В последующие дни после Иоаннова свидетельства в Вифании за Иорданом и затем, возможно, в Вифсаиде Иисус встретил Своих первых учеников. Пять из них упоминаются: Андрей, неназванный ученик (вероятно, Иоанн), Пётр, Филипп и Нафанаил. Они сразу поверили, что нашли Мессию ( Иоан. 1:41 ), так как приняли свидетельство Иоанна Крестителя. 4. ПРЕВРАЩЕНИЕ ВОДЫ В ВИНО, Иоанна 2:1–12 Через три дня после того как Иисус решил идти в Галилею ( Иоан. 1:43; 2:1 ), Он попал с учениками на брак в Кану. Два возможных места нахождения Каны: Кана иль-Джалиль (Кана Галилейская, также называемая Хир- бет Кана), где отмечено событие на карте, – развалины в 15 км на север от Назарета; и Кефар («селение») Канна в 6 км на северо-восток от Назарета по дороге в Тверию. В обоих местах имеются руины римского и византийского периодов, но лингвистический анализ названия и ссылки у Иосифа Флавия (Life 16–17, 41), похоже, указывают на Кану иль-Джалиль как Кану из Евангелий. Иисус впервые явил Свою славу не в величественном акте для обозрения и восхищения всеми, а в удивительном поступке, кротко совершённом перед немногими. Даже распорядитель брака не знал, что произошло. Так чудом в Кане Иисус завершил первую неделю Своего служения. Он направился и затем оставался несколько дней в Капернауме, откуда позже будет совершать Своё галилейское служение. 5 . НАЧАЛО ИУДЕЙСКОГО СЛУЖЕНИЯ – ОЧИЩЕНИЕ ХРАМА, Иоанна 2:13–25 Очищение Иисусом храма, – предъявление прав на мессианство, – было совершено на Пасху. В глазах толпы этот поступок сделал Иисуса героем ( Иоан. 2:23 ), но Иисус знал, что этим Он привёл в движение силы, которые предадут Его на смерть ( Иоан. 2:18–19 ). Слово «иудеи» ( Иоан. 2:18  и др.) у Иоанна указывает на тех в Иудее (особенно среди руководства), кто противостоял Иисусу. Ученики и многие, уверовавшие в Иисуса в то время, были иудеями ( Иоан. 2:23 ), поэтому данный термин явно не подразумевает всех евреев. Для Иисуса контроль над храмом был лёгким делом в сравнении с несравнимо более важной задачей, ради которой Он пришёл, а именно, умереть и воскреснуть из мёртвых ( Иоан. 2:19–22 ). Поговорив с Никодимом о духовных требованиях для входа в Божье царство ( Иоан. 3 ), Иисус продолжил служение и сбор последователей в Иудее, а Иоанн Креститель нёс служение в Еноне близ Салима (южнее Беф-Сана). У людей возникло некоторое смущение из-за синхронного служения Иоанна Крестителя и Иисуса, но Иоанн точно понял взаимосвязь: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Иоан. 3:22–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

7:22. Бефшитта. По общему признанию, этот город можно отождествить с современным селением Шатта (Shatta), в 6 милях к востоку от поворота Изреельской долины к Беф-Сану. Поэтому мадианитяне, пытаясь добраться до переправы через Иордан, обогнули холм Море с юга. 7:22. Царера. Царера известна также под названиями Цартан ( Нав. 3:16 ) и Цареда. В настоящее время ее отождествляют с Телль-эс-Садийех (es-Sadiyeh), в 8 милях к югу от Авелмехолы, на восточном берегу Иордана. 7:22. Авелмехола, Табафа. Авелмехола расположена на западном берегу Иордана, южнее Беф-Сана. По всей вероятности, это Телль-Абу-Сус, в 11 милях к югу от Беф-Сана, в южной оконечности Бефсанской долины, где река Иавис впадает в Иордан с востока. Здесь найдены черепки керамической посуды, датируемой этим периодом. Относительно Табафы полной ясности пока нет. Ее часто отождествляют с Ras Abu Tabat, хотя это место находится слишком далеко на юге, ближе к Telles-Sadiyeh, чем к Tell Abu Sus. 7:24. Бефвара. Это место не установлено, но, по-видимому, оно находилось в Иорданской долине, у переправы близ Авелмехолы. 8:1. Протест ефремлян. Несмотря на то что каждому колену была выделена земля, между ними часто возникали земельные споры. Военная операция, проведенная Гедеоном, должна была привести к подчинению территории, находившейся прежде во владении мадианитян. Ефремляне не хотели остаться в стороне при распределении дополнительной территории. 