Духа в престольном Великого Княжества Литовского городе Вильне. Сему Виленскому монастырю подсудсвенные мужеские: 1 . Кронский Троицкий в Повете Ковенском, 2 . Кейданский Преображенский в Княжестве Жмудском, 3 . Сурдецкий Сошествия Св. Духа в Повете Вилкомирском, 4 . Друйский Благовещенский в Повете Браславском в городе Друи, 5. Минский Петропавловский в Минском Воеводстве в городе Минске, 6 . Грозовский Богословский в Воеводстве Новгородском, 7 . Вевейский Успенский в Воеводстве Троцком. Тому ж Виленскому монастырю подсудственные девичьи: 1 . При Церкви Братской Петропавловской в Городе Минске, 2 . Благовещенский в Городе Вильне. Тому ж Виленскому монастырю были подсудственные, на Унию обращенные Монастыри: 1 . Соломерецкий Покровский в Воеводстве Минском, 2 . Селецкий Троицкий в Воеводстве Минском, 3 . Прилуцкий в Воеводстве Минском, 4 . Цеперский в Воеводстве Новогородском, 5. Купятицкий в повете Пинском, 6 . Новодворский в повете Пинском, 7. Троицкий в городе Вильне, 8 . Троицкая Архимандрия в городе Минске, 9 . Лищинский в повете Пинском, 10 . Голдовский в повете Лидзском, 2. Слуцкий Предмеский мужеский Троицкий в городе Слуцке. Сему Слуцкому подсудственны были мужеские: 1 . Слуцкий Братский Преображенский, 2 . Заблудовский Успенский, расстоянием от Слуцка 50 миль, 3 . Старчицкий Успенский, расстоянием от Слуцка 4 мили, 4 . Грозовский Николаевский, расстоянием от Слуцка 3 мили, 5 . Мороцский Успенский, расстоянием от Слуцка 9 миль. Тому ж Слуцкому Троицкому монастырю подсудствен был девичий Слуцкий Святого Пророка Илии. В Белоруссии мужеские монастыри: 3 . Буйницкий Сошествия Пресвятого Животворящего Духа близ Могилева, после Польским Королем уступленный Белорусскому Архиепископу Георгию. 4. Марковский Троицкий, 5. Брестский Замуховецкий Святого Симеона Столпника, 6. Яблоченский Онуфриевский, 7. Бельский Николаевский, 8. Пинский Богоявленский, 9. Тупичевский Мстиславский Сошествия Святого Духа. 10 . Кутеинский Богоявленский, близ Могилева состоящий, 11 . Дрогичинский Подлясский Троицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Это письмо В.А. Жуковского важно для нас потому, что фиксирует противопоставление Святой Руси (явления если не мистического, то духовного плана) и Российской Империи (государственного образования). Мы не знаем, откуда в русскую литературу начала XIX века пришла эта формула, но исходя из общих соображений, можно предположить, что из фольклора. Г.П. Федотов, специально интересовавшийся вопросом о том, чем была Святая Русь для мира духовных стихов [Федотов 1991: 95-96], обратил внимание на то, что в духовных стихах практически не встречается слово Церковь, а вместо него появляется выражение Святая Русь. Активизацию употребления формулы Святая Русь в церковной публицистике и проповеднических тнестах можно связать с празднованием трехсотлетия Дома Романовых. В проповедях, произнесенных в связи с этим событием, интересующая нас формула встречается очень часто. Приведем лишь несколько примеров.: о священном торжестве на св. Руси[Слуцкий 1913: 4]; несчастная страдалица наша родина – св. Русь[Слуцкий 1913: 8] ; откликнулась тысячами сердец св. Русь[Слуцкий 1913: 12] ; народное торжество освобождения св. Руси от врагов; когда св. Русь была очищена от врагов[Слуцкий 1913: 17] ; моления, чтобы царь св. Руси был избран по воле Божией; печальник св. Руси патриарх Гермоген[Слуцкий 1913: 17]; под скипетром благословенного Дома Романовых крепла, росла, ширилась св. Русь[Слуцкий 1913: 20]; Вечная память богатырю св. Руси[Слуцкий 1913: 21] (речь идет о Петре I); великого вождя, спасшего св. Русь от Наполеона[Слуцкий 1913: 22]; да поможет Ему (Николаю Второму) Господь победно вести св. Русь и великий русский народ к счастью и величию[Слуцкий 1913: 23]и др. Таких проповедей в 1913 году было произнесено очень много. Обращает на себя внимание, что в ряде примеров значение Святая Русь употребляется в значении ‘Российское государство’ и даже ‘Российская Империя’. К предреволюционным годам относится первая фиксация формулы Святая Русь в гимнографическом тексте. Впервые это выражение встречается в составленной между 1913 и 1917 годами службе Ермогену Московскому: Богу нашему тобою слава, тебе же, свяненномучеиче Ермогене, довлеет радоватися во свете лица его и непрестанно молитися, да не погибнет Русь Святая ... .

