Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Послания к фессалоникийцам (Thessalonians, first and second letters to the) Наиболее памятные образы, связанные с 1 и 2 Фессалоникийцам, имеют апокалиптический или эсхатологический характер. Их можно приблизительно поделить на категории пришествия (куда относятся образы пространства и движения), зрелищ и звуков, времени и сроков, конфликта и триумфа, гонений и враждебности. Великое пришествие . Знаменитый образ parousia что означает «присутствие» или «пришествие», используется по отношению к Господу Иисусу Христу шесть раз в двух посланиях ( 1Фес.2:19; 3:13; 4:15; 5:23 ; 2Фес. 2:1, 8 ). Сама парусия не означает движения или «прихода», но контекст позволяет нам представлять пришествие Христа из некоего места, находящегося за сценой мира. В греческой литературе этот термин мог относиться к прибытию божества, правителя или армии. Фессалоникийцы «обратились к Богу от идолов... ожидать с небес Сына Его» ( 1Фес.1:9–10 ) – иными словами, ожидать события, которое ассоциируется с кульминационным моментом, когда Он «сойдет с неба» ( 1Фес.4:16 ). Соответствующее движение «снизу» – это воскресение мертвых во Христе ( 1Фес.4:16 ). Живые же верующие, «оставшиеся» на земле, изображены как драматически «восхищенные [harpagesometha]... на облаках в сретение Господу на воздухе», чтобы быть «всегда с Господом» ( 1Фес.4:17 ). Слово, которое переводится как «сретение», apantisin, использовалось по отношению к делегации, посылавшейся из города навстречу едущему с визитом чиновнику и формально сопровождавшей его в город. Это сцена «горизонтальной» земной дипломатии, перенесенная на «вертикальный» план. Верующие описаны как встречающие нисходящего «с небес» Господа. История заканчивается словами: «И так всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:17 ), но ход этого минирассказа предполагает, что народ Господа встретит Его, чтобы сопровождать Его, когда Он предъявит права на правление Своим земным городом. Во 2 Фессалоникийцам описываются события, которые произойдут в земном городе перед посещением Господа ( 2Фес.1:10 ). Некий «человек греха» задумает собственную парусию, собьет людей с истинного пути своими деяниями, знамениями и ложными чудесами, совершенными силой сатаны ( 2Фес.2:9 ), и воссядет в храме Бога ( 2Фес.2:4 ). В настоящее время его деятельность ограничена из-за «удерживающего», но, когда ограничение будет устранено ( 2Фес.2:6–7 ), он смело будет применять свою губительную силу. Однако это продлится недолго. «Беззаконник» будет уничтожен «явлением пришествия» Иисуса ( 2Фес.2:8 ). Неудивительно, что, принимая во внимание все это, Павел просит молиться, чтобы «слово Господне распространялось» (или «бежало быстро», trechi; 2Фес. 3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Демон, диавол Глава падших ангелов – диавол, или сатана а) согрешив пред Богом, свержен с неба с соучастниками своими: Сначала диавол согрешил ( 1Ин.3:8 ). Господь сказал: Я видел сатану, спадшего с неба как молнию ( Лк.10:16 ). Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( Откр.12:9 ); б) есть начальник мира (греховного): Ныне князь мира сего изгнан будет вон ( Ин.12:31 ). Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего ( Ин.14:30 ). Князь мира сего осужден ( Ин.16:11 ); в) владеет царством смерти: Как дети причастны плоти и крови, то и Господь также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр.2:14 ). г) есть виновник нашего падения и искушений: ( Быт.3:1–6 ). Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе ( 2Кор.11:3 ). Кто делает грех, тот от диавола ( 1Ин.3:8 ). Я послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель ( 1Фес.3:5 ); д) противится делу Божию: Мы, я Павел [и Силуан и Тимофей], и раз, и два хотели прийти к вам; но воспрепятствовал нам сатана ( 1Фес.2:18 ). Произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них ( Откр.12:7 ); е) препятствует евангелию и похищает слово Божие из сердца: У неверующих бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа ( 2Кор.4:4 ). Ко всякому, слушающему слово о царствии и неразумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его ( Мф.13:19 ). Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышать, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их ( Мк.4:15 ); ж) может принимать образ светлого ангела: Сам сатана принимает вид ангела света ( 2Кор.11:14 ); з) виновник отступничества: Пришествие беззаконника, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи ( 2Фес.2:9–11 ). Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Из Слова Божия мы узнаём, во-первых, что клятва установлена и освящена Самим Богом ещё для народа Израильского: «Господа Бога твоего, – говорит Бог чрез Моисея, – бойся и Ему (одному) служи (и к Нему прилепись), и Его именем клянись» ( Втор.6:13:10:20 ). «Если кто отдаст ближнему своего осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрёт, или будет повреждён, или уведён, так что никто сего не увидит, клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простёр руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить» ( Исх.32:10–11 ; Иер.4:1–2 ). Ветхозаветные пророки предсказывали, что во времена Мессии даже и сами язычники будут клясться Именем Бога истинного. «Кто будет клясться на земле, – говорит прор. Исайя, – будет клясться Богом истины» ( Ис.65:16 ; ср. Ис.19:18 ). Во-вторых, Священное Писание ясно даёт видеть, что клятва была во всеобщем употреблении и в Ветхом и Новом заветах. Ею клянутся патриархи. Так, например, патр. Авраам клялся Богом Авимелеху ( Быт.21:23–24 ), клялся Моисей ( Нав.14:9 ), клялись Давид и Ионафан ( 2Цар.21:7 ; 3Цар.1:17:29–30 ). Клялся апостол Павел ( Рим.1:9:9:1 ; 2Кор.1:23 ; Гал.1:20 ; 1Фес.5:27 ; 1Тим.5:21 ; 2Тим.2:14:4:1 ). Клянутся Ангелы ( Дан.12:7 ; Откр.10:5–6 ). Клянётся, наконец, Сам Господь Бог . «Мною клянусь», – говорил Он Аврааму, обещая ему Своё особенное благословение ( Быт.22:16–18 ; Пс.88:4–5 ; Ис.45:23 ; Иез.33:11 ). Апостол Павел пишет; «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою... Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:13–17 ). Когда первосвященник иудейский обратился к Спасителю с вопросом, сопровождаемым клятвою, говоря: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.28:63 ), – то Спаситель не отверг этой клятвы, а уважил её, давши прямой ответ о Божестве Своём: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

IX. О поклонении Богу Истинными поклонниками должны называться те, которые воздают Богу поклонение, наиболее сообразное с природой как поклоняемого, т.е. Бога, так и поклоняющихся, т.е. людей. Нельзя поэтому утверждать, что поклоняться Богу должно только духом (Он есть Дух), а телом не должно (Он бестелесен). Поклонение должно быть сообразно не только с природой Того, Кому кланяются, но и с природой того, кто кланяется (всякое дыхание хвалит Господа, и, конечно, каждое так, как по природе ему свойственно). Душа и тело человека произошли от Господа и вместе пользуются Божиими дарами, следовательно, вместе они должны и поклоняться Богу, благодарить Его: 1Кор.6:20 . Вся жизнь человека должна быть служением Богу: 1Фес.5:17 ; Рим.12:1 . Правда, в составе человека душа важнее тела: тело без духа мертво: Иак.2:26 ; но поклоняться Господу мы должны и духом и телом: 1Кор.6:15:19 . Примеры поклонения духовно-телесного дал нам Сам Господь: Лк.22:41:44 ; Бог требовал и принимал такое поклонение: Мф.4:10:28:9 ; Лк.17:16–18 . Телом поклонялись и наставляли им служить Богу и апостолы: Еф.3:14 ; Деян.20:36 ; 1Тим.2:8 . Из Откровения мы видим, что и в потустороннем духовном мире существует как бы телесное Богопоклонение: Откр.4:10–11 . Наконец, припомним евангельский рассказ о поклонении Богу фарисея и мытаря, из которых первый молился внутренне, сам в себе: Лк.18:11 , а второй выражал свою молитву во внешних действиях: ст.13. Кто из них оправдан? Отвергающие внешнее Богопоклонение сами себе не верны: ведь они читают же молитвы вслух, наклоняются, коленопреклоняют, руки прикладывают к груди, отсюда ясное доказательство, что человек, заблуждающийся умом, хотя и отрицает теоретически телесное Богопочитание, вопреки природе, но на практике выполняет то, что отрицает. Итак, истинные поклонники Богу это те христиане, которые поклоняются Богу в духе, т.е. в душевном расположении к Богу, в молитве и покаянии, и истине, т.е. в истинной вере во Христа, принесшего за нас в жертву Богу Тело и Кровь Свою и заповедавшего нам «творить эту тайную жертву в Его воспоминание» ( Лк.22:19 ). Ибо всякий раз, – по слову апостола, – когда мы едим хлеб сей и пьём чашу сию, смерть Господню возвещаем ( 1Кор.11:28 ), т.е. приносим истинную навеки, достаточную жертву Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Г. Будь нестяжателен (Мф.19:21–22) 1. Библейские тексты о любостяжании (скупости, жадности к приобретению богатства) Любостяжание а) запрещено: «Не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего» ( Исх.20:17 ; Втор.5:21 ). – «Кумиры богов ...сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью» ( Втор.7:25 ). – «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения ( Лк.12:15 ). «Заповеди: не кради... не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим.13:9 ). – «Воля Божия есть... чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим корыстолюбиво» ( 1Фес.4:3, 6 ). – «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть» ( Евр.13:5 ). б) есть идолопоклонство и корень всякого зла: «Любостяжатель... есть идолослужитель ( Еф.5:5 ). – «Любостяжание... есть идолослужение» ( Кол.3:5 ). – « Корень всех зол есть сребролюбие» ( 1Тим.6:10 ). в) ненасытимо: «Человек одинокий... а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством... И это суета и недоброе дело» ( Еккл.4:8 ). – «Кто любит серебро, тот не насытится серебром... и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами. И это – суета» ( Еккл.5:9, 10 ). г) исходит из сердца и оным овладевает: « Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы... кражи, лихоимство... завистливое