Разделы портала «Азбука веры» Совместная молитва с еретиками запрещена канонами Церкви, независимо от того, общественная она, или частная. Запрещение Церковью молитвенного общения с еретиками проистекает из любви как к своим верным чадам, ради охранения их от лжи перед Богом и лукавства, так и из любви к самим еретикам: отказом от молитвы с ними христиане свидетельствуют, что заблуждающиеся находятся в опасности, так как они — вне Церкви и значит вне спасения. 45е правило святых Апостолов : «епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен». 10е правило святых Апостолов : «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен». 65е правило святых Апостолов : «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго». 33е правило Лаодикийского Собора : «Не подобает молитися с еретиком, или отщепенцем». (Ап. 10, 11, 45, 46, 64; I всел. 19; II всел. 7; III всел. 2, 4; трул. 11, 95; лаод. 6, 7, 8, 10, 14, 31, 32, 34, 37; Василия Вел. 1, 47; Тимофея Алекс. 9).  Совокупляющийся с блудницей – становится одно тело с блудницей. Молящийся с еретиком становится одним телом с еретической синагогой, не зависимо от того молится он в собрании еретиков или «частным образом» дома перед обедом. Общение с еретиками в молитве – духовное прелюбодеяние, единение во лжи и онтологическая измена Христу. Именно поэтому каноны говорят о недопустимости не только «официальной» или богослужебной, но и вообще любой молитвы с еретиком в том числе и частной. Десятое апостольское правило гласит: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен». Известный канонист XII века Антиохийский Патриарх Феодор Вальсамон в толковании на это правило говорит: «Итак кто молился с отлученным, где бы и когда бы ни было, должен быть отлучен. Это написано для тех, которые говорят, что отлученный извержен из церкви и что, следовательно, если кто либо вместе с ним будет петь в доме, или на поле, то не будет виновен. Ибо в церкви ли молиться вместе с отлученным, или вне ея, все равно». Также и авторитетный канонист XX столетия епископ Никодим (Милаш) пишет: «Сам Иисус Христос положил начало отлучению от Своей церкви, сказав: “если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” ( Мф.18:17 ), то есть другими словами, пусть будет отлучен от Церкви. Впоследствии Апостолы подробно разъясняли это в своих посланиях, а также применяли и на деле ( 1Кор.5:5 ; 1Тим.1:20 ; 2Тим.3:5 ; Тит.3:10 ; 2Сол.3:6 ; 2Ин.10 и 11). Таким образом, правило строго выражает мысль св. Писания, воспрещая молиться с отлученным от церковного общения не только в церкви, когда бывает общая для всех верных молитва, но даже и дома наедине с отлученным от Церкви».

http://azbyka.ru/o-sovmestnoj-molitve-s-...

Глава XII Господь Сам стоит на охране добра в мире. Мир как творение Божие в отношении к Богу. Человек как разумно-свободное творение Божие в отношении к Богу. Образ Божий в человеке. Истинное понятие о свободе человека. Действительность и условие свободы в падшем человеке. Выводы. Ной «обрел благодать пред очами Господа [Бога] , – говорит Св. Писание, свидетельствуя о воле Божией, сохранившей род человеческий от Адама в лице Ноя и его сыновей. – ...Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета... И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот Я истреблю их с земли... Но с тобою Я поставлю завет Мой... Сделай себе ковчег из дерева гофер... и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» ( Быт.6:8–18 ). «И сделал Ной все: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал. И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем... И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа» ( Быт.6:22, 7:1–7 ). Таким образом истреблением допотопного рода человеческого и сохранением праведного Ноя и его семейства Господь явил, и, как выражаются, фактически засвидетельствовал о том, что Он Сам стоит на охране добра в мире и что вражда Семени жены против змея-искусителя, т.е. диавола, положенная Богом, Богом же, Его всемогущим смотрением за человеком и Его премудрым домостроительством судьбы человека на земле возводится к тому концу, когда диавол будет поражен в голову в своей власти над родом человеческим и в своем обольщении человека злом. Сотворив мир, всех и «все Себе ради» , по свидетельству Св. Писания ( Прит.16:4 ), Господь «Егоже ради всяческая», целью творения имел, с одной стороны, откровение Себя, славы и благости Своей ( Рим.1:20 ; Пс.18:2 ; Ис.6:3 ; Пс.144:9, 103:24, 148:1–13 ), с другой – в мире неразумных существ целью создания творений было безграничное развитие жизни и бытия ( Пс.8:10 ; Быт.1:22 ), в мире же разумных существ, частнее, в мире человеческом, целью создания собственно человека было приобщение его к радости и блаженству бытия в Нем Самом, т.