§ I. – Канон синагоги Образование канона еврейской Библии 1 . История канона Ветхого Завета темна и трудна, недостаточна документами, но важные пункты ее, однако, достоверны. 2 . Мы не знаем, no каким правилам различали в Ветхом Завете канонические книги от неканонических. Из первой книги Маккавейской ( 1Мак.4:46 ) можно вывести, что в круг обязанностей пророков входило также и то, чтобы высказываться о божественном происхождении известного писания. Святость авторов большинства книг, их пророческий характер и повеление, которое Бог им давал о писании, должны были также служить к признанию вдохновения книг Ветхого Завета ( Исх.17:14; 34:27 ; Нав.24:26 ; 4Цар.22:11 и сл.; 2Пар.27:9; 34:14 ; 2Ездр.8:8 ; 1Пар.16:40 ; 2Пар.31:3–4 ; Лк.2:23 ; 2Кор.3:6 ; Пс.16:4 ; Ис.30:8; 34:16 ; Иер.30:2; 36:2 ; Авв.2:2 ). 3 . Охранение Писаний было вверено священникам ( Втор.31:9; 17:18 ; сл. Притч.25:1 ; 1Цар.10:25 ; 4Цар.22:8 ). Иисус Навин собрал писания Моисея ( Нав.24:26 ) и присоединил к ним новое писание, вероятно, свою книгу; Даниил говорит нам о книгах ( Дан.9:2 ); первая книга Маккавейская – о священных книгах (1Макк.12:9); вторая Маккавейская – о книгах царей, пророков и Давида (2Макк.2:13); введение к книге Иисуса сына Сирахова – о законе, пророках и других книгах. 4 . Вообще Ездре, называемому „книжником, сведущим в законе Моисеевом“ ( 1Ездр.7:6 ), приписывают первое собрание священных книг. – Неемия также заботился о собирании „деяний царей, пророков и псалмов Давида“ (2Макк.2:13), каковые книги он поместил в составленной им библиотеке. Во времена Неемии канон заключал, следовательно, уже несомненно, кроме псалмов, книги Царств и пророков, которых мы называем этим именем, Патокнижие, Иисуса Навина и Судей, книги, обозначаемые у евреев под именем первых пророков. 92 Это – так называемый второй канон иудеев. – Третий канон образовался мало-помалу и включил в себя все другие книги Ветхого Завета, именно те, которые составляют третью часть еврейской Библии, известную под неопределенным именем писаний, кетубим – по-еврейски, агиографов – по-гречески. Первое упоминание об этом третьем каноне или, лучше, об этой третьей части ветхозаветного канона, находится во введении к книге Иисуса сына Сирахова, где автор Сирах исчисляет, кроме закона и пророков, „остальные книги отцов“ τ λλα πατρα βιβλα, и „остальные из книг“ (τα λοιπ των βιβλων), не давая, однако, точно сведений о том, какие именно были эти книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

97 Chag. 11.б, Berakh. 17. a, Erub. 13.б др. см. Wünsche, Neue Beiträge S. 328 и 404, Schoettgen, Horae ad Math. 26. 24. Cp. Мф. 18:16 и парал. или: «лучше умереть, чем лечиться у кудесника» Schabb. XIV, 4 ср. Ier. Bar: 1, 2 у Delitzsch» a, Harae ad h. I. 99 Пасхальная вечеря продолжалась только до полуночи. « Кусок» обычно хлеба, но возможно и мяса. Если это был заключительный кусок, размером в оливу, пасхи или опреснока, то надо будет призвать, что Иуда ушел, не дождавшись не только четвертой, но и третьей чаши (благословения). А в таком случае он участвовал во вкушении только евхаристийного хлеба, но не вина, что догматически безразлично, ибо как в крови (вине) вся жизнь физиологическая, так и тело (хлеб) заключает в себе и кровь. Возможно, что под этим куском Иоанн Богослов разумеет евхаристический хлеб (как думает Кирилл Ал.). Выражение «после куска вошел в него сатана» предполагает, что Иуда съел данный ему Господом кусок хлеба или пасхального мяса. Хлебу более соответствует «обмакнув», так как горькие травы, обмакнутые в харосет, елись вместе с кусками опресноков. Но, конечно, возможно и соединение трав, обмакнутых в соус с куском мяса. 100 Богословский вестник 1907. Т. 3. 