Кажется, что и ослепительный свет, и сияние вокруг Христа тоже намекают на то, что Он есть Бог! Христос просиял – потому что Он Бог. И сразу вспоминаются Его собственные слова: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни ( Ин. 8, 12 ). Но связывают ли как-то Евангелисты огненный столп, водивший иудеев по пустыне, и свет, исшедший от Христа в момент Преображения? В богословском смысле – несомненно. Ведь иудеев водил по пустыне именно Сын Божий. Согласно православному богословию, любое откровение Бога в Ветхом Завете (и в виде огненного куста Купины неопалимой, и в виде огненного столпа, и даже в Ветхого днями старца, в книге Пророка Даниила) есть явление Логоса, Сына Божьего, воплотившегося на исходе Ветхого Завета нашего ради спасения. Думается, что да, связывают. Во всяком случае, Евангелист Лука. Он говорит, что Преображение произошло примерно на восьмой день после предыдущих событий. А праздник Кущей продолжался именно 8 дней, причем как раз на 8-й день устраивался обряд со светильниками. Дополнительно к работе Отдельный вопрос – почему в этот день совершается освящение плодов: яблок, винограда и проч. В южных странах, например в Греции позднее лето – пора, когда уже собран урожай винограда и из него делают молодое вино. И именно в это время совершались языческие празднования в честь бога Вакха – «вакханалии». Чтобы вытеснить эти языческие празднования Церковь и определила приносить в храм и освящать виноград – для благочестного, во здравие и пользу душе и телу употребления. Но при чем тут яблоки? «Заимствовав из Византии календарь праздников и сопровождающих его обрядов, русские поневоле должны были заменить виноград яблоками – основными плодами Севера. Отсюда странное название – Яблочный Спас, не имеющее никакого отношения к исторической основе праздника» (Ю.Рубан). Опубликовано в журнале: Санкт-Петербургский Церковный Вестник. 8 – 2006. Современные ученые в том, что это был Фавор, сильно сомневаются. В то время Спаситель был на севере в области Кесарии Филипповой. Иисус и ученики проходят через Галилею, их путь лежит в Иерусалим. Через Галилею – значит, с севера на юг, между тем гора Фавор расположена на юге Галилеи. И археологические раскопки показывают, что во времена Христа на вершине Фавора была римская крепость, то есть место для уединения было неблагоприятным. Кроме того, Евангелие говорит о высокой горе, а высота Фавора всего 600 метров.

http://azbyka.ru/parkhomenko/o-preobrazh...

апостолов)». (Св. Киприана послание 63-е к Цецилиану. «Изъясн. Литургии» Дмитрев.). Хлеб и вино для Таинства Тела и Крови Своей Господь употребил потому, что Он, как говорит св. Иоанн Дамаскин , «Знает человеческую немощь, которая многого с неудовольствием отвращается, что не утверждено обыкновенным употреблением. Итак, Бог , по обычному Своему снисхождению, чрез обыкновенное по естеству совершает вышеестественное. Поскольку люди обыкновенно в пищу употребляют хлеб, а в питие воду и вино, (то) Бог с сими веществами соединил Свое Божество, сделав их Своим Телом и Кровью, чтобы чрез обыкновенное и естественное мы участвовали в сверхъестественном». («Точн. излож веры» кн. 4, гл. 13). Поэтому и святая Церковь , всегда верная заповеди Божественного Основателя Таинства, от самых времен апостольских употребляет для Таинства Тела и Крови Христовой хлеб и вино. II. Правилами Церкви