8:5. Сокхоф. Сокхоф локализуют в Телль-Дейр-Алла, в миле от реки Иавок и в 3 милях от Иордана. Здесь обнаружены археологические материалы, относящиеся к этому периоду (железный век I). Площадь вершины кургана составляет примерно полтора футбольных поля, или 1,25 акра. Это было небольшое селение, где занимались выплавкой бронзы. 8:6. Руки врагов. Отсечение кистей рук павших в бою для подсчета потерь врага было обычной практикой. На египетских рельефах этого периода изображены груды рук, собранных после битвы. Князья Сокхофа не захотели оказывать помощь Гедеону, так как цари мадиамские еще не были убиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

19:12–17. Замысел Яхве. На древнем Ближнем Востоке было распространено представление, что боги принимают активное участие в событиях истории. Цари утверждали, что они возведены на престол божеством-покровителем, которое оказывает им поддержку, напутствует во всех делах и дарует победы и процветание. Интересно, однако, отметить, что в рассказах об участии богов всегда слышны нотки политической пропаганды. У богов древнего Ближнего Востока не было замысла, который бы они последовательно воплощали. Несмотря на то что они считались активными участниками истории на всем ее протяжении, нет никаких признаков того, что они имели замысел, определяющий ход истории. Здесь Илии становится понятно, что Яхве не просто дерзновенный воитель, защищающий или свергающий царей по своему произволу подобно богам древнего Ближнего Востока. У Него есть план истории. Его война – это не просто яростное кровопролитие; существует некий далеко идущий замысел, который тщательно воплощается в жизнь. После того, как огонь, ветер и землетрясение прекратились, появилась возможность открыть этот замысел. Выражение «веяние тихого ветра» в ст. 12 не объясняет, как говорит Господь. Но оно характеризует звенящую тишину, наступившую после всего этого шума разрушения. Только в такой тишине и можно услышать голос Яхве. 19:15,16. Помазание троих преемников. Илия заблуждался, полагая, что он незаменим и является последней и единственной надеждой Бога. Назвав троих преемников, Господь дал понять, что Он всегда располагает резервом. Арамейский царь Азаил станет орудием Бога в суде над Израилем (дополнительную информацию см. в коммент. к 4Цар. 10:32 ). Ииуй станет царем Израиля и со временем совершит божественный суд над домом Ахава (дополнительную информацию см. в коммент. к 4Цар. 10 ). Елисей продолжит пророческое служение Илии. 19:15. Чрез пустыню в Дамаск. Здесь подразумевается Сирийская пустыня, простирающаяся от Дамаска до бассейна Евфрата. Именно вокруг этой пустыни располагается «плодородный полумесяц». 19:16. Авел-Мехола. Авел-Мехола расположена на западном берегу Иордана южнее Беф-Сана. По всей вероятности, ее можно отождествить с Tell Abu Sus, в 11 милях к югу от Беф-Сана, в южной оконечности Бефсанской долины, где Иавис впадает в Иордан с востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

На востоке владения Завулона граничат с уделом Иссахара. Города этой местности: Давраф (Daburiyeh близ горы Фавор) и Иафия (Yafa, к юго-востоку от Назарета). Единственной нитью, связывающей Завулон с морем (вопреки Быт. 49и Втор. 33:18,19 ), была торговля с Акко, возможно, через соседний город Нагалал (Tell en-Nahl). Его территория не имела выхода к Средиземному морю. 19:15. Вифлеем. Этот город, расположенный к юго-западу от Нагалала в уделе Завулона, не следует путать с Вифлеемом на юге, в Иудее. Здесь был погребен судья Есевон ( Суд. 12:8–10 ). Современное арабское селение по-прежнему носит название Beit-Lahm. 19:17–23. Пределы и города Иссахара. Эта территория лежит в Изреельской долине к северу от Манассии, к востоку от Асира и к югу от Неффалима. Ее северная граница простирается от горы Фавор до Иордана, южнее моря Галилейского. О стратегическом значении этого региона свидетельствуют его упоминания в анналах Тутмоса III (Анахараф и Кишион) и Сети I (Ремеф ­­ Иармуф, возможно то же, что и гора Иармуга в 6 милях к северу от Беф-Сана). Остальные города: Изреель – Zer " in, северо-западнее горы Гелвуй; Кесуллоф ­­ Кислоф-Фавор (см.: 19:12) – современный Иксаль, в 2 милях к юго-востоку от Назарета; Сунем – Солем, в 3 милях к северо-востоку от Изрееля. 