Содержание 1. Понятие о Таинстве Причащения. 2. Библейские тексты о св. причащении. 3. Учение Церкви о Таинстве Евхаристии.    I. Вселенские соборы так учат о Таинстве Причащения:    II. Св. отцы учат об евхаристии так: 4. К Таинству Причащения нужно приступать с великим благоговением. 5. Иисус Христос присутствует в Таинстве Евхаристии как совершенный Богочеловек, притом в каждой самомалейшей частице евхаристических даров. 6. В лице священника Таинство Причащения совершает Сам Иисус Христос. 7. Примеры из жизни святых, доказывающие, что в Таинстве Евхаристии под видом хлеба преподается Истинное Тело Христово и под видом вина Истинная Кровь Господня. 8. Догматические и нравственные выводы, вытекающие из учения о пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. 9. Примеры из житий святых, доказывающие ту мысль, что причащение Св. Тайн по чину Православной Церкви необходимо и спасительно, вопреки утверждению некоторых ревнителей древнего благочестия. 10. Счастье прийти к Христу и достойно приступить к причастию Святого Тела Его нужно заслужить. 11. Плоды приобщения Св. Христовых Тайн. 12. Чудеса, бывшие при Таинстве Тела и Крови Христовых. 13. Побуждения к частому причащению Св. Тайн. 14. Вразумление тех, кои самовольно уклоняются от Св. Причащения. 15. Примеры наказания Божия за недостойное причащение Св. Тайн или кощунственное обращение с ними. 16. Примеры врачующей силы Св. Христовых Тайн. 17. Как приступать к приобщению Св. Тайн. 18. Поучение по причащении Св. Тайн (Иннокентия Херсонского). Информация о первоисточнике 1. Понятие о Таинстве Причащения.    1. Таинство это в Новом Завете называется вечерею (1Кор.11:20), трапезой Господней (1Кор.10:21), приобщением Плоти и Крови Христовой (1Кор.10:16) и преломлением хлеба (Деян.2:42, 20:7). Под этим именем разумеется такое таинство, в котором христианин под видом хлеба и вина причащается Истинного Тела и Истинной Крови своего Спасителя для вечной жизни. Таинство сие установлено Самим Господом.    Как о Таинстве Причащения — самом важном и, можно сказать, средоточием тайнодействия христианской Церкви — учил Сам, непосредственно установивший и даже первым его совершивший Иисус Христос?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3072...

1 1Кор.15:50. 2 1Кор.15:53. 3 Августин. Retrationes, 2.3. 4 Так, А. Цумкеллер полагает, что в основе трактата лежит одна или, может быть, две проповеди, произнесенные Августином на пуническом языке для готовящихся ко крещению, ср.: Zumkeller A. Der Christliche Kampf und Einfuhrung//Hfbitzki А. Aurelius Augustinus. Der Christliche Kampf und die Christliche Lebensweise. Warsburg. 1961. S. XVI. 5 Ср.: D’Ales A. De agone cristiano//Grigorianum 11 (1930). P. 132—133. 6 Ср.: Oroz Reta J. El kombate cristiano, segun san Agustin//Congresso internazionale su S. Agustino nel XVI cenmenario dtlla cjbversione. Vol. III. Roma 1987. P. 103. 7 Ср.: Августин. Strmo 64. 4: Agon latine certamen est. 8 Alici L. De agone christiano. Interiorizzazione del conflitto//Fede e Vita. Lectio Augustini XVIII. Settimana Agostiniana Pavese (2002). Roma, 2004. Р. 40; Frend W.H.C. The Donatist Church. Oxford, 1952. Р.219—223. 9 В начале 397 года донатистские епископы Фелициан и Претестат, отлученные в 394 году донатнстским собором в Багаи, были вновь приняты в «донатистское общение». В De agone christiano Августин обращается к теме разделений внутри донатизма, но ничего не упоминает об этом случае с епископами. По-видимому, трактат был написан Августином до этого, то есть в 396 году. Ср.: Zumkeller A. Der Christliche Kampf. S. XV. 10 Подробнее об этом см.: Burns J. P. The Development of Augustines Dilemma Grace. Paris. 1980. Р. 17—51; Creswell D.R. St. Augustines Dilemma. Grace and Eternal Law in the Major Works of Augustine of Hippo. N-Y., 1997. Р. 13—89; Столяров А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М., 1999. С. 115—151; Фокин А. Р. Краткий очерк учения блаженного Августина о соотношении свободного человеческого действия и Божественной благодати в спасении (по сочинениям 386—397 гг.)//Блаженный Августин. Трактаты о различных вопросах. М., 2005. С. 8—40; Соколовски А. Р. Блаженный Августин как матрица всех заключений в богословии Корнелия Янсениуса//Церковь и время, 1 (42)2008. С. 138—155.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2775...