требуется, чтобы хлеб для совершения Литургии был изготовляем из лучшей пшеничной муки, был квасный, то есть вскисший, потому что на таком хлебе Господь совершил тайную вечерю; был замешан на воде, а не на молоке или чем другом, был хорошо испечен, не пересолен, свежий, а не черствый, заплесневевший, не был помазан также молоком или яйцами (Учит изв. при служебнике). Правилами Церкви требуется также, чтобы вино для совершения Литургии было непременно виноградное красное как потому, что на таком вине Господь совершил Тайную вечерю с апостолами, так и потому, что оно лучше всего представляет для наших глаз вид Крови Христовой. Вино окисшее, превратившееся в уксус, не должно быть употребляемо для служения Литургии. Не должны быть также употребляемы вместо вина виноградного соки разных плодов: яблок, груш, малины и проч. (Учит. изв. при служебнике). Хлеб, назначенный для Таинства Тела Христова, называется просфорою. Просфора по-русски значит принесение, приносимый дар. Так назван этот хлеб потому, что древние христиане каждый раз для совершения Литургии приносили его с собою. Приносили также с собою и вино, елей, ладан и свечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Ежели виноградину от листвия ее покрывающаго обнажить, так что бы солнечные лучи непосредственно ее касались; то оная не столь скоро и не столь хорошо созреет, как сокрытая под листвием. Почему и принято у садовников за правило, обертывать в бумагу обнаженные от листьев виноградные кисти, дабы чрез таковое пособие довести их до вящшей спелости, а так же предохранить и от повреждения насекомых. – Напротив того к иных плодовитых дерев, как то у ядлонь, груш, смоковниц и проч. листья меньше плодов, дабы солнечные лучи для вящшаго оных созрения, беспрепятственно могли на них устремляться. Из яблок, груш, винограда и проч. созревают прежде ближайшие ко пню; а из смокв (винных ягод), дынь, персиков и проч. отдаленнейшия. Одне растения, как то: ясмин и проч. начинают цвести сверху; а другие, на прим. гиацинт и проч. снизу. Цветы, называемые корнелиевы вишни, появляются прежде своего листвия напротив того у других растений листвие предшествует цветам. В осеннее время примечаем, что у одних растений листвие увядает прежде отдаленнейшее ото пня; а у других ближайшее. Некоторые растения, как то: виноград, горох, хмель, огурцы и проч. коих ветви весма длинны и слабы, снабдены довольно крепкими нитями, (тетивьем или плетьми), которыми соплетаются оне для обоюдной подпоры. Чувства наши повсеместно пленяются разнородными цветами и растениями. Коликая глубина премудрости неподражаемого онаго Художника открывается очам нашим в устроении каждого из оных! – Снежный колокольчик снабден жестким остроконечным листвием; потому что прежде всех цветов надлежит ему возникать из под снега на самой еще твердой земле. – Ежели бы высокорастущий тюльпан появился в суровое оное время; то бы тонкий длинный стебель его сражен был вскоре бурею; почему премудрый Творец ради увенчания вешней главы, и предположил токмо низменные цветы, кои невредимы быть могут от порывистых ветров. – Хотя вертоград жестокостию мраза и превращается, так сказать, в окаменелость; однако искусство научает нас приносить цветы в теплые комнаты, и там чрез долгое время вертоградные оныя прелести содержат безвредно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kar...

