Общее число привратников – 212 не соответствует ни числу времени Давида (93 см. ( 1Пар.26:8–11 )), ни Зоровавепя (139 – ( 1Езд.2:42 )), ни Неемии (172 – ( Неем.11:19 )). По всей вероятности, это число предпленного периода. 1Пар.9:24 .  На четырех сторонах находились привратники: на восточной, западной, северной и южной. Ср. ( 1Пар.26:14 ) и др. 1Пар.9:28 .  Одни из них были приставлены к служебным сосудам, так что счетом принимали их и счетом выдавали. Ср. ( 1Пар.28:13 ; Дан.1:2,5:2 ). 1Пар.9:29 .  Другим из них поручена была прочая утварь и все священные потребности: мука лучшая, и вино, и елей, и ладан, и благовония. Ср. ( Лев.2:1 ; Исх.30:23,25:6 ). 1Пар.9:30 .  А из сыновей священнических некоторые составляли миро из веществ благовонных. Ср. ( Исх.30:23 ). 1Пар.9:32 .  Некоторым из братьев их, из сынов Каафовых, поручено было заготовление хлебов предложения, чтобы представлять их каждую субботу. Ср. ( Чис.4:7 ). 1Пар.9:35 .  В Гаваоне жили: отец Гаваонитян Иеил, – имя жены его Мааха, 1Пар.9:36 .  и сын его первенец Авдон, за ним Цур, Кис, Ваал, Нер, Надав, 1Пар.9:37 .  Гедор, Ахио, Захария и Миклоф. 1Пар.9:38 .  Миклоф родил Шимеама. И они подле братьев своих жили в Иерусалиме вместе с братьями своими. 1Пар.9:39 .  Нер родил Киса, Кис родил Саула, Саул родил Ионафана, Мелхисуя, Авинадава и Ешбаала. 1Пар.9:40 .  Сын Ионафана Мериббаал; Мериббаал родил Миху. 1Пар.9:41 .  Сыновья Михи: Пифон, Мелех, Фарей [и Ахаз]. 1Пар.9:42 .  Ахаз родил Иаеру; Иаера родил Алемефа, Азмавефа и Замврия; Замврий родил Моцу; 1Пар.9:43 .  Моца родил Бинею: Рефаия, сын его; Елеаса, сын его; Ацел, сын его. 1Пар.9:44 .  У Ацела шесть сыновей, и вот имена их: Азрикам, Бохру, Исмаил, Шеария, Овадия и Ханан. Это сыновья Ацела. Родословие Саула, воспроизводящее родословие 1Пар.8:29–40 (см. комментарии), помещается в настоящем месте в качестве перехода к главе 1Пар.10 , касающейся одного из моментов царствования Саула – его неудачной войны с филистимлянами и смерти. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Первая книга Паралипоменон. 534-642 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 12 1–7 Список священников, пришедших с Зоровавелем. 8–26. Список левитов. 27–44. Освящение стен Иерусалима Неем.12:1 .  Вот священники и левиты, которые пришли с Зоровавелем, сыном Салафииловым, и с Иисусом: Сераия, Иеремия, Ездра, Считая священников и левитов главными носителями того духа, который одушевлял послепленную общину, писатель с особенным вниманием останавливается на их списках. Из ( 1Ездр. 2:62–63 ) видно, с какой тщательностью велись родословные списки священников. По свидетельству И. Флавия (Против Апиона 1:7), родословные списки велись даже иудейскими священниками, жившими в Египте, Вавилоне и других местах. Потом эти списки представлялись в Иерусалим, где, вероятно, Синедрионом из них составлялась одна родословная книга. В дополнение к этому Евсевий сообщает, что упомянутые родословные записи были уничтожены Иродом. Из ст. 7-го видно, что писатель называет собственно глав священнических и братьев их. По аналогии с гл. XI должно думать, впрочем, что писатель называет не отдельные личности, а череды, носившие имена тех или иных лиц. Писатель перечисляет 22 имени. Из них 15 имен те же самые, которые приведены уже в ( Неем 10:3–9 ), а остальные иные. Это различие имен не ясно. Весьма вероятно предположение, что при подписи обязательства соблюдать закон некоторые череды ( Неем. 10:3–9 ) подписались не своим точным именем, а именем тогдашнего представителя. Поименнованного (в ст. 1) Ездру некоторые исследователи отождествляют с Ездрой книжником. Но, по-видимому, это тот Ездра, который в ( Неем. 10:2 ) называется Азарией. Неем.12:3 .  