Как объяснить столь благосклонное отношение язычника Кира к иудеям? Писатель кн. Ездры усматривает в этом отношении Кира к иудеям проявление божественного промышления об избранном народе. " Возбудил, – говорит он, – Господь дух Кира царя персидского» ( 1Езд 1.1 ). Это божественное внушение, однако же, нет нужды представлять как внушение непосредственное. Средством этого внушения мог служить естественный ход исторических событий, в совокупности своей направляемых Богом. По мнению некоторых исследователей, освобождение иудеев совершено было Киром по просьбе иудеев и по мотивам политическим, – было вызвано желанием Кира обезопасить поселением в Палестине преданных ему иудеев юго-западные границы царства (Штаде), создать оплот против Египта и базу для замышлявшегося уже наступления на Египет (Розенцвейг). И. Флавий (Иуд.Древн 11:1, 12) указывает, что к мысли об освобождении иудеев из плена привело Кира показанное ему пророчество Исайи о его завоеваниях. 1Ездр.1:5 .  И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники и левиты, всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме. Указ Кира предоставлял всем иудеям право возвратиться в Палестину. Но воспользовались этим правом не все, а только те, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме. Многие, как замечает И. Флавий (Иуд.Древн. 11:1, 3), «остались в Вавилоне, не желая бросить приобретенное». 1Ездр.1:6 .  И все соседи их вспомоществовали им серебряными сосудами, золотом, иным имуществом, и скотом, и дорогими вещами, сверх всякого доброхотного даяния для храма. «Все соседи их». По-видимому, не иудеи только (Келер), но и язычники (Гитциг), Некоторая аналогия отмечаемого писателем факта с тем, что имело место при исходе из Египта ( Исх 3.22 ), не дает никакого основания, вопреки мнению некоторых авторов (Бертолет, Костерс), считать факт измышленным в подражание рассказу бытописателя. 1Ездр.1:7 .  И царь Кир вынес сосуды дома Господня, которые Навуходоносор взял из Иерусалима и положил в доме бога своего, –

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Паралипоменон написаны в период персидского владычества. По указанию же других данных происхождение кн. Паралипоменон с несомненностью может быть отнесено ко времени не позже священника Ездры. Первое место среди них занимает соображение, заимствованное из истории канона. По единогласному мнению самих Священных Писаний ( 2Мак.2:13 ), иудейских ученых, напр. Иосифа Флавия, отцов и учителей церкви, Иринея Лионского , Климента Александрийского , Тертуллиана , Иоанна Златоуста , ветхозаветный канон получил свой современный вид при Ездре и Неемии. «К книгам, написанным до Артаксеркса (Артаксеркса – современника Ездры и Неемии, 1Ездр.7–8 ; Неем.2:5,14 ), говорит Иосиф Флавий, – теперь ничего нельзя ни прибавить, ни отнять от них». Сообразно с этим и кн. Паралипоменон как включенная в канон появилась не позже данного времени. В пользу указанного мнения о времени происхождения кн. Паралипоменон говорит далее тождество их заключения с началом 1-й кн. Ездры ( 2Пар.36:22–23 ; 1Ездр.1:1–3 ). Рассматривая эти два места, ученые приходят к тому заключению, что автор кн. Ездры скомпилировал начало своего сочинения из кн. Паралипоменон, но не наоборот: следовательно, последние были при нем налицо. Именно в кн. Паралипоменон данные статьи находятся в прямой и неразрывной связи с предшествующими 18–21, образуют второй член фразы, что и ручается за их первоначальность; между тем как в кн. Ездры они стоят отрывочно. Мнения о происхождении кн. Паралипоменон при Ездре держалась вся иудейская и христианская древность. И только от времени Спинозы возникают попытки отнести их к более поздним векам. И прежде всего сам Спиноза высказал предположение, что они написаны