23 О том, что германцы прибегают для установления истины к «испытанию водою» римляне, впрочем, знали и раньше. Императору Юлиану (в середине IV века) по крайней мере это было известно: «Рейн отнюдь не поступает с кельтами несправедливо, увлекая в свои стремнины незаконных детей и мстя таким образом за оскорбление супружеского ложа; а тех, кого он признает рожденными от чистого семени, он выносит на поверхность своих вод и возвращает в объятия трепещущей матери, давая этим спасением ребенка непреложное свидетельство чистоты и непорочности ее брачного союза» (Письмо 15, философу Максиму//Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. II–V века. М., 1964, с. 159. 24 Мелиоранский Б. М. Из лекций по истории и вероучению Древней христианской Церкви (I–VIII b.). Вып. 1. Спб., 1910, с. 87. 25 Лозинский С. Г. История инквизиции в Испании. Спб., 1914, С. 287. 26 Ли Г. История инквизиции в средние века. Спб., 1912, т. 2. с. 489 27 Орлов М. Н. История сношений человека с дьяволом//Амфитеатров А. В. Дьявол. Орлов М. Н. История сношений человека с дьяволом. Спб., 1992, с. 613. 28 Мейкок А. История инквизиции. М., 2002, сс. 194–196. 29 Мелиоранский Б. М. Из лекций по истории и вероучению Древней христианской Церкви (I–VIII b.). Вып. 1. Спб., 1910, с. 90. 30 Государственные (а не церковные) законы Империи (XI век) предписывали следующее: «Колдуны и знахари, которые к вреду людей обращаются к демонам, подлежат казни мечом» (Эклога 17,43) 31 Плавский З. Испанская инквизиция: палачи и жертвы. Спб., 2000, с.58. 32 ТВ-передача «Обозреватель». Петербургский телеканал. 31 августа 1998 г. 33 Ли Г. История инквизиции в средние века. Спб., 1912, т. 2. с.528. 34 Орлов М. Н. История сношений человека с дьяволом//Амфитеатров А. В. Дьявол. Орлов М. Н. История сношений человека с дьяволом. — М., 1992, сс. 656–657. Примеры подобных епитимий см. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. — М., 1995, т. 3, сс. 295–296.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2277...

В апреле 1943 года помимо этого началось формирование национального соединения - дивизии СС «Галичина», куда изначально планировалось зачислять только жителей Западных областей Украины, бывших подданных Австро-Венгрии и Польши. На этот призыв откликнулось не менее 70 тыс. молодых галичан, из числа которых в ряды дивизии были приняты 13–14 тыс. На лицо факт горячего желания украинской молодёжи из западных областей служить под знаменами нацистской Германии! Остальные добровольцы были включены в состав германской полиции и составили пять новых полицейских полков. Несмотря на сокрушительный разгром в июле 1944 года под Бродами (Из 14 тыс. солдат и офицеров лишь 3 тыс. вырвались из окружения), дивизия была быстро восстановлена. С 12 ноября 1944 г. она стала официально именоваться 14-й гренадерской дивизией войск СС. А вот в боевых действиях на фронте она больше не участвовала. Осенью 1944 г. один из ее полков был выделен для подавления Словацкого национального восстания, а остальные части в январе 1945 г. были отправлены в Югославию для борьбы с местными партизанами. После капитуляции Германии большая часть соединения (около 10 тыс. человек) прорвалась в Австрию и сложила оружие перед англичанами, в то время как 4,7 тыс. ее солдат и офицеров были взяты в плен советскими войсками. Помимо «Галичины», полицейских и вспомогательных батальонов, в составе Вермахта и СС были ещё отдельные подразделения, сформированные из украинцев, сведенные в т.н. Украинскую освободительную/национальную армию. Её численность - около 10 тысяч штыков. Украинская молодежь, желавшая служить верой и правдой подзнамёнами рейха, но по разным причинам не попавшая в вышеуказанные подразделения, с марта 1944 г. поступала во «вспомогательную службу ПВО», которая подчинялась специальной команде «Гитлерюгенд- Юг» со штабом во Львове. По состоянию на 31 марта 1945 г. среди «помощников ПВО» числилось 7668 выходцев из Украины и Галиции, включая1121 девушку. А ведь была ещё и УПА – Украинская повстанческая армия, не подчинявшаяся гитлеровскому командованию, но активно воевавшая против Советской Армии. Ее численность, по данным документов, хранящихся в ГАРФ (Ф.9478., Оп. 1., д.513 л.15) к концу войны достигала 117 тысяч человек! Для сравнения во всех вооруженных формированиях прибалтийских республик под ружьём находилось всего около 20 тысяч. Итого, получаем колоссальную цифру почти в 400 000 человек! Напомним, что численность населения на Украине к началу войны оценивалась в пределах 30-35 миллионов.

