Дополнения и поправки Сохранившиеся или открытые до настоящего времени болгарские официальные акты Болгарских официальных актов, под которыми мы разумеем собственно хризовулы и грамоты царей, уцелело до настоящего времени или по крайней мере открыто по настоящее время так мало, что все они могут быть поименованы наперечет. Хризовулы и грамоты, напечатанные сполна, суть следующие: 1 . Иоанна Асеня 2-го грамота, данная рагузским купцам, без года, в Monumenta Serbica Мяклошича р. 2 и в Памятниках письменности южных славян Шафарика стр. 2 (Миклошич и Шафарик несправедливо усвояют ее Асеню 1-му). 2 . Михаила Асеня договорная грамота с рагужанами против сербского короля Стефана Уроша, 1253 г. 15 июня, у Миклошича ibid. р. 35 м у Шафарика в Памятниках стр. 16. 3 . Константина Асеня (Тиха или Теха) хризовул церкви великомуч. Георгия на Вирпине премо Скопии, без году, в Памятниках письменности южных славян Шафарика стр. 23, извлечение у Григоровича в Путеш. стр. 38. 4 . Иоанна Шишмана хризовул рыльскому монастырю, 1379 г., в Гласнике VII, 184.  Известные только по указаниям: 11 . Иоанна Калимана (или Калияна) Асеня хризовул афонскому Зографскому монастырю, 1192 г., у Миллера в Verzeichniss der in den Athosklöstern aufbewahrten Urkunden, напечатанном в I т. Slawische Bibliothek Миклошича; по всей вероятности, поддельный, см. Григоровича Путеш; стр. 71. 2 . Иоанна Александра хризовул Зографскому монастырю, 1342 г., у Миллера ibid., – у Григоровича Путеш. стр. 71 fin. разумеется, вероятно, он же. 3 . Его же хризовул монастырю Св. Николая в месте нарицаемом Орехов (на Афоне, близь Протата), 1347 г. 1 декабря, у Миллера ibid., у Григоровича Путеш. стр. 39. 4 . Его же хризовул Рыльскому монастырю, неизвестного года, Григоровича Путеш. стрр. 150 и 155 fin. 5 . Иоанна Шишмана хризовул о селе Витошь, подаренном церкви Богородицы Витошской, без году (Григор. Путеш. Стр. 73). Г. Григорович во время своего путешествия по Афону не имел возможности видеть Протатского архива (Путеш. стр. 30 нач.), но патриарх терновский Евфимий в житии Параскевы терновской, сказав о многочисленности при Иоанне Асене 2-м епархий болгарского патриархата, отсылает читателя к славным его хризовулам, которые находятся «в славней лавре святыя горы протате» (Волокол. ркп. 629, л. 162 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

V. Хранение старых антиминсов В прежнее время старые антиминсы, по положении вновь освященного антиминса на престоле, не отбирались от церкви, а оставались в ней. Они хранились на престоле. Не редко, при перестройке церкви, и при устройстве нового престола, находили в прежнем престоле под срачицею древние антиминсы. Например, в Тверской губернии, в соборной церкви заштатного монастыря Оршина, найдены на престоле под срачицею три древние холщевые антиминса 1568,1610 и 1613 годов, все они – алтаря Вознесения Господа. (Журн. Мин. Нар. Просв., ч. LIII: отд. 7, стр. 35, и Памятная Книжка Тверской губернии за 1865 г., стр. 134 – 146); в Новгороде найдены в 1854 году в церкви св. 12-ти Апостол на Софийской стороне, под срачицею престола св. Апостол 12-ти, древние антиминсы 1343, 1455 и 1545 годов. (Археолог. опис. церк. древн. в Новгороде Архим. Макария, ч. I, стр. 162, 350, 1860. М. Известия Импер. Академии наук, т. VI, стр. 86). Под срачицу полагались и там хранились не те только антиминсы, которые принадлежали престолу или храму, в котором найдены, но и других престолов и храмов. Так, в хронологическом реестре антиминсов древняго освящения, хранящихся в ризнице Нижегородского кафедрального собора, указаны, во 1-х, восемь антиминсов, которые, по случаю переделки престола и освящения храма, найдены были нечаянно в столпообразном ящичке, водруженном под св. престолом в Георгиевской церкви, который в 1704 году был