I. Церковное управление § 1. Разделение русской митрополии – событие важное для всей Русской Церкви; история разделения Разделение русской митрополии на две половины – московскую и литовскую, само по себе несколько десятков лет волновало Церковь Русскую; оно же имело влияние на все части устройства Русской Церкви. Так разделённая митрополия образовала новый период бытия Русской Церкви. Разделение митрополии начиналось и прежде Фотия, с усилиями совершалось при Фотии, без усилий утвердилось после Фотия. Это показывает, что причины его скрывались не в лицах, а в положении дел. Юго-западной Россией владели князья литовские; юго-западные епархии весьма отдалены были от Москвы – места кафедры митрополита русского: вот два обстоятельства главные, отделившие юго-запад от власти московского митрополита! Витовт, в. князь литовский, беспокойно смотрел на зависимость подчинённых ему областей по делам веры от митрополита, жившего в чужой земле. Сборы доходов с юго-западных епархий в пользу митрополита московского и, след., не в пользу земли литовской, особенно казались тяжёлыми для Витовта. Духовенство юго-западное вместе с Витовтом чувствовало и то, что московский митрополит по отдалённости редко обозревает южные епархии 1 . Тем не менее – не без затруднений, не без споров могло совершиться разделение русской митрополии. Русская Церковь столько веков находилась под властью одного митрополита, так давно привыкли получать от Патриарха только одного первосвятителя. Притом нельзя было не опасаться и того, что литовский князь-папист будет располагать находящимся в его власти митрополитом не в пользу православию. Последнее не могло не озабочивать Патриарха. Москва также нелегко могла отказаться от давней чести быть духовной столицей всей России. Витовт столько любил власть, что решился на борьбу с препятствиями. Когда умер Киприан († 1406 г.), он послал в Константинополь Полоцкого епископа Феодосия для поставления в митрополита, с тем, чтобы кафедра его была в Киеве. В Константинополе П.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святые места Подмосковья. Запад и Юго-Запад. Часть 4 Спасо-Бородинский женский монастырь, Успенский Колоцкий монастырь, Владимирская женская община в селе Новопокров, община во имя Св. Равноапостольной Нины. СПАСО-БОРОДИНСКИЙ Женский МОНАСТЫРЬ Спасо-Бородинский монастырь. Фрагмент фотографии начала XX века С. М. Прокудина-Горского. Спасо-Бородинский монастырь. Фрагмент фотографии начала XX века С. М. Прокудина-Горского. Расположен в 123 км к западу от Москвы, на Бородинском поле, близ дер. Семеновское. Основан вдовой героя Отечественной войны 1812 г. генерал-майора А.А.Тучкова (впоследствии игуменией Марией) на месте гибели ее мужа. 26 авг. (8 сент. н. ст.), в день празднования избавления Москвы от нашествия Тамерлана заступничеством Пресвятой Богородицы, чудотворной иконы Ее Владимирской, на Бородинском поле произошла битва, которая, по словам фельдмаршала, кн. М.И.Кутузова «была самая кровопролитнейшая из всех, известных в новейшие времена» и которую по количеству участников, ожесточению и последствиям можно сравнить с немногими сражениями за всю мировую историю. Это неизвестное никому место, затерянное в бескрайних просторах России, лишь странными названиями своих речушек: Колочь, Стонец, Война, Огник, как бы пророчески возвещавшее, что здесь произойдет страшный, смертный бой, было выбрано Главнокомандующим как наилучшая позиция для решающей битвы. Накануне сражения по войскам пронесли Смоленскую икону Божией Матери. Возложив все упование на помощь Божию и на заступничество Пресвятой Богородицы, в глубокой тишине русские готовились стоять насмерть. Генерал А. А. Тучков Генерал А. А. Тучков Бородинский бой начался около 6 часов утра ударом французских войск по левому флангу русской армии, расположенному на Семеновских высотах, где ныне и стоит монастырь. Здесь были возведены т.н. Багратионовы флеши, у которых в течении 7 часов кипел жестокий бой. Сначала – 130, а к 12 часам дня уже 400 французских орудий не переставая осыпали войска Багратиона смертоносным металлом.

