До Езры и Неемии, кроме патриарха, лиц с таким именем не встречается в ветхозаветной Библии . 2 Но по возвращении иудеев из плена, в эпоху сильного патриотического и религиозного одушевления, евреи предпочитали имена славных лиц национальной истории: Иакова, Иосифа, Симеона, Иисуса, Марии др. Особенно любили имена славных предков своего колена: Еласавета из дочерей Аароновых. Савл из колена Вениаминова и под. Иуда было одним из самых распространенных имен. В Ветхом Завете: 1) Неем. 11:9 , – 2) 1Езд. 3:9 и Неем. 12:8 , – 3) Неем. 12:34 , – 4) Неем. 12:36 , – 5) 1Езд.10:23 , – 6) третий сын Матфия по прозванию Маккавей 1Мак. 2:4 Ios. Antiq. XII, 6 до конца книги и нач. XIII, Niese III. 117 sq. §§ 266–434 и Bell. 1, 3–4, Niese VI, 10 sq. §§ 37 –59. 7) Сын Халфи 1Мак. 13:8 (?), – Хапсая у Флавия Antiq. XIII, 5. 7. Niese III р. 179. § 161, – 8) сын Симона Маккавея 1Мак. 16:2 ср. 2Мак. 1:10 , Флав. Bell. 1, 3. 5 Niese VI р 19. § 78. В Новом Завете: 9) предок Господа у Луки 3:30 , – 10) Иуда Алфеев, брат Иакова Алфеева – братья Господа и апостолы из Двенадцати (некоторые считают апостолов Иуду и Иакова и братьев Господа за разных лиц) Мф. 13:55 Мк. 6:3 Лк. 6:16 Деян. 1:13 Иуд. 1 ,– 11) Иуда Варсава Деян. 9:11–15. 22. 27. 32. 34 и 12) известный патриотический вождь Иуда Галилеянин (Гавлонитянин из Гамалы по Иос. Фл.) Деян. 5:37 Иос. Фл. Antiq. XVIII. 1. 1. Niese §§ 4–10 III. p. 140 sq. ib, с. 6. § 23 – 25 p. 144, – XX. 5. 2. § 102 p. 293 Bell. II. 8. 1. Niese VI. § 118 p. 176 и 17. 8. § 433 p. 234, – VII. 8. 1. p. 603 § 253. У Иосифа Флавия: 13) ессейский пророк Antiq. XIII. 11. 2. Bell. 1. 3. 5, – 14) еврейское имя царя Аристовула l Ant. XX, 10. 3, – 15) сын Сарифея, ученый муж, виновник восстания против Ирода, умерщвлённый им Ant. XVII. 6. 2–3 и 9, 3 Bell, 1. 32. 2–4, – 16) сын Езекии разбойник Ant. XVII, 10. 5 sq. Bell. II, 4. 1, – 17) иерусалимлянин, посланный с Иосифом в Галилею во время войны с Римом Vit. 7. 12. 13, 14, – 18) сын Ионафана Bell. II, 17. 10 и 21. 7, – 19) сын Ари Зилот Bell. VI, 1. 8; VII, 6. 5. В литературе раввинской: 20) ben–Tabbai, – 21) ben–Baba, – 22) ha–Kohen, – 23) ben–Bethera, – 24) ben–Nai или Elai и 25) ha–Nasi или ha– Kadosch редактор Мишны. (ср. Указатель Schürer " a к Geschichte des Iüdiscken Volkes zum Zeitalter Iesu Christi, под Iuda на стр. 59. a.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Затем при описании имущества пленников в 66–67 ст. называются кони, лошади, верблюды, ослы, т.е. вьючные животные, необходимые в пути. Но при этом не упоминается о животных домашних, нужных при оседлой жизни. Из этого можно заключить, что список составлен до начала этой жизни. Общее количество возвратившихся во всех трех списках определяется цифрой 42 360 (ср. 1Езд 2.64 ; Неем 7.66 ; 2Езд 5.41 ). Но если сложить указываемые в списках количества возвратившихся лиц отдельных классов, то для каждого списка получится своя цифра и притом меньшая указанной выше, – именно, для 1Езд.2 –  29 818 , для Неем.7 –  31 089 и для 2Езд.5 –  30 143 . По общему мнению экзегетов, несогласие общей суммы со слагаемыми, из которых она составилась, можно объяснить только допущением погрешностей в тексте. Что погрешности действительно проникли в рассматриваемые списки, видно из сравнения упоминаемых в них имен. Так, одни и те же лица в 1Езд 2.2 называются Сераия, Вани (ст. 10), Иора (ст. 18) а в Неем 6.15 – Бинну, Хариф (ст. 24). Но погрешности легче допустить для цифр, обозначающих отдельные классы возвратившихся. Общая же сумма возвратившихся, ввиду того, что она одинаково передается во всех трех списках, может быть признана правильной. Так как обыкновенно у евреев исчислялись лица мужского пола и притом достигшие 20 лет, то эта сумма (42 360), нужно думать, обнимает только лиц мужского пола. Добавив к этой сумме число женщин и детей, цифру всех возвратившихся из вавилонского плена с Зоровавелем можно предположительно определить в 150 тыс. (Сменд) или даже в 200 тыс. (Герцфельд, Келер). Некоторые исследователи (Костерс, Велльгаузен) указанную выше цифру возвратившихся из плена при Кире мужчин считают слишком высокой ввиду того, что, по их мнению, халдеями было отведено в плен лишь около 14 т. иудеев. Однако на основании общих соображений о численности населения в Иудее перед вавилонским пленом, а также ввиду библейских свидетельств о походах Навуходоносора ( 2Пар 36.6 ; Иер 25:1, 52:8 ; 4Цар 24.11–16 ; 2Пар 36.9–10 ; 4Цар 25.7 ; 2Пар 35.17–19 ; 4Цар 25.19–20 ; 2Пар 36.19–20 ) с большим правом количество пленников можно определить цифрой в 40–50 т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 2 1–7. Указ Кира об освобождении иудеев из плена. 8–9. Выход иудеев. 10–15. Возвращение сосудов. 16–24. Противодействие построению храма: письмо к Артаксерксу. 25–31. Ответ Артаксеркса и прекращение постройки храма. 2Езд.2:1 В первый год царствования Кира Персидского, в исполнение слова Господа из уст Иеремии, 1 . Ст. 1–15 представляют изложение 1Eзд I , сходное почти до буквальности. См примеч к 1Eзд I . 2Езд.2:2 Господь подвиг дух Кира, царя Персидского, и он объявил по всему царству своему словесно и письменно: 2Езд.2:3 так говорит Кир, царь Персидский: Господь Израиля, Господь Всевышний поставил меня царем вселенной 2Езд.2:4 и повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, который в Иудее. 2Езд.2:5 Итак, кто есть из вас, из народа Его, да будет Господь его с ним, и пусть он, отправившись в Иерусалим, что в Иудее, строит дом Господа Израилева: Он есть Господь, живущий в Иерусалиме. 2Езд.2:6 Посему, сколько их живет по местам, жители места того пусть помогут им золотом и серебром, 2Езд.2:7 дарами коней и скота и другими обетными приношениями на храм Господа в Иерусалиме. 2Езд.2:8 И поднялись старейшины племен колена Иудина и Вениаминова и священники и левиты и все, которых дух подвиг Господь идти и строить дом Господу в Иерусалиме; 2Езд.2:9 а жившие в соседстве с ними всем помогали им: серебром и золотом, и конями и скотом и весьма многими обетными приношениями многих, которых дух подвигнут был. 2Езд.2:10 И царь Кир вынес священные сосуды Господа, которые Навуходоносор перенес из Иерусалима и поставил в своем капище. 2Езд.2:11 Вынеся же их, Кир, царь Персидский, передал их Мифридату, своему сокровищехранителю, 2Езд.2:12 а через него они переданы были Саманассару, князю Иудеи. 12 . A через него они (сосуды) переданы были Саманассару ( Σαμανασσρω). В VI17 то же лицо называется Саванассаром ( Σαβανασς). В 1Езд I8; V:14, 16 – у LXX то же имя встречается в форме Σασαρασρ и Σαβανασρ. Из IV:13; V:6 видно, что писатель 2 Езд разумеет под этим именем Зоровавеля. 