http://radonezh.ru/analytics/ukraintsy-b...

311 М. J. Le Guillou, «Des controversies au dialogue oecuménique», in Istina (1958), 1, pp. 65–112. 312 Gustave Thils, «La Théologie Oecumenique. Notion – Formes – Démarches» (Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovanensium, vol. 16), (Louvain, 1961), pp. 15–46. 315 См., например, об этом недавнюю статью: Frère Max Thurian, «The Visible Unity of Christians», in: The Ecumenical Review, vol. 13. 3 (April, 1961), pp. 313–334. 316 См., например, образцовый учебник: Joseph Lortz, Geshichte der Kirche; к 1959 г. выдержал 20 изданий. 317 См., например, Wilhelm de Vries, S.J., «Die Haltung des heiligen Stuhles gegenüber der getrennten Hierarchic im Nachen Osten zur Zeit der Unionen», in Zeitschrift für die katholische Theologie, Bd. 80 (1958), ss. 378–409. 318 О Карсавине см. Bernhard Schultz, Russische Denker (Wien, 1950), cc. 405–419. Статья «Уроки отреченной веры» опубликована в «Евразийском временнике», вып. 4 (Берлин, 1925), сс. 82–154; см. также статью Карсавина «Der Geist des Russischen Christentums», in: Östliches Christentum, Dokumente, опубликованную Николаем фон Бубновым и Гансом Эренбергом, Bd. 2 (München, 1925), сс. 307–377. Карсавин был плодовитым автором в 20-х гг., но писал в основном на русском. См. также Dr. Erich Franz Sommer, «Vom Leben und Sterben eines russischen Metaphysikers. Ein vespäteter Nachruf auf Leo Karsavin», (12.7.1952), in: Orientalia Christiana Periodica, vol. 24 (Roma, 1958), pp. 131–141. 319 См. особенно его работу: Essai sur le théologie mystique de 1Église dOrient [Очерк мистического богословия Восточной Церкви] (Paris, 1944); Перевод на английский: The Mystical Theology of the Eastern Church (London, 1957); см. дебаты о вопросе Filioque между О.Владимиром Родзянко и Лосским (на русском), in: Messager de 1Exarchat du Patriarche Russe en Europe Occidentale, 24 (1955) и 25 (1957). См. также «Memorial Vladimir Lossky, 1903–1958» – Messager, 30–31 (1959). 320 См., например, L. A. Zander, Vision and Action (London, 1952), и мой тщательный обзор этой книги, in: The Christian East, N.S., vol. 2, 3/4,1953, pp. 112–120, а также, in: The Collected Works of Georges Florovsky.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Разделы портала «Азбука веры» священник Кирилл Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт I. Читая Евангелие, мы видим, что на всем пути земной жизни и служения Господа нашего Иисуса Христа Ему сопутствуют женщины. Среди них есть и еврейские праведницы, и грешные язычницы, но всех их объединяет одно: каждая из них в той или иной мере послужила Христу и Его прославлению. Одни свидетельствуют о Мессии (Елизавета, Анна-пророчица, Самарянка), другие являют образец глубокой веры (Хананеянка, и кровоточивая), третьи воздают Ему почести, помазывая на служение и на смерть, четвертые же получают исцеления, укрепляя тем самым веру окружающих. Женщины гораздо быстрее мужчин воспринимают учение Господа, в сердцах женщин вера насаждается легче и укрепляется быстрее, даже язычницы исповедуют Господа Иисуса как Мессию, в то время как ученики еще не крепки в вере. Образами женщин в Евангелии раскрывается преимущество Нового завета перед Ветхим, и сила веры, и нескончаемая милость Божия, и смысл истинного следования за Христом. II. Первая женщина, встречающаяся нам при изучении Евангельской истории, – Елизавета, мать Иоанна Крестителя, первая из людей узнавшая о пришедшем Господе, находившемся тогда еще во утробе Пресвятой Девы. «И воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева твоего!» ( Лк.1:42 ). В старости в бесплодной утробе зачала Елизавета, чтобы послужить Господу еще до