А.И. Никольский Шестодневы 203. Шестоднев , в четвертку 300 лл., полууставом разных почерков XV в., в кожаном переплете. 138-й лист порван с ущербом для текста. На полях внизу листов 1–8, 4–11 и на л. 298 приписки окорописыо: 1) Сию книгу Октай Вологодского уезда от церкви Димитрия Селунского что в Карачеве», 2) «Книга Иванова Ивана дияка Попова сына Захарьева Веснанина внука, а ся рука Иванова диякова»; 3) «Сию книгу писал Прохорец Деонисьев сын Попов». Состав: 1) по вся воскресения поется вместо достойно по троичном каноне (1–3 об.); 2) воскресные службы восьми гласов (4–138); 3) светильны воскресные и евангельские стихиры (138–144 об.); 3) воскресныя утренния евангельския чтения (144 об–153); 5) столпы утренних воскресных евангельских чтений (153 об.–154 об.); 6) светильны и богородичны на каждый день седмицы (154 об.–156); 7) отпусты на каждый день седмицы (156 об.–157); 8) отпусты на праздники господские и богородичные (157–160); 9) тропари, кондаки и богородичны Четыредесятницы (160 об.–166); 10) тропари, кондаки и богородичны Пятидесятницы (166–168 об.); 11) троичны гласа (168 об.–170 об.); 12) величания с избранными псалмами (171–148); 13) апостольское и евангельскоё чтения «на всякий день» (184–185); 14) апостольское и евангельское чтения из службы Пресвятей Богородице (185–186); 15) службы на каждый день седмицы (187–266 об.); 16) апостольския и евангельския чтения общия некоторым святым и отчасти на разныя потребы (267–296 об.); 17) уставныя заметки (297, 299–300). 204. Шестоднев , в четвертку, 228 лл., полууставом XV в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 32, 79, 85 и 93. Состав; 1) службы воскресныя восьми гласов (1– 121 об.), 2) апостольския и евангельския чтения из служб 3 и 7 гласов (121 об.–123); 3) светильны чрез всю неделю (123– 124 об.); 4) службы на каждый день седмицы (125–196); 5) апостольския и евангельския чтения из служб на каждый день седмицы (196–201 об.); службы: 6) Успению Пресвятыя Богородицы (202–208); 7) Николаю чудотворцу (208–218); 8) Рождеству Пресвятыя Богородицы (218–228 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Russian Liberals on the Road to Revolution and Power, 1914-1917//Russian Studies in History. 2003. Spring. Vol. 41. No 4. Pp. 1-94. К вопросу о характере русского радикального либерализма//Философия и будущее цивилизации./Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.). М., 2005. Т. 5. С. 628. [Рец.:] Блохин В.В. Историческая концепция Николая Михайловского. М., 2002//Отечественная история. 2005. 3. С. 195-196. Кадеты и власть: горе от ума?//Отечественная история. 2005. 4. С. 89-93. Что русского в русском либерализме?//История русской мысли./Вып. 3. М., 2005. С. 139-150. Кадеты и проблема парламентского большинства в IV Государственной думе//Политическая история России первой четверти ХХ века. Памяти профессора Виталия Ивановича Старцева. СПб., 2006. С. 95-105. [Выступление на круглом столе:] Обсуждаем энциклопедию «Общественная мысль России XVIII – начала XX вв.»//Отечественная история. 2006. 4. С. 96-97. [Рец.:] Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви./Сост., автор предисл. и комм. М.А. Бабкин. М.: Индрик, 2006. - 504 с., илл.//Отечественная история. 2007. 3. С. 195-196. [Рец.:] Николаев А.Б. Государственная Дума в Февральской революции: очерки истории/Предисл. С.М. Ляндрес. Рязань, 2002. 302 с.//Русский сборник: Исследования по истории России/Ред.-сост. О.Р. Айрапетов и др. Т. IV. М., 2007. С. 332-337. Русские либералы в восприятии правящей бюрократии в период кризиса Третьеиюньской системы (1911 – 1917)//Отечественная история. 2007. 4. С. 42-56. The Russian Government as Percieved by the Parliamentary Opposition (1911-1917)//Russian Studies in History. Summer 2007. V. 46, # 1. Pp. 76-86. [Рец.:] Карцов А.С. Русский консерватизм второй половины XIX - начала XX века (князь В.П. Мещерский). СПб. – Издательство С.-Петербургского университета, 2004//Русский сборник: Исследования по истории России/Ред.-сост. О.Р. Айрапетов и др. Т. V. М., 2008. С. 338-341.