12. С. 723–754 (2-я пагин.). Сбой нумерации отделов в тексте. 103 Ср. Горайот III, 8 Пер. 4, 518 сл. Sanh. 60 a Gold. 7, 256 Moed katon 26 a Gold. 3, 763–769. Разумеется обычная одежда, а не священное облачение, в котором совершали богослужение в храме, но не ходили вне храма, – тем менее великолепные и драгоценные первосвященнические ризы, в коих первосвященник совершал богослужение в три великие праздника и в день очищения и кои тогда, с 6 по 36 г. по Р. X., хранились Римлянами в башне Антония и выдавалась на праздники только за семь дней (Иос. Antiq XVIII, 4, 3 и XV, 11, 4 N. IV р. 156 сл. и III p 406 сл.). Запрещение первосвященнику разрывать одежды относится только к обычному трауру по покойникам ( Лев. 10:6 и 21:10). Напротив, см. 1Мак. 2:14 и 11:71 Иос. Фл. Bell. II, 15, 4 N. § 322 р. 215. Примеры разрывания одежд вообще в Библии см. Быт. 37:34 ср Чис. 14:6 ; Иов.1:20 ; 2Цар. 13:19 ; 4Цар 18:37 и 19:1; Ис. 37:1 ; Деян. 14:14 . Церемония разрывания одежд, по описанию Маймонида, была такая: «разрывание делается стоя, – длина разрыва – ладонь, не разрывается исподняя одежда (хитон–рубашка) и верхний плащ, а остальные – все, хотя бы их было десять» (у Buxtorfius " a Lexicon Chaldaicum, Talmudicum et Rabbinicum, col. 2146). Что вне богослужения и храма архиерея носили общееврейские одежды, об этом свидетельствуют: Деян. 23:5 – ап. Павел не мог отличить архиерея от других синедристов, – и Ios. Antq. XVIII, 4. 3 N. § 91: выходя в город, надевал τν διωτικν.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Читая повествование в его переводе, невольно думаешь: зачем он ставит свой перевод в параллель с русским (синодальным) и греческим текстом? Неужели он думает этим доказать, что его перевод есть: самый лучший перевод. Но в таком случае он обманывает себя и других и к нему вполне приложимо изречение Псалмопевца Давида: солга неправда себе ( Пс.26:12 ). 138 Не лишне припомнить, что евангелисты Матфей и Лука начинают свои Евангелии с детства Господа нашего Иисуса Христа; св. Марк со вступления Иоанна Предтечи в служение, – и, наконец, св. Иоанн Богослов – со вступления Господа в общественное служение. 140 Если крещение Господа было 6-го января, то 40 день искушения, а следовательно и первое свидетельство Предтечи о Христе должны падать на 15-е февраля 780 года от основания Рима. 143 Синедрион, в качестве верховного судилища, организовался только во времена Антипатра и Ирода (Иос. Флав. Древн. 14, 9.4); тем не менее в нем можно видеть продолжение иди, вернее сказать, подобие древнейшего иудейского учреждения. Так, в книге Числ (11:16,24) упоминается уже о поставлении Моисеем 70-ти старейшин, а во второй книге Паралипоменон (19:8) прямо говорится, что царь Иосафат основал в Иерусалиме верховное судилище из левитов, священников и старейшин израилевых (Срав. Иез.8:11 и сл. 1Мак.12:6 ). Раввины утверждают, что продолжением этого учреждения и был во время И. Христа синедрион, в состав которого входило не менее 71-го или 72 членов (Tract. Sanhedr. 1, 6): 1) первосвященники – αρχιερeις. Этим именем называются дица, бывшие в должности первосвященника, а также принадлежавшие к знатнейшим священническим фамилиям; 2) старейшины народа – πρεσβυτεροι, ρχοντες τε λαε. Под этим именем разумеются прочие члены, не только из мирян, но и из священников или левитов и 3) книжники, т. е. люди сведущие в законе, юристы по профессии. Первосвященник по должности занимал место председателя (Шюрер, Lehrb. der neulest. Zeitung. § 23). 