Бери Эгнаташвили (начало XVIII в.), хорошо осведомленный об описываемых Виссарионом событиях, пишет: Тогда неверные агаряне насильничали по всей Кахети и нанесли много зла жителям Кахети, разорили и осквернили святые церкви. Тогда некий путник - священник шел одиноко в Кахети по пути своему. И на пути том встретились этому иерею несколько татар. И схватили его те враги неверные и завистники веры Христовой. Насильно связали священника и произвели над ним нечто мерзостное, которое суть грех содомский и отпустили. А священник тот пошел и явился в Душети. Сидели вместе эристав Заал и супруга его. Склонил пред ними священник колени и взмолился: Ты Заал эристав и правитель Кахети, а неверные агаряне разорили Кахети сполна и меня схватили в пути и произвели надругательство надо мной, связанным по рукам, осрамили, свершив надо мной дело несказанно срамное. И отныне ответ за это ты держи, ты должен ответствовать Богу, ибо тебе вверена Кахетия. [Бери Эгниташвили. Новая история Грузии//Картлис цховреба. T.II. Тбилиси. 1959. С.438. На старогруз.яз.] О надругательстве персидскими насильниками над священником как поводе к всенародному восстанию против поселенных в Восточной Грузии татар говорит кратко и историк Вахушти Багратиони. Взамен престарелого царя Ростома, говорит Вахушти, персы в 1657 г. посадили в Кахети правителем Салимхана. Правление Кахети он делил с арагвским эриставом Заалом ( Салимхан правил Кахети, советуясь с ним ). По Вахушти Багратиони, именно Салимхан верховодил массовым заселением элиями (туркменами) Кахети, центром которых стала, как свидетельствуют источники, возведенная ими в деревне Бахтриони крепость. И стали они, пишет историк, осквернять святые церкви и превратили их в стойбище своих стад, было и горя премного от них в Кахети и от воров леков . Но Салимхан, пишет Вахушти, в отношении всего производимого врагами в Кахети был безразличен.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Лит.: Чубинашвили Г. Н. Архитектура Кахетии. Тбилиси, 1959; Лордкипанидзе М. Политическое объединение феод. Грузии: IX-X вв. Тбилиси, 1963. С. 137-175 (на груз. яз.); Бердзенишвили Н. Из прошлого Вост. Кахети// о н же. Вопросы истории Грузии. Тбилиси, 1966. Т. 3. С. 253-276 (на груз. яз.); Мусхелишвили Д. Город-крепость Уджарма. Тбилиси, 1966 (на груз. яз.); он же. Вопросы полит. географии Кахети-Эрети в XII-XIII вв.//Сб. ист. географии Грузии. Тбилиси, 1967. Т. 3. С. 55-130 (на груз. яз.); он же. Основные вопросы ист. географии Грузии. Тбилиси, 1977. Т. 1 (на груз. яз.); он же. Древняя история Кизики (I в. до н. э.- нач. XV в.). Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Чилашвили Л. Города Кахети: XIV-XVII вв. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.); Папуашвили Т. Царство ранов и кахов (VIII-XI вв.). Тбилиси, 1982 (на груз. яз.); он же. О терминах «кахи», «кухи», «эры» и соответствующих им геогр. названиях - «Кахети», «Кухети», «Эрети»//Иностранная и груз. терминология понятий «Грузия» и «грузины». Тбилиси, 1993. С. 403-441 (на груз. яз.); Тордиа А. О садрошо и самоураво в царстве Кахети в позднем средневековье: XV-XVIII вв.//Шромеби (Труды ТГУ). Сер.: История, искусствоведение и этнография. Тбилиси, 1983. Вып. 243. С. 85-94 (на груз. яз.); Тодриа Т. Ист.-геогр. очерк области Цинамхари в Шигни-Кахети//Шашианис Самеба: Сб. Тбилиси, 1988. С. 5-19; Тодриа Т., Тордиа А., Путкарадзе М. Вопросы ист. географии Гаре-Кахети: Страна Гареджи//Труды археол. экспедиции Кахети. Тбилиси, 1988. Т. 8: Гареджи. С. 113-130 (на груз. яз.); Чубинашвили Н. Шашианис Самеба//Шашианис Самеба: Сб. Тбилиси, 1988. С. 20-110; Описание памятников истории и культуры Грузии. Тбилиси, 2004. Т. 2: Ахметский, Душетский, Тианетский, Казбегский р-ны (на груз. яз.). Г. Чеишвили, А. Тордиа Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/1683949.html

