Иоиль Иоиль ( – см. Иоил; ωλ; Ioël; иль; L: Ioel): a., 1Цар.8:2 . 1Пар.6:28, 33, 15:17 . – Старший сын пророка Самуила и отец певца Емана ( 1Цар.8:2 . 1Пар.6:28, 33 ). Он и брат его Авия были судьями в Вирсавии; но они не ходили по следам отца своего, и по корыстолюбию превратно судили народ ( Втор.16:19–20 ), и потому народ, недовольный их правлением, требовал себе царя ( 1Цар.8:4–20 ). Таким образом поведение сынов Самуила послужило поводом к великой перемене во внешнем гражданском благоустройстве народа израильскаго: ему дан был царь (сн. Втор.17:14–20 . 1Цар.8 гл. 1Цар.9:17, 10:1, 17–26, 11:14–15, 12:13–25 ). б., 1Пар.5:4 . – Из потомков Рувима; но от которого из 4-х сынов его происходил он, этого не видно ни здесь, ни из других мест Писания. В летописи род его доведен до плена Ассирийского при Феглфелласаре ( 1Пар.5:4–6 ). Keil и Bel. на Пар. р. 74. в., 1Пар.5:12 . – Из потомков Гада, главный в земле Васанской; но от которого из сынов Гада ( Быт.46:16 ) ведет он род свой, не сказано, и о нем самом, равно как и о упоминаемых за ним трех других лицах, ничего более неизвестно. г., 1Пар.7:3 . – Из сынов Израхии, сына Уззия, сына Фолы, первенца Иссахарова, из главных в поколениях Иссахаровых. д., 1Пар.11:38 . – Брат Нафана, из главных воинов Давида. Во 2Цар.23:36 читается: Игал, сын Нафана, из Цобы. Сн. Нафан г). e., 1Пар.15:7, 11 . – Из левитов, сынов Гирсона, начальник сынов Гирсоновых, во времена Давида, при перенесении ковчега Завета из дома Овед-Едома в Иерусалим ( 1Пар.15 гл.). ж., 1Пар.23:8 . – Из левитов, сынов Лаедана, сына Гирсонова, во времена Давида. Левиты все исчислены были в последние годы царствование Давида ( 1Пар.23:1 ); общее назначение их указывается в 1Пар.23:27–32 3 ., 1Пар.26:22 . – Из сынов Иехиела, сына Лаеданова, гирсонитян. Он и брат его Зефам были смотрителями над сокровищами дома Божия во времена Давида. Вероятно, это одно и то же лицо· с предыдущим. и., 1Пар.27:20 . – Сын Федаии, главный начальник у полколена Манассиина на западной стороне Иордана, во времена Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Скачать epub pdf Псалом 72 Псалом этот, согласно краткой надписи на нем: Псалом Асафу – приписывается, как автору его, некоему Асафу, сыну Варахии, из племени Гирсона Левиина, знаменитому из числа левитов, современных Давиду, – тем, что он был одним из трех начальников хора при Давиде ( 1Пар. 6:31,39–43, 15:17,19 и др.). Вместе с четырьмя сыновьями своими он начальствовал над четырьмя градами певцов Давидовых, и, играя по наставлению и под руководством самого царя Давида ( 1Пар.25:2 ), являлся главным распорядителем священной музыки и пения пред ковчегом Завета в Сионской скинии ( 1Пар.16 и след.). Но при этом он был не исполнителем только песнопений (псалмов) Давидовых, но и сам, вместе с Давидом, участвовал в составлении псалмов для церковнобогослужебного употребления. Посему Священное Писание и называет его пророком ( 2Пар.29:30 ). Певец настоящего псалма, как видно, благочестивый христианин (ст. 1, 13, 28), в минуты тяжких страданий, задается (как и в псалмах 36 и 48) вопросом, так сильно и так часто приводившим в недоумение ветхозаветных праведников: как примирить с благостью и правдою Божией земное счастье нечестивых и разные бедствия и страдания людей благочестивых? При виде того, как часто праведные люди претерпевают гонения и бедствия а нечестивые наслаждаются довольством и спокойствием, душа верующего обуревается сильным сомнением (ст. 2, 3) в благости и правде Божией. Но в конце всех своих размышлений и из собственного опыта взятых наблюдений он из святилища Божия получает полное успокоение, придя к тому заключению, что не должно соблазняться видимым счастьем грешников (ст. 14–22, 27) и что полное счастье и истинное благополучие человека заключается в Боге, в теснейшем общении с Ним, выражающемся во всецелом уповании на Него и в хвалебной молитве к Нему (ст. 28). Пс.72:1 Коль благ Бог Израилев правым сердцем. Такое восклицание как бы невольно исторгается из уст псалмопевца после того, как он долгое время размышлял о путях правды Божией и много перечувствовал при виде неправды человеческой. В этом восклицании он выразил укрепившееся в нем убеждение в том, что Бог Израиля всегда милостив и благ к искренно верующим, к правым сердцем. Он как бы так говорит здесь: что бы кто ни помышлял и что бы ни говорил, а я всегда скажу: как неизменно добр Господь Бог в отношении к тем, которые правым сердцем веруют и нелицемерно исповедуют Его!