Разделы портала «Азбука веры» Оглавление архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, профессор Предварительные понятия Таинство Евхаристии («εχαριστα» (греч.) – благодарение) является центральным Таинством Церкви, в котором хлеб и вино по молитве Церкви действием Святого Духа прелагаются в истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Причащаясь Телу и Крови Христовым, верующие теснейшим образом соединяются с Господом Иисусом Христом и друг с другом во Христе. Евхаристия превосходит все другие Таинства. «В других Таинствах Господь Иисус сообщает верующим в Него те или другие (…) дары благодати, которые Он приобрел для людей Своею Крестною смертью», всем Своим Искупительным подвигом. В Евхаристии же «Он предлагает в снедь Самого Себя – собственное Тело и собственную Кровь» 1 . Именно поэтому это Таинство называется Благодарением. В нем мы принимаем Самого Христа и единственный ответ, который возможен с нашей стороны – это благодарение «о всех, ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих бывших на нас». Таинство Евхаристии, установленное Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере ( Мф.26:26-29 ; Мк.14:22-25 ; Лк.22:17-20 ; 1Кор.11:23-25 ), является Новым Вечным Заветом ( Евр.13:20 ), который Христос заключил между Богом и людьми Своею Кровью ( Лк.22:20 ; 1Кор.11:25 ). В Евхаристии совершается то, о чем молился Господь Иисус Христос в Своей Первосвященнической молитве: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:21 ). Эта молитва принесена Христом Богу Отцу непосредственно пред Его Крестными страданиями и смертью, следовательно, в ней выражено самое сокровенное желание Христа, указана главная цель Его Воплощения и Искупительного подвига – единство всего человечества по образу единства Святой Троицы. Такое единство осуществляется в Церкви через Евхаристию. «Вы – Тело Христово» ( 1Кор.12:27 ) – писал апостол Павел первым христианам. Именно в Евхаристии, в этом Таинстве Божественной Любви Духом Святым созидается Церковь как Тело Христово. И большего единства, нежели единение в Теле Христовом, нет, и не может быть.

http://azbyka.ru/bogoslovskie-aspekty-ta...

I. Беседа о истинном покаянии и обращении к Богу Вонмем! Святая Святым. Содрогаюсь, ужасаюсь, смущаюсь, всегда, когда касаюсь руками Небесного хлеба, Ангельской манны, Пречистого Тела Господа нашего Иисуса Христа, когда возношу оный горе показуя людям, и вышшим гласом возглашаю: Святая Святым. Содрогаюсь веруя, что предложенный и пожренный на трапезе хлеб, и влиянное в Чашу вино, суть Святая, суть Святых Святейшая, суть истинное на Кресте распятое Тело, и из ребр истекшая кровь Спаса мира, и чувствуя притом, что сия Святая должны преподаваться, преподаются и принадлежат единственно токмо Святым. Ужасаюсь чувствуя, что Святая, токмо Святым, и зная притом, что ни я пред престолом Господним служащий, ни сей народ и люди, Престолу Божию предстоящие, не святы. Смущаюсь, слыша глас, так как Царь Давид глас Пророка Нафана, который говорил ему: Ты еси муж сотворивый прелюбодеяние и убийство; и сего ради не отступит меч от дому твоего до века ( 2Цар.12:7, 9, 10 ). – Смущаюсь, говорю, слыша глас совести моей, которая внутренне гласит мне, что и руки, коими прикасаемся мы к святыням, окровавлены, и уста, коими принимаем мы Святая, осквернены, и тело вмещает в себе святая долженствующее, нечисто, и душа, объять их дерзающая, разнообразными мерзостями обезображена; и однако прикасаемся, раздробляем, разделяем, ядим и пием; ядим и пием несмотря на то, что другий слова Божия глас тотчас нам за сие и наказание изрекает, подобно как Давиду Пророк, изрекает вечное осуждение, так глаголя: иже аще яст хлеб сей или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господни ( 1Кор.11:27 ) якоже Иуда ядший со Христом на трапезе, и предавший Его врагам. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господня ( 1Кор.11:29 ). Содрогаюсь, ужасаюсь, смущаюсь, чувствуя в недостоинстве моём всегдашнее совести обличение, и слыша за таковое недостоинство строгое от гласа Божия определение, именно: вечное осуждение. И все мы, Христиане, все до единого должны быть в таковом страхе, ужасе и смущении, все должны иметь таковые чувствования, зная, что мы, которые дерзаем приступать и прикасаться к святейшим святыням, все грешны все нечисты и мерзки, и нет ни единого, иже бы обрёлся чист пред Богом, чист по душе и по телу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Беседа в третью неделю св. Великого поста 61 . О покаянии Покайтеся, приближися бо Царствие небесное ( Мф.4:17 ). Так говорил Господь наш Иисус, призывая Иудеев и язычников в христианство ; так говорит и ныне рождённым в христианстве, но живущим не по-христиански, призывая их к Св. Таинствам покаяния и причащения. Пост приятный и благоугодный Господеви приводит нас, братия, к покаянию; а покаяние искреннее и чистосердечное вводит в общение с Господом в Таинстве причащения. Приобщаться св. Христовых Тайн необходимо нужно для спасения души и тела; приносить покаяние во грехах необходимо нужно для достойного приобщения: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня ( 1Кор.11:29 ). Посему св. Христова церковь оградила страшное таинство Причащения и самих причащающихся другим предохранительным таинством Покаяния. Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет ( 1Кор.11:28 ). Довольно размышляли мы, братия, о посте: ныне обратим внимание на потребность покаяния. Ничто так не нужно для человека, как спасение: ничто так не нужно для спасения грешника, как покаяние. Эти две истины так очевидны, что знает их каждый, кто имеет хотя несколько сознания о своих грехах. Но на деле выходит другое. Ничем так много не пренебрегает грешник, как обязанностию покаяния. Чем можем побудить его к покаянию? И что внушим? Первое, покаяние столь важно, что Господь наш Иисус, совершив великую Четыредесятницу поста в пустыне, не о чём другом прежде всего начал проповедовать, как о покаянии: оттоле Иисус начат проповедати и глоголати: покайтеся, приближися бо Царствие небесное ( Мф.4:17 ). И посылая учеников Своих проповедовать Царствие Божие, Он заповедал им ничему другому прежде всего не учить, как покаянию. И изшедше, говорит св. Марк, проповедаху, да покаются ( Мк.6:12 ). Очевидно, что учение о покаянии проповедовалось людям, призываемым в христианство ; однако ж не прекратилось оно и после для призванных в Царство Христово. Кому говорил апостол Иаков: исповедайте убо друг другу согрешения ( Иак.5:16 )? Христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Водное крещение, установленное СамимГосподом, совершаемое апостолами и их преемниками, т. е. пастырями церковными, есть истинно и едино. «Один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 . Рим. 6:4 и др.). Оно (крещение) вместе с тем не есть простой обряд, как учат сектанты, а есть спасительное таинство, так как в этом священнодействии чрез естественное видимое действие – погружение в воду невидимо сообщаются сверхестественные благодатные дары Св. Духа. Мысль о спасительном значении таинства крещения находят для себя полное подтверждение в св. Писании и особенно выражается втех местах, где говорится о плодах этого таинства. Так, через крещение даруется прощение человеку всех прежних грехов, первородного, переходящего от Адама на всех его потомков и грехов произвольных (если принимает таинство взрослый человек: Деян.2:38 ; 1Кор. 6:11 ; вместе с тем через крещение подается человеку освобождение от прародительского проклятия за грехи ( Рим. 6:38. 8:1 ); через крещение подается человеку дар возрождения и обновления в жизнь новую, освящаемую благодатию Духа Святого ( Ин. 3:5 ; 1Ин. 5:18 ; 1Кор. 6:11 ; Гал. 3:26–29 ; Еф. 5:26 ; Кол. 2:13 ). Вот почему крещение в ряду всех таинств является первым таинством и служит как бы дверью, вводящей уверовавшего во Христа в дом Отца Небесного, а потому оно и безусловно необходимо для каждого христианина. Между тем сектанты совершают это таинство только над взрослыми и отрицают крещение младенцев. Младенец еще не имеет веры, следовательно, и крещение для него, по воззрению сектантов, излишне. Но лишая крещения младенцев,сектанты поступают в этом случае вопреки ясному свидетельству св. Писания, где повествуется, что и дети также призываются ко спасению, как и взрослые. Даже более, по слову Спасителя, дети и младенцы являются как бы прямыми наследниками ЦарстваБожия. Чтобы судить о степени особенного благоволения Божия к невинным детям и младенцам, достаточно припомнить известное Евангельское повествование о том, с какой любовью Иисус Христос приближал к Себе и благословлял приносимых к Нему детей, а так как таинство крещения установлено Богом для прощения человеку грехов его, первородного и др., то оно необходимо и для