Глава XIII. О послании к римлянам § 91. Краткие сведения об Апостоле Павле Св. Апостол Павел, до обращения Савл (вожделенный), евреин от еврей, происходил от колена Вениаминова ( Филип. 3 : 5,6) и родился в Тарсе, знаменитом городе Киликийском ( Деян.21 : 39), куда родители его, по сказанию бл. Иеронима, 169 удалились из иудейского города Гискалы, Предки его приобрели право римского гражданства ( Деян.22 : 26–28), которое, по свидетельству Диона Кассия, 170 Юлий Кесарь давал очень многим чужестранцам, и которое, по словам Иосифа Флавия, 171 Иудеи охотно покупали у корыстолюбивых римских правителей. Принадлежа к секте фарисейской, Савл тщательно был наставлен в законе отеческом при ногах Гамалиила в Иерусалиме ( Деян.22 : 3); и хотя фарисеи, по свидетельству Иосифа Флавия, 172 гнушались не только науками, но и самым языком необрезанных, однако из посланий Павловых очевидно, что он знаком был с греческими писателями; ибо приводит изречение Арата ( Деян.17 : 28), Менандра ( 1Кор.15 : 32) и Епименида ( Тит.1 : 12). Вместе с изучением наук Савл, согласно тогдашнему обычаю, 173 соединил упражнение в искусстве делания палаток (σκηνοποιος Деян. 18 : 3), так что впоследствии засвидетельствовал о себе: требованию моему и сущих, со мною послужисте руци мои сии ( Деян.20 : 34). Из училища Гамалиилова Савл вышел жарким ревнителем отеческих преданий ( Гал.1 : 14); это видно из участия его в убиении архидиакона Стефана ( Деян.7 : 58) и воздвигнутого за тем жестокого гонения на Церковь Иерусалимскую ( Деян.8 : 1,3; 6 : 10, 11). Дыша угрозами и убийством на учеников Господних и рассеяв их из Иерусалима, Савл испросил у синедриона письма к дамасским синагогам, дабы и тамошних христиан, связав, привести на суд в Иерусалим ( Деян.9 : 1,2). Так поступил Савл, потому что все, находившиеся по разным странам синагоги добровольно в делах веры подчинялись верховному судилищу иерусалимскому, 174 и Дамаск, наполненный иудеями, 175 предсавлял обширное поле усердию гонителя. Но когда он приближался к Дамаску, внезапно среди дня облистал его свет, превосходивший солнечное сияние, Путники упали на землю и Савл услышал глас на еврейском языке: «Савл, Савл! что ты меня гонишь? Трудно тебе идти против рожна ( Деян.9 : 5; 22 : 6,7; 26 : 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 76-й. О причине воскресения (в трех пунктах). Теперь мы должны рассмотреть вопрос о причине нашего воскресения, имея перед собой следующие три пункта для выяснения: 1) Является ли причиной нашего воскресения воскресение Христа? 2) Будет ли причиной нашего воскресения – звук трубы? 3) Будут ли ангелы делать что-либо в отношении воскресения? Раздел 1. Является ли причиной нашего воскресения воскресение Христа? То, что причиной нашего воскресения не является воскресение Христа, представляется из следующего: Возражение 1. При наличии данной причины, действие следует. Однако при наличии воскресения Христа, воскресение других мертвых не последовало тотчас же. Поэтому Его Воскресение не есть причина нашего воскресения. Возражение 2. Действия не могут быть без предшествующей причины. Но воскресение мертвых произошло бы и в том случае, если бы Христос не воскрес, ибо Бог смог бы освободить и избавить человека каким-либо другим путем. Поэтому воскресение Христа не есть причина нашего воскресения. Возражение 3. Та же самая вещь производит одно действие на всем протяжении одного и того же вида. Воскресение будет общим для всех людей. Так как воскресение Христа не является собственной причиной, т.е. причиной Его (Христа) воскресения, то оно, поэтому, не может считаться причиной воскресения и других людей. Возражение 4. Действие сохраняет некоторое подобие своей причины. Но воскресение людей, во всяком случае, некоторых из них, а именно нечестивых, не будет нести в себе никакого подобия воскресения Христа. Поэтому воскресение Христа не будет причиной их воскресения. Этому противоречит , как сказал Аристотель, «во всяком роде то, что является первым, есть причина того, что приходит после него» («Метаф.»). Христос, в силу Своего телесного воскресения именуется «первенцем из умерших» ( 1Кор. 15:20 ) и «перворожденным» из мертвых ( Апок. 1:5 ; в рус. Библ. тоже «первенцем»). Следовательно, Его воскресение есть причина воскресения других. Кроме того, воскресение Христа имеет больше общего с нашим телесным воскресением, чем с нашим духовным воскресением, которое совершается оправданием. Но воскресение Христа есть причина этого нашего оправдания, что явствует из слов апостола о том, что Он «воскрес для