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

I. В Библии животные разделяются на четыре класса: на животных, живущих на суше – четвероногих больших и малых ( Лев.11:2 ), рыб морских ( Лев.11:9, 10 ) птиц небесных ( Лев.11:13 ), пресмыкающихся ( Лев.11:20, 29, 41 ). Первый разряд подразделяется на домашний скот и на животных полевых, диких ( Быт.1:25, 2:20, 7:14, 21, 8:1, 17, 19 ). Кроме этого деления существовало еще деление религиозно-обрядового характера – на чистых и нечистых, не совпадавшее с первым. Из животных, живущих на суше, чистыми считались имеющие раздвоенные копыта и жующие жвачку, как то: коровы, овцы, козы, буйволы, олени, серны, лани, ориски и камелопарды ( Втор.14:5 ). О последних составить определенное понятие трудно. Все остальные, не имеющие вышеупомянутых признаков, причислялись к нечистым. Из них в Библии упоминаются: осел ( Быт.37:25 ; 1Пар.12:40 ), верблюд ( 1Пар.27:30 ), лошадь ( Быт.47:17, 50:9 ), мул ( 2Цар.13:29 ), заяц, тушканчик ( Лев.11:5–6 ; Втор.14:7 ) и все хищные животные: волк, медведь ( 4Цар.2:24 ), лев ( Суд.14:8 ), пантера или барс ( Иер.5:6 ), гиена ( Иер.12:9 в евр.), лисица ( Песн.2:12 ). Для рыб в Свящ. Писании нет отдельных названий. Чистыми из них считались те, которые имеют плавательные перья и чешую. Из птиц в Библии упоминаются: голуби (см. Прав. Б. Энц. IV), горлицы ( Иер.8:7 ), куропатки ( 1Цар.26:20 ), журавли и ласточки ( Иер.8:7 ), куры ( Мф.23:37 ). Нечистыми считались все хищные птицы, как то: вороны, орлы, коршуны, соколы, ястребы, аисты и др. ( Лев.11:13–19 ; Втор.14, 12–18 ). К пресмыкающимся животным причислялись: мышь, ящерица ( Лев.11:29–30 ), лягушки, крот ( Исх.8:8 ), змея, червь, саранча ( Лев.11:22 ), пчела ( Суд.14:5, 8 ), шершень ( Исх.23:28 ), муха, моль ( Иов.4:19 ), муравей ( Притч.6:6 ), паук ( Притч.30:28 ), блоха ( 1Цар.26:20 ), скорпион ( Втор.8:15 ), гусеница ( Иоил.1:4 ), улитка ( Пс.57:9 ) и др. Чистыми из пресмыкающихся признавались только те, у которых голени выше ног, чтобы скакать, как то: саранча в четырех ее видах ( Лев.11:21, 22 ). Только чистые животные употреблялись в пищу и приносились в жертву. Домашние животные играли видную роль в экономической жизни израильтян и составляли главную часть их имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Книги и книжное дело у древних евреев . Кто писал у евреев во времена ветхого завета? Общедоступность письма, всеобщая грамотность здесь не имели места. С вопросом о лицах, знавших письмена, связывается целый ряд других вопросов, и прежде всего вопрос о том, когда евреи начали писать? В книге пророка Исаии Ис.29:11,12 мы встречаем речение «иодеа гассефер» – знающий письмо, т. е., судя по контексту, умеющий читать, но так как чтение и письмо неразлучны в представлении древних, не знавших особого курсива, то понятно, что пророк предполагал у называемого им «иодеа гассефер» и способность писать, значит, во времена Исаии, при развитии политическом и социальном еврейского народа, пророк не считал, что каждый еврей мог читать и писать. В ранний период еврейской жизни, когда патриархи были номадами, искусство письма еще менее допустимо. Из факта покупки Авраамом пещеры и поля при Махцеле против Мамрэ у Ефрона из сынов Хетовых ( Быт.23:17 ) или покупки Иаковом части поля у сынов Еммора, отца Сихемова, за 100 монет ( Быт.33:19 ) – не следует, что