Покаяние необходимо всегда, а не только при смерти Я при смерти могу покаяться, отвещает иный? Можешь с таким покаянием и во АД пойти. О человече, тогда ли хочешь каятися, когда время престает покаяния, и наступает время суда и истязания? Тогда ли хочешь к Богу обращатися, когда Бог тебе к ответу зовет? Тогда ли хочешь искать, когда время уже уходит? Бесспорно, что должно и при СМЕРТИ каятися, наипаче и МОЛИТИСЯ и Бога со усердием призывати, яко тогда наипаче ПОДВИГ великий ДУШЕ бывает; но до смерти отлагать покаяние есть ПРЕЛЕСТЬ ума, НЕРАДЕНИЕ о спасении и кознь ДИАВОЛА, который таковую мысль в сердце человеку влагает, и научает закон Божий бесстрашием разорять, Бога прогневлять, и покаяние день от дня отлагать, чтобы тако человека лестно погубить. Сего ради, когда хочешь блаженно умереть, таков ныне буди, каков быть при смерти желаешь (2:34–35). ЖИЗНЬ ВРЕМЕННАЯ – самое удобное время для покаяния Бог ныне каятися всем повелевает и призывает всех к покаянию. Ныне бо Его милость по большей части действует; ныне зовет, обещает и приемлет кающихся; ныне слушает вопиющих и воздыхающих к Нему; ныне помогает обращающимся и труждающимся в деле спасения. «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» ( 2Кор. 6, 2 ), «просить, искать и толкать» ( Мф. 7, 7 ), толкати в двери милосердия Его. Будет время, когда не будет место прощения, но суда; когда правда Его в свое действие вступит, «и воздаст коемуждо по делом его» ( Рим. 2, 6 ). Ныне Бог зовет грешников на покаяние, и обещает им милость; тогда призовет на суд и осудит грешников. Ныне глаголет: «приидите ко Мне» ( Мф. 11, 28 ); тогда возглаголет: «идите от Мене» ( Мф. 25, 41 ). Послушаем убо, грешниче, Бога призывающаго и покаемся, да и мы от Него милость получим, и получим, что «любящим Его обещал» ( 1Кор. 2, 9 ) (3:29) (также, 4:73, см. ЖИЗНЬ ЗЕМНАЯ , 352). Покаяние не видно, поэтому воздерживаться от осуждения (1:52, см. ОСУЖДЕНИЕ , 632). IV. ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ Покаяние – таинство (Определение таинства, формула) Воп. Что есть Покаяние?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997 С. 614. Там же. С. 619. Там же. С. 625. См.: там же. С. 626, 627. См.: Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). ф. р-6991, Оп. 2, д. 285, л. 47-49. См.: ГАРФ. ф. р-6991, Оп. 2, д. 285, л. 180-181. См.: Цыпин В., прот. Указ. соч. С. 634. ГАРФ. Ф. р-6991. Оп. 2, д.13, л. 5. См.: Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995. С. 299. См.: там же. Кирилл, митрополит. Богословие должно быть актуальным//Пути развития русской богословской школы в XXI веке: проблемы и перспективы. Материалы международной богословской конференции. Смоленск, 2006. С. 64. См.: Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. С. 377-378. См.: Федотов А.А. История Ивановской епархии. Иваново, 1998. С. 46. См.: там же. С. 52. Государственный архив Владимирской области (ГАВО). ф. р-632, Оп. 7, д. 2, л. 1; Оп. 7, д. 4, л. 1; Оп. 7, д. 8, л. 5; Оп. 7, д. 15, л. 14. См.: ГАВО. ф. р-632, Оп. 7, д. 15, л. 14. См.: Федотов А.А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России). Иваново, 2009. С. 237. См.: Там же. См.: ГАРФ. ф. р-6991, Оп. 2, д. 285, л. 52. См.: Государственный архив Тульской области (ГАТО) ф. р-3354. Оп. 1, д. 37, л. 6-7. См.: Государственный архив Костромской области (ГАКО). ф. р-2102, Оп. 5, д. 137, л. 9. См.: ГАКО. ф. р-2102, Оп. 5, д. 207, л. 18. См.: ГАКО. ф. р-2102, Оп. 5, д. 216, л. 4-11. Государственный архив Смоленской области (ГАСО) Ф. 985. Оп. 2, д. 72, л. 7 См.: Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 376. Ивановский епархиальный вестник. 1999. 12. С. 4. См.: Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 376. Человек Божий. Иваново, 2001. С.19. Маслов Н.В. Благодатный старец М, 1997. С. 7-8. Перенимая опыт… Воспоминания заслуженного профессора Московской Духовной Академии Константина Ефимовича Скурата//Встреча. 2005. (19). С. 53. Там же. С. 53-54. Воспоминания об учебе в духовной школе//Ивановский епархиальный вестник. 1998. 4. Сентябрь.