после Ездры, даже после очищения храма Иудой Маккавеем (10-я гл. Tractatus theotogico-politicus). Равным образом и ученые позднейшего времени – Бертольд, Блэк, Грамберг и др. не сомневаются отнести их к эпохе владычества Лагидов и Селевкидов. На этот именно период указывает, по их мнению, замечаемая будто бы в кн. Паралипоменон фанатическая ненависть к царству Израильскому, возникшая только после построения «израильтянами» храма на горе Гаризим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Я ответил: В книге Маккавейской повествуется, что Иеремия с кивотом завета сокрыл в пещере и алтарь фимиама, который также называется алтарем кадильным ( Исх.30:1 ). О возвращении его в новопостроенный храм также в книгах ветхозаветных нигде не поведается. Но если бы где поведалось о его возвращении в новопостроенный по возвращении из Вавилона храм, то ведь этим указывалось бы и на возвращение кивота завета, с ним вместе сокрытого. И вот мы имеем свидетельство, что у евреев в новопостроенном храме, после возвращения их из Вавилона, алтарь фимиама, или кадильный, имелся. О нем ясно говорится в 11 ст. 1-й главы Евангелия от Луки, где именно сказано, что ангел Господень явился Захарии, отцу Предтечи, стоя одесную алтаря кадильного. Теперь скажи мне: алтарь фимиама, или кадильный, Иеремия сокрыл в пещере совокупно с ковчегом Завета; и если, на том основании, что о возвращении кивота, а также и алтаря, в новый храм в ветхозаветном Писании не упоминается, ты утверждаешь, что их здесь и не было, то откуда явился во втором храме алтарь кадильный? Собеседник мой впал в недоумение, и потом сказал: Я не знаю; ты что об этом скажешь? Вместо ответа я спросил его: а ты как полагаешь о священстве Аароновом, – сохранилось ли оно у иудеев по возвращении из плена Вавилонского, или не сохранилось? Поповец ответил: Священство по чину Ааронову, то есть священство ветхозаветное, и по возвращении иудеев из плена Вавилонского сохранилось. Я сказал: Справедливо говоришь, что и после возвращения иудеев из плена Вавилонского у них священство Аароново сохранилось. Об этом ясно свидетельствует первая книга Ездры, где сказуется о священниках, возвратившихся во Иудею из плена Вавилонского: «Священницы же, сынове Иедуевы, в дому Иисуеве (Иисуса Оседекова) девять сот семьдесят три ( 1Ездр.2:36 ). То же читаем и в книге Неемии ( Неем.7:39 ). И далее в книге Ездры повествуется об основании второго храма по возвращении иудеев из плена: «И основаша созидающе дом Господень, и сташа священницы во украшении своем со трубами» ( 1Ездр.3:10 ). Здесь Ездра говорит, что не один священник, но лик священников стоял по чину своему с трубами на празднестве основания храма Господня. А что священство ветхозаветное у иудеев существовало и до Христова пришествия, о том свидетельствует священное Евангелие от Луки в следующих словах: «Бысть во дни Ирода царя Иудейска иерей некий, именем Захария, от дневння чреды Авиани» ( Лк.1:5 ). Евангелист свидетельствует, что иерейство ветхозаветное не только сохранилось до Христова пришествия, но что был тогда целый сонм иереев, разделенный на чреды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Наиболее ясно сказывается это сходство в употреблении редко встречающихся слов, так называемых нарах legomena. Так, «баг» Дан.1:5 = Иез.25:7 ; «хув» Дан.1:10 = Иез.18:7 ; «цеви» Дан.8:9 = Иез.20:6, 15 ; «келал» Дан.10:6 = Иез.1:7 ; «зегар» Дан.12:3 = Иез.8:2 ; «бен-адам» Дан.8:17 = Иез.2:1, 3, 6, 8 ; Иез.3:1, 3, 4 и т. п. Примером совпадения наречий книги Даниила и Ездры служат такие, напр., выражения: «шему» Дан.6:5 = 1Ездр.4:22 ; «невали» Дан.2:5 = 1Ездр.6:11 ; «питгама» Дан.4:14 = 1Ездр.6:17 ; «сим теем» Дан.5:2 = 1Ездр.5:4 ; 1Ездр.6:1 ; «ди» Дан.5:30 = 1Ездр.5:17 и т. п. Вполне