младенцев, потомучто и на них лежит первородный грех, от которого они могут очиститься, быть святыми, а не нечистыми только чрез крещение. Подаваемую в таинстве крещения благодать Св. Духа, возрождающую человека для новой жизни во Христе, младенцы способны воспринимать и воспринимают, ибо младенцы, как и взрослые, кроме тела имеют и душу живую. Наконец, крещение является единственным и для младенцев средством для вступления в Церковь Христову в Новом Завете, подобно обрезанию – в Ветхом; поэтому оно совершалось над младенцами еще при св. Апостолах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений — полезна и является величайшей справедливостью. Оправдание строгости проповедника в обличении недостойно причащающихся. — Цель проповедника — не удалить от чаши Господней, а привлекать к ней для достойного причащения. — Проповедник не должен скрывать недостатков слушателей, иначе не будет пользы от проповеди. — Не нужно забывать даже грехов уже прощенных. — Памятование о них полезно. — Нужно постоянно каяться в них с сокрушением сердечным.    1. Достаточно, я думаю, мы недавно нападали на вас, и причинили вам очень глубокую рану. Следовательно, сегодня необходимо предложить врачевание и доставить более приятные лекарства. Это — наилучший способ врачевания: не только резать, но и перевязывать раны; это — достойный удивления закон наставления: не только порицать, но и увещевать и утешать. Так повелел и Павел: «обличай, запрещай, увещевай» (2Тим.4:2). И если кто всегда утешает, то этим делает слушателей более беспечными; и если только порицает, то делает их более ожесточенными, потому что, не имея возможности перенести бремя непрерывных обличений, они тотчас поспешно убегают. Поэтому должно, чтоб был какой-нибудь разнообразный способ наставления. Итак, поелику в предшествующий день речь очень сильно огорчила ум каждого, сегодня нам необходимо более ласковое наставление, и на огорчения, происшедшие от обличений, необходимо накапать, как бы елей, ласковость речей, сначала напомнив вам о самых обличениях.    Недавно мы прочитали вам постановление Павла относительно общения в таинствах, предназначенное для всех, посвященных в таинства. Закон же был таков, — ведь ничто не препятствует и теперь снова прочитать его: «да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба... и пьет из чаши» (1Кор.11:28). Посвященные в таинства знают, что говорим, и какой это — хлеб, какая — чаша. «Кто ест и пьет , — говорит (Писание), — недостойно» Господа, «виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор.11:29, 27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3324...

Глава 15 О воскресении мертвых. С верою в воскресение мертвых стоит в тесной связи и вера в искупление (1–34). Как воскреснут мертвые и в каком теле будут существовать (35–58) 1Кор.15:1–34 . От церковных, нравственных и литургических вопросов Ап. переходит теперь к догматическому вопросу – о воскресении мертвых. Очень вероятно, что сомнение в воскресении мертвых возникло среди некоторых коринфян (ст. 12) под влиянием Платонова взгляда на материю вообще ( λη) как на источник физического и нравственного зла и на тело в частности, как на греховное начало в человеческой природе. Этим воззрением только и можно объяснить, почему грекам казалось совершенно нежелательным будущее восстановление или воскресение тела. Может быть, отрицавшие будущее воскресение коринфские лжеучители, подобно позднейшим еретикам ( 2Тим. 2:18 ), говорили, что «воскресение уже было», понимая под воскресением духовное обновление человечества благодатью искупления. – В противовес этим лжеучителям, Ап. сперва доказывает, что с воскресением мертвых стоит и падает все искупление. Прежде всего он твердо устанавливает факт воскресения Христова, которое составляет основу, на какой покоится надежда на наше собственное воскресение (1–11). Затем он разъясняет, что отрицание воскресения мертвых ведет непременно к отрицанию воскресения Христа, а с этим вместе к отрицанию истинности свидетельства Апостолов и всего христианства (12–19), и что – наоборот – вера в воскресение мертвых, тесно связанная с верою в воскресение Христа, составляет собою основу, на которой зиждутся все надежды христианина (20–28). В пополнение к сказанному Ап. делает замечание еще о некоторых последствиях, к каким ведет отрицание будущего воскресения. Именно в этом случае является совершенно бессмысленным «крещение для мертвых» и смерть за Христа. Напротив, жизнь в наслаждениях составляет единственно правильный исход из такого отрицания (29–34). 