http://bogoslov.ru/person/288437

[греч. Κωνσταντνος Ακροπολτης] (между 1250 и 1255 - до мая 1324), визант. гос. деятель, писатель. К. А., старший сын историка Георгия Акрополита , получил блестящее образование у ритора Мануила Оловола и патриарха К-польского Григория II Кипрского . В 1275/76 г. женился на представительнице знатного рода Торников Марии Комнине Торникине, имел с ней в браке 3 дочерей и 2 сыновей. Одна из дочерей К. А., Феодора, вышла замуж за полководца Алексея Филантропена, другая - за Михаила Комнина, сына трапезундского имп. Иоанна II Великого Комнина . В отличие от отца К. А. в 1274 г., после заключения Лионской унии, занял антиуниат. позицию и был отдален от двора, хотя прежде имп. Михаил VIII Палеолог благоволил к нему. Об осуждении К. А. унии Церквей можно судить по ремаркам в Житии Иоанна Дамаскина (BHG, N 885), в к-рых автор уподобляет униатов иконоборцам VIII в. (PG. 140. Col. 837). Однако через неск. лет положение К. А. упрочилось, в 1282-1294 гг. он был логофетом геникона. Вторая опала К. А.- в сер. 90-х гг. XIII в.- связана с поддержкой восстания Алексея Филантропена. В 1305/06-1321 гг. К. А. был великим логофетом. Как и отец, он был ктитором монастыря Воскресения Христова в К-поле, пришедшего в упадок в годы латинского владычества. Важный источник для реконструкции биографии К. А.- коллекция писем, к-рая включает 196 посланий (письма 195 и 196 добавлены к основному корпусу позднее: Costantino Acropolita. Epistole. 1991. P. 101). Среди корреспондентов К. А.- патриарх Григорий II Кипрский, ученые Никифор Хумн, Георгий Пахимер, Иосиф Ракендит, Феодор Иртакин, Мануил Мосхопул, Мануил Оловол, Феодора Раулена. Письма К. А. содержат ценные сведения о лит. вкусах эпохи: в 90-м послании он жестко критиковал сатирический диалог XII в. «Тимарион» за неподобающий стиль и богохульное содержание (Ibid. P. 180-182). Изображение К. А. и его жены сохранилось на иконе Богородицы «Одигитрия», созданной по их заказу и хранящейся ныне в Гос. Третьяковской галерее в Москве ( Nicol. 1965. P. 252. Fig. 1-3).

http://pravenc.ru/text/2057058.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОНУФРИЕВ МАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Онуфриева пуст.), в дер. Малы городского поселения Печоры Печорского р-на Псковской обл. Основан прп. Онуфрием Мальским ок. 1480 г. (ИРИ. Ч. 5. С. 47; Евгений (Болховитинов). 2009. С. 284). Источники расходятся в именовании обители. В Описании о российских святых (С. 54) и его неопубликованных списках XVIII в. он называется мон-рем Рождества Пресв. Богородицы: «Святый преподобный Ануфрий начальник монастыря Рожества Пресвятыя Богородицы иже на Малах...» (см.: РНБ ОР. Q.I. 603. Л. 26; Q.I. 382. Л. 19 об.; Ф. 487. Q. 532. Л. 196-196 об.). Митр. Евгений (Болховитинов) в списке Псковских святых называет монастырь «Рождества Пресвятыя Богородицы на Малах» ( Евгений (Болховитинов). 2009. С. 262), а в перечне упраздненных псковских мон-рей - «Христо-Рождественский Мальский» (Там же. С. 284). В документах XVII-XVIII вв., содержащихся в Древлехранилище Псковского гос. объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (перечень см.: Постников А. Б. Древлехранилище Псковского музея: Обозрение русских рукописных документов XVI-XVIII вв. М., 2013. 511, 579-585), и в описаниях XIX в. монастырь именуется Спасо-Рождественским, Рождества Христова Мальским ( Шведов. 1901; Скоропостижный. 