Рождества Его. «В омертвелой утробе Господь наш уготовил вестника Себе, дабы показать, что Он пришел взыскать умершего Адама. Прежде оживотворил утробу Елизаветы, потом Своим телом оживотворил Адама», говорит – Св. Ефрем Сирин (1, сс. 30–31). И великую милость сию снискала Елизавета праведностью пред Богом, но не перед людьми только. Люди считали, что немилость Божия на ней (ср. Втор.28:18 ), но какую милость проявил Господь, уподобив ее Саре и дав ей родить последнего величайшего пророка в истории! Другим человеком, засвидетельствовавшим пришедшего Мессию, также была женщина. В лице праведного Симона Богоприимца и Анны пророчицы явил Себя Господь Израилю, и славила Анна Господня, и «говорила о Нем всем, ожидающим избавления в Иерусалиме» ( Лк.3:38 ). Хотя и понимала она избавление, прежде всего как политическое (2, с. 142), но все же была первой, возвестившей миру о пришедшем Христе.

http://azbyka.ru/obrazy-zhen-v-evangelii

15. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка, М., 1986. Т. 1. Сс. 181-182. 16. Платон. Кратил 397b. 17. Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, ответ 18. СПб., 1905. С. 14. 18. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. С. 113. 19. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 1, 9. 20. Митрополит Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. С. 96. 21. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 5, 4 [J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 3, 817С]. 22. Григорий Богослов. Слово 30 (О богословии 4), [Творения в 2-х томах. СПб., без года (изд. Сойкина). Т. 1. С. 440]. 23. Григорий Богослов. Слово 30 [Т. 1. Сс. 442-443]. 24. Исаак Сирин. Слово 60 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Athenai, 1977. Sel. 245]. 25. Григорий Богослов. Слово 23 [Т. 1. С. 338]. 26. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 1, 14. 27. Григорий Богослов. Слово 45 [Т. 1. С. 663]. 28. Цит. по: Григорий Богослов. Слово 28 [Т. 1. С. 393]. Точный текст см.: Платон. Тимей 28с. 29. Григорий Богослов. Слово 28 [Т. 1. С. 393]. 30. Василий Великий. Письмо 226 [Творения в 3-х томах. СПб., 1911 (изд. Сойкина). Т. 3. С. 283]. 31. Протоиерей Георгий Флоровский. Византийские Отцы V-VIII вв. Париж, 1937. С. 102-103. 32. Строматы 2, 2 [С. 181]. 33. Строматы 5, 12 [Сс. 585-586]. 34. О мистическом богословии, гл. 1. Цит. по слав. пер. в кн.: Г. Прохоров. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV вв. Л., 1987. Сс. 160-164. 35. О мистическом богословии, гл. 4-5. Цит. по: Г. Прохоров. Памятники… Сс. 172-176 36. Точное изложение православной веры 1, 4. 37. Слово 31 [Т. 1. Сс. 455-456]. 38. Вечное. Сборник духовного чтения Париж, 1983. С. 61. 39. Деяния Вселенских Соборов. Изд. 1-е. Т. 1. Казань, 1859. Сс. 101-103. 40. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 4, 221. 41. Греч. текст см. в кн.: М. Поснов. История христианской Церкви. С. 344. 42. На ариан слово 1, 17-18 [Творения в 4 томах. Т. 2. Сергиев Посад, 1902. Сс. 198-200]. 43. Слово 20 [Т. 1. Сс. 301-304].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

302 . Stiernon D. Bulletin sur le Palamisme.//Revue des Études Byzantines, 1972, t.30, p.260 – 371. СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ АВТОРА 1 .   Православный исихазм и учение св. Григория Паламы . – СПб., 1998. 2 .   Антропология исихазма в контексте византийской культуры. Автореф. дисс. ...  канд. философских наук. – СПб., 2000. 3 .   Исихазм и цивилизация.//Философия и цивилизация. Материалы Всероссийской конференции 30–31 октября 1997г. – СПб., 1997 сс.130–133 4 .   Византия и культура средневековой Руси.//Тезисы докладов Весенних семинаров молодых ученых-экономистов’98. Ч.3. – СПб., 1998 сс.4–5. 