освящен архиерейским освящением; во 2-х, четыре антиминса, представленные из села Куреха, найденные под престолом при разобрании его за ветхостию. Надписи этих антиминсов показывают, что они принадлежали разным храмам 81 . В благословенных грамотах указывалось старым антиминсам место на престоле иногда – в исподе под новым антиминсом 82 , иногда – заделав их в правой стороне престола, в столбу 83 , иногда – в среднем крестце в столбу 84 . Для того, чтобы старый антиминс положить в столб восточной части престола, иногда приказывалось в столбце вытесать ящик для антиминса 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

62. 1441 г. Послание великого князя Василия Васильевича константинопольскому патриарху Митрофану, об отступлении от православия митрополита Исидора, с требованием согласия на поставление другого митрополита, по избранию и рукоположению русских епископов Из Актов Исторических, т. I, 39, где издано было «из сборника, составленного из разных тетрадей второй половины XV века (in 8 , на 495 лист.), хранящегося в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря под 30 (л. 1–12)». Тоже самое послание, обращенное к лицу греческого императора, находится во второй софийской летописи (Пол. Собр. Лет. т. VI. стр. 162–167). Варианты этого издания отмечены буквой Л. О времени изготовления и дальнейшей судьбе послания см. ниже, стр. 529, примеч. 1. Святейший мой владыко и отче, и вселенский патриарше, правителю душ православного христианства! 2506 Сын святого ти владычества 2507 , великий князь московский и всея Руси Василие 2508 , достойное поклонение 2509 творит 2510 святому ти владычеству. 2511 Вемы убо известно от божественного писания, яко преже, Божьей волей и многими его и неизреченными щедротами, истинное благочестие и еже в Господа нашего Иисуса Христа, в Троице славимого, истинная православная христианская и непорочная вера право воссия 2512 и возрасте в Царствующем преименитом граде, в отечествии святого царя греческого 2513 , от благочестивого и святого самодержца всей вселенной великого царя Константина. По многих же паки временах и летах, прародитель наш, святой и равный Апостолам, якоже есть нам достойно сице глаголать о нем, великий князь Владимир киевский и всея Руси, еще в поганстве сый, осиянием же пресвятого и живоначального Духа, начат посылать во вся страны и дальние градовы и места, искать и испытывать, кая есть вера блага и богоприятна? Посылание же о том и изыскание намнозе имеяше, до Рима ж убо и до иных многих мест, еже видеть латынскую веру и арменскую и иудейскую 2514 , не токмо ж се, но и богомерзского Моамефа повеле видеть веру и служение. И сих испытав и видевся, яко не суть добра, ниже богоприятна, но и паче богоненавидима; латыньской убо и арменьской ереси никакоже внят 2515 , иудейская же обычая и 2516 окаянного 2517 и богомерзского Моамефа злочестивую ересь всячески поплевав, отверже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Ржев. Кафедральный собор Оковецкой иконы Божией Матери. Оковецкая церковь Карта и ближайшие объекты Как и все Ржевские храмы, Оковецкий имеет свою непростую историю: «Церковь эта известна по переписным книгам с 1678 года, когда была центром Береговой слободы Князь-Дмитриевской стороны Ржева. Нет сомнения в том, что и сто лет назад от указанной даты на том месте стоял деревянный храм, когда еще и слобода называлась «Иоанновской». И отголоски легенд о подземных ходах под Волгой к крепости, видимо имеют свое основание» («Ист. Ржева», стр. 60 - 66, 2000 г.). До недавнего времени историки лишь предполагали, что первоначальная деревянная церковь в г. Ржеве в честь местночтимой иконы Богоматери из с. Оковцы была выстроена на берегу Волги в 1758-1759 годах. Новые архивные документы не только подтверждают это, но и вносят