е. Боге – до соразделения человеком Божественных совершенств ( Еф.1:4, 3:16 ; 1Кор.3:22 ; 1Ин.3:1 ; Мф.5:48 ; Деян.17:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Родительство как общественное служение 25.01.2024 15:44:36 Сергей Львович Худиев По новостным лентам разошлось высказывание Патриарха Кирилла, сделанное им в ходе выступления на XII Рождественских чтениях: «В целях народосбережения и стимулирования рождаемости в России считаю важным на федеральном уровне законодательно запретить мобилизацию в мирное время многодетных отцов, имеющих трех и более детей. Особенно это актуально сейчас. По действующему закону, право на отсрочку имеют отцы четырех детей, но нужно предоставить возможность и семьям, имеющим троих детей, ведь именно такая семья дает хоть и минимальный, но реальный прирост нашего населения» Эти слова прозвучали в контексте многих других предложений, выдвинутых Предстоятелем, направленных на защиту семьи и повышение ее общественного статуса. Патриарх также подчеркнул необходимость бороться против абортов, оградить семью от необоснованных вторжений в ее жизнь, и продвигать — в том числе, на государственном уровне — идеалы верности и целомудрия. Какое-то время назад нам могли сказать, что все это — попытка навязать светскому обществу специфически религиозный взгляд на вещи, безнадежные усилия затянуть людей XXI века в давно ушедшую архаику. Но сейчас уже бросается в глаза, что некоторые истины о человеческой природе не являются «прогрессивными» или «архаичными», «светскими» или «религиозными» — они являются вечными. Они просто отражают реальное положение дел — так, как устроены человек и общество. Например, пьянство ведет к немощи, разорению и преждевременной смерти; это истина независимо от того, верите вы в то, что «пьяницы... Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:10) или нет. Пренебрежение к семье, блуд и аборты ведет к исчезновению народа с лица земли — и замещению его другими народами. Такова реальность, верите вы в нее или нет. Чтобы грабли ударили вас по лбу, не обязательно верить в существование граблей. Старый лозунг «Дети — наше будущее» какое-то время мог выглядеть трюизмом типа «вода мокрая». Но в наши дни он приобретает совершенно другое звучание из-за того, что это будущее никоим образом не гарантировано. Депопуляция коренного населения — и неизбежно связанный с ним процесс заселения опустевших земель другими народами, с совершенно иной идентичностью и культурой, это уже не угроза, которая с которой мы можем столкнуться в будущем — это процесс, который мы переживаем прямо сейчас.

http://radonezh.ru/2024/01/25/roditelstv...

10. Господь наш Иисус Христос оживляет церковь Своею благодатию Справедливость мысли, что Господь оживляет церковь Своею Божественною благодатию, вытекает из того, что Господь Иисус Христос есть глава церкви: ибо если Христос есть действительно глава церкви, а она тело Его, то как же возможно, чтобы Он не проникал ее Своею силою? Мысль сия утверждается на обетовании Спасителя ниспослать на землю Всесвятого Духа, который бы пребыл в церкви во век ( Ин. 14:16, 17 ) – обетовании, действительно исполнившемся в свое время ( Деян. 2:2 ). С тех пор, этот Всесвятой Дух, Дух Христов, нисходит, во-первых, на всех христианских пастырей в таинстве Священства, и облекает их силою и властию, постоянно в них обитающею ( 2Тим. 1:14 ), – учит, священнодействовать и пасти духовное стадо. Нисходит, во-вторых, на всех верующих в таинстве Крещения, где возрождает их и соделывает живыми членами таинственного тела Христова; – в таинстве миропомазания, где сообщает им силы для укрепления и постепенного возрастания в жизни духовной, а затем – и во всех прочих таинствах. Нисходит, в-третьих, на всех верующих, пастырей и пасомых, или справедливее – постоянно почиет на них (пока они остаются того достойными) своими духовными дарами, как «Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия... Дух страха Божия» ( Ис. 11:2, 3 ); постоянно приносит в них (если они не противятся) свои духовные плоды – «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22, 23 ) и все прочие добродетели. Нисходит, наконец, на некоторых верующих в своих особенных, чрезвычайных дарованиях, и " одному дает слово премудрости, другому слово разума, иному дарование исцелений, иному действия сил, иному пророчество, одному рассуждение духовное, иному роди языков, другому же сказания языков» ( 1Кор. 12:7–10 ). Всего же яснее и осязательнее мы усматриваем единение Христа с церковию и со всеми ее членами в таинстве Евхаристии: здесь каждый христианин преискренне приобщается Плоти и Крови Христовой, а с ними приемлет в себя всего Христа, и каждый после того, может сказать, по примеру апостола: «живу... не ктому аз, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ). От сего-то происходит совершенное единение верующих как со Христом – главою церкви, так и между собою: ибо все они оживляются одним и тем же Духом ( 1Кор. 12:11 ), живут одним и тем же Христом, и «мнози суще, подлинно, едино суть тело» ( 1Кор. 12:12 ). – (Сост. по «Правосл. догматич. Богосл.» митр. Макария, ч. II, стр. 305, 306).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