1909). Подобное разночтение, возможно, объясняется следующими обстоятельствами: в письменных источниках мон-рь мог называться Рождественским Мальским и переписчики, не зная псковских реалий, именовали его монастырем Рождества Пресв. Богородицы. Так, напр., в Четьих-Минеях К. Добронравова (XIX в.) читается: «Препод. Онуфрий основал... Мальский (Христо)Рождественский ныне упраздненный монастырь…» (РНБ ОР. Ф. СПбДС. 25/6, XIX в. Л. 97), при этом «Христо» добавлено сверху др. чернилами. В. И. Охотникова Летописных известий об О. М. м. не сохранилось. Наличие в обители трапезной (РГАДА. Ф. 1209. 827. Л. 760) свидетельствует о том, что в мон-ре действовал общежительный устав (см. также: Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни на Псковской земле. М., 1908. С. 330). Возможно, он был принят еще основателем мон-ря под влиянием прп. Евфросина Псковского или был введен в 1-й пол. XVI в. в ходе церковной реформы архиеп. Новгородского и Псковского свт. Макария (впосл. митрополит Московский и всея Руси). В кон. XVI в. монастырь возглавляли игумены, во 2-й пол. XVII в. и позднее - строители.

http://pravenc.ru/text/2578443.html

Блж. Исидор Твердислов, с 8 клеймами жития. Фрагмент гравюры. Посл. треть XVIII в. (ГЛМ) В настоящее время выделяют 6 полных и 1 краткую (проложную) редакции Жития И. В основной редакции представлен общий для всех версий текст: Житие, 3 рассказа о чудесах (о купце и о князе (прижизненные чудеса), о священнике ростовской Вознесенской ц. (посмертное чудо)), рассказ о преставлении И. и похвала святому (ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 520(114). Л. 233-245, 1-я четв. XVII в.; РГАДА. Ф. 181. 301/680. Л. 90-96 об., сер. XVII в.). Достаточно ранними списками представлены 2-я редакция - с добавлением 2 посмертных чудес об исцелении: ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 482(60). Л. 229 об.- 237, нач. 30-х гг. XVI в. (др. списки: РГАДА. Ф. 181. 563. Л. 555 об.- 568 об., нач. XVII в.; ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 537(651). Л. 290-304 об., 2-я пол. XVII в.) и 3-я редакция - с добавлением стиха: ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 481(57). Л. 309 об.- 318 об., нач. XVI в. (др. список: ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. 471(636). Л. 225 об.- 244, кон. XVI - нач. XVII в.). 4-я редакция - с добавлением 2 посмертных чудес об исцелении и стиха - содержится в Успенском списке ВМЧ и в общем Торжественнике (РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. 1381. Л. 298 об.- 303 об., 1-я пол. XVI в.). 5-я редакция - с добавлением стиха и вступления - представлена дефектным списком в составе Трефолоя рус. святым (содержит много памятей Ростовских святых; РГАДА. Ф. 181. 486/966. Л. 179 об.- 189, XVI в.). Вступление к Житию И. восходит, как указала С. В. Минеева, к вступлению к Житию прп. Стефана Пермского. 6-я, полная, редакция включает заглавие, стих, вступление, собственно Житие, чудо о купце, чудо о князе, рассказ о преставлении святого, чудо о священнике, 2 посмертных чуда об исцелении и похвалу (ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. 446(196). Л. 98-113 об., 1500-1508 гг.; РГАДА. Ф. 181. 692/1204. Л. 366-378, 1560 г. (Торжественник новгородского происхождения); РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. 90(218). Л. 71-83 об., 1759/60 г. (сб. житий преимущественно Ростовских святых); ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. 512(3). Л. 337 об.- 353, 2-я пол. XVIII в.; РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. 216. Л. 137-152 об., 3-я четв. XVIII в. (сб. житий Ростовских святых)).

