67 Проф. Ив. Корсунский, Ор. с. 75—76. 68 Проф. Ив. Троицкий. Грамматика еврейскаго языка, СПБ., 1897, стр. 26. 69 Проф. Ив. Корсунский, Ор. с., 76. 70 Проф. Ив. Корсунский, Ор. с., 78—79. 71 Проф. Корсунский, Ор. с., 80. 72 Ср. Ibidem, 87—96. 73 Kellner, op. c., s. 27. 74 См. у проф. Ив. Корсунскаго, Ор. с. стр. 71. 75 Ibidem, 71. 76 Ibidem 74. 77 Ibidem, 98. 78 Kellner, Ор. с., 27—28. 79 Ibidem, 28. 80 Проф. Ив. Корсунский, Ор. с., 72. 81 Ср. Сис. De ο ff. I, 1, 2: Nec vero hoc arroganter dictum exitsimari velim. 82 Вместо слова подлинника quamplures y Krabinger’a стоит complures. 83 Настоящий текст очень близок к греческому тексту LXX, который читается так: Κριος δδωσ μοι γλσσαν παιδεας , то υ γνναι νκα . δει ειπειν λγον ; Амвросий передал его так: «Dominus dedit mihi linguam eruditionis, quando oporteat Sermonem dicere“. Несколько иную мысль содержить еврейский текст, который в русской Библии передается так: «Господь Бог дал мне язык мудрых, чтобы я мог словом подкреплять иземогающаго», что соответствует и Вульгате: Dominus dedit mihi linguam eruditam, ut sciam sustentare eum qui lassus est verbo. 84 В Библии слова «Господа Бога твоего» не стоят в сочетании с словами «слушай, Израил», так как они находятся в других предложениях этой главы (V), — и предыдущих, и последуюицих. 85 Текст Амвросия отличается и от текста еврейскаго (русскаго): «Как юноше содержать в чистоте путь свой? Хранением себя по слову твоему», и от греческаго: «’Еи τν κατορθσει νετερος τν ’ οδν ατο ; ν τω φυλαξασθαι то ς λγους σου ». Вульгата: In quo corrigit adolescentior viam suam? in custodiendo ser­mones tuos. 86 Очевидно здесь имеются ввиду 35 и 36 ст. XIII гл. книги пр. Даниила: «Оба старейшины, вставши посреди народа, положили руки на голову ея. Она же в слезах смотрела на небо, ибо сердце ея уповало на Гослода». 87 Так и LXX; Вульгата: Vae mihi, quia tacui, quia vir pollutus labiis ego sum. 88 В греческой Библии (а также и славянской) текст этот читается с малыми изменениямм и взаимной перестановкой двух последних предложений, именно: δε περφραξαν το κτμα σου ακανθας , το αργυριον σου κα το χρυσον καταδησον κα τας λγοις σου ποησον νυγον κα σταθμν , κα τω στομαχι σου ποτ jaov θραν κα μοχλν . Иначе читается этот текст в Вульгате: Sepi aures tuas spinis linguam nequam noli audire, et ori tuo facito ostia et seras. Aurum tuum et argentum tuum contla, et verbis tuis facito stateram, et frenos ori tuo rectos.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2666...

УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ акт см. действие апокатастасис ( ποκατστασις) 28 апофатика ( αποφατικ) 41, 44, 53, 60, 68 архетип ( αρχτυπον) 18, 76 безбожник ( αθεος) 100 беззаконие ( ανομα) 5, 9 бессмертие ( αθανασα) 98, 139 – души ( α. της ψυχς) 22, 106 сн. благобытие ( τ ευ εναι) 76 благодать ( χαρις) 35, 37 (1, 2, 4) , 38, 89, 90, 123 (2) , 206 Бог ( Θες) 5–9, 11, 12, 15, 16, 18, 19, 21–24, 29, 30, 32, 37, 40–49, 51, 53–57, 59–61, 67–74, 76–78, 81, 83, 88, 89, 91, 93, 96, 99, 103–106 сн., 107, 109, 122, 123, 125, 131, 132, 136, 138, 139, 141, 142, 150–153, 157, 158, 160, 161, 163–166, 169, 197–199 богопознание ( θεογνωσα) 41, 42, 57, 132, 133, 188, 201 богословие ( θεολογα) 3–5, 19, 36, 37 3 , 39, 43, 44, 47, 51–53, 58–60, 62, 64, 65 сн., 66–72, 75 2 , 76, 81, 84–86 сн., 87, 95, 100 (5) , 101, 1–3, 104, 113, 127, 128, 130–132, 134 (2, 4, 6) – 136, 138, 140, 142, 143, 145, 147, 149–154 (1, 3) , 155, 156 1 , 157 1 , 159, 160 1 , 161 2, 5 , 167, 172–174 (1) , 175, 180–182, 187, 190 (3) , 191 1 , 192 5 , 195, 201, 202, 204, 206, 208, 214, 215 – богословствовать ( θεολογεν) 66, 151 – богослов 3, 4, 35, 36, 39–41, 50, 52, 60, 61, 65, 66, 78, 81, 91, 97, 103, 114, 131, 139, 140, 151, 1531, 154 2 , 155 4 , 159(сн.), 170, 172, 175, 178 2 , 181, 183, 185 4 , 186 2 , 187 2 , 189, 192 2 , 196, 198, 205, 206, 211, 217, 219 боговидение 42, 51, 59, 70, 71, 93, 139 Богородица ( Θεοτκος) 72, 75 (3) , 76, 77, 102, 114, 152 Богоматерь 47 богослужение 6, 16, 23, 65, 79, 95, 116, 143, 147 Богоявление ( θεοφανεια) 19, 36, 45, 49, 53, 67–69, 89, 94, 130, 136, 139, 152 Божии энергии (действия) ( νργειαι του Θεο) 42, 44, 68 Божий призыв ( θεκ κλσις) 9, 52, 139 Божия сущность ( οσα του Θεο) 36, 68, 88, 93, 103, 104 Божия энергия (действие) ( θεκ νργεια) 3 2 , 36, 68, 88, 103, 104 (1) буква ( γρμμα) 17, 141, 180 бытие, существование ( υπαρξις, παρχειν) 29, 44, 160 сн., 168 вера ( πστις) 7, 11, 15, 17, 19, 20, 24, 27, 29, 31, 54–56, 60, 61, 63 сн., 64, 67, 7173, 82, 84, 85, 89, 91, 94, 95, 98, 100, 103, 106 сн., 108, 114, 132, 133, 140, 143, 148, 150, 151, 152, 162, 165, 166, 167, 169, 174, 178, 190, 191, 197, 205

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Шляпкин И. Русское поучение о перенесении мощей Николая чудотворца и его отношение к западным источникам//Памятники древней письменности. СПб., 1881. Вып. 10. С. 21. Книга хожений: Записки русских путешественников XI–XV вв. M.,1984. C. 74. Подробнее об этом см.: Лазарев В. Н. Искусство средневековой Руси и Запад (XI–XV вв.). М., 1970. С. 11 сл. Подробнее см.: Даркевич В. П. Произведения западного художественного ремесла в Восточной Европе (X–XIV вв.). М., 1966. Полное собрание русских летописей. M., 1962. T. 1. Стб. 411 (далее: ПСРЛ). Понырко Н. В. Эпистолярное наследие... С. 16. См.: Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. 6. Прил. С. 142 (далее: РИБ). См.: Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 43, 46, 53, 124–125, 146. См. там же. С. 154. См. там же. С. 151–153, 157–158, 160, 167–169, 179, 183. См. там же. С. 151, 168–169. Понырко Н. В. Эпистолярное наследие... С. 17. ПСРЛ. М., 1962. Т. 2. Стб. 387. Рогов А. И. Отражение в идеологической жизни славян разделения Церквей в 1054 г. (XI–XIII вв.)//Studia balcanica. София, 1991. T. 20. С. 88–90. Правда, автор повествования о крещении Владимира вложил в уста крестивших его греческих священников назидания в духе антилатинской полемической литературы: «Не преимай же учения от латын, их же учение развращено» (Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 1. С. 79–80), но при описании контактов русских правителей с их западными соседями такие моменты отсутствуют. Пашуто В. Т. Внешняя политика... С. 332. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 667–668. Там же. Стб. 386. В этом месте летописи (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 452) наименование Стефана святым вложено в уста венгерского короля, но в дальнейшем изложении уже воевода Петр, посол Изяслава Волынского, говорит о кресте, который «привел Бог по своей милости к святому Степану» (Там же. Стб. 462). См. там же. Стб. 452–454. См.: Шайтан М. Э. Германия и Киев в XI в.//Летопись занятий Археографической комиссии. Л., 1927. Вып. 1 (34). См.: Грушевський М. С. Icmopiя Льbib, 1905. Т. 2. С. 485.

