Относительно возможного места написания книги мнения ученых расходятся. Одна из распространенных т. зр. основывается на сообщении о том, что Ездра жил в Вавилоне (3 Езд 3. 1, 28-29) и его обличение грехов Вавилона может относиться к Риму I в., т. к. в лит-ре этого времени Рим часто называется Вавилоном (ср.: Откр 14. 8; 16. 19; 17. 3-5). Др. возможным местом написания книги исследователи считают Палестину, ссылаясь на то, что первоначальным языком, на к-ром была написана книга, был еврейский, а также на наличие параллелей со 2-м Апокалипсисом Варуха (Ibid. P. 10). Древние переводы Книга сохранилась в лат., сир., эфиоп., груз., араб., арм. и фрагментарно в копт. переводах; все они были выполнены, по-видимому, с греч. текста (Ibid. P. 2). Слав., арм. и груз. переводы были осуществлены с латыни. Сохранился перевод на евр. язык, выполненный в XVI в. также с латинского, возможно с использованием сир. и греч. текстов ( Bialer Y. L. Min ha-genazim: Description of Manuscripts and Historical Documents. Jerushalayim, 1967. P. 36 (на иврите)). Один из араб. переводов был сделан с сир. текста. Согласно наиболее авторитетной в науке классификации, лат. и сир. переводы образуют одну ветвь, все остальные переводы - другую ( Blake. 1926). Пролог (главы 1-2) и эпилог (главы 15-16) книги содержатся только в лат. рукописях и не встречаются в др. переводах. Это является одним из главных аргументов в пользу того, что данные главы представляют собой более позднее дополнение к книге ( Stone. 1990. P. 4). Содержание Начинается книга с родословия Ездры, в основе к-рого лежат аналогичные тексты 1 Езд 7. 1-5 и 2 Езд 8. 1-2, с тем отличием, что в нем сообщается о 3 новых персонажах - Ахии, Финеесе и Илии. В рукописях испан. группы родословие отсутствует. Вслед за родословием передается «слово Господне» Ездре: Бог призывает его обличить израильтян в их беззакониях. Бог напоминает о Своих благодеяниях израильтянам, о чудесной помощи при исходе из Египта и во время пребывания в пустыне (3 Езд 1. 13); он упрекает их в неблагодарности, идолослужении и человекоубийстве (3 Езд 1. 6, 26). Он обещает взыскать кровь пророков (3 Езд 1. 32; ср.: Лк 11. 49); предвещая последствия Своего гнева, «говорит Господь Вседержитель: дом ваш пуст» (3 Езд 1. 33; ср.: Мф 23. 38; Лк 13. 35). Дома израильтян будут преданы «людям грядущим», к-рые уверуют в Бога, хотя Он «не показывал им знамений» (3 Езд 1. 35). Господь призывает Ездру посмотреть «на людей, грядущих с востока», вождями к-рых Он сделает ветхозаветных праведников и пророков (3 Езд 1. 38-40). В дальнейшем Бог называет этих людей «народом Моим» (см., напр.: 3 Езд 2. 10).

