УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ акт см. действие апокатастасис ( ποκατστασις) 28 апофатика ( αποφατικ) 41, 44, 53, 60, 68 архетип ( αρχτυπον) 18, 76 безбожник ( αθεος) 100 беззаконие ( ανομα) 5, 9 бессмертие ( αθανασα) 98, 139 – души ( α. της ψυχς) 22, 106 сн. благобытие ( τ ευ εναι) 76 благодать ( χαρις) 35, 37 (1, 2, 4) , 38, 89, 90, 123 (2) , 206 Бог ( Θες) 5–9, 11, 12, 15, 16, 18, 19, 21–24, 29, 30, 32, 37, 40–49, 51, 53–57, 59–61, 67–74, 76–78, 81, 83, 88, 89, 91, 93, 96, 99, 103–106 сн., 107, 109, 122, 123, 125, 131, 132, 136, 138, 139, 141, 142, 150–153, 157, 158, 160, 161, 163–166, 169, 197–199 богопознание ( θεογνωσα) 41, 42, 57, 132, 133, 188, 201 богословие ( θεολογα) 3–5, 19, 36, 37 3 , 39, 43, 44, 47, 51–53, 58–60, 62, 64, 65 сн., 66–72, 75 2 , 76, 81, 84–86 сн., 87, 95, 100 (5) , 101, 1–3, 104, 113, 127, 128, 130–132, 134 (2, 4, 6) – 136, 138, 140, 142, 143, 145, 147, 149–154 (1, 3) , 155, 156 1 , 157 1 , 159, 160 1 , 161 2, 5 , 167, 172–174 (1) , 175, 180–182, 187, 190 (3) , 191 1 , 192 5 , 195, 201, 202, 204, 206, 208, 214, 215 – богословствовать ( θεολογεν) 66, 151 – богослов 3, 4, 35, 36, 39–41, 50, 52, 60, 61, 65, 66, 78, 81, 91, 97, 103, 114, 131, 139, 140, 151, 1531, 154 2 , 155 4 , 159(сн.), 170, 172, 175, 178 2 , 181, 183, 185 4 , 186 2 , 187 2 , 189, 192 2 , 196, 198, 205, 206, 211, 217, 219 боговидение 42, 51, 59, 70, 71, 93, 139 Богородица ( Θεοτκος) 72, 75 (3) , 76, 77, 102, 114, 152 Богоматерь 47 богослужение 6, 16, 23, 65, 79, 95, 116, 143, 147 Богоявление ( θεοφανεια) 19, 36, 45, 49, 53, 67–69, 89, 94, 130, 136, 139, 152 Божии энергии (действия) ( νργειαι του Θεο) 42, 44, 68 Божий призыв ( θεκ κλσις) 9, 52, 139 Божия сущность ( οσα του Θεο) 36, 68, 88, 93, 103, 104 Божия энергия (действие) ( θεκ νργεια) 3 2 , 36, 68, 88, 103, 104 (1) буква ( γρμμα) 17, 141, 180 бытие, существование ( υπαρξις, παρχειν) 29, 44, 160 сн., 168 вера ( πστις) 7, 11, 15, 17, 19, 20, 24, 27, 29, 31, 54–56, 60, 61, 63 сн., 64, 67, 7173, 82, 84, 85, 89, 91, 94, 95, 98, 100, 103, 106 сн., 108, 114, 132, 133, 140, 143, 148, 150, 151, 152, 162, 165, 166, 167, 169, 174, 178, 190, 191, 197, 205

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

1017 . Gregorio Palamas. «Abassò i cieli e discese». Omelie/Intr., trad. e note a cura di Mariano В. M. Magnano 1999 [Гом. 2, 3, 5, 11, 14–16, 18, 19, 21, 22, 24, 25, 28, 34, 35, 37,40 [по PG]; 48]. 1018 . Gregorio Palamas. Omelie sulla Trasfigurazione/Intr., trad. e note a cura di Rigo A. Magnano 1993 [Гом. 34, 35]. Рум. пер. Гом. 34, 35: 13 .67. См. также 6 .1174. Исследования 1019 . Горянов Б. Т. Первая гомилия Григория Паламы как источник к истории восстания зилотов//ВВ 1947. 1. 261–266. 1020 . Макаров Д. И. Создание и организация мироздания в интерпретации Григория Паламы (по материалам шестой гомилии)//Средневековое Православие от прихода до патриархата. Волгоград 1998. 2. 97–108. 