мая по 1 июня 1967 г. Собор СПЦ отклонил просьбу о даровании МПЦ автокефалии как не имеющую «никаких церковно-исторических оснований» и выразил особое предостережение по поводу возможного самовольного провозглашения автокефалии, противоречащего церковно-правовым нормам.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

25 июня 1946 г. Синод СПЦ констатировал, что «положение епархий на юге нашей страны не претерпело существенных изменений в плане канонического устроения», поэтому 23 нояб. 1946 г. Архиерейский Собор СПЦ подтвердил решения Синода СПЦ от 22 сент. 1945 г. по македон. церковному вопросу. В дек. 1946 г. патриарх Сербский Гавриил V (Дожич) в Белграде на встрече с македон. делегацией заявил, что их требования о создании МПЦ и единой Югославской Церкви неприемлемы. СПЦ настаивала на возвращении на македон. кафедры митр. Иосифа (Цвийовича) и еп. Викентия (Проданова) . То же патриарх Гавриил изложил 10 мая 1947 г. на встрече с председателем Правительства Македонии Колишевским, настаивавшим на реализации решений македон. духовенства от 8 мая 1946 г. После этой встречи Собор СПЦ обратился с письмом к президиуму Югославии с просьбой принять меры для возвращения серб. архиереев на македон. кафедры. Но в силу антирелиг. политики югослав. властей эта просьба осталась без ответа. В сент. 1947 г. члены Инициативного комитета на встрече с патриархом Гавриилом предложили сделать Церковь в Македонии самоуправляемой при ее каноническом единстве с СПЦ и Югославской Патриархией, а титул патриарха изменить на «Сербский и всей Югославии». В мае 1948 г. в письме к Синоду СПЦ требования были сведены к внутреннему самоуправлению Православной Церкви в Македонии, находящейся в каноническом единстве с Сербским Патриархатом, и назначению в македон. епархии архиереев-македонцев. Следующий Сербский патриарх Викентий (Проданов) не возражал против назначения на македон. кафедры архиереев-македонцев, но предложил временно, до появления достойных кандидатов из македонцев, взять на себя управление македонскими епархиями. 1 июня 1955 г. Собор СПЦ согласился с этим предложением и разрешил в македон. епархиях на богослужениях использовать македон. язык (ранее богослужение шло на церковнослав. языке). В окт. 1955 г. патриарх Викентий посетил Македонию и провел переговоры с членами Инициативного комитета. 10 апр. 1957 г. в Белграде Синод СПЦ договорился с делегацией македон. Инициативного комитета о сохранении канонического единства. 27 мая 1957 г. Собор СПЦ констатировал, что в македон. епархиях восстановлен канонический порядок в соответствии с Уставом СПЦ. В марте-апр. 1958 г. патриарх Викентий вновь посетил Македонию. Но Собор СПЦ в июне 1958 г. отказался избрать архиереев-македонцев, что в Македонии расценили как нарушение соглашения, заключенного в апр. 1957 г. Инициативный комитет решил созвать II Церковно-народный Собор. Новый Сербский патриарх Герман (Джорич) оценил этот шаг как противоречащий Уставу СПЦ. Однако патриарший викарий, происходивший из Македонии еп. Топлицкий Досифей (см. в ст. Досифей (Стойковский), архиеп. Охридский и Македонский, † 1981), к-рому Инициативный комитет предложил возглавить одну из македон. кафедр, по настоянию гос. властей прибыл в Македонию для участия в Соборе.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