5 .   Проблема телесности в антропологии исихазма.//Новые идеи в философии. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 7. – Пермь, 1998 сс.176–178. 6 .   Собор святого Андрея: прошлое и настоящее.//Большой проспект (приложение к газете «Новый Петербургъ»), 1998, с.5. 7 .   Евхаристия в православной антропологии.//Философия пира: Опыт постижения. – СПб., 1999, сс.71–75. 8 .   Антропологическая проблематика в исихастских спорах XIV b.//XXI век: Будущее России в философском измерении. Материалы Второго Российского философского конгресса. Т. 4: Философия духовности, образования, религии. Ч. 2. – Екатеринбург, 1999, сс.250–251. 9 .   Науки, искусства, образование в эпоху Палеологовского расцвета.//Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы: Материалы 10-й международной конференции молодых ученых 22–28 декабря 1999г. – СПб, 1999, сс. 169–171. 10 . Психология аскетизма и целостность личности.//Психология XXI века: (Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции «Психология XXI века», 13–15 апреля 2000 года). – СПб., 2000, сс. 24–26. 11 . Религиозные традиции в жизни современной России.//Влияние традиций на развитие современного общества. Сборник научных статей. – СПб., 2000, сс. 55–57. 12 . Сердце в православной антропологии.//Православный Летописец Санкт-Петербурга, 2000, сс. 65–77. Summary This monograph is concerned with the analysis of the anthropology of hesychasm in the context of the Byzantine culture. Spiritual and mystical phenomenon of the hesychasm is presented as an integral whole has been developing in the lap of the Eastern Orthodox Church. The tradition of hesychasm (or keeping silent) has existed since the first ages of Christianity in the East but it received its theoretical comprehension only in the Fourteenth Century – in the works of St. Gregory Palamas, Thessalonica’s Archbishop.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

институт им. Т. Г. Шевченко. Ученые записки. Т. 19. Филологическая серия. Вып. 9. Сталинабад, 1957, сс. 123–198; Она же. Синтаксис Стоглава (Автореферат). М., 1958). 39 Митров П. Знаменитый древнерусский священник (Очерки жизни и деятельности московского протопопа Сильвестра )//Странник. Т. I. Ч. 2. 1903, с. 544; Черепнин Л. В. Земские Соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978, с. 81. 41 См. об этом Макарий, архиеп. Литовский и Виленский. Правило Стоглавого Собора о двуперстии с исторической точки зрения. М., 1874; Он же. История Русской Церкви… Т. 8, сс. 91–142; Сведения о Стоглавом Соборе//ХЧ. Ч. 2. 1852, сс. 271–294. 42 В середине XVI в. данные вопросы решались на внутрицерковном уровне, а век спустя на межцерковном уровне, и русская богослужебная практика была приведена в соответствие с восточной: “Понятно, затем, что причину такого «безраз­суднаго» определения нельзя видеть лишь в простоте и невежестве членов собора, как объяснял это позднее московский собор 1666/7 гг. Такого обвинения мы не имеем права повторять по отношению к Митрополиту Макарию, который не только хорошо был знаком с древнерусскою письменностию, но и имел значительное влияние на дальнейшее ея развитие”. – Серебрянский Н. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле//ЧОИДР. Кн. 3. 1908, с. 80. 43 На Соборе Русской Православной Церкви 1971 г. были отменены клятвы на старые обряды. См. Об отмене клятв на старые обряды. Доклад Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на Поместном Соборе 31 мая 1971 года//ЖМП. 1971, 7, сс. 63–73; Поместный Собор Русской Православной Церкви. 30 мая – 2 июня 1971 года. Документы, материалы, хроника. М., Изд. Московской Патриархии, 1972, сс. 129–131. 