От ярославских образцов отличается фреска «Страшный суд» на западной стене. Кроме таких самобытных деталей как змей, выползающий изо рта апокалиптического зверя, дьявол с зажатым в руках Иудой со вздыбленными волосами, муки блудниц и прочих, роспись церкви имеет колористические отличия от ярославской живописи (ярко-красный клубок огня в аду). Сюжеты росписи на куполах и сводах преимущественно повторяют роспись церкви Иоанна Предтечи в Рощенье. Исключение составляют композиции «Сусанна со старцами», «Суд над Христом» и «Богоматерь — живоносный источник», которые появляются здесь впервые по отношению к Предтеченской церкви. Стиль росписи характеризуется экспрессией, проявляющейся в изломанности фигур и принадлежностью к стилю барокко, проявляющимся в пренебрежении законами тектоники и связью с архитектурой, а также появлением реалистичности в изображении пейзажа и зданий. Иконостас и иконы [ править править код ] В церкви Димитрия Прилуцкого сохранился барочный иконостас с сенью (без икон). Его богатую, затейливую резьбу и «чистые формы» отметил искусствовед начала XX века Г. К. Лукомский. Из церкви Димитрия Прилуцкого происходят одиннадцать минейных икон конца XVI века, не имеющие аналогов по полноте, количеству представленных северных святых и мастерству исполнения. Иконостас придела Максима Исповедника написан одним из выдающихся устюжских живописцев XVIII века Алексеем Васильевым Колмогоровым (ок. 1743—1780). В написанных для храма иконах наиболее полно выразилось мастерство этого живописца. Вологодские солепромышленники и купцы Рыбниковы, вкладчики храма Димитрия Прилуцкого, находились в родстве с одной из ветвей Колмогоровых, которые проживали в XVIII веке в приходе церкви. Также из церкви происходит икона последней трети XVIII века «Ярославские чудотворцы князья Феодор, Давид и Константин и преподобный Максим Исповедник ». Иконы находятся в Вологодском музее-заповеднике (ВГИАХМЗ). Престольные праздники [ править править код ] Димитрий Прилуцкий, преподобный - 24 февраля Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Димитрия_...

Предназначенные к спасению, но временно пребывающие в аду, наравне с жителями рая при имени Иисусовом преклоняют свои колена. Это третье, нерешенное, состояние душ в загробной жизни первого периода, то есть состояние, которое должно стать позже состоянием блаженства, следовательно, и не совсем чуждое ангельской жизни. О чем поется, например, в одной из пасхальных молитв: «Ныне все исполнилось света: небо, и земля, и преисподняя...», а также подтверждается словами апостола Павла: дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних ( Флп.2:10 ). Здесь под словом «преисподняя» и нужно понимать переходное (или нерешенное, но предназначенное к спасению) состояние душ, которые наравне с обитателями Неба и земли преклоняют колена перед именем Иисуса Христа. Преклоняют, потому что не лишены благодатного света Христова, просвещающего и освящающего души. Конечно, не преклоняют колен перед Христом обитатели геенны, совершенно чуждой света благодати. Не преклоняют своих колен демоны и их сообщники, не верующие в Сына Божия Иисуса Христа, поскольку совершенно лишены благодати и потому погибли для жизни вечной. Итак, в аду есть преклоняющие колена перед именем Иисуса, а есть и не преклоняющие, предназначенные к осуждению еще на земле, умершие для жизни вечной. Иисус Христос показал в Своей притче о богаче и Лазаре союз и общение трех состояний: живущих на земле с угодившими Богу и пребывающими в раю, а также с находящимися в аду в первый период загробной жизни. Представителями трех состояний являются: Авраам и Лазарь в раю, богатый в аду и пять братьев на земле. Если между преклоняющими колени перед именем Иисуса (жителями рая), и погибшими, не преклоняющими своих колен (в аду) есть союз и общение в первый период, по свидетельству Господа, то более тесный и неразрывный союз и вечное общение существуют между поклоняющимися Господу Иисусу Христу в раю и временно пребывающими в аду. Окончательных состояний Царства Небесного и гееннского в этот период еще нет, они откроются после Страшного Суда, но места для них приготовлены от сотворения мира. Подобную картину общения загробного мира рисует и святитель Димитрий Ростовский : праведники укоряют своих обидчиков-грешников, находящихся в аду («Жизнь в аду»).