Шехания, Рехум, Меремоф, «Шехания, Рехум, Меремоф». Вместо имени Рехум по ( 1Езд. 2:36–39 ; Неем. 10:5 ) лучше читать: Харим. Неем.12:7 .  Саллу, Амок, Хелкия, Иедаия. Это главы священников и братья их во дни Иисуса. «Это главы священников и братья их», т.е. представители отдельных священнических родов и следующие за ними братья. Неем.12:10 .  Иисус родил Иоакима, Иоаким родил Елиашива, Елиашив родил Иоиаду, Неем.12:11 .  Иоиада родил Ионафана, Ионафан родил Иаддуя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Авдий Авдий (=раб или служитель Божий; βδ; Abdi; 1) 1Пар.6:44 . – Из предков певца Эфана, из рода Мерари. 2) 2Пар.29:12 . – Из левитов, сынов Мерари, отец Киса, вместе с другими левитами участвовавшего в очщении Храма от нечистот языческих во дни царя Езекии. 3) (Αβδι): 1Езд.10:26 . – Из Израильтян, сынов Елама, имевших за собой жен иноплеменных, во дни Ездры и Неемии. Во 2Ездр.9:27 : Иоавдий. 4) (; βδις; Abdias; Obadia): 3Цар.18:3–4, 13, 16 . – Богобоязненный домоправитель царя Ахава, во время истребления Иезавелью пророков Господних, скрывший от ее неистовства сто пророков Бога истинного. Он, в конце трехлетнего бездождия и голода, встретившись с пророком Илией и получив от него повеление уведомить о себе царя, донес царю, что Илия здесь ( 3Цар.18:1–16 ). Сн. Zell. 2. p. 204. 5) (=раб божий; βδιο, ’Aβδιο; Abdias; Obadia): Авд.1:1 . 3Ездр.1:39 . – Четвертый, у LXX пятый, из 12 Малых пророков. Но о его лице, происхождении, жизни и делах ничего неизвестно из Св. Писания. Сказания, основанные на преданиях раввинов, и мнения некоторых отцов Церкви, не согласны и не имеют для себя твердых оснований. Так иные, как Епифаний и Иероним, принимают его за богобоязненного домоправителя Ахавова, скрывшего сто пророков от Иезавели. Дорофей Тиркий – за того пятидесятоначальника царя Охозии, который, будучи послан взять Илию, помилован был пророком ( 4Цар.1:1–13 ). Другие – то видят в нем мужа соманитянки, коей сына воскресил пророк Елисей; то какого-то прозелита идумейского, обратившаяся в иудейство; то – одного из тех князей, коих царь Иосафат посылал по городам иудейским для наставления народа в законе ( 2Пар.17:7 ). Бл. Феодорит, тщательно собравший сведения о св. пророках, о лице Авдия ничего не говорит. Св. Ефрем Сирин говорит только, что пр. Авдий был родом из Сихема в колене Ефремовом. – Равн. обр. и о времени пророческого служения сего пророка нет определенных сведений, а одни предположения. Одни (Биб. Ист. Филар) полагают время его пророчества при ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Происхождение этой книги от Ездры опровергается ее многими историческими погрешностями, начиная с незнания времени жизни самого Ездры. Так, по этой книге ( 3Езд.3:1, 29 ), Ездра получает откровение на 30 году по разрушении Иерусалима, а по каноническим книгам ( 1Езд.7:7; 8:1–3 ), он родился по возвращении евреев из плена, т. е. лет через 50 по разрушении Иерусалима. При Ездре уже не владели «обитатели Вавилона» Сионом (ср. 1Езд.1:1 ), как говорится здесь ( 3Езд.3:28, 31 ). Ездра был «книжник, учивший заповедям Господним» ( 1Езд.7:10–12 ), а по этой книге описанных постановлений нигде нет» (4:23; ср. 14:21–22) и мн. др. Так, в непринадлежности книги Ездре согласны современные ученые. Согласны современные ученые и в том, что книга Ездры в нынешних печатных изданиях соединена из двух различных по происхождению памятников. Один – более древний, сохранившийся как в латинском, так и в других восточных переводах: эфиопском и арабском, и обнимающий (по нынешним печатным изданиям) 3–14 главы, а другой – более поздний, сохранившийся лишь в латинском переводе и составляющий 1–2 и 15–16 главы книги (по нынешним печатным изданиям). У современных западных