Сказано: « Сотник же и те, которые с ним, стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54). Итак, они исповедовали в Иисусе из Назарета Сына Божия. Когда это же сделал апостол Петр, то Христос сказал ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф.16,17) . Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его... Следовательно, воины, получившие положительное откровение об Иисусе как Сыне Божием получили от Отца небесного. И ни их воинская служба, ни их функция палачей не препятствовали их духовному озарению. -У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем. Алле. -Здравствуйте батюшка. С праздником. -С праздником. -Ну, я расслышал ваш вопрос. Мы к нему подойдем. -Священное Писание со всей достоверностью квалифицирует представителей власти этого аппарата насилия как слуг Божьих и как назначенных Господом свыше. Читаем: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1Пет.2,13-14). И еще: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. … Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (1 Пет.2,14; 1 Пет.3,13,4 ). И в этом смысле известны слова Христа: «ибо все взявшие меч от меча и погибнут», есть перифраз ранее неизвестных слов: « Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию» ( Быт. 9, 6). Кстати, именно этими словами Закона Божия устанавливается необходимость смертной казни. Так же и в следующих случаях устанавливалась смертная казнь. Кто убьет какого -либо человека, тот предан будет смерти. А выше мы прочитали: «кто возьмет меч, а на него найдется другой меч, который будет его останавливать. И все это по воле Божьей. Кто убьет какого- либо человека, тот предан будет смерти». (Лев. 24, 17). И еще: «и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти »(Лев. 24, 16).

http://radonezh.ru/text/prisutstvuet-li-...

Под образным выражением  «пасти церковь» – стадо Божие (Ин.10и д.;  Ин.21:15–17) означаются обязанности пресвитеров, как учителей веры и нравственности вверенного им частного христианского общества ( 1Тим.5:17, 3:2;  Еф.4:11;  1Пет.5:2), вообще – как надзирателей и охранителей стада от волков и всего, что вредно для стада. «Которую Он приобрел кровию Своею». Ср.  Еф.1:14;  Тит.1:14;  1Пет.2:9;  1Кор.6:20. «Много убеждения в словах, которые показывают драгоценность предмета, и немалой мы подвергаемся опасности, если Господь для Церкви не пощадил собственной крови, а мы не имеем никакого попечения о спасении братии» (Златоуст). Деян.20:29 .   Ибо я знаю, что, по отше­с­т­вии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; «По отшествии моем». Представляется, что пребывание апостола среди малоазийских христиан было препятствием для волков вторгнуться в стадо, что они не смели напасть на это стадо, когда Павел был тут. Теперь апостол предсказывает «двоякое бедствие: и его не будет, и другие станут нападать…» (Златоуст). «Не просто сказал –  «волки», но прибавил  «лютые», желая выразить их силу и свирепость, а что всего тяжелее, эти волки, говорит, «от  вас самих восстанут»: это особенно тяжко, когда бывает междоусобная брань…» (Златоуст). Под именем лютых волков здесь разумеются  лжеучители, лжеучение которых хуже всякого внешнего гонения будет расхищать стадо Божие, развращая и погубляя не тела, а самые души верующих. Нет сомнения, что Боговдохновенный взор апостола мог проникать в будущее без всяких указаний или признаков его в настоящем. Но, возможно, было и то, что само это настоящее уже носило в себе признаки тревожного будущего, что, может быть, еще укрывалось от других, менее проницательных, но не укрывалось от Павла. Он мог уже в это время примечать те семена, незаметные для других, из коих со временем должны были вырасти опасные плоды. Ефес был одним из центральных малоазийских пунктов, в котором приходили в соприкосновение важнейшие религиозные и философские системы востока и запада. Появления лжеучителей посему здесь естественнее всего было ожидать, особенно имея в виду то, что апостолу всего через каких-нибудь три года после сего уже пришлось писать против появившихся волков в Колоссах, а затем и в Ефесе (посл. к Тимофею). Следы появления лжеучителей в Ефесе в ближайшее к данному время подтверждаются также апокалипсическими письмами Иоанна Богослова, посланием Иуды и первым посланием Иоанна Богослова. Очевидно, предречение Ап. Павла исполнилось в точности.

http://bible.predanie.ru/nedelya-7-aya-p...