http://sedmitza.ru/lib/text/442943/

70. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 71. РНБ РО. Ф. 1000. 1924. 171. 72. РГИА. Ф. 832. Оп. 1. 73.  Митрополит Киевский Исидор — о нем см. с. 86. 74. РНБ РО. Ф. 1000. 1924. 171. Жизнеописание епископа Игнатия. Прилож. 75.  Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. 2. С. 116–119. 76. См. письма Митрополита Киевского Филарета. С. 34–45. 77. Подробнее см. т. 8, с. 124–127. 78. См. письма Владыки Ярославского (Митрополита Киевского) с. 34–45. 79. О нем см. Настоящее издание, т. 5, с. 426. 80. См. также т. 8, с. 124–127. 81.  Антоний (Г. А. Рафальский; 1789–1848) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1843–1848 гг. 82.  Никанор (Н. С. Клементьевский; 1787–1856) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1848–1856 гг. 83.  Архиепископ Нил… — О нем см. с. 46–51. 84.  Ср:. Дни мои — как уклоняющаяся тень… (Пс. 101. 12). 85.  Григорий (Г. П. Постников; 1784–1860) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1856–1860 гг. 86. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 87. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 88.  Преподобный старец Феодор Ушаков (в миру Иоанн; 1718–1791) — великий подвижник, восстановитель Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря и Арзамасской Алексеевской женской общины. 89. О нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 516. 90. О нем см. с. 289–290. 91.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). СПб., 1868. С. 41. 92. О ней см. с. 524. 93.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). С. 189. 94. РНБ РО. Ф. 1927. С. 277–279. 95.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). С. 297. 96.  Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Господи… к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой (Пс. 142. 8, 9, 10). 97.  ибо… двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18. 20). 98.  Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11. 28, 29, 30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Грехи, в которых принесено покаяние, заглажены будут милосердием Божиим (1:16, см. МУЧЕНИЕ, 575). Всякий грех, и малейший, низводит человека на дно адово, если милость Божия не поможет Горе же всякому человеку, когда Бог с ним по строгости правды Своея в суд впадет! Не инаго чего, как вечнаго в огне геенском мучения, ожидать ему должно. Всякий бо грех, и малейший, по мнению нашему, силен есть погрузить человека во дно адово, когда милость Божия не приспеет, ради Сына Его Иисуса Христа обещанная. Что уже о тех сказать, которые волею согрешают? Сего ради должно всякому, кто хощет суда Божия убежать, от грехов отстать и молить Бога верою во Христа: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене» ( Пс. 6, 2 ) (3:114). Если бы Бог за каждое преступление наказывал нас, ни на малейшее бы время не могли жить (1:88, см. БОГ , 74). Милосердия Божьего никакой грех победить не может (3:115, см. ВРАГ , 202). Заслуги Христа выше всех грехов вместе взятых (4:283, см. ИСКУШЕНИЕ , 413). Не отчаиваться от грехов, но надеяться на милосердие Божие Сие человеколюбие Его ободряет нас за содеянные грехи не отчаяваться, но с верою и надеждою толкать в двери милосердия Его. Како бо отец над кающимся и с сожалением и слезами просящими прощения не умилосердится? Откуда повелено к Нему молитися: «Отче! остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» ( Мф. 6, 12 ) (3:405). Если бы не милость Божия, люди постоянно падали бы (3:255, см. БЛАГОДАРНОСТЬ , 28). Грехи допускают и самые благочестивые Из Святаго Божия Слова познаем, что и самые благочестивые и свято живущие согрешают, и согрешают много. «Много согрешаем вси», глаголет Апостол ( Иак. 3, 2 ). И Иоанн святый исповедует: «аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас» ( 1Ин. 1, 8 ). И