Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Слово Евангелие (от греч. εαγγλιον — благая весть, благовестие) — 1) Благовестие Христово (апостольское, христианское ( 1Кор.15:1 )) о наступлении Царства Божия , о спасении человеческого рода от греха и смерти; 2) Книга (всего таких Книг — четыре), излагающая эту весть в форме повествования о воплощении, земной жизни, учении, обетованиях, спасительных страданиях, крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа . Первоначально, в греческом языке классического периода, слово евангелие имело значение «воздаяние (награда) за радостную весть», «благодарственная жертва за радостную весть». Далее так стала называться сама радостная весть. Позднее слово евангелие приобрело религиозный смысл. В Новом Завете оно стало употребляться в специфическом смысле. В нескольких местах евангелие  обозначает проповедь самого Иисуса Христа ( Мф.4:23 ; Мк.1:14-15 ), но чаще всего евангелие – это христианское провозвестие, весть о спасении во Христе и проповедь об этой вести. Евангелие – книги Нового Завета , в которых присутствует описание жизни, учения, смерти и воскресения Иисуса Христа . Евангелие – это четыре книги, названные по именам авторов-составителей – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В числе 27 книг Нового Завета Евангелия считаются законоположительными . Состав канонических книг Библии определяется совокупностью правил в Православной церкви: 85 Апостольское правило (IV век), 60 правило Лаодикийского собора (364 год), 39-ое послание Афанасия Великого о праздниках (IV век), Стихи святого Григория Богослова (IV век), Стихи святого Амфилохия Иконийского (IV век), 33 правило Карфагенского собора. Однако структура из четырёх Евангелий была признана христианами уже к концу II века. В дальнейшем Святые Отцы и Учители Церкви написали толкования на Евангелия. Среди толковников Евангелия можно отметить, например, святителя Иоанна Златоуста , жившего в IV веке, а также блаженного Феофилакта Болгарского , жившего в XI веке. Вынос Евангелия и его чтение — один из самых торжественных моментов православного богослужения, согласно заповеди Иисуса Христа «проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ), оно читается во время утрени, всенощного бдения, Божественной Литургии, молебнов на некоторых церковных Таинствах и требах. Для этой цели используется специальное богослужебное (напрестольное или требное) Евангелие. Богослужебное Евангелие разделено на фрагменты (зачала). В Евангелии по Матфею церковных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67. Всё ли разрешено, что не запрещено в Евангелии?

http://azbyka.ru/evangelie

7. Невидимые действия таинства крещения В то самое время, как оглашенный св. верою видимо погружаем бывает в водах крещения, с произнесением слов: «Крещается раб Божий... во имя Отца и Сына и Св. Духа», – благодать Божия невидимо действует на все существо крещаемого, и – 1) Возрождает его, или воссозидает, как засвидетельствовал Сам Христос Спаситель в беседе с Никодимом, почему и св. Павел называет крещение «банею пакибытия» ( Тит. 3:5 ). 2) Очищает от всякого греха, оправдывает и освящает ( Деян. 2:28 ; 1Пет. 3:21 ; Еф. 5:25–27 ; 1Кор. 6:11 ). 3) Соделывает чадом Божиим и членом тела Христова – церкви ( Гал. 3:26–28 ; 1Кор. 12:13 ). 4) Спасает от вечных наказаний за грехи и соделывает наследниками вечной жизни ( Мк. 16:16 ; Тит. 3:5–7 ; сн. 1Пет. 3:21 ). Точно также о невидимых действиях таинства крещения единогласно учили св. отцы и учители церкви. Св. Варнава: «Крещение преподается во оставление грехов. Мы входим в воду отягченными грехами и нечистотою, а выходим из воды плодоносящими в сердце страх и надежду» («Epist». n. XI). Св. Иустин: «Должно стараться, чтобы вы познали, каким путем можете достигнуть отпущения грехов и получить надежду наследия благ обетованных. Другого пути к сему нет, кроме того, чтобы, познав Христа и омывшись крещением во оставление грехов, начали потом жить безгрешно» («Dialog. сит Тгурноп.» с. 44). Св. Кирилл Иерусалимский : «Великая вещь – крещение: оно есть пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая печать, колесница на небо, утешение райское, царствия ходатайство, дар усыновления» («Поуч. предоглас.» п. 16, стр. 13). Св. Григорий Богослов : «Благодать и сила крещения не потопляет мира, как древле, но очищает грех в каждом человеке, и совершенно измывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную перворождением» («Слово на св. крещ.»). «Купель дает отпущение грехов соделанных, а несодеваемых... Крещение, изглаждая грехи, не уничтожает заслуг... Итак, будем креститься, чтобы победить: приобщимся очистительных вод, которые омывают лучше иссопа, очищают паче законной крови, которые священнее, нежели пепел юнчий, кропящий оскверненные ( Евр. 9:15 ), имевший силу только на время очищать тело, а не истреблять совершенно грех» (Там же, стр. 306, 299, 281).