1021 . Макаров Д. И. Отражение социальной структуры населения Фессалоники после восстания зилотов в гомилиях Григория Паламы //Эпоха Средневековья: проблемы истории и культуры. СПб. 1999. 25–26. 1022 . Макаров Д. И. Место 34 и 35 гомилий св. Григория Паламы в истории византийской гомилетики на Преображение (III-XIV вв.)//Проблемы истории и культуры средневекового общества. СПб. 2000. 66–68. 1023 . Макаров Д. И. Об истоках физиологических взглядов св. Григория Паламы (на материале двенадцатой гомилии): К проблеме существования галеновской традиции в поздней Византии//Орел шестого легиона. Тезисы докладов научно-практической конференции студентов и молодых ученых исторического факультета УрГУ, 11 мая 2000 г. Екатеринбург 2000. 46–48. 1024 . Макаров Д. И. Гомилии Григория Паламы как исторический источник//Вестник Тюменского Гос. Ун-та. 2001. 1. 116–126. 1025 . Макаров Д. И. Исихастские мотивы в гомилиях св. Григория Паламы //Вера и Церковь в средние века и раннее Новое время: (Западная Европа и Византия). М. 2001. 24–25. 1026 . Макаров Д. И. О значении слова «космос» в гомилиях св. Григория Паламы //Мир Православия. 4. 131–140. 1027 . Макаров Д. Истолкование образа Св. Иоанна Предтечи в Сороковой гомилии [св. Григория Паламы ]//ЕВ Sofia. 2002. 38(2). 44–63. 1028 . Макаров Д. И. Черты концепции социального мира в гомилиях св. Григория Паламы //АДСВ 2002 (2003). 33 (К 70-летию М.А. Поляковской). 228–231.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

104. Предание и предания, изд. цит., с. 68. 105. Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723 г.)//Догматические Послания…, сс. 146-148. 106. Там же, с. 165. 107. Там же, с. 147. 108. Священное Писание и Церковь//Голос Церкви, 1914, апрель, с 156. 109. Цит. по: Ведерников А., указ. соч.//ЖМП, 1961, с. 64.1 110. Лосский В. Н. Спор о Софии//Спор о Софии. Статьи разных лет. М., 1996, с. 19. 111. Флоровский Г., прот. Богословские отрывки//Вестник. Париж, 1981-1982, сс. 193-194. 112. Пространный Христианский Катехизис…, с. 17. 113. Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1992, сс. 39-43. 114. Аржанти Кирилл, свящ. Смысл символа в православной литургии//Альфа и Омега, 1998, (15), сс. 281-282. 115. Там же. 116. Хопко Фома, прот. Основы Православия. Минск, 1991, с. 24. 117. Пространный Христианский Катехизис…, с. 18. 118. «Дважды в году да бывает собор епископов, и да рассуждают сии друг с другом о догматах благочестия и да разрешают случающиеся церковные прекословия». — Правила Православной Церкви, т. I, изд. цит., с. 104. 119. Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. Новосибирск — Рига, 1993, с. 12. 120. Там же. 121. Пространный Христианский Катехизис…, с. 18. 122. Правила Православной Церкви, т. I, изд. цит., сс. 434-437. 123. Жив Бог (православный катехизис). Лондон, 1989, с. 343. 124. Яннарас X. Вера Церкви (пер. с новогреч.). М., 1992, с. 201. 125. Болотов В., проф. Лекции по истории древней Церкви. М., 1994, т. IV, с. 115. 126. Петр (Л " Юилье), архим. Замечание о Символе веры//ЖМП, 1969, с. 75. 127. Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 26. 