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Однако в некоторых случаях вполне традиционные наименования приобретают под влиянием современного русского языка новые коннотации. В качестве примера рассмотрим на первый взгляд вполне традиционное наименование красное прозябение: восхвалим … православия поборника и благочестия ревнителя, Земли Русския красное прозябение   [МО 2011: 35]. Этот образ вполне традиционен и встречается во многих переводных минейных текстах, например, в службе мученику Елевферию, еп. Иллирийскому (II век): процвет, прозябл еси сад красен мучений светлостьми, мучеников доброто, и ныне рая цвети явистеся, божественно благовоние испущающе божественне [М_каб_декабрь: 272]. Однако в текстах, написанных в конце XX — начале XXI века, в подобных случаях для слова красный актуализуется не общее значение ‘красивый, прекрасный’ (καλς, ραος), а русское значение ‘красный, красный цвет’. В контексте мученичества, свиде­тельства веры пролитием собственной крови, слово красный воспри­ни­мается именно в этом значении. Эпитет красный мы встречаем уже в самом первом тексте, посвященном новомученикам. Речь идет о тропарях, вошедших в редакцию «Службы всем святым в земле Рос­сийской просиявшим» 1918 года: якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, Земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшыя, тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, многомилостиве [Служба 1930: 7]. Очевидно, тут наблюдается игра слов, ощущаемая на стыке славян­ского и русского значения слова красный . Красное прозябение—с од­ной стороны,  ‘красивое, прекрасное произрастание’, с другой – нельзя избавиться от ассоциации с русским: красный— цвет крови, следовательно, красное прозябение — это и ‘произрастание на проли­той крови’. То есть в службах святым нового времени присутствуют оба этих смысла. Один — диктуемый традиционными контекстами, другой — русским языком. Это факт современного языкового сознания и говорить здесь об ошибке понимания не совсем корректно. В текстах, написанных на русском литературном языке, при цитировании церковнославянских формул со словом красный значение ‘цвет крови’ также актуализуется.

http://bogoslov.ru/article/4562110

Одним из наиболее распространенных элементов символики являлся круг, означавший высшее совершенство, единство, законченность. В христианстве сияние вокруг головы в виде диска (нимба) – знак Божьей благодати, святости, духовной славы; восьмиконечный нимб, вписанный вокруг, окружал голову Бога Отца, в правой руке которого шар вселенной, завершенный крестом; полукруг (купол) символизировал небо как обитель Бога; в Круге Славы (мандорла – круги одного цвета от темного в середине до светлого) изображают Христа в сюжетах «Преображение», «Вознесение», «Сошествие во ад», Богоматерь в «Успении» и святых; два огненных круга (колеса) с крыльями, на которых изображены глаза, – символическое обозначение престолов. В период иконоборчества завершилась разработка категории света, символизирующего божественный разум, движение истории и цикличность времени, организующего пространство в храме и преломляющегося в цветовой символике. Золото, желтый цвет являлись символом святости, небесной Славы, божественного присутствия Солнца Правды; желто-золотой нимб над головами святых символ служения Христу; желто-золотые одеяния – знак причастности к Спасителю; золотые нити лучи Бога, Солнца Правды, фаворский свет; желтый цвет фона и рясы подвижника, подвергавшего себя лишениям – символ жизни в пустыне; грязно-желтый цвет символизировал зависть, жадность (цвет одежды Иуды Искариота). Белый цвет являлся символом нетварного (несотворенного) божественного света, чистоты, святости, отрешенности от мирского, непорочности; то же значение имел белый с переливами золотистого и нежно-розового; белый омофор на плечах архиерея постижение учения Спасителя чистым сердцем; бело-желтый омофор символизировал духовную чистоту святителя и отблеск Христа; белый цвет диаконского облачения (длинный стихарь с широкими рукавами), саккоса мучеников – символ их душевной доброты, чистоты и служения Богу; белые льняные ткани овивали тело Христа в композиции «Положение во гроб». Пурпур (ярко-красный или темно-красный цвет) символизировал божественность, божественную мудрость (София), царское достоинство, патрицианство (Евангелие на алтаре пурпурного цвета; василевс восседал на пурпурном троне, носил пурпурные сапожки, подписывался пурпурными чернилами); красный цвет пламени, огня символ мученичества и победы, крестных страданий и Воскресения Спасителя, знак истинности воплощения Иисуса Христа и грядущего спасения рода человеческого; красный цвет в пасхальных облачениях священников – символ радости, купленной кровью; красный цвет хитона Христа символ всеспасающей Пасхи (Воскресения) и обновления мира; красный цвет одежды Богоматери – символ мученичества, веры в Воскресение Христово; орарь алого цвета знак кровавого мученичества за Христа; темно-красный, затемненный символизировал воскрешение, пробивающееся сквозь людские грехи; темно-вишневый мафорий – символ царственности (цвет одежды Богоматери и византийских цариц); малиновый олицетворял духовную зарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предназначенные к спасению, но временно пребывающие в аду, наравне с жителями рая об имени Иисусовом преклоняют свои колена. Это третье, нерешенное, состояние душ в загробной жизни первого периода, т.