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вслед за тем автор занимается выяснением понятия σκησις. Господствующая у большинства точка зрения на предмет, говорит г. Папамихаил, внушена или латинским богословием, или протестантскими отрицательными веяниями. Одни полагают, что σκησις есть образ жизни – не для каждого человека необходимый, но лишь для некоторых избранников, живущих вне обыденных условий, – дело недоступное и необязательное для человека, находящегося в миру: для мирянина аскетизм есть нечто сверхдолжное. По другому воззрению, аскетизм есть явление бесцельное и смешное. Но то и другое мнение несправедливо: аскетизм есть общая христианская обязанность, осуществимая в различных условиях монашеской и общественной жизни. Этимология и история термина σκησις указывают на заботливое и постоянное культивирование своего характера, на усилие и труд в достижении нравственного совершенства. В христианстве σκησις; получил соответствующий его духу более высокий нравственный смысл – непрерывного стремления христианина к достижению Царства Небесного посредством упражнения в положительных христианских добродетелях и путем борьбы со всеми препятствиями, встречающимися на пути к спасению. Эта мысль с особенной образностью оттеняется, – в соответствии с классическим пониманием σκησις’а, – в первом послании св. апостола Павла к Коринфянам ( 1Кор.9:24–27 ): «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». В патрологической литературе находим такое же раскрытие понятия σκησις, а со времени возникновения монашества оно получило более тесное значение – в отношении преимущественно к монашескому образу жизни, в котором фактически были воплощены начала сурового и систематического духовно-нравственного подвижничества, так что потом произошло отождествление терминов «σκητς» и «μοναχς». В более же частном значении под аскетизмом понимается «весьма суровая, многотрудная и строгая жизнь», которую аскет проводит среди различных телесных и душевных лишений, в неусыпном исполнении христианских добродетелей девства, терпения, смирения и непрерывной молитвы, доходящей до экстаза. С IX в. «аскетическим житием преимущественно называлась монашеская жизнь подвизавшихся на Афоне исихастов», которые проводили время в безусловном молчании, чтобы беспрепятственно беседовать только с одним Богом (С. XIX–XX. Ср.: Зарин С. М., проф. Аскетизм по православно-христианскому учению. Вып. 1–2. С. IX–XI. СПб., 1907).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Св. причащение должно быт принимаемо с решимостию вести новую жизнь: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор. 5:7 ). – «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» ( 1Кор. 10:21 ). Духовная благодать, вытекающая из причащения: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» ( Ин. 6:56–58 ). Первобытная церковь совершала причащение: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян. 2:42 ). – «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжал слово до полуночи» ( Деян. 20:7 ). Тот, кто недостойно участвует в причащении а) повинен против Тела и Крови Христовых: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» ( 1Кор. 11:27 ). б) привлекает на себя суд Божий: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор. 11:30–32 ). в) вкушает и пиет осуждение себе: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот есть и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем» 252 ( 1Кор. 11:29 ).   252 Примеч. Критическое замечание об отступлении западной церкви от православной в совершении Таинства Причащения. 1. Римско-католическая церковь отличается в учении о таинстве св. причащения во 1-х тем, что в ней веществом для таинства причащения служит хлеб пресный вместо квасного. Начало этому обычаю положено было в VII веке, в Испании, но господствующим в римской церкви он сделался в XI веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

