Из представленных доказателъств, таким образом, легко усмотреть, что зло и грех свойственны природе человека от самой утробы матерней. Потому-то люди настолько склонны к греховным поступкам в зрелом возрасте. И эти греховные поступки, эта «тяга» ко злу и преступлению воли Божией вечно держали бы людей в отчуждении от Бога, – «ибо какое общение праведности с беззаконием? что общаго у света со тьмою»? ( 2Кор. 6:14 ). Но Милосердый Бог сжалился над своим падшим творением. «В определенное время» Он послал в мир Сына своего ( Рим. 5:6 ; Гал. 4:4 ), для избавления людей от царства греха и смерти. И Спаситель наш Своей земной жизнью, полной лишений и скорбей, Своими страданиями и смертью на кресте, Своим воскресением и славным вознесением на небо, действительно, принес за нас великую умилостивительную жертву Богу и «осудил грех во плоти» ( Рим. 8:2–3; 3:25 ; 2Кор. 5:21 ; Евр. 9:25, 26 ). Средостение вражды, отделявшее людей от Бога, пало со смертью Христовой ( Еф. 2:15,16 ; Кол. 2:13–15 ; 2Кор. 5:19 ). Отныне тем, «кто во Христе», открыт свободный доступ к Отцу Небесному ( Рим. 8:15 ; 2Петр. 1:10,11 ; Евр. 4:16; 9:12,14,24; 12:22–24 ). Этим людям нет уже «никакого осуждения» за грех адамский ( Рим. 8:1; 5:1 ; Лк. 2:14 ; Еф. 2:16 ). «Этим людям» – верующим во Христа нет ныне осуждения... Да разве Господь не весь мир искупил от греха кровию Своею? Господь Иисус Христос , пострадал за всех людей ( 1Ин.2:2 ). Он принес с Собой неисчерпаемый источник врачующей благодати Божией ( Ин. 1:15 ; Рим. 5:14 ). Но как для того, чтобы воспринять в себя заразу греховную, надобно по естеству родиться от «перваго» Адама, – так и для того, чтобы стать причастником спасающей благодати Божией, человеку необходимо придти ко Христу, «последнему Адаму», и свободно возродиться от Него в новую духовную жизнь ( 1Кор. 15:45, 48–49 ). Кто не придет ко Христу, не «омоется» в крови Его ( Откр. 1:5 ), того не касается и благодать искупления (Ср. Зах. 1:3 ; Флп. 2:12 ; Еф. 2:1–9 ; Рим. 11:17–23 ). Для таких людей эта благодать- все то же, что клад, зарытый в землю: ходят они по земле, топчут ногами своими скрытое сокровище, но сами и алчут, и жаждут, и наготуют ( Откр. 3:17 ). И будут они бедствовать до тех пор, пока, наконец, измученые, не откопают сокровища и не разделят его между собою... Вот почему, «в последний великий день праздника», Христос и возгласил: «кто может, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:37–38 ср. Ис.55:1; 12:3 ; Иоил. 3:18 ).– Отсюда видим, что не у всех людей из чрева потекут реки воды живой, а только у верующих; и не все напьются этой «воды», обещанной Христом жене Самарянке ( Ин. 4:10–14 ), а только «жаждущие», почерпающие ее из источников спасения ( Ис. 55:1 ; Сн. 21:3; 40:29–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Здесь же Тишендорфом было заявлено намерение – издать в свет эти драгоценнейшие отрывки (pretiosissima ista fragmenta), хотя намерение это и не было исполнено им, по неизвестным причинами, как остались без исполнения, – заметим кстати, – и многие другие планы этого неутомимого ученого труженика. Между тем, к вышеуказанным восьми листам прибавилось еще шестнадцать листов, открытых вновь тем же способом. Из числа их четырнадцать листов оказались содержащими также отрывки Павловых посланий, – а именно: Рим.14:10–15 (fol. 1), 1Кор.16:1–17:7 (fol. 4), 2Кор.7:10–8 (fol. 9), 2Кор.10:16–11:21 (fol. 11), 2Кор.12:14–13 (fol. 12), Гал.2:5–3:5 (fol. 13), Еф.1:16–2 (fol. 14), Флп.1:1–20 (fol. 15). 