21 июня 2002 г. на это обращение отозвался митр. Велесский и Повардарский Иоанн (Вранишковский) (см. Иоанн VI (Вранишковский) , архиеп. Охридский и Скопский), который на следующий день был принят в юрисдикцию СПЦ. 5 июля 2002 г. Синод МПЦ сместил митр. Иоанна с кафедры и предписал ему удалиться в мон-рь вмч. Георгия близ г. Неготино, а 7 авг. 2002 г. запретил его в священнослужении. 23 сент. 2002 г. Архиерейский Собор СПЦ на внеочередном заседании назначил митр. Иоанна Сербским Патриаршим экзархом Охридской архиепископии. 30 апр. 2003 г. в Белграде прошли переговоры Синодов МПЦ и СПЦ. 13 мая 2003 г. патриарх Сербский Павел потребовал от Синода МПЦ в 5-дневный срок принять проект Нишского соглашения и прекратить преследование митр. Иоанна. В ответ 9 июля 2003 г. Синод МПЦ решил извергнуть митр. Иоанна из сана. 24 мая 2005 г. патриарх Павел подтвердил избрание архиеп. Иоанна, а Архиерейский Собор СПЦ - канонический статус Православной Охридской архиепископии как автономной самоуправляемой Церкви в составе СПЦ. На следующий день Архиерейский Собор СПЦ, ссылаясь на решения от 24 мая и 15 сент. 1967 г. о прекращении литургического и канонического общения с иерархией МПЦ, распространил церковные прещения «на всех верующих - последователей этой раскольнической организации». В 2005-2007 гг. контакты между СПЦ и МПЦ были прерваны в связи с преследованием архиеп. Иоанна (Вранишковского), арестованного по обвинению македон. судов в финансовых махинациях, совершенных им во время управления Велесской и Повардарской епархией. СПЦ считало его преследование политически мотивированным. В 2009 г. прошла серия неофиц. встреч серб. и македон. иерархов, но позиции сторон не изменились: серб. сторона готова предоставить МПЦ широкую автономию на условиях проекта Нишского соглашения, македон. сторона настаивает на автокефалии. В связи с новым арестом архиеп. Иоанна (Вранишковского) по вынесенному в мае 2012 г. приговору суда СПЦ отказалась вести переговоры с представителями МПЦ до тех пор, пока иерарх не будет освобожден и с него не будут сняты все обвинения.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

Во 2-й пол. авг. 1920 г. в Праге он встретился с лидерами ЧСЦ К. Фарским и Б. Заградником-Бродским. По его совету был составлен меморандум о согласии ЧСЦ принять Никео-Константинопольский Символ веры, постановления 7 Вселенских Соборов и каноны СПЦ. Д. обещал передать меморандум Архиерейскому Собору СПЦ. В сент. 1920 г. Д. посетил правосл. общины Подкарпатской Руси (с 1919 входила в состав ЧСР, ныне Закарпатская обл. Украины), к-рые также обратились к СПЦ с просьбой принять их в каноническую юрисдикцию и прислать к ним епископа. В кон. сент. того же года Д. вернулся в Белград. 1 дек. Архиерейский Собор СПЦ принял постановление 132, по к-рому направил Д. в ЧСР как делегата. 11 марта 1921 г. он привез в Прагу офиц. ответ Архиерейского Собора СПЦ на меморандум. 19 марта МИД ЧСР признал полномочия Д. как делегата СПЦ. Летом 1921 г. Д. вновь посетил Подкарпатскую Русь: при его участии был выработан, на Соборе 19 авг. одобрен и передан для рассмотрения в Свящ. Синод СПЦ Устав Карпаторосской правосл. епархии. 28-29 авг. в Праге Д. принял участие в работе Собора ЧСЦ, на к-ром были учреждены 3 епархии и избраны кандидаты во епископы. Д. передал Синоду СПЦ прошение о хиротонии кандидатов и 25 сент. того же года в Белграде принял участие в хиротонии во епископа Моравско-Силезского иером. Горазда (Павлика) . В нач. нояб. 1921 г. вернулся в Прагу. Деятельность Д. в ЧСР вызвала протесты католич. Церкви: 9 окт. 1921 г. гос. секретарь Римской курии кард. Пьетро Гаспарри вручил послу ЧСР при Ватикане ноту с обвинениями Правительства ЧСР в поддержке антикатолич. настроений своих граждан и признании полномочий Д. как делегата СПЦ. 15 нояб. Д. передал главе МИД ЧСР Э. Бенешу Устав Карпаторосской епархии и меморандум, содержащий план укоренения Православия в республике и просьбу Д. под личную ответственность разрешить неск. рус. и серб. священникам переехать в Подкарпатскую Русь для служения на приходах. Просьба осталась без ответа. С 23 июля 1922 г. Д. временно окормлял Моравско-Силезскую епархию ЧСЦ в период визита еп.

