Честно говоря, никогда не думал, что выберу путь священства. Вообще мне хотелось стать военным. Но по Промыслу Божию я получил травму позвоночника, после которой, как выяснилось, думать о военной профессии смысла не было. Находясь на лечении в областной больнице, в один из воскресных дней я поехал в храм . После исповеди батюшка меня спросил, не хочу ли я стать священником. Я даже смутился и ответил: «Нет». Чуть позже мне в руки попала книга об афонском старце Иосифе Исихасте , изменившая впоследствии мое понимание Бога. Все знания о Нем, которые были у меня прежде, оказались ничтожно малы, несмотря на то что до этого уже были прочитаны Библия и разная духовная литература . Книгу о старце Иосифе за год я тогда прочитал четыре раза. Запомнилась сама жизнь этого человека, его духовный путь. Он был не просто монах, а боец, который находится в постоянном духовном сражении. То время оказалось для меня очень непростым. И уже в 11 классе я точно для себя решил, что буду поступать в семинарию … Когда Нижегородским епископом стал владыка Георгий, в Дивеевском монастыре стали часто совершаться торжественные архиерейские службы. На тот момент я учился в выпускном классе в дивеевской средней школе. Перед уроками каждый раз приходил помолиться на акафист у мощей батюшки Серафима, а когда случалось, что служил архиерей, оставался и на литургию, после прочтения Евангелия шел в школу. Уроки начинались в восемь часов утра, и в школе спрашивали, почему я прихожу не вовремя. Делали замечания… Но я был счастлив, когда бывал на этих службах! Вспоминаю сейчас, как поступал в семинарию. Не скажу, что было легко. Конкурс на место тогда был 3–4 человека. После всех заявленных вступительных экзаменов, буквально перед самим собеседованием, нас ждал еще один негласный экзамен. Это мы поняли уже позже. Нам дали послушание носить кирпичи для ремонтных работ в Благовещенском монастыре. Монах стоял рядом с нами и смотрел, не гнушаемся ли мы физическим трудом… Уже после собеседования, по милости Божией, в списках зачисленных на первый курс я нашел свою фамилию.

http://azbyka.ru/way/ierej-andrej-manosh...

Из приведенных данных следует, что Федор родился в 1786 или 1787 году. А вот дальше начинаются непонятные метаморфозы. Документы за 1801 и 1802 годы в архиве отсутствуют, в относящихся же к 1803 и 1804 годам есть приписка, что в сентябре 1803 года Федор переведен сюда из Перервинской семинарии 4 ; ему уже 19 или 20 лет (то есть он – 1784 года рождения); фамилия его теперь – Александров, а не Некрасов (последняя в документе 1803 года перечеркнута и заменена новой); к тому же он уже студент философии 5 . Возникает только одно предположение: Федор решил побыстрее закончить обучение и завысил свой возраст на три года. В упоминавшихся выше статьях между прочим говорится, что Феофан, как и Василий Дроздов, будущий митрополит Московский Филарет, якобы перешел в 1800 году в открытую тогда Вифанскую семинарию. Подтверждения тому мы не нашли ни в архиве Троицкой семинарии 6 , ни в послужных списках архимандрита Феофана, ни в биографии Филарета. В книге С.К.