1Тим.1:12–2 (fol. 17), 1Тим.5:18–6 (fol. 18), Евр.6:6–7 (fol. 19), Евр.7:8–8 (fol. 20), Евр.9:27–10 (fol. 21), Евр.10:25–11 (fol. 22); два же листа представляли весьма значительную часть первого послания св. Иоанна Богослова: 1Ин.3:8–4:15 (fol. 23), 4:16, 5(fol. 24). Текст этих-то 24 пергаментных листов и предлагается в первый раз г. Циглером вниманию ученых исследователей слова Божия в печатном критическом издании. Кроме точного воспроизведения самого текста рукописи (все 24 листа считаются, как было уже замечено, в каталоге мюнхенской библиотеки, как одна рукопись или один манускрипт), разбор которого стоил почтенному ученому издателю, судя по приложенным в конце книги фотографическим снимкам, немалых трудов, издание обставлено, как мы уже сказали, разного рода учеными справками, объяснениями, исследованиями, требуемыми новейшею ученою критикой, и в частности именно – библейской в делах подобного рода, – что и придает ему особенный интерес. В весьма пространном введении (стр. 2–30) г. Циглер делает прежде всего самое подробное описание издаваемых фрагментов; указывает затем орфографические и лингвистические особенности их, и наконец определяет важность и отношение их к другим известным манускриптам древне-латинского, до-иеронимовского перевода. Вторую часть составляет самый текст фрагментов, отпечатанный, согласно с характером самого письма их, унциальным (заглавным) шрифтом, с соблюдением, насколько было возможно, всех интервалов, пунктуации и других внешних особенностей оригинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

б) Новый Завет учит о святости Церкви как нового народа Божьего. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Петр.2:9 ). B этом определении содержится развитие заповеди, данной в ( Исх.19:5–6 ). Оно объясняет, почему первые христиане называли себя «святыми» ( Рим.1:7 ; 2Кор.1:1 ). в) Этническая ограниченность, свойственная ветхозаветной Церкви , в Христовой Церкви окончательно преодолевается. Хотя проповедь Евангелия обращена сначала к иудеям, а потом к эллинам ( Рим.1:16 ), она является Благой Вестью для всех народов ( Мф.28:19–20 ). Обратившиеся ко Христу, кто бы они ни были – иудеи или эллины ( 1Кор.1:24 ) – образуют вселенскую семью народов. В ней «нет различия между иудеем и еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его» ( Рим.10:12 ). г) В новозаветной Церкви сохраняется и роль Предания, которое восходит к ветхозаветной Церкви , ко Христу Спасителю и Апостолам (см. статью и Библия). д) Новозаветная Церковь есть Мессианская община по преимуществу, Община, верующая во Христа – воплотившегося, распятого и воскресшего. Он – ее подлинное Основание, краеугольный Камень ( Еф.2:20 ), Глава церковного Тела – этого живого богочеловеческого организма ( Рим.12:5 ; 1Кор.12:12–27 ). е) Знаком вхождения в Церковь Христову является Крещение (см. статью которое занимает место обрезания. Членам Церкви даны заповеди, превосходящие заповеди ветхозаветного Закона ( Мф.5 ). В центре христианского богослужения стоит Евхаристия ( 1Кор.11:23–27 ). Церковь Христова сохраняет некоторые ветхозаветные обычаи (посты, возложение рук, общественная молитва , сопровождаемая проповедью, и т.д.), вносит в них изменения (суббота заменяется днем воскресным; ветхозаветная Пасха связывается с тайной Воскресения Христова и т.д.), а некоторые обычаи отменяет (например, деление пищи на чистую и нечистую). ж) Сохраняется в новозаветной Церкви и различие служений. «Иных, – говорит апостол Павел, – Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» ( 1Кор.12:28 ). Новый Завет знает три степени священства: епископов, пресвитеров и диаконов (и диаконисс, хотя этого слова нет в Новом Завете; см. Флп.1:1 ; Деян.15:4 ; Рим.16:1 ). Ho конкретно об их обязанностях и формах служения в апостольское время известно мало. Как отмечает термины «епископ» и «пресвитер» в Новом Завете, очевидно, синонимы. Так назывались руководители общин, которые, по-видимому, возглавляли евхаристическое собрание.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

