Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Лукиан Гареджийский, прп. - житие Давид и Лукиан Гареджийские , преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем), основатели монашеской жизни в Гареджи. Давид - ученик и сподвижник прп. Иоанна Зедазнийского, один из 12 сир. отцов (сер. VI в.). Сведения о нем и его ученике Лукиане содержатся в Житии Давида, составленном вскоре после его кончины и сохранившемся в поздних рукописях. Наиболее древняя кименная редакция Жития (X в.), вероятно, была создана католикосом Картли Арсением II. Учеником Давида стал один из местных жителей, также впосл. прославленный как преподобный,- Лукиан. Каждый четверг они спускались в город и проповедовали. В Житии рассказывается, что подвижники многих обратили в христианство, совершали чудеса. Язычники подкупили беременную женщину, с тем чтобы она указала на Давида как на отца ее ребенка. На суде преподобный призвал ее сказать правду, иначе она родит камень. Он коснулся посохом ее живота и повелел ребенку назвать имя отца. Толпа побила клеветницу камнями. По преданию, женщина родила камень. Считается, что с этим событием связано возведение ц. Квашвети (груз.- родившая камень), которая в наст. время находится напротив совр. здания Парламента Грузии в Тбилиси. Опечаленный происшедшим, Давид испросил у Бога источник целебной воды, и на горе Мтацминда забил ключ благодатной для бездетных семей воды. Давид и Лукиан Гареджийские покинули Тбилиси и обосновались в полупустынной местности Гареджи (70 км от Тбилиси, юго-запад Кахети, древняя Кухети), в маленьких естественных пещерах хребта каждый высек в стене низкое узкое ложе. Как повествует Житие, они молились под открытым небом, пили дождевую воду, собирая ее в выдолбленные в скале углубления, питались травой, кореньями и молоком, к-рое давали 3 лани с детенышами. В VI в. ГПЦ причислила Давида и Лукиана Гареджийских к лику святых. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Лукиан Гареджийский, прп. " .

http://pravicon.com/info-2807

Спустя 3 года прп. Иоанн послал учеников проповедовать во все концы Грузии. Давид обосновался близ Тбилиси на горе Мтацминда (груз.- св. гора; др. название: Мамадавити - отец Давид), на склоне к-рой устроил небольшую пещеру (сохр. до наст. времени) и часовню. Учеником Давида стал один из местных жителей, также впосл. прославленный как преподобный,- Лукиан. Каждый четверг они спускались в город и проповедовали. В Житии рассказывается, что подвижники многих обратили в христианство, совершали чудеса. Язычники подкупили беременную женщину, с тем чтобы она указала на Давида как на отца ее ребенка. На суде преподобный призвал ее сказать правду, иначе она родит камень. Он коснулся посохом ее живота и повелел ребенку назвать имя отца. Толпа побила клеветницу камнями. По преданию, женщина родила камень. Считается, что с этим событием связано возведение ц. Квашвети (груз.- родившая камень), которая в наст. время находится напротив совр. здания Парламента Грузии в Тбилиси. Опечаленный происшедшим, Давид испросил у Бога источник целебной воды, и на горе Мтацминда забил ключ благодатной для бездетных семей воды. Ангел испепеляет дракона. Сцена из Жития прп. Давида Гареджийского. Роспись главного храма мон-ря Удабно. 1-я пол. XI в. Ангел испепеляет дракона. Сцена из Жития прп. Давида Гареджийского. Роспись главного храма мон-ря Удабно. 1-я пол. XI в. Д. и Л. Г. покинули Тбилиси и обосновались в полупустынной местности Гареджи (70 км от Тбилиси, юго-запад Кахети, древняя Кухети), в маленьких естественных пещерах хребта каждый высек в стене низкое узкое ложе. Как повествует Житие, они молились под открытым небом, пили дождевую воду, собирая ее в выдолбленные в скале углубления, питались травой, кореньями и молоком, к-рое давали 3 лани с детенышами (этот эпизод стал одним из наиболее ярких иконографических сюжетов в росписях Гареджи). С ланями связаны еще 2 житийных эпизода: о драконе, похитившем одного из детенышей и испепеленном ангелом, и об охотниках, гнавшихся за ланями. Эриставом Рустави Бубакаром в скале напротив пещер отшельников была высечена первая небольшая церковь зального типа, освященная в честь Преображения Господня.