http://pravoslavie.ru/72029.html

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

1187. Флоренский П. Столп и утверждение истины М., 1914. С. 8. 1188. Традиционное обозначение адепта талмудической учености (букв. «ученик мудреца»). 1189. Как известно, так называемый Никейско-Константинопольский Символ веры приобрел дефинитивную форму на II Вселенской соборе в 381 г. 1190. Рамбам (типично еврейская аббревиатура, соединяющая первые буквы словосочетания «рабби Моше бен Маймон», в европейской традиции Маймонид) — знаменитый еврейский мыслитель (1135— 1204), служивший, между прочим, придворным лекарем у Саладина. 1191. «С человеками» отсутствует в масоретском тексте и в современныя переводах (включая Синодальный), однако наличествует в Септуагинте (μετ ανθρπων) и, соответственно, в старославянской версии («съ человками»), то есть в обеих версиях, которые были значимы для византийской традиции в Киевской Руси. 1192. Ветхозаветные цитаты даются в Синодальной переводе, только с заменой принятой там формы «давир» на более корректное «девир». 1193. Разумеется, такой возврат к Ветхому Завету создает определенные проблемы, сформулированные православным епископом, действующим в Англии: «Многие православные литургисты сегодня были бы рады последовать примеру отца Иоанна Кронштадтского и вернуться к более открытому типу иконостаса» (Ware Т. The Orthodox Church. 1963. Р. 276). Но я занимаюсь здесь чисто «феноменологическими описанием традиционной православной культуры, не обсуждая каких-либо pro & contra. 1194. The Complete Works of St. Alphonsus de Liguori/Ed.e Complete Works of St. Alphonsus de Liguori/Ed. by Rev. Е. Grimm, Redemptorist Fathers. Vol. VII—VIII. Brooklyn; St. Louis; Toronto, 1931. P. 632.y Rev. Е. Grimm, Redemptorist Fathers. Vol. VII—VIII.e Complete Works of St. Alphonsus de Liguori/Ed.e Complete Works of St. Alphonsus de Liguori/Ed. by Rev. Е. Grimm, Redemptorist Fathers. Vol. VII—VIII. Brooklyn; St. Louis; Toronto, 1931. P. 632.y Rev. Е. Grimm, Redemptorist Fathers. Vol. VII—VIII. Brooklyn; St. Louis; Toronto, 1931. P. 632.rooklyn; St. Louis; Toronto, 1931. P. 632.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