за «оставление грехов помолится всяк преподобный во время благопотребно» ( Пс. 31, 6 ). И Христос верным, кровию Его оправданным, и Бога Отца благодатию Его исповедающим, велит молитися: «Отче! остави нам долги наша (грехи)» ( Мф. 6, 12 ), ведая, яко согрешают вси... Ибо Бог не токмо внешния наши дела и грехи видит и судит, но и внутренния помышления, склонения, начинания сердечныя, яко сердца и утробы испытуяй, ясно усматривает и по тем судит. Многих грехов своих человек не видит, ни познает в совести своей; но Божие око, светлейшее солнца, вси проницает. Сего ради глаголет Псаломник: «грехопадения кто разумеет» ( Пс. 18, 13 ), – то есть, никто не может их познать и исчислить. Откуда и молится к Богу о очищении их: «от тайных моих очисти мя», показуя, что ничим иным оные не очищаются, как исповеданием, усердною молитвою и верою о Христе Иисусе (3:218–219).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Фотий, свт. Слово тайноводственное о Святом Духе//Антология восточно–христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2–х тт. М., СПб., 2009. Т. 2. С. 390–401. Хрисанф (Ретивцев) , еп. Ветхозаветное учение о Боге сравнительно с воззрениями на божество в древних языческих религиях (окончание)//Христианское чтение. 1876. 11– 12. С. 503–554. Хрисанф (Ретивцев) , еп. Ветхозаветное учение о Боге сравнительно с воззрениями на божество в древних языческих религиях//Христианское чтение. 1876. 9–10. С. 374–404. Шабанов Д. А. Патриарх Фотий и полемика с латинянами о Filioque//Антология восточно–христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2–х тт. М., СПб., 2009. Т. 2. С. 381–389. Чурсанов С. А. Нетерминологические средства выражения богословского понимания личности (πρσωπον) в православном богословии// Церковь и время. М.: Изд–во ОВЦС МП, 2008. (42). С. 89–111. Чурсанов С.А. Понятие лица (πρσωπον) в Священном Писании и в философско–терминологическом контексте начала эпохи Вселенских Соборов// Церковь и время. М.: Изд–во ОВЦС МП, 2008. (39). С. 92–112. Юревич Д., свящ. О статье Б. В. Раушенбаха «Логика Триединства»//Синай. Библейский проект священника Димитрия Юревича [Электронный ресурс]/URL: http://www.sinai.spb.ru/dy/raushen.html Янакиев К. Реляционистская триадология Боэция и учение о Святой Троице отцов–каппадокийцев//Современная болгарская патрология. Сборник статей. К., 2015. С. 81–112. Яннарас Хр. Троичный Бог//Вера Церкви. М., 1992. С. 53– 74. Ястребов М. К вопросу об Ангеле Иеговы//Труды КДА. К., 1900. Т. 1. С. 457–465. 197 См. подробнее: Шохин В. Святая Троица и нехристианские триады//Материалы международной богословско–философской конференции «Пресвятая Троица». М., 2001. С. 210–218. 208 В Подробнее см.: Бирюков Д. С. Подобосущники//Антология восточно–христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2т. М., СПб.: 2009. Т. 1. С. 197–206. 210 Подробнее о нём см.: Евномий//Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С. 181–183.; также: Евномий//Книга еретиков. СПб., 2011. С. 88–108.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Др. источники устанавливаются путем сравнительного анализа. Еп. Каллист (Уэр) в докт. дис. о Марке Пустыннике установил его возможное влияние на И. Л. В «Лествице» содержатся 2 цитаты из Марка Пустынника (Scala. 15. 76 (15. 74), ср.: Marc. Erem. De lege spir. 120; Scala. 23. 5 (22. 6), ср.: Marc. Erem. De lege spir. 136), а также 4 возможные реминисценции (Scala. 4. 108 (4. 109), ср.: Marc. Erem. De oper. just. 52; Scala. 14. 21 (14. 17), 15. 39 (15. 37), ср.: Marc. Erem. De lege spir. 109; Scala. 22. 1 (21. 1), ср.: Marc. Erem. De bapt. V 62-63; Scala. 26. 69 (26. 1. 