VI. Пр. Епифаний Кипрский : «Его (еретика Ария) мысль и неверие обнаруживаются и в том безумном учении, которое его злохудожеством внесено между людьми. Приступим же к его опровержению и, сказав немного, оставим его. Что все у него исполнено безрассудства, это ясно для имеющих ум. Он говорит, что епископ и пресвитер одно и тоже. Как же это возможно? Сан епископский рождает отцов для церкви, а сан пресвитерский, будучи не в состоянии рождать отцов, рождает чад для церкви посредством бани пакибытия, а не отцов или учителей... Как можно назвать пресвитера равным епископу? Привела Ария в обольщение его насмешливость и зависть» (т. V, по изд. 1882 г. стр. 39; тоже см. 48 стр.). VII. Св. Кирилл Александрийский : «Если мы есмы тело Христово и уди отчасти ( 1Кор. 12:27 ), то, думаю, не будет никакой несправедливости сказать, что очами могут быть признаны святые тайноводители, как имеющее преимущество и превосходство над другими и потому, как я думаю, названные епископами; чрез них Господь наш Иисус Христос надзирает за верующими в Него» (т. XI, стр. 58). VIII. Св. Афанасий Великий : «Что учредил Господь чрез апостолов, то прекрасно и непоколебимо пребывает... Если бы все имели ту же мысль, какую ныне имеют твои советники, то как соделался бы ты христианином без епископов? Если возымеют такую мысль те, которые будут после нас, то возможно ли стоять церкви» (т. 2, 9-е пос., стр. 5). IX. Св. священномуч. Киприан: а) «Господь наш, Коего заповеди и увещания мы должны хранить, определяя достоинство епископа и управление Своей церкви, говорит Петру в евангелии: Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ее; и дам ти ключи царства небесного: и еже аще свяжети на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешити на земли, будет разрешено на небесех» ( Мф.16:18–19 ). Отсюда последовательно и преемственно истекает власть епископов и управление церкви, так, что церковь поставляется на епископах и всяким действием церкви управляют те же начальствующие» (т. I, пис. 17, стр. 64).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Не человеческою силою совершится в мире необходимое для жизни. И будет поставлен свещник, имеющий светильце, то есть Христа, в будут светить светильники» (т. XI, стр. 45 и 50). е) «Седмь сия очеса Господня суть, призирающая на сю землю». Если мы есмы тело Христово и уди отчасти ( 1Кор.12:27 ), то, думаю, не будет никакой несправедливости сказать, что очами могут быть признаны святые тайноводители, как имеющие преимущество и превосходство над другими и потому, как я думаю, названные епископами; чрез них Господь наш Иисус Христос надзирает над верующими в Него (т. XI, стр. 58). IV. Св. Афанасий Великий : а) Письмо к Драконттию: «Что учредил Господь чрез апостолов, то прекрасно и непоколебимо пребывают... Если бы все имели ту же мысль, какую имеют ныне твои советники; то как соделался бы ты христианином без епископов? Если возымеют такую мысль те, которые будут после нас, то возможно ли стоять церкви»? (т. II, стр. 5). б) «Отсутствие пастырей дает случай нашествию волков на стадо» (т. II, стр. 64). в) Толк. на 50 псалом: «И да созиждутся стени Иерусалимские. Стенами Иерусалимскими именует святых священнослужителей, ограждающих церковь Его» (т. IV, стр. 178). V. Евф. Зигабен: В толков. 4 ст. 83 псалма: «Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя: олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой. Птичка есть народ христианский, против которого злоумышляют видимые и невидимые ловчие демоны и нечестивые люди. Горлица есть каждый архиерей и священник и учитель благочестия, по словам божественного Кирилла, которые полагают в церквах духовно возрождаемых чрез святое крещение и питаемых причащением Святых Тайн и учительским словом. Их – христиан, подобно тому, как и горлица кормит птенцов своих в гнезде. Ибо обрела, говорит, птичка жилище и горлица гнездо у жертвенников твоих, т. е. церквей Твоих, в которых ежедневно приносится в жертву духовный Агнец Божий, возносящий грех мира» (Толк. Псал. изд. 2-е, стр. 667–668). VI. Св. Ефрем Сирин : «Необычайное чудо, неизреченная сила, страшная тайна – таинство священства!..