http://pravenc.ru/text/189579.html

По исламским представлениям, чудеса пророков (муджиза) подтверждали истинность их пророческой миссии, более того, эти чудеса являются необходимым условием их пророчества 14 . Коран признает, что пророческое достоинство Моисея Бог удостоверял совершаемыми через него чудесами. Неоднократно в тексте священной для мусульман книги перечисляются чудеса Моисея: чудо с его посохом и рукой во время призвания (К. 20:17–21; 27:7–12; 28:30–32), чудеса при выходе из Египта (К. 2:50; 7:113–122; 10:75–90; 11:96; 17:101–103; 26:10–66; 28:40, 76–81; 43:46–56; 44:17–24; 54:41–42). При этом для описания чудес Моисея в Коране используется еще один термин, который потом получает несколько иное значение: чудеса Моисея это знамения Аллаха, айаты , то есть чудеса, непосредственно являющие Бога, Его могущество. «Мы послали Мусу (Моисея) и Харуна (Аарона) с Нашими знамениями (бийатин) к Фараону» (К. 10:75) (полужирный мой.– Д. П.). Лишь позднее слово «айа» (мн. ч. «айат») будут соотносить с наименьшим выделяемым из текста Корана отрывком, или «стихом» 15 . Чудеса, которые совершает, по Корану, Иисус Христос ,– это тоже знамения, айаты (см.: К. 3:49 – бийатин). К ним, кроме известных нам чудес из Евангелия исцеление слепого, прокаженного, воскресение умершего, Коран некритично добавляет и некоторые взятые из апокрифов беседу младенца Иисуса в колыбели, оживление глиняных птичек и др. 16 (К. 5:110, 112–114; 2:253; 3:49; 19:24; 43:63 и др.). По мнению многих исламских богословов, при совершении чуда пророк должен сделать предварительный вызов «аудитории», к которой он обращается с проповедью, затем пророк должен быть уверен в том, что чудо (муджиза) осуществится, и, наконец, публично совершить само чудо 17 . Однако исламские же первоисточники показывают нам неоднозначную картину с чудесами Мухаммада. С одной стороны, сам Коран неоднократно свидетельствует, что «величайший из всех пророков» не сотворил ни одного чуда: «Если ты не явишь им знамения, они скажут: «Почему ты не выбрал [не показал] его?» Скажи: «Я следую только за тем, что внушается мне в откровении от моего Господа. Это – очевидное знамение от вашего Господа, верное руководство и милость для верующих " » (К. 7:203) (перевод Э. Кулиева). С точки зрения учительной книги мусульман, Мухаммад всего лишь проповедник – увещеватель, а не чудотворец: «Неверующие говорят: «Почему ему не ниспослано знамение от его Господа?» Воистину ты – всего лишь предостерегающий увещеватель, и у каждого народа есть наставник» (К. 13:7) (ср.: К. 6:37; 11:12; 13:27; 35:23). Интересно отметить, что, несмотря на мусульманскую традицию соотносить миссию Мухаммада с пророком Моисеем (Мусой), сам текст Корана свидетельствует, что основателю ислама не дарованы такие чудеса, как Моисею (К. 28:48).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Имея в виду в будущем такой славный жребий, он исповедует далее пред Господом, что его межи (собственно оуж, т. е. межевые веревки или цепи, Зах.2:1–2 , какими обыкновенно размеряли у евреев участки владений их в земле обетованной, И. Нав. 17:5; 19:9 ) пролегли ( нападоша) по прекрасным местам ( въ державныхъ моихъ, ср. примеч.) и наследие его приятно для него ( державно мн), т. е. предназначенная ему доля есть самая лучшая, превосходнейшая, и он вполне доволен и счастлив обладанием ее. В применении к Мессии, слова эти представляют выражение полного единства Его с Богом Отцом ( Ин.10:30; 14:10–11; 17:21–23 ) и совершенной преданности Его воле ( Ин.5:19, 30; 6:38–40 и др.), исполнением которой Он приобрел высшее и совершеннейшее наследие ( Евр. 1:3–4 ; Филип. 2:9–11 и др.), получив и по человечеству равную с Отцом Божественную власть и силу на небеси и на земли ( Мф.28:18 ; Евр.8:1; 10:12 и др.). Троекратное в слав. т. слово (=hereditas) в евр. т. выражается тремя различными синонимическими словами: =удел, доставшийся во владение участок земли, =жребий, участь =достояние, наследие (ср. русск. пер.). – Двукратное державный соответствует греч. κρτιστος, которому здесь приличнее значение: лучший ( 1Цар.15:15 ), изряднейший (2Макк.4:12 слав.)=евр. – прекрасный, приятный, сладостный (ср. ст. 11: красота, сладость и – приятный, угодный (ср. Дан.4:24 слав.). моихъ за словом въ державныхъ=Комплют., св. Афан., бл. Феодорита и Зигаб.. не имеет себе соответствующего слова в евр. т. и не читалось в древних слав. Псалтирях XΙΙΙ–XIV в. (см. у Амфилохия). В евр. т. (=халд.) нет местоименяия и во 2-й половине 6 ст. после слова наследие ( мое), но по окончанию слова вм., надобно полагать, что в древнейших спп. оно читалось с суффиксом (=сирск.). Ибо – перевод греч. κα γρ, которые точнее было бы перевести и тог ради («и потому» – Порфирий), что соответствовало бы по мысли и евр.-русскому. Весь ст. 6 лучше было бы изложить: «уже землемерна падоша на лучшая ми, и того ради достояние мое угодно есть мне» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