205 Такую характеристику можно составить на основании приходо-расходных книг Кирилова монастыря (см. рукописи Кириллова монастыря) и отписок изданных во II томе Дополн. к А. И. См. также описи Кириллова монастыря 1601 и 1621 годов. – От воровских людей игумену Матфею пришлось даже лично потерпеть в 1614 (122) году, когда он и старец Филарет Володимерец ехали к Москве «с чюдотворцевою святынею“ (следовательно после 9 июня). Между Переяславлем и Троицко-Сергиевою лаврою их настигли воровские люди и казаки, «розбили самого“ игумена, слуг поранили и ограбили (Рукоп. Кир. б. 74–1313, л. 635 и об.). 206 В октябре 1610 (7119) года «по приказу игумена Матфея и по приговору старцев соборных старец Еустафий Григорьев да старец Феодосий Борков наименовал казаков каменщиков и подъемщиков, около монастыря починивали города и вновь стены вверх прибавливали и того у них в росходе 26 рублей 26 алтын 5 денег“ (Рукоп. Кир. мон. 36– 636, л. 33). – О починке стены около Кириллова и других мерах обороны упоминает и царская грамота от 12 ноября 1614 года: «а в Кириллове де монастыре осада своя, город починивают и острог поставили и ров копали и наряд порох и свинец покупают и стрельцев и пушкарей и даточных людей в осаде держать одною монастырьскою вотчиною“ (Рукоп. Ак. б. А II–47, л. 202). Руководителем постройки стены в 1610 году был, вероятно, покровский старец Исаия, которому, в сентябре 1610 года был выдан рубль денег за городовое каменное дело (Рукоп. К. м. 36–636, л. 31 об.). 209 Рукоп. Кир. б. 74–1313, л. 631 об. 632 (См. приложение к главе I). В этом документе сначала упоминается событие, случившееся в 121 году, а затем следует известие о выше указанном нашествии литовцев, начинающееся словами: «того ж году августа в 20 день“ (см. Рук. Кир. б. 74–1313, л. 631 об.). Таким образом, нашествие, повидимому, отнесено к 121 году 20 августа, т. е. к 1613 г. – Но вернее относить это событие к 1612 году, так как оно было первым нападением на Кириллов монастырь. (Литовцы сожгли 20 августа 2140 чети монастырского хлеба, а игумен Савватий, по свидетельству того же документа, показал в 1621 году, что эти 2140 чети хлеба сгорели «в первой литовской приход“, см. Рук. Кир. б. 74–1313 л. 632 и 595). Если бы указанное нашествие было 20 августа не 1612-го. а 1613-го года, то оно было бы не «первым“, а вторым, ибо в декабре 1612 года к монастырю, несомненно, приходили литовцы. В виду этого событие 20 августа считаем тождественным с событием, упоминаемым у Шевырева, о. с., ч. II, стр. 6. – Неточность в показании рукописи Кир. бел. 74–1313 (л. 631 об.–632) можно объяснить тем, что в ней сначала шла речь о нападении на Вологду в сент. 7121–1612 года, a затем о событии, случившемся лишь месяцем ранее. – Прямое свидетельство о приходе литовцев к Кириллову монастырю в 120-м году см. в Рукоп. Археогр. Комм. 16 112, стр. 943–946, в копии с грамоты от 9 сент. 7121 г., «в прошлом де и во 120-м году приходили... литовские люди... и к Кирилову монастырю приступали“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