7. Что имел в виду апостол Павел под «скорбями», когда говорил: Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль ( 1Кор.7:27-28 )? 1 2 3 4 Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Комментарий: С одной стороны, под скорбями здесь понимаются семейные трудности. «Скорбями, — учит св. Ефрем Сирин — (апостол — ред.) называет заботы и печали, сопряженные с браком. “А мне, — продолжает, — вас жаль”, как детей, и желаю, чтобы вы были свободны и беспечальны. Брак — узы; и те, которые находятся под его игом, не имеют власти над собой, как сказано выше». С другой стороны, под указанием на скорбь, как следует из некоторых современных толкований, можно понимать указание на внешнее давление, прессинг, грядущие гонения. Такое значение имеет греческое слово θλψις — «притеснения, угнетения, мучения» (при этом подчеркивается, что «время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» ( 1Кор.7:29 )). Ответить 8. Правильно ли утверждение, что одной из важнейших причин принятия обета безбрачия для выдающихся, признанных Церковью христианских подвижников, служило гнушение (потенциально возможными) интимными супружескими отношениями? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Гнушение браком противоречит учению Церкви о браке, о брачном союзе как о союзе, создаваемым во образ союза Христа и Его Церкви. Вот, что об этом свидетельствуется в 1-м правиле Гангрского Поместного Собора: «Аще кто порицает брак, и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается, или порицает оную, яко не могущую внити в царствие: да будет под клятвою» (Правила Гангрского Собора. Правило 1). Ответить 9. Допустимо ли мнение, что Христос был женат, но сведения об этом просто не дошли до нас? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Священное Писание не только не сообщает о том, что Христос был женат, но даже и не содержит на это ни малейших намёков. Относительно же возможности самопроизвольного придумывания сведений, касающихся Личности, истории жизни и учения Христа, в Писании Нового Завета, словами апостола Павла, сообщается совершенно однозначно: «если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ).

http://azbyka.ru/test/muzhchina-i-zhensh...

Проскомидия Происходящее в жертвеннике над принесенным хлебом - есть наглядное изображение Страстей Христовых и совершается в воспоминание (1Кор.11:24-25) о том, как Он пострадал за нас и умер. И таким образом повествуется о смерти Господа (1Кор.11:26) не только через то, что иереи говорят, но и через то, что они делают. Таков был древний обычай практических наставлений и увещеваний. Когда одного из богоносных отцов спросили, чем является монах, то он отвечал, что " монах - это монашеская ряса, в которую тот одевается, проявляя надлежащее монаху смирение и послушание, а переодевшись [в иную одежду], впадает в искушение " . Пророк же, желая открыть о [грядущем] еврейском пленении, связал себя (Ез.3:25; 4:8), тоже сделал и Агав, показывая " узы Павла " . Чтение и пение Поемое и читаемое перед Входом Честных Даров есть приготовление к принятию святыни причастия, и творится [в воспоминание] о Господе и Его домостроительстве. Книги Ветхого Завета пророчески предвозвещают Грядущего, а книги Нового Завета являют уже Воплощенного и рассказывают о Нем Вход с Евангелием Вход с Евангелием происходит из-за необходимости, так как нужно вынести лежащее в сосудохранилище Евангелие для чтения в храм, сопровождая дориношением, как и надлежит. Это символическое начало проповеди, которая из тайной становится явной для всех. Вход с Честными Дарами Подобным образом и вход с Честными Дарами совершается по необходимости, так как и они обычно лежат в сосудохранилище и дориношение и внесение [их в храм] с песнопениями и каждением, и светом [происходит], как и подобает Дарам Бога. Так вносят [Дары]. Дары, посвящаемые Богу императорами, увенчанные коронами, цари несут сами. Припадем и помолимся об иерее, да помянет нас в приносимой жертве, как и надлежит. Ибо не существует иной молитвы иерея к Богу за нас, кроме той, которой он дарует [нам] столь добрые и твердые надежды во время [совершения] этой святой жертвы, безвозмездно очистившей все грехи и нечестие мира. Если же иные припадают к честным Дарам словно к телу и крови Христовой, как на литургии преждеосвященных [Даров], и поклоняются [им], и приветствуют [их], то [эти люди] пребывают в заблуждении. Только тогда, когда после пресуществления выносят Дары, должно поклоняться им словно телу и крови Христовым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/580/...