http://pravoslavie.ru/1910.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАЛЕСТИНА [Греч. Παλαιστνη; евр.  ; лат. Palaestina; араб.  ], историческая область на древнем Ближ. Востоке, у юго-вост. побережья Средиземного м.; регион, с к-рым связано большинство событий библейской истории. В кон. II - нач. I тыс. до Р. Х. в ряде областей этого региона сформировались государства древних евреев (см. ст. Израиль древний ). П.- провинция (группа провинций) Римской империи , место Воплощения, земной жизни, проповеди, Крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа, а также регион возникновения первых христ. общин, формирования Иерусалимской Православной Церкви . География На территории исторической П. расположены современные гос-ва Израиль , Палестина (Западный берег реки Иордан и сектор Газа) и зап. районы Иордании . П. примыкает с востока к побережью Средиземного м.; ограничена на юге и юго-западе Синайской и Аравийской пустынями, на востоке - Сирийской пустыней. На севере П. граничит с древними странами - Сирией и Финикией (см. также Ливан ). Традиционно границей между этими регионами являются район Голан, а также горные массивы Ермон и Кармил , отделяющие холмистые равнины Галилеи и Самарии в Северной П. от Ливанских гор и исторических областей Келесирия (совр. вост. районы Ливана) и Арам (район Дамаска, совр. юго-запад Сирии и север Иордании). Географически П. делится на 3 зоны: прибрежную равнину; центральное нагорье, к-рое переходит в долину р. Иордан ; нагорье к востоку от Иордана, Галилейского моря и Мёртвого м. (Заиорданье). Уровень осадков в различных районах П. снижается от севера к югу, так что во все эпохи древности и средневековья сев. районы П. были более развиты экономически, чем южные. Происхождение названия Происхождение названия П. сложно; в основном оно является внешним по отношению к коренному населению этой страны. Название Палестина восходит к эпохе позднего бронзового века: слова «палест», «паласту», «филист» с XII в.

http://pravenc.ru/text/2578710.html

Акиншино, урочище. Богоявленский монастырь. Казанский скит. Скит. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Покрова Пресвятой Богородицы Год основания:2001. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, урочище Акиншино (д. Раменье) Координаты: 56.356963, 41.865727 Проезд: Западный выезд из райцентра Вязники по трассе М7, через 500м не доезжая до бывш. поста ГАИ правый поворот на север, указатель " Мстера " , 24км до пос. Мстера. Не въезжая в посёлок на развилке сворачиваем на юг направлением на ж/д станцию Мстера. Через 2км на южной оконечности деревни Раменье указатель ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Западный выезд из райцентра Вязники по трассе М7, через 500м не доезжая до бывш. поста ГАИ правый поворот на север, указатель " Мстера " , 24км до пос. Мстера. Не въезжая в посёлок на развилке сворачиваем на юг направлением на ж/д станцию Мстера. Через 2км на южной оконечности деревни Раменье указатель наименование населенного пункта " Раменье " и стрелочка на запад с надписью " СКИТ " . Сворачиваем на грунтовую дорогу, через 800 метров проезжаем лесок, сразу вначале полей развилка, налево в пойменной низине реки Тара видны крыши домов д. Черноморье, направо грунтовая колея идёт по полю на бывш. с. Акиншино. Скит и Казанская церковь в прямой видимости в трёх километрах. Другая дорога к Скиту с севера строго сезонная: следует проехать пос. Мстера и Барское Татарово, на краю села возле первых корпусов турбазы " Мстёра " левый поворот на запад направлением на с. Шустово. Проезжаем на Шустово 2км, в точке пересечения двух ЛЭП с дорогой стоит двухметровый столб с иконой, от него идет грунтовая дорога влево на юг к скиту. Осенью полное бездорожье, в зимний период от снежных заносов дороги к Скиту чистить некому. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты «Село Акиншино - Богородское находится в Вязниковском районе, в 5 километрах от поселка Мстера на юго-запад, раположено на левом берегу речки Тара... Старинные акты гласят, что Мстёра и село Акиншино принадлежали к имениям князей Ромодановских и местность называлась пустошью " Алатырь, Теренинское селище " ; что записано в выписке из книг Суздальского уезда письма и меры Михаила Трусова да дьяка Фёдора Витова 136 (1628) год.