соответствует эпохе написания книги пророка Даниила наличность в ней персизмов и вавилонизмов, т. е. слов, объясняемых из персидской и вавилонской терминологии. Таковы, по указанию экзегетов: «азда» Дан.2:5, 8 от древне-персидского «aranda» – наука; «гаддам» Дан.2:5 ; Дан.3:29 – от персидского «handam» – член; «патбаг» Дан.1:5, 8, 13 – от древне-персидского «patibaga» – трапеза богов; «гедаберим» Дан.3:2, 3 – от древне-персидского «gasbar» – казначей; «пеха» Дан.3:3, 27 – от древне-персидского «paik» – наместник. «Ариох» Дан.2:14 =ассир. Eri Асни, т. е. раб богини Луны; «Мисах» Дан.1:6 =ассир. Misa Achu, т. е. кто как Аку – бог луна; «Седрах» Дан.1:6 =Sudar Achu, т. е. повеление бога Аку; «Авденаго» Дан.1:6 =Abad Nabu, т. е. раб бога Небо; «ашафим» Дан.2:2 =ассир. «assipu»; «табагайа» Дан.2:14 =ассир. «tabihu»; «гашхин» Дан.3:16 =ассир. haspuhu и т. п. Как произведение современника и очевидца описываемых событий, книга пророка Даниила отличается далее полной исторической достоверностью своих сообщений. Таковы, напр., рассказы об отведении в Вавилон иудейских пленников не лично самим Навуходоносором, а по его приказанию Асфеназом ( Дан.1:3 ), о воспитании пленных юношей при царском дворце и в придворных школах ( Дан.1:5–6 ), о разделении халдейских жрецов и правительственных чиновников на различные классы (2 и 4 гл.; Дан.3:3 ), о поставленной Навуходоносором на поле Двир громадной золотой статуе ( Дан.3 ), о сопровождающей ее открытие процессии, о болезни Навуходоносора и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Неем.10:9 .  Левиты: Иисус, сын Азании, Биннуй, из сыновей Хенадада, Кадмиил, Неем.10:10 .  и братья их: Шевания, Годия, Клита, Фелаия, Ханан, Неем.10:11 .  Миха, Рехов, Хашавия, Неем.10:12 .  Закхур, Шеревия, Шевания, Неем.10:13 .  Годия, Ваний, Венинуй. Список приложивших печати левитов. В списке названо 17 имен, которые опять должны считаться именами классов или черед левитских. Упоминаемый в ст. 9 Иисус и Кадмиил возвратились (роды их) еще при Зоровавеле ( 1Ездр. 2:40 ; Неем 7.43 ). Сыновья Хенадада также упоминают уже в ( 1Ездр. 3:9 ). «Биннуй, сын Хенадада», по ( Неем. 3:24 ), строил часть стены. Большая часть названных в ст. 9–13 имен встречалась уже в ( Неем. 8:7 ). Неем.10:15 .  Вунний, Азгар, Бевай, Неем.10:16 .  Адония, Бигвай, Адин, Неем.10:17 .  Атер, Езекия, Азур, Неем.10:18 .  Годия, Хашум, Бецай, Неем.10:19 .  Хариф, Анафоф, Невай, Неем.10:20 .  Магпиаш, Мешуллам, Хезир, Неем.10:21 .  Мешезавел, Садок, Иаддуй, Неем.10:22 .  Фелатия, Ханан, Анаия, Неем.10:23 .  Осия, Ханания, Хашшув, Неем.10:24 .  Лохеш, Пилха, Шовек, Неем.10:25 .  Рехум, Хашавна, Маасея, Неем.10:26 .  Ахия, Ханан, Анан, Неем.10:27 .  Маллух, Харим, Ваана. Список глав народа, т.е. мирян. В списке названы имена отчасти известные из ( 1Ездр. 2:1–35 ) и ( Неем. 7:5–24 ). Всех имен 44, а в ( 1Ездр. 2:1–35 ) только 33. Поэтому нужно допустить, что число глав во время между Зоровавелем и Неемией (537–444) увеличилось вследствие увеличения общины новыми переселенцами и присоединения к общине иноплеменников. Некоторых названных в 1 кн. Ездры лиц (Сафатия, Арах) ( 1Ездр. 2:4–5 ) в рассматриваемых стихах мы не встречаем, – или потому, что роды их прекратили свое существование, или потому, что представители этих родов не подписали всенародного решения. Упомянутый в ст. 17 отдельно от Езекии (Атер, Езекия) Атеар, по ( 1Ездр. 2:16 ), принадлежал к дому Езекии. Неем.10:28 .  И прочий народ, священники, левиты, привратники, певцы, нефинеи и все, отделившиеся от народов иноземных к закону Божию, жены их, сыновья их и дочери их, все, которые могли понимать,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Ездр.4:3 .  