Более того, в Новом Завете говорится о том, что вообще нельзя злословить никакое начальство. И сказано, что те люди, которые злословят начальство, как бы " сожжены " в своей совести и неправильно поступают. И в Посланиях апостола Петра мы находим призыв: Бога бойтесь, царя чтите (1Пет.2:17), например. А как чтить царя? Ну, понятно, не злословием. А какой же царь был при апостоле Петре? Император Нерон. Это вообще был изверг полный, человек с какими-то садистскими наклонностями. Но Пётр, когда говорит: Бога бойтесь, царя чтите , - он говорит о принципе власти. Что, если над империей поставлен такой страшный царь, значит, это Божие наказание. Если люди исправятся - будет хороший правитель. Конечно, мы имеем примеры, когда, например, Василий Великий молился, чтобы император Юлиан Отступник умер бы. Или когда отцы VII Вселенского собора писали императору Византийскому Льву анафемы, потому что он был иконоборец и уничтожал святыни церкви. Но в то же время, когда они начинали свои обличения, они писали: " Приветствуем мы императора... Радуйся о Господе... " - и так далее, а потом уже высказывали какие-то свои претензии. Это вы можете увидеть в Деянии VII Вселенского собора. Поэтому, Сергей Павлович, не надо спешить именно, заняв какую-то позицию, бурно её отстаивать. Это немножко неправильно. Мы всегда должны изучать тот или иной вопрос. Когда Вы мне задали тогда свой вопрос, конечно же, я пришёл домой, я посмотрел у Златоуста, я посмотрел в Толковой Библии, в других текстах, источниках. И картинка, конечно, немного меняется. Это очень важно, когда мы объективно всё воспринимаем. - Добрый вечер, отец Олег. Раба Божия Ольга хочет спросить Вас по девятой главе книги Бытия, где говорится о том, как Господь заключил завет с Ноем. Там в одном месте изумительной красоты слова о радуге. Вообще, я раньше никогда не задумывалась. Мы живём летом в Купавне, по Горьковской дороге, у нас там озеро прекрасное. И вот когда сынок выходил, Вы знаете, такая была радуга над озером необыкновенной красоты! И я сразу вспомнила псалмы, там часто призывают любоваться красотой Божьего мира. И вспомнила, что в Бытии есть слова о радуге. Я потом домой пришла, нашла, что это 9-ая глава. И там говорится, что Господь заключил с Ноем завет, что больше не будет такого потопа, если люди будут себя правильно вести.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-15-02-20...

Человека, который вступил на путь духовного самосовершенствования, обязательно ждут искушения. Подобно тому, как на рынке можно встретить честного продавца, а можно — проходимца, готового обмануть доверчивого покупателя, так и в духовной жизни существует добро и зло, персонифицируемое в дьяволе, и он «ходит как лев рыкающий, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ). Но надо помнить, что не Бог искушает человека, Он только дает каждому свободу выбора: идти к Нему или от Него. Церковь постоянно увещевает своих чад словами святого апостола Иоанна: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» ( 1Ин.4:1 ). Трезвое, обдуманное отношение ко всему, что окружает человека, особенно важно, поскольку духовная жизнь подобна переходу через пропасть по натянутому канату. Стоит отвлечься от реальности, возмечтать, заглядеться на сторону, и непременно свалишься в пропасть. Обязанность Церкви — дать человеку ту опору, защиту и ограждение, чтобы душа его не погибла на пути к Богу. Церковная жизнь верующего человека связана также с обрядовой стороной определенными правилами поведения. Правда, сила обряда заключается не в слепом его исполнении, а в вере, которую мы в него вкладываем. Икона сама по себе не может уберечь вас от зла, спасает от него ваша неустанная молитва перед этой иконой. Также и церковный обряд — это не магическое действие, а священное действо, таинство, которое одухотворяет человека, когда он искренне молится и верует. Но даже среди верующих, к сожалению, есть люди, тяготеющие к магическим действиям лже-обрядов, которые на деле лишены сакрального общения с Богом, отвлекают человека от истинной жизни. Эти люди легко уклоняются в ложное почитание себе подобных. О таковых сказал Христос: «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» ( Мф.15:14 ). Но что общего может быть у света с тьмою? Духовно беспечные люди, жадно стремящиеся без покаяния и очищения души поскорее избавиться от своих болячек, не замечают лжи и безоглядно вверяются магии будто бы «православных» молитв, заклинаний, а то и предметов для поклонения (самочинные иконописные изображения, земля с могил, камушки и пр.).

http://sueverie.net/babix-basen-otvrashh...