144. См.: Числ. 21:8–9. 145. Имеется в виду Пятикнижие. 146. См.: Числ. 21:4–6. 147. О манне небесной свт. Амвросий подробно пишет в epist. 54 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 4. Ч. 2. M., 2015. С. 23– 27). — Примеч. ред. 148. См.: Исх. 16:4–15. 149. См.: Исх. 33:14. 150. См.: Числ. 14:23; Втор. 1:35; Иез. 20:15. 151. Латинский термин inseparabilis соответствует греческому χριστος, являвшемуся неотъемлемым элементом тринитарного богословия в IV в. (см.: Moreschini. Р. 293, not. 1). 152. См.: Откр. 3:5; 22:19; 13:8; 17:8; Пс. 68:29. 153. См.: Еф. 4:23. 154. См.: Ин. 3:5. 155. См.: Мф. 1:20; Лк. 1:35. 156. См.: Рим. 8:15–16. 157. См.:Ин. 4:23. 158. См.:Ин. 4:23. 159. См.: Ин. 20:16–18. 160. То есть первородный грех. Cp.: exp. ps. 118, 6. 22. 161. См.: Рим. 5:20. 162. См.: Мф. 28:17–18. 163. Ср.: Пс. 96:7. 164. См.: spir. s. 2. 47. 165. Ср.: Деян. 22:3. 166. См.: 1 Kop. 1:13. 167. См.: spir. s. 3. 71–72. 168. Ср.: Ин. 14:10–11. 169. Cp.: symb. Nic. 170. См.: spir. s. 2. 85. 171. Свт. Амвросий проводит различие между Богом, Который озарил, то есть Духом, и Богом, Чья слава воссияла, то есть Отцом. 172. Ср. у Дидима Слепца: spir. s. 25. 173. Термин dispar natura является эквивалентом греческого τεροοσιον, встречающегося у свт. Афанасия Александрийского (epist. ad Ser. 1. 2), см.: Moreschini. P. 313. 174. Пневматомахи (духоборцы) признавали божественную сущность Сына. 175. См.: Лк. 3:22. 176. Cp.: sacr. 1. 5. 17–19; myst. 4. 24–25. 177. См.: 2Кор. 3:16. 178. См.: Втор. 6:4. 179. Ср. у свт. Василия Великого: spir. s. 16. 38; у свт. Григория Богослова: orat. 38. 8. 180. См.: Откр. 4:8. 181. Ср.: Мф. 28:12. См.: sacr. 2. 14; myst. 4. 20. 182. См.: Рим. 8:9, 11; 1 Kop. 3:16; 2Тим. 1:14. 183. См.: 2Тим. 3:16. 184. Ср.: Мал. 4:2. 185. См.: spir. s. 3. 32–34. 186. См.: Ин. 5:21. 187. См.: fid. 2. 68–70. 188. См.: Мф. 5:1–3. 189. См.: Мф. 12:1. 190. См.: Ин. 4:35–38. 191. См.: Мф. 26:30–36. 192. Ср.: Пс. 127:3; 91:14, 13. 193. См.: Ин. 10:22. 194. См.: Isaac 5. 45; Exp. Luc. 3. 38; 7. 85, 96.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Renewing the enactment by the 150 Fathers assembled at the God-protected and imperial city, and those of the 630 who met at Chalcedon, we decree that the see of Constantinople shall have equal privileges with the see of Old Rome, and shall be as highly regarded in ecclesiastical matters as that is, and shall be second after it. The Sixth Ecumenical Council had restored communion between Rome and the Eastern Churches, but Rome’s rejection of its sequel, the Quinisext Council, reveals that there were still major tensions between the two great halves of Christianity. These tensions will be very much exacerbated in the next century with the rise of Iconoclasm in the East, and with the rise of the Carolingian dynasty, and the Roman Church’s alliance with it, in the West. The Rise of Islam The seventh century also witnessed the rise of Islam, founded by an Arabian mystic named Mohammed (c. 570–632), who initiated the Moslem era by his flight, along with his closest followers, from Mecca to Medina in 622. For centuries the various tribes in Arabia had fought against one another, but Mohammed was able to unite them under the dual banner of Arab brotherhood and the religion called Islam, which means “subjugation.” After Mohammed’s death in 632, the movement was consolidated further by Abu Bakr (r. 632–634). Then the second caliph (meaning “successor”), Omar (r. 634–644), led the Arabs in conquering all of Egypt, Palestine, Syria, Mesopotamia, and Persia by the time of his death in 644. These conquests reduced the Byzantine Empire to basically only Asia Minor and Greece. Nearly all of the non-Chalcedonian Christians were now living under Islamic rule, and all possibility for further dialogue between them and the Byzantine Chalcedonians was cut off, as mentioned above. The Muslims continued their conquest across northern Africa through the rest of the 7th century, and in 714they invaded Spain. They would not be driven entirely out of Spain until 1492. Iconoclasm Emperor Leo III the Isaurian