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Учение о не-необходимости священнического благословения брачного союза известно у латинян с XIII века. В то время Фома Аквинат (†1274) писал: «Должно сказать, что форму таинства брака составляют слова, выражающее согласие настоящим временем (de praesenti), а не священническое благословение, которое необходимо не для таинства, а для торжественности» 26 . В XVIII веке папа Бенедикт XIV подробно трактует по тому предмету, что священническое благословение брачного союза не относится к сущности таинства брака 27 . У нас безпоповщинская секта новоженов также утверждаете, что сила таинства брака заключается в изъявлении взаимного на сожитие согласия жениха и невесты, а потому брак действителен и без венчания. III. Третий пункт в учении о таинстве брака касается совершителей этого таинства. По суду православной церкви 28 , согласно с единогласным, постоянным и всеобщим учением древней вселенской церкви, совершитель таинства брака, как и других новозаветных таинств, есть пастырь церкви – епископ и пресвитер. Ясное и решительное свидетельство об этом представляет св. Григорий Богослов , когда говорит: «Я сочетатель, я невестоводитель («Тв. св. отцов“, г. III, стр. 288); я сочетаваю юные руки рукою Бога (Письм. 57). Отцы второго вселенского собора в Константинополе предлагали Тимофею александрийскому († 385) вопрос: если кто позовет клирика на бракосочетание (ες τ ζεξαι γμον) 29 . Св. И. Златоуст учит: «священник совершает брачный союз молитвою и благословением (Бес. 48 на кн. Быт). Также учили св. Павлин, епископ ноланский (Poem. XXV Epistol.), Тертуллиан (De monog. c XI. Ad uxor. II, 9) и многие другие. Иначе и быть не может, потому что одни священнослужители, как раздаятели благодатных даров ( 1Кор. 4:1 ), могут сообщить вступающим в супружеский союз, чрез священнодействие брака, божественную благодать, освящающую и скрепляющую этот союз и содействующую брачущимся к благословенному рождению детей, – будущих чад церкви, к взаимному вспомоществованию им во всем добром и к предохранению их от связей незаконных или неблагословенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Павла, которые позволяют судить о его стиле (ср., например, 1Кор.1:20, 3:3 слл. 16 и др.). В ст. 35 понятия скорби, тесноты... голода, наготы, опасности, а равно, и понятие смерти в стт. 36 и 38, выражающие состояния и условия, под знаком которых может протекать жизнь христианина, допускают сопоставления с такими автобиографическими частями в посланиях Αп. Павла, как II Кор. VI, 4 слл. XI, 23, 26, 27. Нарочитый интерес представляет терминологическое совпадение Puмл. VIII, 35, 36, 38 с I Kop. IV, 10 и XV, 30, если это послание, действительно, выражает подлинный стиль Ап. Павла. С этой стороны, представляет интерес и сочетание понятий «настоящего» и «будущего», с которым мы встречаемся не только в Puмл. VIII, 38 , но и в I Kop. III, 22 . Точки соприкосновения усматриваются и между Puмл. VIII, 38–39 , с одной стороны, и Ефес. 1:21, 2:10, 15 , Koл. I, 15, 16 и т.п., с другой стороны. Особого внимания требовали бы, при этом, понятие «будущего» (ст. 38, ср. Eфec. I, 21 ) и понятие «твари» (ст. 39, ср. Koл. I, 15 ). Конечно, близость, наблюдающаяся между Puмл. VIII, 31–39 , и другими посланиями Ап. Павла, не лишает силы тех соображений, которые говорят в пользу составления нашего гимна рукою секретаря, но она, во всяком случае, позволяет думать, что Павловы и не-Павловы части в ткани Римл. вообще и нашего отрывка, в частности, располагаются в настолько сложном взаимоотношении, что их различение представляется возможным только в редких случаях. Но в этом различении, может быть, и нет настоятельной необходимости. Позволительно думать, что в основании Римл., составленного секретарем по указанию Ап. Павла, лежал обстоятельный конспект, тщательно проработанный самим Апостолом. Как уже было сказано, мы имеем все основания предполагать, что он предвидел и гимн VIII, 31–39. И, во всяком случае, не может быть сомнения в том, что написанное секретарем прошло корректуру Апостола, которая могла наложить свою печать и на наш гимн, хотя бы эта печать и не допускала ближайшего определения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   Первобытная Церковь совершала причащение, «и они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:42). «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжал слово до полуночи» (Деян.20:7).    