издателей эти памятники совершенно разделяются, как «четвертая и пятая» книги Ездры. Но этим единогласием, притом не полным, все-таки далеко не решается существенный вопрос: когда и кем написана ныне известная 3-я книга Ездры? Ответ на первый вопрос дается на основании изъяснения апокалипсического содержания книги. Упоминаемое здесь многократно разрушение ( 3Езд.3:2, 28; 10:48; 11:42; 12:48 ) и сожжение (12:44) Сиона и Иерусалима и разрушение храма (10:21–22) прилагают современные ученые не к Навуходоносорову разрушению ( 4Цар.25 гл.), а к римскому, произведенному Титом и Веспасианом (70 г. по Р.Х.). В связи с этим поставляется и историческое изъяснение видения об орле (11–12 глл.), в коем находят указание на различных римских императоров, до Нервы (98 г. по Р.Х.) и даже Септимия Севера (217 г. по Р.Х.) включительно. Писатель, переживший указанные события и предполагаемых императоров, очевидно, должен быть очень поздним, современником уже христианской эры и конца I-ro века по Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

4. 2Езд.2:9–31 . Первое возвращение пленных с ритуальными сосудами. Прекращение строительства Иерусалима, в связи с наветом Самарян. Параллельный отрывок – 1Езд.4:7–24 . 5. 2Езд.3–4 гл. Спор трёх телохранителей царя Дария. Один из придворных – это Зоровавель, потомок царя Давида. Разрешение этого спора в пользу евреев. Разрешение Дария продолжить восстановительные работы. Это оригинальный раздел. 6. 2Езд.5:1–46 . Возвращение второй партии пленных. Перепись репатриантов. Это тоже оригинальный раздел. 7. 2Езд.5:47–7:14 . Восстановление богослужения в Иерусалиме. Закладка жертвенника и строительство храма. Содействие Дария строительству храма. Празднование Пасхи. Параллельный отрывок – 1Езд.2:1–4:5, 5:1–6:22 . 8. 2Езд.8:1–9:36 . Возвращение Ездры и деятельность его в Иерусалиме. Список евреев, пришедших вместе с ним. Скорбь и молитва Ездры по поводу смешанных браков. Список вступивших в смешанные браки. Расторжение браков. Параллельный отрывок – 1Езд.7:1–10:44 9. 2Езд9:37–55 . Чтение и разъяснение Закона. Параллельный отрывок – Неем.7:73–8:12 . Сюжет всей книги имеет круговую композицию: начинается и завершается описанием богослужения в иерусалимском храме. В первой главе представлена деятельность праведного Иосии, в последних – Ездры. Эти две фигуры представляют собой идеальных вождей народа, соединяющих в своём лице светскую и духовную власть. По мнению некоторых исследователей, рассказы второй книги Ездры не имеют законченного характера. В современных греческих текстах книга заканчивается на середине предложения, и окончание нужно восстанавливать из древнелатинского перевода. Однако и это не окончание книги. Предполагается, что оригинальное произведение заканчивалось описанием праздника кущей, как это изложено в Неем.8:13–18 . По мнению некоторых других исследователей, нет и начала книги, так как автор, видимо, не ограничился обзором событий с 18-го года царствования Иосии, а вспоминал и про первые годы Иосии, включив в своё изложение 2Пар.34 гл. Новый материал, которого нет в канонических книгах – 2Езд.3–4 гл., в нем повествуется о состязании между тремя телохранителями персидского царя Дария I, от которого победитель получил бы честь и богатство. Два первых телохранителя говорили о силе воина и силе царя, но победителем стал третий телохранитель, который сказал о силе женщин и истины. О нём говорится, что это был Зоровавель. Возможно, автор 2 Езд. мог сделать эту вставку, чтобы отдельно прославить его, поскольку в канонических книгах власть Зоровавеля равна власти первосвященника Иисуса. После того, как Зоровавель выигрывает состязание, ему даётся разрешение на восстановление храма и возвращаются храмовые сосуды, которые сохранились и после завоевания Вавилона 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Указ этот обязан своим происхождением, по Иосифу, непосредственному ознакомлению царя с пророчеством Исаии 421 , предрекшего о сем за «210» лет прежде взятия Вавилона и за 140 до разорения храма ( Ис.44:28; 45 ; срв. Иер.25:12; 29:10 , а также 2Пар.36 ). Цифра это более, чем вдвое преувеличивает настоящую дату времени. 