http://pravenc.ru/text/168562.html

Додо Гареджийский занимают видное место, т. к. в XI-XII вв. пустынная местность Гареджи (юго-запад Кахети) была крупнейшим монашеским центром Грузии, насчитывающим 12 мон-рей, и жизнь знаменитого отца-основателя воспринималась отчасти сквозь призму новых реалий. Монастырские комплексы в Гареджи и Шиомгвиме сохранили множество келий, высеченных в известковой породе, нек-рые располагались на отвесных склонах горы на большой высоте. Можно предположить, что наиболее частой формой таких монастырей-лавр были полуотшельнические общины, в к-рых каждый монах обладал определенной степенью автономии, но пользовался общим духовным руководством знаменитого подвижника. Но даже при такой форме организации мон-ря увеличение числа монахов вынуждало использовать некоторые элементы общежития. Так, в Гареджи жизнь монашеского поселения координировал «дзмата мтавари» ( - глава братии), который был не настоятелем общежития (киновии не было как таковой), а кем-то вроде эконома, помощника духовного аввы, старшим монахом: он должен был обходить пустынь, приносить пищу отшельникам, ободрять и утешать их в искушениях ( Башелеишвили. 2005. С. 262). C VIII в. значительно увеличилось число груз. монахов в Великой лавре прп. Саввы Освященного. В X-XI вв. здесь сформировалась особая школа груз. каллиграфии и книгописания, благодаря к-рой сохранились мн. памятники груз. письменности и были созданы древнейшие груз. переводы с греческого, армянского, арабского и сирийского языков важных аскетических и богословских сочинений. Грузинским переводчикам и писцам в Великой лавре было отведено особое помещение, называемое «пещерой грузин» ( Š pidlik. 1977. Col. 1054). Такие же груз. скриптории, видимо, были созданы при монастыре прп. Симеона Столпника Младшего на Дивной Горе близ Антиохии и на горе Синай, где груз. монахи имели 2 или 3 церкви, в которых совершали богослужение на родном языке. Сохранились отрывочные сведения о существовании груз. обителей или значительном присутствии груз. монахов в других частях Византийской империи: на горе Олимп в Вифинии (по крайней мере 3 мон-ря), в К-поле (груз.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

