Гонения и враждебность . Апокалиптический конфликт и Божья победа – кульминация процесса, который уже идет. Образы конфликта и трудностей постоянно присутствуют в этих посланиях. Фессалоникийцы, как и сам апостол Павел, его соратники-миссионеры и верующие в Иудее, подвергаются преследованиям. Евангелие с самого начала проповедовалось в Фессалонике «с великим подвигом» ( 1Фес.2:2 ), и фессалоникийские верующие страдали от рук своих соотечественников ( 1Фес.2:14 ). Их страдания – часть общей картины. Они не должны «поколебаться в скорбях сих», но продолжать должны «стоять» ( 1Фес.3:3, 8 ); они предупреждены о делах «искусителя» ( 1Фес.3:4–5 ), который, как сообщается, ранее «воспрепятствовал» ( 1Фес.2:18 ) попыткам Павла снова посетить фессалоникийцев. Теперь апостол призывает их оставаться детьми света и дня, облечься в броню и шлем и «назидать друг друга» ( 1Фес.5:5, 8 ). Во втором послании мы читаем, что Павел хвалит перед представителями других церквей стойкость фессалоникийцев и их веру перед лицом гонений и скорбей ( 2Фес.1:4 ). Фессалоникийцам следует молиться о том, чтобы Павел и другие миссионеры «избавились от беспорядочных и лукавых людей» ( 2Фес.3:2 ), и Павел молится о том, чтобы сами фессалоникийцы укрепились и стереглись «лукавого» ( 2Фес.3:3 ). В целом члены общины верующих перед лицом трудностей должны воспринимать себя как воины в битве, которым следует сохранять в себе силы, обороняться и надеяться на конечную победу в сражении. Важная поправка – победоносный «день Господень» еще не наступил, несмотря на поступившие с фронта сообщения ( 2Фес.2:2 ), – подкрепляет общую картину длительного конфликта, который еще не достиг своей кульминации. Образы семьи . В своих посланиях к общинам Павел часто обращается к языку семейных отношений. Убедительный образ Павел применяет и к фессалоникийцам: они – его adelphoi (буквально «братья»), что указывает на духовно родственные отношения во Христе и правильно переводится как «братья и сестры». В этой духовной семье все любимы Богом Отцом ( 1Фес.1:1, 3; 3:11, 13 ; 2Фес. 1:1–2 ), Который дал им вечное утешение и надежду ( 2Фес.2:16 ). Сам Павел относился к фессалоникийцам как к родным: «Как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли» жить достойно призванию ( 1Фес.2:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Павел отвечает и говорит: «послушествую о Господе, ктому не ходити вам, якоже и прочии языцы ходят в суете ума их, помрачены смыслом, суще отчуждени от жизни Божия» ( Еф.4:17–18 ). «Отложше лжу, глаголите истину... солнце да не зайдет в гневе вашем. Ниже дадите место диаволу. Крадый, ктому да не крадет... Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших» ( Еф.4:25–29 ). Где же поющие бесовские песни и утверждающие о себе, что они подражают Павлу? Послушайте взывающего Павла: «Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших: но точию еже есть благо к созданию... Всяка горесть, и гнев, и ярость, и кличь, и хула, да возмется от вас, со всякою злобою» ( Еф.4:29, 31 ). Сказав важнейшее: «Подражатели мне бывайте», – скажи и другое: «Бывайте убо... якоже чада Божия возлюбленная» ( Еф.5:1 ). Слышите и трепещите желающие быть христианами, и оставьте языческие дела, – «бывайте убо подражатели Богу». Еще взывает Павел: «Блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас... И сквернословие, и буесловие, или кощуну» ( Еф.5:3–4 ). «И не упивайтеся вином, в немже есть блуд» ( Еф.5:18 ). «Подражатели мне бывайте. Вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем» ( 1Фес.5:14 ). «Подражатели мне бывайте. Блюдите, да никтоже зло за зло воздаст: но всегда доброе гоните» ( 1Фес.5:15 ). «Подражатели мне бывайте. Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся» ( 1Фес.5:16 ). Отвергнемся «нечестия и мирских похотей» ( Тит.2:12 ). «Подражатели мне бывайте, братия. Страннолюбия держащеся» ( Рим.12:13 ). «Братолюбием друг ко другу любезни... Упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе» ( Рим.12:10, 12 ). «Подражатели бывайте мне» – образцу. Подражатели бывайте блаженному Павлу, чтобы и вам царствовать со Христом бесконечные веки. Где утверждающие о себе: «Мы делаем все, что ни говорит Павел»? И кто (тогда будет) блаженнее тебя, если устоишь во истине, брат? Но смотри, не окажись лжецом, говоря и не делая, ибо Павел тебя еще увещевает: Подражатели мне бывайте.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/o-...