1Кор.15:10 . «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Объясн. Благодать Божия даётся человеку даром, без всякой заслуги с его стороны: Тит.3:4–6 , но этим не отрицается необходимость таинств, чрез которые преподаётся членам Церкви благодать Божия, и самодеятельность человека: Деян.19:1 ; Еф.3:2–3 ; Евр.10:29 . Когда человек постарается в таинствах свободно принять в себя благодать Божию: Откр.3:20 , тогда только она начинает производить в нём своё благодатное действие: Ин.14:23 ; Евр.3:7–8 . Человек может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2:66:4 . 2Кор.4:15 . «Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию». Объясн. Этими словами апостол внушает нам, что вся жизнь наша, полная борьбы и страданий, сопровождающаяся победами и благодатными дарами для нас, должна рождать в нас чувство глубокой благодарности прославления Бога: 1Фес.5:18 ; 1Пет.4:11 . Флп.4:13 . «Всё могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе». Объясн. Благодать Божия делала то, что апостол и не евши не голодал, и ничего не имея был как богач: ст.12; 2Кор.6:10 . Где сила Божия, там исчезают немощи: 2Кор.12:9:4:10–11 . В этом смысле и должно понимать слова апостола: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Евр.4:16 . «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Объясн. Здесь апостол преподаёт нам ясное учение о той таинственной силе, которая подаётся нам свыше, от престола Божия, где восседает прославленный Христос: Евр.1:3 . Эта сила именуется благодатью (Святого Духа) и ясно различается от просвещения проповедью или чтением Слова Божия; ибо апостол пишет людям, несомненно, уже просвещённым верой: Евр.6:4 , и однако убеждает их дерзновенно приступать, искать и обретать благодать, как неисчерпаемый и всегда обновляющий дар. Эта благодать и подаётся нам в таинствах Православной Церкви: Ин.3:5:6:53–54 ; Мф.18:18 ; Иак.5:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Таким образом, и разрушение храма не составляет самостоятельного, не имеющего к парусии никакого отношения, события, и парусия остается главным, наиболее важным пунктом апостольского вопроса. Положение главного, центрального события сохраняет парусия и в ответной беседе Иисуса Христа. Все содержание этой беседы имеет прямое или косвенное отношение к паки-пришествию Христа, все, так сказать, проникнуто светом этого события. Если Иисус Христос говорит о явлении лжемессий и предостерегает учеников Своих от веры в них, то потому, очевидно, что за этими лжеявлениями последует истинное Его Самого явление. Если Он указывает на различные нестроения в жизни мира, то вместе с тем определяет и их отношение к приносимому парусией концу; говорит о суде над Иерусалимом и прозирает до суда над миром, имеющего наступить с Его парусией. Приточные увещания к бодрствованию имеют прямую цель – приготовить верующих к паки-пришествию Христа. Так, главной особенностью содержания эсхатологической беседы является парусия. Что же такое παρουσα? Παρουσα значит собственно нахождение, присутствие – ( 2Кор.10:10 ; Флп.2:12 ); также прибытие, пришествие, как начало присутствия – ( 1Кор.16:17 ; 2Кор.7:6–7 ). В последнем значении, т. е. в значении вообще пришествия употребляется это слово в св. Писании Нового Завета и по отношению к Иисусу Христу – ( Мф.24:27 , Мф.24:37 , Мф.24:39 ; ср. 1Кор.15:23 ; 1Сол.2:19 ; 1Сол.3:13 ; 1Сол.4:15 ; 1Сол.5:23 ; 2Сол.2:1 ; Иак.5:7 и др.). На основании тех мест св. Писания, в которых встречается данный термин, можно точнее охарактеризовать это пришествие. Прежде всего, оно есть еще событие будущего, предмет надежд и желаний ( 2Пет.3:12 ). Пришествие Господне еще только γγικε – приблизилось ( Иак.5:8 .), а не наступило. Особенно отчетливо выступает эта черта парусии в 1 посл. ап. Иоанна, где слова „в пришествие Его – ν τ παρουσ ατο“ составляют параллель словам „когда Он явится“ – δταν φανερωϑ ( 1Ин.2:28 ). Итак, в настоящее время еще нет парусии, а есть только „обетование – παγγελα“ её ( 2Пет.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