Смирнова указывается лишь, что Федор Александров окончил Троицкую семинарию в 1808 году, то есть за 10 лет (обычный срок обучения – 11–12 лет). Последующие вехи жизни Феофана до 1850 года довольно четко зафиксированы как в указанных статьях, так и в послужных списках московского Донского монастыря (ЦИАМ. Ф. 421), настоятелем которого архимандрит Феофан был с 1832 по 1850 год. Еще до окончания семинарии Федор Александров назначается преподавателем латинского языка в младшем (низшем) грамматическом классе и тогда же – еще и регентом лаврского митрополичьего хора; в 1809 году вместе с уже иеродиаконом Филаретом (Дроздовым) переводится в Петербург, где преподает латинский и греческий языки, священную историю, партесное пение в высшем классе уездного Александро-Невского духовного училища и одновременно риторику, греческий язык и гомилетику в Армейской духовной семинарии; с 16 марта 1812-го до 16 марта 1814 года он – инспектор и наставник философии в Петербургской духовной семинарии 7 и ректор Александро-Невского духовного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

– А крещение в детстве было, или Вы сами в сознательном возрасте пошли и крестились? – Я родился в 1986 году, моя сестра два года спустя. Родители нас всех крестили, когда все начали креститься – в 90е годы. То время называют «Второе крещение Руси», люди пошли в Церковь, сотнями стояли, как мне рассказывали, во дворах храмов, около храмов. Наблюдали огромные вереницы по 200–400 человек, тогда батюшки валились с ног, крестя такие толпы народа. В этих очередях и мы тоже были, крестились. К сожалению, конкретную дату никто не помнит. Зато есть воспоминание из детства: у нас всегда в ванной комнате висели крестики. Видимо, с нас снимали, когда мы с сестрой купались. Меня крестили, когда мне было года 4. Но это такое было крещение «все крестились, и мы тоже». А всё-таки когда пришло осознание, что Бог есть, первая исповедь , первое причастие , мне уже было 16 лет. – В прошлом интервью Вы сказали, что начали ходить в храм в 16 лет, как это произошло? Помните ли своё первое причастие? – Примерно в 14 лет я думал: «Каков смысл жизни?». Рассуждал: не получается учиться, не такой как все, например, я не очень любил гулять, бегать с ребятами, не нравились шумные игры с палками, мне было радостнее посидеть дома, стихи писать, оригами заниматься, книжки не особо любил читать в то время, хотя фантастикой интересовался. Был кризис, искал смысл жизни, нашёл книги – эзотерика, гипноз, разные практики – в то время я такую литературу понимал как духовную. В 7 классе к нам в Российско-турецкий лицей стал приходить сотрудник миссионерского отдела Челябинской епархии Константин Владимирович Путник. Известный российский сектовед, высокий специалист в своей области. Он выигрывал суды и у А. Кашпировского, А. Чумака, у представителей «Свидетели Иеговы» (она признана экстремистской организацией), у Путника большой послужной список. К тому же это образованный, начитанный человек. В то время кто-то озадачился, а не насаждает ли Российско-турецкий лицей Ислам среди учащихся? Константин Владимирович здесь выступил гарантом, что ребят не просто не призывают «сменить веру», но и более того – им рассказывают о Православии. Конечно же, это были факультативные занятия, по желанию. Тогда рассказы об Иисусе Христе, святителе Игнатии Брянчанинове , о русских царях для нас, ребят, были открытием. Слушателей было всего несколько человек, и двое из нас стали священниками . Это был такой интересный и важный этап для меня. Я читал разную литературу и одновременно интересовался тем, что рассказывал Константин Владимирович. Была каша в голове. Помню чёткий момент: читая истории о встречах с духовными сущностями, об энергетических полях, вдруг для себя осознал, что человек состоит не только из клеток, у него есть душа и есть Бог, который всё устроил. Для меня все эти истории о духовных практиках стали доказательством того, что Бог есть. Но я не знал, какой Он, как правильно в Него верить.

http://azbyka.ru/way/pravoslavnyj-svjash...