Но однажды некий священник шел по центру Кахети, схватили его татары и осквернили (грехом) Содома и отпустили . Оскверненный пастырь предстал пред Заалом и говорил так: Тебе вверена почти вся Кахети. Ныне надо мной надругались татары, за что ты же ответишь Христу в великий День Суда . Слыша это Заал взял клятву с подданых и пшав-хевсур-тушов и Бидзины стольника и эристава Ксанского и Шалвы с его братом Элисбаром ...Собрал их всех . Вначале напали на Бахтриони и сокрушили и истребили татар . Сам Заал, очевидно, по старости не принимал непосредственного участия в восстании, возложив всю ответственность на своего сына Зураба. Затем (напали) на Алаверди и затем истребили элиев по всей Кахети, ибо не оставили даже грудных младенцев в колыбели и освободили Кахети. До Карагаджа не дошли, потому как Салимхан ушел оттуда, а там сидел Муртазахан, и вернулись победно [Вахушти Багратиони. Описание Царства Грузинского. Тбилиси. 1973. С. 600. На старогруз.яз.] События в Кахети, судя по мартирию, не привели шаха Аббаса II в замешательство, хотя персы были раздражены и происшедшее великим для себя позором и потерей сочли . Шах велел главарю Гандзийскому возглавить Кахети, но тот в страхе не дерзнул войти в нее . Правитель велел грузинскому царю, Вахтангу, притворно омусульманившемуся и потому носившему второе имя Шахнаваз дабы тот выдал ему отважных сих христианских ратников и, как уверяет Виссарион Орбелишвили, царь схватил троих блаженных и представил их шаху Аббасу в Персии . Шах в свою очередь выдал их тому самому хану Ардаланскому, который со всеми своими татарами был изгнан из Кахети. Далее происходит типичный и исторический вполне реальный факт в отношениях персов к грузинам.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В основе произведения Виссариона Орбелишвили лежит исторический факт. Упомянутые в Похвальном Слове ... персонажи - живые исторические лица, засвидетельствованные и в других, собственно исторических писаниях грузин. Если Виссарион и не был свидетелем описываемых им событий, то наверняка мог быть знаком с представителями старшего поколения, очевидцами фактов тех трагических дней в Кахети, и пользоваться их рассказами. Именно данный момент придает Мученичеству Бидзины, Шалвы и Элисбара историчность, делает его более ценным письменным источником, чем большинство сочинений агиографического жанра, что, между прочим, составляет особенность грузинской житийной литературы. Виссарион подчинил исторически реальный материал тому церковному жанру, в котором он, как иерарх и писатель, подвизался. Кроме того, это обстоятельство указывает на преемственность поздней грузинской агиографии с древней, само название которой, по-грузински Цховреба - Жизнь , в грузинском изначально стало обозначать Историю ( историописание ) [Джавахишвили И. А. История грузинской литературы. Coч.T.VIII. Тбилиси, 1973. На груз. яз.] . После разорения Кахети шахом Аббасом I, ежели где-либо сохранились люди, стали понемногу обустраивать разоренные места кахетские . Восстановление Кахети, к тому же силами местного населения, естественно, не могло входить в намерения преемников шаха Аббаса I. С приходом к власти шаха Аббаса II (1642 - 1666) Кахети вновь стала ареной кызылбашского засилья. Аббас II, очевидно, представлял, что попытки покорения неподдающейся иноземной власти маленькой Кахети одними лишь военными методами не дадут желаемых результатов, и потому решил омусульманить ее иным способом. Он окончательно обратился к замыслам своих предшественников - заселить Кахети иноверными туркменами, в публикуемом произведении часто называемыми элиями (туркм. народ ). Попытка персов реализовать этот план имела место и в XVIII в.. [Бердзенишвили Н.А. Из прошлого Восточной Кахети//Бердзенишвили Н.А. Вопросы истории грузии. Т. Ш. Тбилиси, 1966. С.269. На груз. яз.] Вот почему, как мы уже сказали, идея написанного в начале XVIII века произведения Виссариона Орбелишвили звучало для того времени злободневно.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