Разделы портала «Азбука веры» Прогресс – движение человечества к конечной цели мироздания, заключающейся в совершенном восстановлении падшей природы человека через веру в Иисуса Христа. Христианское понимание прогресса имеет своим основанием факт Воскресения Иисуса Христа, факт победы Богочеловека над смертью. Иустин (Попович) , преп. Слово «прогресс» в буквальном смысле означает любое движение вперед. Посредством всевозможной деятельности своей – религиозной, философской, научной, технической, экономической – род человеческий очевидно движется вперед, идет вперед к чему? Нет сомнения, к смерти, как последней реальности. Рожденные в мельнице смерти и выросшие в ней люди, все люди, со всеми своими прогрессами оказываются в конце концов смолотыми смертью… Христова победа над смертью своим Воскресением обеспечила безграничный прогресс человека и человечества к божественному совершенству. По сути: истинный прогресс состоит в победе над смертью, в обессмертивании и души, и тела, в спасении от смерти, а иными словами, в спасении от греха и зла, единственных творцов смерти… Воскресение Христово – переворот, первый радикальный переворот и революция в истории человечества. Оно поделило историю на две части; в первой части царил девиз: «смерть является необходимостью»; в другой части начинает царить девиз: «воскресение является необходимостью, бессмертие является необходимостью». Воскресение Христово есть мельница истории человечества: до Него истинный прогресс был невозможен, с Него он стал возможен… Из факта Воскресения Христова родилась философия воскресения, которая неоспоримо показывает и доказывает, что необходимость – это не смерть, а бессмертие, не победа смерти, а победа над смертью. В этом, единственно в этом, факте и в жизни, построенной на этом факте, Воскресения Христова, возможен истинный прогресс… прот. Валентин Свенцицкий По христианскому учению, конечная цель мироздания, как и отдельной человеческой жизни, заключается в совершенном восстановлении через веру в Иисуса Христа нарушенного в грехопадении единства с Богом. Ибо «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор.6:17 ). В это единство должны войти не отдельные, ничем не связанные между собой люди, а люди, объединенные в таинственное Тело Христово, в святую Церковь . Это должно быть единство в Боге не только человека, но и всей жизни. Ибо «и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим.8:21 ). Это должно быть единство не только всей жизни, но и всей вселенной, ибо «мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Пет.3:13 ). Словом, «да будет Бог все во всем» ( 1Кор.15:28 ). Вот что стоит в конце мировой жизни, вот что дает смысл историческому процессу, и вот приближение к какой цели дает основание этот процесс именовать прогрессом».

http://azbyka.ru/progress

Разделы портала «Азбука веры» 1. Какое место в перечне особых греховных страстей, представленных свт. Игнатием (Брянчаниновым), занимает «чревоугодие»? 1 2 3 4 5 6 7 8 Правильный ответ: Верно! Ответить 2. Какие из перечисленных грехов входят в страсть чревоугодия? 1 2 3 4 5 Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Комментарий: Страсть чревоугодия может проявляться в таких грехах как объедение, пьянство, курение, наркомания и иных. Ответить 3. Автор фразы «Их конец - погибель, их бог - чрево». Правильный ответ: Верно! Комментарий: «Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном», - так полностью звучит фраза святого апостола Павла ( Флп.3:19 ). Блж. Феофилакт Болгарский говорит об этом: «Для одних бог - деньги, для других - чрево; о них Павел говорит в другом месте: будем есть и пить, ибо завтра умрем ( 1Кор. 15:32 ). Вот новое идолослужение».   Ответить 4. С чего следует начинать борьбу со страстью чревоугодия? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Начало врачевания всякой греховной страсти и всякого греха – осознание её греховности, пагубности, сокрушение и покаянный плач о своих грехах, с теплой молитвой и припаданием ко Господу о помощи. По совету прп. Варсонофия Великого, надо повергать себя с плачем перед Господом, да подаст силы поборать страсть. Ответить 5. Что является греховным, когда человек, удовлетворяя страсть чревоугодия, вкушает пищу? 1 2 3 Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Комментарий: Греха во вкушении пищи нет. Яства и питие – дар Бога; вкушая их, мы не просто насыщаем организм питательными веществами, но и получаем удовольствие, благодаря за это Творца. Грех же кроется в особом отношении в пище: христианину не следует объедаться или чрезмерно услаждаться едой. Ответить 6. Отметьте лишнее слово: Правильный ответ: Верно! Комментарий: Чревоугодие (чревообъедение) – страсть (проявление страсти) к чрезмерному и вкусному питанию, питью. Чревобесие (чревонеистовство) – это обжорство, когда чревоугодника интересует больше количество, а не качество пищи.

http://azbyka.ru/test/strast-chrevougodi...