На период обучения сына переехала в Шую и Матрона Андреевна. Поначалу учение давалось отроку не совсем легко – была переэкзаменовка во втором классе, да и в третьем он просидел два года. С августа 1899 года, когда мальчику исполнилось двенадцать лет, он начал прислуживать в алтаре. В 1902 году он окончил училище по второму разряду и поступил во Владимирскую духовную семинарию. Через пять лет Сергий был возведен на первую степень клира – в чтецы 2 , при этом прислуживал на архиерейских богослужениях: сначала митродержцем ректора семинарии, потом рипидоносцем, а затем – иподиаконом 3 до самого окончания семинарии первым студентом в 1908 году. Любимыми предметами будущего святителя были история Руси, древнерусское церковное искусство, литургика и гомилетика. Сергий решил для себя, что кроме Московской Духовной Академии ни в какую другую поступать не станет, но летом неожиданно заболел тифом. Тогда ректор Владимирской семинарии обратился к ректору Московской Духовной Академии с прошением оставить для его выпускника вакантное место, при этом в самых высоких степенях охарактеризовал его способности, усердие и поведение 4 . Ходатайство было принято во внимание, и Сергия допустили к приемным испытаниям в октябре 1908 года, но без права на казенную стипендию, так как средства были уже распределены. Любимыми предметами будущего святителя были история Руси, древнерусское церковное искусство, литургика и гомилетика (двум последним уделялось наибольшее внимание). Кандидатское сочинение на тему «Настроение верующей души по Триоди Постной» он писал под руководством ректора академии епископа Феодора, и 7 июня 1912 года выпускник был утвержден в степени кандидата богословия 5 . 12 октября Сергий принял монашеский постриг с именем Афанасий, и уже через несколько дней был посвящен сначала в иеродиакона, а затем в иеромонаха. Еще до пострига он получил назначение преподавателем литургики и гомилетики – своих любимых предметов – в Полтавскую семинарию 6 . Там иеромонах Афанасий преподавал всего один учебный год, но и за это короткое время приобрел всеобщую любовь и уважение. На прощание семинаристы преподнесли отцу Афанасию святое Евангелие 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В 1782 году на месте жалких развалин деревянных келий вырос прочно отделанный двухэтажный каменный братский корпус. В 1792 году была сооружена на старинном кладбище деревянная однокупольная церковь во имя иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " , позже переименованная в честь св. Жён-Мироносиц. Несколько позже, на горе, противоположной монастырским зданиям, была построена другая кладбищенская церковь во имя влмч. Варвары. В 1793 году, после второго раздела Речи Посполитой, к Российской империи отошла вся восточная Волынь. После уничтожения особого базилианского орденского начальства Тригорский монастырь в 1795 году был отдан в ведение белорусскому униатскому архиепископу Ираклию (Лисовскому). Тригорский монастырь с того времени постепенно принимает вид православной обители. Сокращение униатских епархий активно шло при императоре Николае I. Четыре прежние епархии соединялись в две - Белорусскую и Литовскую. Весной 1839 года униаты Житомирского и Овручского уездов были причислены к Литовской епархии. Её возглавлял в то время митрополит Иосиф (Семашко). В том же году Тригорский монастырь возвращается в лоно Православной Церкви. Настоятелем тогда был Леонтий (Скибовский). В 1848-1852 гг. построена новая каменная тёплая Богоявленская церковь, которая была освящена архиепископом Варшавским Арсением 27 июля 1852 года. В 1854 году на месте ветхой Преображенской церкви архимандрит Леонтий начал строительство новой, просторной каменной церкви (освящена в 1873 году). Этот главный соборный храм дошёл до нашего времени в первостепенном виде. По высочайше утверждённым 1 января 1842 года штатам Тригорский монастырь состоял во 2-м классе. В нём было положено 16 человек братии: настоятель (архимандрит) - 1, иеромонахов - 6, иеродиаконов - 3, монахов - 2, послушников - 4. В 1862 году монастырь получил от казны разного рода земли 242 десятины. Пахотная земля находилась возле самого монастыря, а сенокосная - на расстоянии от 3 до 12 вёрст. Однако, материальные средства монастыря в то время были очень скудные.