И сказал им Зоровавель и Иисус и прочие главы поколений Израильских: не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир, царь Персидский. «Не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить». Таким образом, просьба самарян была отклонена. В отказе Зоровавеля и старейшин нет оснований усматривать проявление духа боязливости» (Евальд) или «иудейской надменности» (Зейнеке). Отказ вызывался скорее желанием сохранить чистоту иудейской религии и национальности. Так как самаряне имели смешанную религию, то, вступив в союз с ними, иудеи подверглись бы опасности заразиться синкретизмом и политеизмом. Сознание этой опасности и побудило представителей иудейского народа отклонить самарянское предложение, пожертвовав могущими произойти от принятия его выгодами. 1Ездр.4:4 .  И стал народ земли той ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении; 1Ездр.4:5 .  и подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их, во все дни Кира, царя Персидского, и до царствования Дария, царя Персидского. Отказ иудеев оскорбил самарян и вновь возбудил ту вражду, которая в допленное время проникала в отношения десятиколенного царства к южному. Подкупом и наветами самаряне старались добиться от персидского правительства официального запрещения постройки храма. Такого официального запрещения они, по-видимому, не добились, потому что о нем библейские писатели не упоминают (ср. 1Езд 5.7–17 ), а пророк Аггей прекращение постройки храма прямо приписывает нерадению самих иудеев, а не запрещению властей (гл. I). Но тем не менее происки самарян ослабили энергию иудеев и, вероятно, ко времени вступления на престол Дария Гистаспа (521–486) постройка храма приостановилась. 1Ездр.4:6–23 . В ст. 6–23 писатель рассказывает о кознях самарян против иудеев в царствование Ахашвероша и Артахшашты. Каких царей разумеет под этими именами писатель 1 Езд? Ввиду того, что в первых главах 1 кн. Ездры идет речь о событиях времени Кира, а в конце IV гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Просветил глаза наши», т.е. после мрака бедствий дал возможность увидеть им рассвет дня спасения (ср. Притч 29.13 ; 1Цар 14.27–29 ; Пс 14.4 ). «Дал нам ожить немного в рабстве нашем»: разумеется восстановление жизни Израиля, как малой, пользующейся некоторой степенью самостоятельности, общины. Признаком этой жизни было восстановление храма. Но, сравнительно с древним временем, эта жизнь была только meat, малость, ничтожество. 1Ездр.9:9 .  Мы – рабы, но и в рабстве нашем не оставил нас Бог наш. И склонил Он к нам милость царей Персидских, чтоб они дали нам ожить, воздвигнуть дом Бога нашего и восстановить его из развалин его, и дали нам ограждение в Иудее и в Иерусалиме. «Дали нам ограждение (gader) в Иудее и в Иерусалиме» (ср. Ис. 5:2–5 ). Gader – ограда, укрепленное место. Выражение не указывает на стены Иерусалима, которые к этому времени еще не были восстановлены, а имеет общий смысл. Ездра хочет сказать, что, благодаря покровительству персидских царей, иудеи получили спокойное и безопасное пребывание в своем прежнем отечестве. 1Ездр.9:10 .  И ныне, что скажем мы, Боже наш, после этого? Ибо мы отступили от заповедей Твоих, «Что скажем мы, Боже наш, после этого?» т.е. после проявления указанных ранее (ст. 7–9) милостей к преступному народу. Ничего не можем сказать, кроме того, что (евр. ки, рус. ибо) «отступили от заповедей Твоих». 1Ездр.9:11 .  которые заповедал Ты чрез рабов Твоих пророков, говоря: земля, в которую идете вы, чтоб овладеть ею, земля нечистая, она осквернена нечистотою иноплеменных народов, их мерзостями, которыми они наполнили ее от края до края в осквернениях своих. «Которые заповедал Ты чрез рабов Твоих пророков, говоря» и д. Приводимые до конца 12 ст. слова, близкие к Втор 7.1–3 , не встречаются буквально в пророческих книгах. Но выраженная в них мысль о необходимости удаления от общения с языческими народами есть мысль всех пророков, начиная с Моисея. 