19:24–31. Пределы и города Асира. Удел Асира лежит в долине Акко к западу от Завулона и Неффалима и простирается на север до финикийских портов Тира и Сидона. Эта территория также фигурирует в египетских царских анналах. Тутмос III упоминает Хелкаф (возможно, Tell el-Harbaj или Tell el-Qassis), Ахсаф (см.: 11:1), Мишал (близ горы Кармил) и Аламелех, а Рамсес II включает в число завоеванных хананейских городов Кану (в 7 милях к юго-востоку от Тира). Идентифицированы следующие города: Кавул (Kabul); Еврон (Khirbet " Abdeh, в 10 милях к северо-востоку от Акко); Умма – возможно, Акко; Рехов (не путать с одноименным городом в Чис. 13:22 ) – возможно, Tell el-Gharbi, в 7 милях к востоку от Акко. Включение Тира и Сидона в пределы Асира отнюдь не означает фактическое господство над этими городами. Граница была не столько реальной, сколько теоретической, хотя селения в окрестностях городов-государств в какие-то периоды действительно принадлежали израильтянам. 19:29. Ахзив. Ахзив, расположенный к северу от Акко и отданный во владение Асиру, так и не был завоеван ( Суд. 1:31 ). Раскопки показывают, что со времен средней бронзы до римского периода здесь существовал процветающий торговый центр. Он многократно подвергался разграблению, но неизменно возрождался, и достиг наивысшего расцвета в VIII в. до н. э., незадолго до его разрушения Сеннахиримом в 701 г. Этот город не следует путать с Ахзивом в Шфеле, отданным Иуде (15:44).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

31 он очень изранен был стрелками. В отличие от неуязвимого Давида, отвергнутый Богом Саул стал мишенью для филистимлян (см. ком. к 31,1). 31 эти необрезанные. См. ком. к 14,6. Тогда Саул взял меч свой, и пал на него. Более достойно ведут себя те, кто в минуты крайней опасности либо, как Давид, укрепляются упованием на Господа (23,16; 30,7), либо, подобно Ионафану, целиком предают себя воле Божией. Упадок и конец царствования Саула. 31:7–10 Эти стихи продолжают описание поражения израильтян (см. ком. к ст. 1). Подобно тому как Давид в свое время обезглавил великана-филистимлянина (17,51), так теперь и филистимляне обходятся с тем, кто был «выше всего народа» (9,2) израильского (ст. 9). 31 капище Астарты. См. ком. к 7,4. Беф-Сана. Город Беф-Сан располагался в долине Иордана южнее Галилейского моря. В Нав. 17,11–16 и Суд. 1,27 Бен-Сан назван в числе городов, которые долгое время служили оплотом хананеям, а также, как явствует из данной главы, филистимлянам. 31 Иависа Галаадского. См. ком. к 11,1. 31 и взяли тело Саула и тела сыновей его. Этот бесстрашный поступок жителей Иависа Галаадского следует, по всей видимости, рассматривать как дань уважения Саулу за то, что когда-то он спас их от Мааса аммонитянина (гл. 11). В то же время, спасение тела Саула теми, кого сам он прежде спасал, является вехой, знаменующей конец его царствования. Автор Второй книги царств неизвестен. Хотя некоторые данные (см. Введение к Первой книге царств) позволяют считать автором пророка Самуила, однако неоспоримым является факт, что многие события, описанные в книге, произошли после смерти Самуила. Время и обстоятельства написания Общность литературной формы Первой и Второй книг царств указывает на первоначальное их единство. Эти книги являлись частью ретроспективного осмысления заветных отношений Бога и избранного Им народа, и написаны они были в период вавилонского пленения. Характерные особенности и темы Смерть Саула (1 Цар., гл. 31) открывает Давиду путь к престолу и избавляет его от необходимости поднимать руку на помазанника Божиего. В гл. 1,1 5,5 излагаются события, сопровождавшие воцарение Давида сначала над Иудеей, а затем и над всем Израилем. Его восхождение на престол в Иудее прошло мирно и без кровопролития, которого, однако, Давиду не удалось избежать на пути к власти над всем Израилем. Автор (или авторы), тем не менее, подчеркивает, что лично Давид не был виновен в гибели полководца Саула Авенира и последнего оставшегося в живых царского сына Иевосфея, как не был он виновен и в смерти самого Саула и его первенца Ионафана.