свящ. Николай Воинов Каталог книгам, изданным Афонским Русским Пантелеймоновым монастырем. Евангельская история о Боге Сыне, – воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами св. Евангелистов. Ед. Феофана. Москва. 1885 г. Ц. 1 р. 50 к., с перес. 2 р. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы, с изложением учения Церкви, преобразований и пророчеств, относящихся к Ней, и чудес Ее, на основании Священного Писания , свидетельств св. отцов и церковных преданий. С 46 рисунками, представляющими святые места, события из жизни Божией Матери и прообразования о Ней. В книге этой из разных достоверных источников собрано многое, касающееся земной жизни Пресвятой Богородицы, в такой полноте, в которой доселе не было подобного сочинения. В ней, между прочим в первый раз появляется «Церковно-славянская и русская литература о Божией Матери». Издание шестое, исправленное и дополненное. В книге более 350 страниц, большего формата. Москва. 1891 г. Цена 1 р. 50 к., с пересылкой 2 рубля. Беседы и нравоучения во славу Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Заимствованы из книги «Руно орошенное», составленной св. Димитрием Ростовским . С литограф. изображением сего святителя. Изд. 2-е. Москва. 1884 г.; цена 50 к., с пересылкой 70 коп. Избранные слова св. отцов, в честь и славу Пресвятой Богородицы, с изображением подобия чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Одигитрии (Путеводительницы). Изд. 3-е. Москва. 1835 г.; цена 50 к., с пересылкой 70 к. Слава Богоматери. 1. Учение о благодатном совершенстве и добродетелях Богоматери. П. О подражании добродетелям Богоматери, о благоговейном почитании и прославлении Ее. По изъяснению Филарета, митрополита Московского, в проповедях его. Собрал Порфирий Кременецкий. Москва. 1888 г. Цена 40 коп., с пересылкой 50 к. (Учебным Комитетом при Св. Синоде допущено в употреблению в духовно-учебных заведениях. См. Церковный Вестник. 1886 г. 8-й). Вышний покров над Афоном, или сказания о чудотворных, на Афоне прославившихся, иконах Божией Матери и святых угодников Божиих. С 41 литографированными изображениями чудотворных икон. Описание икон этих и бывших от них благодатных знамений являет великое милосердие Пресвятой Богородицы к земному Ее уделу, св. Афонской Горе и вместе с тем знакомит читателя с замечательными событиями, совершившимися на св. Афоне от прославленных чудотворениями икон. Издание 8-е, дополненное. Москва. 1892 г.; цена 1 р. 50 к., с пересылкой 2 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава 50 1–3. Грехи и преступления Израиля, как причина оставления его Богом. 4–9. Самоотверженное служение народу Мессии, вспомоществуемое Самим Господом. 10–11. Ободрение верующих в Мессию-Спасителя и грозный приговор над неверующими в Него. Ис.50:1–3 . Вступительный отдел настоящей главы настолько тесно связан с содержанием предыдущей, что многие из комментаторов так их и не разделяют, а самостоятельный отдел 50-ой главы начинают лишь с 4-го стиха (Еп. Петр, Dillmann, Duhm etc.). В главе 49-й на жалобу Сиона, что Господь забыл и оставил его (14), пророк обстоятельно ответил, что Господь никогда не забывал и не может забыть Своего верного Сиона, что Он, наоборот, умножит, вознесет, прославит и высоко поставит его над всеми его врагами. Но, как неоднократно мы отмечали и выше, все эти обетования относились лишь к «верному Сиону», т. е. к духовному Израилю, или новозаветной церкви, куда войдет только небольшой «остаток» исторического, плотского Израиля; большинство же его останется за оградой церкви и вне особого Божественного попечения