V. Молитва о церкви (3,14–21) VI. Хождение во Христе: путь к единству и чистоте (4,1 6,9) А. Единство и многообразие (4,1–16) Б. Новый ум (4,17–24) В. Новый путь: в единстве, любви, чистоте, свете и мудрости (4,25 5,17) Г. Исполнение Духом Святым (5,18 6,9) 1 . В поклонении Богу и прославлении Его (5,18–20) 2 . В общем и взаимном повиновении (5,21) а) мужья и жены (5,22–33) б) родители и дети (6,1–4) в) господа и рабы (6,5–9) VII. Наше противостояние духовным силам тьмы (6,10–20) А. Призыв вооружиться против подлинного врага (6,10–12) Б. Наши доспехи, оружие и способы борьбы (6,13–20) VIII. Прощальные приветствия (6,21–24) Глава 1 1:3–14 Это единое изречение в греческом тексте, являющееся хвалой путей Божиих, кратко повторенное в Рим. 8,28–30 . Хвала воздается избравшему нас Отцу (ст. 4–6), искупившему нас Сыну (ст. 7–12) и запечатлевшему нас Духу (ст. 13,14). Павел размышляет о предвечном избрании верующих, прощении их в настоящем веке и будущем их наследии. Ключ ко всему тексту повторяющееся выражение «во Христе» или «в Нем», говорящее о тесном единстве, которое Бог утвердил между Христом и Своим избранным, прощенным и запечатленным народом. 1 в небесах. С этим местом соотносятся два из пяти других мест Послания к Ефесянам, где также присутствует это выражение. Христос был воскрешен из мертвых и посажен одесную Отца «на небесах», откуда Он управляет вселенной, будучи «выше всего, главою Церкви» (ст. 20,22). Более того, верующие тоже воскрешены и восседают с Ним «на небесах» (2,6). Через победу Христа над смертью верующим дарованы милости, за которые Павел благословляет Отца. 1 так как Он избрал нас в Нем. См. статью «Избрание и осуждение». Павел ликует, что Бог избирает людей к общению с Собой ( Рим. 8,29–33; 9,6–26; 11,5.7.28; 16,13 ; Кол. 3,12 ; 1Фес. 1,4 ; 2Фес. 2,13 ; Тит. 1,1 ). Некоторые полагают, что слова «в Нем» означают, что Бог решил избрать тех, кто, по предвидению Божию, уверует во Христа. Это не только вносит в текст мысль, которой там нет, но, более того, в другом послании Павел учит, что само пребывание «во Христе» уж есть состояние избранничества ( 1Кор. 1,26–31 ). Павел прямо говорит, что предызбирающая любовь Божия основана на Его благоизволении (ст. 5,10; ср. Втор. 7,7.8 ), а не на чем бы то ни было, что мы сделали или сделаем ( Рим. 9,11.16 ). «В Нем» скорее означает, что Божие избрание всегда имело в виду падший народ в союзе с его Искупителем ( 2Тим. 1,9 ). См. 1Пет. 1,18–21 ; Откр. 13,8 . святы и непорочны. См. 5,27; Кол. 1,22 . Бог намерен провести Своих избранных по всему пути: от духовной смерти во грехе (2,1–5) к прощению грехов во Христе (ст. 7) и к окончательному устранению греха из их жизни ( Рим. 8,29.30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Враждебность по отношению к людям. Враждебное отношение сатаны к людям лучше всего выражается в 1Пет.5:8 : «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». Такое заявление может основываться на нескольких направлениях дел сатаны. Сатана изображается не только искусителем, испытывающим, поддаются ли люди на зло, в манере, сравнимой с ролью сатаны в Книге Иова, но также тем, кто привлекает их ко злу. В ряде случаев разделительная линия между этими двумя сторонами размывается. В синоптических евангелиях рассказывается о том, что Иисус был уведен в пустыню, где Он не только выдержал искушение дьявола, но и противостал ему ( Мф.4:1–11 ; Мк.1:12–13 ; Лк.4:1–13 ). После исповедания Петром личности Иисуса и предсказания последующих испытаний возражение Петра Иисусу было осуждено как