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

201 “И в мале времени всех сверстников своих превзыде. И бысть убо святый двунадесяти лет и отъиде во един от монастырей”. — Житие, сост. Прохором, епископом Ростовским//Славяно-русский Пролог. Ч. I. С. 197. Показание проложной редакции жития, напечатанной Там же. С. 69–70, о “двадесяти” летах стоит одиноко и есть несомненно ошибочное. Ср. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. II. Пол. I. С. 102. 202 “Повелеша его учити Божественному Писанию, и вскоре того извыче И поживе у отца своего тринадесять лет от рождения своего”. — Ярославские Епархиальные Ведомости. 1873. 28. С. 222. 204 “Аще когда от учителя отхожаше со множеством соученических ему и улицу граду к дому проходити бываше; всем яко детем радующимся, той подоле стояти от них обычно имяше, егда и случашеся ему когда, яко детскую позороватися” и так далее. — Житие по рук. МДА. 632. Л. 32 и об. 215 Житие Димитрия Прилуцкого по рук. МДА 640. Л. 48; то же в житии Авраамия Смоленского//Православный Собеседник. 1858. Ч. III. С. 140, в житии Макария Калязинского по рук. МДА. 632. Л. 138 об., Григория Вологодского//Славяно-русский Пролог. Ч. II. С. 28. 216 Житие Авраамия Смоленского. С. 141. Так же житие Евфимия Суздальского по рук. МДА 490. Л. 250. 220 Житие Макария Калязинского по рук. МДА 346. Л. 26. В житии Кирилла Белозерского: “устрабившу же отроку и божественному писанию извыкшу и прочее растящу ему во всяком благоговейнстве и чистоте и просвещенном разуме. И сего ради от всех любим бывает и почитаем”. — Рук. МДА 208. Л. 381. 221 Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского, по харатейному списку Московского Успенского Собора//ЧОИДР. 1879. Январь–Март. Ч. I. С. 33. 225 Повесть о Нифонте, архиепископе Новгородском//Памятники старинной русской литературы. Вып. IV. СПб., 1862 (далее — ПамСРЛ). 226 Житие//Изд. ОЛДП. Вып. IV. СПб., 1877–1878. С. 18 и 31–32. Листы здесь перепутаны, л. 18 должен бы быть помещенным после 28-го. 227 “Родители же его, видяще его почитающа книги и сим внимающа, на игры же и на пустошныя беседы никакоже уклоняшеся, и начаша увещати его словесы к совокуплению брака”. — Рук. МДА. 632. Л. 138.

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

1324 Житие Димитрия Прилуцкого по рук. Моск. Дух. Акад. 640, л. 48: то же в житии Авраамия Смоленского, изд. Правосл. Собес. 1858 г., том III, стр. 140, в житии, Макария Калязинского, рук М. Д. А. 632, л, 138 Григория Вологодского. Слав. Русск. Прол. изд. Пономарева, стр. 28. 1326 Житие Авраамия Смоленского. Правосл. Соб., стр. 141. Так же житие Евфимия Суздальского по рук. Московск. Дух. Ак. 490, л. 250. 1330 Житие Макария Калязинского по рук. Моск. Дух. Акад. 340, л. 20. В житии Кирилла Белозерского: «устрабившу же отроку и божественному писанию извыкшу и прочее растящу ему во всяком благоговейистве и чистоте и просвещенном разуме. И сего ради от всех любим бывает и почитаем» Рук. Моск. Дух. Акад. 208, л. 381. 1331 Житие преп. отца нашего Феодосия, игумена Печерского, но харатейному списку Моск. Усп. Собора. Чтения в Общ. Люб. Истор. и Древн. Российск. 1879 г. Январь – Март. Книга первая, стр. 33. 1334 Александр Свирский молится о даровании ему разума книжного: «да просветит (Господь) мне ум и очи сердечнии светом Божества своего, да подаст ми разумети учение Божественного писания, еже учитель ми написоваше. Житие по рук. Моск. Дух. Акад. 632, л. 4 и об. 1337 Житие изд. Общ. Люб. Древн. Письмен. 1877–8. СПБ., стр. 18 л. 31–2, Листы здесь перепутаны, л. 18 должен бы быть помещенным после 28-го. 1338 «Родители же его, видящее его почитающа книги и сим внимающа, на игры же и на пустошные беседы никакоже уклоняшеся, и начаша увещати его словесы ко совокуплению брака» Рук. М.Д.А. л. 138 1353 Киево-Печерский Патерик. Изд. Яковлева в Памятн. Русск. Лит. м XII и XIII вв. СПБ. 1872 г., стр. CXXVIII. 1369 Житие, изд. Св. Синодом, СПБ. 1818. Это же житие мы читали и по рук. Моск. Дух. Ак. 632, но там в соответствующем месте на л. 311 об. фразы «или книги прочитаща» нет. 1441 Так же о пророчестве говорит святой Златоуст: и в исторических сказаниях можно находить пророчество, и от пророков можно услышать много исторических рассказов; равно и нравоучительный и увещательный вид можно встречать в том и другом и в пророчестве, и в истории. (Обозрение книг Ветхого Завета стр. 424).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010