2Езд.2:13 Число же их было: возливальниц золотых тысяча, возливальниц серебряных тысяча, серебряных курильниц двадцать девять, чаш золотых тридцать, серебряных две тысячи четыреста десять, и других сосудов тысяча.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ханания (Анания) Ханания (Анания) [евр. Хананья, греч. Гананиас, «Яхве милостив» ]: 1) вениамитянин, сын Шашака ( 1Пар. 8:24 ); 2) левит, руководитель шестнадцатой чреды певцов, назначенных Давидом для служения в храме ( 1Пар. 25:4.23 ); 3) военач. царя Озии ( 2Пар. 26:11 ); 4) отец ⇒ Седекии , один из высших чиновников царя ⇒ Иоакима ( Иер. 36:12 ); 5) сын Азура, лжепророк из Гаваона, разбивший ярмо, которое по воле Господа носил Иеремия ( Иер. 27:2 ). За лжепророчество Господь возвестил ему через Иеремию скорую смерть, и через два месяца после этого он умер ( Иер. 28 ); 6) предок начальника стражи Иреии, современника Иеремии ( Иер. 37:13–15 ); 7) евр. имя ⇒ Седраха ( Дан. 1:6 ); 8) сын Зоровавеля, отец Фелатии и Исаии ( 1Пар. 3:19.21 ); 9) израильтянин из семейства Бевая, взявший иноплем. жену ( 1Езд. 10:28 ); 10) изготовитель мазей (в Синод. пер. – «сын Гараккахима»), принимавший участие в восстановлении Иерусалимской стены ( Неем. 3:8 ); 11) израильтянин, во времена Неемии подписавшийся от имени своего рода под обязательством соблюдать Закон ( Неем. 10:23 ); 12) начальник Иерусалимской крепости, который вместе с братом Неемии Ханани получил в городе значит. власть ( Неем. 7:2 ); 13) глава священнич. рода Иеремии во времена первосвященника ⇒ Иоакима ( Неем. 12:12.41 ); 14) член первой христ. общины в Иерусалиме, отдавший апостолам часть средств от продажи своего имения для раздачи бедным. С ведома жены Сапфиры Анания утаил от апостолов часть средств, утверждая при этом, что отдал всю вырученную сумму. Т.о., пожертвование Анании шло не от чистого сердца. Солгав апостолам, он солгал Св. Духу, а также – Богу, Который обличил Ананию через Петра и произвел Свой суд: Анания и его жена умерли ( Деян. 5:1–11 ). ⇒ Бедность, бедный, попечительство о бедных ; 15) ученик из Дамаска, которому Господь, явившись в видении, поручил пойти в дом Иуды на Прямой улице и возложить руки на ослепшего Савла, с тем чтобы тот вновь прозрел и принял Св. Духа. Анания подтвердил Павлу, что он призван Иисусом, и отвел его в христ. общину ( Деян. 9:10–18 ; Деян. 22:12–16 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Разбор. Ветхий Завет был прообразом Нового не во всех подробностях (Златоуст, к евреям, беседа 12). В частности, такого учения о благодати Святого Духа, якобы изменившегося по подобию ветхозаветного огня, ни в слове Божием, ни в писаниях отеческих нигде не содержится. А прообразы следует приводить, как учит тот же святой отец, «во оное въ няже приемлется» ( Амвросий Медиоланский , книга 3, глава 18). В этом же месте он хотя и говорит, что ветхозаветный огонь был прообразом сошествия Святого Духа на апостолов, но ничего не говорит о том, чтобы Дух Святый, подобно ветхозаветному огню, претворялся в воду и опять появился через воду. На вопрос: «Что убо означает превращение огня в воду и возбуждение огня через воду?» сам же даёт такой ответ: «То, что духовная благодать, сожигая через огонь и через воду, омывает грехи наша». Святой отец событие, описанное во второй книге Маккавейской ( 2Мак.1:19–23 ), прилагает к таинству крещения, а о хиротонии не говорит ни слова. Это выдумка основателя австрийской иерархии Павла белокриницкого, которую