422 Самый указ Кира, изданный в первый же год (537-й) его единовластия, бывший 70-м и последним плена Израильского, у Иосифа приводится вообще более кратко и отрывочно; едва ли, впрочем, совершенно подлинно передан он и в свящ. тексте, как то можно заключать уже на основании выражения ( 1Езд.1:1 ), что Кир повелел объявить по всему царству своему – словесно и письменно ( 2Пар.26:22 ), т.е. с известной свободой сообщения, подобно, например, допущенной в ( 1Езд.6:3 или 5:14–15, а также 2Езд.6:24 и д.). Впрочем, нет ничего недостоверного и в том, что и при известной свободе сообщения была одна неизменно-официальная форма указа, более или менее близкая к приводимой свящ. текстом и хранившаяся в книгохранилищах Экбатанского дворца ( 1Езд.6:1–2 ; 2Езд.6:23 ). Замечательно маленькое, но весьма характерное различие, выступающее в эдикте Кира о восстановлении храма – между канонической и неканонической книгами Ездры и отношение к этому различию Иосифа. По первому из указанных источников Кир говорит в своем эдикте: «все царства земли дал мне Иегова, Бог Небесный, и Он повелел мне воздвигнуть Ему дом в Иерусалиме«…, где, таким образом, Иегова является как бы Богом самих Персов. Апокрифический текст Ездры дает несколько другое изложение: «Бог Израиля, (Который есть) Высочайший Бог, поставил меня царем вселенной и повелел мне воздвигнуть Ему дом в Иерусалиме»… Между этими обеими версиями Иосиф мог впадать в понятное затруднение. С одной стороны, ему могло казаться не совсем правильным обозначить Иегову, прямо как Бога Персов ( Θες το ορανο); обращаясь, затем, к апокрифическому Ездре, он должен был подобным же образом ослабить выражение «Господь Всевышний» ( Κριος ξοχτατος) и допускает Кира назвать Бога Θες μγιστος, о Котором он «удостоверился», что это «Тот Самый, Которому покланяется народ Израильский».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

е. удовлетворился простой демонстрацией и в действительности не вывел их. Причисляя сюда население еще незанятой столицы – круглым числом 25.000 душ 44 , получим общую сумму жителей в 225,000. Для израильского царства, которое было населено плотнее и обнимало и части восточно-иорданской страны, общее число жителей можно, вероятно, полагать несколько большим, чем втрое, что дает вполне подходящий средний итог – несколько более 60 жителей на квадр. м. 19). Если эти расчисления приблизительно верны, то 60,000 крупных землевладельцев – при Менаиме составляют приблизительно ¼ всего населения. Для иудейского царства получится число мужчин подобного же социального положения 15.000. С этим вполне согласно показание 4Цар.24:15 , что Навуходоносор при первой осаде Иерусалима увел в Вавилон 7.000 гиборе хаил и кроме того 1.000 художников и мастеров. О числе уведенных при втором завоевании нет нужного свидетельства, но, без сомнения, оно, как основательно утверждает Э. Мейер, должно было быть значительно большим, чем при первом. 