—32— славной Церкви, любовь к Вашим собратиям, также сознающим нужду и питающим желание углубить и расширить свои духовные познания, но не имеющим для того средств и пособий, – наконец, вообще любовь к чадам Церкви и желание оказать духовную помощь людям, при некоторой теплоте веры нуждающимся в чистом свете истины, или преследующим призрак истины и мечты благополучия, но лишенным, или самих себя лишающим, жизни по вере и надежды блаженства... Не сомневаюсь, что так понимаете Вы настоящий союз Ваш: и в сем значении с надеждою призываю ему благословение Отца светов“. При этом святитель, богослов и чудный церковный вития, вспоминает, – по его собственным словам, – „некоторые черты, которыми духовное просвещение, или что тоже, духовную мудрость изображает Апостольское слово“: изъясняет текст из послания Иакова: яже свыше премудрость первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива ( Иак.3:17 ). „Вот мысли – говорит он в конце своего ответа-поучения, – которые встретились мне при Вашем, братие, вступлении на новое поприще деятельности, близ которого и меня поставили Вы Вашим избранием. Что скажу в ответ на сие избрание? – Уже не время мне обещать Вам удовлетворительную, в отношении к Вашему Обществу, деятельность 85 . Однако не отказываюсь потому, что не могу по сердцу оставаться в отношении к Вам чуждым. По мере силы и возможности будем пещись об общем деле и друг о друге“. При сем подписано: Филарет, м. Московский , попечитель. Нужно ли говорить о том, каким тихим и нежным светом просвечивают в этом ответе-поучении благоволительно выраженные движения чистого сердца великого святителя-отца, сознающего откровенно свою приближающуюся старость, но еще полного сознательной любви и к своим верным собратиям, и к общему новому делу. Несомненно, для нас, что светские биографы митрополита Филарета слишком мало знакомы с внутренним миром —33— великой и сложной души святителя, слишком односторонне, с свойственным всем позитивистам упрямством, бьют в наиболее видимые и осязаемые для всех стороны личности его – аналитический ум (ratio) и непреклонную волю, характер. Между тем в том особенно и велик до неподражаемости гений Филарета, что в нем с редкою для человека гармониею сочетались все силы и способности духовной природы. В том и обаяние его личности, и образцовость его святого и мудрого служения святой Церкви и отечеству, Богу и ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По окончании литургии о. ректор, в сопровождении о. архимандрита Рафаила и всего многочисленного сонма академического духовенства, вышел на средину храма, где приготовлен был аналой с Животворящим крестом и Св. Евангелием, для совершения благодарственного Господу Богу молебствия. Пред началом молебствия, одним из священнодействующих прочитан был с церковного амвона Высочайший Манифест о вступлении на Всероссийский престол Его Императорского Величества, Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича. После двукратного пения тропаря «Спаси Господи люди твоя», совершено было торжественное молебствие с установленными на ектении прошениями, коленопреклонной молитвой и многолетием Благочестивейшему, Самодержавнейшему, Великому Государю нашему Императору Николаю Александровичу, Матери Его, Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне, Высоконаречённой Невесте Его, Наследнику Его, Благоверному Государю, Цесаревичу и Великому Князю Георгию Александровичу и всему Их Царствующему дому. Затем, по приглашению о. рек- —12— тора, все профессоры, должностные лица и студенты академии, а также и все присутствовавшие в храме, подняли свои правые руки и о. ректор, с церковного амвона, прочитал текст верноподданнической присяги Его Величеству и законному Его Наследнику. Все присутствовавшие повторяли за о. ректором слова присяги и затем, при неумолкаемом пении тропаря «спаси Господи люди твоя», целовали св. крест и евангелие на приготовленных для того трёх аналоях. Глубоко-трогательные слова Высочайшего манифеста и молитвенных прошений так сильно действовали на молящихся, что в их благоговейной тишине невольно прорывались звуки умилительных рыданий, заглушавшиеся лишь торжественными аккордами церковных песнопений. Господи, спаси царя, и услыша ны, в оньже аще день призовем тя! – ( Пс.19:10 ). По окончании присяги, вся академическая семья собралась в квартире своего предстоятеля. Здесь поданы были бокалы и о. ректор провозгласил тост за драгоценное здравие Государя Императора, встреченный пением народного гимна и восторженными кликами «ура».