поддерживают и нынешние апологеты Швецов и Ко. Для полноты обличения ложного мудрования защитников подобной теории, сделаем историческую справку, из которой будет явствовать, что ветхозаветный огонь не весь был взят от святилища. Прежде всего, в приведённом месте второй книги Маккавеев самое выражение, что перед переселением жрецы, Бога, вземше отъ огня олтарнаго скрыша его», показывает, что огонь скрыт был не весь, а только часть – «отъ огня». Притом же из 1-й главы книги пророка Варуха видно, что и тогда, после разорения Иерусалимского храма, в продолжение плена вавилонского, жертвоприношения не прекращались, а совершались на развалинах храма. И по возвращении евреев с Зоровавелем, до построения храма ( 1Езд.3:3 ), по освящении храма ( 1Езд.6:17 ), по возвращении Ездры ( 1Езд.7:17 ), и во всё время жизни евреев по возвращении их из плена, до возвращения Неемии, приносились жертвы без того огня, который был сокрыт в кладезе ( 1Езд.8:35, 9:5 ). А Неемия возвратился и огонь найден уже по создании храма, более чем через 60 лет после построения храма ( Неем.2:1 ; Маргарит, слово 3-е на иудей). Отсюда прямое заключение: огонь жертвенный не весь был скрыт в кладезь. Следовательно, мудрование защитников австрийского священства о прекращении жертвенного огня и исторически не верно, да и к церкви Христовой не применимо, ибо церковь не имеет скверны или порока или нчто отъ таковыхъ ( Еф.5:27 ), а поповцы проповедуют противное церкви. Дух Святый по Господню обетованию в церкви пребудет во вкъ ( Ин.14:16 ), а поповцы проповедуют временное Его прекращение. Кроме сего, говоря так, они противоречат самим себе, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Длительный пост налагали на себя пророки Божии: Моисей (см.: Исх.34:28 ; Втор.9:9–18 ), Илия (См.: 3Цар.19:8 ) и Даниил (См.: Дан.9:3; 10:3 ). Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей в пустыне, прежде чем вышел на проповедь (см.: Мф.4:2 ; Лк.4:2 ), и Он же открыл нам, что диавола невозможно изгнать иначе, как постом и молитвой (см.: Мф.17:21 ; Мк.9:29 ). Постились апостолы и ученики их (см.: Деян.13:2–3 ; 2Кор.6:5 ), от которых приняла Церковь устав о посте 89 . Священное Писание научает нас, какой пост угоден Богу (см.: Ис.58:6–8 ; Мф.6:16–18 ). Из него узнаём, что пост нужен для умилостивления Бога при наведении на нас грозного Его суда (см.: Иоил.1:14–15; 2:11–12 ; Иона 3:4–7 ), во время претерпеваемых искушений и бед (см.: Пс.34:12–13 ; 2Цар.1:12 ; Есф.4:3 ), равно как и для избавления от них в будущем (см.: 1Езд.8:21–23 ; Есф.4:3–16 ; Иоил.2:12 ; Иона 3:4–5 ). Писание заповедует поститься в скорбные для Церкви дни (см.: Мф.9:15 ; Лк.5:33–35 ) и при посвящении священнослужителей (См.: Деян.13:3; 14:23 ). Истинному посту сопутствуют молитва (См.: 2Цар.12:16 ; 1Езд.8:23 ; Неем.1:4 ; Иоил.2:15–17 ; Дан.9:3 ; Лк.2:37 ; 1Кор.7:5 ), покаяние (см.: 1Цар.7:6 ; Неем.9:1–2 ; Дан.9:3–6 ) и глубокое смирение (см.: Втор.9:18 ). Пост неизменно восхваляется святыми отцами Церкви Христовой. Вот что говорит св. Иоанн Златоуст : «Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкою и парящею горе» 90 . А слова о посте святого Василия Великого приведены мною в начале беседы. В Церкви есть несколько видов поста: – пост совершенный когда не едят и не пьют в течение всего дня; – пост строгий (сухоядение), или пост в собственном смысле слова когда лишь к вечеру принимают пищу растительную без масла и пьют лишь воду; – пост вседневный, или обычный когда на протяжении всего многодневного поста (Великого, Рождественского и других) принимают пищу в обычные часы, но только растительную. – пост облегченный (или частичное разрешение) – когда церковным уставом разрешено вкушать растительное масло и вино, а при совпадении дней поста с праздничными рыбу и икру.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