епископ Никодим (Милаш) Содержание Правило 1(1-2). Правило 2(3). Правило 3(4). Правило 4(5). Правило 5(6). Правило 6(7). Правило 7(8). Правило 8(9). Правило 9(10). Правило 10(11). Правило 11(12). Правило 1(1-2). 1. Не тяготит нас пища, священнейший папа хотя и ели пленники предложенное им от обладающих ими, особенно, когда все согласно сказуют, яко варвары, нашедшие на страны наши, не приносили жертв идолам. Апостол же глаголет: брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит (1Кор.6:13). И Спаситель, всякое брашно очищающий, рек: не входящее во уста сквернит человека, но исходящее (Мф.15:11). 2. Не тяжко и то, что плененныя жены растлены от варваров, наругавшихся над их телами. Но аще и прежде зазираемо было житие некия из них, яко ходящия во след очес блудодеющих, по изречению писания: явно есть, яко любодейное расположение ея подозрительно и во время пленения, и таковых не вскоре должно допускати к общению в молитвах. Аще же некая жившая в совершенном целомудрии, и показавшая прежнее житие чистым и изъятым от всякаго подозрения, ныне подверглась поруганию, по насилию и принуждению: то на сей случай имеем в книге Второзакония пример отроковицы, которую человек обрел на поле, и насиловав преспал с нею: отроковице, глаголет закон, ничтоже сотворите: несть бо деве греха смертнаго, якоже аще бы кто востал на ближняго своего, и убил душу его, тако сие дело: возопи отроковица, и не бе помогаяй ей (Втор.22:26,27). Таковы и те случаи (Ап. 62, 67; I Всел. 11; IV Всел. 27; Анкир. 4, 5; Петра Алекс. 14; Василия Вел. 49). Настоящее правило вместе со следующими девятью правилами составляет каноническое послание Григория, адресованное некоему епископу Понта, которого Григорий величает ιερ ππα, как, впрочем, тогда вообще называли в народе епископов, а предназначалось послание всем епископам Понта. Касается оно (послание) тех, которые во время нашествий варваров (напр. готов и др.) ели от идольских приношений (ειδωλθυτα) и другие прегрешения творили, как обозначено в заглавии самого послания (περ των εν τη επιδρομ των βαρβρων εδωλοθυτα φαγντων, και ετρα τνα πλημμελησντων), и предписывает соответственные наказания, в 10-ти отдельных правилах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1327...

Может быть плотским и тот, кто совершает знамения. – Никогда не нужно отчаиваться в спасении. Том 10, книга 1, Беседа 8 - Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно Настройки Цвет фона: Размер шрифта: A A A Times Arial Проекты «Правмира» Pravmir.ru Матроны.RU Не инвалид.RU pravmir.com Форум Книги Лекторий Благотворительность EPUB FB2 MOBIPOCKET HTML На главную Обзор книги %20 " > святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Может быть плотским и тот, кто совершает знамения. – Никогда не нужно отчаиваться в спасении. Том 10, книга 1, Беседа 8 При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Издательство преподобного Максима Исповедника. " ( www.ispovednik.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).   " И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские " (1Кор.3:1-3). 1. Обличив внешнюю (языческую) мудрость и низложив всю происходящую от нее гордость, апостол переходит к другому предмету. Они (коринфяне) могли сказать: если бы мы проповедовали учение Платона, или Пифагора, или другого какого-либо философа, то ты справедливо мог бы так много говорить против нас; если же мы проповедуем о предметах духовных, то для чего ты опровергаешь внешнюю мудрость? Как он на это отвечает – послушай: " И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными " . Если бы вы, говорит, были даже совершенны в предметах духовных, то и тогда не надлежало бы вам превозноситься, так как вы проповедуете не свое, не то, до чего вы сами достигли; а теперь вы и этого не знаете, как должно знать; вы только еще ученики, и притом последние из всех. Потому, если вы гордитесь внешней мудростью, то она, как уже и доказано, не только не значит ничего, но и препятствует нам в познании предметов духовных; если же гордитесь духовным (знанием), то и в этом вы еще весьма несовершенны и стоите между последними.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Разделы портала «Азбука веры» 1. Что не подразумевается понятием «спасение»? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Души всех людей созданы Богом бессметртными. Под спасением понимается не смерть души, а её загробная участь. Ответить 2. Когда Бог принял решение спасти падший мир? 1 2 3 Быт.6:6 ) 4 Быт.8:21 ) 5 Правильный ответ: Верно! Комментарий: Божественный замысел о спасении человеческого рода есть предвечный замысел, как и все замыслы Бога. Предвидя человеческое грехопадение прежде создания мира, Бог от вечности определил спасение человечества. Ответить 3. Все ли люди спасутся? Правильный ответ: Верно! Ответить 4. Ад прежде всего уготован для: Правильный ответ: Верно! Комментарий: Евангелие по Матфею ( Мф.25:41 ): Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... Ответить 5. Подробности жизни в Раю (Царстве Небесном): Правильный ответ: Верно! Комментарий: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. ( 1Кор.2:9 ) Ответить 6. Кого из Лиц Пресвятой Троицы наиболее часто именуют Спасителем в богословской литературе? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Имя Иисус (Иешуа, Бог спасает) или Спаситель, было наречено Сыну Божию, при Его рождении на земле, по слову архангела Гавриила. Это имя соответствовало и соответствует деятельности Христа, направленной на спасение людей. Ответить 7. Какое количество людей спасётся? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Точное число тех, кто будет спасён, известно лишь Богу. Мы не можем назвать даже приблизительной цифры. Мнение о том, что спасутся лишь 144000, основано на ложной интерпретации апокалиптических стихов, сообщающих о 144000 запечатлённых ( Откр.7:4 ) и о 144000 искупленных ( Откр.14:1-3 ). В реальности тот же Апокалипсис содержит свидетельство о созерцании тайнозрителем бесчисленного сонма людей в белых одеждах, стоящих перед престолом и Агнцем. В совокупности эти облагодатствованные люди представляли все племена и колена, народы и языки за всю историю человечества ( Откр.7:9 ).

