ПРОМЫСЛ БОЖИЙ Верить, что Священное Писание говорит о Промысле Божием Что о Бозе и Божиих свойствах ПИСАНИЕ СВЯТОЕ нам объявляет, и о прочем, тое так точно есть, и без сумнения верить должно. Оно научает нас, что Бог «един естеством, но троичен лицами», Отец и Сын и Святый Дух, Бог безначальный, безконечный, присносущный, безсмертный, вездесущий, всеведущий, преблагий, милосердный, праведный, истинный, дух невещественный, премудрый, непостижимый, и прочее. Так точно и есть. Тако верует и исповедует святая церковь и почитает Триипостасное Божество (5:276). Промысл Божий заботится о человеке Уверися сердечно, что Бог как о всех, так и о тебе промышляет. Солнце Его тебе сияет; Он дождит на тебе, Он тебе пищу, питие, одежду и дом дает; Он твой живот охраняет и бережет от козней диавольских, и прочая благодеяния на всякий день и час и минуту тебе делает, так что и малейшей минуты без благодеяния Его жить не может человек. Все сие от единой благости и человеколюбия делает тебе преблагий Бог. Что отсюда последует, как не любовь к Нему и усердное БЛАГОДАРЕНИЕ, и тщательное воли Его исполнение, без чего ЛЮБОВЬ и БЛАГОДАРЕНИЕ быти не может? (5:280–281) (также 4:187, см. БОГ, 75) (3:84, см. БЛАГОДАРНОСТЬ , 26). По Своей любви к человеку Бог постоянно промышляет о нем (1:29, см. ЛЮБОВЬ , 457). Бог наш промыслитель: о нас промышляет и печется. Он подает нам пищу, одежду и дом. Его солнце, луна и звезды нас просвещают; Его огнем согреваемся и варим пищу себе; Его водою омываемся и прохлаждаемся; Его скоты нам служат; Его воздух оживляет нас, и сохраняет жизнь нашу. Словом, во благих и любви Его заключаемся, и без них и минуты жить не можем (5:234). Бог подает все необходимое для человека. Без Него человек не может и минуты прожить Бог есть твой Создатель, Искупитель, высочайший Благодетель и благий Промыслитель. Он как создал тебе, так тебе всякое добро подает, так что без добра Его и минуты жить не можешь. Не видишь ты Благодетеля твоего сими очами, но видишь благодеяние Его, подаемое тебе: видишь солнце, луну и звезды Его, которыя светят тебе; видишь огнь, который согревает тебе и варит пищу тебе; видишь одеяние, которым покрывается нагое тело твое; видишь и прочая безчисленная благая, которыя Он подал тебе к нужде и утешению твоему. Видя убо и получая благодеяния, везде и всегда с любовью невидимаго Благодетеля твоего поминай, и за вси Его благодеяния от чиста сердца благодари Ему (5:154) (также 4:234, см. БЛАГОДЕЯНИЯ, 74).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

НЕМОЩЬ Немощь, которая кроется в сердце человека, является причиной греховности по крещении (4:34, см. ГРЕХОВНОСТЬ , 284). Человек ничего не имеет своего, кроме немощей (см. 5:14, см. НЕМОЩИ, 603). Немощам человеческим подлежат и самые благочестивые и свято живущие (3:217, см. ПОКАЯНИЕ , 727). Для исцеления ДУШИ необходимо сознание своей немощи и необходимости ПОМОЩИ БОЖИЕЙ Видишь, что немощный человек, который хощет исцелитися, признает и являет лекарю немощь свою, и с усердием просит его о излечении. Сей случай научает тебе, что и мы, когда хощем от душевной нашей немощи излечитися, должны признать от сердца тую, и объявить Христу Сыну Божию, Иже есть душ и телес Врач, и просить Его со смирением, дабы помогл. Вси бо мы от природы немощны, бедны и окаянны. Читаем во Евангелии святом, что ко Христу приходили слепии, глухии, немыи, прокаженнии, и объявляли Ему свои немощи, и со смирением и верою просили милости; и