1Кор.15:1 .  Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я бла­го­ве­с­т­вовал вам, которое вы и при­няли, в котором и утвердились,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Господь наш Иисус Христос сам, как Глава, держа кормило правления Церкви, управляет ею посредством св. Отцев.» Патриарш. грам. член 10, стр. 21 Православная Церковь постоянно управлялась собственными законами. Сколь ни много произошло перемен во внешнем и внутреннем ее состоянии; сколь ни много дивных судеб совершилось над нею, со времени ее основания, – верная свое главе – Иисусу Христу, она всегда и везде водилась Его Духом, всегда и везде неуклонно следовала Его воле, самым ясным образом выраженной в святых ее уставах, за необходимость и законное употребление которых ручаются восемнадцать веков. К сожалению не все одинаково разделяют с нами это убеждение: социниане 1 , протестанты и большая часть новейших энтузиастов, отвергнув таинство священства 2 , думают, что Церковь не имела и не должна иметь своего законодательства 3 . Паписты, напротив того, в подтверждение своего догмата о главенстве папы, дают церковным законам характер более гражданский 4 . При таком разногласии, истина покрывается как бы какою завесою и в уме мыслящего христианина невольно рождается вопрос: в самом ли деле Церковь имела и должна иметь собственное законодательство? Что св. Церковь постоянно руководствовалась и должна руководствоваться собственными законами, – в том удостоверяют нас: св. Писание, постоянная практика православной Церкви и наконец те условия, в каких находилась и находится Церковь в отношении к обществу гражданскому, – особенно к состоянию его законодательства. Священное Писание свидетельствует, что первый Правитель Церкви Божией на земле есть сам Спаситель наш Иисус Христос ( Мф. 28:18,20 ; Евр. 2:10 ; Еф. 1:20–22; 5:23 ). Называя Себя Пастырем добрым ( Ин. 10:11–14 ; 1Пет. 2:25 ) и Царем своего благодатного, царства ( Ин. 18:36–37 ), Он даровал разные законы и заповеди верующим во имя Его ( Мф. 6:1,3,5; 6:16,18,19 ; Ин. 15:12 ) и обязывал их притом к безусловному повиновению Церкви ( Мф. 18:17 ). Возносясь на небо, Он власть свою, дарованную Ему небесным Отцем ( Мф. 28:18 ), передал Апостолам со всем ее величием и силою, так что все, что разрешат они на земле, разрешено будет на небеси ( Лк. 18.17 ; Ин. 20:22–23 ). И Апостолы, действительно, пользовались этою властию: они от имени Христа давали законы, по внушению Св. Духа, Церквам ( Деян. 15:28–29 ; 1Сол. 4 ; 1Тим. 3 ), и нарушителей этих законов наказывали положительно ( 1Кор. 15:3–6 ; 2Кор. 10:6 ; Тим.). Так св. Ап. Павел, услышав, что некоторые из Коринфян ищут суда вне Церкви Христовой, обличает их: смеет ли кто от вас, вещь имея ко иному, судитися от неправедных, а не от святых? Не веете ли, яко святии мирови имут судити? И аще вами суд приимет мир, недостойни есте судищем худым ( 1Кор. 6:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

преосвященного Константина, епископа Самарского, от 30 ноября 1905 года О составе ожидаемого Собора Всероссийской Церкви Христианская Церковь не есть царство от мира сего ( Ин.18:36 ); потому и власть её образовалась, поддерживается и действует в своём управлении не так, как власти земные. Церковь есть общество, особенным – благодатным образом управляемое Богом. Господь наш Иисус Христос как Верховный Владыка определил в Церкви различные служения ( 1Кор.12:5 ), т. е. поставил на первом месте апостолов, за ними пророков и евангелистов, потом пастырей и учителей ( Еф.4:11 ). Дух Святый, по мере благоволения Христова (4:7), разделяет каждому из них Свои дары для общей пользы и действует, при сем разделении, по Своей недоведомой воле ( 1Кор.12:7 , И). Впрочем, всё и во всех производит один и тот же Триединый Бог (12:6). Такой союз земной Церкви с Небом будет существовать до скончания века ( Мф.28:20 ). Без воли и указания Божия нельзя восхитить в Церкви никакого служения ( Евр.5:4 ). Чем выше служение, тем яснее должно быть божественное призвание, и наоборот, чем открытее божественное призвание, тем обширнее власть, сообщаемая лицу, призванному на известное служение Совокупность власти, разделённой между лицами, Богом призванными на служение Христовой