око... безумство» ( Мк.7:21, 22 ). – «Твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти... к тому, чтобы делать притеснение и насилие» ( Иер.22:17 ). – «Сердце их увлекается за корыстью их» (Иер.33:31). – «Сердце беззаконников приучено к любостяжанию: это сыны проклятия ( 2Пет.2:14 ). Корыстолюбие ведет а) к безумным желаниям и неверию: «Желающие обогащаться впадают... во многие безрассудные и вредные похоти... Предавшись сребролюбию, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим.6:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О почитании духовных пастырей Верующие должны · принимать их, как посланников Божиих: [Ибо] уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его; потому что он вестник Господа Саваофа ( Мал.2:7 ). – [Итак] каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ); · внимать и следовать их наставлениям: Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании, и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его ( 2Фес.2:14 ). Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно ( Евр.13:17 ); · следовать их примеру: Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу ( 1Кор.4:16 ). [Ибо] вы сами знаете, как должны вы подражать нам, ибо мы не бесчинствовали у вас ( 2Фес.3:7 ); · подражать их вере: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр.13:7 ); · почитать и уважать их: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим.5:17 ). Почитать их преимущественно с любовью за дело их ( 1Фес.5:13 ); · молиться за них: умоляю вас, братья, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу ( Рим.15:30 ). Молитесь за нас ( Евр.13:18 ). Правое дело – то, чтобы священнослужители получали награду от верующих: Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? ( 1Кор.9:11 ). Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим ( Гал.6:6 ). Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и трудящийся достоин награды своей ( 1Тим.5:18 ) [Отправляя 12 апостолов на проповедь, Иисус Христос сказал им]: «не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания» ( Мф.10:10 ). Об обязанностях пастырей по отношению к верующим

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сортировать по Исключить новости О том, что православным христианам необходимо часто причащаться Если мы внимательно присмотримся к Божественной и святой Литургии, то увидим, что с начала до конца вся она имеет целью и указывает на Причащение собравшихся верующих христиан… 27 июля, 2012 Если мы внимательно присмотримся к Божественной и святой Литургии, то увидим, что с начала до конца вся она имеет целью и указывает на Причащение собравшихся верующих христиан… Из «Книги душеполезнейшей о непрестанном причащении Святых Христовых Таин» Повелевается всем православным христианам причащаться часто, во-первых, Владычними заповедями Господа нашего Иисуса Христа, во-вторых, Деяниями и Правилами святых Апостолов и священных Соборов, а также свидетельствами божественных отцов, в-третьих, самими словами, чином и священнодействием святой Литургии, а в-четвертых, наконец, собственно самим Святым Причащением. 1. Господь наш Иисус Христос, прежде чем преподать Таинство Причащения, сказал: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:51). То есть пища, которую Я хочу вам дать, — это Плоть Моя, которую Я хочу отдать для оживотворения всего мира. Это значит, что Божественное Причащение для верующих — это необходимая составная часть духовной и по Христу жизни. Но поскольку эта духовная и по Христу жизнь не должна угашаться и прерываться (как говорит Апостол, духа не угашайте (1Фес.5:19)), а должна быть постоянной и непрерывной, дабы живые не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего (по тому же Апостолу), то есть чтобы живущие верные жили более жизнью не собственной и плотской, но жизнью Христа, Который за них умер и воскрес, — с необходимостью, таким образом, требуется, чтобы было постоянным и то, что ее составляет, то есть Божественное Причащение. И в другом месте Господь говорит повелительно: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:5З). Из этих слов становится ясно, что Божественное Причащение для христиан настолько необходимо, насколько необходимо и святое Крещение. Поскольку то же самое двойное повеление, которое Он сказал о Крещении, Он сказал и о Божественном Причащении. О святом Крещении Он сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). И о Божественном Причащении подобным же образом: «Истинно, истинно говорю вам, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Итак, как без Крещения никому невозможно жить духовной жизнью и спастись, так невозможно никому жить и без Божественного Причащения. Однако поскольку эти два [Таинства] имеют то различие, что Крещение происходит один раз, а Божественное Причащение совершается постоянно и ежедневно, отсюда делается вывод, что в Божественном Причащении есть две необходимые вещи: во-первых, оно должно совершаться, а во-вторых, совершаться постоянно.