2Кор.5:15 . «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». Объяснение. Если Христос пострадал и умер за всех, чтобы всем даровать жизнь, то долг справедливости требует; чтобы эта жизнь была посвящена Ему и исполнению заповедей Его: Ин.14:23 . По словам апостола, каждый должен строить своё спасение на прочном основании, иначе за нерадение в этом Бог может и покарать: 1Кор.3:12–17 . Еф.3:10–11 . «Дабы ныне соделалась известной чрез Церковь начальством и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем». Объяснение. О тайне спасения и язычников свидетельствовано Павлом и Варнавой пред Церковью: Деян.15:12 , а через неё возвещено миру даже небесному (начальствам и властям на небесах), потому что и Ангелы желают проникнуть в тайны спасения человеков: 1Пет.1:12 . Многоразличная премудрость Божия высказалась не только в приготовлении иудеев и язычников ко спасению, но и в избранных Богом средствах спасения, особенно же в кресте: Кол.1:20 , и таинствах Церкви: Ин.3:5 , б:53. Флп.2:12–13 . «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моём, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте своё спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Объяснение. Кто утверждает, что Бог спасает человека без собственных его усилий, тот не понимает увещания апостола к Филиппийцам, повелевающего «со страхом и трепетом содержать своё спасение» (ст.12). Из этих слов видно, что хотя Бог и устраивает наше спасение, однако ещё бывает место страху за него и трепету пред опасностью погибели: Еф.5:15–16 , не напрасно поэтому говорит апостол в другом послании: духа не угашайте: 1Фес.5:19 . А Сам Господь неоднократно говорил: бодрствуйте: Мф.24:42 ; Мк.13:33:35, 37 . 1Тим.2:4 . «Который (Бог) хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Объяснение. Бог уготовал спасение всем людям без различия, но силой к этому спасению никто не привлекается, а требуется усилие от самого человека, желающего спастись: Мф.11:12 ; Лк.16:16 ; при этом необходимым условием является соблюдение заповедей: Мф.19:17 , и пребывание в истинной вере: 2Тим.2:5 ; Еф.4:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Новозаветные образы . Новозаветные образы освящения гораздо меньше связаны с обрядовой стороной, чем ветхозаветные. Изменению подвергается даже символика освящения, перешедшая из Ветхого Завета, например, храм понимается уже не как святое место в Иерусалиме, а как тело или сообщество верующих ( 1Кор.3:16–17; 6:19 ; 2Кор.6:16 ). Основная предпосылка новозаветного образа освящения состоит в том, что человек получает освящение верой во Христа ( Деян.26:18 ; ср. 1Кор.1:2 ; Евр.13:12 ). Сила для такого освящения исходит от Святого Духа ( Рим.15:16 ; 1Пет.1:2 ; 2Сол.2:13 ). Важность освящения выражается в афоризме: «Ибо воля Божия есть освящение ваше» ( 1Сол.4:3 ). Символика процесса освящения богата и разнообразна. Суть сводится к двум моментам – уклонение от греха и следование добродетели. В одной группе образов соответственно изображается отделение от греха. Освящение здесь выражается в том, что верующий должен отвергать злые дела ( Рим.13:12 ), бежать от блуда ( 1Кор.6:18 ), отложить образ жизни ветхого человека ( Еф.4:22 ), отвергать аморальное поведение ( Еф.4:26 ; Иак.1:21 ), свергнуть с себя бремя греха ( Евр.12:1 ). В сопутствующем мотиве используются образы воздержания от зла ( 1Сол.4:3; 5:22 ; 1Пет.2:11 ), отказа от него ( Тит.2:12 ) или сохранения себя неоскверненным им ( Иак.1:27 ). В более сильных образах речь идет о предании греха смерти ( Рим.8:13 ) или распятии его ( Гал.5:24 ). Такое же значение имеют образы омовения и очищения от греха ( 1Кор.6:11 ; 2Кор.7:1 ; Еф.5:26 ; 1Ин.3:3 ). Есть также призывы не сообразовываться с греховным образом жизни ( 1Пет.1:14 ; Рим.12:2 ). Позитивным аналогом отказа от зла служат образы облечения в добро ( Рим.13:12, 14 ; Еф.4:24 ; Кол.3:12, 14 ). Освященная жизнь строится на основании, положенном Христом ( 1Кор.3:10–15 ). Кроме того, освящение предполагает дополнение веры добродетелью ( 2Пет.1:5 ). Освящение предполагает появление того, чего раньше не было, – эта мысль подразумевается в образах плода, приносимого обновленной природой человека ( Гал.5:22–23 ; Флп.1:11 ). Или же освящение может быть обеспечением всем необходимым для добрых дел ( Евр.13:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Ин.7:38 ; Деян.2:17 ), понятие о благодати, как силе Божией, возрождающей и спасающей человека, раскрывается только в Новом Завете. Благодать изображается здесь как сила, обитающая в человеке ( 1Кор.15:10 ; 2Кор.12:9 ) и действующая в нем могущественно ( Кол.1:29 ), как сила, которая содействует немощам нашим и в состоянии сделать несравненно больше того, чего можем желать мы сами ( Еф.3:20 ; Рим.8:26 ); она сообщает человеку познание Бога и дарует все необходимое «к животу и благочестию» ( 1Пет.1:2,3 ); она призывает человека ко Христу ( Гал.1:15 ) и она же делает возможным самый ответ с его стороны на этот призыв, открывая его сердце ( Деян.16:14 ; ср. Ин.6:44,45 ); ею совершается оправдание ( Рим.3:24 ; Тит.3:7 ) и спасение человека ( Деян.15:11 ; Еф.2:7 ; 2Тим.1:9 ); она помогает преодолевать самые сильные искушения ( 2Кор.12:9 ) и ею же совершается вес земной подвиг христианина ( 1Кор.15:10 ; Кол.1:29 ); словом, она и начинает, и завершает наше спасение ( 1Пет.1:5 ; 1Пет.5:10 ). Сила эта дается независимо от достоинства и заслуги человека, есть чистый дар Божий ( Рим.3:24 ; Рим.11:6 ), подаваемый по вере во Христа Иисуса ( Гал.3:5 ). Она даруется по воле Отца ( 2Тим.1:8,9 ; 1Кор.6:19 ), чрез Сына, в силу совершенного Им искупления ( Рим.5:15,21 ; 1Кор.1:4 ; Еф.1:5,6 ), во Св. Духе ( Тит.3:5 ). В силу такого участия всех трех Лиц в раздаянии дара благодати, последняя называется то благодатью Бога Отца ( 1Кор.1:3 ; сн. 1Кор.3:10 ; 1Кор.15:10 ; 2Кор.1:2 ; 2Кор.6:1 и др.), Духом Божиим ( Рим.8:9,14 ; 1Кор.3:16 ; Еф.4:30 ; сн. 1Фес.4:8 ) или «Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:11 ), то благодатью Господа Иисуса Христа ( 1Кор.16:23 ; 2Кор.13:13 и др.), силой Христовой ( 2Кор.12:10 ) или Духом Христовым ( Рим.8:9 ; Флп.1:19 ), Духом Сына ( Гал.4:6 ), то, наконец, силою Духа Святого ( Рим.15:13 ) и даром Духа Св. ( Деян.2:38 ). Поскольку, однако, спасение созидается преимущественно деятельностью Духа-Утешителя, то и благодать, как сила, которая усвоят человеку спасение, приписывается главным образом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Объяснение. Православная Церковь в лице священнослужителей всегда и доселе взывает за Литургией: «благословен грядый во имя Господне», стало быть, слова: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» не к православным христианам относятся, а к тем, кто не уверовал во Христа, оставил Бога и презрел твердыню спасения своего: Мф.23:37 ; Втор.32:15 . Ин.9:31 . «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает». Объяснение. Эти слова сказаны не Христом и не апостолами, а слепорождённым и не о таинствах, а о чуде, которое совершается только лицами, имеющими истинную, сердечную веру в Бога. Благодать Божия, при совершении пастырем таинств, ниспосылается независимо от личных нравственных достоинств пастыря: Ин.11:49–52 ; 2Кор.13:7 ; соблюдать повелевается учение и недостойных пастырей: Мф.23:3 . 