19. Библейские тексты о разделении или расколах в церкви Разделение или расколы в церкви запрещены и осуждены: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо... сделалось мне известным... что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов»« ( 1Кор. 1:10–12 ). – " Не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. Ибо... слышу, что, когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения» ( 1Кор. 11:17, 18 ). – «Будьте все единомысленны... братолюбивы... дружелюбны» ( 1Пет. 3:8 ). Расколы противны: а) единству лица в Иисусе Христе: «Разве разделился Христос?» ( 1Кор. 1:13 ). «Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос» ( 1Кор. 12:12 ). б) желанию и намерениям Господа: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» ( Ин. 17:21–23 ). – «Бог... терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим. 15:5, 6 ). в) духу первоначальной церкви: «У множества... уверовавших было одно сердце и одна душа» ( Деян. 4:32 ). – «Если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» ( 1Кор. 11:16 ). Разделение или расколы в церкви суть следствие и признак плотского настроения: «если между вами... споры и разногласия, то не плотские ли вы?.. когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?» ( 1Кор. 3:3, 4 ). Убегайте производящих разделение или расколы в церкви: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» ( Рим. 16:17 ). – «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа... тот горд, ничего не знает, но заражен страстию к состязаниям и словопрениям, от которых происходят... распри, злоречия... Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины. Удаляйся от таких» ( 1Тим. 6:3–5 ). Опасность от разделения или расколов в церкви: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит... падет» ( Мф. 12:25 ; Лк. 11:17 ). – «Не враждуй на брата твоего... и люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев. 19:17, 18 ). – «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» ( Гал. 5:15 ).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3. Откровенное учение о Св. Предании I. В Ев. Матфея сказано: «шедше... научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» ( Мф. 28:19, 20 ). Обратите внимание на слова Христовы: «научите вся языки», и: «учаще их блюсти вся». Не устное ли учение нужно разуметь здесь в словах. Христовых? II. «Еще многое имам глаголати к вам, но не можете носити ныне: егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину», – говорит Господь ученикам Своим ( Ин. 16:12 ). Смотрите и исполнение слов Христовых, когда апостолы, принявшие Духа Святого, давали церквам различные установления, например: язычникам, обращающимся к Христу, не обрезываться ( Деян. 15 ). Этого не видно в Свящ. Писании. III. Св. ап. и св. Иоанн Богослов о Христе Спасителе говорит: «Суть же и ина многа, яже сотвори Иисус, яже аще по единому писана быша, ни самому мню [всему] миру вместити пишемых книг» ( Ин. 21:25 ). IV. В книге «Деяния апостолов» написано: «пред нимиже (апостолами) и постави себе (Христос) жива по страдании Своем, во мнозех истинных знамениих, деньми четыредесятьми являяся им и глаголя яже о царствии Божии» ( Деян. 1:3 ). А что именно Христос, являясь по воскресении Своем ученикам, говорил, сего в Писаниях нигде не находим; следовательно апостолы возвестили об этом верующим устно одним Преданием, как и таинства установили и прочее, относящееся к бескровной жертве учредили, по устному научению Христову. V. Ап. Павел говорит: «Сего ради бдите, поминающе, яко три лета нощь и день не престаях уча со слезами единого когождо вас» ( Деян. 20:31 ). Какое же было учение, или о чем? Об этом нигде не читается; следовательно верные многое приняли от апостола чрез Предание. «Вся сказах вам, – продолжает апостол, – яко тако труждающимся подобает заступати немощные, поминати же слова Господа Иисуса, яко сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати» ( Деян. 20:35 ). В Евангелии этих слов нет: следовательно апостолы иного приняли от Христа Предания – устным учением. VI. «Хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите» ( 1Кор. 11:2 ); «Аз... приях от Господа, еже и предах вам» ( 1Кор. 11:23 ); «О прочих же, егда прииду, устрою» ( 1Кор. 11:34 ), – говорит св. ап. Павел. Без сомнения апостол многое устроил, но что именно? Из Писания неизвестно. «Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» ( 2Сол. 2:15 ). На эти слова ап. Павла св. Златоуст говорит: «Отсюда явно, что не все он передал посланием, но многое без Писания; но то и другое достойно веры» (Из кн.: «Догмат о преданиях по Стефану Яворскому ». Изд. 2-е Афон, рус. Пантелейм. монастыря. Москва. 1887 г., стр. 10–12).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