128. Петр (Л " Юилье), архим., изд. цит., с. 75. 129. Пространным Христианский Катехизис., с. 20. 130. Там же, с. 21. 131. Писания мужей апостольских, изд. цит, с. 159 121. 132. Пространный Христианский Катехизис…, с. 21 133. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 77. 134. Там же, с. 7.5. 135. Там же. 136. Изд. цит., т. I, с. 86. См. также: Сщмч. Ириней Лионский. Против ересей, кн. II, гл. 1, изд. цит., сс. 112, 114.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Дорофей, Поучения 12, 124–137, SC 92 (1963), с. 380–401. Симеон Новый Богослов , Катех. 2, SC 96 (1963), с. 241–242. Серафим Саровский , в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1Ô57, c. 66 слл. Восхождение к совершенству в духовной жизни Ориген, Толкование на св. Матфея 10, 11, SC 162 (1970), с. 178 слл. (не существует различия в «природе» души между праведными и нечестивыми). Григорий Нисский , О жизни Моисея II, 305–314, SC 1 bis (1955), с. 129–131 (совершенство состоит в восхождении к нему). Феодор Студит, Катех. 81, PG 99, 615 слл. (de amore erga profectum, о совершенной любви к себе). Соловьев В., Оправдание добра II, VIII, б, Собр. сон., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 200 слл. (необходимость духовного восхождения), Там же 8, с. 204 слл ; (высшие ступени не отменяют предшествующих). Сознание благодати Диадох Фотики йский , Сто глав 75–89, SC 5 ter (1966), с. 133–150. Марк Отшельник, О крещении PG 65, 985–1028; О духовном законе, col. 905–930. Псевдо-Макарий, Том. 49, PG 34, 812–816. Авва Исайя, Logos франц. пер. Etiolles, 1970, с. 157. Иоанн Лествичник , Лествица райская 18, PG 88, 932–937 (духовная невосприимчивость). Théophane le Reclus, см. Указатель, с. 304. Знамения, харизмы Ориген, Толкован. на св. Матфея 10, 19, SC 162 (1970), с. 228–235 (вера и чудеса). Иоанн Златоуст , О статуях 16, 4, PG 49, 167. Кассиан, Трапеза 15, SC 54 (1958), с. 209–220: Божественные дары. Псевдо-Макарий, Том. 50, PG 34, 816–821. Отечник: Виссарион 40, Макарий 2, 33, 38, Сисой 7, 24, 14, Ор 2, 3. Видения Ириней, Против ересей IV, 20, 9–11, SC 100 (1965), с. 654–669 (видения пророков). Отечник, Собрание анонимных высказываний, п. 228–239, пер. J.C. Guy, изд. Abbaye de Bellefontaine, с. 400–404. Диадох Фотики йский , Сто глав 36–40, SC 5 ter (1966), с 105–108 (видения и сны). Мученичество Климент Александрийский , Строматы IV, 4, 15, GCS 2, с. 255 (мученик каждого дня). Ориген, Увещание к мученичеству, PG 11, 563–638. Феодор Студит, Катех. 10, PG 99, 522–523 (мученик каждодневной жизни).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Всякий, отведавший достоверности, на себе испытал ( лат.). 103 Вкушаем достоверность ( лат.). 104 Достоверность достоверности ( лат.). 105 Свою судьбу имеют не только книги, но и люди ( лат.). 106 Война всех против всех ( лат.). 107 Епп. I, 6, 7. 108 Перевод см. ниже. 109 Ср. Платоновский «Пир» 211d и след. 110 Enn. I, 3, 5. 111 Епп. V, 3, 6. 112 Soph. 263e. 113 См. Епп. III, 2, 15. 114 Ph. 64a. 115 Theat. 