http://sobory.ru/article/?object=05449

Бобров. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь (кладбищенская) Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Божией Матери (кладбищенская). В конце 1850-х годов на городском кладбище решено было возвести Успенскую церковь. Ее архитектура заимствована из изданного в 1838 году альбома столичного архитектора Константина Тона, “Высочайше одобренного” для “построения православных церквей”. Чертежи бобровской церкви были сделаны в Департаменте Проектов и Смет в Санкт-Петербурге и “высочайше утверждены к постройке” 28 ноября 1857 года. Спустя 6 лет, в 1863 году, Успенская церковь была построена и освящена. Одновременно с церковью, к юго-западу от нее, по границе кладбища, вдоль улицы 22 Января, был выстроен одноэтажный корпус с въездными воротами и звонницей надвратной колокольни. Построил церковь на свои средства бобровский купец Алексей Иосифович Медведев. Кубовидный нижний объем Успенской церкви, в отличие от “образцов”, приземист. Его венчает крупная центральная глава с уплощенным луковичным куполом (по проекту купол должен был быть гораздо выше) и небольшие, широко отставленные глухие угловые главки. Русско-византийский стиль многое перенял из русской архитектуры XYI - XVII веков: луковичное пятиглавие, кокошники, перспективные порталы, колонки, членящие фасады на прясла. Все это было использовано в декоре Успенской церкви и ее надвратной колокольни, хотя и в массивном, тяжеловесном, “провинциальном” варианте. Сегодня Успенская церковь - единственная из сохранившихся городских церквей Боброва. В 1983 году она была поставлена на охрану как памятник истории и архитектуры. Кригер Л.В. «Путеводитель по памятникам истории и культуры Воронежской области» В 1850-х годах было принято решение о сооружении храма на территории городского кладбища. Идеи относительно архитектуры Успенской церкви позаимствовали из альбома архитектора К. Тона, изданного в 1838 году. В 1863 году строительство Успенской церкви было полностью закончено. В этом же году храм освятили. На юго-запад от церкви, по границе местного кладбища, построили корпус, состоящий из одного этажа, с воротами, соорудили звонницу надвратной колокольни. Средства на строительство церкви Успения Божией Матери выделил местный купец Медведев. В период с 1890 по 1900 года этот храм был перестроен.

http://sobory.ru/article/?object=02353

Манява. Манявский скит. Скит. Действует.   Год основания:не ранее 1612. Адрес: Украина, Ивано-Франковская область, Богородчанский район, с. Манява. Координаты: 48.65515, 24.393634 Проезд:из Богородчан общ. или личным транспортом; из Надворной дорога короче, но значительно хуже. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Воздвижения Креста Господня Церковь Бориса и Глеба Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Карта и ближайшие объекты В 1611 г. была срублена первая келья. В 1612 г. построена первая деревянная церковь. В скором времени срублено еще несколько келий и хозяйственных построек. В 1619 г. была построена более обширная Воздвиженская церковь. В 1676 г. монастырь разрушили турки. Новая отстройка проводилась по указу русского царя Федора Алексеевича. В 1681 г. построена новая крестовая в плане деревянная Воздвиженская церковь. В 1698 — 1706 гг. интерьер был украшен станковой живописью, выполненной артелью художников под руководством И. Кондзелевича. После закрытия монастыря Воздвиженскую церковь перенесли в Надворную (сгорела в 1914 г.). С конца XVIII в. монастырь запустел, начал разрушаться. Монастырь представляет собой ансамбль каменных и деревянных построек, обведенных высокой каменной стеной с башнями. Трехъярусная, квадратная в плане, въездная башня замыкает северо-западную стену. Третий ее ярус служил колокольней. Башня перекрыта крестовыми сводами, завершена четырехгранным шатром с заломом. Ниши на фасадах украшены фресками. В центре северо-восточной стены расположена квадратная в плане двухъярусная с шатровым завершением башня. Перекрытия первого яруса балочные, второго — сводчатые, крестовые. Башня Высокая (сокровищница) расположена почти в центре юго-восточной стены. Башня в плане почти квадратная, завершена четырехгранным шатром с заломом. Вероятно, третий и четвертый кирпичные ярусы надстроены позднее. Перекрытия ярусов балочные и сводчатые. С юго-востока территорию скита замыкает прямоугольная в плане двухъярусная трапезная. Перекрытия балочные. Рядом с трапезной находились въездные ворота с башней. Деревянная церковь стояла между оборонной и Высокой башнями. На территории скита на запад от Высокой башни при стене находилась теплая Благовещенская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=18208