1Ездр.9:12 .  Итак дочерей ваших не выдавайте за сыновей их, и дочерей их не берите за сыновей ваших, и не ищите мира их и блага их во веки, чтобы укрепиться вам и питаться благами земли той и передать ее в наследие сыновьям вашим на веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3 . Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя, 4 . ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя, ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены. 5 . Как зной в месте безводном, Ты укротил буйство врагов; как зной тенью облака, подавлено ликование притеснителей. Прославил Господа тот сильный народ, властитель которого разрешил Иудеям возвратиться из плена и начать строить храм Господу. Ниже в гл. XLV, 1 Исаия называет его по имени (ср. 1Ездр. 1:1–4 ). Прославил Господа и Дарий Истасп, подтвердивший повеление Кира ( 1Ездр. 6:1–12 ) 947 . Таково исполнение в истории третьего стиха; в дальнейшем исполнении это есть пророчество о царствовании Константина и позже Феодосия, которые, будучи владыками почти всего культурного мира того времени признают единою господствующею в царстве их религиею-Христианскую, а затем закрывают навсегда языческие капища. Стихи 4 и 5 изображают безжалостные меры Вавилонских тиранов, действия которых были подобны палящему зною, обращающему всякую страну в пустыню, или бурям и ураганам, вырывающим с корнем всякую растительность. От этих бурь и зноя спасает народ свой Господь, застилая облаком раскаленное небо, и посылая из него благодатный дождь. Но эти образы вполне применимы к высшему пониманию пророчества, провидящего действие благодати на душу, пребывавшую в сухой бесплодной степи животной жизни и потрясаемую бурями страстей 948 . Это благодатное облако (ст. 5) „подавляет ликование притеснителей“. 6 . И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 . и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Мы видели, что пророчество главы XXIV заканчивается видением о воцарении Господа на Сионе. Мы видели еще в главе II, 2–3, что к горе Господней потекут все народы. В 6 стихе настоящей главы, в иных образах, но повторяется та же мысль: все народы приглашены участвовать в трапезе, уготованной от Господа всем 949 . Это трапеза Премудрости, как назвал ее и Соломон в книге Притчей IX, и к которой Премудрость приглашала воззванием: „кто неразумен, обратись сюда!“ (ст. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1Ездр.6:11 .  Мною же дается повеление, что если какой человек изменит это определение, то будет вынуто бревно из дома его, и будет поднят он и пригвожден к нему, а дом его за то будет обращен в развалины. Чтобы побудить к исполнению своего повеления, Дарий определяет строгое наказание за «изменение» или нарушение его. «Если какой человек изменит это определение, то будет вынуто бревно из дома его и будет поднят он и пригвожден к нему, а дом его за то будет обращен в развалины». Указанный здесь род смертной казни был употребителен у ассириян (Диодор Сицил., II, 1), у древних персов и многих других народов. У персов практиковлось и настоящее распятие (ср. Дан 2.5 ). 1Ездр.6:12 .  