еще один соблазн сатаны ( Мф.16:23 ; Мк.8:33 ). Во многих случаях злые дела приписываются проискам сатаны, вдохновляющего людей или даже завладевающего ими. Так, предательство Иисуса Иудой Искариотом объясняется вхождением сатаны в Иуду ( Лк.22:3 ; Ин.13:27 ). В другом месте отречение Петра от Иисуса тоже приписывается воздействию сатаны, который «сеет» Петра как пшеницу ( Лк.22:31 ). В Деяниях обман, совершенный Ананией, объясняется тем, что эта мысль была вложена в его сердце сатаной ( Деян.5:3 ). Враждебность сатаны к людям проявляется в том, что он вызывает несчастья, бедствия и болезни. В Лк.13:16 о женщине, много лет страдавшей от немощей, сказано, что ее связал сатана. Свое знаменитое «жало в плоти» Павел называет «ангелом сатаны» ( 2Кор.12:7 ). О сатане также говорится, что он расстраивает дела людей, так, например, в 1Фес. 2:18 Павел заявляет, что его возвращению в Фессалонику воспрепятствовал сатана. Противостояние Богу . В качестве противника Бога сатана пытается воспрепятствовать осуществлению Божьих целей и христианской миссии. Диаметральная противоположность между Богом и сатаной показана в Деян.26:17–18 , где в рассказе о своем видении Иисуса и последующем обращении Павел приводит слова Иисуса: «Избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя, открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу». Связь сатаны с тьмой и Бога со светом характерна и для более общих образов тьмы и света, зла и добра, проклятия и спасения. Особое значение, однако, в данном случае имеет факт, что в ней отражается несовместимость сатаны с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Сам Иисус Христос предпочел земным сокровищам, в виде всех царств мира с их богатствами, предложенным диаволом, сокровища небесные – служение Богу-Отцу через проповедование Закона Божьего. «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.» ( Матф.4:8–10 ). Ещё одним доказательством особой важности в деле собирания сокровищ небесных является отношение Иисуса Христа к людям, которые собирают сокровища небесные. Наивысшим богатством, которое выше всего ценит сам Спаситель мира, Иисус Христос, есть люди святые, праведники, постоянно живущие по заповедям Иисуса Христа и посвятившие свою жизнь служению Богу. «Люди будут дороже чистого золота, и мужи – дороже золота Офирского» ( Ис.13:12 ). Последователи и ученики Иисуса Христа сравниваются с драгоценными камнями. «Подобно камням в венце, они воссияют на земле Его» ( Зах.9:16 ). На праведников, которые в сердечной чистоте и духовном совершенстве превратили всю свою жизнь в служение Богу, Иисус Христос взирает как на Свой народ. Потому что эти праведные люди, как награда Спасителю за Его страдания, унижения и любовь ко всему миру, дополняют и умножают славу и дело Иисуса Христа. Самим же этим праведным людям, в отличие от других людей, предоставлена великая честь участвовать в самом главном деле – спасении людей через просвещение их разума и распространение Слова Божьего. За эту самоотверженную работу праведные люди становятся соучастниками Богатства Иисуса Христа. «Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых» ( Еф.1:17–18 ). О людях, живущих по Заповедям Божиим, говорится : «Кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы – слава наша и радость» ( 1Фес.2:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