http://azbyka.ru/test/spasenie

Разделы портала «Азбука веры» Злословие — 1) согласно определению прп. Аввы Дорофея ,  – пристрастное высказывание о согрешении брата; 2) грубое высказывание в отношении кого-либо (не обязательно вызванное его прегрешением или грехом). В Синодальном переводе Библии как «злоречие» на русский переведено три греческих слова: власфимия (βλασφημα) (см. Еф.4:31 ; Кол.3:8 и 2Тим.3:2 ) – в отношении к людям: явное злословие, прямая клевета, желание уязвить, поношение; в отношении к Богу: богохульство, кощунство (ц.-сл. хула ), лидория (λοιδορα) (см. 1Кор.5:11, 6:10 ) – словесное оскорбление: брань, поношение, порицание (ц.-сл. досадители );  псифиризмос (ψιθυρισμς) (см. Рим.1:30 ; 2Кор.12:20 ) – тайное злословие: плетение интриг, клеветническое нашептывание, тайное наушничество (ц.-сл. шептания ). Отличие от клеветы и сплетен Злословие (порицание), равно как клевета и сплетни, передает о ком-либо нечто негативное, но в отличие от клеветы (заведомо ложной) или сплетен (зачастую никак не проверенных) – нередко соответствующее действительности. Отличие от богоугодного обличения Особенность злословия – недобрая мотивация. Оно вызвано отнюдь не стремлением ко благу (в частности, вразумлению или исправлению) того, к кому обращена злая речь, или того, о ком она ведется (в том числе в его отсутствие), и следовательно является грехом против любви к ближнему. Поэтому важно подчеркнуть разницу: даже крайне суровые обличения согрешившего народа или фарисеев, исходящие из уст пророков, Предтечи, св. апостолов или самого Христа, не являются злословием, но делом любви, направленным на вразумление и предостережение творящих грех и свидетелей его совершения. «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте», — настаивает Апостол Павел ( Еф.5:11 ). Он же, обращаясь к Тимофею, ставит обличение как духовно-врачебное орудие в один ряд и с запрещением, и с умолением – очевидно потому что и то, и другое и третье служит делом пастырской любви: «Обличи, запрети, умоли» ( 2Тим.4:2 ). Вразумление и обличение должно, по слову прп. Иоанна Лествичника , быть растворено кротостью и долготерпением 1 , но приходится вслед за свт. Григорием Богословом признать, что нередко «Мы ловим грехи друг друга не для того, чтобы оплакивать их, но чтобы пересуживать, не для того чтобы уврачевать, но чтобы еще уязвить, чтобы раны ближнего были оправданием собственных наших недостатков» 2 . Отличие от осуждения

http://azbyka.ru/zloslovie

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010