е. состояние, которое должно стать позже состоянием блаженства, следовательно, и не совершенно чуждое ангельской жизни. О чем поется, напр., в одной из пасхальных песен: «Ныне все исполнилось света: небо, и земля и преисподняя...», а также подтверждается словами ап. Павла: «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних...» ( Флп.2:10 ). Здесь под словом «преисподняя» именно и нужно понимать переходное (или нерешенное, но предназначенное ко спасению) состояние душ, которые наравне с обитателями неба и земли преклоняют колена перед именем Иисуса Христа; преклоняют, потому что не лишены благодатного света Христова, просвещающего и освящающего души. Конечно, не преклоняют колен перед Христом обитатели геенны, чуждой совершенно света благодати. Не преклоняют своих колен демоны и их сообщники, не верующие в Сына Божия Иисуса Христа; поскольку совершенно лишены благодати и потому погибли для жизни вечной. Итак, в аду есть преклоняющие колена перед именем Иисуса, а есть и не преклоняющие, предназначенные к осуждению еще на земле, умершие для жизни вечной. Иисус Христос представил картинно в Своей притче о богаче и Лазаре союз и общение трех состояний: живущих на земле с угодившими Богу и пребывающими в раю, а также с находящимися в аду в первый период загробной жизни. Представителями трех состояний являются: Авраам и Лазарь из рая, богатый из ада и пять братьев с земли. Если между преклоняющими колени перед именем Иисуса – жителями рая, и погибшими, не преклоняющими своих колен (в аду), есть союз и общение в первый период, по свидетельству Самого Иисуса Христа, то более теснейший и неразрывный союз и вечное общение существуют между поклоняющимися Господу Иисусу Христу в раю и временно пребывающими в аду. Окончательных состояний царства небесного и геенского в этот период еще нет, они откроются после суда, но места для них приготовлены от сотворения мира. Подобную картину общения загробного мира рисует и святитель Димитрий Ростовский : праведники укоряют своих обидчиков-грешников, в аду находящихся (читай далее «Жизнь в аду»).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Михаил, Пятигорск 18 мая 2016г. 17:55 Нет. Это будет их свободный и ответственный выбор. Грешники будут мучимы в аду бичом Божественной любви по прп. Исааку Сирину. Потому что в раю им будет еще хуже. Все по любви, но не нарушая свободной воли. Диавол властвует не в аду, а в страстях человеческих. Простите, Сурожский для меня не авторитет. Виталий Мигузов, Воронеж 20 мая 2016г. 14:00 //Сурожский для меня не авторитет.//- если бы Вы прислушались к владыке, то не написали бы явной глупости. //Потому что в раю им будет еще хуже//- т.е. Бог сохраняет ад, поскольку страдания от Его любви больше, чем страдания в аду. //будут мучимы в аду бичом Божественной любви//- Мало того, что ад оказывается нужен вечно - так Бог считает страдания в аду не достаточными, и даёт бич своим ангелам, т.к. не доволен работой аггелов. Ангелы стали хуже аггелов, Бог хуже дьявола, и причиной этому - Божественная Любовь, которую до поры-времени сдерживает в аду нечисть! Вот нечисть то радуется Вашим словам - Бог оказывается на них похож, Он оказывается изменится, а не они! //Диавол властвует не в аду, а в страстях человеческих.//- т.е. после смерти первой власть дьявола заканчивается. Оказывается не Смерть и Воскресение Христа прекратили вечную власть ада над родом человеческим. Михаил, Христос Воскрес!!! Михаил, Пятигорск 22 мая 2016г. 15:23 Для меня авторитет только святые отцы Церкви, поэтому попрошу вас больше мне представлять ссылок на Сурожского и подобным, но только на свв. отцов. Или же вооще прекратите отвечать. Я с вами препираться не собираюсь. А Христос действительно воскрес. Только дело не в словах, а православном исповедании. Бог - отнюдь не только любовь, но и Праведный Судия. Праведность - это божественное свойство. Если Бог только любовь, без справедливости, то это анафема гностику Маркиону Синопскому. И свободную волю разумной твари никто не отменял. Поэтому вечные мучения будут, можете в этом даже не сомневаться, об этом и в Писании, и в Предании, так и исповедует Св. Церковь На протяжении более 2000 лет. Обратное мнение - анафематствовано, вместе с теми, кто его придерживается. Еще есть вопросы?