http://bogoslov.ru/article/4562110

Торжества прошли и на Слуцкой земле. В 1993 году, впервые после долгих лет гонений на Церковь, через весь Слуцк прошел крестный ход — от Михайловского собора до улицы Богдановича, к предполагаемому месту постройки кафедрального собора. Шествие возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет освятил предполагаемое место постройки собора. Был поставлен крест. В шествии приняло участие более 70 священнослужителей из Беларуси, России, Украины. Весь город был участником великого торжества. Первая Божественная литургия в Космо-Дамиановском храме была совершена 7 января 1994 года, на Рождество Христово. И с тех пор в храме не прекращается святое богослужение. 15 мая 1995 года храм был освящен Патриаршим Экзархом всея Беларуси митрополитом Минским и Слуцким Филаретом. Но всему этому предшествовала огромная работа. За все годы Космо-Дамиановский храм пережил три реконструкции. На престольный праздник — день памяти святых Космы и Дамиана (14 июля) — всегда приезжало много гостей. Но самым дорогим гостем прихода был Высокопреосвященнейший митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх Беларуси. 4 апреля 2010 года, на Пасху Христову, впервые в наш храм из Иерусалима был доставлен Благодатный огонь. Паломники из нашего храма сподобились в рядах белорусской делегации побывать у Гроба Господня во время схождения Благодатного огня и привезли его прямо к крестному ходу. 2011 год, 9 июня… «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1: 21)… На 69-м году жизни почил протоиерей Николай Коржич, настоятель Космо-Дамиановского храма города Слуцка. 18 лет его пастырского служения увенчались созиданием крепкой общины верующих, воцерковлением молодежи и детей, полной реконструкцией и освящением в 2009 году благоукрашенного Космо-Дамиановского храма. На чин отпевания прибыл Его Высокопреосвященство митрополит Минский и Слуцкий Филарет, который прочитал над усопшим протоиереем Николаем разрешительную молитву и обратился со словами соболезнования к родным, а также к многочисленным прихожанам Космо-Дамиановского прихода.

http://azbyka.ru/palomnik/Слуцкий_женски...