1970. Т. 3. С. 335). В XVII в. обострилось положение в Кахети: после уничтожения царской власти (1648) кахетинские земли, в т. ч. земли М. К., были зачислены в гос. диван Ирана. Земли М. К. присваивали как отдельные кахетинские князья, так и епархии. Для восстановления юрисдикции М. К. в Кахети католикосы-патриархи вынуждены были обращаться к персид. правительству, что означало вступление в долгую и часто бесперспективную тяжбу с местными феодалами. В период кратковременного правления в Кахети Арчила II (1664-1675) католикос-патриарх Доментий III после тяжбы все же сумел вернуть неск. деревень - Пашаани, Ведзисхеви, Бердзенаули (Аннотированный словарь. 1993. Т. 2. С. 94-95), но впосл. М. К. опять утратил приобретенное (Там же. 2004. Т. 3. С. 299). Кахетинские земли удалось вернуть М. К. при католикосе-патриархе Доментии IV (Багратиони) , к-рый в 1707-1708, 1713 и 1714 гг. лично получал фирманы от персид. шаха. На свои средства Доментий IV восстановил принадлежавшие М. К. тбилисские церкви Анчисхати и Метехи. В годы османского (1723-1735) и иранского (1735-1748) господства в Вост. Грузии царства Картли и Кахети претерпели значительные разрушения: историк Папуна Орбелиани писал, что из-за непрекращающихся войн и непомерной дани Надир-шаха крестьяне рубили собственные сады и виноградники, бросали земли и покидали родину ( Папуна Орбелиани. 1981. С. 48). Новое возрождение М. К. началось с восшествием на престол католикоса-патриарха Антония I (Багратиони ; 1744-1755 1764-1788). От царей Теймураза I и Ираклия II он получил подтверждения старых владений Светицховели в Картли и Кахети и на основании их стал собирать земли и разыскивать беглых крепостных Католикосата.

http://pravenc.ru/text/МЦХЕТСКИЙ ...

В 1657 г. в Кахети было поселено около 80.000 элиев (груз. также синоним скотоводов и кочевников) или татар , как часто их именует автор публикуемого мартирия. В памятнике говорится, что персы прислали бесчисленный улус татарский (=туркменский) со всем их семейством и (пешим) воинством и со всем их имуществом ... дабы сполна истребить христианство ... И переполнилась ими область Кахетская, ибо никто не был в силах противостоять им, ввиду их множества ... И стали поселяться ... по обе стороны берегов Алазани и во всех местах Кахети ... Нигде не поминалось имя Христа, опричь некоторой малости в горах среди тушов и хузов и окрестных тех местах . Все Мученичество Бидзины, Шалвы и Элисбара (равно как и другие памятники житийной литературы грузин) посвящено исключительно борьбе за веру Христову . Еще задолго до XVII в. на Кавказе этноним грузин был синонимом православного христианина. В XVII в.; в эпоху глубокого кризиса христианства побывавший здесь турецкий ученый, путешественник н современник описываемых в нашем памятнике событий, Эвлия Челеби с иронией иноверца-османа писал, что грузины, приняв христианство и чванясь этим, руководствуются Евангелием . [Эвлия Челеби. Книга путешествий. Т.3. М.,1983. С.184] Туркменам, враждебным и чуждым во всех отношениях местному населению, нужно было создать в Кахети гарантии своей безопасности. С этой целью персы воздвигли здесь несколько крепостей. Стратегически наиболее важная из них была расположена в селе Бахтриони. Эта крепость давала персидскому гарнизону возможность особенно надежно контролировать пути, ведущие из высокогорной части Кахети, населенной воинственными горцами, весьма опасными для татар - туркменов. Образ жизни и хозяйствования элиев, кочевых скотоводов, был принципиально отличен от образа жизни, обычаев и культурно-хозяйственного типа кахетин - в основном виноградарей и хлеборобов. Туркмены вырубали леса, сады и виноградники и повращали их в пастбища. Опасность нависла и над горцами Восточной Грузии, которые традиционно содержали себя хлебом и вином, производимыми в равнинной Кахети, а также исстари пользовались здесь зимними пастбищами. [Очерки истории Грузии. T.IV. Тбилиси, 1973. С.331. На груз.яз.]