Церкви, составляет, собственно, так называемую власть церковную. Обыкновенно власть церковная действует через особо избранных лиц, именно – через иерархию, которым вообще вменяется в обязанность иметь попечение о народе (Апост. пр. 36-е); в важнейших же случаях власть церковная сосредоточивается в соборах Соборы образуются преимущественно из епископов, частью из пресвитеров и из мирян ( Деян.15:2, 4, 6, 22, 23 ), о чём скажем ниже подробно. Высшая власть принадлежит Вселенскому Собору, который имеет авторитет божественный. Его определения, касающиеся догматов веры, почитаются равно непогрешимыми, как постановления и предания апостольские (см. посл. I Всел. Соб. к еписк. африканским и посл. св. Григория Богосл. к Иоанну, еписк. Констант.). Власть его простирается на весь христианский мир (см. 118 посл. блаж. Августина к Януарию). Приговоры его не отменяются (см. Созом. 2:29).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово на литургии в неделю 25-ю по Пятидесятнице (1987) 29 ноября 1987 г. В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали слова, с которыми св. апостол Павел обратился в послании к верующим церкви Ефесской: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» ( Еф. 4:1 ). Слова эти имеют непреходящее значение: они обращены и к нам, к каждому верующему во Христа-Спасителя человеку. В мире, где Церковь Христова призвана осуществлять свое святое служение, есть много разного рода званий – почетных, воинских, ученых и других. Каждое из них, как правило, присваивается за те или иные заслуги и соединено с определенными гражданскими правами и обязанностями его носителей. Апостольское слово говорит нам, что и в самой Церкви есть некое свое особое звание, высокое и святое, даруемое свыше, без всякой заслуги, – звание, которое тот же Апостол в другом месте называет «званием небесным» ( Евр. 3:1 ), которого все мы являемся носителями и которого должны стараться быть достойными. Звание это – х р и с т и а н и н, верный апостольскому учению последователь Господа Иисуса Христа. Оно – это звание – высоко и свято потому, что соединено с великой надеждой на то, что если мы действительно окажемся его достойными, если оправдаем его всей своей жизнью, то нам «откроется свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Пет. 1:10–11 ). Мы получили это звание тогда, когда, после данного нами или за нас нашими восприемниками обета верности Христу и обещания следовать Его учению и примеру, над нами были совершены таинства святого крещения и миропомазания. «Крестясь во имя Св. Троицы, – говорит святитель Тихон Задонский , – «вновь рожденный», восстановленный человек «записывается в службу Христову и обещается Ему, с Отцом и Духом, верно работать (ЖМП, 1975, 1, 75). Когда нас обводили или обносили на руках вокруг крещальной купели, в храме звучала священная песнь: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал. 3:27 ). Это значит, что мы стали «Христовыми» ( 1Кор. 3:23 ), соделались членами Его Церкви или, как говорит Апостол, «все мы одним Духом (Духом Святым) крестились в одно тело (тело Христово) ... и все напоены одним Духом» ( 1Кор. 12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Об одиннадцатом члене Символа Веры 11 . Чаю воскресения мертвых В одиннадцатом члене Символа Веры говорится о всеобщем воскресении мертвых, которое совершится при окончании жизни нашего мира. Воскресение мертвых, которого мы «чаем» (ожидаем) последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. Вера в воскресение мертвых была выражена еще Авраамом , при жертвоприношении сына его Исаака ( Евр.11:17 ), Иовом , среди тяжких его страданий: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» ( Иов.19:25–26 ); пророком Исаией: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» ( Ис.26:19 ). Пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другою, облеклись плотно и одушевились духом ( Иез.37 ). Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых: «истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» ( Ин.5:25 ). «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). Отвечая неверующим саддукеям на их вопрос о воскресении мертвых, Иисус Христос сказал: «заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф.22:29, 31, 32 ). Апостол Павел говорит: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:20, 21, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010