Таким образом иерусалимский храм, построенный Соломоном, не был копиею какого либо иноземного языческого храма, но имел свой оригинальный вид и характер. Рисунок 67. Кубур ел-Молук Хотя, конечно, в некоторых пунктах постройки могли сказываться общепринятые у финикийских работников архитектурные приемы того времени, например, обделывая капитель оригинального Соломонова рисунка, Хирам не мог совершенно отрешиться от представления господствовавшей египетской капители, а в теске камней – от представления финикийской обделки так называемыми выпусками; но, вообще говоря, Соломон в своей мудрости старался наложить свою печать и на все те архитектурные части, которые он вынужден был заимствовать у иностранцев. Так как созданием храма открыта новая эпоха самостоятельного израильского искусства и так как иерусалимские художники позднейшего времени должны были подражать работам храма, то мы в настоящее время имеем право, в видах уяснения подробностей Соломонова храма, переносить обратно на храм Соломонов наиболее выдающиеся и характеристические особенности других произведений древнееврейского искусства. В этом случае следует упомянуть: 1 . Хевронский храм, построенный, весьма вероятно, по образцу наружных стен иерусалимского храма. 2 . Фриз и карниз гробницы царей в Иерусалиме, Кубур-ель-Молук, происхождение которой Соей (Histoire des Maccabees, 1880, p. 70) и Герен (La terre sainte, 1882) относят к 537 году до Р. Хр. Рисунок 68. Фриз и карниз кубур ел-Молук 3 . Портал гробницы Судей, Кубур-ель-Кодга. 4 . Гробницы Авессалома и Захарии, стоявшие в близком соседстве с храмом и, вероятно, видевшие храм в его первом периоде. Обыкновенно исследователи пользуются элементами, данными в этих памятниках, для реставрации Иродова храма; но многое в них не могло быть чуждо и первому храму, напр. характеристические, специально иудейские, украшения, в виде шаров или гранатовых яблок, в виде виноградных листьев и кистей, весьма часто выставляемых на вид в пророческих картинах и проч. Само собою разумеется, что пользоваться этими элементами и на основании их воспроизводить архитектурные подробности отделки Соломонова храма значило бы давать волю фантазии.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

В книге Деяний Апостольских мы читаем, что благочестие народа под смотрением Апостолов было столь велико, и первое христианское общество так процветало, что, приняв веру, никто уже не берег для себя своего дома и ничего не почитал своим, но, по праву братства, все у них было общее. Те, кои исповедывали одну веру, имели между собою общение и в жизни, то есть, у кого была одна вера, у тех было одно и имущество, и у кого Христос был общий, у тех были общи и самыя издержки. Ибо мужи благочестивые считали преступлением не делать участником в своем имуществе того, кто участвовал с ними в благодати; а посему они, как братья, всем пользовались вместе. Братство во Христе несравненно лучше, чем братство по плоти; потому что братство по плоти состоит только в телесном сродстве; а братство во Христе – в единомыслии и единодушии, как написано: народу же веровавшему бе сердце и душа едина ( ], ибо видят духом, и о виденных таинствах умеют молчать. Плачет в священниках своих, которые как щеки ее с бородою Аарона, то есть, бородою священническою, на которую с головы сходит миро. Они являют собой красоту, приятный цвет и совершенный возраст Церкви, которые телесным воздержанием своим снаружи носят на себе как бы цвет и красоту гранатовых яблок, внутри же духовной мудростью согревают порученных им людей разного возраста и пола, и хотя они подлежат обидам века сего, но разделяют таинства. Плачет в девственниках своих, которые как лилии, исполненные смирны, украшаются цветом непорочности и славой победы над телесными прелестями. Ибо в них плачет Церковь, как написано: Пути Сиоиа сетуют,.. священники его