176a. 116 Епп. III, 2, 1. 117 Enn. II, 9, 9. 118 Enn. II, 9, 4. 119 Enn. I, 4, 12. 120 Торжественнейший день! ( нем.). 121 Здесь погребен Фаэтон, колесницы отцовской возница; 122 Дай, что повелишь, и повели, что хочешь ( лат.). 123 Круг земель ( лат.). 124 Cicero. Tusc. V, 10. 125 Я бы не верил Евангелию, если бы меня не побуждал к этому авторитет Церкви ( лат.). 126 Заставь войти ( лат.). 127 Мы признаем, что священные страницы принадлежат апостолу и ни по какой иной причине, кроме той, что они просвещают нас, согласуясь с разумом, благочестием, верой ( лат.). 128 Служанка богословия ( лат.). 129 Превосходные степени ( лат.). 130 Логос. 1914, стр. 49. 131 Рим высказался, дело кончено ( лат.). 132 Возможность установить критерии и правила необходимого и общезначимого прогресса в мышлении основывается на способности отличить объективно необходимое мышление от мышления, лишенного такой необходимости. Способность эта проявляется в непосредственном сознании очевидности, сопровождающем необходимое мышление. Переживание такого сознания и вера в его надежность является постулатом, от которого нельзя отступиться. – Когда мы спрашиваем себя, возможно ли вообще решить так поставленную задачу, а если возможно, то как именно это сделать… – на это, собственно, нет другого ответа, кроме как взывания к субъективно переживаемой необходимости, к внутреннему чувству очевидности, сопровождающему часть нашего мышления, к сознанию, что при данных предпосылках мы не можем думать иначе, чем думаем. Вера в правоту этого чувства, в его надежность – последний оплот всякой достоверности вообще. Кто этого не признает, для того не существует никакой науки, а только случайные мнения ( нем.). 133

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

20 Не только у о. Вл. Н. Страхова (Вера в близость «паруси», стр. 29 сл.), но и у некоторых других авторов, напр., Rev. R. D. Shaw, The Pauline Epistles, Edinburgh 1603, p. 36 sq. Оба они ссылаются на Ренана, но сильно преувеличивают по сравнению с последними (Ernst Renan, LAntechrist, Paris 1873, p. 321–339; Der Antichrist, Leipzig 1873, S. 255–269), у которого и речь лишь о замешательствах в междуцарствие после Нерона до Веспасиана (р. 323; S. 256). 21 Для сего имеем в виду и частью утилизируем трактат On the Belief in the Coming of Christ in the Apostolical Age y Prof. Benjamin Jowett, The Epistles of St. Paul to the Thessalonians, Galatians and Romans: Translation and Commentary (London 3 1894), p. 53–66. 22 См. выше на стр. 55–56 и ср. еще James M. Campbell, Paul the Mystic: a Study in Apostolie Experience (London 1907), p. 108–109. 23 См. и Prof. Heinrich Weinel, Biblische Theologie des Neuen Testaments: Die Jesu und des Urchristentums (Tübingen 1913), S. 423, 426, а подробно о сем сказано у нас, Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу II (Спб. 1910), стр. 921 и др., для чего см. кн. III (Спб. 1912), стр. 52. 