148 Древние отцы и учители церкви единогласно утверждают, что Илия лично явится на землю пред вторым пришествием Господа (Иустин Муч., Ориген , св. Златоуст, бл. Августин (ωσπερ Ιωννης προδρομος ην της προτερας παρουσιας, ουτος Ηλιας εσται προδρομος της δευτερας παρουσας).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В данном контексте мы не будем разбирать содержание проповеди пророков писателей и устанавливать значение и место каждого из них в истории пророческого движения в Ветхом Завете. Отметим только, что, как общее правило, время деятельности и проповеди каждого из них сказалось, как время крупных исторических кризисов, потрясений и, также, перемен на исторической сцене вообще и в судьбах израильского народа в частности. Это обстоятельство должно быть, несомненно, учтено для определения роли пророков и сущности пророческого служения. Отметим тоже, что, начиная с V-oro века, в Израиле начинается исчезновение небиим. Об этом свидетельствует 1Мак.4:46 и в 14:4. Это же с грустью отмечается в Пс.73 /74 ст. 9. Руководящая роль в религиозной жизни Израиля переходит от пророков к мудрецам, создавшим новый род письменности, посвященный учению о Божественной Премудрости И ее проявлениях в человеческой жизни. И так как мудрецы свою мудрость и вдохновение получали тоже от Бога, то последние ветхозаветные книги иногда их тоже приравнивают к пророкам ( Сир.24:33 , Прем.7:27 ). Пророческое же слово зазвучало снова в Израиле в лице Иоанна, сына Захарии, по выходе его на свое служение ( Мф.3:1–12 , Мк.1:2–8 , Лк.3:1–20 , Ин.1:6–8, 15, 28 и сл.). Но это уже составляет преддверие Нового Завета. Глава третья. Пророки и лжепророки Исторический очерк, приведенный в предыдущей главе, не исчерпывает всех вопросов, связанных с историей пророческого движения в Израиле. Одним из таких вопросов является вопрос о лжепророках. О нем теперь должна быть речь особо, так как от его решения зависит правильное понимание призвания и служения израильских пророков. Тема о лжепророках проходит через всю историю пророческого движения. Вопрос об них осложняется тем, что об них часто говорится, как просто о небиим. Так, пишущие пророки часто высказывают свое отрицательное отношение к этим последним ( Иер.5:21, 6:13, 14:14, 23:9–32, 27:10, 29:9 , Иез.13:1–14:11 ) наряду с усиленной полемикой против лжепророков. Кем были лжепророки и чем они отличались от истинных пророков?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Примерами древних и особенно славным делом Елеазара доказывается, что воинская храбрость была свойственна и мужам Ветхого Завета (nostris). 195 . Но, может быть, кто-либо, находясь под впечатлением военной славы 329 , подумает, что одна только воинская храбрость и существует и что я потому-де и уклонился в сторону (ad haec), что она была чужда нашим (quia illa nostris deforet)? Однако такое предположение несправедливо, ибо сколь храбр (был) Иисус Навин, который в одном сражении поразил пятерых плененных царей вместе с народами их ( Нав.10:5 и сл.)! (Далее), в сражении с Гаваонитянами он же, боясь, чтобы ночь не помешала (использовать) победу, воскликнул в великости своего ума и веры: «Пусть станет солнце» ( Нав.10:12 ), и оно осталось неподвижным, пока не была использована победа (cousummaretur victoria). Гедеон с тремястами мужей победил враждебный (ему) сильный и жестокий народ ( Суд.7:8 и сл.). Ионафан, будучи юношей 330 , обнаружил храбрость (virtutem) в (одном) большом сражении ( 1Цар.14:1 и сл.). А что мне сказать о Маккавеях? 