http://pravenc.ru/text/674886.html

Библиография I). Священное Писание, богослужебные тексты, лексиконы Παλαα Διαθκη κατ τος βδομκοντα, Lipsiae, s.a. Τς Καινς Διαθκης πντα. ν θναι κα Κονσταντινοπλει, 1900. Novum Testamentum graece, elaboravit E.Nestle et K.Aland, ed.25, London 1975. Библия (на славянском языке), М. 1879. Библия (на русском языке), M. 1912. Τριδιον κατανυκτικον, θναι, s.a. Μγας κα ερς Συνκδημος Ορθοδξου χριστινου, θναι, 1979. Канонник, изд. Московской Патриархии, M. 1986. A Greek-English Lexicon compiled by H.D.Liddell and R.Schott, Oxford, s.a. A Patristic Greek Lexicon ed by G.W.Lampe, Oxford, s.a. Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь, M. 1958. II). Творения преподобного Симеона Нового Богослова Сар=Syméon le Nouveau Théologien. Chapitres Théologiques, gnostiques et pratiques, ed.J.Darruzès: SC 51, Paris 1957. Сат=Syméon le Nouveau Théologien. Catéchèses, ed.B.Krivochéine; tome I (Cat.1–5): SC 96, Paris 1963; t. II (Cat.6–22): SC 104, 1964; t. III (Cat.23–24): SC 113, 1965. Euch.=Action de grâces//Catéchèses, t. III: SC 113. Eth.=Syméon le Nouveau Théologien. Traités Théologiques et Éthiques, ed.I.Darruzès, t.l (theol 1.1–3): SC 122, 1966; t.II (eth.4–15): SC 129, 1967. Theol.=Ibid, t.l: SC 122. Hymn.=Syméon le Nouveau Théologien. Hymnes, ed. I.Koder; t.I (Hymn.1–15): SC 156, 1969; t.II (hymn.16–40): SC 174, 1971 ; t.III (hymn.41–58): SC 196, 1973. ΔΖ=Το σου κα θεοφρου πατρς μν Συμεν το Νου Θεολγου τ ερισκμενα, μεταφρ. Διονυσου Ζαγοραιου, Θεοσαλονκη, 1977. Преподобный Симеон Новый Богослов . Слова, пер.еп.Феофана, вып. 1–2, М. 1890–1892. Преподобный Симеон Новый Богослов . Божественные Гимны, пер.иером. Пантелеимона (Успенского) , Сергиев Посад 1917. III). Творения Святых Отцов Афанасий Великий , архиепископ Александрийский. Творения, ч. 1–4, Сергиев Посад. 1902. Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, изд. 4-е, СПб. 1905. Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Творения, т. 1–2, изд.Сойкина, б.г. Григорий Нисский , епископ. Творения, ч. 1–8, M. 1861–1871.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Труды Киевской духовной академии» – российский православный ежемесячный научный журнал Киевской духовной академии, выходивший в 1860–1917 годах. В журнале публиковались научно-богословские и историко-литературные сочинения, много внимания в журнале уделялось истории Церкви, религиозным течениям и богословской мысли на территорий Украины. Авторами выступали известные ученые. В настоящее время периодическое издание под тем же названием издается Киевской духовной академией и семинарией УПЦ МП, а также, относящейся к неканонической УПЦ КП, Киевской православной богословской академией с периодичностью раз в год. См. также: «Труды Киевской Духовной Академии» – православный богословский журнал (1860 1917 гг.): историко-типологический анализ В.Н. Мандзюк-Ильницкий   Труды КДА за 1880–1917гг. и 1997–2011гг. (по годам, архивы zip): Журналы за 1880 г. Содержание Том 1 Январь 1. Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе). О граде Божием, книга первая (1–60) 2. Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [начало] (3–22) 3. Порфирий Успенский , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря (23–33) 4 . Ястребов М. От Византии до Москвы (56–99) 5 . Фаворов Н., прот. О христианской нравственности [продолжение: чтения 7–9] (100–137) 6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (138–144). Февраль 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Толкование на книгу Екклезиаст, к Павле и Евстохии (1–88) 2 . Тумасов Н. Религиозно-общественные учреждения древнего языческого Рима [начало] (143–196) 3 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря [продолжение] (197–223) 4 . Фаворов Н., прот. О христианской нравственности [продолжение: чтения 10–11] (226–252) 5 . Смирнов Ф. Описание коллекции древних русских икон, приобретенной церковно-археологическим Обществом [продолжение] (253–262) 6 . Петров Н. Отчет церковно-археологического Общества при Киевской духовной Академии за 1879 г. (263–292)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНОНАРХ [греч. κανονρχης, κανονρχος от κανν - канон, правило и ρχω - начинать, управлять], в совр. богослужении визант. традиции - чтец или певец, возглашающий глас и строки песнопения, к-рые затем поются. В ранний период данное церковное служение могло обозначаться разными терминами. По свидетельству Сократа Схоластика (40-е гг. V в.), в Александрийской и др. Церквах вместе с чтецами исполняли служение ποβολες (букв.- подсказывающие) ( Socr. Schol. Hist. eccl. 5. 22), по их функции за богослужением исследователи отождествляют их с К. (см.: Goar. Euchologion. P. 23-24). Согласно одному из древнейших сохранившихся списков греч. Евхология (РНБ. Греч. 226. Л. 18, X в.; см. изд.: Koumarianos P. Il codice 226 della Biblioteca di San Pietroburgo. London (Ontario), 1996. P. 62), прокимен возглашал певец, что может свидетельствовать о происхождении возглашения из респонсорного пения - исполнения солистом и последующего повторения общиной (см.: Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 140). По мнению Ж. Гоара и Я. Грецера, происхождение термина κανονρχης связано с практикой возглашения тропарей гимнографического канона по строкам попеременно правому и левому хорам (см. в изд.: Georgii Codini Curopalatae De officiis magnae ecclesiae et aulae Constantino-politanae/Comment. J. Gretseri; cura et opera J. Goar. P., 1648. P. 15; Никольский. Устав. Т. 2. С. 196. Примеч. 1). Однако, судя по источникам, это слово использовалось в качестве литургического термина еще до окончательного формирования указанного гимнографического жанра и скорее происходит от термина κανν в значении «правило (чин, устав) [богослужения]». Начало употребления термина связано с монашеской традицией Синая и Палестины. Согласно памятникам V-VII вв., К. был обязан будить монахов перед службой и следить за тем, чтобы в церкви было все необходимое для богослужения. В этом качестве К. упоминается в письмах прп. Нила Синайского († 450) ( Nil. Epist. 3. 241//PG. 79. Col. 241), в житиях преподобных Саввы Освященного и Кириака Отшельника, написанных в сер. VI в. Кириллом Скифопольским ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. P. 134, 159, 189; рус. пер.: Палестинский патерик. Житие прп. Саввы Освященного/ТСЛ. Серг. П., 1996. С. 217, 239, 262; Cyr. Scyth. Vita Cyriac. P. 226-227), в «Поучениях» прп. Дорофея Газского († кон. VI в.) ( Doroth. Doctrinae. 11. 7), в «Луге духовном» Иоанна Мосха († 619 или 634) ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 50). Косма Индикоплов (1-я noл.VI в.), происходивший из Александрии и, возможно, ставший монахом на Синае, в «Хронографии» иносказательно назвал ап. Павла великим К., т. е. «начальником» пения или, шире, богослужения ( Cosm. Indic. Topogr. chr. V 215); этот отрывок был повторен в «Пасхальной хронике» (1-я пол. VII в. (?); Chron. Pasch. 1832. Bd. 1. S. 439).