о нем. Справедливо находя, что вышеуказанная жалоба на оставленность и покинутость Богом исходила также и от лица этого большинства, пророк не оставляет без ясного ответа и его, убедительно доказывая, что ответственность за такой печальный исход дела лежит не на Боге, Который все делал, чтобы сохранить и удержать при Себе народ еврейский, а на самом этом непослушном и вероломном народе. Ис.50:1 . Так говорит Го­с­по­дь: где раз­водное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Мо­их заимодавцев Я про­дал вас? Вот, вы про­даны за грехи ваши, и за пре­ступле­ния ваши отпущена мать ваша. «Где разводное письмо вашей матери, с которыми Я отпустил ее?» Исходя из контекста речи под «матерью» жалующихся здесь сынов Израиля ( Ис.49:14 ) должно разуметь Сион, или Иерусалим, как духовно-политический центр всего объединенного Израиля. Аналогия же отношений Господа к Израилю с брачным или семейным союзом вообще – это один из наиболее употребительных в Библии образов, особенно часто встречающийся в обличительно-увещательных речах пророков ( Ос.2:4 ; Иер.3:1 ; Иез.16 и Иез.17 гг. и др.). Особенно поучителен в этом отношении аллегорический образ любодейной жены, подробно развитый в трех первых главах у пророка Осии (1–3 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Церкви в Нагоя, Оосака и других местах приходов священников: Матфея Кангета и Иоанна Оно Октябрь и ноябрь 1889 г. 1-я тетрадь 10/22 октября 1889. Вторник. Токио. Согласно уговору с священниками во время минувшего Собора, я должен быть в следующее – последнее – воскресенье октября – 27 числа нового стиля в Нагоя и дальше, первое воскресенье ноября – 3 нового стиля в Оосака для участвования в Фукёоквай (собрании, предмет рассуждений которого – средства к успешному распространению христианской веры). В следующую субботу утром, если Бог благословит, я выеду из Токио, вечером буду в Нагоя. Состав служащих в приходах оо. Кангета и Оно следующий: Церковь Священник и проповедник Содержание в месяц Священник Матфей ках. 10†16 Кангета Нагоя, Фома Танака, 10 Ацуда, Петр Такеици, 6 Ханда, Екосука, Такахама Елисей Хиросава 10 Удзуми, Накасу Кирилл Окуда 5 Косунгая Симон Кудо 5 яцин: 3–80 Оогаки Иоанн Инаое 10 яцин: 2 Хамамацу, Кета Петр Какехаси 10 Тоёхаси, Втагава Петр Хиромици 2 Оказаки Павел Кангета 3†10 яцин: 1 Какегава 6 ри, Фукуде 10 Павел Оциай 8 Фудзи еда, Кохидзимура, Ра Мефодий Цуция 12 Сидзуока, Накаёсида Анатолий Озаки 10†8 и прочие яцин: 1–50 Эдзири и прочие, Маебаси Даниил Аоки 10 Церковь Священник и проповедник Содержание в месяц Мори, Фукурои, Фома Маки 7–50 Каяма Священник Иоанн Оно 25 Оосака Василий Таде 14–50 Петр Сибаяма 12 Кирилл Сасаба 6 (Причетник Стефан 7 У еда) яцин: 2–25 Сакаи Иоанн Мияке 6 Акаси 5 Петр Мисима 10 яцин: 2–5G†1 Химедзи, Дзике, Оно-мура Марк Камеда 10 Вакаяма, Фома Оно 12 Кимиитера яцин: 50 сен Сонобе, Камеока Павел Ямада 10 яцин: 2–20 Миядзу, Таизамура Павел Кубота 10 яцин: 3–75 Коци Акаока Аибара Павел Всего у о. Оно: 10 проповедников и 1 причетник 14/26 октября 1889. Суббота. В Нагоя. В пять с половиной часов утра отправившись из Миссии, в шесть часов десять минут вечера прибыл сюда. По дороге, начиная с Сидзуока, встречались христиане, особенно много собралось на станцию в Тоёхаси. Катехизатор и депутаты также направлялись в Нагоя на Фукёо-квай. Здесь, на станции, встретил о. Матфей Кангета и многие христиане. Прибывши на квартиру, где молитвенный дом, начали всенощную. Поют в один голос стройно, и певчих большая толпа. В конце службы слово на приветствие: «Мир всем». После познакомился с христианами. Еще до моего приезда распорядились на завтра с одного часа до пяти назначить проповедь для язычников, так как-де не в воскресенье хорошие люди не имеют времени прийти слушать. Таким образом, главное наше дело – Фукёоквай, поневоле откладывается на послезавтра – понедельник с восьми утра. Завтра же, после проповеди, с шести часов, христиане устроят «Консинквай», так как ныне собрались здесь из разных Церквей. В понедельник же вечером предположено «Фудзин-но симбок-квай». Дай Бог пользы!