13. Изречения св. отцов и учителей церкви о необходимости благодати для освящения человека Учение о необходимости благодати для освящения человека всегда содержала и исповедоваала св. церковь , как показывают: Свидетельства ее древних учителей. Например: а) св. Иринея: «Как дикая маслина, если не будет привита, остается бесплодною для владельца, по своему дикому свойству, и как бесплодное дерево посекается и в огнь бросается: так и человек, пока не приимет чрез веру привития Духа, продолжает быть тем, чем был прежде; будучи плоть и кровь, он не может наследовать царствия Божия, как говорить апостол ( 1Кор. 15:50 )» (Adv. haeres. V, 10, n: 2); б) св. Киприана: «День и ночь мы молимся о том, чтобы освя– щение и оживление, которое приемлется от благодати Бога, сохранилось в нас под Его покровом» (De oratione Domin. XII, р. 207, ed. Bal.); в) св. Ипполита: «То, чрез что святые соделались чистыми, даровал им Бог Сын, – потому и говорят они, что от исполнения его мы вси прияхом» (In Gen. fragm., apud Galland, II, р. 484); г) св. Кирилла Иерусалимского : «Великий Предстатель и Раздаятель даров во всем мире одному дарует чистоту, другому всегдашнее девство, иному расположение к милостыне, другому любовь к нищете, иному силу изгонять противных духов; и как свет одним стремлением луча озаряет все: так и Дух Святый просвещаеть имеющих очи... В нем имеют нужду человеки, Илия, и Елисей, и Исаия; к Нему имеют нужду Ангелы, Михаил и Гавриил» (Оглас. поуч. XVI, п. 22, стр. 362); д) св. Макария Великого : «Как тело без души мертво, и ничего не может делать: так и душа, без небесной души, без Божественного Духа, мертва для царствия, и без Духа Святого не может совершить ничего, угодного Богу» 212 .   212 Беседа о том, что всякая душа, желающая наследовать царствие Божие, должна возродиться от Святого Духа, в „Христ. чт.“ 1839, II, стр. 320. Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1. Понятие об откровении и его главных видах Словом откровение в тесном смысле означается «сокровенных таин явление» или сверхъестественное сообщение людям со стороны Бога каких-либо новых и неведомых для них истин. В отличие от сверхъестественного откровения, постоянное обнаружение действий всеблагого Промысла Божия, являемое чрез посредство естественных сил и законов природы, установленных Творцом, называется откровением естественным. Этот последний вид откровения означается в Св. Писании более общим наименованием: явление, в отличие от более специального слова – откровение, которым преимущественно означается откровение какой-либо тайны, или истины, превышающей силы естественного человеческого ума. Когда ап. Павел говорит об откровении Бога языческому миру чрез посредство видимых творений, то употребляет выражение: «Бог... явил... им» ( Рим. 1:19 ), а когда тот же апостол говорит об откровении чрез писания пророческие тайны воплощения ( Рим. 14:24 ), об откровении ему тайны относительно призвания в церковь Христову язычников ( Еф. 3:3 ) и вообще о сверхъестественных откровениях (ср. 1Кор. 2:10 ; 2Кор. 12:1, 7 ; Еф. 1:17 ; Флп. 3:15 ): то во всех этих случаях откровение обозначает словом откровения. В этом смысле откровение св. Иоанна называется Апокалипсисом. Кроме подразделения откровения на естественное и сверхъестественное различаются еще следующие виды откровения: внешнее и внутреннее, Внешним откровением называется собственно самое дело сообщения со стороны Бога открываемой истины, внутренним откровением – сверхъестественное внутреннее вдохновение лица, получающего откровение. Что касается подразделения откровения на внешнее и внутреннее, то это подразделение имеет для себя основание в самом понятии откровения, которым предполагаются две стороны: внешняя (объективная) и внутренняя (субъективная), – сообщение чего-нибудь и усвоение сообщаемого. Чрез одно внешнее сообщение откровенных истин не достигалась бы еще цель откровения. Откровение должно быть не только воспринято, но и понято и притом понято безусловно верно тем лицом, которому оно сообщено. А для этого необходима не только высшая степень естественной (психологической) восприемлимости, но требуется особое внутреннее озарение, которое означается словом «божественное» или «сверхъестественное вдохновение». В богословском словоупотреблении божественное вдохновение называется словом «богодухновенность», которым означается сверхъестественное воздействие Духа Божия на пророков и апостолов, под наитием которого они правильно изъясняли сообщавшиеся им откровения и верно излагали их в своих священных книгах (Сост. по кн. профессора Н. Рождественского: «Христ. аполог.», т. II, стр. 111–114).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