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5. Авдий: суд над Едомом Правление Иорама в Иудее в середине IX века до Р.Х., скорее всего, было предпосылкой для пророчества Авдия. Едом восстал против владычества Иуды. Затем, когда филистимляне и аравитяне найали на Иерусалим и захватили имущество и семью царя, Едом стоял в стороне и злорадствовал. За такое поведение Авдий предсказал суд над Едомом. К сожалению, едомляне так и не приняли слов Авдия к сердцу. Сотрудничая с Иудеей, Едом мог получать взаимную выгоду от торговых маршрутов на юго-востоке, но предпочёл воевать. Пользуясь слабым положением Иуды, он снова и снова отнимал у него земли. О захвате иудейских земель филистимлянами и едом- лянами Авдий предсказал, что «завладеют те, которые к югу (Негев), горой Исава, а которые в долине (Шефеле) – филистимлянами» ( Авд. 19 ). В течение ближайших пятидесяти лет его пророчества полностью исполнились ( 4Цар. 14:7 ; 2Пар. 26:6 ; карта 7–2). Елисей, Иорам, Ииуй: отношение с Сирией и Ассией 850–841 до Рождества Христова 1. Родина Елисея, 3 Царств 19:15–21 Елисей (букв, «мой Бог спасает») был родом из Авел- Мехолы («луг танца») в низовье Иорданской равнины, южнее Беф-Сана. Он пахал поля в этой местности, когда Илия бросил на него свою милоть. Евр. слово адерет, переведённое как «милоть», может означать «слава». 2. Вознесение Илии на небо, 4 Царств 2:1–14 Ситуация в Израиле в это время была трудной. Ахав погиб на войне, но Иезавель ещё жила. Сын Ахава Охозия обратился за исцелением к божеству Веельзевулу, однако умер. Война с Сирией продолжалась, и другой его сын, Иорам, начал подавлять мятеж в Моаве (карта 6–4). Илия и Елисей покинули Нагорную местность, идя вниз по хребту из Вефиля в Иерихон. Они чудесным образом перешли Иордан и вышли на равнины Моава, где на горе Нево умер Моисей. Здесь огненная колесница взяла Илию и понесла в вихре на небо. Елисей получил милоть Илии, символ двойной доли духа Илии. 3. Очищение источника, 4 Царств 2:19–25 Ударив по воде Иордана, Елисей пришёл в Иерихон. В жарком климате Иорданской долины близ Иерихона, в 240 метрах ниже уровня моря, жизнь сильно зависит от воды. Каким-то образом источник в Иерихоне загрязнился. Любопытно, что Елисей очистил источник, бросив в него соль. Скорее всего, это тот источник, который течёт из подножия древнего холма (телль эс-Султан) и питает водой Иерихон до сегодняшнего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Ящик виски стоимостью в 60 долларов и ящики коньяка и других напитков, не говоря о бесчисленных ящиках пива... Бутылки ликёра или двух не было достаточно для ПРЕЗИДЕНТА и ничто не было слишком хорошим для ПРЕЗИДЕНТА. И вот, о Господи, он (Рутерфорд) был так смел, и его вера в Тебя настолько велика, что он прячется за четырьмя стенами, или окружает себя буквально вооружённой охраной, а ораторствует о своих мечтах... и посылает нас ходить от двери к двери навстречу врагу в то время, как сам ходит от «напитка к напитку» и говорит нам, что если мы не будем (ходить от двери к двери, Н.