ясность по этому поводу. Достоянием сегодняшнего дня является информация о церквях, стоявших на «Предтеченской земле» до возведения на этом месте церкви Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери. В XVII веке Ржев пережил очередное вторжение иноземных полчищ. Разрушены монастыри, сожжены храмы. На Иоанновской набережной от деревянной церкви Иоанна Предтечи остался каменный фундамент да обуглившиеся головешки бревен. Не скоро ржевитяне примут решение о возведении на этом месте нового деревянного храма. В декабре 1715 года верующие и обыватели Заволжской стороны обратились к царю с прошением - разрешить построить на церковной Предтеченской земле деревянную церковь Ржевской Богоматери. Челобитники сообщают царю о том, что в XVI веке на этом месте была церковь «... а теперь здесь погост и пол десятины земли... в церкви которая будет строиться будет двор попов, двор дьяков, двор просфирницы, да приходских вышеописанных челобитчиков 14 дворов, кроме вышеписанного челобитчика Ивана Бинина. А на той церкви дань доведется положить с дворов: с попов - 4 деньги, с дьячков - 1 деньга, с просфирни - 1 деньга, да с приходских с 14 дворов по 6 денег, и того - 15 алтын с заезда и десятичных доходов, и казенных пошлин - 19 алтын...» (1716 г. ф. 235, оп. 1. д. 162. л. 1. об. 2, 2 об.).

http://sobory.ru/article/?object=03001

Предуведомление Избрав из путевых записок моих, отрывок, относящийся до Сицилии – я имел в виду, что остров сие, до селе еще мало посещаемый путешественниками, может более занят внимание читателей, чем иная страна, ежегодно обозреваемая и описываемая. Сицилия, есть одно из тех мест земного шара, которые сильно действуют на воображение. Многие гении древности обязаны ей своими вдохновениями. Какой философ или натуралист, не погрузился в задумчивость при взгляде на феномены ее природы? Какой поэт или живописец не воспламенился ее райским небом, великолепием несравненных ландшафтов, величием древних храмов, возвышающихся или поверженных на берегах моря? Я останусь довольным, если книга моя пробудит в читателях те мечты кои родила во мне земля сия. Сожалею, что не имею способов издать принадлежащее к сему путешествию, большое собрание живописных видов. Главная часть оных, состоит из смелых рисунков известного нашего пейзажиста Г-на Матвеева, который, по долголетнем пребывании в Италии, недавно кончил жизнь свою в Риме. Буду надеяться, что время представить мне случай сделать известными сии прекрасные произведения Русского художника. В заключение, прошу у моих читателей снисхождения к тем неисправностям, кои могут вкрасться в книгу, изданную в отсутствие сочинителя. Пояснение видов, карты, плана, медалей и виньетов, принадлежащих к сему путешествию Виды: 1 . Charybdis. Smremmo di Massina. ХАРИБДА (перед заглавным листом 1-ой части; описание же сего вида находится во II-й ч. Гл. XVII стр. 2–5.) Сей знаменитый водоворот представлен на первом плане сего ландшафта, при W ветре соединенным с течением из Тирренского моря; волны по направлению к SV, стремятся к косе маяка Св. Сальвадора, откуда снят сей вид. На противолежащем берегу Калабрии, виден городок Сцилла с ужасными скалами сего имени. 2 . Selinus. Selinunto, СЕЛИНОНТ (Ч. 1. прошив стран. 162) На первом плане представлены колоссальные развалины храма Юпитера, описанного на стран. 163 – 4-й. Прочие храмы видны ближе к берегу моря. Художник представил по среди сего разрушения нападение Варварийских корсаров; таковые сцены нередко происходят на сем берегу, когда Неаполитанское Правительство не находится в дружелюбных сношениях с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