http://pravenc.ru/text/180315.html

14 января было зачитано и подписано Святейшим Патриархом Алексием Определение об условиях приема Чешской Православной Церкви в состав Московской Патриархии. В этом документе говорилось о том, что Священный Синод РПЦ, считая доводы Священного Синода СПЦ заслуживающими внимания, все же считает возможным просить СПЦ отпустить Чешскую епархию в юрисдикцию Московской Патриархии. Далее Определение сообщало о создании на территории Чехословакии Экзархата Московской Патриархии во главе с епископом, носящим титул Экзарха Московской Патриархии. Экзархат получает права автономии в том объеме, который был предусмотрен Уставом Чешской православной епархии 1929 года, одобренном Чехословацкой республикой и СПЦ. В Чешской Православной Церкви сохранялись формы церковной жизни, которые были введены епископом Гораздом с согласия Священного Синода СПЦ и которые отвечают традиции и канонам Православной Церкви и собственным потребностям чешского народа. Определение также рекомендовало Чешской Православной Церкви отказаться от западной пасхалии и перейти на восточную, которой придерживается Русская Церковь. Далее говорилось о том, что в ближайшее время Священный Синод РПЦ отправит одного из своих епископов для ведения переговоров с СПЦ. После получения согласия СПЦ в Чехословакию будет отправлен епископ с титулом «Архиепископ Пражский, Экзарх Московской Патриархии». Определение было принято Чешской делегацией с благодарностью, без каких-либо оговорок . 5 февраля 1946 года епархиальное собрание Чешской православной епархии одобрило результаты проведенных в Москве переговоров. Тем самым Определение Московского Патриарха от 14 января получило каноническую силу в Чешской Православной Церкви. 19 марта 1946 года Священный Синод СПЦ постановил оставшуюся на территории Чехословацкой республики часть бывшей Мукачевско-Прешевской епархии присоединить к епархии Чешской. А на следующий день — 20 марта было принято решение о том, что «Патриарх Московский и всея Руси Господин Алексий может сейчас направить своего епископа в Чехословакию, дабы он временно принял церковные дела местной православной епархии, поскольку наша Сербская Православная Церковь ныне не может этого сделать». Извещение об этом решении за подписью митрополита Скопского Иосифа было направлено Патриарху Алексию в Москву и епархиальному совету в Прагу. Таким образом, СПЦ, не отказавшись от своей юрисдикции над Чешской православной епархией, фактически передала управление ею в руки Патриарха Московского.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх пытается противостоять давлению Если бы Предстоятель Сербской Церкви открыто обратился к пастве, то это позволило бы переломить ситуацию 10.03.2018 1680 Время на чтение 3 минуты В Сербской Церкви осуществляется попытка грубого попрания принципов святосавского духа общесербского единства и православной соборности. Как уже сообщалось , слухи о нестроениях в Сербской Церкви оказались, увы, вовсе не «газетной уткой», действительно, православный народ в Сербии крайне болезненно реагирует на попытки продавливания нового устава СПЦ. Согласно букве и духу нового Устава, в Сербской Церкви осуществляется резкая децентрализация. Одним из следствий этой децентрализации станет то, что вместо единой СПЦ будет иметь место «конфедерация» поместных митрополий. Предлагаем расшифровку беседы помощника главного редактора «Русской народной линии» Павла Тихомирова с нашим постоянным автором – переводчиком и издателем Ранко Гойковичем . Ранко, как полагаешь, каковы причины того, что ситуация с попыткой продавливания нового Устава СПЦ превратилась в какой-то «медийный скандал»? Во-первых, по всей вероятности, наши «партнёры» не просто торопятся, а прямо-таки суетятся. Как по вопросу Косова, так и по вопросу кардинальных изменений устава СПЦ. Изменение Устава СПЦ указывает на то, что под давлением сербских управленцев, служащих своим нанимателям, происходит какое-то внеплановое ускорение процессов. Но Его Святейшество противостоит давлению? Да, впечатление такое, что Патриарх – насколько хватает сил – пытается противостоять давлению. Что он мог бы предпринять в складывающейся ситуации? Я не дерзнул бы давать советов «космического масштаба», но полагаю, что если бы его Святейшество открыто обратился к пастве, то в народе он обрёл бы огромную поддержку. Новый Устав СПЦ превращает единую Сербскую Церковь в конфедерацию поместных митрополий, на смену Святосавской идеологии приходит разновидность уранополитизма. Конечно, обескураживает продавливание «десербизации» СПЦ. Конечно, в Царствии Небесном «несть ни эллина, ни иудея», но мы же живём в реальном мире. И именно специфический святосавский дух Сербского Православия позволил сербам состояться как народу, выжить в условиях давления как со стороны Османской Империи, так и со стороны Ватикана и Габсбургов.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/10/pa...

