1901 Он же, Вопросоответы к Фалассию 59: PG 90, 605В; ср.: Он же, Главы различные о богословии и домостроительстве 4.13: PG 90, 1308D. 1908 Перевод со среднегреческого выполнен по изд.: Theophanes Nicaenus. Sermo in Sanctissimam Deiparam/Ed. M. Jugie, A.A. Romae, 1935. (Lateranum 1). Pp. 172.26–174.30. 1918 В этой фразе особенно видно, что Феофан прилагает к Пресвятой Богородице учение св. Максима Исповедника о Мелхиседеке, который настолько преисполнился благодати, что был познаваем уже не по природным своим чертам, но по той степени обожения и преображения благодатью, которой он достиг. Это же учение оказало влияние на св. Григория Паламу . См.: Феофан Никейский . Похвальное слово Пресвятой Богородице 148.24–150.3 (Jugie, Romae); ср.: 162.24–31; Максим Исповедник . Amb. 10: PG 91, 1140D-1141B; о св. Мелхиседеке как прототипе всех святых, по прп. Максиму, см., например: Лурье В. М. (при участии В.А. Баранова). История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. С. 361; о влиянии этого учения на Св. Григория Паламу см.: Choufrine А. Melchizedek in Maximus the Confessor and Gregory Palamas: A Statement of a Problem for a Case Study of the Byzantine Idea of Salvation History//Современные проблемы теологического образования (культурологический, богословский, педагогический и лингвистический аспекты). Материалы Международной первой богословской научно-практической конференции 9–10 декабря 2003 г. (Екатерининские чтения 1). Екатеринбург, 2003. Сс. 112–114. 1919 Ср. у св. Кирилла Александрийского : «Следовательно, та Жизнь, Которой Отец обладает в Себе, есть не что иное, как Сын; опять-таки, та Жизнь, Которой обладает Сын, есть не что иное, как Отец…» (Тезаурус 14: PG 75, 244В). 1922 PLP 1, 145; PLP 5, 11466; CSGL 05152; РМА; Аунаев А. Г. Дополнение к Добротолюбию… С. 154. Также Мелениконе см.: Dujcev I. Melnik au Moyen Age//Byzandon. 38, 1968. Pp. 28–41. Ныне – болгарский городок Мелник (юго-западная гористая часть Болгарии). 1923 «Пустынью» обычно назвали небольшой комплекс калив или маленьких хижин, где жила немногочисленная братия, подчинявшаяся своему старцу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

25 Подробнее о Каллисте Ксанфопуле см.: PG 147; DHGE 11, 444–446; PLP 20820. Подробную библиографию см.: ИАБ (6, 1897–1911). 26 Скит под названием Магула ( Μαγουλ ς) находился между афонскими монастырями Ивирон и Филофеу. 29 В первом издании греческой “Филокалии” помещены только 14 глав. Они фигурируют как в славянском, так и в русском Добротолюбии: Господина Каллиста Тиликуды о безмолвнической жизни… – см.: Там же). Остальные главы 15–83 появились только во 2-м афинском изд. 1893 г. Т. 2. С. 412–455 (3-е афинское издание 1963 г. Т. 4. С. 299–367), куда они были внесены редактором второго издания Панайотом А. Велатием, который счел главы Каллиста Ангеликуда принадлежащими патриарху Каллисту II. 32 1-е венецианское изд. 1782 г. 1103–1107; 2-е афинское изд. 1893. Т. 2. С. 456–459; 3-е изд. 1961. Т. 4. С. 368–372; PG 147, P. 817–825. Рус пер. см.: Господина Каллиста Тиликуды… Указ. соч., С. 429–435. Критическое издание Куцаса включает в себя этот текст (22 слово “Исихастского утешения”: Koutsas Symeon, archim. Op. cit. P. 518–529). Неиспользованной ученым осталась только рукопись Московской Синодальной библиотеки (ГИМ, см. каталог архим. Владимира, Т. 1. М., 1894. С. 645; имеется также дополнительное описание с уточнениями: Фонкич Б.Л. , Поляков Ф.Б. Греческие рукописи Синодальной библиотеки. М., 1993. C. 139). Текст московского кодекса коллатирован А.Ю. Виноградовым при подготовке критического издания “Исихастского Утешения”. 35 PLP 1, 145; PLP 5, 11466; CSGL 05152; PMA; Papadopoulos Styl. λληνικαι μεταφρσεις θωμιστικων εργων. Φιλοθωμισται και αντιθωμισται εν Βυζαντω, θηναι 1967; Papadopoulos Styl. λληνικαι μεταφρσεις... Op.cit. P. 162–163; Путь к священному безмолвию… С. 154. Далее о Мелениконе см.: Dujcev I. Melnik au Moyen Age//Byzantìon 38 (1968). Р. 28–41. Ныне болгарский городок Мелник (юго-западная гористая часть Болгарии). 36 Георгий Акрополит. Анналы 58, 3. 58, 10; История вкратце (Historia in brevis redacta): Heisenberg, 1903. 37 Иоанна VI Кантакузин. История. Т. 1. 285.20; Т. 2. 232.4: Ioannis Cantacuzeni eximperatoris historiarum libri IV Ed. L. Shopen: In 3 vols. 1828–1832.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