фрагменты базилики IX в.). В приписке к сборнику переводов прп. Евфимия Святогорца (Кекел. А 1103, XI в. Fol. 210) упоминается некий Микаел Гареджели, что может служить подтверждением наличия связей между Афоном и Гареджи в XI в. В XII в. в Давидгареджи велась активная просветительская деятельность, работала художественно-живописная школа, обладавшая собственным изобразительным стилем. После нашествия монголов пустынь пришла в упадок: разрушены здания, большинство насельников ушли, спасаясь от захватчиков. Тринадцать сирийских отцов. Фрагмент росписи ц. Ананури. XVII в. Тринадцать сирийских отцов. Фрагмент росписи ц. Ананури. XVII в. В XI-XV вв. Давидгареджи был царским мон-рем, экономические возможности к-рого обусловливались также и широкой географией его владений: весь юго-запад Кахети в источниках именуется как «страна Гаресджи», а с XV в.- «Сагареджо». Во 2-й пол. XVII в. цари Теймураз I и Арчил II укрепили экономическую основу гареджийских мон-рей, увеличилось число братии, Гареджи вновь стал крупным просветительским и книжным центром, развивавшим культурные традиции как зарубежных, так и внутренних груз. мон-рей. В XVII в. Давидгареджи - центр движения против мусульм. завоевателей за объединение Грузии, что нашло отражение в лит-ре. Особое внимание в творчестве гареджийской школы уделялось агиографии и гимнографии - произведениям, посвященным грузинам - мученикам за веру. Культурно-просветительская деятельность школы была развернута в широких для своего времени масштабах, особенно была интенсивна с кон. XVII до кон. XVIII в., школа оставалась единственным центром культурной жизни Вост. Грузии. Деятельность школы развивалась по 3 определяющим профиль и характер школы направлениям: создание агиографических и гимнографических сборников; развитие догматической и полемической лит-ры; копирование рукописей и создание б-к. К этой школе относятся большинство груз. церковных писателей XVII-XVIII вв.: Онуфрий Гареджийский (Мачутадзе), католикосы-патриархи Доментий IV (Багратиони), Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили) (канон-гимн архиерею; канон-гимн первомч.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Царские владения увеличились и в Квемо-Картли. В XII-XIII вв. на вост. и юж. рубежах Квемо-Картли существовали княжества Гаги и Лоре, где господствовали представители рода Мхаргрдзели, к-рые расширили границы своих владений за счет присоединения Сев. Армении. С политическими процессами тесно связано церковное развитие Грузии. В VIII-X вв. границы ГПЦ распространялись на юго-запад (Тао), на северо-восток (Сев. Кавказ) и восток (Шаки). В К. были выстроены или обновлены монументальные кафедральные соборы: Дманисский Сиони (IX-X вв.), Урбниси (X в.), Руиси (X в.), Никози (X в.), Светицховели (1010-1029), Манглиси (20-е гг. XI в.), Самтависи (1030), Самтавро (2-я четв. XI в.). В 1154 г. амирспасалар Сумбат Орбели «вторично обновил» ц. Хуневан. В т. н. золотой век к лику святых были причислены царь Давид IV Строитель и царица Тамара. Появились новые епархиальные центры. В Квемо-Картли новая кафедра для груз. и армяно-дифизитской паствы Хунани и Ташири была перенесена в Хуневан (арм. «Греческая обитель»; груз. Дзели-Чешмарити; ныне Хневанк). Архиерей именовался архиепископом Хуневанским и имел почетный титул «мампали» ( - отец-господин), к-рый носили как царские особы (напр., Гуарам Мампали, сын царя св. Ашота I), так и католикосы и архиереи. Первый архиеп. Хуневанский Георгий, сын марзпана Деметре, известен по эпиграфическим и письменным памятникам нач. XI в. Также сохранились имена архипастырей Димитрия (30-е гг. XI в.), Феодосия (нач. XIII в.), Георгия (XIII в.?). К сер. XIII в. епархиальный центр был перенесен в Ахталу. По сведениям из сочинения историка царевича Иоанна Батонишвили (Багратиони) (1768-1830) «Описание Картли и Кахети», епископ Ахтальский был пастырем бывш. Цуртавской епархии ( Иоанн Багратиони. 1986. С. 83). Царевич Вахушти называет Ахтальского архиерея Сомхитским митрополитом (КЦ. 1973. Т. 4. С. 310). В источниках XIII в. появились сведения о Цалкской епархии, основанной в Квемо-Картли в результате упразднения Клдекарского эриставства и перевода его земель в царский домен. Цалкский архиерей являлся пастырем провинции Триалети. В источниках этого периода упоминается также епископ Цинцкаройский. В К. известно неск. населенных пунктов с таким названием, епархия и ее центр исторически пока не локализованы. По сведениям Иоанна Батонишвили, епархия находилась в Сомхити ( Иоанн Багратиони. 1986. С. 83).