5. С. 134-138; 9. С. 254-261; 39/40. С. 479-486; 41/42. С. 966-973; 45/46. С. 1047-1055). Статьи «И. по К. е.» о религ. жизни и об обычаях «инородцев» епархии (как крещеных, так и язычников и мусульман) до сих пор представляют интерес для этнографов: «Погребальные обычаи и поверья старокрещеных татар» Б. Г. Гаврилова (1874. 9. С. 250-260), «Заметка о религиозно-нравственном состоянии крещеных татар Казанской губ. Мамадышского у.» М. А. Машанова (1875. 1. С. 12-32; 2. С. 44-64; 3. С. 81-94; 4. С. 113-122; 5. С. 133-138), «Остатки древних народно-татарских верований у нынешних крещеных татар Казанской губ.» С. Максимова (1876. 19. С. 565-582; 20. С. 607-618), «О влиянии еврейства на чуваш» (1882. 6. С. 106-115; 7. С. 134-150) и «О крещеных татарах» (1891. 18. С. 555-576; 19. С. 596-606; 20. С. 618-640) прот. Е. Малова, «Из чувашских преданий и верований» свящ. Алексия Рекеева (1896. 15/16. С. 293-298; 18. С. 337-341; 21. С. 417-424), «Святки у черемис» (1904. 2. С. 43-51), «Черемисская масляница» (1904. 5. С. 145-148) и «О киреметях у чуваш и черемис» (1904. 8. С. 237-267) Васильева, «Зовите нас крещёнами» свящ. Д. Григорьева (1906. 14/15. С. 450-454), «Казанские татары: (Историко-этнографический очерк)» свящ. Аристарха Сперанского (1914. 7. С. 203-208; 8. С. 233-237; 10. С. 292-295; 16. С. 492-498; 19/20. С. 602-606; 21. С. 644-647), «Из истории христианского просвещения крещеных татар-мещеряков Цивильского и Тетюшского уездов Казанской губ.» Г. А. Филиппова (1915. 37. С. 1038-1043; 39/40. С. 1080-1084), «Из миссионерской деятельности среди черемисского населения Царевококшайского уезда» В. Н. Эсливанова (1916. 5/6. С. 281-285), «Краткий очерк общественной жизни чуваш» свящ. Гавриила Спиридонова (1917. 5/6. С. 64-69). Из посвященных мусульманству статей епархиальных миссионеров и др. авторов можно выделить: «Об Аврааме по учению Библии и по учению Корана (разговоры с ученым муллой)» прот. Е. Малова (1908. 23/24. С. 688-702; 27/28. С. 845-861; 30. С. 913-925; 38. С. 1095-1105; 1909.

http://pravenc.ru/text/293856.html

Гибель всех остальных объяснялась неверностью и оскорблением ими Иеговы во время этого странствования. Содержание псалма проникнуто чувством благодарности Богу за дарование евреям благословенной и плодородной земли, скорбью за человека, своим поведением вызывающего гнев Божий, и молитвой к Нему о снисхождении и заступничестве человека. Эти три мотива: благодарственно-скорбно-молитвенный являются преобладающими во всем последующем содержании Псалтири, являясь то в своем чистом виде, то в сочетании с другими. Давиду по надписаниям еврейской и русской Библии принадлежат 73 псалма, а по греко-славянской – 87. Такое различие в количестве приписываемых Давиду псалмов объясняется тем, что при определении происхождения не надписанных именами писателей в еврейской Библии псалмов 70 переводчиков руководились теми преданиями, которые дошли до них от евреев относительно этих псалмов, предание же приписывало их Давиду. Но ввиду несоответствия этого предания с содержанием некоторых приписываемых Давиду псалмов, оно не всегда может быть принято за руководство при определении писателя и обстоятельств их происхождения (напр. псалмы 90, 92, 93, 94 и др.). Всех псалмов, принадлежащих Давиду, как автору, 73. Они следующие: из надписанных его именем в евр. Библии 73 псалма: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 67, 68, 69, 70, 85, 100, 102, 107, 108, 109, 121, 123, 130, 132, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, и из не надписанных в евр. Библии, но относительно которых может быть установлено происхождение их от Давида, следующие пять: 1, 2, 32, 105, 137. Все псалмы Давида по своему содержанию представляют лирическое изложение событий его жизни, начиная с первого помазания от Самуила и кончая последними годами его царствования. Нет ни одного события, сколько-нибудь важного, на которое бы Давид не отозвался своими песнями, а таких событий его жизнь представляет большое количество и разнообразие, чем и объясняется большое количество и разнообразие его псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