Племянник султана Кетельмуш, выступивший против ибн-Бедрана, владетеля Мосула, был им побежден и на обратном пути не мог миновать Васпурахана, в котором находился катепан патрикий Стефан Лихуд. Хотя Кетельмуш просил разрешения для своего отряда свободного прохода под условием не нападать на население и удержаться от всяких насильственных действий, тем не менее катепан принял его предложение недружелюбно и заставил турок принять открытое сражение, в котором, однако, византийское войско было разбито и Лихуд попался в плен 37 . Чтобы отомстить за это поражение, султан послал отряд в 20 тысяч человек с поручением занять Васпурахан и присоединить его к турецким владениям. Предводитель отряда Асан внес пожары и опустошение в соседнюю с Арменией Юго-Западную Грузию, где управление находилось в руках веста Аарона, происходившего из рода болгарских царей. Не будучи в состоянии отразить нашествие, он дал знать об опасности Катакалону Кекавмену, правителю Ани, и просил его помощи. На этот раз византийский предводитель воспользовался военной хитростью, завлек турок в засаду и нанес им страшное поражение. Но Тогрул-бег, получив весть об этом новом несчастии, составил отборное войско до 100 тысяч и поставил его под власть Ибрагима, своего брата. «Как голодные волки», по выражению армянского историка, они набросились на Васпурахан. Катакалон, соглашаясь с мнением Аарона, не решился выступить против сельджукской конницы в открытое сражение, но, заняв часть Грузии, расположился укрепленным лагерем в долине Озуртру, куда должно было прибыть вспомогательное войско под предводительством Липарита. По этому поводу следует вспомнить известие писателей Скилицы и Глика, что Грузия содержала прежде 50 тысяч войска с целью защиты против азиатских хищников, но что Мономах переложил эту натуральную повинность на денежную и тем лишил восточную границу империи самой крепкой защиты 38 . Между тем византийское войско в ожидании вспомогательного отряда, который должен был привести Липарит, не приняло сражения в Васпурахане и отступало в гористые места, куда был труден доступ для турецкой конницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Болгар. Церковь Авраамия Болгарского. Церковь. Действует.   Престолы: Авраамия Болгарского Год постройки:1988. Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Спасский район, г. Болгар, ул. Лихачева, д. 144. Координаты: 54.965635, 49.051793 Проезд: Авраамьевская церковь находится на въезде в Болгар, слева от дороги. До города Болгар из Казани можно доехать по автодороге Р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму (недоезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после с ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Авраамьевская церковь находится на въезде в Болгар, слева от дороги. До города Болгар из Казани можно доехать по автодороге Р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму (недоезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после села Мокрые Курнали повернуть по главной дороге налево на Самару, Базарные Матаки. Через 19 км повернуть направо по указателю " Болгар, Ульяновск, Димитровоград " . Через 39 км на Т-образном перекрестке направо, еще через 30 км направо опять на Т-образном перекрестке по указателю " Болгар " . Через 1,5 км церковь будет слева от дороги. В период навигации до Болгара можно добраться на пассажирских судах. Из Ульяновска можно доехать через Димитровоград и далее по автодороге на Казань. Примерно через 90 км после Димитровограда повернуть налево на Т-образном перекрестке по указателю " Болгар " . До Болгара в период навигации можно добраться речным пассажирским транспортом. Изменить описание объекта " Православие в Татарстане " , Болгар, Спасский район, Республика Татарстан " > Новое воплощение в жизнь разобранной церкви с.Порфирьевка в.г.Болгаре. С сайта " Православие в Татарстане " Гранковский Владимир 1 октября 1989 Карта и ближайшие объекты В городе Спасске (на его территории сейчас находится г. Болгар) до революции существовал Успенский монастырь (упраздненный в 1763 году). Для его нужд были приспособлены каменные мавзолеи XIV века. В одном из них был устроен храм в честь святителя Николая Чудотворца. В 1732-1734 гг. на средства купца И.А. Михляева в центре города была построена каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. После упразднения монастыря монастырская Никольская церковь была приписана к ней. В настоящее время эти памятники отреставрированы и входят в комплекс Булгарского музея-заповедника. Кроме того, в городе существовали еще две церкви – Троицкий собор и церковь Казанской иконы Божией Матери. Но в 1950-е гг. часть территории города была затоплена водой Куйбышевского водохранилища, и эти храмы, закрытые еще ранее, были утеряны окончательно.