вздыхают, девицы его печальны, горько ему самому (Плач. 1,4). И хотя в глубине себя огорчается, но Валентиниану говорит: Повела бы я тебя, привела бы тебя в дом матери моей. Ты учил бы меня, а я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков моих (Песн. 8,2); то есть, от вина благовонного, от воды яблок пил бы он вино, которое веселит сердце человека (Пс. 103,15), и да снизойдет на него сок гранатовых яблок. Ибо слова многих чувств, собранные из разных писаний, слова ангельские, слова апостольские и пророческие, которые переплетены как бы в единую кожу святой Церкви, — есть благовоние гранатовых яблок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Л. 29 об. При входе в алтарь с Евангелием сказано: и стль иде т к цркимъ дверемъ. пвцемъ поющи. исполати деспота (ныне позднее, после: «приидите поклонимся», как и у Симеона Солунского . Goar. р. 222, но в чиновнике архиерейского служения, изд. Габертом, р. 54. так же, как и в нашей ркп.). – О каждении святителем алтаря и церкви не говорится, но непосредственно по входе полагаются молитва трисвятого, и другая: Хе бже ншъ, свте истинны, произносимая при окончании первого часа. На возглашение же диакона святитель глть та. млтв ца и сна и стго дха. вкп бгословено въ тре собьств х и състав х . бжтво и ено сщество . Л. 31. После троекратного пения трисвятого певцами, сказано: тогда взимаю т пре стл. пою е , стыи бже. тогда стль т ркою Егда начн т . пти сщнници. стыи бже. тогда стль т свщ. и знаменае т . кртабразно. гл. млтв. Ги, ги призри съ нбсн и виждь. и пости виногра свои и проч., с дополнением: бди рка тво на мжа. десница тво на сна члча, крпи еси соб. – При втором знаменании: Ги бже силъ, брати ны, просвт лице тво. и спни бде. – При третьем: Трце триста. че и сне и сты дше. призри с нбси стго своего. и блви вс х на . Симеон Солунский , обращая внимание на то, почему песнь трисвятого возглашается сперва певцами, потом сущими в алтаре, говорит: ибо чрез Христа ангелы и человеки стали единою церковью; возвещая сие и архиерей, паки трикирием знаменует Евангелие, в ознаменование того, что проповедь о Троице заключается в Евангелии, и молит Троицу утвердить возвещаемое, Goar. р. 223. Л. 32. Непосредственно после приведённых кратких молитв, в рукописи следует своё изъяснение предшествующих действий: въ бра з сты а трца (знаменует Евангелие троекратно), гнь бжтво бра з уе т тр свщ трипостасно и проч. Подобные объяснения совершаемых действий неоднократно встречаются в сем чинопоследовании. Они указывают на происхождение сего вида служебников. Есть в рукописях Славянских (см. 206. л. 84. Опис. отд. II. 2. с. 649) подробное изъяснение литургии, совершаемой епископом. В рассматриваемом служебнике оно взято за основание, и к нему присовокуплены молитвы и ектении обыкновенной литургии. От того иногда не находим в сем служебнике, что должны предполагать при архиерейском служении, а иное представляется в смешанном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Далее Жених в отдельности хвалит различные деревья и плоды вертограда. Св. Григорий Нисский и бл. Феодорит, согласно качеству каждого, находят соответствие в духовных дарованиях святых и различных добродетелях. Войдемте же в этот сад и увидим чудные насаждения сада Божия! Леторасли твоя сад шипков (=гранатовых яблок) с плодом яблочным. Леторасли – это свежие побеги, произросшие за лето, или рассадники . Это новая добродетель, принесенная Христом, еще весенне-нежная, сначала не совсем окрепшая, но служащая рассадником – саженцами и разнесенная всюду апостолами как садовниками, и вскоре обратившая некогда пустынное и унылое место в сад шипков (=гранатовых яблок). Этой добродетелью, с которой все начинается (первая рассада в начале лета) в Саду Христовом, является любовь. Бл. Феодорит: «Чрез гранатовое яблоко, по моему мнению, переносным образом означается любовь, так