оправдания нашего» ( Рим. 4:25 ). Поэтому Его воскресение есть причина нашего телесного воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фома Аквинский (католический святой) Трактат О Пресвятой Троице. Вопрос 27. О происхождении Божественных лиц Относительно происхождения надлежит исследовать пять [пунктов]: 1) имеет ли место в Боге происхождение; 2) можно ли происхождение чего-либо в Боге назвать порождением; 3) может ли иметь место в Боге [такое] происхождение чего-либо, которое не охватывается понятием порождения; 4) может ли этот случай происхождения быть назван порождением; 5) имеют ли место в Боге более чем два случая происхождения. Раздел 1. Имеет ли место в Боге происхождение? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что никакое происхождение не может иметь места в Боге. Ибо происхождение подразумевает движение вовне. Но в Боге нет ничего подвижного, равно как и ничего внешнего. Поэтому в Боге нет места происхождению. Возражение 2. Далее, все, что происходит, отличается от того, из чего оно происходит. Но в Боге нет различия, но – только высшая простота. Поэтому в Боге нет места происхождению. Возражение 3. Далее, происходить из другого кажется противным природе первоначала. Но, как было показано выше (2,3), Бог и есть первое начало. Поэтому в Боге нет места происхождению. Этому противоречат слова, сказанные нашим Господом: «Я от Бога исшел и пришел» ( Ин. 8, 42 ). Отвечаю: в Священном Писании по отношению к Богу употребляются имена, означающие происхождение. Это происхождение понималось различным образом. Некоторые понимали егов смысле следствия, исходящего из своей причины. Так, Арий утверждал, что Сын происходит от Отца как Его первичное творение, а Святой Дух исходит от Отца и Сына как творение Их обоих. В этом случае ни Сын, ни Святой Дух не были бы истинным Богом, и это противоречит тому, что сказано о Сыне: «...да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5, 20 ). О Святом Духе также сказано: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа...» ( 1Кор. 6, 19 ). Но ведь иметь храм – это исключительное право Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Из слова Божия мы знаем с вами, братие, что Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Но припомним, братие, и то, что мы сказали в начале наших бесед о Боге, именно: Бог непостижим; Он бесконечно выше нас и нашего понимания. Мы рассуждали с вами напр. о благости Божии, всеведении и проч., но вполне постичь этого не можем. Одно только должно сказать о свойствах Божиих, – это то, что Бог беспределен, всесовершен. Он не только свободен от всякого ограничения и недостатка в каком то ни было отношении, но обладает всеми возможными совершенствами и притом в высочайшей степени, или без всякой степени и меры. Св. Писание называет Его великим и великим бесконечно: велий Господь и хвален зело и величию Его нестъ конца ( Пс.144:3 ). И всесовершенство Божие относится ко всем Его свойствам: всесовершен Бог и в знании, и в силе, и в благости и пр. Это величие Божие побуждаете нас, братие, любить, благодарить и прославлять Его. Мы должны любить Бога, ибо кого же и любить нам, как не всесовершенного. Любовь к Богу составляет основание всех наших обязанностей к Нему. Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею мыслею твоею. Сия есть первая и большая заповедъ, – говорил Спаситель ( Мф.22:37–38 ). Душа наша должна стремиться к Богу и в Нем Одном искать успокоение. Вместе с царем Давидом должны мы говорить Богу: «кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Томится по Тебе плоть моя и сердце мое; Бог твердыня сердца моего и часть моя на веки» ( Пс.72:25–26 ). Мы должны непрестанно благодарить Бога; ибо как не благодарить Его, когда Он, по слову св. апостола Павла, дает всему жизнь и дыхание и все, и мы Им живем, и движимся, и существуем ( Деян.17:25–28 ). Наконец, мы должны прославлять всесовершенного Бога. И если Серафимы, окружающие на небеси престол Господа Вседержителя, будучи не в состоянии сносить величия славы Его, закрывают лица свои, когда взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф ( Ис.6:2–3 ), то с каким же благоговейным страхом и трепетом должны служить Ему мы. Прославлять Бога мы должны в сердце, в мыслях своих. Принесите Господеви славу и честь, говорит Давид, принесите Господеви славу имени Его: яко велий Господь и хвален зело и величию Его несть конца ( Пс.95:7–8 ; Пс.144:3 ). Прославлять его мы должны не душею только, но и телом, сохраняя его в чистоте и трудясь им во славу Божию. Прославите (убо) Бога, говорит