http://bogoslov.ru/article/4900148

Николай П.Т. 2016/11/13, 13:36:32 Старец Харалампий,если услышишь,попроси за нас Господа! Я с самого детства была самой послушной.У нас в стране было безверие,я из рода христианского,но была неверующей и некрещенной как все.Я думала,что все вокруг желают друг другу добра и не понимала зависти.Всех слушалась,и вот,слушая завистливых подруг,потеряла любовь,все же нашелся человек,который спас меня,но я и моя семья окружены клеветой,вообще на краю погибели,я в ужасе или как говорят православные,часто впадаю в отчаяние.К этому привело меня ПОСЛУШАНИЕ в миру.Что делать? Даже на исповеди такое не расскажешь.Вроде все делала по добру,послушанию,но обстоятельства запутались в какой то дьявольский клубок! А виноватой во всем выгляжу я.Если идти на исповедь,то понадобится несколько часов,чтобы все рассказать,а мне сказали,что так нельзя,надо говорить о своих грехах.Но и грехов-то больших не вижу,а только дьявольский клубок обстоятельств.Получается,что я слушалась дьяв=ольскую волю? Прошу,помоги распутать этот клубок злых обстоятельст.Хочу исполнять лишь волю Божью!Молюсь Боже,милостив буди нам,грешным! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! 2016/11/10, 10:01:55 Отче Харлампий, моли Бога о нас. р.б.Людмила 2016/11/09, 11:33:57 Благословенный отец! р.Б. Ирина 2016/11/08, 12:51:04 Молитвами святых отец наших... Отче, знаю и верю всё видишь и слышишь. Помолись обо мне рабе Божием Максиме. Упроси Господа нашего на милость ко мне ибо грешен тяжко и нет мне прощения. Страшный грех совершил в юности и приумножил его на протяжении всей жизни, наказание же за мой грех гибель неминуемая, но недавно одумался и покаялся на святых мощах со слезами и по чувствам моим простил мне Господь, только я не исповедался и через некоторое время снова впал в тот же грех с новой силой и беззаконием. Сделал грех перед ликом Господа и в мыслях думал всеравно простится. Только теперь я снова каюсь и прошу простить меня и исповедался. После исповеди дал мне Святой Отец послушание читать сорок дней Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу. Но прощения мне нет и грех мой велик и наказывается смертью скорой и боюсь не успеть покаяться и послушание свое донести.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=2...

поиск:   разделы   рассылка Диодор (Ларионов), монах Церковь перед лицом мира: как распутать клубок " сложных " взаимоотношений? Источник:  Богослов. ру Последнее время в ряде светских СМИ идёт активное обсуждение вопросов отношения между Церковью и обществом. Предлагаем вниманию читателей статью монаха Диодора (Ларионова), в которой автор делится своим богословским взглядом на проблему. Святейший Патриарх Кирилл в своём докладе на открытии Архиерейского собора 2010 года ставил вопрос о том, почему новые поколения верующих не идут в монастыри, но, наверное, уже пора поставить вопрос о том, почему современные люди не идут в церковь. В данной статье представлена попытка искать проблему внутри христианской общины, а не вне её: нет смысла упрекать мир за то, что ему что-то не дала Церковь. Изменение культурной и духовной атмосферы в стране в последние годы, несомненно, наложило отпечаток на верующих, не исключая, конечно, и пастырей. Согласно заповеди Евангелия, они должны посредством внутреннего преображения изменить внешнюю реальность, сделать её Церковью, но это лишь дальняя, " стратегическая " задача: в настоящем же своём состоянии верующие приносят в церковь те болезни, которыми поражена внешняя социальная среда; и, разумеется, болезни церкви сродны болезням эпохи. Но иная Церковь, будучи духовным Телом Христа, источником благодати и таинств, не видна внешнему наблюдателю. И это, помимо всего прочего, порождает вопрос о внутренней идентичности Внешний взгляд легко видит болезнь, но не легко может понять, где источник здоровья. Попытка определить проблему, поставить некий предварительный " диагноз " в ситуации, когда светское общество требует от Церкви высокой морали, но одновременно ищет её болевые точки (по сути, зеркально представленные в нём самом), чтобы удобнее пройти мимо главного, никак не может быть излишней. Данные наблюдения сложились в некий комплекс идей, имеющих отношение к тому, что тревожит, на мой взгляд, каждого верующего сегодня, напрямую касается его жизни, знает он об этом или не знает. В этом комплексе идей я выделил бы два основных вопроса: вопрос о смысле христианского свидетельства и тесно связанный с ним вопрос о смысле наставничества, учительства. В контексте этих двух вопросов мы и рассмотрим вкратце тот клубок проблем, который порождается вышеупомянутыми связями и отношениями между церковью и миром.