http://pravmir.ru/o-tom-chto-pravoslavny...

XXXVII. О церковном богослужении Богослужение прав. Церкви совершается по определённым, установленным Церковью правилам; а правила эти Святая Церковь основала на слове Божием. Так, согласно наставлениям и примеру святых апостолов, христианам подобает собираться для общественной молитвы в определённых местах или храмах ( Деян.16:13:20:7–8 ), в положенное время, или «час молитвы» ( Деян.3:1 ), и притом во главе с поставленными «предстоятелями» или пастырями ( 1Фес.5:12 ). Такая молитва называлась «служением Господу», Богу, или богослужением (ср. Деян.13:2 ; Флп.2:17 ). Богослужение составлено из молитв, песнопений и учения Священного Писания, также на основании примера и учения апостольского (см.: Деян.4:24–27:30–31 ; 1Тим.2:1 и 2; Еф.5:19 ; Кол.4:16 ). На том же основании в богослужение введены разные молитвенные действия, каковы, например, «преломление», «воздевание рук» и др. ( Деян.20:11 ; 1Тим.2:8 ). Богослужение должно быть совершаемо согласно установленному чину, благообразно, благопристойно ( 1Кор.14:23:40 ), со славой и благолепием, с сохранением добрых обычаев ( Исх.28:2 ; Лк.2:42 ; Деян.28:17 ; 1Кор.11:16 ). Весь такой порядок богослужебный устроен («прочее устрою») или установлен самими апостолами. Иномыслящие с православной Церковью говорят, что продолжительные церковные богослужения осуждает Сам Христос словами: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны» ( Мф.6:7 ). Да, такое многословие, какое было у язычников, которые здесь разумеются, Господь, действительно, осуждает; и язычники, действительно, думали продолжительным криком вызвать помощь бездушного Ваала: «призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа» ( 3Цар.18:26 ). Христиане же должны непрестанно молиться ( 1Фес.5: 17 ). Поэтому и в молитвах Церкви допускаемое многословие не только не вредно, но, напротив, полезно и необходимо для христиан, ибо одни и те же молитвы, повторённые во 2-й и 3-й раз, могут подействовать на нас самих так, как не подействовали в 1-й раз. Пример постоянной и продолжительной молитвы показал Сам Господь Иисус Христос, когда, взошедши на гору помолиться, «пробыл всю ночь в молитве к Богу» ( Лк.6:12 ; ср. 1Тим.5:5 ; Деян.10:2 ; 1Цар.1:12 ; Дан.1:13 ; Деян.2:42 ; 1Пет.4:7 ; Лк.2:37 ; Рим.12:12 ; Кол.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ангел – с греч. γγελος – вестник, название бестелесных разумных духов. Некоторые из этих духов возмутились против Бога и превратились в злых ангелов. В наказание за это они низвергнуты были в ад. Это – диаволы. Другие остались верными Богу, Который утвердил их в благодати и дал им небесное блаженство. Это – добрые ангелы, которые и называются ангелами по преимуществу. Ангелы в Библии называются различными именами. Обычное название их есть «вестник» (по-еврейски, малак, по-гречески, γγελος). Они называются также ангелами Божиими ( Иов.1:6, 2:1 ), святыми ( Дан.8:13 ), живущими на небесах ( Матф.18:10 ), воинством небесным ( 2Езд.9:6 ), духами ( Пс.150:6 ; Евр.1:14 ). Св. Писание, кроме того, говорит о различных чинах ангельских. Это херувимы ( Быт.3:24 ; Исх.25:22 ; Иез.10:1–20 ), серафимы ( Ис.6:2 ), начальства, власти, господства ( Еф.1:21 ; Кол.1:16 ), силы ( Еф.1:21 ), престолы ( Кол.1:16 ), архангелы ( 1Фес.4:16 ; Иуд.9 ). В Библии упоминаются также и три собственных имени ангелов: Гавриил, «Бог есть сила» ( Дан.8:16, 9:21 ; Лук.1:19,26 ), Михаил, «кто как Бог?» ( Дан.10:13,21, 12:1 ; Иуд.9 ; Апок.12:7 ), Рафаил, «Бог исцеляет» ( Тов.3:16 ). В 3 книге Ездры еще упоминаются ангелы Иеремиил ( 3Езд.4:36 ) и Уриил ( 3Езд.5:20 ), а раввины признавали имена еще и других ангелов; собственно же Св. Писание передает нам только три имени: Гавриил, Михаил и