подобно событию, описанному в 32 главе книги Иеремии, покупка была юридически закреплена составлением особой записи. Равным обр. происшествие с Иудой, описанное в 38 главе книги Бытия (вручение перстня Фамари), не говорит, что на известных предметах имелись в то время надписи. Фамарь просит у Иуды дать ей 3 предмета: печать, перевязь и трость; очевидно, одной печати было еще недостаточно, чтобы отличить вещь патриарха, а потому на печати скорее были употребительные в то время какие-либо изображения, а самый предмет был просто убранством. Мужские и женские украшения были распространены и в этом периоде ( Быт.24:22 ). Несомненные данные касательно письмен относятся ко времени Моисея, однако, и в эти и в последующие времена среди народной массы выделяются «соферы», о которых находится упоминание в Пс.45:2 , Ис.33:18 , Иез.9:2–3 и т. п. Подобным писцом был и Варух, которому Иеремия диктовал свои речи. В отличие от «шотера», писца-чиновника ( Втор.1:15 ; 1Пар.27:1 , ср. Втор.29:9 , Втор.31:28,16,18 ); 2Пар.19:11 , 2Пар.34:13 , ср. Втор.20:5 , Иис. Нав.1:10 , Нав.3:2 ), «софер» был лицом, свободно занимающимся письмом. Ионафан, дядя Давидов, упоминается в 1Пар.27:32 , как царский советник, человек умный и писец; последним он был, очевидно, не в качестве профессионала. Писец Шафан выступает далеко не в скромной роли техника-переписчика в истории обретения свитка закона при Иосии (см. «Энц.» VII). Отсюда понятно, почему впоследствии под писцом стали разуметь ученого, прототип современного нам библеиста или вообще библиофила.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Иаков Иаков ( =запинатель; ακβ; Iacob; Iakobъ; L: Iakob): a., Иаков патриарх, родоначальник народа израильского. Быт.25:26–34, 27:6–11 и далее 36 и далее. Быт.28:10–22 . гл. Быт.29 – 35, 37, 42:1–4, 46:26–28, 47:1–10 . гл. Быт.48–50 . Чис.23:7, 10, 23, 24:5, 17 . 1Цар.12:8 . 4Цар.17:34 . 1Пар.29:18 . Пс.19:2, 80:2 . и др. Ис.2:3, 6, 41:8, 14, 42:24, 43:1, 44:1 . Мал.1:2 . 3Ездр.3:16 ... Сир.44:25, 45:6 и др. Мф.1:2, 8:11. Лк.13:28 . Деян.7:8, 12, 14–15 . Рим.9:13 . Евр.11:20–21 . и др. – Он был младший сын Исаака, и иначе назывался Израиль. История его жизни подробно излагается в кн. Бытия, в гл. Быт.25 , и потом Быт.27–50 . Вот краткий очерк ее. Имя свое «Иаков», что значит запинатель, получил он оттого, что при рождении держался рукою своею за пяту брата своего Исава ( Быт.25:24–26 ). Впоследствии открылись различные свойства этих братьев, и оказалось, что не первенец Исав, а Иаков достоин был быть родоначальником благословенного племени. Исав слишком мало ценил достоинство своего первородства, и по своему легкомыслию и жадности продал его брату своему за кушанье из чечевицы ( Быт.25:29–34 ). Не дорожил он и благословением родительским, вопреки желаниям родителей, самовольно вступив в брак с дочерями ханаанскими, которые были в тягость и Исааку и Ревекке ( Быт.26:34–35, 27:46 ). Посему Промысл, допустивший хитрость Ревекки, при слепоте Исаака, лишил Исава благословение отеческого, несмотря на его первородство, и оно досталось достойнейшему ( Быт.27:1–40 ). Но отселе начинаются тяжкие испытание для Иакова. Исав возненавидел его и намеревался убить, ожидая только смерти отца ( Быт.27:41 ). Узнав о сем, Ревекка уговорила Иакова удалиться на время на ее родину, пока утолится гнев на него брата его, и Исаака – отпустить его в Месопотамию, в дом отца ее, чтобы там избрал себе невесту из дочерей Павана, брата ее ( Быт.27:42–46 ). Напутствованный благословением родительским, Иаков отправился и на пути ободрен был от Бога видением таинственной лестницы, соединяющей небо с землею, и обещанием ему благословение Божия, данного Аврааму и особенного покровительства Божие в жизни ( Быт.28:1–5, 10–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Книги Паралипоменон (Chronicles, books of) В книгах Паралипоменон содержится множество примеров, позволяющих оценить яркость