Псалом 35. Величие благости и правды Божией в охранении и утешении верующих среди нечестия мира Псалом 35, изображая господствующее в мире нечестие (ст. 2–5) и прославляя величие благости и правды Божией, охраняющей верующих (ст. 6–8), развивает ту мысль, что как ни велика и страшна сила зла, но бесконечно больше того сила бодрствующего над миром благого, правосудного Промысла, почему верующие под охраною Его, могут утешаться радостною надеждою избавления от угрожающих им опасностей со стороны нечестия мира (ст. 8 б – 12) и с уверенностью ожидать полного его поражения и падения (ст. 13). В надписании псалом приписывается Давиду, и нет сомнения, что действительно принадлежит ему, потоку что из библейских писателей никто более Давида не испытал на себе в разных обстоятельствах своей жизни истину раскрываемой в псалме мысли и никто потону не имел столько побуждений к раскрытию ее в утешение и ободрение верующих. И мы знаем, что подобные мысли действительно высказываются и развиваются во многих именно Давидовых псалмах, особенно: 10, 11, 13, 37, 51, 52, 56, 57; а все эти псалмы столько представляют сходства в характере и языке между собою и с 35 Пс., что не может быть и речи о принадлежности, как которого-нибудь из них, так равно и рассматриваемого нами псалма иному писателю. – Когда и при каких обстоятельствах написан был Давидом этот псалом, в содержании его нет определенных указаний; но по некоторым признакам можно предполагать, как и предполагали уже бл. Феодорит и Евф. Зигабен (толк. на ст. 1, ср. также толк. Анфима, патр. иерус.), что он написан был после последней встречи Давида с своим гонителем при холме Гахила, когда Саул, пристыженный великодушен и словами Давида, притворно раскаивался в своей несправедливости к нему и убеждал его возвратиться домой, обещаясь не делать ему более зла (ср. 1Цар.26:3–25 ). К подтверждению вероятности такого предположения служит а) то, что в 4 ст. псалма говорится о нечестивом, что слова уст его – неправда и лукавство не хочет он вразумиться чтобы делать добро, а Давид при указанном случае действительно не верил искренности сознания и обещаний Саула, почему и не решился не только вернуться домой, но и подойти к нему, чтоб возвратить взятые у его изголовья сосуд и копье ( 1Цар.26:21–22 и 25 б ), – б) то, что тогда Давид явственно испытал на себе явление воспеваемой в Пс.благости и правды Божией, избежав опасности попасться в руки Саула ( 1Цар.26:12 ), освободившись от дальнейшего его преследования ( – 25 б и 27:1:4) и приобревши себе в пределах Гефского царства относительное спокойствие и безопасность ( – 27:5–7) и в) то, что, по выражениям псалма, он верует в скорое и совершенное падение своих врагов (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Комментарии Женевской Библии на первую книгу Царств Введение Автор Книги царств (первые две из которых в западной традиции носят название «Книги пророка Самуила») не содержат никаких сведений относительно того, кто является их автором. То обстоятельство, что с ними связывают имя пророка Самуила, объясняется не его предположительным авторством, а той выдающейся ролью, которую он сыграл в установлении в Израиле монархического правления. Вопрос же о возможном авторстве Самуила не рассматривается, поскольку в 1Цар. 8,1 он представлен уже весьма пожилым человеком, а в 1Цар. 25,1 говорится о его смерти т.е. очевидно, что он скончался задолго до того, как произошли многие из описанных в Первой и Второй книгах царств событий. В то же время в 1Пар. 29,29 сообщается о неких «записях» Самуила и его преемников-пророков Нафана и Гада, которые вполне могли войти составной частью в записанную историю Израиля. В том виде, в каком мы имеем ее сейчас, Первая книга царств была, судя по всему, составлена человеком или несколькими людьми, находившимися под сильным влиянием системы богословия, развитой в книге Второзаконие (см. Введение к историческим книгам). Время и обстоятельства написания Время и обстоятельства написания Первой и Второй книг царств так же проблематичны, как и их авторство. Однако некоторые заключения сделать можно. Во второй половине одиннадцатого столетия до Р.