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ Субъект РФ в составе Центрального федерального окр. Территория - 29 997 кв. км. Адм. центр - Курск. Расположена на юго-западе европ. части России. На северо-западе граничит с Брянской обл. , на севере - с Орловской обл. , на северо-востоке - с Липецкой обл. , на востоке - с Воронежской обл. , на юге - с Белгородской обл. , на юго-западе и западе - с Сумской обл. Украины . Население - 1117,4 тыс. чел. (2015). Национальный состав: русские - 96,5%, украинцы - 1,3%, представители др. национальностей - 2,2%. Административно-территориальное деление: 28 муниципальных районов, 5 городских округов, 27 городских поселений (5 городов и 22 поселка). История В VIII-X вв. территория совр. К. о. была заселена славянами, относившимися к летописным северянам. В результате похода на северян ок. 884 г. киевский князь Олег сумел подчинить лишь Черниговское Подесенье, восточные же районы Северской земли, в т. ч. центр и запад совр. К. о., сохранили независимость. Основой хозяйства жителей Посемья (летописных семичей) было земледелие. Семичи принимали непосредственное участие в транзите в Ср. Приднепровье вост. серебра (куфические монеты). В X в. в Посемье развернулось широкомасштабное фортификационное строительство. Во 2-й пол. X в. здесь сформировалось сложное племенное княжение, представлявшее собой совокупность племенных княжений, связанных единой властной структурой и общим экономическим пространством. Племенными центрами семичей являлись городища Б. Горнальское, Курское, Рыльское и, возможно, Старый Город (близ совр. г. Дмитриев-Льговский). Территориальная экспансия киевской великокняжеской власти и ее стремление поставить под свой контроль торговлю с Востоком привели в кон. X в. к разгрому северянских укрепленных поселений и насильственному включению Посемья в состав Древнерусского гос-ва (вероятно, это произошло в 985/6 г., после похода кн. Владимира (Василия) Святославича против Волжской Булгарии). Центром новой власти в Посемье в кон. X в. становится Курск (впервые упоминается в житии прп. Феодосия Печерского (нач. 30-х гг. XI в.)), превратившийся к 30-м гг. в значительный городской центр. В кон. X в. начал функционировать сухопутный караванный путь Киев - Булгар, участок которого проходил по юж. районам совр. К. о.

http://pravenc.ru/text/2462317.html

Никита. Церковь Спаса Преображения в Никитском ботаническом саду. Преображенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1884 и 1887. Архитектор:П.К. Теребенев Адрес: Россия, Республика Крым, Ялтинский горсовет, Никитский ботанический сад. Координаты: 44.511974, 34.234747 Проезд:Никитский ботанический сад Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 6 километрах от Ялты, возле селения Никита находится одна из достопримечательностей Крыма – Никитский ботанический сад, который был заложен в 1812 году… На территории сада жили учёные-садоводы, учащиеся, рабочие, а своей больницы и церкви не было, приходилось ездить в Ялту. В 1881 году на пост директора сада заступил Александр Иванович Базаров (1845 – 1907). Он сразу обратился в вышестоящие инстанции с просьбой заменить уже разработанный проект одноэтажной больницы новым – двухэтажным зданием, в котором разместились бы больница, церковь и квартира священника. В июле 1882 года пришло разрешение на строительство, и была рассчитана смета. А.И.Базаров поручил подготовить проект гражданскому инженеру-архитектору П.К.Теребеневу (1841 – 1902), при этом просил учитывать следующие пожелания: «Церковь должна свободно вмещать до 200 человек. Желательно было бы устроить алтарь таким образом, чтобы можно было отделить его от церкви и превратить последнюю временно в зал для торжественных собраний…». Проект был готов 18 февраля 1883 года. Участок для строительства выбрали возле училища. Но, как выяснилось, известняки здесь залегали с уклоном на юго-запад, поэтому алтарь пришлось переориентировать на юго-восток, что несколько нарушило каноны строительства православных храмов. Торжественная закладка состоялась 25 марта 1884 года, в праздник Благовещения. Возведение здания началось быстрыми темпами, за 1884 год выполнили основной объём работ. Но из-за нехватки денег строительство продолжалось весь 1885 год и половину 1886 года, отделочные работы завершили к августу. 19 сентября 1885 года был установлен крест, а концу года закончили росписи в алтаре и на фасаде здания…