апостол, в телесах ваших, и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор.6:20 ). Вообще мы должны прославлять Бога всею своею жизнию, жить так хорошо, чтобы другие, смотря на нашу жизнь, прославляли Его. Тако да просветится свет ваш пред человеки, говорил Иисус Христос, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех ( Мф.5:16 ) Итак, братие, будем любить единого истинного Бога, будем стремиться душею к Нему, будем благодарить за Его благодеяния и прославлять Его, как всесовершенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 23. О предопределении После рассмотрения [вопроса о] божественном провидении, нам надлежит обратиться к предопределению и книге жизни. Относительно предопределения будет рассмотрено восемь пунктов: 1) правильно ли приписывать предопределение Богу; 2) что есть предопределение и привносит ли оно что-либо в предопределенное; 3) отвергает ли Бог кого-либо из людей; 4) об аналогии между предопределением и избранностью: избраны ли предопределенные; 5) являются ли заслуги причиною предопределения, отвержения или избранности; 6) о несомненности предопределения: будет ли предопределенный непременно спасен; 7) неизменно ли количество предопределенных; 8) споспешествуют ли предопределению молитвы святых. Раздел 1. Верно ли, что люди предопределены Богом? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что люди не предопределены Богом. Сказал же Дамаскин: «Надлежит твердо помнить, что Бог все предвидит, но не все предопределяет; ведь в нас Он предвидит все, но [отнюдь] не все [в нас] предопределяет» 386 . Ибо наши достоинства и недостатки потому и наши, что мы, благодаря свободной воле, суть хозяева собственных деяний. Следовательно, все, что относится к достоинствам и недостаткам, не предопределено Богом, а это упраздняет предопределение человека. Возражение 2. Далее, все сотворенное, как было показано выше (22, 1, 2), упорядочивается к своей цели божественным провидением. Но о других тварях не говорят, что они предопределены Богом. Следовательно, не предопределен и человек. Возражение 3. Далее, ангелам, подобно людям, доступно блаженство. Но предопределение не приличествует ангелам, поскольку с ними никогда не может случиться заслуживающего осуждения несчастья; целью же предопределения, согласно Августину, является проявление милосердия 387 . Следовательно, не предопределены и люди. Возражение 4. Далее, согласно апостолу, святые обретают от Бога дар Духа Святого: «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» ( 1Кор. 2, 12 ). Таким образом, если бы человек был предопределен Богом, то, коль скоро предопределение – это дар Божий, о его предопределении было бы возвещено каждому предопределенному; но это не соответствует истине.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 97. О наказании проклятых В соответствующей последовательности рассмотрим вопросы о судьбе проклятых после суда: 1) Наказание проклятых, и огонь, которым их тела будут мучиться; 2) вопросы, касающиеся их воли и интеллекта; 3) Справедливость и милость Бога относительно проклятых. Относительно этого рассматривается семь положений:1) мучаются ли в аду проклятые огнем; 2) является ли червь, который мучает их, реальным; 3) является ли их плач материальным; 4) является ли темнота материальной; 5) огонь, который мучает их, настоящий; 6) является ли этот огонь таким же, как сейчас на земле; 7) находится ли этот огонь под землей. Раздел 1. Будут ли проклятые в аду мучиться только в огне? Возражение 1 . Представляется, что в аду проклятые будут мучиться в огне, потому что в Евангелии от Матфея, где заявляется об их осуждении, есть упоминание только об огне, в словах: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» ( Мф. 25,41 ). Возражение 2 . Далее, так же как чистилище подобает за простительный грех, так и наказание ада полагается за смертный грех. Нет другого наказания как кроме огня в чистилище, как следует из слов «и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» ( 1Кор. 3,13 ). Следовательно, не будет в аду никакого другого наказания, кроме огня. Возражение 3 . Далее, разнообразие наказаний дает отсрочку, когда один переходит от жары в холод. Но мы не можем допустить никакую передышку для проклятых. Следовательно, не будет различных наказаний, только один огонь. Этому противоречит, написано «горящие угли, огонь и сера, и палящий ветер – их доля из чаши» ( Пс. 10,6 ). Далее, написано «Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя – грешников» ( Иов. 24,19 ). Отвечаю: Согласно Василию (Homilia vi in Hexaemeron and Hom. i in Ps. 38 ), во время последнего очищения мира, будет разделение элементов, то, что чистое и благородное останется над славой святых, а то, что подлое и омерзительное, будет свергнуто для наказания проклятых: как каждое создание будет для святых предметом радости, так все элементы способствуют мучению проклятых, согласно «и мир ополчится с Ним против безумцев» ( Прем. 5,20 ). Это также соответствует Божьему суду, несмотря на то, что они отправляются грехом из одного, и заканчивают в материальных вещах, которых много, и они разнообразны, они должны мучиться разными способами и из разных источников.