Действительно, странность здесь есть. Как известно, исходя из православного учения, цель христианской жизни – обожение – достигается через личностное и соборное умно-сердечное делание в Церкви, когда нужно «препоясав чресла ума …, трезвясь…», возложить «…совершенную надежду на благодать, подаваемую … в откровении Иисуса Христа» ( 1Пет.1:13 ). Согласно принятому Православной церковью учению свт. Григория Паламы , благодать, будучи нетварной божественной энергией, исходящей от Сущности Самого Триединого Бога, есть Сам Бог, хотя и не в Своей Сущности, но отрывающийся реально, несимволически и без всяких посредств. Откровение благодати Божией есть Богоявление, и оно всегда связано с откровением Его Личности и Его воли. Поэтому невозможно быть благодатным вне живой реальной встречи с Богом, общения с Ним, служения Ему и Его Церкви, верности призванию, данному Им. Благодать, согласно православному учению, не есть вещь в себе, не есть некая безличная освящающая субстанция, действующая самостоятельно в человеке, но она есть плод отношений в Боге и с Богом и с ближним в Церкви. Именно поэтому благодать нельзя «транслировать», «передать», «преподать», «накопить» (как «сверхдолжные заслуги»). Ее источником является Сам Бог, а вместилищем – Церковь и человек в ней. Различение в православной сакраментологии потенциального и актуального образа действия благодати не противоречит этому: актуальной и действенной благодать в человеке становится только при условии открытости ей, целожизненной решимости и умно-сердечного содействия. Если же этих условий нет, то и нет действия благодати. Это действие возможно потенциально, но нет по природе «потенциальной» благодати. Поэтому крещеный, но не живущий по вере, не имеет в себе благодати крещения. Именно из этого исходит и православный опыт совершения таинств. В нем, в нормальном случае, нет и следа автоматизма или магии. Он не отвергает, а, наоборот, предполагает и делает центральным умно-сердечный труд, внимание к духу и смыслу и их целожизненному восприятию и воплощению. Потому что только тогда на практике через реальную синергию во встрече и общении с Богом во Христе и во Святом Духе и в Церкви достигается богочеловеческая жизнь.

http://sueverie.net/problema-sueverij-sr...

Мы знаем из Священного Писания о многократных явлениях Ангелов человеческому роду, которые все, по словам Апостола Павла, суть служебные духи, посылаемые на служение тем, которые наследуют спасение ( Евр.1:14 ); но они являются в видимых образах и возвещают волю Божию языком человеческим, как достойное словесного творения, а не каким-либо бездушным стуком стола, из которого надобно отгадывать буквы, или странными письменами пишущего карандаша. В противоположность ангельским явлениям мы слышим также предостережение Апостола Петра, который говорит, чтобы мы бодрствовали, ибо противник наш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). И Апостол Павел также предостерегает: наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф.6:12 ). Но никто из Апостолов ни слова не говорит нам о каком-либо общении с душами умерших, которое могло бы служить нам руководством в этой жизни. Да и как смешно думать, как унизительно для разума человеческого предполагать, будто мир духовный не может иначе открывать себя нам, как только чрез посредство каких-то ходящих столов, самопишущих карандашей, выступающих из полумрака рук, мелькающих огоньков и т. п. Ужели у Господа нет более прямых, более простых средств, чтобы открыть нам, если сие Ему благоугодно, бытие мира духовного и общение с ним? Ужели, с другой стороны, столы и карандаши помогут нам открыть завесу, которою угодно было Богу закрыть от нас тайны мира загробного, для нашего же блага? Как глупы ребячески наивны и грубы все эти “опыты” спиритов в сравнении с чудесными явлениями духовного мира, известными нам из Святого Писания и житий святых Божиих! Да, мы, православные, признаем благодатное явление и Ангелов и святых – людям, удостоенным сего от Бога; но никак не можем верить, чтобы каждый человек , или, по крайней мере, каждый медиум мог бы по произволу , как бы по звуку колокольчика, известной формулой вызывать кого ему угодно из царства мертвых, злых и добрых, и даже святых, и те должны непременно являться, как бы под влиянием какого-то чародейства… Это недостойно ни святых, ни Самого Бога.

http://sueverie.net/o-spiritax-koldunax-...