Преемник архиепископа Виктора – Иов (Потемкин) получил в управление достаточно монастырей. После всех отделений в Минской епархии оставалось еще 20 монастырей, 18 мужских и 2 женских, мужские: братский – Симеоновский, виленский – Св.-Духовский, грозовский – Иоанно-Богословский, грозовский Николаевский, дисненский – Воскресенский, друйский – Благовещенский, дятловский – Преображенский, евейский – Успенский, кейданский – Преображенский, кронский – Троицкий, минскийДуховский, Петропавловский, морочский – Успенский, пинский – Богоявленский, слуцкий – Преображенский братский, слуцкий – Троицкий, старчинский – Петропавловский, сурдегский – Святодуховский, якобштадский – Святодуховский, женские: виленский – Благовещенский и слуцкий – Ильинский. При таком количестве монастырей по ведомости 1796 года в Минской епархии числилось всего 48 монахов и 11 послушников. Были монастыри, где жил только настоятель (кронский, евейский и слуцкий – братский), были и такие монастыри, в которых совсем не было братии, например, кейданский. В таких монастырях богослужение совершали временно проживавшие там вдовые и престарелые монахи. В 1797 г. монастыри слуцкий, братский и кейданский закрыты, по представлению архиепископа Иова. 1082 В 1811 году в Минской епархии оставалось 10 монастырей, в них насчитывалось 46 монахов, кроме 6, бывших в архиерейском доме, и 8 в «заграничных монастырях». Заграничными монастырями Минской епархии оказались пять монастырей, которые до раздела Польши были в ведении преосвященного Виктора, а после разделов не отошли к российским владениям. Этими монастырями были: бельский – Николаевский, заблудовский – Успенский и дрогиченский – Троицкий, отошедшие к Пруссии, и дрогиченский – Преображенский и яблочинский – Онуфриевский, отошедшие к Австрии. Минский архиепископ Иов прекратил сношения с ними, хотя сами монастыри, по старине, обращались по духовным делам (посвящение в монахи, выдача мира и т. п.) к нему. Св. Синод еще в 1797 году разрешил преосвященному Иову, с согласия и по просьбе прусского и австрийского правительств, удовлетворять духовные нужды монастырей, но в другие ни в какие дела не вступать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