Тот, кто недостойно участвует в причащении:    а) повинен против Тела и Крови Христовых: «посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор.11:27);    б) привлекает на себя суд Божий: «от того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:30). «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор.11:31). «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:32);    в) вкушает и пьет осуждение себе: «ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем» (1Кор.11:29). Критическое замечание об отступлении западной Церкви от Православной в совершении Таинства Причащения   1. Римско-католическая Церковь отличается в учении о таинстве св. причащения, во-первых, тем, что в ней веществом для таинства причащения служит хлеб пресный вместо квасного. Начало этому обычаю положено было в VII веке в Испании, но господствующим в римской Церкви он сделался в XI веке.    Это нововведение западные христиане доказывают тем, будто Иисус Христос установил таинство св. причащения в первый день опресночный. Это неверно. Иисус Христос установил таинство св. причащения, по свидетельству евангелиста Иоанна (Ин.13:1), прежде иудейского праздника Пасхи, следовательно, прежде употребления опресноков, и значит, прежде первого дня опресночного. Если же евангелисты Матфей (Мф.26:17) и Марк (Мк.16:12) говорят, что тайная вечеря была в первый день опресночный, то их слова, на основании прямого указания евангелиста Иоанна, очевидно, необходимо понимать в значении дня, ближайшего к празднику опресноков, который начинался на другой день, после еврейского праздника Пасхи, именно 15-го числа месяца нисана. Следовательно, тайная вечеря, бывшая 13-го числа этого месяца, была в такое время, когда иудеи употребляли еще хлеб квасный, который Христос Спаситель и употребил при установлении таинства св. причащения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3072...

Я часть твоя и удел твой среди сынов израильских.» ( Чис. 18:20 ). Как же пастыри могут найти свою часть достатка в мирских оборотах и промыслах, когда её там Господь не положил для них? Их питание от алтаря Господня, им «Господь повелел жить от благоветствования» ( 1Кор. 9, 13, 14 ); их обеспечение в любви народной, а права на эту любовь приобретаются заботами их о вверенных им душах христианских, трудами для просвещения народа, для его нравственного исправления и благоустроения его жизни. Пусть они сеют полною горстью в народе духовное, и по слову апостола, в обилии пожнут от него телесное ( 1Кор. 9:11 ). Увлекающимся современными суждениями относительно обеспечения духовенства не чрез доброхотные подаяния прихожан, а посредством определенного оклада жалованья, как это практикуется по отношению к светским должностным лицам, не мешает обратить внимание на некоторые факты из история западной церкви, пример обеспеченного положения духовенства которой иногда выставляется в образец для православной даже Церкви. В XI–XV веках духовенство западной церкви вело жизнь весьма роскошную: пользуясь хорошими средствами содержания, они устраивали себе богатое щегольское платье, заботились до обжорства о хорошем столе, заводили хороших лошадей и т. п. Вообще, по своему нравственному состоянию это были люди светские и из светских худшие. Своими пастырскими обязанностями они совершенно пренебрегали. Да они в большинстве и не проходили сами лично своего служения; другие лица за условленную плату исполняли за них все их обязанности. «Какое зрелище, – восклицают писатели того времени, – представлял для христианина тогдашний христианский мир: церковь опустела, пастыри оставили свои паствы и вверили их наемникам.» 27 После этого понятно, что подобные клирики нисколько не походили на христианских клириков. У них обнаруживалось полное или забвение, или непонимание тех целей, к достижению которых они должны стремиться. Как бы в противовес такому чувственному, мирскому направлению духовенства западной церкви, в ней появляются одновременно два монашествующих нищенских ордена: францисканский и доминаканский (в начале XIII века). На первых порах, когда основной обет обоих орденов, апостольская нищета, соблюдался в них во всей строгости, францисканцы и доманиканцы были представителями благочестивой жизни и имели важное значение в Церкви. К сожалению, эти нищенские ордена мало-по-малу уклонились от своего первоначального назначения – содействовать спасению человеческих душ. Обет нищеты был забыт, и их строгая дисциплина сменилась, особенно в XV веке, тою распущенностью, которая так остроумно осмеяна сатирами Иоанна Рейхлина и Эразма Роттердамского. («Письма темных людей» Рейхлина и «Похвала глупости» Эразма). Подобные факты из истории западной церкви должны служить, кажется, достаточным доказательством односторонности воззрений излишних ревнителей материального обеспечения духовенства с их приверженцами. Обличение книжников и фарисеев

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010