участка–могилы: 11–3. Х: –8. У:30. Акимов Александр Гаврилович памятник –коричн. гранитная плита, высотой 1,8 м, скругленная сверху. Подход извилист, (см. план) 17.6.1925–1987, 26.02 ключарь Елох. собора, затем –наст, храма в Сокольниках (1973–1987) (уч. ВОВ, диак. в Петрозаводске, с 7.4.1952 – в Елох. соб.) участка–могилы: 11–6. Х: –15. У:40. Чертковы: Николай Феоктист., 8.10.1873–1930, 28.12 наст. ц. Николы в Котельниках с 1902 (МДС, СПБДА–1898), диак. в Богородск. (1900–02). Над. Мих. 1879–1968 , дочери: Анаст–я † 9.10.1989 и Ал–дра † 1991 (– Оводова, Ал–дра в замужестве) (или с Гл. алл. свернуть перед п-ком Кожевникову и идти 40 ш. до Гинзбургов). участка–могилы: 12–1. Х: –36. У:–0. Воскресенский Ал-др Георг. 6.9.1875–1950,23.02 прот., настоятель ц. Иоанна Воина (в сане 52 года) и родные (сыновья умерли от чахотки). участка–могилы: 13–1. Х: –13. У:–5. Холмогоров Мих. Кузмич известный протодиакон, изображен П. Кориным впереди всей группы «Уходящей Руси», [ок. МДС (1891)]. 16/28.08.1864 – 1961, 13.04 н. ст. диак. Никитской ц. на Басманн.( 1910–29), Духосошест.ц. в Пушкино, арест (IX. 1938–IX. 1939), Филипповск. ц. Арбате (1943–51). участка–могилы: 13–2. Х: 15. У:в=–5. Зосима (Иджилов Ф.Д.) приехал из Болгарии в 90–х годах XIX века (от памятника с пропеллером) 6.01.1864 – 1961, 13.04 н.ст. старец, духовник Алексия I, стоял у раки Святителя Алексия в Елоховском соборе. И монахиня Евлампия (Переверзенцева) 1894–1992. участка–могилы: 13–6. Х: 12. У:в=26 (от пр–да 14/6 участков). Кулаковы (потомки С.К Смирнова) Ал–др Ник., (муж Ольги Серг. Смир–вой † 1919, дочери прот. Серг. С. С–ва, † 1925) 1884–1950 хирург Иверск. и Марфо–Мар. общин и б–цы у Петр, ворот. 2–я жена Надежда Вас. Кулакова 1900–1980 дочь: Евг. Ал–др. (Головкова) 1917–1977 дочь: Таисия Ал–др., 1913–1999 ее муж Ал–др Ив Квасников 1912–1986 рентгенолог, футболист «Динамо» и сын Станислав (утонул) 1934–1982. участка–могилы: 14–1. Х: 25. У:10. Свет Мария Ив., † 11.02.1960 (+ Зинаида Ив., Анна) [сверн. за «А–ром Лившицем " ].=инокиня Алексия