как под одною сего яблока кожицею многия находятся зернышки, так между собою расположенныя, что одно другаго не утесняет и не повреждает, но все целыми пребывают». Кроме того все яблоко разделено на ряд ячеек, разделенных тоненькими пленочками, в чем бл. Феодорит усматривает указание на различные чины святых (девственники, безбрачные, супруги, богатые, бедные, господа и рабы) – и все они в любви и мирном согласовании образуют одно чудное яблоко в Саду Церкви Христовой. В мире, вне вертограда Христова, все это враждует и не согласуется. На любовь указывает также красный цвет гранатового яблока. Взирая на первых христиан, язычники с удивлением восклицали: «Смотрите, как они любят друг друга!» Из сока гранатовых яблок изготовлялся на Востоке прохладительный освежающий напиток щербет. В жару греховной злобы и ненависти этого мира явился в вертограде Церкви Христовой освежающий «напиток» любви Христовой! Далее среди ароматических растений сада именуются кипри с нардами. И поименованы они именно парно. Кипер имеет горячительное действие, из него приготовляют теплотворный елей. Нард – род весьма благовонной масти. Об этом хорошо рассуждает св. Григорий Нисский : «Ибо прекрасно сочетание кипра с нардом, горячительнаго с благовонным. Не похвально горячительное само по себе, когда горячность бывает зловонным воспалением, но надобно, чтобы в разгоряченном засвидетельствована была чистота благовонием, и очистившийся от неприятной горячности стал «горящ духом» ( Рим. 12:11 )». В синодальном переводе: «духом пламенейте». Дух – нард, пламя – кипер. Пламенеющий серафимский дух означен этим сравнением. Вспомним св. Серафима Саровского , явившего Мотовилову на зимней поляне и свет, и тепло, и благоухание.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Они вместе с Живоносной Кровью и Плотью Искупителя воспримут и благодать Духа Святаго. Благодать заполнит наш внутренний мир. И об этом мы должны всегда помнить. Вот почему никто из здравомыслящих христиан никогда не воспримет ложную богохульную мысль, что человек может заимствовать свою природу от каких-то приматов (обезьян). Человеческое тело - это киот, служащий обрамлением души.  Наше естество уникально. - Откуда появился обычай не вкушать яблок до Преображения? Ведь урожай гибнет! - Совсем недавно я прочитал размышления одного батюшки, который не без некоторого резона говорит: «Друзья, но сколько можно повторять эти формулы?! Не очень-то это благочестиво. Слово Спас – Спаситель  употреблять  в таком словосочетании – Яблочный Спас, Медовый Спас. Ну, как-то это не хорошо». Был бы прав батюшка, если бы мы вкладывали в это словосочетание такой смысл, что он соотносится с личностью Спасителя. В данном случае не  будем переносить языковые явления на самые реалии, которые за ними стоят. Потому что тогда нужно  было наш благочестивейший народ, патриархальный обвинять чуть ли не в кощунстве – «Петр и Павел час убавил, Илья пророк два уволок». Ну как это уволок? Стащил, взял без спроса? Это, знаете ли, молнией можно получить от Ильи Пророка, если действительно эти фразеологизмы так прямолинейно соотнести с самими лицами, которые стоят за этими выражениями. За этим не стоит панибратство, нужно видеть другое - тысячелетнюю русскую культуру, такое знакомство с месяцесловом, которое подразумевает вхождение самого  календаря в трудовую жизнь русского народа. Это традиционные для русского уха словосочетания. А второй вопрос – не вкушать яблок.  Это уже, несомненно, реалии русской церковной жизни. Вы знаете, какие русские были отчаянные грекофилы, и до сих пор, в известной степени, остаются, потому что мы  от красавицы Византии восприняли церковные уставы и саму христианскую книжность, и  типикон прописывал воздержание от винограда. А от усердия еще своего мы добавили традиционные для нас яблоки.

http://radonezh.ru/text/otkuda-poyavilsy...