2Кор.4:6–7 .«Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам». Объяснение. Из этих слов можно заключить, что как ценность клада не уменьшается от того, что он содержится «в глиняном сосуде», так точно святость истин, проповедуемых пастырями Церкви, и высота их служения, и действительность сообщаемой ими благодати не уменьшаются от их немощей: Мф.23:3 ; Ин.11:51 ; 1Кор.4:4–5 ; 1Тим.5:19 . Флп.1:18–19 . «Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа». Объяснение. Христианин должен служить Богу искренно, не притворно: Ин.4:23–24 ; притворное служение, как служение фарисейское, неугодно Богу: Мф.13:14 . Однако если кто и притворно проповедует Христа, на словах проповедует веру во Христа и любовь к Нему, а сам в душе не имеет ни того, ни другого, ищет своего: Флп.2:21 , то и о сем радуется апостол, радуется не за проповедующего, который не получит награды от Бога (он её и не ищет), а за Христа, слава Которого такой проповедью всё же распространяется. – Здесь вразумление для тех, кто соблазняется недостойной жизнью некоторых пастырей Церкви; всё же они проповедуют Христа и содействуют славе Его: и о сем подобает радоваться. Слушать и недостойных пастырей Сам Господь повелел: Мф.23:3 , только по делам их запретил поступать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

четыре звериных империи и царство «как бы Сына человеческого» в Дан.7 ). Но различие есть и между человеческим умом и умом Бога. Несмотря на обширные возможности человеческого ума «исследовать и изыскать мудрость» ( Ек.7:25 ), глубины Божьего ума остаются непостижимыми для любого человека: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так и пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» ( Ис.55:8–9 ). В отличие от Бога, Который не меняется ( Чис.23:19 ; 1Цар.15:29 ), человеческий разум может быть непостоянным ( 1Цар.15:29 ) или «хромать на оба колена» ( 3Цар.18:21 ). Даже перед лицом проявления Божьей могущественной силы и Его воли, человеческий разум может быть переполнен сомнениями ( Лк.24:38 ), притуплен или ослеплен «князем века сего» ( 2Кор.3:14; 4:4 ). В Евангелии от Марка показаны яркие образы учеников, ежедневно следовавших за Иисусом и не осознававших до конца, Кто есть Иисус и что Он хочет совершить. Человеческий разум подвержен воздействию тревожных и смущающих дух мыслей ( Быт.41:8 ), порой возникающих в результате Божьего суда ( Втор.28:28, 65 ). Но разум, твердо полагающийся на Бога, находится «в совершенном мире» ( Ис.26:3 ). С точки зрения Павла, разум, сопротивляющийся познанию Бога, подвержен духовной болезни. В конечном счете Бог «предает» такие умы под полное воздействие «непотребства» ( Рим.1:28 ), которое ведет к звероподобному поведению ( Рим.1:26–32 ). Но в борьбу оказываются втянутыми даже те, кто стремится не отходить от Божьих путей. Павел считает это результатом положения Израиля под законом ( Рим.7:23 ) и единственное решение видит в Иисусе Христе, истинном «образе Бога» ( 2Кор.4:4 ; Кол.1:15 ), Который посредством Духа приносит освобождение от «плотского» разума «смерти» и создает разум «жизни и мира» ( Рим.8:6 ). Это преобразование Павел называет «обновлением ума» ( Рим.12:2 ) или обретением «ума Христова» ( 1Кор.2:16 ). О переживших это преобразование можно сказать, что они «соединены... в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор.1:10 ; Флп. 2:2 ). См. также: ГОЛОВА ; СЕРДЦЕ . Библиография: Н. W. Wolff, Anthropology of the Old Testament (Philadelphia: Fortress, 1974). Читать далее Источник: Словарь библейских образов : [Справочник]/Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010