В высшей степени любопытно, что Дарвин, который в нем должен бы был находить себе опору, видит в нем очень обыкновенный человеческий череп. (Дарвин, О происхождении человека т. 1 стр. 162). Вирхов, изследовав неандертальский череп, склонился к тому, чтобы видеть в нем патологическое исключение. Череп, по его мнению, носит следы того, что обладатель его страдал ломом в костях (malum Senile или arthritis chronica deformans), потом на нем будто бы явны следы механического сдавливания, особенно в чешуе затылочной кости, – в том месте, которое в обычных случаях именно отличается закругленностью и ровностью. Третий ряд паталогических изменений в неандертальском черепе представляют, по Вирхову, изменения внутренней поверхности через отношение новых костяных образований, именно в большей части протяжения на лобной кости (Platz. Der Mensch. S. 31–32). Катрфаж, подвергший тщательному изследованию неандертальский череп, говорит следующее: " " эпитеты животного, обезьяньего, часто прилагавшиеся к черепу, неандертальскому и к тем, которые походили на него, догадки, пущенные в ход относительно индивидуумов, к которым он принадлежал, могли бы заставить думать, что некоторая интеллектуальная и нравственная низость необходимо связываются с этой формой черепа. Легко доказать, что это положение принадлежит к числу дурно обоснованных. На антропологическом конгрессе в Париже К. Фогт указал на одного из своих друзей, доктора Эмейера, череп которого совершенно тождествен с черепом неандертальским, и который тем не менее – врач, принадлежащий к числу самых лучших. Осматривая копенгагенский музей, я был поражен совершенно подобными чертами, которые представлял один из черепов коллекции. Оказалось, что это был череп Кай Ликке, датского дворянина, который играл некоторую политическую роль в XVII веке. Гордон опубликовал рисунок головы св. Mansny, епископа IV века, и эта голова воспроизводит самые выдающиеся черты неандертальского черепа. Лоб еще более остр, черепной свод еще более понижен. Наконец, голова Брюса, шотландского героя, воспроизводила тип канштадский. В присутствии этих фактов должно признать, что тот индивидуум, остатки которого нашли в неандертальской пещере, мог иметь все интеллектуальные и нравственные качества, совместные с его низшим социальным положением. (Quatrefages, L» Espéce humaine р. 231).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Грехи против первой заповеди 1. Сомнение в деле веры а) Скептицизм. Скептицизм или сомнение составляет противоположность вере решительной. Свящ. Писание уподобляет сомневающихся морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой ( Иак. 1, 6 ). Сомневающийся не имеет почвы и устойчивости. Надобно различать сомнение теоретическое или сомнение рассудка и сомнение практическое или сомнение сердца. Первое неизбежно соединяется по временам с мыслительною работою, с исканием истины, и потому само по себе оно не составляет греха; грех начинается тогда, когда к сомнению рассудка присоединяется сомнение сердца. В этом состоянии человек не истину ищет, а возлюбил тьму, по слову Господа Спасителя, потому что дела его злы ( Иоан. 3, 19 ). Сомнение в вере есть, след., следствие нравственного упадка человеческой души. Для примера можно указать на иудейский народ времен Господа Иисуса Христа, то заявлявший и исповедовавший веру свою в Спасителя, то сейчас же отрекавшийся от этой веры. Но сомнение может иметь основание и в том обстоятельстве, что человек не хочет подчинить разум свой простоте веры. Так сомневался ап. Фома, которому воскресший Господь сказал: блажени невидевшии и веровавше ( Иоан. 20, 29 ). Особенно в наше время, в которое хотят все основывать на опыте и усиливаются все постигнуть разумом, в которое разум так часто кичит, по выражению апостола ( 1Кор. 8, 1 ), религиозное сомнение нередко имеет основание в указанном обстоятельстве. Искренность сердца и простота души, а в то же время подлинное желание обладать истиною – вот средства против сомнения. Этими свойствами обладал ан. Фома, и потому временное сомнение его сейчас же перешло в полную и непоколебимую веру, выразившуюся в воззвании: Господь мой и Бог мой.. В противном случае человек даже при наглядных доказательствах истинности веры может сомневаться, и сомнение его может перейти, наконец, в неверие. (См. «Нравственное Богосл.» М. Олесницкого , стр. 162). 