исцелялись (2:41). Для истинного покаяния нужно познать, ощутить и признать свою немощь (3:13, см. ПОКАЯНИЕ, 721). Начало здравия – познание немощи (4:134, см. САМОПОЗНАНИЕ , 817). Христианин должен познать свою немощь (4:134, см. САМОПОЗНАНИЕ, 817) (4:11, см. ДЕЛО ДОБРОЕ, 300). Познав немощь, грешник ищет Врача (3:12, см. ВЕРА , 156). Видение своей немощи есть признак просвещения (см. 3:29, см. ВЕРА, 137). Как через закон христианин приходит к познанию своей немощи (3:9, см. ЗАКОН , 387). Уверенные в своей праведности не принимают Евангелие, т. к. не познали своей немощи (3:13, см. САМОМНЕНИЕ , 812). Без познания немощи и греховности вера невозможна (3:13, см. ВЕРА, 159). Без познания немощи истинное покаяние невозможно (3:13, см. ПОКАЯНИЕ , 721). Искушения бывают для познания немощи нашей (5:102, см. ИСКУШЕНИЕ , 405). Немощь Бог посылает, чтобы мы очувствовались и пришли в покаяние и спасение вечное получили (1:29, см. ЛЮБОВЬ БОЖИЯ К ЧЕЛОВЕКУ , 457). БЛАГОДАТЬ укрепляет в немощи Немощен человек и не силен противу стремления страстей греха стоять, и побеждать, Божия благодать укрепляет его и помогает ему в сем важном подвиге стоять, и показует ему мерзость страстей и греха, и на всякое время увещавает его берещися того зла. Откуду таковый человек крайне бережется всякаго греха и от случаев, которые ко греху приводят, убегает (4:341). Без помощи Божией невозможно победить диавола и прочие искушения (3:25, см. МОЛИТВА , 537). Врачевание немощам своим искать с помощью Духа Святого (3:200, см. СЛОВО БОЖИЕ , 903). Немощь нашу потщимся врачевать Его благодатью (2:50, см. ИСКУШЕНИЯ, 407). Немощь греховная врачуется Евангелием (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ , 335). Немощь свою познавать через грех ближнего (2:28, см. ГРЕХ БЛИЖНЕГО, 288). От немощи еще более умножается немощь (3:261; см. ПЕЧАЛЬ , 675). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского/Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

453 Ст. 1. Сынов Кореевых – см. примеч. к пс. 41:1; ...псалом, песнь – см. примеч. к пс. 29:1. В этом псалме звучит торжествующий гимн Сиону (Иерусалиму) как городу Божию, к которому влекутся все народы. Вдохновенное пророческое видение города Божия, где уже нет порока и вражды, а вместо них царят милость, мир, любовь,см.: Ис. 2:2–4; 54:1–3; 60:3–9 . 454 Ст. 2. Основания его – речь идет о Иерусалиме, который расположен на возвышенности; ...врата Сиона – ворота были средоточием экономической и социальной жизни города и могли упоминаться в значении самого города; ...селений Иаковлевых – см. примеч. к пс. 84:2. 456 Ст. 5. Этот стих можно истолковать как духовное понимание Сиона (Иерусалима): родившиеся в нем -это все те, кто чтит Бога. Иерусалим как мать многих детей воспевается у пророка Исаии (см.: Ис. 49–21; 66:7–8 ). Святые отцы видят в этом стихе пророчество о Рождении Господа нашего Иисуса Христа и о Церкви («мысленном Сионе») как о матери для всех христиан. 457 Ст. 1. Песнь, псалом – см. примеч. к пс. 29:1; ...сынов Кореевых – см. примеч. к пс. 41:1; ...В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...на маелефе – см. примеч. к пс. 52:1; ...для ответа – указание на то, что псалом, по-видимому, должен был петься попеременно двумя хорами; ...