24 Посему νν в ст. 6-м никоим образом не может быть простою формулою перехода, как думает и Prof. James Moffatt в The Expositors Greek Testament, p. 49, но вопреки сему см. Jos. Knabenbauer,p. 137 26 См. Rev. R. D. Shaw, The Pauline Epistles, p. 43, 46; Rev. H. A.A.Kennedy, St. Pauls Conceptions of the Last Things, p. 218 и ср. Fritz Tillmann, Die Wiederkunft Christi, S. 131. 27 В 4 π значит «против» и равно относится к обоим предшествующим причастиям, связанным общим членом: ср. Prof. Paul Wilhelm Schmiedel в Hand-Commentar zum Neuen Testament bearbeitet von Prof. D. H. J. Holtzmann u. And. II, 1 (Freiburg i B. 2 1982), S. 37; Prof. Ernst v. Dobschü у Meyera 7 X, S. 274; J. Ev. Frame, p. 255–256. 28 Ср. даже и И.В. Борков, О знамениях второго пришествия Господа Иисуса Христа, стр. 144, 356; 145. 29 См. выше на ст. 67 сл. Св. Ефрема Сирина об антихристе говорит только (Творения стр. 3 222), что «Иудеи будут ожидать его пришествия…; всего более воздадут честь и обрадуются царствованию его народ убийцы – Иудеи».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

91 Жизнь Антония. Гл. 37. 92 Беседа к Антонию нар. III. 93 Творения Святых Отцов. III, III. 94 Творения Святых Отцов. XV, 269–279. 95 Пролог. 29 октября. 96 Добротолюбие. Ч. 1. 97 Четьи-Минеи. 23 декабря. 98 См. Следованную Псалтирь. 99 Четьи-Минеи. 28 марта. 100 «Житие Василия Нового». СПб. Четьи-Минеи. 26 марта. 101 Четьи-Минеи. Октябрь. Творения св. Григория Богослова . Ч. 2. С. 201–216. 102 Письма Иоанна Кассиана. С. 316. 103 Памятники древнего христианства письм, приложение к Православному Обозрению, 1866. С. 91. 104 Иоанн Дамаскин . Кн. 2. С. 59. 105 «Спиритизм пред судом христианства». А. Надеждина. С. 100. 106 Св. Афанасий Александрийский . Там же. С. 101. 107 Там же. С. 104. 108 «Вера и Разум». 1886. 1 ч. 109 Брошюра: «Из области спиритических тайнодействий». М. 1889. С. 5. 110 Брошюра: «Из области спиритических тайнодействий». М. 1889. С. 8–12. 111 Брошюра: «Из области спиритических тайнодействий». М.1889. С. 14–15. 112 Там же. С. 18–19. 113 Там же. С. 19. 114 Издание Козельской Пустыни. С. 55. 115 Добротолюбие. Т. 2. С. 608. Св. 116 Беседы на книгу Бытия, Ч. 1. С. 434. 117 Добр. Т. 2. С. 322. 118 Беседы на Евангелие от Матфея. Ч. 1. С. 186. 119 Добротолюбие. Т. 3. С. 199. 120 Творения Афанасия Великого . С. 242–244. 121 Толкования Феофана Затворника на послание к Колосянам. 122 Там же. С. 26. 123 Беседы на Евангелие от Матфея Пер. Ч. 2. С. 270. 124 Добротолюбие. Ч. 1. С. 343. 125 Сретает – встречает. 126 Добротолюбие. 4.1. С. 272–273. 127 Там же. С. 238–239. 128 Добротолюбие, Т. 3. С. 97. 129 Там же. Т. 4. С. 65. 130 См. Добротолюбие. 131 Иоанн Лествичник . Лествица. С. 239. 132 Григорий Богослов , ч. 4. С. 145. 133 Творения св. Кирилла Иерусалимского . С. 75. 134 Добротолюбие. Т. 2. С. 604. 135 Там же. Т.4. С. 64–65, Еф.6:14–17 . 136 Творения Григория Богослова, Ч. 3. С. 230. 137 Добротолюбие, т. 4. С. 64–65. 138 Иоанн Кассиан. С. 582–583. 139 Сочинения Иустина Мученика. С. 179. 140 Творения Кирилла Иерусалимского. С. 57–58. 141 Творения Григория Богослова, Ч. 1. С. 54.