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Усанети с колокольней), Греми (ц. Кочистави), дворцовый комплекс Самеба (во имя Св. Троицы) в городище Греми. Мн. церкви относятся к зальному типу; некоторые были украшены стенной росписью. На окраинах Н. е., в горных районах Юж. Дагестана, процесс христианизации протекал медленно. По описанию анонимного историка царицы св. Тамары, жители этого края, дидойцы, «поклоняются какому-то невидимому черту, а некоторые - черной, без метки, собаке»; иногда они восставали против центральной власти Грузинского царства (История и восхваление венценосцев//КЦ. 1959. Т. 2. С. 111; То же. 2008. С. 291). На рубеже XIV и XV вв. Кахети, как и вся Грузия, жестоко пострадала от набегов Тамерлана. Историк XVII в. Парсадан Горгиджанидзе писал об этом: «Тюрки... вторглись в Кахети. Всех, кого нашли, перебили, церкви разрушили, сады и виноградники вырубили, дома сожгли, а с ореховых деревьев содрали кору... Кахети... была опустошена» ( Парсадан Горгиджанидзе. 1990. С. 42-43). На территории Н. е. помимо других были разрушены г. Ареши и комплекс Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Предтечи) в Греми. После распада Грузии (кон. XV в.) на территории Кахети образовалось независимое царство. На протяжении XVI в. оно переживало экономический и культурный подъем. Для Н. е. показательными являются слова царя Кахети Теймураза I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632) об этом времени, обращенные к рус. послам: «В старину, бывало, от Кремля (Греми.- Авт.) до Загени, Базар тож (Базари, Бахтало, ныне в Закатальском р-не, Азербайджан.- Авт.), сходилося шелку 1000 вьюков и мы посылывали в Ерусалим и в Святые горы милостыню вьюков по 20-ти и по 30-ти; а у себя было много и сосудов, были золотые и серебряные» (Материалы по истории… 1937. С. 390). При царях Кахети Георгии I (1466-1476), Александре I (1476-1511), Леване (1520-1574), Александре II (1574-1605) по всей Кахети, в т. ч. в Н. е., восстанавливались разрушенные и строились новые церкви и мон-ри, прежде всего в столице царства Греми: купольная (XV-XVI вв.) и зальные церкви (XVI-XVII вв.) в торговом квартале, ц.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

После падения Византийской (1453) и Трапезундской (1461) империй Г. осталась единственным христ. гос-вом на Ближ. Востоке в окружении мусульм. империй. С закрытием проливов Босфор и Дарданеллы и превращением Чёрного м. в «Османское озеро» Г. постепенно утратила роль «сухопутного моста» в системе гос. и торговых отношений Европы и Востока. Положение усугублялось и церковным сепаратизмом, особенно в Самцхе и Кахети. Ослабление Мцхетского Патриаршего престола, являвшегося одним из главных гарантов сохранения единого гос-ва, привело к расколу страны. В 1466 г. вернувшийся из плена самцхийского атабага царь Г. Георгий VIII не смог войти в Тбилиси и обосновался в Кахети, став 1-м царем независимого Кахетинского царства. К кон. XV в. Г. распалась на Картлийское, Кахетинское, Имеретинское царства и Самцхийское атабагство (Самцхе-Саатабаго). На юго-востоке господствовал Иран, на юго-западе - Турция. В 1555 г. по Амасийскому договору, заключенному между Турцией и Персией, территория Г. была поделена между этими странами на сферы влияния, с чем Г. не смирилась. С XVI в. усилилось противостояние Сев. Кавказа, где утвердился ислам, груз. царствам и княжествам. Д. Нинидзе Вост. Грузия в период иранского владычества В XVII-XVIII вв. Г. была объектом постоянной борьбы между Ираном и Турцией, подвергалась частым набегам северокавк. горцев, к-рых грузины называли общим именем лезгины (леки). С XVII в. началось переселение северокавк. племен на территорию Г., в 20-х гг. XVIII в. из состава Г. вышло Саингило (Вост. Кахети, территория совр. Азербайджана). В 1605 г. выросший при дворе иран. шаха и принявший ислам царевич Константин с отрядом иранцев убил в с. Дзегами своего отца, кахетинского царя Александра II, брата Георгия и др. князей и объявил себя царем Кахети. Кахетинцы подняли восстание, к-рое возглавила сноха Александра II (супруга скончавшегося в 1601 его старшего сына Давида), царица вмц. Кетеван . Константин был убит (1606), шах Аббас I был вынужден утвердить царем Кахети 16-летнего сына вмц. Кетеван, христианина Теймураза I. При помощи картлийского кн. Шадимана Бараташвили Аббас I захватил в плен и убил в Иране царя Картли вмч. Луарсаба II . В 1614-1617 гг. Аббас четырежды вторгался в Кахети, к-рая была почти полностью разорена и сожжена. Погибло 100 тыс. чел., было уведено в плен 200 тыс. В 1624 г. шах замучил отказавшуюся принять ислам царицу Кетеван. Управляющими Картли он назначил потомков хана Дауда - ханов Баграта (1616-1619) и Симона (1619-1631).