14, 4–9. В последней главе книги говорится о бедствиях, предшествующих «дню Господню», когда Господь проявит Свое величие и могущество в наказании злых и спасении избраннних; и будет Богом всей земли, а св. град – местом паломничества. Некоторые места этой главы экзегеты относят еще и к земной жизни Христа Спасителя. «И станут ноги его на горе Елеонской (4 ст.) – объясняют как пророчество о вознесении Господнем. Вознесение по кн. Деяний (1, 12) произошло именно на Елеонской горе. Землетрясение и тьму среди дня, упоминаемые в 6–7 стт., толкуют как пророчество о солнечном затмении, бывшем при распятии Спасителя. Ст.5 – »... и придет Господь Бог мой и все святые с ним» – предсказание о втором пришествии Христовом. Такими словами учил об этом событии и Сам Христос (ср. Мф. 24, 30 ). Ст. 8 «... в тот день живые воды потекут из Иерусалима...» Живая вода – благодать Святого Духа, о которой говорил Христос в беседе с самарянкой. Богослужебное употребление книги Из книги пророка Захарии читается 5 паремий: 1 . На Вход Господень в Иерусалим – 9, 9–15. 2 . В Великую Пятницу – 11, 10–13. 3, 4. В сырную Пятницу – 2 паремии. 8, 7–17; и 8, 19–23. 5. На Вознесение – 14, 1, 4. 8.11. Книга пророка Малахии 1. Личность и служение пророка Пророк Малахия (с евр. «Мой вестник») происходил из колена Завулонова. Сведения о пророке сохранило только Священное Предание(существовало древнееврейское сочинение: «О жизни и смерти пророков». Его, очевидно, использовал в своих трудах Епифаний Кипрский , а у него заимствовал сведения о пророке Св. Димитрий Ростовский (XVII-XVIII вв.)), указывающие, что пророк Малахия был, возможно, из священнического рода, ибо в книге весьма небезразлично относится к современному положению священства, имел отношение к Великой Синагоге. Умер в молодых летах. Пророчествовал он в послепленный период, после Аггея и Захарии. Из содержания книги видно, что Иерусалимский храм был уже восстановлен, но богослужение в нем совершалось с отступлениями от надлежащего порядка, которые обличал пророк (1, 6–14, 2, 1). В частности Малахия обличает иудеев за принесение жертвы с пороками, за неисправное внесение десятин и вообще за небрежение в исполнении закона (3, 8–10), за ропот на Бога, что Он медлит с исполнением обетований (о наступлении мессианских времен). Священников и народ пророк обличал за расторжение браков с законными женами еврейками и женитьбу на иноплеменницах (2, 10–16). Как известно, эти же нравственные недостатки обнаруживали нравственные недостатки среди послепленных иудеев Ездра ( 1Езд. 9–10 ) и Неемия по втором прибытии в Иерусалим ( Неем. 13, 23–27 ). Поэтому, сравнивая книгу пророка Малахии с книгами 1 Ездры и Неемии, можно заключить, что эти книги описывают одно и то же время, а, следовательно, Малахия был современником Ездры и Неемии. Время его служения приходится на период между 460–430 гг. до Р.Хр. Как последний по времени служения пророк-писатель, Малахия у евреев назван «печатью пророков». 2. Состав и содержание книги