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Повод и цель написания послания Содержание послания Место и время написания послания Подлинность и единство послания Характер послания Пособия при чтении послания Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13     Повод и цель написания послания В Коринфской церкви, как известно из первого послания к Коринфянам ( 1Кор.1:10 и сл.), происходили различные нестроения. Для прекращения таких нестроений Ап. Павел и написал из Ефеса свое первое послание к Коринфянам. Послание это, как узнал Апостол от посланного им в Коринф Тита, произвело на Коринфян благотворное действие ( 2Кор.7:5 и сл.). Постановление Ап. Павла о кровосмеснике было приведено в исполнение и этот грешник раскаялся в своем проступке. Но тем не менее тот же посол Павла сообщил ему, что его противники – иудействующие не дремлют и стараются подорвать его авторитет среди коринфских христиан. Они указывали на то, что Ап. Павел слаб духом, изменчив в своих решениях, так что на него трудно положиться. Имея в виду эти нападки, Апостол и пишет к Коринфянам второе послание. О цели послания Апостол говорит сам в XIII гл. (ст. 10-й). Своим посланием он хочет привести Коринфскую церковь в такое состояние, чтобы потом, при личном свидании с Коринфянами, ему не оказалось надобности применять к ним всю строгость своего апостольского авторитета. Он стремится для этого прежде всего восстановить в глазах Коринфян этот свой авторитет – это главная цель, какую он имел при написании послания. Все же остальное служит только средством для достижения этой цели. Содержание послания 2-е послание к Коринфянам, кроме приветствия и вступления, заключает в себе три части. Первая часть – первые семь глав – содержит в себе изображение характера апостольской деятельности Павла, причем особое внимание Ап. посвящает изображению своей любви к Коринфянам и величия новозаветного служения. Во второй части – главы VIII и IX – Апостол говорит о собрании подаяний на бедных христиан. В третьей части – с 10-й по 13-ю главу – Апостол полемизирует с своими противниками, победоносно отражая все предъявлявшияся ими к нему обвинения. Тут же он высказывает свои требования по отношению к Коринфянам. Место и время написания послания

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Возражение 1. Написано: «не воскреснут нечестивые на суд» ( Пс. 1:5 , в рус. Библ. «не устоят нечестивые на суде»). Люди воскреснут только для великого Суда. Поэтому нечестивые и тогда не воскреснут. Возражение 2. Написано: «многие из спящих в прахе пробудятся» ( Дан. 12:2 ). Эти слова имеют ограничительный смысл: «многие», а не все. Поэтому не все воскреснут. Возражение 3. Воскресением из мертвых люди сделаются сообразными Христу воскресшему. Поэтому апостол рассуждает, что если Христос воскрес, то и мы воскреснем ( 1Кор. 15 ). Но только те будут сообразны воскресшему Христу, которые носили Его образ, а это относится только к праведным. Поэтому только они воскреснут. Возражение 4. Наказание не снимается, если не отпускается вина. Телесная смерть есть наказание за первородный грех . Так как первородный грех не прощен всем, то не все и воскреснут. Возражение 5. Как мы вновь рождаемся благодатью Христа, так мы и воскреснем Его благодатью. Те, которые умирают в утробе матери, никогда не могут быть вновь рожденными, а поэтому они не могут и воскреснуть. Следовательно, не все воскреснут. Этому противоречит то, что мы знаем сказанное: «все мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышавши, оживут» ( Ин. 5:25 , в рус. Библ. без «все»). Поэтому все мертвые воскреснут! И апостол говорит: «все мы воскреснем» ( 1Кор. 15:51 в рус. Библ. «все изменимся»). Отвечаю: Воскресение необходимо для того, чтобы те, которые воскреснут, могли получить наказание или награду по заслугам. И наказание, и награда долженствует всем: или по их собственным заслугам, как взрослым, или по заслугам других, как детям. Следовательно, все воскреснут. Те вещи, причина которых исходит от природы вида, должны находиться во всех членах этого вида. К таковым относится и воскресение, потому что причина воскресения, как было сказано выше (п. 1, отв. 4) заключается в том, что душа не может иметь конечного совершенства человеческого вида, пока она отделена от своего тела. А поэтому никакая душа не останется навсегда отделенной от тела, и, следовательно, для всех и для каждого необходимо воскреснуть.