также 1Фес. 1:6; 2:14 – 16 ; 2Фес. 1:4 – 7 ). Путь каждого христианина подобен пути Христову – это и скорби (крест), и будущая слава 2. Радость Возможность радости в земной жизни обусловлена опытом причастности Царствию Божию в Церкви. Именно христиане, постоянно испытывающие гонения, имеют подлинный источник радости в Боге; радости, не смущаемой никакими скорбями ( 1Фес. 5:16 : " Всегда радуйтесь»). Итак, «сыны света» а) восприняли откровение Бога в Сыне – откровение любви Божией. См. Молитву ап. Павла в 1Фес. 3:11 – 13 : «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг ко другу и ко всем» ср. 4:9: «....вы сами научены Богом любить друг друга». Любовь к истине и любовь к неправде – водораздел между спасаемыми и погибающими ( 2Фес. 2:10 – 12 ) б) бодрствуют в ожидании Дня Господня ( 1Фес. 5:1 – 11 ). Ожидание Второго Пришествия не обесценивает земной жизни, поскольку цель истории – всецелое освящение в Церкви. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 5:23 ) Полнота радости. Участие в славе Второго Христова Пришествия Второе Пришествие – это встреча с Господом и восхищение на облаках» ( 1Фес. 4:17 ). Облако в Священном Писании Ветхого Завета – символ богоявления. Но если при «сошествии» Господа на гору Синай ( Исх. 19:18 : «гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне») облако знаменовало неприступность Божественного величия (на гору нельзя было восходить), то в 1 Фес. верующие приглашаются приобщиться славе Господней 3. Искушения в среде фессалоникийцев возникли лжеучения, связанные с перетолкованием благовестия апостола Павла а) День Господень не может остаться скрытым – это ап. Павел говорит в опровержение мнения, подкрепленного и подтожным посланием, «будто настал День Господень» ( 2Фес. 2:2 , перевод еп. Кассиана. Синодальный перевод наступает «неправильно передает греческий Perfectum, который значит: наступил или настал» – еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Эти церкви, имея во главе избранных своих епископов, пресвитеров ( Деян. 14:23 , Евр. 5:1 , Тит. 1:5 ), составляли по апостольским изречениям одно тело во Христе, а все принадлежавшие к церкви верующие порознь – были один для другого членами этого тела ( Рим. 12:4, 5 ; 1Кор.1:10; 3:16, 17; 6:15 ; Еф. 1:23; 4:4 ; Гал. 3:28 ). Более подробный состав Церкви св. апостол Павел определяет так: «И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» ( 1Кор.12:28 ). Вся же Церковь в совокупности почиталась «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми взятыми в удел» ( 1Пет. 2:9 ). Такая Церковь , сохраняя единство духа в союзе мира ( Еф. 4:3 ) была по существу своему «трудовым братством» ( 1Фес. 4:11 ; 2Фес. 3:12 ; Еф. 4:28 ) и своей главной обязанностью почитала братолюбие ( Евр. 13:1 ), которое выражалось в благотворении, в общительности ( Евр. 13:16 ; 2Кор. 8:19 ) и в примирительном братском суде ( 1Кор. 6:18 ). Согласно сему, благотворение понималось в смысле делания всякого духовного и материального добра ближним ( Гал. 2:10; 6:2, 10 ; Еф. 4:28 ; 1Фес. 5:14 ; 1Тим. 5:16 ; 2Кор. 9:1 ; Иак. 1:27 ) общительность – в смысле собрания верующих для взаимного непрерывного назидания, наставления и научения в делах веры и славословия, для взаимного покаяния и молитв ( Еф. 5:19 ; Кол. 3:16 ; 1Фес. 5:11 ; Евр. 3:13; 10:25 ; Иак. 5:16 и наконец, братский суд – в смысле примирительного суда, вверяемого наиболее разумным членам местной церкви ( 1Кор. 6:18 ). Все эти первоначальные христианские общины имели общее церковное имущество для удовлетворения всяких нужд своих братий и между ними не было никого нуждающегося ( Деян. 2:4447; 4:32, 34, 35 ). Но существование такого общего церковного имущества для благотворительных целей вовсе не исключало обладания христианами личной собственности и при производстве общих сборов на дела благотворения предписано было соблюдать равномерность раскладки и доброхотность подаяния ( 2Кор. 8:13, 14; 9:7 ; Деян. 11:29:30 ) Известно также, что св. Апостолы, постоянно пребывая в молитве и служении слова, предоставили «пещись о столах» выбранным из среды верующих ( Деян. 6:1, 2, 3 ), а также обеспечили материально пресвитеров и наставников выделением части из приношений верующих на нужды церкви ( 1Кор. 9:13 ; Гал. 6:6 ). 6