http://sobory.ru/article/?object=14502

Служение о. Вениамина в Рижской епархии совпало с установлением в ней празднования памяти священномученика Исидора, пресвитера Юрьевского († 8 января 1472), и 72-х его прихожан, пострадавших за православную веру в г. Юрьеве Ливонском (ныне Тарту). Впервые этот праздник совершался во всех храмах епархии 8 января 1898 года. В С.-Петербурге в честь св. Исидора Юрьевского вскоре было основано православное эстонское братство, председателем которого в 1910–1917 годах станет епископ Вениамин. В образцовой школе при Рижской семинарии велись собеседования со старообрядцами и сектантами, в них иногда участвовали и воспитанники шестого класса. Интересуясь постановкой миссионерской деятельности, о. Вениамин присутствовал почти на всех этих беседах 132 . В Риге о. Вениамину пришлось преподавать меньше года. При нем семинарию закончил будущий епископ Мадонский Александр (Витоль Адам Александрович; 5 июня 1876 – 30 июля 1942). В условиях гитлеровской оккупации Латвии епископ Александр сохранил верность Московской Патриархии. 12–13 августа 1898 года иеромонах Вениамин получил повышение: он был определен инспектором Холмской духовной семинарии, в которой стал также преподавать Священное Писание в V классе. Город Холм (ныне Хелм, Польша) издревле представлял собой оплот православия на польской земле, но в XVII-XVIII веках здесь насильственно насаждалась уния. Холмские униаты воссоединились с Православной церковью только в 1875 году. 9 сентября, вскоре после приезда о. Вениамина в Холм, духовная семинария праздновала начало учебного года. Божественную литургию в семинарском Свято-Леонтиевском храме совершал в тот день епископ Люблинский Тихон (Беллавин; 19 января 1865 – 7 апреля 1925 – святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России), а проповедовал за службой новый о. инспектор. Владыка Тихон, бывший в 1892–1897 годах ректором Холмской духовной семинарии, продолжал уделять ей много внимания и в епископском сане как викарий Холмско-Варшавской епархии. Но он недолго оставался епископом Люблинским: 14 сентября 1898 года его назначили на кафедру Алеутскую и Аляскинскую. Православный Холм устроил владыке торжественные проводы. 4 октября епископ Тихон служил прощальную литургию в семинарской церкви. Ему был поднесен адрес, покрытый подписями всех служащих в семинарии 133 . Так в далеком Холме впервые скрестились пути двух тогда еще молодых священнослужителей Русской Православной Церкви, ныне прославленных в лике святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н. Карташева: - А детям трудно объяснить, почему родители  не могут купить им вещь, как у одноклассника, потому что они небогаты. архим. Феофилакт: - Они не обязательно бедные. Господь через других людей помогает, подает. Те детки, о которых я рассказывал, нисколько не чувствует себя ущемленными в классе. Это ложь. А потом самое большое богатство – много братьев и сестер. Я тоже из большой семьи. Нас было 12. Я 5й. Это была семья священника. Бог нас не оставлял. И других не оставит. То, что мы получали в многодетной семье, несравнимо больше чем то, что получает один ребенок в семье. Проблемы в школе нами переваривались проще, быстрее. Мы воспринимали спокойно. У нас был огромный жизненный опыт, который позволил потом спокойно встречаться с трудностями. Н. Карташева: - И родителям было не  так страшно благословить Вас в монашество. архим. Феофилакт: - Наш духовник, блаженнейший митрополит Онуфрий, говорил нашим родителям – давайте половину в монастырь, а половина пусть женится. Так и получилось почти. Вопрос: - Почему взрослые дети не должны жить с родителями? архим. Феофилакт: - Раньше в семьях жили 4 поколения под одной крышей. Н. Карташева: - А дома-то какие были?! архим. Феофилакт: - Да обычный пятистенок в две комнаты. Дети спали на печи, на полатях, на лавках. Сегодня так жить семьи тоже могут, если умеют уживаться. Тогда, когда возникают конфликты, взрослые дети могут спокойно жить отдельно, привыкать к самостоятельности, ответственности.  А если нет возможности, то надо учиться уживаться. Кого как Господь ведет. Сколько людей, столько и путей в Царство Небесное. Здесь нет шаблона. Тут в советах нужно быть деликатными. Я встречал семьи, где дети и родители с такой любовью друг о друге говорят. Живут в любви и согласии. Я сам удивлялся. Не будем скатываться в стереотипы. Вопрос: - Какова роль женщин в Евангелии? Какие были они – женщины рядом с Христом? архим. Феофилакт: - Церковь не уточняет, сколько было их. Они шли за Христом и старались Ему послужить, или Его святым апостолам, которые однажды разбежались, а женщины – нет, проявив преданность, верность. Помогали Иосифу с Никодимом снять Господа с креста, положить Его на камень помазывания, понести Его во гроб, привалить камень. А дальше проявляется такое свойство женщин, как болтливость. Почему же Господь первыми допустил до гроба их, женщин? Они первые узнали о воскресении Христа? Они не могут удержать в себе ничего, моментально они взорвали всю окрестность новостями. Загудел весь Иерусалим, вся Иудея. Спасибо женщинам за их болтливость. А после того, как явился Христос, у них появилась другая задача – идти с проповедью о Евангелии. Жены-мироносицы дошли до римского императора, туда пробились. Разве женщину остановишь? Никакие преграды, охрана не может устоять. Христос использовал это женское качество. И сегодня женщины, старайтесь быть распространителями веры Христовой, благой вести о Христе, о всем, что знаете хорошего. Всем рассказывайте, продолжайте прекрасную миссию жен-мироносиц.