http://pravenc.ru/text/168205.html

Сумбат (кон. VIII - нач. IX в.), Сахл (1-я пол. IX в.- ок. 853), Адарнерсе (ок. 853 - 3-я четв. IX в.), Григол Хамам (ок. 4-й четв. IX в.- 897; царь с 893). Цари Эрети: Адарнасе Патрикий (ок. 1-й четв. X в.), Ишханик Абу Абд аль-Малик (30-50-е гг. X в.), Иоанн Сенекерим (50-60-е гг. X в.). Цари Кахети-Эрети: Квирике III Великий (1014-1037/39), Гагик (1037/39-1058), Ахсартан I (1058-1084), Квирике IV (1084-1102), Ахсартан II (1102-1104). Цари К.: Георгий I (1466-1476), Александр I (1476-1511), Георгий II (1511-1513), Леван (1520-1574), Александр II (1574-1601, 1602-1605), Давид I (1601-1602), Теймураз I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632), Ростом (царь Картли и Кахети в 1648-1656), Арчил II (1664-1675), Давид II (Имамкули-хан) (1703-1722), Константин II (Махмадкули-хан) (1722-1733), Теймураз II (1733-1744), Ираклий II (1744-1762). Ист.: Караулов Н. А. Сведения арабских писателей IX и X вв. по Р. Х. о Кавказе, Армении и Адербейджане: VIII. Мас " уди//СМОМПК. 1908. Вып. 38. С. 30-61; Кекелидзе К. К истории груз. культуры в эпоху монг. господства// о н же. Этюды. 1945. Т. 2. С. 314-324; Барнавели Т. Надписи ист. памятников Кахети. Тбилиси, 1961 (на груз. яз.); Иованнес Драсханакертци. История Армении/Древнеарм. текст с груз. пер. Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.); Книга посланий/Пер. с древнеарм.: З. Алексидзе. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4 (на груз. яз.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд. Ин-та Востоковедения АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Тимофей (Габашвили), еп. Путешествие//Грузинская проза. Тбилиси, 1983. Т. 5. С. 455-561 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. док-тов/Сост.: Т. Енукидзе, В. Силогава, Н. Шошиашвили. Тбилиси, 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв. (на груз. яз.); Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк/Пер. с древнеарм.: Л. Давлианидзе-Татишвили. Тбилиси, 1985 (на груз. яз.); Иоанн Багратиони. Описание Картли и Кахети/Сост.: Т. Енукидзе, Г. Бедошвили. Тбилиси, 1986 (на груз. яз.); Басилий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар//Картлис цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 303-330; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Там же. С. 75-137; Жизнь царя царей Давида//Там же. С. 181-211; Исторические док-ты Гареджи XIII-XVIII вв./Сост.: Д. Ломидзе, М. Чумбуридзе, З. Схиртладзе. Тбилиси, 2008. Т. 1 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