Емана Израильтянина – имеется в виду хор (или потомки) Емана, который при Давиде вместе с Асафом и Ефамом возглавил учрежденную царем коллегию музыкантов (см.: 1Пар. 25:1–7 ); в славян. (греч.) переводе Еман назван Израильтянином, в евр. тексте – Езрахитом. Горестной интонацией плача псалом напоминает Книгу Иова. Святые отцы видят в этом псалме предсмертные борения Господа нашего Иисуса Христа, Его страдания и смерть. 462 Ст. 9. Этот стих перекликается с евангельским повествованием о предательстве Господа нашего Иисуса Христа Его ближайшими учениками, о том, как насмехались над Ним во время Его страданий. 467 Ст. 1. ...Ефама Израильтянина – псалом надписан именем одного из членов созданной царем Давидом коллегии музыкантов (см.: 1Пар. 25:1–7 ); в славян. (греч.) переводе Ефам назван Израильтянином, в евр. тексте – Езрахитом. Псалом делится на три части: в ст. 2–19 прославляется Бог и Его Завет, в ст. 20–38 звучит голос Самого Господа, в ст. 39 и след. – мольба о помощи Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ради спасения необходимо подражание Христу (5:108, см. ПОДРАЖАНИЕ , 696). Кто хочет спастись и со Христом быть, тому необходимо быть сообразным Ему Надобно Христу последовать тому, кто хощет спасенным быть и в вечное Его царствие внити. Надобно за Христом следовать верою и любовию в житии сем, кто за Ним хощет следовать в вечную жизнь, или Христовым путем итить, кто за Ним хощет приити в небесное вечное Его царство: инаго пути туда нет. Примечай, что Христос глаголет: «овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им» ( Ин. 10, 7 и 28) (5:162–163). В деле спасения прежде всего необходима надежда (2:114, см. НАДЕЖДА , 578). Надежду спасения полагать на Христа Его заслугою и Его благодатию, Его кровию, нас ради излиянною, надеемся у Отца небеснаго милость получить, Его пресладким именем надеемся спастися (1:28) (также 3:62, см. ПОСЛУШАНИЕ, 751). Спасение получает человек через покаяние (5:29, см. ПОКАЯНИЕ , 729). Спасение христианин получает, если пребывает в покаянии (4:144, см. ПОКАЯНИЕ, 702). Спасение вечное получим, когда очувствуемся и придем в покаяние (1:29, см. ЛЮБОВЬ БОЖИЯ К ЧЕЛОВЕКУ , 457). Кающийся грешник получает спасение, если отстает от грехов (3:111, см. ПОКАЯНИЕ, 727). Печаль по Бозе приводит ко спасению (4:39, см. ПОКАЯНИЕ, 703). Для врачевства нашего спасения Господь установил Таинства (1:1, см. ТАИНСТВО, 1073). Для спасения души необходимо изучать слово Божие (5:61, см. СЛОВО БОЖИЕ , 919). Слово Божие открывает нам все пути ко спасению (5:43, см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ , 351). Какую пользу для спасения приносит познание истин из слова Божия? (1:102, см. СЛОВО БОЖИЕ, 907). Спасение без Св. Писания возможно только при непосредственном руководстве Бога, как было в Ветхом Завете праотцам (2:8, см. СЛОВО БОЖИЕ, 891). Спасение получит тот, кто читает и слушает слово Божие, ради чего оно и написано (2:9, см. СЛОВО БОЖИЕ, 905). Спасение получает тот христианин, который стремится к нему и назидает себя слушанием и чтением Священного Писания (2:8, см. СЛОВО БОЖИЕ, 900).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Видишь, что покаяние делает. Человек познает грех; познанному греху последует: страх суда Божия, стыд, что бесстыдно пред Богом поступал, и закон Его святый нарушал, – печаль и болезнь, что благого Бога, Которого должен был любить и бояться, прогневлял бесстрашием. Тако человек, узнавши грех, узнает и язву на души, а узнавши язву, печалию уязвляется за грех, и тако язвою печали исцеляется от язвы греховной (5:97). Покаяние без истинной веры Богу неприятно (1:3, см. ПОКАЯНИЕ ТАИНСТВО, 716). Покаяние