При преосвященном Иове церковный фундуш был возвращён в пользование наличного церковного причта, а за вдовой сохранена лишь выдача ей 17 р. в год. Вдова обратилась с жалобой «к его высокопреосвяществу», но «вместо милости получила отказ с угрожением палок». Тогда у неё, « таковой крайнейшей бедности», осталась «одна надежда» – прибегнуть в «священнейшее место (т. е. в св. синод) и утруждать оное недостойнейшим сим прошением: не будет ли милость, воззрев на слезы восьмидесятилетней старицы, не имеющей дневнаго пропитантя, – – » и т. д. Св. синод тоже отказал ей в просьбе 2777 . Само собой разумеется, это был редкий случай вполне обеспеченного положения священнической вдовы. Но он показывает, что сироты духовенства, во всяком случае, не оставались без куска хлеба, пользуясь некоторой частью церковных доходов. Книга восьмая. Преосвященный Иов Потемкин. Устройство епархии: монастыри. Перемещение преосвященного Иова и его кончина I. Число монастырей имонахов в Минской епархии. – II. Минский-Пинский первоклассный монастырь. – Слуцкий Ильинский женский второклассный монастырь. Виленский женский монастырь. – IV. Виленский Святодухов монастырь. – V. «Виленские» упразднённые монастыри: Кейданский, Еврейский, Кронский. – VI. «Виленские» уцелевшие монастыри: Друйский и Сурдегский. – Слуцкий Троицкий монастырь. – Грозовский Николаевский, Морочский и Старчичский монастыри, приписные к Слуцкому Троицкому. IX. Брестский и Грозовский Богословский монастыри. – X. Дятловичский монастырь. – XI. Монастыри: Дисненский и Якобштадтский. XII. «Заграничные» монастыри. – XIII. Монашествующие. – XIV. Перемещение преосвященного Иова и оценка его деятельности на Минской кафедре. – XV. Дело преосвященного с консисторией. Кончина преосвященного Иова. I В количестве монастырей преосвященный Иов в Минской епархии не встретил недостатка. Епархия, после всех «отделений» от неё, сохранила ещё двадцать монастырей – восемнадцать мужскихи два женских: Брестский Симеоновский, Виленский Святодуховский, Грозовский Иоаннобогословский, Грозовский Николаевский, Дисненский Воскресенский, Друйский Благовещенский, Дятловчский Преображенский, Еврейский Успенский, Кейданский Преображенский, Кронский Троицкий, Минский Духовский-Петропавловский, Морочский Успенский, Пинский Богоявленский, Слуцкий Преображенский Братский, Слуцкий Троицкий, Старчичский Петропавловский, Сурдегский Святодуховский, Якобштадтский Святодуховский; женские: Виленский Благовещенский и Слуцкий Ильинский 2778 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Киевская. Богословский-Михаиловский-Киевский 67), Братский-Богоявлен- ский-Киевский 87), Введенская-Киевская 103), Выдубецкий-Михаиловский 147), Георгиевский-Белиловский 152), Георгиевский-Лебединский 153), Голосеевская 164), Екатерининский-Греческий 189), Златоверхо-Михаиловский-Варваринский 196), Маньковский 284), Межигорский-Преображенский-Спасский 295), Николаевский-Лебединский 322), Петропавловский-Подольский 357), Покровский-Киевский 368), Преображенский-Ржищевский 392), Пустынно-Николаевский 399), Слупский-Николаевский 433), Софийский 438), Троицкий-Киевский 505), Черкасский-Покровский 565), Черкасский-Успенский 566). Ковенская. Пожайский-Успенский 362), Сурдегский-Духов 478). Костромская. Анастасиин-Богоявленский 12), Боголюбская 48), Богородицкая-Феодоровская-Ратьковская 54), Богоявленский-Костромский 69), Варнавинская-Троицкая 101), Вознесенская-Кинешемская 118), Высоковский- Успенский 149), Игрицкий-Богородицкий-Песошенский 211), Крестовоздвиженский-Костромской 260), Макариев-Унженский-Троицкий 280), Назаретская 302), Николаевская-Надеевская 307), Покровская-Беркинская 363), Троицкая-Новая или Новографская 500). Кубанская. Александро-Афонская-Зеленчукская 4), Марии-Магдалининская 285), Михаило-Афонская-Закубанская 296), Чсрноморская-Екатерино-Дебяжская-Николаевская 567). Курляндская. Духов-Якобштадтский 186), Рождество-Богородицкий-Иллукстский 409). Курская. Знаменский-Богородицкий-Рождественский 201), Знаменский-Хотмыжский 205), Николаевский-Белгородский 309), Троицкий-Белгородский 506). Кутаисская. Драндский-Успенский 177), Мартвильский 291), Ново- Афонский-Симоно-Кананитский 339), Пицундинский или Бичвинтский-Успенский 361), Саирмский-Богородичный 417), Схвавский 479), Теклатская-Покровская 482), Цагерский-Богородицкий 562), Цаишский 563). Минская. Благовещенский-Лядинский 41), Богоявленский-Братский-Пинский 71), Варваринский-Пинский 99), Введенский-Преображенский-Купятицкий 108), Вольнянский-Троицкий 129), Иоанно-Богословский-Грозовский 217), Козмодемьянский-Минский 251), Николаевский-Грозовский 318), Петропавловский-Екатерининский-Минский 355), Петропавловский-Минский 356), Петропавловский-Старчицкий 359), Преображенский-Минский 389), Преображенский-Спасский-Брагинский-Селецкий 393), Преображенский-Спасский-Братский-Слуцкий 394), Спасо-Ильинский-Слуцкий 445), Спасо-Преображенский-Дятловичский 462), Троицкий-Слуцкий 507), Успенский-Николаевский-Мороцкий 548), Успенский-Новодворский 549).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