6) Изображение душевного состояния сомневающегося в истинах веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Благодать. Благодать. Раздаяние благодати Бог совершает непостижимым образом многоразлично (Беседа 20, § 1, стр. 170–172). Условия, при которым, подается благодатная помощь (Беседа 4, § 27, стр. 39). Что нужно делать ожидающему благодати? (Слово 7, гл. 6, стр. 445). О действиях благодати в сердце человека (Беседа 15, § 18, стр. 119–120). Она обновляет наше сердце (Беседа 20, § 7, стр. 173), – мало-по-малу овладевает силами души и вытесняет грех (Слово 6, гл. 31, стр. 440–441), постепенно освящает душу (Беседа 41, § 2, стр. 272–273). Благодать только побуждает, а не принуждает человека к добру (Слово 1, гл. 12, стр. 355). Многообразные действия благодати в человеке (Беседа 18, § 6, стр. 160–162), (Слово 6, гл. 6, 7, стр. 421–423). Предавшему себя благодати все ненавистно в мipe (Слово 6, гл. 22, стр. 433). Смирение приявших благодать (Слово 6, гл. стр. 419). Благодать не всегда с одинаковой силой действует в душе (Слово 6, гл. 9, стр. 424 и д. гл. 12, стр. 427 и д). С какой целью она по временам умаляет в человеке силу своих действий? (Слово 6, гл. 10, стр. 425). И люди, исполнившиеся благодати, живут со страхом и заботливостью (Беседа 16, § 11, стр. 145). Имеющие благодать должны быть смиренномудрыми, исповедовать нищету свою (Беседа 15, § 25, стр. 123) и д. Без благодати человек не может угождать Богу (Беседа 15, § 5, стр. 112; Беседа 26, § 19, стр. 202; Беседа 44, § 6, 7, стр. 285–286). Христиане приобретают небесныя блага многими подвигами, не неиначе как при помощи благодати (Беседа 5, § 5, стр. 43). В некоторых присутствует благодать, но от них не отступал и порок (Слово 5, гл. 13, стр. 412–413). Как могут быть в душе в одно время и благодать и грех ? (Беседа 40, § 7, стр. 271). Каким образом падают и те, в которых воздействовала благодать? (Беседа 7, § 4, стр. 66; Беседа 15, § 14, стр. 117–118). Превозношение дарами благодати, равно как леность и беспечность ведут к потере их (Беседа 15, § 35, стр. 129). (Слово 7, гл. 28, стр. 462–463). Благодать промышляет о человеке и в самых скорбях (Беседа 32, § 10, стр. 245). При помощи благодати бремя закона покажется нам легким (Слово 1, гл. 8, стр. 348). Что от благодати, в том мир, любовь, истина (Беседа 7, § 3, стр. 65–66). Читать далее Источник: Духовные беседы, послания и слова/Преподобный Макарий Великий Египетский. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2004. - 400 с./Алфавитный указатель. 386-396 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Мартиниан (Муратовский Михаил Семенович), архп. Таврический и Симферопольский Родился в 1820 году в семье причетника Казанской епархии, Свияжского уезда в с. Муратовке. В 1842 году окончил Казанскую духовную семинарию и определен учителем в Свияжское духовное училище. 10 июля 1845 года пострижен в монашество, а 5 августа рукоположен во иеродиакона. 3 марта 1846 года рукоположен во иеромонаха. 1853 г. – смотритель Свияжского духовного училища. С 25 июля 1856 года – настоятель Свияжской Макарьевокой пустыни. С 19 июля 1861 года – настоятель Иркутского Вознесенского монастыря в сане архимандрита. 