И Бог , Которого имя там обитает, да низложит всякого царя и народ, который простер бы руку свою, чтобы изменить сие ко вреду этого дома Божия в Иерусалиме. Я, Дарий, дал это повеление; да будет оно в точности исполняемо». Выражение «Бог, которого имя там обитает» (ср. Втор 12:11, 14:23 ; Иер 7.12 , Неем 1.9 ), может быть, заимствовано не из указа, а принадлежит самому автору. Но целая мысль, высказанная в ст. 12, вполне в духе персидских царей. В конце персидской Бегисгунской надписи также призывается кара Агуры-Мазды на того, кто решится уничтожить изображение и надпись. Указ Дария в части, излагающейся в ст. 7–12, считается некоторыми учеными измышленным, а повеления, в нем содержащиеся, недостоверными. Основанием для такого мнения выставляется: 1) юдаистическая окраска речи в ст. 8–12 в выражениях «дом Божий», «Бог небесный», «Бог, Которого имя там обитает»; 2) и невероятность столь милостивого отношения к иудеям со стороны Дария. Эти основания, однако же, не могут быть признаны твердыми. Указанные выше выражения, явившиеся, может быть, благодаря влиянию иудейских воззрений на персидские, не противоречат, как уже замечено, политеизму персидских царей. Что касается милостивого отношения Дария к иудеям, то оно вполне понятно, если принять во внимание тяжелые обстоятельства, в которых находился Дарий в первые годы своего управления, – именно сильные волнения в провинциях, которые могли побудить Дария расположить к себе иудеев. Кроме того, милостивое отношение Дария к иудейскому культу не является чем-либо исключительным. Подобным же образом Дарий относился и к культам других подчиненных народов. Напр., в найденной в 1889 г. около Магнезии надписи Гадаты Дарий говорит: «За то, что ты не принимаешь во внимание моего отношения к богам, за это, если ты не будешь поступать иначе, заставлю тебя когда-нибудь почувствовать гнев, на который ты меня вызвал, так как ты привлек к оброку и обработке простой земли священных садовников Аполлона, не признавая чувств моих предков по отношению к богу, который сказал персам» (Bertholet, s. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По воззрению древних в том числе ассиро-вавилонян, могущество известного народа находилось в полном соответствии с силой его национального бога ( 4Цар.18:33–35 ), так что поражение какого-либо народа другим считалось поражением и его бога, победой над ним бога победителей ( Иер.46:14–15 ). В знак этого ассиро-вавилонские завоеватели вместе с военной добычей захватывали статуи богов побежденных племен, приносили их в дар своим национальным божествам, – ставили, как трофеи, в храмах этих последних. «Я, говорит, например, Соргон в одной из своих надписей, взял город Музазир, увез с собою бога Халди с другими богами и священных сосудов их великое множество». «Обитателей Бит-Янина и их богов, – рассказывает Сеннахерим, – я увел с собою». «Я, – замечает Ассурбанипал, – возвратил вавилонскому городу Ереху изображение богини Нана, увезенной оттуда в качестве военного трофея в Сузы еламским царем Кубур Нанхунди». Теми же самыми соображениями руководился и Навуходоносор, отправляя в Сеннаар (общее название областей Вавилонского царства), за неимением изображений Всевышнего, сосуды иерусалимского царства и помещая их в находящейся при храме своего Бога Бала сокровищнице (ср. 1Ездр.1:7 ; 1Ездр.5:14 ). По библейскому повествованию, Навуходоносор не принимал непосредственного участия в доставлении сосудов в Вавилон: он их «отправил». И эта небольшая подробность как нельзя более подтверждается и разъясняется рассказом халдейского историка Бероза (конец 4 в. начало 3 в. до Р. X.) о походе Навуходоносора против египетского фараона Нехао, во время которого им был завоеван Иерусалим. Разбив Нехао в битве при Кархемисе и отняв у него после этого Сирию, Финикию, Палестину и Египет, Навуходоносор, рассказывает Бероз, услыхал о смерти своего отца Набополассара. Ввиду этого он поручил своим полководцам отправиться на родину со всей добычей, с войском и пленниками из иудеев, финикиян, сирийцев и египтян, а сам с небольшим отрядом поспешил в Вавилон кратчайшими путем через пустыню и, прибыв в столицу, вступил на престол. (И. Флавий. Древности. 2 ч., с. 162–163).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010