196 . Впрочем, прежде я скажу о народе отцов, который хотя и был готов сражаться за храм Божий и за постановления закона (Божия), однако, подвергшись коварному нападению (dolo lacessiti) врагов в день субботний, предпочел лучше остаться беззащитным (offerre nuda corpora), чем защищаться и тем осквернить субботу ( 1Мак.2:85 и сл.). Итак, все с радостью обрекли себя на смерть. Но Маккавеи, размысливши о том, что таким образом может погибнуть все племя, в субботу же, будучи вызваны на бой, отмстили за убийство своих невинных братьев. Потом, когда раздраженный этим царь Антиох чрез своих полководцев Лисия, Никанора и Горгия повел против них наступательную войну, то вместе с своими восточными силами и ассирийцами был разбит настолько (жестоко), что сорок восемь тысяч 331 (врагов) были положены в одной долине (всего лишь) тремя тысячами (евреев) (1Мак. гл. 3 и 4). 197 . О храбрости вождя Иуды Маккавея судите по примеру одного из его воинов ( 1Мак.6:43 и сл.). Ибо когда Елеазар заметил одного слона, превосходящего других ростом и одетого в царскую броню, и решил, что на нем был царь, то он, побежав, прорвался в средину полка, затем, бросив щит и побивая (врагов) обеими руками 332 , он добрался до зверя, подбежал под него и поразил его поднятым вверх (subjecto) мечом. (Смертельно раненый) слон (упал и) своим падением задавил Елеазара насмерть 333 . Какова храбрость! Во первых, он не убоялся смерти; затем, будучи окружен полками неприятелей, он (все-таки) прорывается сквозь сплоченные (ряды) врагов, проникает в середину войска и, презирая смерть, без щита с силой нападает на громаду раненого зверя и останавливает его; потом бросается под самого слона, дабы (поднятым вверх мечом) нанести (падающему слону) более решительный удар, (и вот) падением (этого животного) скорее огражденный, чем придавленный, он был погребен под своим же триумфом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Этот глагол в евр. языке неупотребителен 428 , но в сродном ему эфиопском диалекте имеет значение „странствовал“, „путешествовал“. Поэтому означает – земля странствующих, чужестранных, чужих. Вследствие этого и LXX-mь , филистимлянин, обыкновенно, переводят λλφυλος, славян: иноплеменникъ. Филистимляне были древним воинственным народом, постоянно беспокоившим евреев. При Иисусе Навине неприязненных столкновений между теми и другими еще не было 429 . Но слишком часты они в периоде Судей, причем филистимляне время от времени господствовали над израильтянами ( Суд.10:7, 11, 13:1, 14:4, 15:11 ). При первосвященнике Илие они захватили Ковчег Завета (1Цар. гл. 4), но при Самуиле потерпели поражение, которое положило предел их 40-летнему господству над евреями (1Цар. гл. 7). Однако Саул все время своего царствования вел с ними войны, причем счастье было то на той, то на другой стороне ( 1Цар.13:14 и сл., 23:28, 24:2; 31). В царствование Давида филистимляне продолжали делать нападения, но были побеждаемы ( 2Цар.5:17 и сл., 8:1, 21:18). Давид даже завоевал их город Геф ( 1Пар.18:1 ). При Иосафате они сделались данниками евреев ( 2Пар.17:11 ), но при Иораме, в союзе с аравитянами, напали на Иерусалим и не только разграбили его, но и увели с собою жен и детей царя ( 2Пар.21:16 ). Это событие, вероятно, и имеет в виду пророк Иоиль. В царствование Иоаса, царь сирийский Азаил взял у филистимлян Геф ( 4Цар.12:18 ). При Озии они были побеждены воевавшими с ними евреями ( 2Пар.26:6 и сл.), но при