После этого было зачитано письмо Священного Синода СПЦ, полученное в ответ на решения Епархиального собрания 8 ноября. В нем высказывался ряд возражений против решения указанного собрания. Однако все эти возражения касались процедурных вопросов и не носили принципиального характера. Так, например, Священный Синод СПЦ говорил, что епархиальное собрание мог созвать только епархиальный архиерей, о его созыве необходимо было заранее известить СПЦ и гражданские власти. Здесь также отмечалось, что решить вопрос о перемене юрисдикции может только Архиерейский Собор СПЦ во главе с Патриархом Сербским, который в настоящее время находится за пределами Югославии. Разбирая эти возражения, представители чешской делегации отметили, что Устав Чешской православной епархии, одобренный Священным Синодом СПЦ, предполагает возможность созыва епархиального собрания главой епархиального совета без предварительного оповещения об этом СПЦ и гражданских властей. По поводу же последнего пункта Святейший Патриарх Алексий заметил, что решение о переходе Закарпатской епархии в состав РПЦ было принято Архиерейским Собором без участия в нем Патриарха Сербского, а значит, этот довод не может быть признан состоятельным. Исходя из этого, Святейший Патриарх счел возможным дать предварительное согласие на принятие Чешской Православной Церкви в юрисдикцию Московской Патриархии. В процессе дальнейшего обсуждения было решено, что Московская Патриархия проведет по этому вопросу специальные переговоры с СПЦ. Чешская делегация также попросила Святейшего Патриарха назначить в Прагу епископа для управления епархией, поскольку в настоящее время Чешская Церковь не имеет своих кандидатов для рукоположения во епископа. При этом было высказано желание, чтобы назначенный епископ был выбран не из числа русских эмигрантов, дабы не создавать для Чешской Церкви политических осложнений во взаимоотношениях с государством. В этой просьбе содержался явный намек на епископа Сергия (Королева), который все еще проживал в Праге. Чешская делегация подняла вопрос о его полномочиях. Митрополит Николай пояснил, что епископ Сергий возглавляет только русские приходы, находящиеся на территории Чехословацкой республики.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Закрыть itemscope itemtype="" > Открытое письмо братии монастыря Црна Река 23.02.2010 1779 В связи с неканоническим отстранением от управления епархией Его преосвященства Епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского господина Артемия, братия монастыря Црна Река 23 февраля 2010 года направила письмо Его Святейшеству Патриарху сербскому господину Иринею. Текст письма единогласно принят, подписан всеми присутствующими членами братии и доставлен Патриарху Иринею, непризнанному администратору епископу Атанасию и настоятелю монастыря Протосингелу Николаю. Его Святейшеству Патриарху сербскому господину Иринею Ваше Святейшество, обращаясь к Вам, как Архипастырю и человеку, своей жизнью связанному с Косово и Метохией, что вы провозгласили в своей первой патриаршьей беседе, наша братия сообщает следующее: 1. Мы признаем право Вашего Святейшества и Святого Архиерейского Синода СПЦ в соответствии с Уставом СПЦ (глава 70 пункт 20 и 35б) начать процесс установления канонической ответственности Епископа Рашско-Призренского господина Артемия. 2. Мы считаем неканоническим решение Святого Архиерейского Синода СПЦ об отстранении епископа Артемия, нашего духовного Отца, от управления Рашско-Призренской епархией, так как в соответствии с главой 111 Устава СПЦ только Святой архиерейский Собор СПЦ может «удалить от управления только по каноническому приговору или разрешен по доказанной немощи». Епископ Артемий не был канонически осужден, не была доказана его немощь и его случай не рассматривался на Святом Архиерейском Соборе СПЦ. 3. Мы отказываемся принять, как администратора Епархии Рашско-Призренской бывшего Захумско-Герцеговинского епископа господина Атанасия, так как он «во двор нашей епархии не вошел через двери (то есть по канонам и действующему Уставу СПЦ), а вошел в другом месте». Потому в наших глазах он не пастырь, а по истинным словам Господним - «вор и разбойник» (Евангелие от Иоанна 10,1). По всем мерилам Правды Божьей мы - овцы Владыки Артемия и лишь ему открываем врата и лишь его голос знаем.За чужаком не пойдем, так как не узнаем голос чужака (Евангелие от Иоанна 2-5). При всем этом, Ваше Святейшество, добавим, что монахи из нашей епархии покидают свои монастыри со слезами на глазах (случай сестер из монастыря Грачаница и иеромонаха Пимена из монастыря Баньска), что монахи и верный народ до крайней меры встревожены, напуганы и растерянны, что наши богослужения проходят в боли и стонах. Целую епархию покрыло облако печали и смятения. Ущерб в духовном плане несравнимо больше доказанных материально-финансовых нарушений, угрожает полный духовный крах с трагическими последствиям. С болью переносим и тот факт, что наш Владыка и духовный Отец под домашним арестом и исповедаться и вести духовные разговоры с ним мы можем лишь в месте его заточения.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/24/...