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

И это он сделал тем паче, что был сведущ, что такой порядок был чужд среди христиан. А сей желанный и на слух не воспринял столь непотребное дело, но спешно сосватал ее кахетинскому царю Теймуразу и выдал ее ему в жены. Услышав об этом, насильник и изверг преисполнился сердечной злобы и искал удобного часа, чтобы отомстить обоим царям. Ибо изначально насажденные (в нем) месть и коварство по причине этой отныне стали явными. V. Тогда собрался он с силами великими и воинством бесчисленным и достиг рубежей Картли и пришел в Гандзу и стоял некоторое время в этом городе Гандзе. И постиг страх великий Грузию, ибо никому не было в силах противостоять ему. А царь кахов отправил встречать его матерь свою и двух сыновей с бесчисленными дарами и просил защиты и мира стране своей. А он, неверный, обещал мира, а во гневе помышлял о коварстве. Лгал он в клятве, которою поклялся. Схватил блаженную царицу и отправил ее в город Шираз и там держал в полоне, и сыновей его обоих оскопил. Затем вторгся в Кахети и стал ее жечь, рушить и разорять и обезлюдил всю Кахети. А цари Теймураз и Луарсаб бежали в Имерети и пребывали там долгое время, ибо и время того разора продлилось. И сполна истребив Кахети, вступил он в Картли, но не так, как в Кахети, а мирно пришел, обезопасил и защитил рубежи Картли. Ибо как я (о том) говорил, царь картлийский скрывался в Имерети. Но его, неверного шаха Аббаса, весьма озаботило бегство царя из рук его. Обошел Картли и разбил стан близ Имерети в деревне Али. И вознамерился, каким-нибудь образом прибрать сего желанного. И с подношениями и дарами многими и большими посылал он (людей своих) к сему блаженному и словами лицемерными сулил превеликих даров и почестей, дабы повиновался и явился к нему, и постоянно писал ему так: Ежели ты придешь ко мне, я сделаю тебя сыном моим любезным и верным другом и дам тебе твои же царства: Картли, Кахети и Самцхе и не помяну о вере твоей; веди себя по собственному волеизъявлению и все владения мои будут завидовать и покоряться тебе, ибо весьма люблю тебя за родовое благородство твое, ибо ты из рода Пророков.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

2. Экономическое развитие. В XVI-XVIII веках в Грузии были крайне тяжелые условия для экономического развития страны. Опустошительные нашествия Турции и Ирана в самой основе подорвали экономику Грузии. Политическая слабость грузинских царств и княжеств обусловила переселение в низменные области страны стоящих на низком уровне развития горских племен. Усилились нападения дагестанцев и осетин. Эти разбойные набеги еще больше ухудшали экономическое положение страны, так как от них страдал производящий слой крестьян. Резко сократилась площадь пахотных земель и сенокосов, и в результате всего этого хозяйство страны пришло в упадок. Но как только наступала мирная передышка, в стране начиналось экономическое возрождение. В XVI веке для экономического подъема самые лучшие условия создались в Кахети. К тому же Кахети находилась около торгового пути Гилан-Шемаха-Астрахань. В этот период в Кахети возродились города Греми и Загеми (Дзегами). Кахети имела торговые отношения с Ираном и Россией. Экономическое развитие Кахетского царства было надолго прервано нашествиями шах-Аббаса I. В Картли экономический подъем начался при Ростом-хане. После продолжительной кровопролитной борьбы с врагом страна обрела, наконец, покой. Самым значительным торгово-ремесленным центром вновь считался город Тбилиси. Выросло городское население. Если в 80-е годы XVII века численность населения Тбилиси составляла 12 тысяч человек, то в середине XVIII века это число достигло 20 тысяч. В период царствования Вахтанга VI в Тбилиси было около 200 духанов (торговых лавок), при царе Ираклии II это число достигло 500. Значительными торговыми центрами были также: Гори, Цхинвали, Сурами, Али. На фоне оживленных торговых отношений с Россией возросло значение Душети и Ананури. При Ираклии II в Картли-Кахети завозились товары и из Европы (Испании, Франции). Грузинские купцы ездили торговать в Индию, Багдад, Сирию. Тяжелая политическая обстановка в Западной Грузии оказывала свое влияние и на экономику страны. Заглохла городская жизнь.