не может быть истинным без добрых дел (3:265, см. СВ. ТАЙНЫ, 833). От истинного богопознания последует истинное покаяние (3:205, см. БОГОПОЗНАНИЕ , 100). От познания свойств Божиих истинное последует покаяние (5:81, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 99). Покаяние рождается от познания СВЯТОСТИ Божией «Познание святости Божией» научает нас «очищать себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии» ( 2Кор. 7, 1 ), когда с Ним общение хощем имети. Ибо осквернившемуся пороками греховными общения с Ним, яко с самою чистейшею святостию, имети не можно: «яко Бог свят есть», по учению Апостола, «и тьмы в Нем несть ни единыя... » Отсюда последует в грешнике истинное покаяние, чрез которое приходит к святейшему Богу, и с Ним общение получает верою; в праведнике от скверн греховных, и поучение тщательнейшее в добродетельном христианском житии (3:76). Без покаяния не бывает богопочитания (5:311, см. БОГОПОЧИТАНИЕ , 109). Покаяние истинное возникает от размышления о всеведении Божием (5:67, см. ВСЕВЕДЕНИЕ БОЖИЕ, 82). Покаяние побуждается скорбями (2:290, см. СКОРБИ , 865). Скорби подвигают к покаянию (4:332, см. СКОРБИ, 864). Скорбь Он посылает, чтобы очувствовался и пришел в покаяние (1:29, см. ЛЮБОВЬ БОГА К ЧЕЛОВЕКУ , 457). Более всего способствует покаянию страх Божий (1:157, см. СТРАХ БОЖИЙ , 995) (5:66, см. СТРАХ БОЖИЙ, 1000). Чтение и рассуждение св. книг подвигает к покаянию (4:139, см. ЧТЕНИЕ , 1173). Покаявшийся ищет в книгах подкрепления в новой жизни (2:233, см. ЧТЕНИЕ, 1174). Покаяние истинное быть не может, когда человек Богу послушание показывать не хощет (2:59, см. ПОКАЯНИЕ, 708). Без СМИРЕНИЯ покаяние ложное Без смирения истинное покаяние быть не может, но есть притворное и ложное, которое только на устах, а не на сердце имеется. Ибо как больному, который хощет исцелитися, должно первее признать свою немощь и лекарю объявить: тако грешнику, который душею немоществует, должно, во-первых, душевную свою признать немощь, бедность и окаянство, признать себя, яко святого закона Божия преступника, пред судом Божиим виноватым, временнаго и вечнаго Божия наказания достойным, и с таковым исповеданием прибегать верою ко Христу, душ и телес Врачу, и повергать себе духовно пред пречистыми Его ногами, по подобию евангельския блудницы ( Лк. 7, 37–38 ), что без смирения быть не может. Ибо самое таковое сердечное бедности и окаянства признание есть знак смирения (2:263).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Скорби – для очищения грехов благочестивым Благочестивые люди не без грехов, и того для беды им посылаются, чтобы, ими очистившеся, прямо в небесное отечество вошли. Чем более зде озлобляются, тем более в вечном животе прославятся. «Вмале наказани бывше, великими облагодетельствовани будут». Сими бедами они смиряются и познают свою немощь: как бо счастие возносить, тако беда смиряет и в познание себе приводит человека (1:173). Тако грехи наша очищаются, когда с благодарением терпим гонение их (врагов) (1:165). Скорби исправляют человека Егда бо подает нам благополучие преблагий Бог, и тем нас к Себе привлекает: растленное наше естество тем возносится паче, нежели к любви Божией возбуждается. Того ради отеческий Божий промысл попущением бед смиряет нас, и тем исправляет. И тако, что нам кажется быть неблагополучием, тое нам истинное, прямое, и какого должно желать, есть благополучие; плоти нашей есть беда, но духу счастие; плоти изнеможение, но