http://pravenc.ru/text/1470231.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРИНФСКАЯ, СИКИОНСКАЯ, ЗЕМЕНСКАЯ, ТАРССКАЯ И ПОЛИФЕНГСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Κορνθου, Σικυνος, Ζεμενο, Ταρσο κα Πολυφγγους], епархия Элладской Православной Церкви. Кафедра расположена в Коринфе ; наименование митрополии включает названия ранее существовавших в ее окрестностях городов-епископий: Сикион (Σικυν), Зимена (Ζημαιν, Ζημεν), Тарс (Ταρσς), Полифенг (Πολφεγγος). Коринф являлся одним из важнейших городов Греции в античный и рим. периоды и сохранил свое значение в ранневизант. период. Он возник после нашествия дорийцев; политический и экономический подъем города начался ок. 725 г. до Р. Х. Процветание Коринфа было связано с его стратегическим местоположением - он находился рядом с Истмийским перешейком, соединяющим Центр. Грецию с Пелопоннесом, и имел 2 гавани - Кенхреи и Лехей, выходящие в Саронический и Коринфский заливы соответственно. Кроме того, рядом с городом, на утесе высотой 575 м находилась неприступная цитадель Акрокоринф. Коринф превратился в могущественную морскую державу и основал большое число колоний. В 146 г. до Р. Х. за сопротивление римлянам он был разрушен полководцем Луцием Муммием. В 44 г. до Р. Х. Коринф был заново основан Юлием Цезарем, впосл. быстро развивался и стал главным городом пров. Ахайя. Крупная христ. община была основана в Коринфе ап. Павлом . Среди обращенных в христианство были люди, обладавшие высоким социальным статусом (напр., начальник синагоги Крисп и городской казнохранитель Ераст ). Главной христ. святыней Коринфа является расположенное на агоре судейское место (трибунал, бема) проконсула Галлиона, к которому был приведен на суд ап. Павел. В Коринфе также проповедовал ап. Аполлос , в городе останавливался ап. Андрей Первозванный и, возможно, ап. Петр . Для разрешения проблем местной христ. общины написаны 1-е и 2-е Послания Коринфянам ап. Павла и 1-е и 2-е Послания к сщмч. Клименту Римскому (см. в ст. Климент , еп. Римский). По преданию, 1-м епископом Коринфским был ап. Сила , а его преемником - ап. Сосфен . Ко II в. относятся достоверные сведения о епископах Коринфа: еп. Аполлоний (1-я пол. II в.), выступавший против еретиков, в т. ч. гностика Кердона, упоминается в анонимном ересеологическом трактате сер. V в. «Praedestinatus» (Liber Praedestinatus. 23//PL. 53. Col. 594), о епископах Приме (ок. 155), сщмч. Дионисии (между 161 и 180) и Вакхилле (кон. II в.), также строго державшихся Православия, сообщает Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. IV 22, 23; V 22, 23). Возможно, в 196 г. еп. Вакхилл созвал в Коринфе Собор для обсуждения вопроса о праздновании Пасхи.

http://pravenc.ru/text/2458655.html

1860 год 84 Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем! Пою Богу моему, дóндеже есмь. Январь. День 1. А на князей и на сынов человеческих не надеюсь. Вот уже третий месяц с лишком начался с той поры, как я переместился в Руссик в ожидании от них воспоминания о мне и присылки моих заслуженных денег, но нет от них ни слуху, ни духу, ни гласу, ни послушания. Что же делать? Потерплю еще несколько дней. День 12. Терпел, терпел, и ничего не выждал. Лопнуло терпение мое. Еду в Константинополь на авось, и оттуда в Иерусалим, за своими пожитками и книгами. Русский пароход бросил свой якорь у Руссика. Сажусь на него. Прощай Афон, но до свидания. Авось сбылось. Капитан парохода вручил мне 196 полуимпериалов, составляющие мое жалование с 1 мая 1858 года по 1 мая 1859 года. Итак, я богат. Есть с чем ехать во Святой град. Прочие дни текущего месяца (15–31) проведены были в Константинополе не без дела, которое, однако, приостановила лихорадка. День 31 . Был я у Вселенского патриарха Иоакима и просил его достать из Метеоропреображенского монастыря рукописную Библию XIV века и представить ее в наше посольство для передачи ее мне на рассмотрение в течение одного года. Его всесвятейшество, выслушав эту просьбу мою, повторил мне тот же ответ, какой он дал нашему посланнику князю Лобанову-Ростовскому, т.е. что было бы удобнее прислать кого-либо из России в Метеорский монастырь для переписки этой Библии на месте или возложить сей труд на одного из монахов обители, искусного в каллиграфии, с тем, чтобы после сличить список с подлинником для удостоверения в точном сходстве его с ним. Но я поставил ему на вид, что во всех семи метеорских монастырях нет ни одного инока, способного заняться этим делом, что посланному из России монаху было бы весьма тяжело прожить несколько месяцев на Метеорском столпе, где весьма скудна постная пища, и куда и откуда очень трудно и даже опасно подниматься и спускаться в веревочной сети или по висячей лестнице, и что в Петербурге такая важная рукопись, какова метеорская, была бы воспроизведена посредством фотографии скоро и верно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010