Ахазе завоевали себе часть западной Иудеи ( 2Пар.28:18 , ср. Ис.14:29 ). Езекия в первые годы своего царствования имел успех против них ( 4Цар.18:8 ); но скоро явились и другие завоеватели земли филистимской – ассирияне, которые захватили крепость Азот ( Ис.20:1 ). С того времени филистимлянам пришлось много страдать, так как земля их служила для завоевателей дорогой в Египет, на который последние делали свои нападения. В Маккавейское время филистимляне подпали под власть Сирии, а иногда им приходилось терпеть и от иудеев ( 1Мак.10:86, 11:60 и сл.). Царь Александр Валас присоединил к Иудее часть земли филистимской ( 1Мак.10:89 ). Царь Ианней завоевал и разорил Газу. Наконец, при Помпее Азот, Ямния и Газа присоединены были к римской провинции – Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

ж. р. «стенание», «стон», – кроме настоящего случая встречается только 3 раза в псалмах; 11:6; 78:11; 101:21) являются тоже винительными падежами одинакового значение с , т. е. отвечают на вопрос: чем? LXX, правильно передавши оба эти слова – κλαυθμ (плачем) κα στεναγμ (стенанием), присоединили к последнему пояснение κ κπων (от трудов). Это пояснение, несомненно, является результатом неправильного чтения следующего слова: (предл. «из», «от»+ «беда», «несчастие») 1395 – вместо , т. е. смешение букв и . Это покрывание слезами жертвенника Иеговы, надо полагать, состояло в том, что отвергнутые жены, – в сознании своего полнейшего бессилия добиться чего-либо от человеческого правосудия и человеческой справедливости, – прибегали к единственному остававшемуся для них заступничеству Самого Иеговы. Они с плачем и воплями приходили к святилищу, этому месту земного присутствия Божия, и здесь пред Всеведущим и Правосудным изливали скорбь своего сердца. Такое толкование – наиболее распространено. Его принимают: св. Кирилл, бл. Иероним, бл. Феодорит, Феодор Мопс., ван Тиль, Рейнке, Кёлер, Гитциг, Грецов, Эвальд, Кейль, Орелли, Пьюзей, Палладий и Штаде. 1396 Но Велльгаузен и Новак с таким объяснением не соглашаются. Первый указывает на то, что женщины вообще к алтарю не допускались. Второй же ссылается на какие-то экзегетические преимущества считать логическим субъектом при всю иудейскую общину, которая терпела крайнюю нужду и в слезах молила Иегову положить ей конец; а пока она продолжалась, иудеи знали, что Иегова не принимает их жертвы, и что они нечисты (ср. Агг.2:14 ) 1397 . Мнение Велльгаузена является совершенно голословным утверждением. Нигде в законе нет запрещения женщинам присутствовать на дворе храма, где был жертвенник. В Иродовом храме, как известно, было подразделение дворов – на двор язычников, дв. женщин, д. мужчин и д. священников. 1398 При Зорововавелевом же храме было только два двора ( 1Мак.4:38, 48 – αλα), из которых во внутреннем был жертвенник всесожжений ( 1Мак.4:44 сл.), а во внешнем – кладовые и комнаты священников ( Ездр.8:29; 10:6 ; Неем.3:30; 10:37 сл.; 12:44; 13:5 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Антиох Епифан возымел мысль, обратившуюся у него в любимую мечту, ввести во всех своих областях, в числе которых была Палестина, культ Юпитера олимпийского и, объединяя себя самого с этим богом, хотел, в заключение всего, чтоб ему самому воздавалась всюду божеская почесть (ср. 1Макк.1:41 и след.; 2Макк.6:7). Он старался истребить всякое другое богопочитание и обнаружил при этом такой горячий фанатизм, что казался нередко сумасшедшим и был прозван в насмешку: Епиман (безумный), вместо: Епифан (славный). Он отменил в Иерусалиме