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Таин и в течение св. Четыредесятницы многократно причащались при совершении полной литургии и на литургии преждеосвященных Даров. Полная тишина царила в это время и в частной жизни христианских обществ. Св. Иоанн Златоуст в одной из своих бесед говорит: «какое благо не происходит для нас от поста? Везде тишина и чистая ясность; и жилища не свободны ли от шума, беготни и всякой тревоги? Но прежде еще жилищ дух постящихся вкушает спокойствие, да и город весь везде являет такое благочиние, какое бывает в духе и жилищах: ни вечером не слышно поющих, ни днем суетящихся и нетрезвых; – не слышно ни крика, ни ссор, но везде великая тишина». 266 Свв. отцы и учители Церкви, испытавши по собственному опыту благотворность поста, ревностно внушали, согласно с учением Свящ. Писания о посте ( Быт.2:17 ; Исх.34:28; Лев.16:29–30; 23:27–32 ; Втор.9:9, 18, 32 ; 2Цар.12:16 ; 3Цар.19:6–8; 21:27 ; 2Пар.20:3 ; 1Езд.1:4; 8:21; 9:3 ; Неем.9:1–2 ; Пс.68:11 ; Исх.58:3–12 ; Дан.10:3 ; Иоил.1:14; 2:12–18 ; Ин.3:5–10 ; Зах.7:1–6; 8:19 ; 3Езд.5:13, 20; 6:3, 35 ; Мф.3:4; 4:2; 6:16–38; 9:15; 11:18; 17:21 ; Мк.1:6; 2:18, 20; 9:29 ; Лк.2:37 ; Деян.10:9, 30; 13:2–3, 14:23 ; Рим.13:14 ; 1Кор.9:27 ; 2Кор.6:4–5; 11:27 ; Кол.3:5 ; сн. Ап.69; VI, 29, 56, 89; Гангр.19; Лаод.50; Дион. Ал.,1; Петра Ал.,15; Тим.,8, 10), необходимость последнего своим современникам. В виду того, что в настоящее время правила св. Церкви о посте многими нарушаются, приводим некоторые выдержки о посте из святоотеческих творений. – «Пост, по учению св. Василия Великого , рождает пророков, укрепляет сильных; пост умудряет законодателей. Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблественных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизавшихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия; он в бранях совершает дела доблественные, во время мира учит безмолвию; освящает назорея, совершает священника. Без поста невозможно отваживаться на священнодействие не только в нынешнем таинственном и истинном служении, но и в преобразовательной и подзаконном».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

19) Пророк Илия. Идолы и кумиры суть придуманные злыми и неразумными людьми ложные боги и изображения ложных богов, которых язычники почитали вместо Бога истинного и вместо истинных изображений Его; таков языческий бог Ваал ( 3Цар.18:17–21 ). Пророк Елисей. От прикосновения к костям св. пророка Елисея ожил умерший ( 4Цар.13:20–21 ); посему подобает почитать кости и мощи святых. 20) Пророк Исаия. Он видел Господа Саваофа ( Ис.6:1–5 ); сообразно сему и у нас изображают Бога-Отца. Пророк Даниил. Сей пророк также видел Бога-Отца во образе Ветхого днями ( Дан.7:9–13 ). Язычники почитали своих идолов за настоящих богов, которые будто бы могут есть и пить; таков идол Вил ( Дан.14:3–22 ). 21) Построение второго храма. Второй храм по-своему устроению был подобен первому, т.е. имел изображения св. херувимов ( 1Езд.5:11 ; Иез.41:17–21; 43:5, 10, 11 ). Священная история Нового Завета 1) Посещение Божией Матерью праведной Елизаветы. «Отныне ублажат мя вси роди» ( Лк.1:48 ). Слова эти сбылись: все истинные христиане особенно усердно чествуют Матерь Божию. 