http://religare.ru/2_99199.html

Запускал Петька как-то раз змея с трещоткой, и пришла ему в голову одна хитрая хватка: «Ворона летает, потому что у вороны крылья, ангелы летают, потому что у ангелов крылья, и всякая стрекоза и муха — все от крыла, а почему змей летает?» И отбился от рук мальчонка, ходит, как тень, не ест, не пьет ничего. Уж бабушка и то и другое, — ничего не помогает, двенадцать трав не помогают! «А летает змей потому, что у него дранки и хвост!» — решает наконец Петька и, не долго думая, прямо за дело: давно у Петьки в голове вертело полетать под облаками. Варила бабушка к празднику калиновое тесто — удалась калина, что твой виноград, сок так и прыщет, и тесто вышло такое разваристое, халва да и только. Вот Петька этим самым тестом-халвой и вымазался, приклеил себе дранки, как к змею, приделал сзади хвост из мочалок, обмотался ниткой, да и к бабушке: — Я, — говорит, — бабушка, змей, на тебе, бери клубок да пойдем подсади меня, а то он так без подсадки летать не любит. А старая трясется вся, понять ничего не может, одно чувствует, наущение тут бесовское, да так, как стояла простоволосая, не выдержала и предалась в руки нечистому, — взяла она обеими руками клубок Петькин, пошла за Змием подсаживать его, окаянного. Хочет бабушка молитву сотворить, а из-под дранок на нее ровно кочерыжка, хоть и малюсенькая, так крантиком, а все же она, нечистая, — и запекаются от страха губы, отшибает всю память. Влез Петька на бузину. — Разматывай! — кричит бабушке, а сам как сиганет и — полетел, только хвост зачиклечился . Бабушка клубок разматывать разматывала, но что было дальше, ничего уж не помнит. — Пала я тогда замертво, — рассказывала после бабушка, — и потоптал меня Змей лютый о семи голов ужасных и так всю царапал кочерыжкой острой с когтем и опачкал всю, ровно тестом, липким чем-то, а вкус — мед липовый. На Покров бабушка приобщалась святых тайн и Петьку с собой в церковь водила: прихрамывал мальчонка, коленку, летавши, отшиб, — хорошо еще, что на бабушку пришлось, а то бы всю шею свернул.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Почему Церковь не отразила в своей литургике, например, в каноне на исход души, ожидаемую встречу с Христом в аду? Ни в одной исповедальной книге и катехизисе нет такого учения. В творениях Св. Отцов звучит один и тот же призыв, как звон набата: дорожить временем земной жизни, дорожить каждым днем и часом – после смерти будет уже поздно. Апостол Павел пишет, что человеку предстоит один раз умереть, а затем суд – частный суд над душой до Страшного Суда. Господин Осипов составил собственную концепцию, отдающую оригенизмом, а именно: душа иноверца сходит в ад, встречается с Христом, слушает проповедь апостолов, а затем сама выбирает, с кем ей быть: с Христом или с сатаной. Душе человека представляется возможность в загробном мире, в любое время, когда она захочет, попроситься в рай, и ее желание будет тотчас исполнено; она будет там же, в аду, обучена христианской вере, как в катехизаторском училище, и затем прощена Самим Христом или апостолами, а может быть, душами священников, которые «дежурят» в аду. Святые Отцы учат по-другому. В аду душа человека не может помочь сама себе. Там нет выбора исповедания или перемены веры. Только лишь живые, оставшиеся на земле и сама Церковь , молясь за усопших, может помочь спастись некоторым, при двух непременных условиях: 1) если человек был православным и принадлежал к земной Церкви; 2) если он каялся в грехах, делал добрые дела, но не мог нужным образом исправить себя и умер в неопределенном духовном состоянии, когда добро в его душе было смешано со злом. Тогда Церковь может восполнить недостающее, не изменяя направления самой личности. Если бы было возможно посмертное обращение в Православие, тогда Церковь отразила бы это в своей литургике и составила бы молитвы о спасительной встрече души со Христом в аду. Тогда долг любви повелевал бы нам молиться о том, чтобы души язычников, иудеев, магометан после смерти исповедовали в аду Христа как своего Спасителя и получили там Крещение и другие Таинства. Тогда можно было бы отпевать некрещеных из христианских семейств в надежде, что они восполнят упущенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010