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Я. Горожанский В память их тысячелетнего чествования от смерти Мефодия, последовавшей в 885 г. Книжный склад «Народной Библиотеки» высылает училищам, полкам, больницам, приютам, тюрьмам и книгопродавцам Священное Писание в следующих изданиях: 1) На одном русском языке: Св. Евангелие (одно и с Деяниями) в 12 κ., в 25 κ., в 35 к., в 55 к. и дороже – до 4 р. 50 к. за экземпляр. Ветхий завет и Новый вместе в 5 книгах, все в переплетах и футляре, ц. 2 р. 50 к. Псалтирь в 7 κ., в 25 к. и в 1 р. 25 к. 2) На одном славянском языке: Новый Завет (Евангелие и Деяния) в 35 κ., в 55 к. и в 85 к. Псалтирь в 25 κ. и 1 р. 25 к. 3) На славянском и русском языках вместе: Новый Завет в 70 κ., 1 р. 50 к. и 2 р. 30 к. Евангелие одно, 50 к. Апостол, 75 к. Выписывающие на 10 р. пользуются уступкой 10%. Выписывающие на крупные суммы благоволят войти для этого в переговоры со „Складом». Все без исключения книги Священного Писания заключены в хорошие переплеты. Примечание. Кроме русского и церковно–славянского языков книги Священного писания можно выписывать на всех языках древних и новых (европейских и азиатских), а также почти на всех языках, на которых говорят различные племена в России. Адрес склада: Москва, Пименов. Ул. при Типографии И. Н. Кушнерева и К© Владимиру Николаевичу Маракуеву. Св. Кирилл и Мефодий, просветители славян Тысячу лет тому назад, в 885 году, умер св. Мефодий, старший брат св. Кирилла, называвшегося в светском звании Константином. Всем известно, что св. братья, Кирилл и Мефодий, издавна считаются покровителями славянского народа. Русская церковь , а с нею и весь русский народ, свято почитающий память своих первоучителей, всегда с живейшею признательностью вспоминает славные подвиги славянских учителей, а в нынешнем году (6–го апреля) торжественно будет праздновать тысячелетнюю годовщину кончины св. Мефодия. Каждый русский человек должен знать жизнь двух великих братьев, как потому, что, благодаря им, мы слушаем богослужение на понятном нам языке, так и потому, что жизнь их сама по себе представляет много поучительного и назидательного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Правило 47 Святых Апостолов Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников . ( Ап. 46 , 49 , 50 ; I Всел. 8 , 19 ; II Всел. 7 ; Трул. 84 , 95 ; Лаод. 32 ; Карф. 48 , 72 ; Василия Вел. 1 , 47 , 91 ) . Крещение есть необходимое условие для того, чтобы вступить в церковь и сделаться истинным ее членом 231 . Оно должно быть совершено по учению церкви (Ап. пр. 49, 50) 232 , и только такое крещение называется по этому правилу истинным ( κατ λθειαν). Епископ или пресвитер, позволивший себе вновь крестить кого-либо, уже получившего такое крещение, подлежит извержению из священного сана, так как истинное, правильно совершенное крещение никогда не должно более повторяться над одним и тем же лицом 233 . От истинного крещения правило отличает ложное крещение, не совершенное православным священником по учению церкви, и не только не очищающее человека от греха, но, напротив, оскверняющее его. Это и означают слова правила «от нечестивых оскверненного» ( τν μεμολυσμνον παρ τν σεβν). Относительно того, какое крещение считалось ложным во время издания Апостольских правил, говорится в 49-м и 50-м Ап. правилах. Такое ложное крещение считалось недействительным, т.