При невозможности определить территориально заграничную часть Киевской епархии, ее можно представить по составу тамошних монастырей и приходов или протопопий. Как монастыри, так и приходы образовывали в ней особые территориальные группы. Принадлежность их к той или иной группе обусловливалась или местоположением монастыря, или зависимостью одних из них от других. Наибольшую группу составляли литовские монастыри, так называемое Виленское старшинство. Главным из этой группы был общежительный братский мужской Духо-Сошественский монастырь в г. Вильне. В нем жил старший с званием архимандрита, а затем игумена, в качестве начальника подчиненных монастырей. Ему были подчинены мужские монастыри: 2. Кронский Троицкий в Ковенском повете, 3. Кейданский – Преображенский (в 1722 г. Благовещенский) в бывшем княжестве Жмудском, 4. Сурдецкий Св.-Духовский, он же Успенский, в повете Вилькомирском, 5. Друйский Благовещенский (в 1722 г. Богоявленский) в повете Браславском, 6. Минский Петропавловский в Минском воеводстве, 7. Грозовский Богословский в повете Новоградском и 8. Вевейский или Евейский Успенский в воеводстве Троцком. Женские монастыри: 1. Минский Петропавловский братский и 2. Виленский Благовещенский, находившийся рядом с виленским Св.-Духовским монастырем. Вторую группу заграничных киевских монастырей оставляли так называемая Слуцкая архимандрия с подчиненными ей обителями. Во главе их стоял 1. Слуцкий Троицкий Предмесский монастырь. В нем жил архимандрит, именовавшийся наместником Киевской митрополии, имевший весьма важное значение в истории православной церкви в польско-литовском княжестве в течение XVII – XVIII в. Он избирался из выдающихся духовных лиц и имел начальственные права не только над монастырями, но также над белым духовенством, подчиненным Слуцкой архимандрии. Слуцкому архимандриту были подчинены следующие монастыри, мужские: 2. Слуцкий Преображенский братский, 3. Заблудовский Успенский, 4. Старчицкий Успенский, 5. Грозовский Николаевский, 6. Мороцкий Успенский, женский: 1. Слуцкий Ильинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

ПЭ VIII, ПЭ XI – Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004; Т. 11. М., 2006. Прокопенко 2009 – Прокопенко Л. В. Лингво-текстологическое исследование Пролога за сентябрьское полугодие по спискам XII – начала XV вв./Дис. ... канд. филол. н. М., 2009. Рубан 1996 – Рубан Ю. И. Служебник Варлаама Хутынского//Уч. зап. Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 2. М., 1996. С. 99–129. Рубан 1998 – Рубан Ю. И. Древнейшая русская литургия//София. 4. 1998. С. 11–14. Рубан 2005 – Рубан Ю. И. Служебник Антония Римлянина. СПб., 2005. Сергий 1875–1876 – Сергий (Спасский) , архиеп. Полный месяцеслов Востока. М., 1875–1876. Скабалланович 1913 – Скабалланович М. Толковый типикон. Т. 2. Киев, 1913. Сказания о начале славянской письменности 1981 – Сказания о начале славянской письменности: Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы. М., 1981. Славова 1989 – Славова Т. Преславска редакция на кирило-методиевия старобългарски евангельски превод//Кирило-Методиевски студии. 1989. 6. С. 15–129. Слуцкий 1996 – Слуцкий А. С. Чинопоследование вечерней литургии Преждеосвященных Даров в славянских служебниках XII–XIV вв.//Славяне и их соседи. Вып. 6. М., 1996. С. 119–132. Слуцкий 2001 – Слуцкий А. С. Диалог священнослужителей после Великого входа в славянских служебниках XIII–XIV вв.//Христианский восток. Т. 2 (VIII). Новая серия. СПб., 2001. С. 242–254. Слуцкий 2006 – Слуцкий А. С. Византийские литургические чины «Соединения Даров» и «Теплоты». Ранние славянские версии//Византийский временник. 2006. 65 (90). С. 126–145. Смирнова 2005 – Смирнова Э. С. Русский лицевой служебник XIV в. в Нью-Йорке//Хризограф. Вып. 2. М., 2005. С. 54–73. Смирнова 2011 – Смирнова Э. С. Искусство книги в Средневековой Руси. Лицевые рукописи Великого Новгорода XV в. М., 2011. Соболевский 1884 – Соболевский А. И. Очерки по истории русского языка. Киев, 1884. Соболевский 1905 – Соболевский А. И. Несколько редких молитв из русского сборника XIII в.//ИОРЯС. Т. 10, кн. 4. 1905. С. 66–78.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти русских воинов На Минском Братском военном кладбище открыт мемориал памяти воинов Первой мировой войны 24.08.2011 926 Время на чтение 11 минут Торжественно-траурная церемония открытия мемориала Братского кладбища с перезахоронением останков воинов Русской императорской армии, погибших в годы Первой мировой войны, прошла 14 августа 2011 года на Минском Братском военном кладбище 1914-1918 годов. В мероприятии участвовали Патриарший Экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, глава администрации Президента Белоруссии Владимир Макей, министр обороны Белоруссии генерал-лейтенант Юрий Жадобин, председатель Минского горисполкома Николай Ладутько, посол России в Белоруссии Александр Суриков, дипломатические представители стран-членов бывшей Антанты, представители белорусских и зарубежных общественных организаций. Три гроба с останками воинов Русской императорской армии были доставлены на бронетранспортере под государственным флагом Белоруссии и торжественно перезахоронены военнослужащими роты почетного караула Минобороны Белоруссии с участием военного оркестра. «Известных и неизвестных героев той войны едва не поглотил зыбкий песок истории, - сказал на церемонии глава администрации Президента Владимир Макей. - Возрождение Минского Братского военного кладбища - это не только символ духовного преображения общества но и дань благодарности тем, кто сложил голову в боях за родную землю». Война пришла в Белоруссию осенью 1915 года. Российско-германский фронт растянулся на 400 км. Здесь прошли крупнейшие сражения, жестокие и кровопролитные. В районе озера Нарочь кайзеровские войска впервые применили оружие массового поражения - удушающие газы. «Созданный по решению Президента Беларуси Александра Лукашенко мемориал в честь героев и жертв Первой мировой войны знаменует собой восстановление исторической справедливости. Он является свидетельством того, что мы, современные белорусы, - народ, который с уважением относится к своему прошлому и его героям, по-христиански чтит память тех, кто погиб при выполнении воинского долга», - подчеркнул Владимир Макей. Он отметил, что Белоруссия «миролюбивая страна. Наш народ не раз испытал ужас вражеских нашествий и всегда находил в себе силы для возрождения. Может быть, и поэтому мы особенно остро не приемлем насилие, грубое вмешательство в суверенные дела нашего государства».