35. Близость Божия к тварям В разительных чертах изображается в Писании близость Божия к тварям. Бог великолепно одевает каждую из полевых лилий ( Мф. 6:28, 29 ), каждому зерну дает тело, какое хочет, и каждому семени – свое тело ( 1Кор. 15:38 ). Воробей не упадает на землю без воли Его (МФ. 10:29), Он слышит крики птенцов ворона, взываюших к Нему о пище ( Иов. 38:41 ). Не упадает волос с головы человеческой без ведома Его ( Мф. 10:30 ). Он слышит каждое слово, произносимое человеком ( Мф. 12:36 ). Он видит каждую чашу холодной воды, подаваемую жаждущему и утомленному ( Мф. 12:42 ). Каждый вздох человека предстает пред лице Его ( Пс. 78:11 ). Каждая слеза человеческая записывается в книге Его ( Пс. 55:9 ), или, как исповедует церковь в молитве пред причащением: не таится Тебе, Боже мой, Творче мой, Избавителю мой, ниже капля слезная, ниже капли часть некая. Пред взором Его открыты и бездны морские, и бездны сердца человеческого. Ни одна мысль ума человеческого не утаится от Него ( Сир. 42:18, 20 ). Он видит каждое биение сердца, каждое движение воли ( Иер. 17:9, 10 ; Пс. 7:10 ). Он видит все тайны мыслей и дел человеческих. «Той открывает глубокая и сокровенная, сведый сущая во тме и свет с Ним есть» ( Дан. 2:22 ). «Приидет Господь, – пишет апостол, – иже во свете приведет тайные тмы и объявит советы сердечные» ( 1Кор. 4:5 ). Дивно изображает Давид близость Бога к человеку: Господи! Ты проникаешь меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сяду, и когда я встану; Ты предусматриваешь мысль мою издали. В пути моем и в отдохновении Ты окружаешь меня; все стези мои Тебе известны. Еще нет слова на языке моей, но се, Ты, Господи, уже знаешь все. Сзади и спереди Ты заключил меня и наложил на меня длань Твою. Чудно для меня ведение Твое, – высоко, не постигаю его. Ни одна кость не сокрылась от Тебя, хотя я устроен втайне, соткан в глубине земли. Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге все то написано, и дни начертаны, когда еще ни одного из них не было ( Пс. 138:1–6, 15, 16 ). («Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека». Ф. Голубинского , стр. 76 и др.).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону, так однако же, что и от нас требует или ожидает соответственных усилий. Чтобы не дать даров Своих беспечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной беспечности; чтобы щедрое сообщение даров ее не казалось беспричинным, сообщает их после нашего возжелания и труда. При всем том, однако же, благодать всегда дается даром, потому что за малые наши усилия воздает с безмерною щедростию. Посему, сколько бы ни были велики труды человеческие, все они не могут сделать благодать не туне–даемою. Апостол языков, хотя говорил, что Он потрудился паче всех Апостолов, тем не менее присовокупляет, что труды эти не ему принадлежат, а благодати Божией, которая с ним ( 1Кор. 15:10 ). Таким образом, словом: потрудихся, он выражает усилия своей воли; словами: не аз, но благодать Божия – Божественное содействие; а словом: со мною – показывает то, что благодать содействовала ему, не в праздности и беспечности пребывающему, а тогда, как он трудился. Бог многоразличными и непостижимыми способами устрояет спасение наше: в желающих и ищущих спасения Он усиливает желание, а в неимеющих желания возбуждает оное; помогает исполнению спасительных желаний наших, – и вдыхает святые желания, или утверждает их. Почему в молитвах своих мы именуем Его и Покровителем, и Спасителем, и Помощником. Он, подобно нежнейшему Отцу и сострадательному врачу, во всех нас все производит: у иных Он производит начало спасения и воспламеняет усердие к нему, у других приводит к концу дела и добродетели к совершенству, – иных удерживает от близкого падения, а другим подает случаи и удобства ко спасению, – иным хотящим и текущим спомоществует, других нехотящих и противящихся привлекает и склоняет к доброму расположению: всюду производит все – возбуждая, содействуя и утверждая, – но без нарушения данной Им же свободы. Аминь 238 . Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 1. – XII, 862, XII с.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010