е. получивший его как бы и не был крещен, и в силу этого правило угрожает извержением епископу или священнику, не окрестившему принявшего такое ложное крещение, и тем самым как бы признавшему это крещение истинным и правильным. Главным основанием этого, по правилу, является то, что духовное лицо, повторившее правильно совершенное крещение или же признавшее правильным ложное крещение, поглумилось над крестом и смертью Господа, потому что, по словам ап. Павла, все крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились ( Рим. 6:3 ), и что сам крест, по словам Иоанна Златоустог о, называется крещением, которым и Он крестился ( Мф. 20:23 ), и что и Он будет креститься крещением, о котором ученики Его не знают ( Лк. 12:50 ) 234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Слово редсовета Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 1 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 (епископ Саратовский и Вольский Лонгин, архимандрит Макарий, протоиерей Алексий Уминский, священник Алексий Тимаков, диакон Михаил Першин, В. Легойда) От редакции. При подготовке этого номера “Альфы и Омеги” редакция, разумеется, была взволнована. 50 номеров — такое количество, которое требует серьёзного осмысления. Мы попросили редакционный совет “Альфы и Омеги” в поздравлениях остановиться на двух актуальных для нас вопросах: кто читает “Альфу и Омегу” и что это чтение даёт? Члены редсовета отнеслись к этим вопросам серьёзно. Печатаем их ответы: Епископ Саратовский и Вольский ЛОНГИН Выход 50-го номера журнала “Альфа и Омега” не может считаться неожиданным, но всё же эта цифра впечатляет. Позади — годы труда, в результате которого журнал приобрёл известность и привлёк внимание духовенства и мирян. В первых номерах публиковались в основном “классики” русского православного богословия и истории Церкви, а теперь печатается много молодых, которые во времена, когда журнал был совсем юным, тоже были юными студентами. К слову сказать, они смолоду сотрудничали с журналом; возможно, что в определённой мере это сотрудничество поспособствовало их взрослению. Когда-то было подсчитано, что самым молодым автором был 19-летний юноша, и в то же время двум самым почтенным по возрасту авторам было более 96 лет. Статьи из “Альфы и Омеги” перепечатываются местными православными газетами, читаются в программах православных радиопередач, и это радует. Журнал читают клирики, монашествующие, студенты и преподаватели духовных и светских учебных заведений. По большей части даже те, которым журнал попал в руки более или менее случайно, становятся постоянными читателями. И если задаться вопросом, что же даёт им это чтение, то можно предположить, что они находят здесь солидные сообщения из области церковной истории, жизнеописания святых, изложенные ясным, доступным языком, проповеди, содержание которых относится к каждому из нас, комментарии к тексту Евангелия, оставляющие возможность для размышлений, статьи и беседы о том, как жить в Церкви современному человеку и как жить христианину в современном мире, воспоминания о годах гонений, рецензии на интересные книги, хроники конференций… Во всех публикациях журнала видится его основная идея, отражённая и в названии: Всегда и во всём Христос. Наверное, именно это и привлекает людей, потому что где Господь — там мир и радость.