http://sobory.ru/article/?object=07124

с русским переводом в Вестн. Западн. России. Год 3. Окт. Отд. 1. 2. С. 60–66 Гарашев. Annal. Eccl. Ruthen. P. 294, 305 Суша. Paulus et Saulus. P. 20 338 Православные подали тогда на письме длинный ответ с изложением причин, по которым признавали невозможным и неудобным вступать в диспутацию с униатами; ответ этот впоследствии напечатан православными в книге: Obrona verificaciey. Wiln., 1621. S. 107–110 А униаты вслед за тем напечатали подробное опровержение всех этих причин, или доводов, в своей книге: Examen Obrony. Wiln., 1621. S. 33–43 339 Книга Кревзы недавно напечатана вновь в 4 томе Русск. исторической библиотеки, изд. Археограф. комиссиею 340 Вестн. Западн. России. Год 4. Кн. 5. Отд. 1. 2 А. З. Р. 4. 217 341 В 1633 г. король Владислав в грамоте своей виленскому Свято-Духовскому братству, конечно со слов самих членов братства, между прочим, говорил: «При церкви Св. Духа и монастырь през першого архимандрита их братского виленского годные памети отца Леонтия Карповича на общежительное мешкание законников есть заложон, который мы, государь, сим привилеем нашим подтверждаем... А обраный згодне от них каждый архимандрит мает общежительне з братиею своею жити, заховуючися водлуг регулы св. Василия Великого и водлуг порядков, от першого архимандрита на письме зоставленных, справоватися» (Вестн. Западн. России. Год 4. Кн. 8. Отд. 1. 3. С. 21 342 Так свидетельствует Мелетий Смотрицкий в своем «Казанье на честный погреб... Леонтия Карповича». Вильн., 1620 Экземпляр этого надгробного Слова, едва ли ныне не единственный, сохранившийся в библиотеке Киево-Михайловского монастыря, за 129, находился у нас под руками; по страницам не помечен. В 1591 г. упоминается пинский протопоп Федор Михайлович Карпович (А. Ю. и З. Р. 1. 40 Не он ли был отцом Леонтия Карповича? 343 А. З. Р. 4. 179 Акт. Вилен. комис. 8. 45, 47 Прочее — из надгробного Слова Смотрицкого Леонтию Карповичу 344 Вилен. археогр. сборн. 6. 144. С. 357 и др. 345 Оба «Казанья» Леонтия Карповича напечатаны в Чтен. М. истор. общ. 1878. Кн. 1 Приведенные нами места — на с. 45, 54, 56, 58, 59, 60, 64, 74, 77, 88.