45 Во всяком случае, после последнего переселения и по выселении израильтян в Египет (§ 8) осталось только одно очень редкое, бедное сельское население, между тем как Иерусалим лежал в полном запустении. Ср. Иер.44:2 . Из 1Езд. гл.2 и Неем. гл.7 мы узнаем, что из плена возвратились 42.360 иудеев обоих полов и кроме того некоторое число рабов и рабынь. Сюда присоединились позднее возвратившиеся с Ездрой, 1Езд.8:3 и д., число которых не известно с точностью по причине неустановленности текста. Население было разделено так, что десятая часть его, выбранная по жребию, поселена была в Иерусалиме, а остальная вне его, 9/10 в провинции Неем.11:1 и д. Этого было слишком мало для столицы, почему Неемия обратил внимание на усиление населения в Иерусалиме. Но в чем состояли его меры, мы, к сожалению, не знаем ( Неем.7:4 ). 46 Для времен последующих совершенно нет источников. To, по крайней мере, несомненно, что иудеи сильно размножались, с чем вместе улучшались их социальные отношения (§ 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Первый говорит о книге Моисея, в которой заключались пророчества о бедствиях иудеев во время плена ( Дан.9:11, 13 ­­ Лев.26 ; Втор.28 ); второй о законе, данном Богом Моисею на горе Хориве ( Мал.4:3 ). Согласно предписаниям Пятикнижия Малахия порицает небрежность священников при жертвоприношении ( Мал.1:7–8 ­­ Лев.1:10; 3:6; 6:27 ), вспоминает описанный Моисеем «завет Господень с Левием» ( Мал.2:4–5 ­­ Втор.33:9–10 ). Вообще все пророческое богословие основывается на Пятикнижии Моисея и составляет во многом прояснение и раскрытие теократической истории Израиля, предначертанной в пророческих речах Моисея ( Лев.26 гл.; Втор.28–32 глл.). Так, все ветхозаветные писатели основываются на Пятикнижии Моисея и в своих писаниях руководятся им как законом. Жизнь еврейского народа в их очах должна быть исполнением того же закона, а нарушение последнего считается источником тех бед, которые возвещены в пророчествах Моисея и постигали евреев в различное время их жизни. Послепленные священные историки вавилонский плен рассматривают как время «празднования Палестиной своих суббот», возвещенное Моисеем ( 2Пар.33 ­­ Лев.26:43 ). Книги Паралипоменон, Ездры и Неемии наполнены свидетельствами о «законе» и писаниях Моисея ( 1Езд.3:2; 6:18, 22; 7:6 ; 1Пар.14:2; 29:21–22 ; 2Пар.23:18–35 ; 25и мн. др.). Согласно свидетельству ветхозаветных канонических книг, неканонические также ссылаются на Пятикнижие Моисея и его законы, историю и пророчества ( Сир.44–45 глл.; 1Мак.2:26, 51–54 ; 2Мак.2 гл.; Прем.10 гл.; Иудифь.5:10; 8:26–28 ; Тов.1:7–8 ; Вар.2:2 ). Иосиф Флавий (Прот. Апп. 1, 8) и Филон (Vita Moysis. III, 3) признавали все Пятикнижие писанием Моисея. Александр Полигистор, Евполем и Гекатей замечали в своих историях, что по верованию иудеев Моисей написал иудейскую историю и законы. В талмуде все Пятикнижие называется законом Моисея. Моисей называется великим ученым писателем Израиля (Sota. 13b; Baba Batra. 14b). Он написал свою книгу и историю Валаама, придав через это изречениям Валаама пророчески-богодухновенный характер (Baba Batra.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

(2:1–3). Под законом, данным Иеремией, как видно из дальнейшего (особ. 10–11 стт.), разумеется закон Моисеев, т.е. Пятикнижие. Далее в том же месте Маккавейской книги говорится: повествуется также в записях и памятных книгах Неемии, как он, составляя библиотеку, собрал сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях (2:13). Из этих двух указаний Маккавейской книги можно делать тот справедливый вывод, что к переданному Иеремией закону Неемия присоединил и собрал в особое книгохранилище ( βιβλιοθκη) много других, очевидно также Священных, книг. Сообразно много раз отмеченной и разъясненной нами терминологии библейских писателей можно следующим образом понять этот труд Неемии: под «сказаниями о царях» можно разуметь исторические ветхозаветные книги Царств и Паралипоменон, под «пророками» – пророческие книги (с Иисуса Навина до Малахии) под «Давидом» можно разуметь Псалтирь и вообще весь третий