9 февраля 1869 года хиротонисан во епископа Селенгинского, вик. Иркутской епархии. С 17 окт.1877 года – епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский. В этом же году заложил первый в епархии храм в честь Святителя Иннокентия Иркутского при братской трапезе Корсунского монастыря. С II мая 1885 года – епископ Таврический и Симферопольский. 14 мая 1896 года возведен в сан архиепископа. С 19 января 1897 года уволен на покой с местожительством в Херсонском монастыре. Скончался 5 июля 1898 года в Симферополе. Был прост, доверчивый и малосведущий в филологии. Труды: Перевел на Корейский и Гольдский языки: Евангелие, избранные псалмы, литургию и Священную историю. Литература: «Церк. Вед.» 1888, 4, стр.84. -«- 1896 19–20; стр.162. -»- 1897 4, стр.25. «Приб. к «ЦВ» 1893, 17, стр.694. -«- 1898, 29, стр.1089. «Русск. Паломн.» 1889, 9, стр.110. «Иркутск. Еп. Вед.” 1869, 7, 8, II. «Прав. Собес.» 1897, март, стр.181. -»- 1905, нояб., стр.530. «Церк. Вестн.» 1885, 18, стр.20. -«- 1895, 42, стр.1338. «Сам. Еп. Вед.» 1879, 15, стр.294. «Изв. Каз. Еп.» 1869, I, стр.32. -»- 1885, II, стр.260. -«- 1887, 22, стр.529 -»- 1903, 16, стр.16 (Отчет). «Нива» 1897, 37, стр.741. «Труды К.Д.А.» 1877, янв.-март, стр.641. «Состав Св·Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1898 г.», стр.116–117. «Списки архиереев иерархии Всерос.» СПБ, 1896, стр.59. Булгаков, стр.1395, 1413. Толстой, стр.51/411. Денисов, стр.246–247. БЭС т.1, стб.955–956. БЭЛ m.V, стб.1031–1032. БЭЛ m.VIII, стб.233. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Никанор (Кудрявцев), еп. Богородский (единоверческий) Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. Много лет был настоятелем Никольского единоверческогомонастыря. Хиротонисан в 1921году в Москве во епископа Богородского, вик. Московской епархии. Скончался 30 октября 1923 года от чахотки, имея от роду около 50-ти лет. Похоронен в Москве на Семеновском кладбище. Могила его почитается многими верующими, постоянно заказываются панихиды и литии. Литература: ФАМ Никанор(Надеждин Николай), еп. Олонецкий и Петрозаводский Родился в 1859 году в семье священника Ярославской епархии. В 1881 году окончил Ярославскую духовную семинарию и поступил в СПБ духовную академию. 4 апреля 1884 года пострижен в монашество. 24 марта 1885 года рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил Академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Литовской духовной семинарии. (В БЭС т.1, стб.1636, ошибочно указан год окончания академии 1882-й. См. состав на 1916 год, стр.163). 1888 г. – инспектор Тифлисской семинарии. С 1891 г. – ректор Томской семинарии в сане архимандрита. 7 дек. 1897 года хиротонисан во епископа Киренского в Вознесенском монастыре в г.Иркутске. С 27 сент.1898 г. – епископ Якутский и Вилюйский. С 17 янв.1905 г. – епископ Пермский и Соликамский. В БЭС m.II, стб.2401, ошибочно указан год пребывания на этой кафедре 1903-й. См. “Церк.Вед.” 1905, 4, стр.37). С 28 ноября 1908 г. – епископ Олонецкий и Петрозаводский. Был председателем особой комиссии при Св.Синоде для выработки правил перевозки св.икон по водным путям. Скончался в 1916 году. Труды: «Типикон об употреблении вина». Литература: «Церк.Ведом.» 1897, стр.401. -“- 1891, стр.379. -“- 1905, стр.37. -“- 1908, стр.355. “Приб. к ”ЦВ” 1903, стр.1966. -“- 1905, стр.173. «Русск.Паломн.» 1905, стр.133, 135. “Мисс.Календ.” 1907, стр.136. “Иркут.Еп.Вед.” 1898, “Церк.Вестн.» 1908, стр. 1572. “Изв.Каз.Еп.» 1913, N 7, стр.245. “Прав.Собес.” 1901, март, стр.3. -“- 1914, февр., стр.4. “Состав Св.Прав.Всер. Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1916 год», стр.162–163. “Преосвящ.Никанор – епископ Пермский и Соликамский, новый архипастырь Пермского края. Прибытие его в г.Пермь и начало его здесь служения». Пермь, 1905. Булгаков,стр.1401, 1407, 1408, 1417. БЭС т.1, стб.956. БЭС m.II, стб.1636, 1699, 1796, 2401. БЭЛ m.V, стб.1033. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010