http://sedmitza.ru/text/401688.html

Кореани, местности Цинклдееби, Цалгверда), Дзвели-Гавази, Чикаани (ц. Усанети с колокольней), Греми (ц. Кочистави), дворцовый комплекс Самеба (во имя Св. Троицы) в городище Греми. Мн. церкви относятся к зальному типу; некоторые были украшены стенной росписью. На окраинах Н. е., в горных районах Юж. Дагестана, процесс христианизации протекал медленно. По описанию анонимного историка царицы св. Тамары, жители этого края, дидойцы, «поклоняются какому-то невидимому черту, а некоторые - черной, без метки, собаке»; иногда они восставали против центральной власти Грузинского царства (История и восхваление венценосцев//КЦ. 1959. Т. 2. С. 111; То же. 2008. С. 291). На рубеже XIV и XV вв. Кахети, как и вся Грузия, жестоко пострадала от набегов Тамерлана. Историк XVII в. Парсадан Горгиджанидзе писал об этом: «Тюрки... вторглись в Кахети. Всех, кого нашли, перебили, церкви разрушили, сады и виноградники вырубили, дома сожгли, а с ореховых деревьев содрали кору... Кахети... была опустошена» ( Парсадан Горгиджанидзе. 1990. С. 42-43). На территории Н. е. помимо других были разрушены г. Ареши и комплекс Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Предтечи) в Греми. После распада Грузии (кон. XV в.) на территории Кахети образовалось независимое царство. На протяжении XVI в. оно переживало экономический и культурный подъем. Для Н. е. показательными являются слова царя Кахети Теймураза I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632) об этом времени, обращенные к рус. послам: «В старину, бывало, от Кремля (Греми.- Авт.) до Загени, Базар тож (Базари, Бахтало, ныне в Закатальском р-не, Азербайджан.- Авт.), сходилося шелку 1000 вьюков и мы посылывали в Ерусалим и в Святые горы милостыню вьюков по 20-ти и по 30-ти; а у себя было много и сосудов, были золотые и серебряные» (Материалы по истории… 1937.

http://pravenc.ru/text/Некресской ...

Фонд Иванишвили с весны 2012 г. возобновит реабилитацию памятников церковного зодчества в Кахети. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Новости Фонд Иванишвили с весны 2012 г. возобновит реабилитацию памятников церковного зодчества в Кахети 19.01.2012 21:09 Версия для печати Тбилиси, 19 января, Благовест-инфо . Фонд охраны и спасения исторических памятников, который финансирует Бидзина Иванишвили, с весны 2012 г. возобновит реставрацию памятников в Кахети. Об этом Кахетинскому информационному центру сообщил директор фонда Зураб Хведелидзе. «Реабилитационные работы мы обычно начинаем весной, в основном в мае. В зимний период мы их приостанавливаем. А с весны мы вновь приступим к работам», - пояснил он. В последнее время в Кахети распространились слухи о том, что Бидзина Иванишвили, после того, как решил заняться политикой, остановил все свои проекты по реабилитации храмов на территории Кахети. Эту информацию КИЦ подтвердили и специалисты центра по защите памятников регионального муниципалитета.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010