17 июля 1967 г. в кафедральном соборе Св. Софии в Охриде под председательством митр. Досифея открылся III Церковно-народный Собор, провозгласивший 19 июля автокефалию МПЦ и утвердивший создание еще 2 епархий - Дебарско-Кичевской и Американско-Канадско-Австралийской. На момент провозглашения автокефалии МПЦ окормляла ок. 1 млн верующих, в ней насчитывалось 334 священника, 54 монашествующих, действовали 953 храма и 5 общин в диаспоре. На внеочередном заседании Собора СПЦ 15 сент. 1967 г. было констатировано, что иерархия МПЦ «самовольно и неканонически отделилась от своей Церкви-Матери в раскольническую организацию», и принято решение прервать с македон. иерархией каноническое общение. Несмотря на выражение неудовлетворения гос. властей по поводу усугубления конфликта, 19 марта 1968 г. Синод СПЦ предал архиереев МПЦ церковному суду. В окт. 1968 г. патриарх Герман призвал архиеп. Досифея и македон. архиереев покаяться и вернуться в лоно СПЦ. 12 дек. 1968 г. в Скопье состоялась 1-я встреча делегаций МПЦ и СПЦ, но преодолеть разногласия не удалось. 20 мая 1970 г. Собор СПЦ во избежание углубления раскола вернул на доработку в Синод представленный еп. Жичским Василием (Костичем) проект обвинения македон. архиереев в расколе, что приостановило судебный церковный процесс против македон. иерархии. 28 окт. 1974 г. Церковно-народный Собор внес коррективы в Устав МПЦ, согласно к-рым число епархий достигло 8, были учреждены Полошско-Кумановская и Повардарская епархии, а Американско-Канадско-Австралийская епархия разделена на Американско-Канадскую и Австралийскую. Под давлением югославских властей в 70-х гг. XX в. в македонском церковном вопросе сохранялся статус-кво. На встречах делегаций СПЦ и МПЦ, состоявшихся 9 мая 1978 г. в Прохора Пшинского монастыре и 17-19 сент. 1979 г. в мон-ре Калишта , македон. сторона отказалась принести покаяние, поэтому переговоры завершились безрезультатно. В мае 1982 г. Собор СПЦ отклонил прошение архиеп. Охридского Ангелария (Крстеского; на кафедре с 19 авг. 1981 г., † 1986) о признании автокефалии МПЦ. С целью признания автокефального статуса МПЦ ее руководство проводило активную внешнецерковную деятельность. В нояб. 1967 г. делегация МПЦ в составе митрополитов Злетовско-Струмицкого Наума и Американско-Канадско-Австралийского Кирилла (Поповского; с 1986 - митрополит Положско-Кумановский, † 2013) посетила Болгарию, Румынию и СССР; в Софии делегация была принята митрополитами Варненским Иосифом (Лазаровым) и Доростольско-Червенским Софронием (Стойчевым; † 1995), в Бухаресте - патриархом Юстинианом (Мариной) , в Москве - сотрудниками ОВЦС. 1 апр. 1968 г. митр. Наум был принят патриархом Болгарским Кириллом (Константиновым) . В 1970 г. архиеп. Досифей был принят в Ватикане папой Римским Павлом VI . С 1979 г. предстоятели МПЦ ежегодно посещают Рим и 24 мая совершают молебен у гроба равноап. Кирилла. В 1972 г. делегация МПЦ впервые посетила штаб-квартиру Всемирного Совета Церквей в Женеве. Предстоятели

http://pravenc.ru/text/2561512.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010