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2168 В двух, уцелевших до нас, маленьких фрагментах из Аполинариева сочинения о пасхе, предполагаются синоптики и евангелие Иоанна. В одном говорит он о тех, кои утверждают, что Господь с учениками Своими вкушал пасхального агнца 14-го Нисана и в первый великий день праздника опресноков пострадал, ссылаясь при сём на Матфея; почему мнение их несогласно с законом, – и евангелия, по их мнению, кажутся противоречащими: ϑεν σμφωνς τε νμ νησις ατν κα στασιζειν δοκε κατ ατος τ εαγγλια. В другом говорит: «четырнадцатый день есть истинная пасха Господня, великая жертва, вместо агнца Сын Божий, Который, быв связан, связал сильного, – Осужденный, Он есть судия живых и мёртвых, – Который предан был в руки грешников, да распнётся, – вознесён на роги единорогого, – Которого бок пронзён и Который из бока своею излил два очистительных средства – воду и кровь, – Который погребён в день пасхи, когда к гробу приложен был камень»: τν γαν πλευρν εκκεντηϑες, κχας κ τς πλευρς ατο τ δο πλιν καθρσια, δωρ κα αμα, λγον κα πνεμα, κα ταφες ν μρ τ το πσχα, πιτεϑντος τ μνματι το λϑου. См. фрагменты в Chronicon Paschale, ed. Bonnae, 1832. p. 13–14 и y Migne, Patr. Gr. t. V. col. 1297. Указание на евангелия, как на нечто целое и священное, в чём не должно быть противоречий, – а также на Мф.27:60 ; Мк.15:46 ; Лк.24:2 ; Ин.19:34;20:1 – на столько очевидно и точно, что не может подлежать никаким оспариваниям. 2169 В одном фрагменте общественное служение Господа Мелитон определяет в три года – (τριετα) и говорит о тридцатилетнем возрасте Христа при крещении Его, – что предполагает евангелия Иоанна и Луки (3:23). См. у Otto, Corp. Apologetarum IX. р. 416. В числе многих других сочинений Мелитона Евсевий называет: «о рождении Христа и о воплощённом Боге», – которые указывают на первые две главы евангелий Матфея и Луки и на пролог евангелия Иоанна. Евсевий, кроме того, упоминает его сочинение об Апокалипсисе. А в приведённой Евсевием выдержке из одного сочинения Мелитона перечислены поимённо книги Ветхого Завета – τς παλαις διαθκης βιβλα, – чем, очевидно, предполагаются и τς καινς διαθκης βιβλα. См. Евс. Η. E. IV, 26:2. 12–14 ed. Hein. p. 193. 195.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—71— предании? Ho писание говорит противное сему: стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием. Впрочем, если даже Апостолов должно было испытывать в том, истинные ли они Апостолы, как сие видно из того, что в Откровении Святого Иоанна Сам Господь одобряет дело Ангела Ефесской Церкви, искусившаго глаголющияся быти Апостолы и обретшаго их ложных: то кольми паче после Апостолов, чрез столь многие руки, чрез столь многие веки прошедшие предания, нужно испытывать, суть ли они истинные Апостольские и Святоотеческие, и не подверглись ли неправым изменениям, и чуждым применениям. Без сей осторожности наше служение Богу может подвергнуться тому же осуждению, которым Господь поразил фарисеев и книжников иудейских, державших предания старец: Мк.7:7, 8. Спросят, может быть: как же предохранить себя от сего осуждения? Как испытать предания, и отличить несомнительное? Надежнейшее для сего, и удобнейшее к употреблению правило из приведенного теперь изречения Господня. Испытывай предание посредством слова Божия и посредством заповедей Божиих. Если предание противоречит слову Божию; если оно ведет тебя к нарушению заповеди Божией: то знай, что это человеческое, не истинное предание, что такое предание соблюдал бы ты всуе, между тем как нарушение заповеди Божией осудило бы тебя. Другое правило для испытания преданий можно извлечь из следующего изречения святого Апостола Павла к Тимофею: 1Тим.3:15 . Если церковь есть столп и утверждение истины: то в ней должно искать истины и ею можно поверять требующую дознания истину, и особенно истину преданий, которых Церковь есть верное хранилище“... В Пространном Катехизисе изданий ранее 1839 года о предании нет речи, а в издании этого года и последующих 116 о предании сказано следующее. На вопрос: „должно ли соблюдать священное предание и тогда, когда мы имеем священное Писание?“ дается ответ: „Должно соблюдать —72— предание, с Божественным откровением и со священным Писанием согласное“... И за вопросом: „для чего и ныне нужно предание?