Х., Израиль из конфедерации родственных племен превратился в единое государство с монархом во главе. Возникновение в Израиле института монархии ознаменовало собой переломный момент его истории. Царское правление как таковое не было чем-то совершенно новым и чуждым в глазах израильтян о нем они успели составить себе вполне отчетливое представление на примере соседних народов (см., напр., Суд. 3,12; 4,2; 8,5 ; ср. также эксперимент с возведением на престол Авимелеха, Суд., гл. 9). Достойным внимания является не сам факт перехода Израиля к монархическому образу правления, а то обстоятельство, что случилось это достаточно поздно. Главная из причин, заставлявших Израиль относиться с настороженностью к идее царской власти, отразилась в известных словах Гедеона: «ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами» ( Суд. 8,23 ). Одним из основополагающих моментов веры Израиля была убежденность в том, что Сам Господь (Яхве) является его Властелином, его великим Царем (см. Чис. 23,21 ; 1Цар. 8,7; 12,12 ; Пс. 5,3 ; Мал. 1,14 ). Однако в начальных книгах Библии имеется множество указаний на то, что, когда настанет время, над Израилем будет царствовать человек ( Быт. 49,10 ; Чис. 24,7.17–19 ; ср. Быт. 17,6.16; 35,11 ). Во Втор. 17,14 Моисей предсказывает утверждение Израиля в земле обетованной и возникновение у него желания иметь над собою царя; далее следуют указания относительно того, как этому царю надлежит вести себя (ст. 15–20; ср. 28,36). К моменту, с которого начинается повествование Первой книги царств, предсказанное Моисеем время было уже близко.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Б. Во времена Моисея, когда по повелению Божию, устроена была Скиния, в ней был двоякий жертвенник: для принесения жертв и для воскурения фимиама. Первый устроен был из дерева ситтим или акации, и обит медью. В средине он был пустой, и на четырех углах его сделаны были рога, которые также обиты были медью ( Исх.27:1–8, 38:1 ..). На нем горел неугасимый огонь ( Лев.6:9, 12–13 ) и приносились всякого рода жертвы (гл. Лев.1 и далее), и законом запрещено было устроять жертвенники и приносить жертвы в других местах ( Лев.17:3–9 . Втор.12:5, 11–17–19 ), хотя, впрочем, это и не соблюдалось строго, и жертвенники устроялись и жертвы приносились и в других местах ( Нав.9:30, 22:10–34 . Суд.2:5, 6, 24, 26 . 1Цар.7:9–10, 10:8, 14:35, 16:5, 20:29 . 2Цар.15:7–12, 24:25 . 3Цар.3:4 ). – Другой жертвенник, т. е. для фимиама, сделан был также из дерева ситтим. Он также имел четырехугольную форму, но был меньше жертвенника для жертвоприношений. Сверху и по бокам обложен был чистым золотом, и на верхней стороне его было горнило (, σχρα), в которое возлагался ладан для курения фимиама, и которое украшено было вокруг златым венцом ( Исх.30:1–9, 37:25–27, 39:38 . Чис.4:11 . Древн. Флав. К. 3. гл. 6. § 8); употреблялись также кадильницы (πυρεον): Лев.10:1 . Чис.16:46 . и др. Жертвенник этот поставлен был прямо против ковчега Завета, и тем указывалось на важнейшее его значение по сравнению с другими предметами святилища. Для курения на нем повелено было сделать особенный состав благовонных веществ, и законом воспрещено было возносить и употреблять фимиам этот в других местах и для других целей, но только на известном месте священными лицами, и ничего другого не приносить на этом жертвеннике ( Исх.30:1, 7–10, 37–38 . сн. 1Цар.2:28 ). Священный фимиам этот и жертвоприношение составляли, можно сказать, сущность всего священнослужения ветхозаветного. По высокой чистоте своей, служение это превосходило все религиозные обряды древнего мира, и служило прообразом того духовного служения, которое, с пришествием Христа Спасителя, имело открыться в Церкви Новозаветной (Евр. гл. 9 и 10). Сн. Власт. Св. Лет. Т. 2. стр. 270–272. 