http://sobory.ru/article/?object=01387

Порздни. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения. Успенская и Преображенская церкви Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Ивановская обл, Лухский р-н, с. Порздни Координаты: 57.004635, 42.548773 Проезд:От Луха около 20 км, от Пучежа около 40 км. От Пучежа участок дороги от Гари до Макаровского - плохая грунтовка, сложная даже в сухую погоду. Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Успенская церковь построена в 1751 г. Имеет приделы в честь святителя Николая Чудотворца и святых Зосимы и Савватия. Колокольня построена в 1763 г. Существовала ограда, сохранились ворота и часовня, входящие в ансамбль. Рядом стоящая Преображенская церковь (с колокольней и каменной оградой) построена в 1768 г. на средства князя Петра Григорьевича Вяземского. По данным, опубликованным в 1863 г. И. Беляевым, имела престолы: во славу Пресвятой Троицы, Преображения Господня, и в честь Божьей Матери, празднования её Благовещенья. Часть села Порздни в 1830-1840 гг. принадлежала Дмитрию Бутурлину, кузену А.С. Пушкина, прототипу Евгения Онегина. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображениясер. 18 - сер. 19 в.; рубеж 19-20 вв. Расположен на возвышенности в центре села, виден издалека с оживленной в прошлом торговой дороги Лух-Пучеж, проходящей вдоль южной стороны комплекса. На вытянутом в направлении восток-запад участке неправильной трапециевидной формы, в западной его половине, расположена теплая церковь Успения 1751 г. К юго-востоку от нее поставлена холодная церковь Преображения с колокольней, возведенная по заказу князя П.Г. Вяземского в 1768 г. В 1801 г. к западу от Успенского храма возведена отдельно стоящая колокольня. В 1805 г. к холодной церкви пристроены боковые приделы, а в 1820 г. расширена трапезная. Территорию комплекса окружает ограда 1849 г., состоящая из столбов, соединявшихся решеткой (утр.), с четырьмя часовнями на углах. Почти в центре протяженных сторон ограды находятся южные ворота 1849 г. и северные ворота кон. 19 - нач. 20 в. Вне ограды, к юго-востоку от комплекса расположена часовня рубежа 19-20 вв., завершающая перспективу главной торговой улицы села. Все сооружения кирпичные, побеленные.

http://sobory.ru/article/?object=06043

Запад и Юго-Запад Виленская губерния Обителей мужских 3, женских 2. Мужские обители Борунский монастырь в Ошмянском уезде. Борунский монастырь, находящийся в местечке Борунах, возник в 1692 г. при построенном тогда местными помещиком Николаем Песляком деревянном храме по случаю прославления местночтимой Борунской иконы Богоматери. Прежде он был униатским, а в 1883 г. обращен в православный. С 1835 по 1845 г. в нем помещалось Борунское духовное училище, бывшее униатское. В 1874 г. монастырь прекратил свое самостоятельно существование и приписан к Виленскому Свято-Духову монастырю, а с 1880 г. в нем открыто отделение того же Свято-Духова монастыря. В обители ныне одна каменная Покровская церковь , построенная в 1700 г., с усыпальницей под полом и склепами, и с алтарем, обращенным к северо-востоку. Придел его, в виде особой пристройки с восточной стороны, освящен во имя прп. Онуфрия Великого. Внутри храма в его сводах имеются голосники. Над горним местом, на своде в круглоовальном окне, изображена Св. Троица в гипсовых фигурах, а на карнизе 4 гипсовых архангела с позолоченными крыльями. Главная святыня его – Борунская икона Богоматери византийского письма, при которой имеется свыше 200 медных и серебряных привесок разного рода. При монастыре ныне имеется школа грамоты. Виленский Свято-Духов монастырь . Эта необщежительная обитель находится в южной части города Вильны, на Островоротной улице. Она учреждена была при Свято-Духовской церкви, построенной Волынским Троицким братством в 1597 году. Основателями монастыря были иноки православного Троицкого монастыря. Но уже в 1609 г. они лишились своей обители, насильственно переданной базилианам, при чем и братство их было переименовано в Свято-Духовское и перенесло в монастырь свою типографию, училище и богадельню. В первое время своего существования монастырь был подчинен Константинопольскому патриарху, а с 1686 г. был ставропигиальным Московского патриарха. В 1797 г. 19 мая по Высочайшему указу, данному Св. Синоду, обитель была возведена на степень второклассного монастыря. Но вскоре же после этого замечается упадок обители, и с 1804 до 1821 г. в ной даже все требы совершаются белым духовенством. В это же время (1812 г.) она подверглась ограблению со стороны вторгшихся в пределы России французских войск. На степень первоклассного монастыря она возведена была в 1833 году и в 1837 г. возобновлена. Управляет ей Литовский и Виленский архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010