“ следует ответ: „для руководства к правильному разумению священного Писания, для правильного совершения таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, господин мой, не переставай совершать добрый свой подвиг, но окажи помощь соответственно величайшему твоему достоинству, как призванный на это от Бога потребностями времени. Ибо тогда ты еще более будешь прославлен и Богом, с благоволением приемлющим это, и императором, явившим начало благочестия, и всеми, возвещающими правое слово истины. Притом и самому себе чрез это доставишь ты целительное врачевство от заразы общения с еретиками. 427.К монаху Феодору (II, 84) 1195 Я просил твое благочестие, чтобы ты, оставив похвалы мне, более молился, чтобы мне как-нибудь не уклониться от Бога, а ты, не знаю, по какому побуждению, высказал еще больше похвальных слов. Не так, отец, не так. Разве ты не знаешь, что я, несчастный, грешнее всех людей? Я даже не знаю, как я, по милости Божией, удостоился продолжать жизнь под Его покровом. Поэтому боюсь, чтобы Он, воззрев, на совершающемся исповедническом браке не увидел меня не одетым в брачную одежду, то есть одежду чистоты, и не сказал служащим Ангелам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю, как недостойно вторгшегося (598) в число исповедников Моих» ( Мф.22:13 ). Итак, зная это, лучше оплакивай меня, отец, и молись, чтобы этого со мною не случилось. Образ природный и образ художественный Впрочем, об этом довольно. Относительно [приставок] δια [через] и ανα [вверх], сказанных Василием Великим , то есть в предложенных суждениях об иконе, мне кажется, что святой не выражался так или иначе, но это ошибка переписчика; [Col. 1328] впрочем, то и другое выражает один и тот же смысл. Именно: «чествование образа восходит (ναβανει) к первообразу» 1196 ; это справедливо по отношению и к природному образу, и к художественному, ибо «восхождение» означает не что иное, как то, что одинаковая честь принадлежит [первообразу] и художественным [образам] с различием по сущности, а природным тождественная и по сущности. Так Сама Истина сказала: отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня ( Лк.10:16 ). Природный образ Бога и Отца есть Сын, а художественный образ Сына, равно как и Отца, мы, то есть творческий, ибо творцом и художником всего называется Бог. А у святого Василия разумеются художественные изображения, написанные на досках; и [в этом отношении] надобно принимать за одно и то же нас, созданных по образу Божию, и образ, искусственно сделанный нами на доске. И наш вид на этом изображении по подобию имеет гораздо более близкое сходство с нами, равно как и Христов с Ним, чем наш образ с Богом, потому что расстояние между Богом и людьми беспредельно; ибо Он не создан, непостижим, неописуем и тому подобное, а люди тварь, тело, описуемы и тому подобное. Человек и изображение человека оба суть творения, хотя есть различие у того и другого творения по сущности.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

1430 Но очень скоро κηρσσειν получило и условное значение не проповеди, а громкого произношения чего-либо для общего сведения. Так второе правило Анкирского собора диаконские возглашения за литургией называет этим же самым термином, как это же есть и в чине литургии по Апостольским Постановлениям. 1431 Вообще, в понятии κρυγμα потом выступала преимущественно та сторона, что всё, обозначаемое этим именем, тем самым носило в себе признак противоположный какой-либо сокровенности: всё, что было «проповедью» или «возглашением», назначалось быть общеизвестным и распространенным. Поэтому можно встретить упоминание о том, что «определение о святой вере провозвещено всей церкви»; следовательно, и догма становится в этом отношении κρυγμα. Но точно так же и правила (каноны), не имевшие отношения к вере, «провозглашались» (напр. VII Всел. собора: «правила, провозглашенные собором»). В смысле последнем κρυγμα делалось равнозначащим и синонимичным παργγελμα, и употребляется как самим Василием Великим , так и другими греческими богословами. В слове о посте св. Василий различает два вида поста: посты частные и посты —35— всеобщие. К числу последних, он относит пост предпасхальный, который есть κρυγμα κα παργγελμα (лат. переводчик: publicum mandatum et edictum). Из слов Епифания Кипрского прямо дается разуметь, что последнее выражение совершенно равносильно тому, что обозначается: определение, к чему следовательно близко и κρυγμα. Ибо Епифаний, говоря об установлении поста, то употребляет выражение: определения (ρζεσθαι), то: повеления (παραγγλλειν). И историк Сократ о том же предмете, т. е. о посте, выражается таким образом: «поскольку никто не мог относительно этого указать писанного повеления (παργγελμα): то ясно, что апостолы предоставили (пост) произволению каждого». Наконец, есть другие места у самого Василия Великого , из коих с несомненностью явствует, что «проповедование» употреблялось им как термин условный, именно: не как «проповедь» и тому подобное, а как правило, изданное ко всеобщему сведению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—78— ству. О исполнении, и о том, как себя окажет в монастыре, донести». 