духу подкрепление; плоть увядает, но дух процветает. Беды убо и наказания суть, как посланники Божии, которые возвещают нам, благодарно терпящим их, последующую Божию Благодать. Ибо беды к Богу приводят нас (2:207) (также 4:11, см. ДЕЛА ДОБРЫЕ , 300). Скорби подвигают к ПОКАЯНИЮ и СПАСЕНИЮ, и в этом милость Божия Коль многие бедами телесными и временными подвиглися к истинному покаянию, история не токмо церковная, но и священная свидетельствует. Видим тое и ныне. На сей бо конец и посылает человеколюбивый Бог беды на нас, да подвигнемся к истинному покаянию, и в страхе Божии поживем. И беды убо и напасти благость и человеколюбие Божие к нам свидетельствуют (4:332–333) (также 1:29, см. ЛЮБОВЬ БОЖИЯ , 457). Сколько таких есть, которые бедами подвиглися к истинному покаянию и так к Богу возвратилися, не токмо Святое Писание, но и церковная история свидетельствует. Ниневитяне следующею бедою обратилися от злых своих дел и начали каяться ( Иона. 3 ). Манассия, царь Иудин бедами подвигнулся и взыскал Господь смирением и покаянием ( 2Пар. 33, 12 и 13). Бедами Израильтяне подвигшеся, обращалися к Богу, как о том наипаче книга Судей свидетельствует... О, коль многие и ныне в бедах ищут Бога, которые в благополучии и оставляли Его. Коль многих нищета смиряет, которых богатство возносило! Коль многих скорбь и печаль подвигает к истинной молитве и сердечному воздыханию, которые в мирской радости не поминали Бога! (2:315).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

См. Пс. 1:3; Матф. 3:10. 123 См. прим. 61 к трактату «О прескрипции…». 124 См. 1 Кор. 6:3. 125 См. Откр. гл. 2—3. 126 См. Откр. 3:19. 127 См. Лук. 15:8—10. 128 См. Лук. 15:4—5. 129 См. Лук. 15:11—23. 130 Возлюбленные Божьи (can Dei)—boзмoжho, мученики. 131 Ср. Ис. 5:18 и 1 Тим. 6:8—9 (Resch § 12 89). 132 См. Плиний Ст. VIII 27. 133 См. Дан. 4:30—33. 134 См. Исх. гл. 5— 14. См.  также прим. 88 к трактату «К язычникам». 135 См. Прем. 10:1—2. 136 См., напр., Аристотель. Никомахова этика III10:1115 Ь; II2:1104 а; Сенека. Письма 41; 67:10; Эпиктет. Беседы I 2:25; II 2:13. 137 Видимо, намек на школу киников; «киник» — субстантивированное прилагательное «собачий», κυνικς. Слово «собака» присутствует в названии афинского гимнасия «Киносарг», в котором вел занятия основатель кинической школы Антисфен. Он и сам называл себя «собакой» в соответствии с неприхотливым образом жизни, который пропагандировала и вела его школа. См. Диоген Лаэртский VI 13. 138 См. Лук. 9:52—56. 139 См. Иоан. 13:22. 140 См. Матф. 26:51—52. 141 См. Лук. 22:50—51; Иоан. 18:10. 142 См. Матф. 26:67; 27:29. 143 См. Исх. гл. 16—17; 32:1—11. 144 См. Быт. 15:6. 145 См. Матф. 5:22. 146 См. Матф. 5:40; Лук. 6:29. 147 См. Матф. 6:24; Лук. 16: 13.  «Маммона» на арамейском языке означает богатство, воплощенное в образе демона. 148 См. Втор. 21:23; Галат. 2:16 ел.; 3:13 ел. 149 Очевидно сходство этого рассуждения с местом из трактата Сенеки «О постоянстве мудреца» (17:4), который, вероятно, был известен Тер–туллиану (рус. пер. см.: Историко–философский ежегодник– 87.  М., 1987:с. 190—216). 150 См. Матф. 5:23—24. 151 См. Лук. 15:4—6. 152 См. Лук. 15:11—32. 153 См. Дан. 4:30 ел. 154 См. 1 Тим. 5:3; 9—10; 1 Кор. 7:34—35; 39–10; Матф. 19:12. 155 См. Лук. 12:50. 156 Согласно преданию, принятому многими отцами церкви, Исайя был перепилен деревянной пилой по приказу царя Манассии. Ср. Евр. 11:37. 157 См. Деян. 7:59. 158 См. Иов. 1:15—19; 2:9—10; 42:10. 159 В Писании ничего подобного не сказано. Вероятно, Тертуллиан приводит здесь свою собственную версию. 160