http://radonezh.ru/2023/04/03/velikiy-po...

Священник носит фелонь наподобие крыльев, изображая ангельское свое служение и горнее свое стремление и отложение всякого житейского попечения. Для возведения меня на небо – сошествие с небес Сына Божия, воплощение, крещение, учение, чудеса, пророчества, страдание, смерть, воскресение, вознесение на небо, сошествие Святого Духа на апостолов, а я – всё земной, всё увлекаюсь земными привязанностями, страстями и нерадею о горнем. 4-го сентября, в четверг, рассердился на ученика в классе за смех в классе и делал ему сердито выговор, лишил его благословения Божия до времени раскаяния. Я должен был в кротости перенести это и презревшего оставить в презрении. Надо сидеть в классе с учениками с глазу на глаз и не прятать лица своего. Конспект писать заставлять их. Вопросы приготовлять и задавать их и тем развивать учеников и расширять их познания. Того ли ты хочешь, чтобы всё шло как по течению реки? Но так бывает с людьми, работающими миру. Рабы Божии непрестанно идут против течения, против напора страстей. 5-го сентября. 5-го сентября. Благодарю Господа моего Иисуса Христа, скоропослушного Спасителя моего, спасшего меня сегодня несколько раз в гимназии от мерзостей, всеянных в сердце мое нечистыми и мерзкими, сластотворными и ядовитыми духами злобы! Воззрел ко Господу верою – и спасся, и умиротворился. Слава Тебе, непостыдное упование надеющихся на Тебя! Господи человеколюбие! Останови бич Твой, пилу Твою, меч Твой, престани, Многомилостиве, поражать словесные создания Твои – раба Твоего иерея Лаврентия и рабу Твою Александру; ослаби им, да почиют 141 [ Пс. 38, 14 ]; рцы мучителям их: довлеет. Сентября 5-го дня, 1869. Человек создан был некогда светлым и жил во свете лица Божия. Потеряв этот свет чрез грех и ниспадши в тьму страстей, человек, однако же, стремится к свету, только, к несчастию, не всегда к истинному, а больше к призрачному, временному, например хочет светло пожить или любит блеск злата, сребра, камней драгоценных; он ловит, так сказать, всякую блестку на земле и восхищается ею, только – увы! – это не тот свет, который он имел вначале. Враг извратил стремление души к свету и вместо истинного, вечного света, каков есть Иисус Христос, обращает наши очи и сердце к свету временному, к блеску исчезающему, ослепляет блеском злата и сребра, блестящими знаками отличия; равно как вместо того, чтобы возводить взоры свои от красоты творений к Творцу, человек останавливает оные на тварях и прилепляется к ним блудным своим сердцем и плотию своею, сливается с творением, тогда как следовало бы соединяться с единым Творцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Темные стороны нашей бурсы всем известны. Но ей нельзя было отказать в одном важном преимуществе: в единстве и цельности направления, в серьезном закале мысли и характера, которые давались лучшим ее питомцам. Учебное дело в духовных училищах того времени было поставлено на твердых началах классического образования и значительного развития дела письменных упражнений. Так называемым сочинениям придавалось важное, развивающее значение; успехи в них особенно поощрялись и считались мерилом умственной зрелости. В воспитательном отношении школа носила строго церковный характер. В частности, одним из самых дорогих педагогических качеств являлось отсутствие в ее программе многопредметности, столь вредной в современной школьной жизни. В каждом классе внимание учащихся было сосредоточено на одном главном предмете, а другие считались второстепенными, причем главными признавались науки, важнейшие