127 . Резолюция от 6 марта 1856 г. на прошении священника Смоленской, села Старого, церкви, Можайского уезда Юлия Иванова Некрасова о возвращении его в Москву на священническое место к Казанскому собору: «Во внимании к тому, что священник Некрасов по службе и поведению всегда был одобряем, что места в Москве лишился он по той необходимости, что требовалась продажа дома, его для удовлетворения кредиторов, и по состраданию к бедственному положению его с многочисленным семейством, перевести его к Казанскому собору». 128 . Резолюция от 8 марта на донесении архимандрита Московского Данилова монастыря Иакова и Вознесенского, за Серпуховскими воротами, протоиерея Сергия Терновского с представлением письменного показания московского мещанина Андрея Андреева: «Показание Андреева не совсем согласно с делом. Он говорит, что на его портрете крест не наперсный, а обыкновенный у православных, но сей обыкновенно носится сокровенно под одеждою, а на его портрете крест написан на груди открыто, а между вещами его есть наперсный крест несколько более обыкновенного наперстного, с цепочкою для ношения на шее. На одном из его портретов замечается еще странность, что черная одежда на груди открыта и тут видна красная рубаха. Есть частное сведение, что Андреев в Одессе объявлял себя монахом Иларионом. Посему нужно, чтобы взято было от него обстоятельное сведение, где и когда он родился и крещен, с которого времени странствует, где когда проживал, не был ли в монастырях, и если был, то по какому случаю оставил монастырскую жизнь. Предписать о сем. 2) От хотьковской игумении взять сведение, поручала ли она Андрееву сделать костыль и по какому случаю». 129 . Резолюция от 9 марта 1856 г. на показании дьячка церкви села Поречья, Рузского уезда Алексея Гренкова о том, что он несколько дней не производил топки церковных печей, потому что для сего навожен был хворост, от которого бывает угар и дым, портящий иконостас: «Как по донесению благочинного оба причетника вышли из повиновения: то настоит нужда хоть одного из них не-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—227— ности и настигает его удар, который должен был всё преобразовать в нём. Не будем останавливаться на истории его обращения, которое всё было делом благодати. Обратим внимание на многознаменательные слова, которые объясняют нам перемену, с ним происшедшую. Благоволи явити Сына Своего во мне. Казалось бы, правильнее было сказать: явити мне. Ибо, по повествованию самого Павла в книге Деяний, Господь действительно являлся ему вне его с обличительным голосом. Нет, Апостол не довольствуется указанием на одно это внешнее явление, говорит: благоволи явити или что тоже открыти Его во мне. Смысл такой: Господь Иисус Христос не на мгновение только, не внешним только образом явился ему, но оставил образ Свой в нём навсегда, или лучше сказать, не образ Свой оставил, но Самого Себя открыл в духе Павловом в таком виде, как Он был у Отца и каким надлежало проповедовать Его язычникам. Его земное явление, как посланника к овцам погибшим дому Израилева, кончилось. Его славное явление теперь для церкви – из иудеев и язычников. И будущий Апостол языков должен был познать Его с этой преимущественно стороны. Луч божественного света, облиставший его пред Дамаском, озарил весь хаос смятенной души его и во всём слышанном о Христе, Которого гнал он в Его последователях, указал ему свет, где видел он только мрак. Как некогда Петру не плоть и кровь открыли ту спасительную истину, что Иисус есть Христос Сын Бога живаго, но сам Отец ( Мф.16:16–17 ): так теперь будущему сотруднику Петра Он же открыл Сына Своего, открыл величие Его Божества, открыл всемирное Его назначение, открыл как Единственного Спасителя, помимо закона. Свет Духа Святого загорелся в душе новообращённого и всё быстро изменил. Факты исторические, пророчества, уроки Гамалиила, практика жизни – всё получило другое значение. И является Павел вместо Савла, исповедающий себя вместо праведника – первым из грешников. Господь Иисус Христос как прочим Апостолам Сам раскрыл