П.), мы будем уничтожены. Расходы на напитки, согласно Вальтеру Салтеру, были за счёт Общества Сторожевой Башни. Так продолжалось до смерти Рутерфорда в 1942 году. Версия о том, что резиденция в Беф-Сариме, предназначена для князей Ветхого Завета, была официальной. Общество Сторожевой Башни издало книгу вице-президента Фредерика Франца под названием «Новый мир». В ней он написал такие высокопарные слова о Беф-Сариме: ... можно ожидать явления этих верных мужей древности в любое время. Теперь Писание даёт хорошую причину, чтобы верить, что оно произойдёт незадолго до начала Армагеддона. Согласно этому ожиданию, был построен в 1930 году дом в Сан-Диего, Калифорнии, о котором много со злым намерением писали религиозные враги, и назван Беф-Саримом, что значит «Дом Князей». Теперь он содержится доверительным способом для жительства этих князей после их возвращения (т.е. воскресения, Н.П.). Большинство последних фактов показывают, что религиозные деятели этого обречённого мира скрежещут зубами по причине свидетельства, которое являет этот «Дом Князей» относительно (грядущего, Н.П.) нового мира. Для этих религиозных деятелей и их союзников возврат древних мужей веры, которые будут как судьи владычествовать над людьми, не принесёт никакого удовольствия. Однако, со смертью второго президента Сторожевой Башни в 1942 году, умерла и истинная причина необходимости иметь резиденцию Беф-Сарим. Подержав её ещё шесть лет, Общество избавилось от неё путём продажи. С течением лет она всё больше и больше становилась свидетелем ложного пророчества Рутерфорда и Сторожевой Башни. Рэймонд Франц в своей книге написал:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

На 23 год царствования Шапура II, 327 год нашей эры, падает мученичество Зебины, Лазаря, Маруты, Нарзеса, Илии, Мари, Хабиба, Саббы, Шембаита, Ионы и Берик-Иешу. По другим, Латинским и Греческим, авторам, эти исповедники претерпели мучения не на 18-м году царствования Шапура, но на 31-м, после опубликования эдикта против Церкви. Автором этих актов был Исаия, сын Хадбо (Хадабу) из Арзана (ρζανην), очевидец событий. Местом последних был Арзан, граница двух соперничавших Империй: эта провинция в актах не названа, но ее местонахождение совершенно ясно из их текста. Акты Шапура, епископа Некаторского, Исаака, епископа Беф-Селахского, Манэ, Абрахама и Симеона снова приводят нас в Бет-Гармай. Мученичество этих исповедников отнесено к 30-му году царствования Шапура, соответствующему 339 году нашей эры. Сирийская редакция, которой мы располагаем, происходит по-видимому из Эдессы; в актах мы читаем, что мученики ныне покоятся в Эдессе, в новом Marmiriume внутри города. Это сообщение заимствовано, конечно, из древних документов: христиане там названы назареями, как их некогда называли в Персии. Сравнивая эти акты с «Историей города Беф-Селоха», мы встречаем ряд серьёзных противоречий. В «Истории Беф-Селоха» епископ Исаак, претерпевший мученическую кончину, является предшественником Иоханнана, который присутствовал на соборе 318 епископов, т.е. на I Вселенском в 325 году; с другой стороны, Манэ, Абрахам и Симеон пострадали не при Шапуре II, но при Иездегерде II, на 8 году его царствования, который соответствует 407 году нашей эры. «История» даёт точные подробности, заимствованные, очевидно, из древних источников. Если автор Сирийских актов писал их в Эдессе после перенесения в этот город мощей святых, то он легко мог смешать даты событий. Он утверждает, что епископ Исаак является современни ком Манэ, Абрахама и Симеона и этот анахронизм объясняется тем, что действительно был священник Исаак, казнённый с этими мучениками и казнь произошла на том же самом месте в городе Кенар Никаторского округа, где некогда был казнён и епископ Исаак.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