Рафаил. Существование ангелов отрицали саддукеи ( Деян.23:8 ), которые вообще отвергали духовность души и воскресение тела. Христианская церковь всегда веровала в действительность ангельских духов, о которых часто говорится в Новом Завете, хотя некоторые древние учители более или менее и погрешали касательно их сущности. Так, Ориген , следуя Платону и подражая Филону, утверждал, что природа ангелов не отличается от природы наших душ. Он думал, что ангелы именно и были посланы в тело в наказание за проступки. В новейшее время рационалистические экзегеты не признают существования ангелов и поэтому различно объясняют то, что в Библии говорится о мире ангельском. Одни думают, что нашего понятия об ангелах не было у иудеев до плена вавилонского; что они заимствовали его у вавилонян, и оно вошло у них в народную веру; что сам Спаситель и евангелисты не принимали этого верования, хотя и пользовались простонародными выражениями (См. Освальд, Angelogie, 2-е изд., 1889, р. 6). Другие думают, что иудеи сначала были политеистами; по мере того, как они сделались монотеистами, они стали считать ангелов своего рода низшими богами по сравнению с Иеговой; и последние сделались, вследствие этого, Его посланниками и исполнителями Его воли среди людей, а Иисус Христос и писатели Нового Завета усвоили это понятие (Haag. Theologie biblique, Париж, 1870, §§ 96, 108, 121, 132). Эти новейшие теории не выдерживают ни малейшей критики, и свидетельство древнейших книг Библии находится в полном противоречии с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

XXXIX. Об обрядах Получая в таинствах Церкви от Бога всё потребное для жизни и благочестия, мы твёрдо должны помнить, что благодатные силы не стесняют свободы человека, не влекут его насильно к добру, а только призывают, возбуждают, помогают, освящают и спасают, если он не противится им ( Откр.3:20 ; Деян.7:51 ; Евр.3:7–8 ). Для нравственного усовершенствования, исправления и преуспеяния на пути добродетели необходимы усилия и самого человека. Приходя в этом случае на помощь усилиям его, Церковь предлагает ему различные средства, содействующие сохранению, укреплению и возвышению в нём нравственной христианской жизни. Из этих средств она прежде всего указывает на молитву. Сам Христос Спаситель учил о том, что должно всегда молиться. Бодрствуйте на всякое время и молитесь ( Лк.21:36 ; Лк.18:1–8 ; Мф.6:6–13:7:7–11 ; Ин.16:23–24 ; Лк.5:16:6:12:9:18:28–29 ). Об этом же учили и апостолы словом и примером. Непрестанно молитесь ( 1Фес.5:17 ). Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением ( Кол.4:2 ). Молитва укрепляет нашу веру, надежду и любовь ( Еф.3:14–21 ); она приобретает просвещение уму нашему ( Иак.1:5 ; Еф.1:16–18 ), укрепляет волю в делании добра ( Евр.13:20–21 ), утешает сердце в скорбях и страданиях ( Иак.5:13–15 ), содействует нам в борьбе с искушениями и врагом нашего спасения – диаволом ( Мф.26:41:17:21 ). Вообще молитва приобретает нам всё, что служит к истинному нашему благу. Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам ( Мк.11:24 ). Молитвы наши к Богу, по тесной связи у нас души с телом, естественно, выражаются в словах, поклонах и других внешних действиях и знаках, ибо от избытка сердца говорят уста ( Лк.6:45 ), Сам Христос Спаситель хотя и был духовен в высшей степени, но и Он духовную молитву Свою выражал и словами, и возведением очей на небо, и преклонением колен и лица на землю ( Лк.3:21:6:12 ; Мф.26:39 ; Лк.22:41–46 ; Ин.17:1 ; Евр.5:7 ). То же свидетельствует нам Слово Божие и об апостолах ( Деян.1:14:2:46–47:3:1 ; Еф.3:14 ; Деян.20:36 ). Апостол Павел заповедует верующим: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ) и выражает желание, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010