44 Буслаев Ф. Сочинения. Т. 2. Древнерусская народная литература и искусство. СПб., 1861, с. 233. 46 Там же, сс. 8–13; Наказная грамота Митрополита Макария по Стоглавому Собору//Православный собеседник. Ч. 1. 1863, сс. 87–106, 202–220. 49 Там же, с. 789. См. также Виппер Р. Ю. Иван Грозный. Изд. 2. Ташкент, 1942, с. 43. Вопреки действительности, А. Зимин считает, что впервые сопоставил Стоглав с Тридентским собором Р. Ю. Виппер (Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники, с. 102). “Хронологичское совпадение деятельности Тридентского Собора и Стоглавого Собора в Москве чрезвычайно любопытно и по известной общности их целей, исходивших, конечно, из разных оснований. И Рим, и Москва, как бы готовясь к предстоящим боям, фиксируют на этих Соборах ортодоксию своих религиозно-политических доктрин католической и православной”. – Чаев Н. С. “Москва – третий Рим” в политической практике Московского правительства XVI века//Исторические записки. Т. 17. 1945, с. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Слово императора Юстиниана, посланное к патриарху Мине против нечестивого Оригена и непотребных его мнений.//Деяния Вселенских Соборов. Т. 5. — Казань, 1889, сс. 233 и 246. 307 Блаж. Иероним Стридонский. Книга против Иоанна Иерусалимского//Творения. ч. 4. Киев, 1880, сс. 317-318 308 Например, утверждая «невидимость» Лиц Троицы друг для друга, Ориген говорил о телесном зрении, а не о духовном постижении. Очевидно, что и тонкое построение Оригена относительно воскресения преображенной плоти спустя столетие было вульгаризировано его простодушными учениками (см. главу «Оригенистические споры в конце IV и в начале V века» у Болотова (Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. — М., 1994. Т. 4)). 309 Напомню лишь, что аллегорическое прочтение книги Бытия, очень близкое к оригеновскому, есть, например, у св. Филарета Московского (митр. Филарет (Дроздов). Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. ч.1. М., 1867, сс. 30-31). 310 Еще пример иеронимова списка вин Оригена, в котором нет обвинения в реинкарнации: «Ориген — еретик… Он впал в заблуждение в учении о воскресении тел, о состоянии душ, о покаянии диавола, и что еще важнее — доказывал, что Сын Божий и Дух Св. суть серафимы» (блаж. Иероним. Письмо 57. К Вигилянцию.//Творения блаж. Иеронима. ч. 2. Киев, 1894, с. 163). 311 Дмитриева Л. Карма в свете «Тайной Доктрины»… Беседа 25. с.327. 312 Деяния Вселенских Соборов. Т. 5. — Казань, 1889, с. 190. 313 См., например, Послание папы Вигилия об утверждении V Вселенского Собора.//Деяния Вселенских Соборов. Т. 5, сс. 204-207. 314 См. Карташев А. В. Вселенские соборы. — М., 1994, сс. 353-355. 315 Слово императора Юстиниана, посланное к патриарху Мине против нечестивого Оригена и непотребных его мнений.//Деяния Вселенских Соборов. Т. 5. — Казань, 1889, сс. 232-255. 316 Грамата императора Юстиниана к святому собору об Оригене и его единомышленниках.//Деяния Вселенских Соборов. Т. 5, с. 256. 317 Поснов М. Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054). Брюссель, 1964, с. 443. 318

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