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Тот же Иов должен выступить ходатаем за своих друзей: «И раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» ( Иов.42:8 ). Авраам ходатайствует за Содом ( Быт.18:23–33 ). Пророк Божий Моисей ходатайствует за народ, впавший в идолопоклонство: «И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» ( Исх.32:31:32 ). Заступническую молитву о народе возносит к Богу пророк Иеремия ( Иер.14:7:8 ) В Новом Завете нам прямо заповедано молиться друг за друга (например, Иак.5:16 ), и, более того, святой Апостол Павел неоднократно просит молиться за него и его спутников ( Кол.4:3 ; 1Фес.5:25 ; 2Фес.3:1 ; Евр.13:18 ). В любой общине, которая признает Священное Писание , люди молятся друг за друга – и обращаются с просьбами о таких молитвах. Если слова Апостола «Братия! молитесь о нас» ( 1Фес.5:25 ) не противоречат его же словам «един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим.2:5 ), то и молитвенное воззвание «все святые, молите Бога о нас!» не противоречит. В обоих случаях речь идет об одном и том же – просьбе о заступнической молитве. Матерь нашего Господа занимает уникальное место среди святых из-за Её исключительной роли в истории спасения. Само пришествие Спасителя и всё устроение нашего спасения совершилось благодаря Её смиренному согласию: «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лук.1:38 ). Будучи Матерью воплощенного Бога, Она несравненно ближе к Нему, чем какое-либо еще из Его творений. Когда Церковь называет Её «Честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим», то есть превосходящей ангелов, это не поэтическое преувеличение – это констатация факта, и в частности, той истины, что Бог не воангелился, а вочеловечился. Богородица Некоторых смущают термины «Богородица» и «Матерь Божия» применительно к Деве Марии. Обоснованы ли такие возвышенные титулы Священным Писанием? Можем ли мы говорить о Женщине, какой бы святой Она ни была, как о Матери Бога?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Это – преимущественное проявление и царство Бога-Духа («Царю Небесный»), нераздельно с Отцом и Сыном действующего и проявляющегося как вообще в мире и ветхозаветном человечестве ( Быт. 1:2 ; Иов. 33:4 ; Прем. 1:7 ; Пс. 50:12, 103:30, 138:7 сл., ср. Деян. 28:25 ; 2Пет. 1:21 ), так в особенности в Новом Завете, преимущественно в Церкви ( Ин. 4:24, 7:39, 20:22 ; Мф. 3:11, 10:20 Деян. 1:2–4, 2:17–18, 33 ; Рим. 8:11, 28 Гал. 4:6 ; 1Кор. 2:10, 12, 3:16, 6:16, 19 , – особ. 12 гл. 2Кор. 3:17–18 , др. мн.), – Духа Господа и Утешителя ( Ин. 14:17, 26, 15:26, 16:13 ; 2Кор. 1:22, 3:17–18 ), – Духа радости, мира, любви, истины, правды ( Рим. 14:17 ; Гал. 5:22 ; 1Фес. 1:6 , др.), – Дух обетования и Надежды ( Рим. 15:13 ; Гал. 5:5 ; Еф. 1:13 ) на обновление человека ( Тит. 3:5 ), а с ним и всей твари, в свободу славы детей Божиих ( Рим. 8:16–24 ; 2Кор. 3:17–18 ), в жизнь вечную ( Гал. 6:8 ), – Коего полное проявление с радостью ожидается верующими, когда прекратится «частичное, гадательное, посредственное» и