3) Сретение Господа Иисуса Христа. Сорокадневного Младенца Иисуса принесли во храм ( Лк.2:22 ): посему и у нас новорожденных младенцев приносят в Божий храм. 4) Проповедь св. Иоанна Крестителя. Он питался акридами и диким медом ( Мф.3:4 ); у этого подвижника всегда была постная пища. 5) Крещение Господа Иисуса Христа. В Ветхом Завете, на горе Хориве (Синае), люди не удостоились видеть Господа, а только слышали Божий глас ( Втор.4:12–16 ); в Новом Завете, особенно при крещении Господа в реке Иордане, люди не только глас с неба слышали, но и видели Господа, т.е. здесь было истинное полное Богоявление ( Лк.3:21–22 ; Ин.1:14–18 ). Потому-то в Ветхом Завете не было изображений Господа, а только св. ангелов; в Новом Завете мы имеем изображения не только ангелов и святых человеков, но и Самого Господа. 6) Первые ученики Господа. Диавол, когда искушал Господа, то в доказательство приводил даже слова Св. Писания ( Мф.4:1–11 ). По сему-то и человека не всякого слушать нужно, который будто говорит от Писания: нужно слушать только людей на сие поставленных. Первое чудо. Господь Спаситель благословляет невинные радости и удовольствия, ибо Ему угодно, чтобы мы вели жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим.2:1–4 ; Деян.2:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Петр (Мф.26:75). Причем эта исповедь выражается нами или в обычной молитве, какою, к примеру, молились Неемия за народ свой ( Неем.1:4–11 ) и мытарь в храме ( Лк.18:13 ); или – нарочито, в особом таинстве, пред лицом Богом поставленных пастырей. Так именно – а не в одной молитве лишь – Сам Господь приказал каяться и очищаться от грехов израильтянам ( Лев.5:13; 6:6–7 ; Чис.5:6–8 ; 1Цар.2:25 и др.). Так каялись: Аарон – в присутствии Моисея, великого посланника Божия ( Чис.12:11 ); Саул – пред лицом Самуила ( 1Цар.15:24 ); Давид царь, после обличения его за прелюбодеяние пр. Нафаном ( 2Цар.12:13 ; Ср. 24:10); возвращенные из плена евреи пред священником Ездрой ( 1Езд.9:1–15; 10:1–2 ). Позже, те же евреи «выходили» к Иоанну Крестителю на Иордан, «исповедуя грехи свои» ( Мф.3:5–6 ). Эта открытая исповедь, со времени получения Апостолами права «вязать и решить» ( Ин.20:22 ; Мф.18:18 ), окончательно и установилась в Христовой Церкви (Ср. Деян.19:18 ). Нерушимо соблюдается она и ныне нами – православными, как надежнейшее средство, чрез которое божественная благодать очищает наши немощные души от всяких греховных пятен. Итого, стало быть, в согласии с Словом Божиим мы принимаем три главных вида покаяния. В основе всех этих видов лежит «сердце смиренное и сокрушенное» ( Пс.50:19 ). Без него нет покаяния и спасения от мук ( 2Пет.3:9 ); но и без разрешения кающегося грешника Богом поставленным пастырем трудно быть уверенным в том, что Господь действительно простил мне грех мой ( Прит.20:9 ). Поэтому Св. Церковь , заботясь о нашем спасении, требует, чтобы мы неукоснительно совершали над собой таинство покаяния, – и особенно перед смертью. Кто лишается этого таинства по какой-либо винословной причине, и так отходит к Господу, – о том мы во всяком случае скорбим и усердно молимся. Впрочем, погибшим такого брата не считаем ( Мф.18:14 ): мы веруем, что Милосердный Бог, установивший видимое таинство для разрешения от грехов ( Ин.20:22 ), по молитвам Церкви земной и небесной ( Ин.15:16, 17 ; Иак.5:16 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010