показанных в них литературных образов. Они представляют собой образцы художественного мастерства, но еще большее впечатление производит сравнение с их основными источниками (1–4 книгами Царств). Точная датировка написания книг Паралипоменон неизвестна. С достаточной долей уверенности можно сказать, что автор писал их для израильтян, вернувшихся из вавилонского плена где-то между 520 и 400 г. до Р. Х. Его читатели возвратились на землю обетованную, но не увидели благословений, на которые надеялись. Автор творчески подошел к изображению прошлого Израиля и побуждал вернувшихся из плена израильтян занять такую позицию и совершать такие дела, которые привели бы к еще большему Божьему благословению. Как и во всех других повествовательных по преимуществу библейских книгах, суть заключенного в Книгах Паралипоменон послания не лежит на поверхности. Она доносится с помощью искусных литературных приемов. В качестве двух примеров литературного мастерства автора можно привести использование им композиционной и тематической символики. Композиционная символика . Автор не располагает исторические события в чисто хронологическом порядке. Он представляет их таким образом, чтобы само их структурное единство способствовало донесению его послания. Наиболее яркое выражение этот подход находит в общей композиции книг Паралипоменон. Свой материал автор располагает так, чтобы он отвечал на запросы и потребности его читателей. Рассмотрим общий план двух книг: Преимущества и обязанности Божьего народа ( 1Пар.1:1–9:34 ); Идеал единой монархии ( 1Пар.9:35 – 2Пар. 9:31 ); Разделенные царства, суд и благословение ( 2Пар.10:1–28:27 ); Воссоединение в царстве надежды ( 2Пар.29:1–36:23 ). Чтобы понять смысл такой структурной композиции, необходимо помнить, что историю Израиля можно представлять совершенно по-разному. В книгах Царств, например, использована иная форма изложения материала. Почему же автор книг Паралипоменон избрал именно такой путь? В показанных им четырех этапах истории Израиля отражается не просто датировка событий прошлого. Каждый из этих периодов имел символическое значение как для самого автора, так и для его первых читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Царство Божье/Царство небесное (Kingdom of God/kingdom of heaven) Царство Божье – одна из основных тем Нового Завета, в котором это словосочетание само по себе встречается более сотни раз. Особенно видное место эта тема занимает в синоптических евангелиях, играя там важнейшую роль в раскрытии смысла миссии Иисуса. Хотя выражение «Царство Божие» в Ветхом Завете не встречается, тема царствования или царского владычества Бога развивается в том же духе и служит излюбленным образом поэтов и пророков. Царствование Бога в Ветхом Завете . Псалмопевец провозглашает: «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» ( Пс.102:19 ). А верующие в Израиле «да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем... Царство Твое – царство всех веков, и владычество Твое во все роды» ( Пс.144:11–13 ; ср. Пс.21:29 ; Дан.2:44; 3:33; 4:31; 7:27 ). В так называемых псалмах восшествия на престол ( Пс.44; 92; 95; 96; 97; 98 ) содержится богатый образами материал, способствующий пониманию проповеди Иисуса о Царстве Божьем. Неоднократно повторяемое заявление, что «Господь царствует», эмоционально воспринимается с радостью и пением, охватывающими весь сотворенный порядок, когда к человеческой хвале с игрой на музыкальных инструментах присоединяются шум моря, рукоплескание рек, ликование гор и деревьев в лесу. Радуются земля и все, что на ней, ибо Божье Царство распространяется на весь сотворенный порядок. В этих псалмах прославляется факт, что Бог царствует, но также предвосхищается, что Он станет «Царем» в том смысле, что проявит Свою трансцендентную царскую власть в конкретном мире людей, народов и природы. Бог прославляется за то, что Он использовал Свою царскую власть в эпохальных событиях