Себя в течении трёхлетнего с ними пребывания, так и Павлу открыл Себя в нём самом, не через посредство другого, Анании, Петра,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мало по малу стали приходить к нему люди и изумлялись жизни пустынника. Любитель безмолвия и смирения удалился и отселе. Он пришёл на берег Кубенского озера, на устье речки Кутты. Здесь встретил он преп. Евфимия, о котором прежде слышал, и провёл с ним несколько времени в духовных беседах. Потом просил он Евфимия уступить ему свою келью, предлагая взамен оставленную им на Сянжеме. Евфимий согласился и на прощанье оставил ему на благословение свой крест. Тихая пустыня очень понравилась блаж. Александру. Подойдя ближе к озеру, погрузил он крест и перед ним пролил молитву, дабы благословил Господь собрать здесь ревнителей крестного пути. Построив себе келью, одиноко копал он лопатой землю и сеял рожь для своего пропитания. Спустя некоторое время пришёл в его уединение старец; с ним он провёл пять лет, изнуряя плоть подвигами поста и трудов и очищаясь в душе молитвой. Когда пришёл ещё третий брат: «братья, сказал преподобный, желаю, если угодно Господу, построить на этом пустынном месте храм в честь Успения Богоматери». – Воля Господня да будет, отвечали они, радуясь желанию старца. Преподобный отправился в Ростов к бывшему игумену своему, а с 1418 г. архиепископу Дионисию – и тот с любовью благословил его устроить пустынную обитель с храмом. «Епископ же Дионисий, говорит благочестивый Паисий Ярославов, духовно поучив его и душеполезная словеса беседовав с ним, благослови его и рече: – о Св. Дусе возлюбленному сыну моему и сослужебнику нашего смирения Александру мир и благословение буди, и даст ему вся потребная на устроение пустынное» 95 . Заозерский князь Дмитрий Васильевич очень рад был тому, что являются новые молитвенники в его отчине. Местом пребывания князя было местечко, ныне село, Кубенское Устье, в 3 верстах от скита преп. Александра 96 . Особенно супруга князя Димитрия, княгиня Мария, часто присылала жизненные припасы для обители. Спустя несколько времени кн. Димитрий отправился на войну, а татары напали на его отчину, опустошили сёла на устье р. Кубены и пять татар прискакали в пустынь Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Прежде, нежели скажем, что должно делать, – посмотрим, что делают. Одни обращают все внимание на то, —70— что в преданиях есть темного и недостоверного, и отсюда выводят догадку, не суть ли оные дело, если не просто человеческое, то, по крайней мере, преданное Провидением произволу людей и случайностям времен, и не позволительно ли освободить себя от дальней заботы о преданиях, тогда как имамы известнейшее Пророческое и Апостольское слово в Богодухновенном писании, могущее умудрити во спасение, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован. Другие, обращая внимание только вообще на заповедь соблюдать предания, без исследования, без рассуждения, слепо держать предания, как-нибудь упавшие на их руки, не стараясь дознать их подлинность, достоинство и чистоту. Что же должно делать? Должно остерегаться обеих крайностей, теперь указанных. Священное Писание начато чрез Моисея. Как же до того, в продолжение столь многих веков от начала мира, сохранялась и распространялась истинная вера, и учреждалось сообразное с нею Богослужение? По преданию. Следственно предание было точно такое же орудие Божие ко спасению человеков, как и Священное Писание. Священное Писание Нового Завета начато чрез Евангелиста Матфея, спустя восемь лет по вознесении Господнем на небо. Где же до того было Евангелие, основание догматов, учение жизни, устав Богослужения, законы управления церковного? В предании. Богодухновенное Писание, по свидетельству одного из священных писателей, именно, святого Евангелиста Луки, есть только продолжение и неизменнее особенным устроением Духа Божия упроченный вид предания. Лук.1:2,3 . Вы хотите все утверждать на незыблемом основании Священного Писания. Очень хорошо. Так и должно. Между тем, откуда известно вам, какие книги суть священные, и почему та или другая из них точно принадлежит к числу священных? Сие известно большею частью из предания. Итак, само Священное Писание пользуется пособием предания. Если так важно истинное предание, прежде писания, и вместе с писанием: то когда же могла бы уменьшиться его важность? Разве тогда, когда писание, став на место предания, сказало бы нам, что уже не нужно заботиться о

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010