277–279.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Моав, моавитский, моавитяне Моав, моавитский, моавитяне (, , ,=от отца, Μωβ, Μωαβτς, Μωαβται; Moab, Moabitae, Moabitis; М авъ, М М авль, М L: Moab, Moabiter, Moabitisch): Быт.19:37 . Исх.10:15 . . Втор.1:5, 2:8, 9, 11 . TOC o «1–5» h z 18:29, 23:3, 29:1, 32:49, 34:1, 8. Нав.13:14, 32, 24:9, 36 . Суд.3:12 и дал. Суд.3:28–30, 10:6. 11:15–18. 25 . Руф.1:1, 4, 6, 22, 2:2, 6 . 1Цар.12:9, 14:47, 22:3 . 2Цар.8:2, 12, 23:20 . 3Цар.11:1, 7 . . 1Пар.1:46, 4:22, 18:2, 11 . 2Пар.20:1, 36:5, 24:26 . Пс.82:7, 107:10 . Ис.11:14, 15:1 и дал. Ис.16:2 и дал. Иер.9:26. 25:21, 27:3 . гл. Иер.48 :1и дал. Иез.25:8, 9, 11 . Дан. 11:41 . Ам.2:1, 2 . Соф.2:8–9 . – 1Ездр.9:1 . Неем.13:1, 23 . 2Ездр.8:66 . Иудиф.1:12, 5:2, 6:1, 7:8 и др. – Моав, сын Лота от его старшей дочери, родоначальник моавитян ( Быт.19:30, 37 ). Потомки его занимали гористые, но прекрасные плодоносные земли по восточной стороне Мертвого моря. С запада границей их было Мертвое море, на востоке – пустыня, на юге – Вади ель-Ахзи, на севере – река Арнон. Это была часть нынешней провинции Керек. С юга она граничила с Идумеей, на севере – с коленом Рувимовым. Это гористая земля со многими плодоносными долинами и равнинами. Реки ее, как и на прочей Заиорданской земле, текут с востока к западу, таковы: ель-Ахзи, Саред, Арнон. Будучи хорошо орошаема водою, земля изобилует хлебом, фруктовыми деревьями, виноградными садами, скотоводством (сн. Руф.1:1 . 4Цар.3:4 . Ис.16:1, 8–10 ). Главный город их был Ар или Равваф-Моав, на юг от него Кир-Моав, как крепость. Другие города: Луиф, Сигор и другие. Землей управляли цари ( Чис.22:4 . Суд.3:12 . 1Цар.22:3 . 4Цар.3:4 . Иер.27:3 ), и при них находились князья и старейшины, подобно как у Идумеев ( Чис.22:8, 14–15, 23:6 ). В прежнее время вся земля Заиорданская населена была ханаанскими племенами исполинов, замзумимами или зузимами и емимами. Емимы жили между Арноном и Саредом ( Быт.14:5 ), а замзумимы или зузимы – между Арноном и Иавоком ( Втор.2:20 . Быт.14:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Псалом 11. Молитва уповающего на Бога праведника при оскудении вокруг него благочестия и усиливающемся господстве лжи и обмана В Пс.11 благочестивый псалмопевец, в глубокой скорби об оскудении в окружающем его обществе благочестия и усилении порока, особенно лжи и обмана, молит Господа спасти его от коварства надменных нечестивцев (2–5) и, утешенный богооткровенным обещанием помощи Божией угнетаемым праведникам (ст. 6–7), выражает твердую уверенность во всегдашнем охранении их Господом от козней и насилия развращённых притеснителей (8–9). Писателем псалма, по свидетельству надписания (ст. 1), был Давид, которому он всего более и приличествует по всем отличительным чертам своего содержания, равно как и по близкому сходству с другими псалмами этого писателя (ср. ст. 2–3 с Псс. 13:1–3; ст. 3 с 5:10; 27:3; 139:3–4; ст. 4 с 5:7; 51:6–7; ст. 5 с 9:25, 58:8; 13:1а; ст. 6 ст. 33:19–20; 34:36; ст. 7 с 17:31; ст. 9 с 30:14). Очень вероятно, что такая молитва составлена была Давидом пред началом или в первое время Саулова гонения (ср. бл. Феодорит и Зигабен), когда, при болезненном состоянии царя Саула, во всем государстве обнаружился упадок благочестия, правосудия и благоустройства, и умножились несправедливости, притеснения и насилия ( 1Цар.22:2 ), а при самом царском дворе, под влиянием болезненной подозрительности царя, сильно развилось лицемерие, клевета и интриги, и Давиду пришлось на самом себе испытать силу коварного языка завистников, которые, наружно выказывая ему дружественное расположение, на самом деле злобно клеветали на него Саулу и возбуждали последнего к преследованию его, как мятежника ( 1Цар.18:22–25; 22:7–9; 24:10 ; ср. выше изъясн. на Пс.7:1, 4–6 ). а. Въ конецъ, смй, аломъ Двд. 1. Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида. Ст. 1 см. внп. 3 стр. 17а), 223), 15а) и 29,3. в. Спси м, гди, к скд прпбный: к умалишас истины сынвъ человческихъ. 2. Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Глава 3 1–24. Потомки Давида до Елиоеная и семь сыновей последнего. Излагаемое в настоящей главе родословие Давида является продолжением линии Арама, доведенной во ( 1Пар.2:10–17 ) до Иесея и прерванной затем изложением генеалогии Халева и Иерахмеила. Поколение Давида разделено автором на три группы: сыновья Давида, за исключением детей от наложниц ( 1Пар.3:1–9 ); цари дома Давида от Соломона до Иехонии и Седекии ( 1Пар.3:10–16 ) и потомки Иехонии, кончая семью сыновьями Елиоеная ( 1Пар.3:17–24 ). 1Пар.3:1 .  Сыновья Давида, родившиеся у него в Хевроне, были: первенец Амнон, от Ахиноамы Изреелитянки; второй – Далуия, от Авигеи Кармилитянки; 1Пар.3:2 .  третий – Авессалом, сын Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского; четвертый – Адония, сын Аггифы; 1Пар.3:3 .  пятый – Сафатия, от Авиталы; шестой – Ифреам, от Аглаи, жены его, – 1Пар.3:4 .  шесть родившихся у него в Хевроне; царствовал же он там семь лет и шесть месяцев; а тридцать три года царствовал в Иерусалиме. Шесть сыновей Давида, родившихся в период царствования в Хевроне (ст. 4), перечисляются также во ( 2Цар.3:2–5 ). Различие между тем и другим списком то, что второй сын называется в кн. Царств не Даниил, как здесь по еврейскому и греческому спискам, а Хилав, или, по LXX, Далуиа. По объяснению Кейля, различие в названии второго сына Давида вызвано тем, что он имел два имени. Другие предполагают, что в кн. Царств Хилав не собственное имя, а нарицательное – «похожий на отца». Но в таком случае возникает вопрос, почему же только один сын не назван собственным именем? Наконец, третьи, принимая во внимание, что имена греческого текста Далуиа и Даниил по еврейскому начертанию сходнее между собою, чем Хилав и Даниил, предполагают порчу еврейского текста в кн. Царств. О матери Аммона Ахиноаме и о нем самом см. ( 1Цар.25:43,27:3 ) и ( 2Цар.13:1 ). Об Авигее – матери Даниеля см. ( 1Цар.25:3 ). 1Пар.3:2 .  третий – Авессалом, сын Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского; четвертый – Адония, сын Аггифы; см. ( 3Цар.1–2 ). 1Пар.3:4 .  шесть родившихся у него в Хевроне; царствовал же он там семь лет и шесть месяцев; а тридцать три года царствовал в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Страх Божий (Fear of God) Страх Божий отличается от ужаса пред Ним, который тоже является одним из библейских образов (см. СТРАХ ). Он основывается на трепетном и благоговейном отношении и представляет собой надлежащую и самопроизвольную реакцию человека на Бога. Такой страх Божий – один из основных библейских образов веры. В Библии есть более сотни ссылок на страх Божий в позитивном смысле веры и послушания. «Боящийся» Бога или «богобоязненный» – обычный библейский образ последователя Бога, в котором иногда подразумевается противопоставление тем, кто Его не боится. Сама частотность упоминаний свидетельствует, что страх Божий занимает центральное положение в библейской вере, а определенный отход от такого древнего мировоззрения в нашей современной культуре должен побудить нас задуматься. Вместе с тем, следует отметить, что большинство упоминаний приходится на Ветхий Завет, и это, возможно, объясняется изменением (не отменой), произошедшим в результате воплощения Христа, Который называл Своих учеников друзьями, а не рабами ( Ин.15:15 ). Какие образы можно связать с этим таинственным «страхом Божьим»? Чаще всего с ним связываются служение Богу ( Втор.6:13; 10:20 ; 1Цар.12:14 ) и послушание Его заповедям ( Втор.31:13 ; 1Цар.12:24 ). Страх Божий соотносится с мудростью ( Пс.110:10 ; Притч.9:10; 15:33 ), и он обусловливается заветом между Богом и Его народом ( Пс.24:14; 102:17–18 ). Бояться Бога значит испытывать перед Ним трепет и благоговение ( Пс.32:8 ; Мал.2:5 ) и уповать на Него ( Пс.39:4; 113:19 ). Бояться Бога значит ненавидеть зло и уходить от него ( Притч.8:13; 16:6 ). Не будет преувеличением сказать, что страх Божий фактически равнозначен вере в Него. Во Втор.10:12–13 содержится удачное обобщение того, что включает в себя страх Божий: «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Царский двор (Royal court) В социальных и политических условиях древности царский двор играл важную роль, и нет ничего удивительного, что библейская литература наполнена описаниями царских дворов. Образ царского двора не теряет значения и в современные времена, особенно в связи с политическими пристрастиями человека и библейской картиной страшного и грозного присутствия Бога. Понятие двора . Словом «двор» в Библии обычно переводится еврейское слово haser, означающее некое огороженное место. Само слово haser не очень часто встречается в Писании, но понятие или образ двора подразумевается во многих местах, в особенности когда речь заходит о царе и его Престоле. Было бы ошибкой представлять себе царский двор только в виде помещения. В Библии этот мотив связан также со свитой: сам правитель, сановники, слуги и гости, которые, разумеется, обычно собираются в каком-то помещении. Такое понимание царского двора как одновременно места и группы людей отражается в старом выражении «устроить прием при дворе». Библейские образы королевского двора . Один из самых ярких образов двора ассоциируется с великолепным залом с величественной архитектурой, в котором возвышается престол с восседающим на нем царем или царицей. Но когда монархия в Израиле только зарождалась, все выглядело значительно скромнее. После коронации царь Саул вернулся в свой дом с группой людей и вновь обратился к прежнему занятию земледельца ( 1Цар.10:26; 11:5 ; см. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ). В этой картине мало общего с нашим обычным представлением о царском дворе. Читаем также о полевом дворе ( 1Цар.14:2; 22:6 ) и о «зимнем дворе» ( Иер.36:20–22 В этих отрывках мы не видим ни дворца, ни великолепия, тем не менее описание показывает, что царский двор – независимо от его внешнего вида или местоположения – служил целям царя, будь то деловым или развлекательным. Менее чем за столетие царский двор Израиля преобразился во дворец с великолепием, повергавшим окружающие страны в благоговейный страх. Царь Соломон сам спроектировал свой дворец и руководил его строительством, которое заняло тринадцать лет ( 3Цар.7:1–12 ). Дворец был построен из дорогого камня и кедра, обставлен ценными привозными предметами, а огромный престол был сделан из слоновой кости и золота ( 3Цар.10:18–25 ). Таким образом, наше изначальное представление о царском дворе, по-видимому, совпадает с описанием дворца Соломона, то есть тронного зала для царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Сны, видения (Dreams, visions) Сновидения и связанные с ними образы – неотъемлемая часть древнейших историй как в Библии, так и в другой литературе. Древние отличали сны от видений, но часто пользовались этими понятиями как равнозначными. В Писании упоминается о ночных видениях ( Быт.46:2 ; Иов.4:13; 20:8; 33:15 ; Дан.2:19; 7:2, 7, 13 ), о ночных сновидениях ( Ис.29:7 ) и о видениях ночью ( Деян.18:9 ). Как и в случае с видениями, часто уточняется, что явления во сне происходили ночью ( Быт.20:3; 31:24; 40:5; 41:11 ; 3Цар.3:5 ). В поэтических отрывках образы сна и видения соединяются ( Иов.33:15 ; Ис.29:7 ; Дан.7:1–2 ). С учетом этого было бы неразумно проводить между ними какое-то различие, если не считать того очевидного факта, что видения могут являться в дневное время, а сны обычно связываются с ночью. Бог вмешивается в человеческие дела как в