истории Израиля, архетипом которых были исход и переход через море. В песни Моисея ( Исх.15:1–18 ) напоминаются могущественные дела Бога по избавлению Своего народа. Господь Израиля проявил (себя «мужем брани» (и более сильным, чем боги Египта, сверхдержавы того времени; см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ ), и Он «будет царствовать во веки и в вечность» ( Исх.15:3,18 ). Бог владычествует над всем творением ( 1Пар.29:11 ), но конкретное выражение Его царствование находит во взаимоотношениях с Его избранным народом Израиля ( Исх.19:6 ; 1Пар.28:5 ). Важными символами этого царства являются Сион и храм, ибо они символизируют Его присутствие в центре святого пространства Израиля и воспринимаются как точка, в которой соединяются небо и земля.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Иисус сын Навин а., Иисус сын Навин ( Исх.17:9, 24:13, 15 . . Втор.1:38, 3:28 . Нав.1:1, 10, 2:1 и пр. и пр. 1Пар.7:27 . 3Цар.16:34 . Неем.8:17 . Сир.40:1 и др.). – Преемник Моисея, вождь израильский, введший евреев в землю обетованную. Он происходил из колена Ефремова, и назывался Осиею. Моисей переименовал его Иисусом, в предзнаменование спасения, какое доставит он израильтянам от врагов их ( Чис.13:8, 17 ). В первый раз И. Навин упоминается в св. истории пред сражением израильтян с амаликитянами. Моисей повелел ему выбрать самых храбрых мужей и сразиться с амаликитянами, а сам возшедши на гору, простерши руки свои к небу, молился, и по его молитве одержана была решительная победа ( Исх.17:9–16 ). При горе Синайской И. Навин сопровождал Моисея на гору, куда Моисей воззван был Богом для получение от Него скрижалей Закона ( Исх.24:12–18, 31:18 ), и при возвращении с горы сопровождал его ( Исх.32:17–18 ). Впоследствии он был в числе соглядатаев, посланных Моисеем для осмотра земли Ханаанской ( Чис.13:17–18 ), и когда, по возвращении, десять из них распространяли худую молву в народе о земле той, Он с Халевом, напротив, отзывались о ней с великою похвалою и успокаивали народ надеждой на помощь Божию. Но народ не слушал их и хотел побить камнями. Тогда Господь осудил весь народ на сорокалетнее странствование в пустыне и виновники возмущение поражены смертью, и только И. Навин и Халев остались живы из соглядатаев, и им только обещано, что войдут в землю обетованную, а прочие все должны были погибнуть в пустыне, и дети уже их имели наследовать землю, им обещанную (гл. Чис.13, 14 ). В конце сорокалетнего странствования, так как и самому Моисею определено умереть вне земли обетованной, Иисус Навин назначен был Богом в преемника ему и Моисей в виду всего народа, поставив Иисуса пред первосвященником Елеазаром, возложил на него руки свои, и т. обр. передал ему свое звание ( Чис.27:12 –23 . Втор.3:21–28 ). По смерти Моисея, И. Навин подкреплен от Бога особенным наставлением и обещанием ему помощи Божией и получил повеление о вступлении в землю Ханаанскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Кедр Кедр ( – от быть плотным, крепким – кедр называется так от своей крепости и плотности; Κδρος; Cedrus; Кедръ; L: Ceder): Лев.14:4 . Чис.24:6 . Суд.9:15 . Иов.40:12 . Пс.28:5, 79:11 . Песн.1:16, 5:15 . 2Цар.5:11, 7:2, 7 . 3Цар.4:33, 6:9 и дал. 3Цар.7:2, 10:27 . 1Пар.14:1, 17:1 . 2Пар.2:3, 8, 9:27 . Ис.2:13, 9:10. 14:8, 37:24, 41:19, 44:14, 60:13 . Иер.22:7, 14 . Иез.17:3, 12. 