отдел еврейского канона, потому что Псалтирь занимала в нем первое место и в новозаветных книгах иногда обозначала собой весь третий отдел канона ( Лк.24:44 ); в новозаветных же книгах наименование «Псалтирь» иногда заменяется наименованием «Давид» ( Рим.4:6 ; особ. Евр.4:7 ). Под «письмами царей о священных приношениях» можно разуметь книги Ездры и Неемии, в коих заключается много указов персидских царей о жертвах и дарах второму Иерусалимскому храму ( 1Езд.1:1–4; 6:1–12; 7:11–28 ; Неем.2:7–8 ). – Таким образом, по свидетельству 2 Маккавейской книги, Неемия собрал исторические, пророческие и учительные книги в особую книгоположницу. С «книгоположницей» – βιβλιοθκη – Неемии как-то невольно соединяется представление о допленном хранении ветхозаветных книг в скинии, храме и в благочестивых обществах. Таким образом, прерванный на несчастное время вавилонского плена многовековой способ хранения ветхозаветных книг восстановляется Неемией после плена. Сопоставляя с этими соображениями вышеприведенные свидетельства иудейского предания о Великой Синагоге, как последней издательнице и хранительнице ветхозаветного канона, синагоге, учредителем коей вместе с Ездрой был и Неемия, не будем далеки от истины, если предположим, что хранение библиотеки Неемии было во втором храме, а хранителями ее были члены Великой Синагоги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

При возвращении евреев из вавилонского плена, старейшины, священники, пророки и другие благочестивые мужи принесли с собой в Палестину драгоценнейшее свое наследие и величайшую святыню – свитки Священных книг. Несомненно, этими свитками руководились вожди иудеев, возвратившихся из плена, Зоровавель и первосвященник Иисус, поступавшие во всем, как написано в законе Моисея человека Божия ( 1Езд.3:2–5 ), и современные им священники и левиты, славившие Господа по уставу Давида, царя Израилева, словами псалмов ( Пс.105–106 ­­ 1Ездры 3:10–11). Пророки Аггей и Захария, бывшие также в числе первых переселенцев из вавилонского плена, несомненно изучали Священные свитки и языком и словами их излагали допленную историю Израиля ( Зах.1:1–6 ) и своими пророчествами разъясняли истинный смысл древних пророчеств. Можно думать, что пророку Захарии были известны в Священном кодексе и более поздние пророческие писания, напр. Иезекииля (ср. Иез.27–28 гл. ­­ Зах.9:2–4; 48:1–12 ­­ Зах.13:1 ). Видения и символы Иезекииля и Даниила (7–8 и 11 гл.) служили для слушателей Захарии некоторым подготовлением к пониманию трудных апокалипсических его откровений (особенно Зах.1– 6 гл.; ср. Дан.2 ­­ Зах.12:3 ). У пророка Захарии можно видеть даже принятое в еврейском богословии деление Священного кодекса. Они сделали сердце свое упорным, говорит он об иудеях, чтобы не слушать закона () и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим () через пророков () древних (- Зах.7:12 ). Эти слова пророка ясно напоминают принятую издревле и сохраняющуюся до настоящего времени в еврейском богословии терминологию в делении ветхозаветного канона на «закон и пророков» – «старших и младших» () ( Мф.11:13 ; Лк.24:44 ; Флавий. Против Аппиона 1.8; Baba Batra.14–15). Итак, можно думать, что при пророке Захарии Священный кодекс уже в значительнейшей мере был собран и разделен на некоторые главные отделы. В вышеприведенном изречении Захарии важно также и то, что закон и пророческие слова пророк признает посланными Господом Саваофом и Духом Его, т.е. богодухновенным словом Божиим. Здесь, таким образом, впервые дается основание термину «богодухновенность» в приложении к Священному ветхозаветному кодексу, термину, сохранившемуся навсегда в иудейском и христианском богословии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010