– Так, так, – молвил Фрон де Беф. – А не можешь ли ты мне сказать, святой отец, много ли там этих бандитов? – Доблестный господин, – отвечал Вамба, – nomen illis legio – имя им легион. – Ты мне просто скажи, сколько их, монах, не то ни твоя ряса, ни веревка не защитят тебя. – Увы, – сказал мнимый монах, – cor meum eructavit, что значит – я чуть не умер со страху! Но сдается мне, что всех – и йоменов, и простолюдинов – там наберется по крайней мере пятьсот человек. – Как! – воскликнул храмовник, в эту минуту вошедший в зал. – Так много слетелось этих ос? Значит, пора передавить их зловредный рой. Он отвел хозяина в сторону и спросил его: – Знаешь ты этого монаха? – Нет, – отвечал Фрон де Беф, – он не здешний, из дальнего монастыря, и я его не знаю. – В таком случае не передавай ему на словах того, что ты хотел поручить, – сказал храмовник. – Пускай он отнесет письмо от имени де Браси с приказанием его вольной дружине поспешить сюда. А тем временем, чтобы этот монах не догадался, в чем дело, дозволь ему выполнить свою задачу и приготовить саксонских свиней к бойне. – Хорошо, пусть так и будет, – отвечал Фрон де Беф и велел одному из слуг проводить Вамбу в ту комнату, где содержались Седрик и Ательстан. Между тем нетерпение Седрика все росло и росло. Он расхаживал из конца в конец по залу с видом человека, который бросается в атаку или берет приступом крепость. Он то издавал какие-то восклицания, то взывал к Ательстану, который со стоическим хладнокровием ожидал исхода приключения, преспокойно переваривая весьма сытный обед. По-видимому, вопрос, долго ли продлится их тюремное заключение, мало его тревожил: он твердо уповал, что, подобно всякому земному злу, когда-нибудь и это кончится. – Pax vobiscum! – молвил шут, войдя к ним. – Да будет над вами благословение святого Дунстана, святого Дениса, святого Дютока и всех святых! – Войди, милости просим, – сказал Седрик мнимому монаху. – Зачем ты пришел к нам? – Я пришел приготовить вас к смерти, – отвечал шут. – Не может быть! – воскликнул Седрик, вздрогнув. – Как они ни злобны, как ни бесстрашны, они не осмелятся учинить такую явную и беспричинную расправу.

http://azbyka.ru/fiction/ajvengo-valter-...

– Клянусь вам, благородный рыцарь, – сказал Исаак, – клянусь всем, во что я верю, и тем, во что мы с вами одинаково веруем… – Не произноси лживых клятв, – прервал его норманн, – и своим упорством не предрешай своей участи, а прежде узнай и зрело обдумай ожидающую тебя судьбу. Не думай, Исаак, что я хочу только запугать тебя, воспользовавшись твоей подлой трусостью, которую ты унаследовал от своего племени. Клянусь тем, во что ты не веришь, – тем Евангелием, которое проповедует наша церковь, теми ключами, которые даны ей, чтобы вязать и разрешать, что намерения мои тверды и непреложны. Это подземелье – не место для шуток. Здесь бывали узники в десять тысяч раз поважнее тебя, и они умирали тут, и никто об этом не узнавал никогда. Но тебе предстоит смерть медленная и тяжелая – по сравнению с ней они умирали легко. Он снова движением руки подозвал невольников и сказал им что-то вполголоса на их языке: Фрон де Беф побывал в Палестине и, быть может, именно там научился столь варварской жестокости. Сарацины достали из своих корзин древесного угля, мехи и бутыль с маслом. Один из них высек огонь, а другой разложил угли на широком очаге, о котором мы говорили выше, и до тех пор раздувал мехи, пока уголья не разгорелись докрасна. – Видишь, Исаак, эту железную решетку над раскаленными угольями? – спросил Фрон де Беф. – Тебя положат на эту теплую постель, раздев догола. Один из этих невольников будет поддерживать огонь под тобой, а другой станет поливать тебя маслом, чтобы жаркое не подгорело. Выбирай, что лучше: ложиться на горячую постель или уплатить мне тысячу фунтов серебра? Клянусь головой отца моего, иного выбора у тебя нет. – Невозможно! – воскликнул несчастный еврей. – Не может быть, чтобы таково было действительное ваше намерение! Милосердный творец никогда не создаст сердца, способного на такую жестокость. – Не верь в это, Исаак, – сказал Фрон де Беф, – такое заблуждение – роковая ошибка. Неужели ты воображаешь, что я, видевший, как целые города предавали разграблению, как тысячи моих собратий христиан погибали от меча, огня и потопа, способен отступить от своих намерений из-за криков какого-то еврея?..

http://azbyka.ru/fiction/ajvengo-valter-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010