В XVI в. в сравнительно благополучном состоянии оставалось царство Кахети, где М. К. имел хорошие доходы, однако местные князья часто нарушали межевые границы мцхетских земель, что побуждало царей Кахети выдавать возобновительные грамоты. В грамоте М. К. 1589 г. царя Кахети Александра II (1574-1605) подробно перечислены формально находившиеся в собственности Католикосата села, мон-ри, крепости и земельные угодья - всего ок. 120 объектов; также были точно определены межевые границы каждого объекта (ПГП. 1965. Т. 2. С. 197-202). В 10-х гг. XVII в. вслед. нашествий персид. шаха Аббаса I владения М. К. в Картли и Кахети были опустошены или расхищены. В 1618 г. были начаты действия по возрождению хозяйственной жизни М. К. Так, ставленник шаха в Картли Баграт-хан даровал Светицховели 2 деревни и освободил крепостных храма от таможенных пошлин. Стараниями католикоса-патриарха Захарии М. К. вернул утраченные в Шида-Картли селения Дзегви, Цихедиди и Сапурцле (Аннотированный словарь. 1993. Т. 2. С. 213). В 1648 г. царь Ростом пожертвовал Светицховели местность Кисисхеви в Кахети, возобновил утраченные к этому времени гареджийские села, крепостных в Тбилиси и Цхинвали, церковь Метехи в Тбилиси (Аннотированный словарь. 1991. Т. 1. С. 348-349). Более последовательным стал для М. К. процесс возвращения земель и восстановления хозяйства во 2-й пол. XVII в., при католикосах-патриархах Доментии III (Мухранбатони) и Николае IX (Амилахвари) . В этот период в пределах картлийских владений М. К. были построены или восстановлены церкви Мчадиджвари, Коджори, Дзегви, Салхино, Метехи, отреставрирован тбилисский храм Анчисхати, приобретены и заселены 6 новых сел, построены мосты и множество сооружений хозяйственного назначения (ПГП. 1970. Т. 3. С. 335). В XVII в. обострилось положение в Кахети: после уничтожения царской власти (1648) кахетинские земли, в т. ч. земли М. К., были зачислены в гос. диван Ирана. Земли М. К. присваивали как отдельные кахетинские князья, так и епархии. Для восстановления юрисдикции М.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

В самом начале Патриаршества И. оказал поддержку Грузинской Церкви. В 1587 г. кахетинский царь Александр принес присягу царю Феодору Иоанновичу, к-рый взял на себя обязательство защищать Кахети от османов. В титул рус. царя были внесены слова «государь Иверские земли». В окт. 1588 г. Александр обратился в Москву с просьбой в связи с плачевным состоянием Церкви в Кахети прислать «для исправления православной веры христианской учительных людей». Рус. власти понимали важность укрепления позиций Православия в христ. царстве, оказавшемся во враждебном мусульм. окружении. И. направил в Кахети делегацию духовенства во главе с бывш. казначеем Троице-Сергиева мон-ря старцем Закхеем (Суровцевым), к-рый вручил царю Александру иконы Богоявления и «новоявленного великого чюдотворца» св. Василия Блаженного, царице - образы Богоматери «Одигитрия» и Василия Блаженного, 3 царевичам - иконы св. митрополитов Петра, Алексия и Ионы. Католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Николаю И. послал образ Спасителя в серебряном окладе. Для росписи груз. церквей И. направил в Кахети 3 иконописцев. Рус. послы привезли в Кахети 2 грамоты И.: царю Александру и католикосу-патриарху Николаю. В грамоте груз. царю И., извещая его о посылке в Кахети «учительных людей», писал о необходимости твердо держаться правосл. Символа веры и святоотеческого Предания, охранять свое царство от распространения ересей, почитать плотских родителей и духовенство, не посягать на церковное имущество. Второе послание намного обширнее. В предисловии патриарх отмечает, что в Грузинской Церкви возникли «соблазны» и она «не вполне держит христианскую веру», поэтому рус. первосвятитель считает необходимым преподать наставление в истинном благочестии. В 1-й ч. послания, целиком основанной на 3-м Слове из «Изборника» митр. Даниила , И. пишет об источниках учения правосл. Церкви; 2-я ч., почти вся заимствованная из Слова на богомилов Космы Пресвитера , посвящена обличению еретиков; в 3-й ч. патриарх ведет речь о монашестве; в 4-й описывает разделение власти на духовную и светскую («священство и царство»); в 5-й ч. говорит о необходимости добрых дел и исполнения Божественных заповедей; 6-я ч. посвящена критике протестантизма, католичества и ислама. В 3-6-й частях послания И. имеются многочисленные заимствования из «Книги на еретиков» («Просветитель») прп. Иосифа Волоцкого.

http://pravenc.ru/text/578144.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010