для умственного развития юноши – в низшем классе – словесность (риторика), в среднем – философия и в высшем богословие. Не обширен был круг знаний старого семинариста, но, как добытый самостоятельным усидчивым трудом, – он носил характер серьезности и прочности. Non multo, sed multum 4 – вот основное начало и вместе плод учебного строя старой школы. Сосредотачиваясь на изучении немногих предметов, лучшие воспитанники достигали замечательных успехов, особенно в отношении письменных работ. Недаром прежние семинаристы мастерством писать столь выгодно отличались от питомцев других типов тогдашней русской школы и значительно опередили позднейших и современных учеников духовно-учебных заведений. И на юношу Говорова школа оказала самое доброе влияние, как по своему направлению, так и со стороны деятелей ее. Во главе Орловской семинарии стоял тогда архимандрит Исидор, впоследствии известный, замечательный иерарх – митрополит Петроградский; словесность преподавал иеромонах Платон, будущий Киевский митрополит. Но красу заведения составлял учитель философии Остромысленский, увлекавший юных семинаристов своими замечательными лекциями и имевший большое развивающее влияние на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

ДО этого как минимум в 15 регионах страны с согласия губернаторов и законодательных собраний во всех школах этих регионов с 1 по 11 класс успешно шло преподавание ОПК. Были наработки, методики, прекрасные учебники А.В.Бородиной. И вдруг так называемый «региональный компонент» тихо и хитро запретили. Ибо сие жутко не понравилось либеральному лобби, познерам и невзоровым, а особенно полу-главному раввину России (главным все-таки был «советский» раввин Шаевич) хасиду Берлу Лазару, тому самому, кто публично в русскоязычной еврейской газете, издающейся в РФ, хулил христианство. (Ему тогда «экстремизм» не приписали, не хватило духа прокуратуре). И вот фактически по указанию Берла Лазара преподавание ОПК запретили. Т.е. запретили «региональный компонент», в рамках которого и шло преподавание ОПК. Дескать, это чисто техническая тонкость. Владыка Иларион тоже говорит, что у нас с Ватиканом пустяковые разногласия - только «богословские тонкости». Однако запротестовала православная общественность и выразили скромное пожелание архиереи. И тогда президент Медведев встретился с главами «традиционных конфессий» и в итоге было позволено преподавать основы религий, включая ОПК, в одной четверти 4 класса и в одной четверти 5-го. Правда, позже разрешили преподавать православную культуру 1 раз в неделю в одном 4 классе. Это почти ничего. А ведь предмет очень важный и нужный. Где еще, на каком уроке школьникам напомнят о нравственности и патриотизме, о нестяжании и сострадательности, о милосердии, жертвенности и любви к ближнему? Обо всем этом я напомнил Президенту Путину. 27 апреля 2017 г. я получил ответ А26-18-36782691 от 13.04.17). Нет, не от Президента. Я получил ответ из Администрации Президента РФ, конкретно из Управления по работе с обращениями граждан и организаций. Консультант департамента аналитического и правового обеспечения Е.Левина отвечает: «Как следует из текста данного обращения, изложенные Вами вопросы являлись предметом судебного рассмотрения». Действительно, помимо антигосударственных фильмов, подписанной Медведевым стратегии для женщин (фактически - для гендерных полов) и продолжающегося запрета на преподавание «Основ православной культуры», я написал о совершено диком приговоре Тульского областного суда от 25 июля 2016 г.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010