43), ср.: Marc. Erem. De oper. just. 25), кроме того, он отметил усвоение словаря Марка о развитии страсти - все это ясно указывает на знакомство И. Л. с сочинениями Марка Пустынника ( Ware T. The Ascetic Writings of Mark the Hermit: Thesis. Oxf., 1965. P. 458-459). Д. Богданович заметил определенное сходство в выражениях И. Л. и аввы Исаии ( 1968. С. 156-157), напр., выражение «невозможно одним глазом смотреть на небо, а другим на землю» (Scala. 3. 22 (3. 32)) встречается у аввы Исаии ( Isaias Gaz. Ascet. 15. 1). Он также полагал, что у И. Л. прослеживается влияние Диадоха Фотикийского ( Diad. Phot. Cap. 37) в отношении к толкованию снов ( 1968. С. 156), в то время как Гуйо устанавливает параллель между «естественным» видением страсти у аввы Исаии и у И. Л. и считает, что И. Л. унаследовал от Диадоха его понятие о «воспитующей оставленности» ( Gouilleau . 1984. Col. 382). Возможное влияние на И. Л. Варсонофия и Иоанна Газских вполне установимо. В. Фёлькер, подчеркивая географическую близость Газы и Синая, утверждал, что обнаружил более 100 мест в «Лествице», напоминающих учение газских отцов (см.: Völker. 1968. S. V). По его мнению, все трое, так же как Евагрий и Кассиан, продолжили традицию «Апофтегм» (Ibidem). Учение В самом начале «Лествицы» И. Л. указывает на то, сколькими способами человек может ответить Богу на Его призыв. Бог нелицеприятен и на всех без исключения изливает Свои милости (Scala. 1. 8 (1. 17)). Однако каждый, одаренный свободной волей, сам определяет свое отношение к Богу: быть ли другом, рабом (верным или непотребным), чужым или даже врагом Творцу (Ibid. 1. 1). Христианином, по определению И. Л., может называться лишь тот, кто «сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу» (Ibid. 1. 4 (1. 7)). Не отрицая возможности спасения в миру (Ibid. 1. 21 (1. 38)), он указывает, что вполне развить христ. добродетели и достичь совершенства можно лишь отрекшись от мира (Ibid. 2. 1). Адресуя свое произведение монахам Раифского мон-ря, И. Л. намеренно ограничивается советами, подходящими для большинства монашествующих (PG. 88. Col. 628B).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

221 См.: Darkó E. Die militärischen Reformen des Kaisers Herakleios//Bulletin de l’Institut archéologique bulgare 9 (1935). P. 110–116; Influences touraniennes sur 1 " évolution de l’art militaire des Grecs, des Romains et des Byzantins//Byz 10 (1935). P. 443–469; 12 (1937). P. 119–147; Le rôle des peuples nomades cavaliers dans la transformation de l " Empire romain aux premiers siècles du Moyen Age//Byz 18 (1948). P. 85–97. 224 Сохранилось у Себеоса (ed. F. Macler. Paris, 1904. P. 79). Надписание письма следующее: «Хосров, любимец богов, господин и царь всей земли, сын великого Ормузда, нашему рабу, глупому и ничтожному Ираклию». 225 Кулаковский (История. Т. 3. С. 72 и 74) основательно замечает, что это новое отступление заставляет сделать вывод о том, что сражения 624 и 625 гг. были для византийского императора менее удачны, чем это может показаться при чтении сообщения Феофана (р. 312–313). 226 Подробное описание осады Константинополя с привлечением всех источников приводится в: Bariši F. Le siège de Constantinople par les Avares et les Slaves en 626//Byz 24 (1954). P. 371–395. 227 Согласно хронике Никифора (р. 20–21), он написал Ираклию следующее: «Так же, как вы говорите, что ваш Бог был передан старцу Симеону, так передаю я твоего раба, моего сына, в твои руки». 228 См.: Frolow A. La Vraie Croix et les expeditions d " Héraclius en Perse//REB 11 (1953). P. 88–105. 229 К вопросу о возникновении государства Само: Grafenauer B. Novejša literatura о Samu in njeni problemi//Zgodovinski asopis 4 (1950). S. 151 sl. 230 Никифор (р. 24.9) также сообщает, что уже дядя Куврата Орхан, основатель болгарского союза племен на Северном Кавказе, в 619 г. посетил Константинополь, принял христианство и получил титул патрикия. Вероятно, Куврат находился тогда в его свите и был оставлен в Константинополе в качестве заложника: Иоанн Никиуский (tr. Zotenberg. P. 460) сообщает, что Куврат вырос при императорском дворе и принял христианство еще ребенком. См.: Ostrogorsky G . The Byzantine Empire in the World of the Seventh Century//DOP 13 (1959). P. 15–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ерм. Пастырь. Заповедь 5, 10. 