Они сначала подтвердили сказанное Господом и согласились с Ним, но тут же, словно догадавшись, что это к ним относится, воскликнули (как пишет святой Лука): да не будет! Как сие показывает их смятенность и противоречивость! Но кто эти другие виноградари, коим хозяин отдаст виноградник? Прежде всего подобает знать, что не только виноградари, но и виноградник будет новый. Со времени земной жизни Христа и далее распространится виноградник Божий на весь род человеческий, и будет он состоять не только из народа израильского, но из всех народов на земле. Сей новый виноградник наречется Церковью Божией, а делателями, или виноградарями в нем будут апостолы, святители, отцы и учители Церкви, мученики и исповедники, архиереи и иереи, благочестивые и христолюбивые цари и царицы и все прочие служители этого Господня виноградника. Они будут отдавать Господу плоды во времена свои. Они после пришествия Христова станут родом избранным, царственным священством, народом святым (1Пет.2:9). Ибо с пришествием Христовым заканчивается избранничество народа иудейского, и избранничество переходит на всех, верующих во Христа, из всех народов на земле. Да не будет! Так сказали злые виноградари Сыну Божию, догадавшись, что страшная сия притча относится к ним. Без этих слов, приведенных евангелистом Лукою, в Евангелии от Матфея образовался бы пробел, ибо было бы не понятно, почему Господь произнес то, что за тем последовало. Между тем, после сих слов иудейских старейшин идут понятные слова Христа: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Камень несомненно есть Сам Христос, строители - старейшины, первосвященники и книжники иудейские; угол - соединение Израиля и язычников, ветхозаветного и нового избрания, ветхозаветной и новозаветной Церкви. Христос - на этом углу, в конце ветхого и в начале нового. Он призывает в Царство Свое и израильтян, и язычников с одинаковою любовью, потому что и те, и другие во время Его пришествия показали себя бесплодными смоковницами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил (Пс.70:20-23). И апостол Петр наказывает верным: но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь (1Пет.4:13). Участвовать в Христовых страданиях означает страдать осознанно и разумно, кротко и терпеливо, дабы очиститься от грехов, дабы оживотвориться, дабы вообразился в нас и вокруг нас Христос живый. Когда великий Златоуст телом умирал в изгнании, измученный и униженный людьми, последними его словами были: " Слава Богу за все! " Священное Писание и история Церкви предлагают величайшие примеры терпения в страданиях, какие были когда-либо известны роду человеческому. И сегодняшнее Евангельское чтение описывает подобный пример великого долготерпения в страданиях. Но не только это. Изображая расслабленного человека, который тридцать восемь лет страдал от паралича с терпением и упованием, сегодняшнее Евангелие нам, кроме того, открывает, или, лучше сказать, подтверждает две великие тайны. Первая тайна: этот человек, много лет болевший, нес причину своей болезни, своих страданий в себе самом, то есть в своем грехе. Вторая тайна: всемогущий Господь наш Иисус Христос исцелил сего больного Своей Божественною силой, сказав: встань, возьми постель твою и ходи. Тем еще раз открылось Его Божественное человеколюбие и Его Божественное всемогущество, извне прикровенное легким страдальческим плащом человеческой плоти. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Множество больных из всех краев, со всевозможными болезнями собирались в этом удивительном месте, чтобы найти для себя лекарство, которое они тщетно искали у людей и у природы в иных местах. Вода сия лечила не сама по себе, своими природными свойствами, составом содержащихся в ней минеральных веществ, но посредством небесной силы; это ясно из того, что она становилась целебной по временам, то есть лишь тогда, когда по промыслу Божию ангел сходил в купальню и возмущал воду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Православная аскетика описывает и объясняет все три способа существования человеческой души. Первый – естественный и святой; второй – противоестественный и греховный; третий – мирской естественно-противоестественный, промежуточный, смешанный и противоречивый. Самое же главное и драгоценное в православной аскетике – то, что её опытно постигнутые и подтверждённые истины позволяют очистить, исцелить, преобразить и обожить человеческую душу, отвратив её от пути греха и смерти и утвердив её на пути блаженной вечной жизни. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Галина И. 31 августа 2023, 09:05 Простите, добавлю высказывание прп. Антония Великого, кот. различает три вида воли, действующей в человеке: " Воля, которая действует в человеке, бывает трояка: от диавола, от человека и от Бога " . Это мнение в разл. вариантах можно встретить у многих св. отцов. Согласно их учению, единое чувство души локализовано в сердце. Прп. Симеон Новый Богослов советует нам " внедрять волю Божию в сердце свое " . А воля эта изложена в Новом Завете, в заповедях Божиих. И знать, что чел. душа в ее природном виде " есть сущность умная, бестелесная, бесстрастная, бессмертная " (свт. Афанасий Великий). Это " сокровенный человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа " (1Пет 3,4). А патристику нам не объять. Галина И. 30 августа 2023, 21:51 3.что душа -высшее духовное начало, кот. организует чел. природу, но сама природой не является. Отмечаются три состояния души в плане познания Бога и греха. Эти состояния способны проявляться через волю человека по отношению к Богу, ближнему и окружающему миру. Прп. Исаак Сирин обобщил это понятие следующим образом: «Естественное состояние души есть ведение Божиих тварей, чувственных и мысленных. Сверхъестественное состояние есть возбуждение к созерцанию пресущественного Божества. Противоестественное состояние есть движение души, мятущейся страстями». «Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй " .

http://pravoslavie.ru/155684.html

о.Олег: - В священном Писании говорится о том, что есть колдовство. Мы знаем, как Моисей совершал чудеса Божии, но египетские жрецы силой колдовства делали нечто подобное. Но не надо впадать в суеверия в связи с колдовством. Потому что очень многие люди находятся в таком суеверии. Они боятся колдунов, магов, каких-то там сглаза, порчи... Для христианина это непозволительно. Дело в том, что жизнь каждого христианина в руках Бога. Почему моя жизнь должна зависеть от какого-то там колдуна, от какой-то порчи? Святитель Иоанн Златоуст говорит прямо: " Если ты сам, человек, не повредишь себе, никто и ничто во всей Вселенной не повредит тебе. " И даже в Книге Притч сказано: незаслуженное проклятие как воробей - вспорхнуло и улетело. ( Сравн . Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется. - Притч. 26:2 - Примеч. редактора ). Поэтому, если человек не живёт церковной жизнью, т.е. он не причащается, не исповедуется, вот тут реально всё может действовать - любая болезнь какая-то, любая порча может пристать к такому человеку. А если человек живёт нормальной христианской жизнью, - особенно, когда причащается, - то с визгом силы зла разбегаются в разные стороны. И ещё другая проблема. Когда люди впадают в какие-то грехи, они начинают обвинять дьявола, напрямую, непосредственно. Вот, мол, дьявол искусил, так получилось, я как бы ни при чём. Вот это тоже недопустимо. Конечно, дьявол, как сказано в Посланиях апостола Петра, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет.5:8) . Но решение, грешить или нет, всегда принимает человек. Совершенно очевидно, конечно, что поле битвы - это сердце человека. И силы зла, силы добра ведут борьбу за сердце человека. Но Бог никогда не попускает нам испытаний сверх наших сил. И если человек сам становится на скользкую дорогу, то это его серьёзная ошибка. А если человек делает всё правильно, почему что-то должно происходить, скажем так, из ряда вон выходящее? Поэтому надо чаще вспоминать слова свт. Василия Великого, который говорил: " Кто людей боится, тот Бога не боится. " А как известно, страх Божий - начало премудрости. Значит, тот, кто людей боится, глупец. И далее Василий Великий говорил: " А кто Бога боится, тот никого не боится. " Поэтому, если возникает страх перед какими-нибудь колдунами, перед чем-то ещё, страх Божий делает человека свободным от любого другого страха.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-08-02-20...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010