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

С. 93-101; 10. С. 119-132), «Градо-Ирбитская Сретенская церковь» свящ. А. А. Кузовникова (1869. 20. С. 263-270; 23. С. 287-295), «Кунгурский Благовещенский собор» свящ. Н. А. Старицына (1869. 24. С. 297-308). Из опубликованных агиографических материалов значительную часть составляют статьи, посвященные житиям и подвигам свт. Стефана Великопермского и др. Пермских святых, напр. «Св. Великопермские святители Герасим, Питирим и Иона» прот. Леонида Зубарева (1917. 2/3. С. 32-37; 7/8. С. 124-126; 11. С. 183-188), а также почитанию в Пермском крае прп. Трифона Вятского, напр. «Преп. Трифон на берегах Камы и Чусовой» С. Н. Подосенова (1868. 29. С. 502-510; 30. С. 513-522). Часть исторических и этнографических статей связана с историей миссионерства, напр. «Из истории просвещения св. крещением верхотурских инородцев» (1868. 41. С. 683-690; 42. С. 702-709) и «Крещение чердынских вогуличей» (1868. 43. С. 718-722) К. Покровского, анонимная ст. «Сведения об инородцах, обитающих в пределах Пермской епархии (преимущественно в религиозном отношении)» (1874. 39. С. 387-394; 40. С. 395-403), «Материалы для истории Пермской миссии» прот. А. Луканина (1877. 15, 18, 23-26, 28-33, 35-38; 1878. 6, 11). Множество публикаций посвящено истории раскола в Приуралье и миссионерской работе с местными старообрядцами, напр. «Беспоповцы поморского толка в Оханском уезде Пермской губернии» прот. А. Луканина (1868. 14, 16, 17, 21, 24, 25, 28, 31, 34, 37, 47, 48, 50-52), «Преосвященный Аркадий [Фёдоров] как деятель по обращению раскольников Пермской епархии в недра Православной Церкви» свящ. И. Словцова (1874. 21-24, 28-32); среди археографических публикаций примечательна заметка о старообрядческой рукописи XIX в. из б-ки Пермской ДС «Рукопись на бересте» П. С. Богословского (1914. 6/7. С. 107-110). В неофиц. отделе печатались также речи и проповеди правящих архиереев, ректоров ДС и местного духовенства, в т. ч. свящ. Ф. Зубарева, прот. А. Луканина, прот. А. Т. Пурикордова, свящ. Н. А. Попова, прот. С. А. Луканина, прот. Г. Остроумова и мн. др., а также многочисленные назидательные и полемические статьи, напр. «Какого рода школу для православного народа представляет современный театр» Кычигина (1899. 6, 7, 9/10-12), «Нечто о гр. Л. Н. Толстом и его учении» А. Высотского (1899. 15/16. С. 381-387), «Христианство как единственная религия мира на земле и благоволения в людях» свящ. В. Г. Морозова (1909. 36. С. 744-754), и школьно-учебные материалы, популярные заметки по медицине, некрологи, библиография и объявления.

http://pravenc.ru/text/2580032.html

В 1731 г. кандидатура А. рассматривалась в Синоде для замещения Киевской или Ростовской митрополичьих кафедр, но утверждения не получила. Определением Синода от 9 апр. 1736 г. ему совместно с сибир. губернатором было поручено следствие по делу Иркутского свт. Иннокентия (Кульчинского) и служителя иркутского архиерейского дома Герасима Лебратовского. В 1739 г. А. вошел в переписку с Синодом по делу о сосланных по указу императрицы березовского свящ. Тимофея Васильева со товарищи, чем навлек на себя недовольство кабинет-министра А. И. Остермана и начальника Канцелярии тайных розыскных дел А. И. Ушакова. Б-ка А. в XVIII в. считалась одним из значительных книжных собраний России. К 1740 г. она насчитывала 382 книги, причем польск. и лат. книги составляли почти половину собрания (176 единиц). Согласно завещанию А., часть б-ки осталась в тобольском архиерейском доме, др. часть была распределена по храмам и духовенству Черниговской и Сибирской епархий. Позднее митр. Антонием (Нарожницким) часть книг была выкуплена у наследников для пополнения б-ки Тобольской ДС. В 1989 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена состоялось прославление А. в Соборе Сибирских святых; тогда же была написана икона Собора с изображением А. Арх.: РГИА. Ф. 796. (Канцелярия Синода). См.: ОДДС. Т. 2. 2-я ч. СПб., 1878, 807, 916-920, 1070; Т. 3. СПб., 1878, 43, 441, 580; Т. 4. СПб., 1880, 17, 103, 188, 253, 422, 448; Т. 5. СПб., 1897, 2, 322, 284, 382; Т. 6. СПб., 1883, 40, 41, 92, 75, 263, 286, 327, 330; Т. 7. СПб., 1885, 80, 98, 278, 279, 282, 292, 349, 350, 361, 375; Т. 8. СПб., 1891, 97, 324, 612; Т. 9. СПб., 1913, 494; Т. 10. СПб., 1901, 23, 33-35, 39, 81, 102, 137, 138, 147, 428, 480, 504; Т. 11. СПб., 1903, 6, 56, 88, 258, 336; Т. 12. СПб., 1902, 2, 283, 307, 327; Т. 14. СПб., 1910, 9, 28, 168, 180, 295, 458; Т. 15. СПб., 1907, 102, 242, 278, 292, 395; Т. 16. СПб., 1906, 21, 271, 272. Прил. XIX; Т. 18. Пг., 1915, 323, 333; Т. 19. СПб., 1913, 127, 132, 453, 518, Особое приложение. Стб. 671-672; Здравомыслов. Словарь иерархов; Тобольский филиал ГА Тюменской обл. Ф. 57 [Канцелярия еп. Сибирского и Тобольского]; Тобольский филиал ГА Тюменской обл. Ф. 156 [Тобольская духовная консистория].