72 Марголис М. Концерт-проповедь – новый жанр Жанны Бичевской//Московские новости. 2002. Декабрь. 49.– Ред. 73 Молодежь Эстонии (Таллин). 3.04.2000. 74 Бичевская Ж. Русь огромна и талантлива//Русский Север (Вологда). 28.09.2001. 75 Бичевская Ж. Русь огромна и талантлива. 76 Воспоминания о Пелагии Рязанской//Жизнь вечная. 1997. 36–37. 77 Церковный вестник. 2003. 3. 78 Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. С. 296. 79 Reverbero (лат.) – отбивать, отбрасывать, отскакивать.– Ред. 80 Ср.: Мф. 5, 37.– Ред. 81 Святитель Николай Японский. Запись в дневнике 1.04.1880//Праведное житие и апостольские труды святителя Николая, архиепископа Японского, по его своеручным записям. СПб., 1996. Ч. 1. С. 241. 82 См.: Бехтерев В. Предисловие//Краинский Н.В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. Новгород, 1900. С. III. 83 «Курить или не курить есть дело безразличное, по крайней мере наша и общая совесть считает это таким. Но когда некурение связывается обещанием, тогда оно вступает в нравственный порядок и становится делом совести, неисполнение которого не может не мутить ее. На что вязать ее обетом? Говорить надо: “Постой, дай-ка попробую бросить, Бог даст, слажу”. Встречали ли вы у старцев совет: не вязать себя обетом? Вот таких именно дел это касается» (Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. М., 1898. Вып. 2. С. 240). 84 Слова из молитвы преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», читаемой Великим постом.– Ред. 85 Ср.: Мф. 26, 27–28.– Ред. 86 См.: 1 Кор. 11, 3–10.– Ред. 87 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит нас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него; но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии (1 Кор. 11, 13–16).– Ред. 88 Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. М., 1997. Т. 7. С. 371. 89

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

66. Мф. 10. 16. См. житие великомученицы Варвары. Четьи-Минеи, 4 декабря. 67. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее (Мф. 10. 34–35). 68. Лествица. Слово 3. 69. Пс. 118. 54. 70. …странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои (Пс. 38. 13). 71. … в вечные обители (Лк. 16. 9). 72. Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей (Ср.: Пс. 118. 105). 73. За чужими же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса (Ин. 10. 5). 74. …идет перед ними (Ин. 10, 4). 75. Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2. 21). 76. … совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте (Евр. 1. 3). 77. …приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам… (Мф. 25. 34). 78. Покайтесь и веруйте в Евангелие! Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мк. 1. 15; Мф. 4. 17). 79. Преподобный Пимен Великий. См. Патерик Скитский. 80. Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 2. 81. Там же. 82. И беззаконник, если обратится от всех грехов свих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет (Иез. 18. 21–22). 83. И зачем вам умирать, дом Израилев? (Иез. 18. 31). 84. Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33. 11). 85. Святой Иоанн Лествичник. Слово 4. 86. Преподобный Исаак Сирский. Слово 90. 87. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло… Тогда придите — и рассудим… Если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю (Ис. 1. 16, 18). 88. Благость Божия ведет тебя к покаянию (Рим. 2. 4). 89. Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое (Рим. 2. 5–9).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010