поклонение Иегове и заменил его идолопоклонством. Это тем более было тяжело, что в самом Израиле была греческая партия, склонная к идолопоклонству (1Макк.1:12 и сл.; 2Макк.4:9 и сл., ср. Дан.11:30–32 ). Святому народу и откровенной религии, а следовательно и существованию самого царства Божия на земле, грозила опасность. Во всем том, что Израиль вынес от язычников до времен Христа, не было еще ничего похожего на преследования Антиоха, потому что царства, в зависимости от которых находился до сих пор народ израильский, никогда так не стесняли его в вере и часто даже, как видно из книги Даниила, Ездры и Неемии, покровительствовали вере Израиля и чтили ее. Для предостережения народа от нападений и замыслов Антиоха, действительно нужны были ему частные пророчества. Эти предостережения и не остались без пользы, как это видно из славного восстания Маккавеев, которое во всем том, что имело оно чистого и святого, может быть признано за плод книги Даниила (Ср. 1Мак.2:59 и слав.). Антиох, со своею гордостью, обоготворяющею саму себя, и со своею фанатическою ненавистью к Богу и к Его закону, есть прообраз антихриста. Все учители церкви усматривали также в этом Антиохе прообраз антихриста. Ветхозаветный антихрист то же в отношении к новозаветному антихристу, что суд над падшим ветхозаветным народом в отношении к суду над падшим новозаветным народом. Прообразование есть общее свойство пророчества. Антиох есть прообраз великого и последнего противника, был уже для народа израильского полным предсказанием. Он был предуведомлен этим фактом о великой грозящей ему опасности, возбуждался к бдению и был ободряем известностью, что тот, кто преследует, не избегнет скорого суда Божия. И если портрет антихриста, начертанный в 7 главе, был нужен Израилю для того, чтобы получше понять Антиоха, который был его прообразом, то мы, ожидающие только его последнего противника, имеем право объяснить и дополнить его портрет по портрету Антиоха. Прежде нас еще сделал это ап. Павел, изображая человека греха ( 2Сол. 2:4 ) чертами, заимствованными из 11-й главы Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Ст. 6. заключает частное наставление об отношении поучаемых к наставникам. Кατηχομενος λγον наставляемый в учении евангельском. Сл. Лук. 1:2. 4 . Деян. 6:16 . 1Гал. 5:17 κοινωνεν; нередко означает принимать в ком участие, разделять с другим свой достаток, свой хлеб, свои имущества; на примере требованиям святых приобщающеся, Рим. 12:13 . Фил. 4:14. 15 . Евр. 12:16 . посему св. Златоуст выражает наставление галатам так: да покажет к нему щедрость. Не дивно, что тогда, как в филиппийцах апостол видел изумлявшую его щедрость к служителю слова Божия ( Фил. 4:10–19 ): в галатах не видал он этой щедрости. Когда же не бывает людей худых? Еще более вероятно то, что учители лжи, чтобы охладить в галатах любовь и уважение к Павлу, указывали им на издержки их для Павла и его спутников, как лишние и незаконные. Во всяком случае пусть помнит, что апостол не за людей холодных к нуждам служителя слова Божия. – Солунянам писал он: молим же вы, братие: знайте труждающихся у вас и настоятелей ваших о Господе и наказующих вы и имейте их по преизлиха в любви за дело их. 1Сол. 5:12. 13 . Тоже 1Тим. 5:17 . Ст. 7. 8. побуждая галатов как к благотворительности, так вообще к делам благочстия, апостол указывает на неприступное величие Божие и на следствия действий наших. Ст. 7. Нельститеся, не обманывайтесь, не обольщайте себя ложными извинениями; так выражается писание и в других случаях, когда хочет вразумить в важности какого-нибудь преступления, считаемого за маловажное. 