настанет «совершенное, лицом к лицу, непосредственное» ( 1Кор. 13:10–13 ), когда посев «душевного тела» возрастет в «тело духовное», – тленное облечется в нетленное и смертное в бессмертное, – когда мы свергнем с себя образ перстного и будем носить образ Небесного ( 1Кор. 15:44, 48–49, 53 ), «Человека-Господа с неба» или Богочеловека ( 1Кор. 15:47 ) 2 , – когда Христос предаст царство Богу и Отцу... и Бог будет все во всем ( 1Кор. 15:24–28 ). Как Древний Завет был как бы преимущественным проявлением славы и царством Бога-Отца и прообразовательно – предначинательным откровением славы и царства Слова-Сына, так Новый Завет , являясь как бы преимущественным царством и откровением славы Бога-Слова-Сына в лице Спасителя-Христа-Богочеловека, есть предначинательное царство Бога-Духа-Утешителя, имеющее достигнуть своего полного осуществления и проявления после второго пришествия Христа, в царстве славы сынов Божиих. И как древний Израиль, служа Единому Богу и Отцу Небесному, должен был вести все человечество ко Христу и Его царству, так новый Израиль – Церковь своим назначением имеет осуществление и распространение главенства Христа во всех народах земли, чтобы было одно стадо и Один Пастырь ( Ин. 10:16 ) и все человечество стало одним живым соборно-всемирным телом – Церковью Одного Главы-Спасителя Богочеловека, оживотворяемою Духом Святым, как и каждый отдельный человек имеет одну главу, один дух, одно Я, одно самосознание, при одном же живом теле, хотя и с разнообразными членами и многочисленными элементами ( Ин. 10:1 дал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

1Кор.15:10 . «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Объясн. Благодать Божия даётся человеку даром, без всякой заслуги с его стороны: Тит.3:4–6 , но этим не отрицается необходимость таинств, чрез которые преподаётся членам Церкви благодать Божия, и самодеятельность человека: Деян.19:1 ; Еф.3:2–3 ; Евр.10:29 . Когда человек постарается в таинствах свободно принять в себя благодать Божию: Откр.3:20 , тогда только она начинает производить в нём своё благодатное действие: Ин.14:23 ; Евр.3:7–8 . Человек может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2:66:4 . 2Кор.4:15 . «Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию». Объясн. Этими словами апостол внушает нам, что вся жизнь наша, полная борьбы и страданий, сопровождающаяся победами и благодатными дарами для нас, должна рождать в нас чувство глубокой благодарности прославления Бога: 1Фес.5:18 ; 1Пет.4:11 . Флп.4:13 . «Всё могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе». Объясн. Благодать Божия делала то, что апостол и не евши не голодал, и ничего не имея был как богач: ст.12; 2Кор.6:10 . Где сила Божия, там исчезают немощи: 2Кор.12:9:4:10–11 . В этом смысле и должно понимать слова апостола: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Евр.4:16 . «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Объясн. Здесь апостол преподаёт нам ясное учение о той таинственной силе, которая подаётся нам свыше, от престола Божия, где восседает прославленный Христос: Евр.1:3 . Эта сила именуется благодатью (Святого Духа) и ясно различается от просвещения проповедью или чтением Слова Божия; ибо апостол пишет людям, несомненно, уже просвещённым верой: Евр.6:4 , и однако убеждает их дерзновенно приступать, искать и обретать благодать, как неисчерпаемый и всегда обновляющий дар. Эта благодать и подаётся нам в таинствах Православной Церкви: Ин.3:5:6:53–54 ; Мф.18:18 ; Иак.5:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010