239. Очерк…, с. 239. 240. Воронов Л., прот., изд. цит., с. 14. 241. Троицкий С. В., проф. Философия христианского брака. Киев 1996, с. 26. 242. Там же. 243. Изд. цит., с. 113. 244. Жив Бог (православный катехизис), изд. цит., с 17. 245. Педагог. М., 1996, с. 35. 246. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 157. 247. Там же. 248. Макарий(Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 453-454. 249. Там же, с. 453. 250. Лосский В. Н. Очерк…, с. 88. 251. Там же, с. 91. 252. Толкование на Книгу Бытия, т. 1. М., 1867, с. 21. 253. Лосский В. Н. Очерк…, с. 91; Яннарас X., изд. цит., сс. 101-102. 254. Воронов Л., прот., изд. цит., сс. 20-24. 255. Яннарас X. изд. цит., с. 100. 256. С. 28. 257. Там же. 258. Там же. 259. Точное изложение…, кн. 2, гл. XXX, с. 71. 260. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 126 261. Там же, с. 516. 262. Послание Восточных Патриархов, гл. 3, изд. цит., с. 148. 263.Точное изложение…, кн. 2, гл. XII, с. 50. 264. Воронов Л., прот. изд. цит., с. 26. 265. Пространный Христианский Катехизис…, с. 27. 266. Там же. 267. К Автолику II, 24//Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978, с. 488. 268. Пространный Христианский Катехизис…, с 29. 269. Точное изложение…, кн. 2, гл. XXIX, с. 69 270. На Ин., IX. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит. т. I, с. 519. 271. Точное изложение…, кн. 2, гл. XXIX, с. 68. 272. «О воскресении мертвых». Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. 1, с. 526. 273. Христианство. Энциклопедический словарь. М, 1993, т. I, с. 588. 274. Пространный Христианский Катехизис…, с. 29. 275. Христианство…, т. I, с. 589. 276. С. 30. 277. Пространный Христианский Катехизис…, с. 29. 278. См.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 4, гл VIII, сс. 126-127. 279. Там же, кн. 1, гл. VIII, с. 12. 280. При. Анастасий Синаит. Путеводитель, ЖМП, 1993, изд цит., с. 82. 281. Пространный Христианский Катехизис…, с. 31. 282. Хопко Фома, прот., изд. цит., сс. 41—42. 283. Поснов М. Э. История христианской Церкви. Киев, 1991, с. 333.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Подытоживая настоящее исследование, нужно еще раз отметить, что при митрополите Киприане в русском богослужебном чине происходят существенные преобразования, обязанные своим происхождением тринитарной традиции афонского исихазма. Так, в эпиклезис вошел тропарь третьего часа, который был призван акцентировать особую роль Святого Духа, равно как и участие всей Святой Троицы в таинстве освящения Св. Даров. Главенство Святого Духа в таинстве Евхаристии подчеркивают слова священнического благословения в начале анафоры: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». В богословском сочинении свт. Филарета (Дроздова) «Рассуждение о времени преложения Св. Даров» (1847 г.) прямо указано, что «призывается Дух Святый, как совершитель пресуществления ». Эти литургические нововведения митрополита Киприана во многом предопределили все дальнейшее развитие иконографии Святой Троицы, неразрывно сопряженной с евхаристическим таинством. Хожение инока Зосимы/Под ред. Х.М. Лопарева.//ППС. Т. 8. Вып. 3. Кн. 24. СПб, 1889. Никольский Н.К. Послание архимандрита Печерского Досифея священно(иноку) Пахомию о святогорском уставе иноческого келейного правила//ИОРЯС. Т. 8. Кн. 2. СПб, 1903. Сс. 65-68. Подробнее см.: Ульянов О.Г. Была ли литургическая реформа при митрополите Алексии в Русской Православной Церкви//Восточная Европа в древности и средневековье. Проблемы источниковедения. XVII Чтения памяти В.Т. Пашуто и IV А.А. Зимина. М., 2005. Сс. 268-271. БАН. 31.7.30. Л. 587. Рис. 1175. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1993. Т. V. С. 315. Прим. 249. Хождение Игнатия Смольнянина/Под ред. С. В. Арсеньева//Православный Палестинский сборник. Спб., 1887. Вып. 3. Т. 4. С. 33. Григорович-Барский В. Первое посещение Святой Афонской Горы. СПб., 1884. Сс. 92-93. АИ. Т. 1. 253. Сс. 474-482; РИБ. Т. 6. Спб., 1880. 32. Стб. 243-270. Сырку П.А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. СПб., 1898. Сс. 266-270. Об Иоанне-Иоасафе Кантакузине см.: Максимович Л.

http://pravoslavie.ru/2577.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010