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

1307 См. In Нехает.: PG 44, 69d-72c; 120b; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, разделы Как бесплотный Бог сотворил материю? и Творение небесных тел. 1308 См. In Нехает.: PG 44, 72с-76с; 120b; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, разделы Выделение огня и Творение небесных тел. 1309 См. In Нехает.: PG 44, 69cd; 77d-80c; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, разделы Как бесплотный Бог сотворил материю? и Неустроенная земля. 1310 См. In Нехает.: PG 44, 81с; 84d; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Воды над твердью. 1311 См. In Нехает.: PG 44, 117аЬ; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Творение небесных тел и заключение главы. 1312 См. In Нехает.: PG 44, 85bc; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Воды над твердью и заключение главы. 1313 См. In Нехает.: PG 44, 89bc-112d; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Воды над твердью. 1315 См. In Нехает.: PG 44, 121а; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Третье небо и заключение главы. 1316 См. De an. et res.: PG 46, 89а-96а; 105а-с; см. выше, гл. О душе и воскресении, раздел Бесконечное движение любви и заключение главы. 1318 См. De an. et res.: PG 46,96c-97a; см. выше, гл. О душе и воскресении, раздел Бесконечное движение любви и заключение главы. 1319 См. De an. et res.: PG 46,92c-93b; см. выше, гл. О душе и воскресении, раздел Бесконечное движение любви. 1320 См. Eunomius, Apol. 8/Vaggione 42, 17 ff; 58, 16 ff; Григорий парафразирует в С. Еип. II, 21; II, 23; II, 62: GNO I, 232, 29 ff; 233, 11–17; 244,1 ff; см. выше, гл. Опровержение Евномия, раздел Учение Евномия о нерожденности Божией. 1322 См. С. Eun. II, 69–70; I, 168: GNO I, 246; 77, 7–13; см. выше, гл. Опровержение Евномия, разделы Именования Бога и Бесконечность Божия. 1323 См. С. Eun. III, 6,73: GNO II, 211, 28 – 212, 1; см. выше, гл. Опровержение Евномияу раздел Бесконечность Бога. 1325 См. С. Eun. II, 563; II, 580: GNO I,391,9 ff; 395,25 ff; см. выше, гл. Опровержение Евномия, раздел Именования Бога. 1326 См. Евномий, Apol. 12/Vaggione 46,7 ff; Григорий парафразирует и развивает в С. Eun. II, 196; 269: GNO I, 282, 5 ff; 305, 7; см. выше, гл. Опровержение Евномия, раздел Учение Евномия о нерожденности Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Он есть Дух сотворивый (см.: Иов. 33, 4 ), воссозидающий в крещении (см.: Тит. 3, 5 ) и воскресении (см.: Рим. 8, 11 ), Дух, Который все ведает (см.: 1Кор. 2, 11 ), всему учит (см.: Ин. 14, 26 ), дышет идеже хощет и сколько хочет (см.: Ин. 3, 8 ), Дух наставляющий (см.: Ин. 16, 3 ), глаголющий (см.: Мф. 10, 20 ), посылающий (см.: Деян. 13, 4 ), отделяющий (см.: Деян. 13, 2 ), прогневляемый (см.: Ис. 63, 10 ), искушаемый (см.: Деян. 5, 9 ), Податель откровений (см.: 1Кор. 2, 10 ), просвещения (см.: Евр. 6, 4 ), жизни (см.: Рим. 8, 11 ), лучше же сказать, самый Свет и Самая Жизнь. Он делает меня храмом (см.: 1Кор. 6, 19 ), творит богом, совершает, почему и Крещение предваряет (см.: Деян. 10, 44 ), и по Крещении взыскуется (см.: Деян. 19, 5–6 ); Он производит все то, что производит Бог. Он разделяется в огненных языках (см.: Деян. 2, 3 ) и разделяет дарования (см.: 1Кор. 12, 11 ), творит апостолов, пророков, благовестников, пастырей, учителей (см.: Ефес. 4,11 ). Он есть Дух разума, многочастный, ясный, светлый, нескверный, невозбранен (что равнозначно, может быть, словам: премудрый, мообразный в действиях, делающий все ясным и светлым, свободный и неизменяемый), всесильный, всевидящий и сквозе вся проходяй (см.: Прем. 7, 22–23 )... И как же бы ты думал? Те, которые говорят сие и учат сему, а сверх того именуют Духа иным Утешителем (см.: Ин. 14, 16 ), как бы иным Богом, знают, что только хула на Духа непростительна (см.: Мф. 12, 31 ). Ананию же и Сапфиру, когда они солгали Духу Святому, оглашают солгавшими Богу, а не человеку (см.: Деян. 5, 4 ) – то ли исповедуют о Духе, что Он Бог, или иное что? О, сколько ты в действительности груб и далек от Духа, если сомневаешься в этом и требуешь еще Учителя! Итак, наименования сии весьма мочисленны и мозначащи... а если в Писании и встречаются унизительные речения: дается (см.: Деян. 8, 18 ), посылается (см.: Ин. 14, 26 ), делится (см.: Деян. 2, 3 ), дарование, дар (см.: Деян. 2, 38 ), дуновение (см.: Ин. 20,22 ), обетование (см.: Деян. 2, 33 ), ходатайство (см.: Рим. 8, 26 ) и другие сим подобные, то (не говоря о каждом из сих речений) надобно их возводить к первой Причине, чтоб видеть, от Кого Дух, а не принять трех начал, подобно мобожникам.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

29:10–19 Давид благодарит Бога за все, что Он позволил ему совершить (29,10–13), и просит о продолжении Божественной поддержки Израилю и Соломону (29,14–19). 29 Твое, Господи, величие... великолепие. Это, вероятно, источник традиционного окончания молитвы Господней ( Мф. 6,13 ). 29 имя. См. ком. к 13,6. 29:14–16 Хотя Давид и положил все силы на приготовления к строительству Соломоном храма, он осознает, что все, сделанное им, на самом деле было подано ему всесильной рукой Господа. Про себя же Давид знает, что без Божиего благословения, он был бы бессилен ( 2Пар. 1,9; 20,6.12 ). 29 кто я..? См. ком. к 17,16 и 2Пар. 2,6 . 29 имени. См. ком. к 13,6. 29 сохрани... сие расположение мыслей сердца народа Твоего. Эти слова Давида как будто обращены к современникам летописца, которым надлежит помнить о необходимости бескорыстных пожертвований храму. 29 чтобы соблюдать заповеди Твои. См. ком. к 16,40. 29:21–25 Рассказ о передаче Давидом престола Соломону летописец завершает описанием праздничных жертвоприношений (29,21), всенародного пира (29,22) и установившейся с воцарением Соломона гармонии в жизни Израиля (29,22–25) (см. ком. к 23,1). 29 в другой раз. Это выражение отсутствует в некоторых версиях Септуагинты (греческого перевода ВЗ) и в Пешитте (сирийском переводе ВЗ), поэтому его можно считать позднейшим добавлением. Но возможно, однако, что летописец помнил о первом, не упомянутом им помазании ( 3Цар. 1,32–36 ). И Саул ( 1Цар. 10,1; 11,14.15 ), и Давид ( 1Цар. 16,13 ; 2Цар. 2,4; 5,3 ) получали помазание не один раз. воцарили Соломона... а Садока во священника. Свои надежды на будущее Израиля летописец связывал с тесным сотрудничеством царей из рода Давидова и священников из числа потомков Садока (см. ком. к 6,1–53). 29 какой не имел прежде его ни один царь у Израиля. Летописец считал царствование Соломона более славным, нежели царствование Давида, и, в частности, потому, что именно при Соломоне был построен храм. 29:29.30 в записях. В своем труде летописец опирался, кроме книг Царств, на многие другие письменные источники (см. Введение: Автор).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010