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/25/...

Волге, а в нем церковь каменная о пяти главах во имя Рождества Христова да в приделе святого пророка Ильи (и) в другом приделе Феодосии девицы (...) строение боярина Глеба Ивановича Морозова». Из текста отписи совершенно не видно, чтобы храм в 1672 году еще оставался неосвященным, иначе это было бы обязательно оговорено. Примечательно, что точно так же указано в этой отписи и о Богородице-Феодоровской церкви в селе Минском, у которой «два придела святых чудотворцев Козьмы и Дамиана, святой мученицы Феодосии девицы и те приделы не священы...». Почему в период, скорее всего относящийся к восьмидесятым годам XVII века, в обоих морозовских храмах — и в Городище и в Минском — построенных, судя по всему, еще в пятидесятые годы, спустя тридцать лет вдруг оказались неосвященными придельные храмы, посвященные преподобномученице Феодосии? И, самое главное, — почему через какое-то время оба они исчезают? Думается, что ответ на этот вопрос может быть только один. Вероятнее всего, имя Ф.П. Морозовой — крупной костромской вотчинницы — было достаточно известно в нашем крае и до ее опалы. Заточение и смерть, конечно, не могли не вызывать к ней сочувствия среди сторонников «старой веры», каких в Костроме и в ближайшей к городу округе было тогда немало. По-видимому, после смерти Ф.П. Морозовой в Христорождественскую церковь в Городище, а точнее — в ее Феодосиин придельный храм началось массовое паломничество и приверженцев «старых обрядов», и тех, кто, сочувствуя им, не покидал лоно Церкви. Судя по всему, первым шагом властей по борьбе с этим явлением стал ремонт, начатый в Феодосиином придельном храме (подобный ремонт явно был предпринят и в храме в селе Минском), что дало возможность на какое-то время закрыть не только Феодосиин придел, но и основной храм. В описываемый период, как следует из документов, богослужение совершалось только в Ильинском придельном храме. После больших ремонтных работ церковь полагается освящать заново (видимо, это и имели в виду составители отписи, указывая, что приделы храмов в Городище и в Минском «не священы»).

http://sobory.ru/article/?object=00649

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010