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

Святцы Друж. 131 послужили оригиналом для более поздней копии. Большинство добавлений, внесенных в виде маргиналий в Друж. 131, были учтены в списке, сделанном с Друж. 131, – БАН, Дружинин 130 (за некоторым исключением, вызванным, возможно, тем, что отдельные добавления переписчик новой рукописи не смог прочесть). Друж. 130 – рукопись такого же формата, как и Друж. 131, судя по штемпелю бумаги, датируемому серединой 1840-х гг. 255 , копия была создана спустя несколько десятилетий, при этом в очень тяжелое для выговцев время. Несмотря на это, она буквально следовала оригиналу, в частности, было сохранено оформление и пасхальные данные с 1788 г. (что в очередной раз служит свидетельством не слишком большой надежности датировки по пасхалии). Какие же источники использовал Ф.П. Бабушкин для редактирования святцев? Это и печатные издания, и рукописи. Следует, впрочем, указать, что наиболее полные дониконовские издания святцев (1646 и 1648 гг.), не включали многие памяти местночтимых святых, вошедшие в святцы Бабушкина. Поэтому, скорее всего, источником служили рукописные святцы, иконописные подлинники и перечни, подобные «Книге глаголемой описание о российских святых». Вероятно, в случаях, когда даты преставления в источнике отсутствовали, имя его могло быть помещено в день памяти соименного святого. Осмелюсь также предположить, что сведения могли заимствоваться и из изданий господствующей церкви. В отдельных случаях в Друж. 131 внесены и сведения о недавних событиях, например (л. 110 об.), имеется указание на перенесение мощей новгородского архиепископа Феоктиста в Юрьеве монастыре в 1786 г. Сведения, помещаемые в святцы, по всей видимости, не проверялись. Точность указаний, таким образом, была не слишком высокой. Напластование сведений из разных источников приводило к дублированию сведений об одном и том же святом: так, под 22 апреля в святцах Друж. 131 указана память Георгие юродивого, «иже на Ваге», а под 23 апреля он же поминается как Георгий Шенкурский. Память Вассиана из Ястребской пустыни приписана под 10 октября в Друж. 736 (л. 14), в Друж. 131 вставлена в основной текст (л. 35), при этом в обеих рукописях эта память приписана почерком Бабушкина и под 2 сентября. Вставка в Друж. 131 под 1 сентября – празднование Богоматери Азуровской 6364 г. – в Друж. 736 помещено под 1 октября. Кроме того, переписчик Друж. 131 был небрежен: помимо указания под 3 октября имени Дионисия на Вяти (вместо: на Ояти), под 26 августа он дважды указал память Андриана Пошехонского, причем второй раз обозначил его как «Андре- яна в Пошелонии».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Одно воздержание прилично неповинным, а другое – повинным и кающимся. Для первых движения похоти в теле бывают знаком к восприятию особенного воздержания, а последние пребывают в нем даже до смерти и до самой кончины не дают своему телу утешения, но борются с ним без примирения. Первые хотят сохранять всегда благоустройство ума, а последние душевным сетованием и истаяванием умилостивляют Бога (прп. Иоанн Лествичник , 57, 107–108). Источник. ...Время веселия и утешения пищею для совершенного есть отложение всякого попечения; для подвижника – время борьбы, а для страстного – праздник праздников и торжество торжеств (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). В сердцах чревоугодников – сновидения о снедях и яствах; в сердцах же плачущих – сновидения о последнем Суде и о муках (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Источник. Будь господин над своим чревом, прежде нежели оно тобою возобладает, и тогда будешь принужден со стыдом воздерживаться. Впадшие в ров беззаконий, о которых я не хочу говорить, понимают, что я сказал; целомудренные же опытом сего не познали (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Будем укрощать чрево помышлением о будущем огне. Повинуясь чреву, некоторые отрезали наконец сокровенные свои члены, и умерли двоякою смертию. Будем внимательны, и мы увидим, что объедение есть единственная причина потоплений, с нами случающихся... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Источник. Ум постника молится трезвенно, а ум невоздержного исполнен нечистых мечтаний. Насыщение чрева иссушает источники слез: а чрево, иссушенное воздержанием, рождает слезные воды (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Источник. Кто служит своему чреву и между тем хочет победить дух блуда, тот подобен угашающему пожар маслом (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Источник. Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Источник. Испытывай себя в первый час дня, в полдень, за час до принятия пищи и узнаешь таким образом пользу поста. Поутру помысл играет и скитается; когда же настал шестой час, он немного ослабевает, а во время захождения солнца окончательно смиряется (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010