Чтобы церковное благочиние не вошло в конфликт со светскими общественными праздничными мероприятиями, владыка предпочитал организовывать богослужебную жизнь в епархии так, чтобы максимально сохранить ее от проблем. В праздничные дни (например, майские праздники) он предписывал проводить литургию до начала демонстрации, а панихиду (если речь идет о Радонице) или крестный ход проводить после ее окончания. С церковной дисциплиной связан и вопрос о вкушении или невкушении тех или иных продуктов, причем речь идет не только о постной практике воздержания. Один из циркуляров посвящен освящению летних плодов, поскольку «как известно, созревание многих плодов – яблок, груш и других, происходит в южной части нашей страны, в том числе и в нашей области, много раньше, чем в средней и северной полосах. Поэтому к празднику Преображения Господня 19 августа, когда по обычаю совершается освящение плодов, сбор многих плодов, например, яблок, оказывается уже давно законченным, плоды портятся, а от употребления их в пищу многие православные люди воздерживаются, желая дождаться сначала дня их церковного освящения». «Идя навстречу пожеланиям и нуждам православных людей нашей епархии, по согласованию с общецерковным руководством и по примеру ряда южных епархий, находящихся в сходных климатических условиях, благословляю: 1) в текущем и в последующих годах, в день святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла 12 июля после божественной Литургии, во всех храмах епархии совершать по установленному чину освящение всех произрастающих в епархии фруктов, в том числе яблок, груш, слив, персиков и других, окропляя Святой водой также и фрукты, приносимые для освящения молящимися; 2) освящение винограда (и других поздно созревающих фруктов) совершать по-прежнему в день праздника Преображения господня 19 августа». Сходная тема – о принесении съестных продуктов на заупокойные богослужения – также стала темой для письменных обращений архиепископа к духовенству и пастве. Владыка Михаил обличал этот обычай как «нецерковный, коренящийся в древних суевериях языческого происхождения», и рекомендовал духовенству «систематически разъяснять прихожанам ненужность, бессмысленность и суеверный характер съестных приношений».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Господи, этот случай, рассказанный старцем, показывает нам, что Ты слышишь молитву и видишь восторг чистой невинной души, не огрубевшей в земных удовольствиях. Господи, прости нас, что мы не заботимся о чистоте и невинности своей души и огрубеваем в земных удовольствиях. Господи, прости нас, что не имеем столь великой любви к месту подвигов святых, какое имела эта невинная девушка. Рассказал мне батюшка и про отца архимандрита Моисея : «Однажды мужичок привез в Оптину целый воз яблок для продажи, ибо тогда еще в Оптиной не было яблок, то есть садов. Отец Моисей вышел к мужичку и спросил: – Какие это яблоки и какая цена? Мужичок, думая, что отец Моисей не понимает толку в яблоках, хотел обмануть и отвечает: – Это – «Добрый крестьянин», яблоки – первый сорт. Отец Моисей видит, что это недозрелая антоновка, и говорит: – Как, как они называются? – «Добрый крестьянин». – Да этого крестьянина не Антоном ли звали? Мужичок понял, что отец Моисей узнал сорт яблок, и в смущении отвечает: – Простите, батюшка, значит, мне обратно ехать? – Зачтем? Позови ко мне отца эконома. Когда тот пришел, отец Моисей приказал ссыпать яблоки в подвал, а мужичку дал ту цену, какую он запросил с самого начала...» Господи, когда мы видим, что нас желают обмануть при покупке, то не умеем хранить спокойствие и доброжелательность, как это делал старец отец архимандрит Моисей . Господи, прости нас за отсутствие в нас святого благоразумия. Однажды батюшка говорил, что по любимым игрушкам в детстве можно узнать будущий нрав человека. – Это бывает так всегда. Конечно, есть отступления от общего правила, когда, например, гордый. Дерзкий человек поступает в монастырь и силою благодати становится кротким, незлобивым. Но общее правило таково, и я лично делал опыты. Однажды взял я трех маленьких детей и повел их в игрушечный магазин. Там я попросил положить на прилавок игрушки, а детям сказал, что можно выбирать только одну игрушку каждому. И каждый ребенок после некоторых колебаний и сомнений выбрал себе игрушку. Первый взял гармонию, это означало, что в нем сидит художник, любитель красоты; второй взял солдата, это означало его будущий сильный характер; третий взял раскрашенную резиновую лягушку-жабу, это означало его низменные наклонности. Выросли эти дети, и на каждом из них оправдалось это правило. А на последнем особенно, ибо он мне за мою любовь к нему отплатил «как следует», нечего сказать.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010