http://pravmir.ru/slovo-redsoveta/

Первоначальное установление продолжительнейшего праздника Пятидесятницы было в ветхозаветной Церкви, которая, по предписанию закона Божия, праздновала Пятидесятницу ( Лев.23:14–16 . Тов.2:1 ). В христианстве 50 дней Пятидесятницы освящены великими, славными и радостнейшими для Церкви событиями воскресения, вознесения Христова и сошествия Св. Духа на Апостолов, относящимися преимущественно к Божественному прославлению Спасителя. Воскресением Своим Господь вошел во славу Свою, как Сам Он предрек: подобаше пострадати Христи, и внити в славу Свою ( Лк.24:1 . Пет.1:11). Посему Церковь православная, при отъятии от нее Жениха на страдания и смерть, имела и выражала скорбь, а по воскресении Господа, как невеста Его, стоя и послушая Его, радостию радуется за глас Женихов ( Ин.3:29 ). Веселие Церкви, а тем паче Божественная слава Воскресшего, не оканчивается днями пребывания Его на земле. По вознесении Иисуса Христа на небо, одесную Бога ( Мк.16:19 ), св. Апостолы и ученики Христовы, представители Церкви Его, возвратишася в Иерусалим с радостию великою. И бяху выну в церкви, хваляще и благословяще Бога ( Лк.24:51–52 ). С радостью они ожидали и обещанного им славного и утешительного сошествия Св. Духа. О радостных днях Пятидесятницы писание глаголет: пред нимиже (Апостолами) постави Себе (Иисус Христос) жива по страдании Своем, во мнозех истинных знамениих, денми четыредесятми являяся им и глаголя, яже о Царствии Божии: с нимиже и ядый повеле им от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отча. Егда скончавашася дние пятидесятницы, беша вси Апостоли единодушно вкупе, и исполнишася вси Духа Свята, и начати глаголати иными языки величия Божия ( Деян.1:3–4; 2:1–11 ). Таким образом все дни Пятидесятницы преимущественно служат для нас к радостному и продолжительнейшему воспоминанию явлений и видимого присутствия Господа в св. Его Церкви. Воспоминание состояния Божественного прославления Богочеловека воскресшего, вознесшегося и ниспославшего Св. Духа, продолжается при Богослужении во всю пятидесятницу и сообразно сему состоянию духовное веселие Церкви, для которой и первый день седмицы– воскресный есть праздничный, и первая из седмиц церковного года есть светлая, и первые за нею седмь седмиц, или правильнее 50 дней, особенно торжественны. И так седмицам Великого поста и сокрушения о грехах соответствуют седмицы великого праздника и духовного веселия, в продолжение Пятидесятницы или 50 дней – от недели Пасхи до праздника Св. Троицы и сошествия Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Craig S. Keener Jerusalem and its King. 12:12–50 ONCE JESUS ARRIVES IN JERUSALEM (12:12–19), people respond to him in various ways. The Gentiles seek him (12:20–22), provoking his remark that the time for his death had come (12:23–33). His own people, however, whose king he is (12:13–15), remained blind (12:37–43; cf. 9:39–41), unable to see Jesus» glory which Isaiah saw, which is the light (Jesus» discussion of which frames the comment on their blindness–12:34–36,44–50). Yet Jesus remained God " s agent and standard for judgment (12:44–50). The Arrival of Zion " s King (12:12–19) Earlier passages had introduced Jesus as rightful king of Israel (1:49), but also warned that his «own» as a whole did not receive him (1:11; or that they misunderstood his kingship–6:15; cf. 18:36–37). Both themes are present here, but John is careful to emphasize that his people as a whole would have been more open to him (12:17–18), but that it was the leaders who were responsible for their people being led wrongly (12:19). 1. Authenticity of the Core Tradition That someone would go out to meet with respect an important teacher (11:20), signs worker (12:18) or king (12:13) is not unlikely (see comment on 11:20); that crowds already present loudly welcomed many incoming pilgrims is virtually certain. Yet because Jesus» claim to kingship is often doubted, some are doubtful that the triumphal entry happened. If people hailed Jesus as king, why did the Romans not intervene suddenly? But the Gospels present the grandness of the event in the light of their theology about Jesus» identity; most of the accounts do not require us to suppose an originally large-scale notice. 7803 In the bustle of a city milling with pilgrims, more of whom were arriving throughout the day, the Romans need not have noticed this relatively obscure event. 7804 The Roman garrison was concentrated on the Temple Mount, and Jesus was hardly the only Passover pilgrim welcomed by the crowds already present. More importantly, leaders of the municipal aristocracy, normally charged with keeping peace for the Romans, were also concentrated on the Temple Mount at this season (being mainly priests) and had they been notified of the entry in time to stop it–which assumes a much longer period of acclamation than is likely–they preferred not to act in front of the crowd anyway ( Mark 11:32; 14:2 ). In John the leaders, who are now Pharisees, continue to be concerned about the opinions of the crowd (12:19).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

29. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Девяти мучеников Кизических. Прп. Мемнона чудотворца. Свт. Василия Острожского. Прп. Амфилохия Почаевского . Прп. Нектария Оптинского . Празднество Пресвятей Владычице нашей Богородице ради Афонския чудотворныя иконы Ея, именуемыя «Сладкое целование» . Вся служба праздника (по Триоди). Примечание. «Ведати подобает, яко в сей святой второй Недели Антипасхи: не поются воскресная, но вся праздника» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»). Примечание. Службы святых, случившиеся в воскресенья периода Пятидесятницы, переносятся на повечерие (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи», 4-е «зри»); это указание Типикона, впрочем, не относится к службам бденных и полиелейных святых. В субботу вечером перед 9-м часом (и малой вечерней) затворяются царские врата . 9-й час читается обычный трехпсалмный. На нем тропарь воскресный 8-го гласа: «С высоты снизшел еси...», и кондак Пасхи: «Аще и во гроб...». На великой вечерне по возгласе: «Слава Святей, и Единосущней...» поется «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), и предначинательный 103-й псалом. («Приидите, поклонимся» обычно опускается.) «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й – 10 (первые четыре стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 6-й: «Дверем заключенным, пришел еси, Христе...». Вход. «Свете Тихий». Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися...» (со стихами). На литии стихиры Триоди, глас 4-й и глас 8-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Дверем заключенным, учеником собранным...». На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5-й: «Человеколюбче, велие и безприкладное...». (Стихиры Пасхи не поются.) По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (трижды). По возгласе: «Благословение Господне на вас...», певцы: «Аминь». Примечание. Здесь, по Уставу, полагается чтение: «Чтутся же Деяния от начала или беседы Златоустаго от начала» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»). «Ведомо же буди, яко от Недели Святыя Пасхи, даже до Недели всех святых, по благословении хлебов, чтутся Деяния святых апостол. В прочия же Недели всего лета чтутся седмь Соборная Послания апостольская, и четыренадесять Посланий святаго апостола Павла, и Откровение святаго апостола Иоанна Богослова» (Типикон, гл. 2, 1-е «зри»). Порядок чтения Типикон при этом не оговаривает.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-12/

Правило 4 Василия Великого О троебрачных и многобрачных мы положили то же правило, какое и о второбрачных, по соразмерности. Второбрачных отлучают на год, а другие на два, троебрачных же на три, а часто и на четыре года, и нарицают таковый союз уже не браком, но многоженством, или паче наказанным блудом. Посему и Господь самаряныне, пременившей пять мужей, глаголет: и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе ( Иоан. 4:18 ), показуя тем яко преступившие предел второбрачия уже не достойны нарицатися именами мужа или жены. Мы же не от правила, но от последования предшественникам, прияли обычай, троебрачных отлучати на пять лет. Впрочем не должно совсем заграждати для них вход в церковь , но удостоивать их слушания писаний два или три года, а посем допускати до стояния, но удерживати от приобщения святыни, и тако, показывающих некий плод покаяния, возстановляти на место общения. ( Ап. 17 ; I Всел. 8 ; Трул. 3 , 87 ; Анкир. 19 ; Неокес. 3 , 7 ; Лаод. 1 ; Василия Вел. 12 , 30 , 41 , 50 , 53 , 80 , 87 ). Законной гранью для вступления в брак святой Василий указывает второй брак и замечает, что недостойны называться именем мужа и жены лица, переступающие означенную грань, хотя и этот второй брак он считает только уступкой человеческой слабости. Однако, были люди, которые не обращали внимания на эту церковью установленную грань, но вступали и в третий и даже четвертый брак; вот на них-то и обращает свое внимание в настоящем (равно и в 50 и 80) правиле святой Василий. Установив для второбрачных епитимью один или два года, смотря по ступени покаяния (толк. 1 Лаод. правила), святой Василий в своем 50 правиле замечает, что третий брак законом воспрещен, а для вступивших все же в таковой, по нужде или иначе как-нибудь, предписывает пятилетнюю епитимью. Четвертый же брак он считает, в своем 80 правиле, грехом большим, нежели блуд, и даже скотским (ς κτηνδη, ut belluinam). Это учение святого Василия было и учением всей церкви, каковое признавало обязательным для себя и греко-римское законодательство 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010