27:5, 31:3 и дал. Ам.2:9 , Зах.11:1 . Сир.24:14, 50:14 . и пр. и пр. – Высокое, стройное, ветвистое, крепкое и долговечное дерево, принадлежащее к семейству хвойных, игольчатых деревьев, и более по виду подходящее к лиственнице. Самые большие из них имеют от 11 до 13 сажен вышины и от пяти до шести сажен в обхвате. Ветви таких толстых дерев раскидываются на 16-ть сажен. Рост их медлен, особенно в первые годы. Подобно сосне и ели, кедр не перестает роста дотоле, пока не потеряет своей мягкой верхушки ( Иез.17:3, 31:3 ); с потерей верхушки он начинает толстеть и удлиннять свои ветви. Ветви его расположены вокруг ствола так же, как и у ели. Они у верхушки коротки и тонки, но чем ближе к корню, тем становятся длиннее и толще. Нижние ветви кедра, по своей толщине, равняются иногда главному стволу его, и разветвляясь на множество боковых отпрысков, дают широкую тень. Хвоя или иглы, покрывающие ветви и верхушку кедра, в 1 1 / 2 дюйма длины, мелки, тонки, почти четырехугольные, вечно зеленеющие, темного цвета; на старых ветвях они расположены кучками по 20-ти в одном гнезде, а на молодых побегах растут поодиночке. На 50-м году своего возраста кедры начинают приносить плоды или шишки, по наружности очень похожие на сосновые. Они растут по концам ветвей кучками, по три и по четыре вместе, яйцеобразны, острыми концами обращены вверх, держатся крепко на коре серо-бурого или темно-коричневого цвета, и издают приятный запах, так как и все дерево. Кедры размножаются и возобновляются только семенами, падающими на свежую землю к корням старых дерев. Из естественных щелей, или искусственно сделанных надрезов на коре дерева, отделяется белая смола, похожая и видом и запахом на меккский бальзам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Кровь (Blood) Появление крови никогда не бывает хорошим знаком. Сама по себе кровь – естественное явление, а вот ее вид таковым не воспринимается. Для древних ее красный цвет, наряду с мистической ассоциацией с жизнью и смертью, делал кровь зловещим и ярким символом насилия и зла, вины и грядущего наказания. Хорошим предзнаменованием кровь могла служить только во время жертвоприношений. Кровь как символ человеческой жизни . Образ крови, часто в сочетании «плоть и кровь», символизирует человеческую жизнь ( Ин.1:13 ; Гал.1:16 ; 1Кор.15:50 ). Без крови человек возвращается в прах. Прах разлагающегося тела и отсутствие крови символизируют тленную и бренную природу человека ( 1Кор.15:50 ). Аналогичная символика заложена в сочетании «кровь и вода» ( Ин.19:34 ; 1Ин. 5:6 ). Кровь настолько ассоциируется со смертностью человека, что ученикам (да и нам тоже) трудно было представить себе, что у воскресшего Христа есть плоть и кости ( Лк.24:39 ). Кровь как символ смерти. Коль скоро жизнь держится на крови ( Лев.17:11 ; см. выше), упоминание о крови связывается с угрозой для жизни ( 2Цар.23:17 ; 1Пар.11:19 ) или с уходом жизни из тела. Кровь содержит дуновение жизни (nees) Бога, поэтому дух возвращается к Богу, Который дал его ( Ек.12:7 ) и сообщает Творцу о каждом случае кровопролития ( Быт.4:10 ). Иов умоляет: «Земля! не закрой моей крови, и да не будет места воплю моему» ( Иов.16:18 ). Упоминание о крови указывает на непреложный факт смерти человека, независимо от ее причины. Кровь связывается со смертью в результате неназванных насильственных действий ( Иез.5:17 ; Авв.2:17 ), Жертвоприношений детей ( Иез.23:37, 45 ), зависти и ревности ( Иез.16:38 ), убийства из алчности ( 3Цар.21:19 ; 4Цар.9:26 ) и даже самоубийства ( Мф.27:8 ; Деян.1:18–19 ). Кровь как начаток смерти течет по земле перед тем, как тело превратится в прах ( Ис.63:6 ). Кровь как символ вины . Образная связь крови с виной основывается на понимании крови как символа насильственной смерти. Во многих местах само упоминание о крови подразумевает виновность. Библейские авторы используют такие выражения, как «кровь Изрееля» ( Ос.1:4 ), «город нечестивцев, запятнанный кровью» ( Ос.6:8 ), «руки полны крови» ( Ис.1:15 ). Псалмопевец опасается «кровожадных» людей ( Пс.138:19 ). Кроме того, кровь убитого не только вопиет к Богу, но и преследует убийцу ( Иез.35:6 ). Пролитая кровь, как тяжелый груз, висит до самой смерти ( Притч.28:17 ). Каин жаловался, что его наказание (или виновность) больше, нежели он может снести ( Быт.4:13 ). Кровь и связанная с ней вина остаются на руках ( Мф.27:24–25 , см. ОМОВЕНИЕ РУК ). Кровавые дела ожидают расплаты ( 2Цар.16:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010