снах, так и в видениях. Сновидение как образ гласа Божьего в ночи . Частые упоминания в Писании о снах и их последствиях указывают на значение Божьего откровения в жизни конкретных людей. В древности не обязательно считалось, что сны имеют божественное происхождение, но, за небольшими исключениями (см. ниже), обычные сны или ночные кошмары не играют особой роли в библейских рассказах. В Библии неоднократно указывается на сон как на надежный способ «вопросить Господа» (или получить прорицание), особенно в тех случаях, когда слово Господа приходит в ночи ( 1Цар.3 , прежде всего 1Цар.3:15 ; 2Цар.7:4, 17 ). Порой Божьи послания кажутся непонятными (загадочными для нас как для непосвященных), и тогда требуется истолкователь сна. Но «слово Господа» не обязательно оказывается видением во сне. Иногда в случае получения таких откровений слово сон не употребляется. У многих «вопрошающих Бога» сон просто подразумевается, но фактически о нем не говорится. Слово Господа пришло ночью к Нафану ( 2Цар.7:4, 17 , пар. 1Пар.17:3, 15 ) и к Гедеону ( Суд.6:25; 7:9 ). Исаия пишет: «Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя» ( Ис.26:9 ). Осия отмечает, что пророки обычно претыкаются ночью ( Ос.4:5 ). Михей считает, что отсутствие откровения равнозначно ночи без видения ( Мих.3:6 ). Когда слово Господа пришло к Захарии, он описал это следующим образом: «Видел я ночью...» ( Зах.1:8 ). Ночь – это то время, когда ожидалось услышать глас Бога или получить от Него откровение. Но, вместе с тем, в Ветхом Завете показан прецедент получения видения во время крепкого сна днем ( Быт.15:12 ), и в Новом Завете эта тема повторяется ( Деян.10:10; 22:17 обоих случаях –

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 4 1–12. Торжественное принятие Воозом обязательств относительно удела Ноемини и Руфи и брака с последней. 13–17a. Брак Вооза и Руфи и рождение у них сына Овида. 17b-22. Родословие Давида. Руф.4:1 .  Вооз вышел к воротам и сидел там. И вот, идет мимо родственник, о котором говорил Вооз. И сказал ему [Вооз]: зайди сюда и сядь здесь. Тот зашел и сел. Руф.4:2 .  [Вооз] взял десять человек из старейшин города и сказал: сядьте здесь. И они сели. Желая скорее устроить дело Руфи (см. Руфь 3:18 ), Вооз рано утром приходит на площадь у городских ворот – обычное в городах Востока место всех общественных собраний ( Быт. 19:1 , Пс. 68:13 ), торговых сделок ( Быт. 23:10–13, 16, 18 ) и покупок ( 4Цар. 7:1 ), судебного разбирательства ( Втор. 16:18, 21:19 ), в частности, касательно левиратного брака – в случае отказа деверя от этого брака ( Втор. 25:7 ). Сюда Вооз пригласил и родственника (goel) Ноемини и Руфи, о котором Вооз упоминает в разговоре с последней ( Руф. 3:12 ); обращение Вооза к этому родственнику выражено неопределенным выражением евр. pelom almoni (по Мидрашу, S. 53, – невежда в законе, не знавший, что запрещение Втор. 23:3 относится только к мужчинам моавитянам, а не к женщинам), соответствующим греч. δενα, слав. «онсице» ( Мф. 26:18 ) – «такой-то». Возможно, что этот необходимый для решения дела человек нарочито был приглашен Воозом (так передает И. Флавий, «Иудейские Древности», V, 9, 4), как нарочито были приглашены им и свидетели из старейшин (о старейшинах в Вифлееме упоминается далее в истории Самуила ( 1Цар. 16:4 ) ) – в количестве десяти, какое число в иудейском предании считалось минимальным для богослужебного собрания (см. Таргум иерус. на Исх. 12:4 ), как и для всякого общественного дела ( 1Цар. 25:5 ). И. Флавий (цит. м.) говорит, что Вооз позвал к воротам города и Руфь, но это не подтверждается библейским текстом и даже, пожалуй, противоречит ( Руф. 3:18 ) (ср. наше замечание к этому месту). Руф.4:3 .  И сказал [Вооз] родственнику: Ноеминь, возвратившаяся с полей моавитских, продает часть поля, принадлежащую брату нашему Елимелеху;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010