http://pravenc.ru/text/Антония ...

2) Христос – истинный Бог, – есть в то же время и истинный человек. В евангельском изображении Он является во всей полноте психо-физических обнаружений истинно-человеческой природы. Подобно всем людям, Христос подвержен всем обычным невинным слабостям человеческой природы: испытывает чувство голода ( Мк.11:12 ; Лк.4:2 ) и жажды ( Ин.4:7 ; Ин.19:28 ), чувствует утомление ( Ин.4:6 ) и потребность сна ( Мф.8:24 ), подвержен страданиям и смерти ( Мф.26–27 и пар.). Он переживает свойственные человеку душевные состояния любви ( Мк.10:21 ; Ин.11:5 ; Ин.13:23 ) и сострадания ( Мф.9:36 ), радости ( Лк.10:21 ) и скорби даже до слез ( Лк.19:41 ; Ин.11:35 ); возмущается духом при мысли о предательстве ученика и предстоящих страданиях ( Ин.13:21 ; Ин.12:27 ); воспламеняется гневом за поругание святыни ( Лк.19:45 ) и переживает минуты тяжкого томления и борения духа ввиду крестных страданий ( Лк.22:44 ; сн. Евр.5:7 ). Он обладает истинно человеческой волей ( Мф.26:39 ; Ин.6:38 ), подверженною искушениям ( Мф.4:1 сл.; Мф.16:23 ), и, хотя всегда пребывает в повиновении воле Божией, но не без тяжких, порою, усилий ( Мф.26:38 ; Лк.22:42 ). Обладая такою совершенною человеческою природой во всей полноте ее составных частей, способностей и проявлений, Христос проходит, по изображению Евангелия, и чисто человеческий путь жизненного развития, постепенно раскрывая духовно-телесные силы своей природы и, вместе с годами, «преспевая премудростию и благодатию у Бога и человеков» ( Лк.2:40,52 ). Истинно-человеческий облик Спасителя выражается и в отношениях Его как к окружающей среде, так и к Богу, своему Отцу. В семейных отношениях Он является покорным и заботящимся о своих родителях сыном ( Лк.2:51 ; Ин.19:26 ), в социальных, как член своего народа и общества, Он повинуется всем национальным законам и исполняет народные обычаи ( Лк.2:22 ; Мф.26:17 и др.); в отношении к Богу – представляет высочайший образец служения Богу, проводя всю жизнь в послушании Его святой воле ( Ин.6:38 ) и молитвенном общении с Ним ( Мф.14:23 ; Мк.1:35 ; Лк.3:21 ; Лк.5:16 ; Ин.11:41 и др.). Словом, везде и во всем Христос являет образ истинно-человеческой жизни и притом в высочайшем и прекраснейшем смысле слова. Вот почему Он Сам Себя называет «человеком» ( Ин.8:40 ), а название «Сын Человеческий» является обычным и излюбленным в Его устах наименованием Своей личности. Хотя это название и не может быть признано тождественным с понятием «человек», поскольку служит для обозначения всего лица Спасителя, как Мессии, несомненно однако, что в нем прежде всего дается указание на теснейшее органическое отношение Христа к человеческому роду, как члена этого последнего, происшедшего от него и усвоившего Себе духовно-телесную природу в той целостной полноте, к какой она принадлежит членам этого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

языцх языцех 1378,23 1380,13 человк 1385,20 поучаася почаюс 1393,11 1398,29 грсх грсех 1437,25 любовь… любовъ в ркп. в обоих случаях одинаково: любов, чем руководствовался издатель, ставя в одном случае ь а в другом ъ? 1443,2 варва