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Здесь ясное доказательство того, что святые угодники и по отшествии своём могут за нас ходатайствовать пред Богом и приводить нам на память наши христианские обязанности: 2Мак.15:14 ; Откр.8:3–4:5, 8 . 1Ин.2:1–2 . «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Объяснение. Единым ходатаем Иисус Христос называется в том смысле, что Он один имеет самостоятельное право ходатайствовать пред Отцом небесным об очищении людских грехов, что только чрез Него люди получили доступ к Богу: Еф.2:18 . Но как «наставник» в собственном смысле есть один Иисус Христос, и, однако, в несобственном смысле у нас имеется много иных Богом поставленных наставников в лице пастырей Церкви: Еф.4:11 ; 1Кор.12:28–29 , так и ходатай в собственном смысле один Иисус Христос, а не в собственном, по праву благодати Божией, являются ходатаями и святые люди: 2Кор.1:11 ; 2Пет.1:14–15 ; Еф.2:18 ; Иер.27:18 ; 2Мак.15:14 . Рим.8:26–27 . «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией». Объяснение. Ходатайство о нас Духа Святого не исключает ходатайства святых угодников Божиих, так же как не исключает их заступничества и ходатайства Сам Иисус Христос: Еф.2:18 ; Мф.10:41 ; апостол говорит о «ходатайстве многих»: 1Кор.2:11 . Поскольку Православная Церковь имеет потребность в ходатайстве Духа Святого, то каждая служба и моления церковные в ней начинаются молитвой Духу Святому – «Царю Небесный». Но кроме Духа Святого своими молитвами ходатайствуют за нас грешных и угодники Божии: Еф.1:16 ; Кол.1:9 ; Откр.8:4 . Отсюда ясно открывается, что святые как при жизни непрестанно молились (ходатайствовали) за христиан, так и по отшествии продолжают ходатайствовать: 2Мак.15:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Не полагал пред очами моими» – праведный должен быть особенно осторожен относительно своего зрения: «если будет око твое просто, все тело твое светло будет; если же око твое лукаво будет, все тело твое темно будет» ( Мф.6:22,23 ) – не нужно «дело» лукавого (велиала) полагать пред глазами. Пс.100:3             Не полагал пред очами моими вещь непотребную (=дело велиала),                         чтобы уклоняться – я возненавидел;                         это не прилепится ко мне. «Чтобы уклоняться» – букв.: делать уклонения (извращения). Имеется в виду «уклоняться» (от истины) к лжи» ( Пс.40 /39:5), к велиалу. «Это не прилепится ко мне» – при помощи глагола давак описано отношение, когда два (или многие) стали одно. Глагол «прилепиться» выражает отношения мужа и жены, членов Церкви друг к другу и всей Церкви ко Христу. «Мы члены тела Христова, от плоти Его и от костей Его. Посему «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть». Тайна сия велика есть: я говорю [по отношению] к Христу и Церкви» ( Еф.5:30–32 ; ссылка на Быт.2:24 ). Аналогично (через глагол «прилепляться») описывается противное Церкви Божьей общество сатанинское: «прилепляющийся Господу есть один дух с [Господом], прилепляющийся блуднице есть одно тело [с блудницей]» (см. 1Кор.6:16 ). «Это не прилепится ко мне» означает, что я никак не буду иметь части в делах и обществе «велиала» и не буду «уклоняться» к тому. Так Давид высказал свою преданность Церкви Божьей в противность обществу сатанинскому. Та же мысль в следующем стихе: Пс.100:4             Сердце изворотливое 491 удалится от меня,                         злого не буду знать. «Изворотливое» – кривое, вилявое, в котором есть «лукавство» как кривизна ( Пс.18 /17:27). «Изворотливое сердце» – это источник лжи, начало богоотступничества ( Пс.5:7 ; Пс.7:15 ). «Злого не буду знать» – со злыми приходится контактировать; главное, их «не знать» – не иметь ничего общего, как это показал Авраам в разговоре с царем Содома ( Быт.14:22–24 ) 492 . Как «не знать злых», объяснил Христос апостолам: «если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите пыль от ног ваших» ( Мф.10:14 ); пылинка на обуви – уже что-то общее, пусть не будет ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010