1Кор. 6:9. 15. 33 . Иак. 1:16 . Бог поругаем не бывает μ μυκτηρζεται; по древнему славян. чтению: подражаем не бывает, – не подражняем ли? иначе непонятный перовод. Mυκτιρζειν – осмеивать, поднимать на смех ( 1Мак. 7:3. 4 . Прим. 1:30. 15, 5. Иер. 20:7 ); насмехаются обыкновенно или над недальновидностью другого, или над беисилием воли его. Нечестие может доходить и до того, что может смеяться мнимой не дальновидности и бессилию промысла Божия, ненаказанно нарушая права и обязанности; 2Пет. 3:4 . Иначе оно бывает и более умеренно. Люди обманывают людей, оставляют их осмеянными, забывая о Боге. Отказывая учителям в приличном содержании по пустым предлогам и по тайному своекорыстию, они обманывают учителей, но не обмануть Бога. Он видит сердечные расположения наши, и наши дела и медлит наказывать беззаконие по долготерпению; в свое время совершит он праведный суд свой и не попустит, чтобы ненаказанно нарушали устроенный им нравственный порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иероним свидетельствует, что он сию книгу видел на еврейском языке, то есть, на том диалекте, которой в то время у Иудеев принят, и был сиро-халдейский. Сие же издание до наших времен не дошло, и есть перевод сирский. IV. Содержание Описывается история 34 лет, представляющая дела, от Иуды и его братьев при царях Сирских учиненные. V. Конец Чтоб научить, что Бог не оставляет уповающих на Него, но во всех несчастьях и притеснениях им вспомоществует, и что Он малым числом великое множество неприятелей победить может. VI. Разделение На две части разделяется сия книга: В первой части содержатся славные дела Александра, могущество его и смерть, жестокость в рассуждении Иудеев. 1Мак.1 . Во второй самая история о Маккавеях во время предводительства Маттафии, Иуды Маккавея, Ионафана и Симона – 1Мак.2 до конца кн. где: 1) Маттафия священник: где его поколение, благочестие, ревность и смерть. 1Мак.2 . 2) Иуды – 1Мак.3–9:28 , где его а. Войны. 1Мак.3 . б. Победы. 1Мак.4 . в. Войны Иудеев против разных народов. 1Мак.3 . г. Тщетное Антиохово осаждение Елимаиса, смерть его, предприятия Иудеев против смежных народов. 1Мак.6 . д. Война против Димитрия. 1Мак.7 . е. Союз Иудеев с Римлянами, 1Мак.8 . ж. Иуда на войне против Вакхида убит. 1Мак.9:1–28 . 3) Ионафана. – 1Мак.9 :28с; 10–13, где его а. Преемство. Гл. 9, ст. 28 до 32 ( 1Мак.9:28–31 ). б. Продолжение войны против Вакхида. 1Мак.9 :32с до конца. в. Дружество с Александром. 1Мак.10 . г. Птоломеево тиранство в рассуждении Александра своего зятя. 1Мак.11 . д. Союз с Спартанцами и Римлянами; Ионафаново приуготовление против Димитрия. 1Мак.12 . 4) Симона. От гл. 13 до конца (1Мак.13с), где его а. Преемничество и очищение крепости. 1Мак.13 . б. Спокойное правление и мир с соседями. 1Мак.14 . в. Дружество с Антиохом вскоре нарушенное. 1Мак.15 . г. Смерть. 1Мак.16 . § 50. О книге третьей Маккавейской I. Надписание Оно есть Μακκαβαιν γ, то есть, книга Маккавейская третья. Именуется сия книга Маккавейскою единственно от сходства содержания, находящегося в книгах Маккавейских, или потому, что храбрые мужи, о коих в сей книг упоминается, не менее твердыми и непоколебимыми в защищении Богопочитания, как Иуда и братия его, себя оказали: ибо повествуются дела, произведенные за пятьдесят почти лет прежде времен Иуды Маккавейского; и потому сию книгу третью должно положить на первом, вторую на втором, а первую на третьем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010