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

744 Ориген. Бесед. 2 на книг. Левит: твор. т. 2, стр. 191. Париж, 1733 г. Св. Златоуст. Слов. 3 о священстве: христ. чтен. 1831 г. ч. 42, стр. 14. 746 В древности, как и ныне бывает в православной Церкви, больные исповедывались пред Елеосвящением. Св. Григор. двоеслов. твор. т. 3, ч. 1, стр. 536. 540: Париж, 1705 г. 748 Св. Златоуст. Слов. 3 о священстве: христ. чтен. 1831 г. ч. 42, стр. 14. Ныне учители латинские соглашаются с тем, что и священники могут освящать елей для таинственного помазания больных. Перрон. Богосл. чтен. т. 2, стр. 418. Брюссель, 1848 г. 749 Аркуд. О соглас. восточн. церкв. с западн. в соверш. семи таинств, стр. 464 и след. Париж, 1672 г. По тому же самому священник латинский, пришедши освятить больного Елеем, начинает с того, что возбуждает в нем надежду жизни вечной, потом, священнодействуя, молится об истреблении в нем всякой диавольской силы, а уходя, оставляет при нем святую воду и крест, для укрепления его в предсмертных мучениях. Серединск. О богослуж. западн. церкв. ст. 4, стр. 141–142. Спб. 1856 г. 754 Фейер. в богослов. догматическ., ссылаясь на собор. тридентский; а другие из латин, хотя одинаково учат о благодати Елеосвящения, но слова: молитва веры спасет болящего изъясняют об исцелении только тела, а слова: воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему об уврачевании души и об уничтожении останков, грехов. Арнуд. О соглас. восточн. церкв. с западн. в соверш. 7 таин. стр. 464, Париж, 1672 г. 763 Бл. Августин, твор. т. 5, ч. 2, стр. 309. Антверпен, 1700 г. «(Латины) говорят, что не должно совершать Елеосвящения над болящим, а только над умирающими, так как оно отпускает грехи, дабы кто-нибудь, оживши, снова не начал грешить. О безумие! Брат Божий говорит: молитва веры спасет болящаго и воздвигнет его Господь, а латины говорят, – что он умрет. Смотри, ведь зависящее (слово) всегда относится к речению последующему; – аще грехи сотворил есть, отпустятся ему, – очевидно, чтобы исцелился и восстал. Это показывает и Спаситель, сказавший расслабленному: отпущаются тебе греси твои. Востани и ходи. И: се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет ( Ин. 5:14 ). А они умствуют вопреки Спасителю и Его апостолам, и говорят, что (елей) нужно преподавать не тем, которые могут восстать, а умирающим. Священное Евангелие говорит: мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху ( Мк. 6:13 ); а, они говорят, что его нужно преподавать не для того, чтобы (больные) исцелились, но чтобы были неизлечимыми и умирали». Бл. Симеон. солунск. Разговор. о св. священнод. и таинств. церковных, гл. 250: писан. св. отцов и учит. церковн., относящ. к истолкован. правосл. богослужения, ч. 2) стр. 365–366. Спб. 1856 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Уважаемые соотечественники! В это трудное, переломное время необходимости укрепления Русского мира каждый из вас может поставить свою подпись под Открытым письмом за признание независимости ДНР и ЛНР. Письма будут направлены в государственные органы всех уровней, в СМИ и в социальные сети. Под письмом подписались: Чудинова Галина, член Пермской краевой общественной организации СП России. Пермский край, Пермский район, пос. Юго-Камский; Чернов Андрей, писатель. Луганск; Прасолов Сергей, писатель. Луганск; Тишкина Светлана, писатель. Луганск; Воробьёв Роман, бывший житель Луганска. Израиль; Пехтерев Валентин, писатель, врач. Донецк; Русанов Владислав, писатель. Донецк; Цыба Александр, писатель. Енакиево, ДНР; Башмаков Николай, писатель, член СП России. Пермский край, Куединский район, дер. Дубовик; Алексеев Николай, редактор газеты «Югокамская сторона». Пермский край, Пермский район, пос. Юго-Камский; Казымов Алексей, депутат Совета депутатов Юго-Камского сельского поселения Пермского района, Пермского края. Пос. Юго-Камский; Лунёв Алексей, депутат Совета депутатов Юго-Камского сельского поселения Пермского района, Пермского края. Пос. Юго-Камский; Белоусова Наталья, депутат Совета депутатов Юго-Камского сельского поселения Пермского района, Пермского края. Пос. Юго-Камский; Бачериков Василий, депутат Совета депутатов Юго-Камского сельского поселения Пермского района, Пермского края. Пос. Юго-Камский; Полыгалов Андрей, председатель Совета депутатов Юго-Камского сельского поселения Пермского района, Пермского края. Пос. Юго-Камский; Лихачева Анна, депутат Совета депутатов Юго-Камского сельского поселения Пермского района, Пермского края. Пос. Юго-Камский; Лоскутов Юрий, философ. Пермь; Рыбин Вадим, писатель, депутат МО Гавань, Санкт-Петербург; Степанов Сергей, публицист. Кострома; Слобожанинов Алексей, публицист. Люберцы; Ильин Сергей, преподаватель, зав кафедрой русской и мировой литературы Луганского национального университета им. Т.Шевченко; Лунёв Денис, общественный деятель.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/16/na...

Адрес: респ. Татарстан, Спасский р-н, г. Болгар, ул. Белова, 31А Проезд: После въезда в город Болгар у Аврамьевской церкви повернуть направо во второй поворот после АЗС (справа) на улицу Ленина (первый поворот будет на улицу Смирнова к музею-заповеднику " Болгары " ). Через 750 метров, сразу после находящейся слева стройплощадки церкви Святого Духа, повернуть налево на улицу Нагаева, через 100 метров - еще раз налево на улицу Белова. Молитвенный дом будет справа от дороги через 200 метров. До Болгара в период навигации можно добраться речным пассажирским транспортом. Церковь Сошествия Святого Духа [ править править код ] Адрес: респ. Татарстан, Спасский р-н, г. Болгар, угол ул. Белова и ул. Нагаева Проезд: После въезда в город Болгар у Аврамьевской церкви повернуть направо во второй поворот после АЗС (справа) на улицу Ленина (первый поворот будет на улицу Смирнова к музею-заповеднику " Болгары " ). Через 750 метров, перед перекрестком с улицей Нагаева, церковь будет слева у дороги. До Болгара в период навигации можно добраться речным пассажирским транспортом. Сайт храма Паломнику [ править править код ] Добраться до Болгар можно или на автотранспорте (автобусе или на своей машине), либо по Волге. Однако водное сообщение действует только с середины мая до конца сентября. И запись нынче производится за неделю, а то и за две, так как туристов, желающих посмотреть это чудное место, действительно много. На автобусе до Болгар можно добраться с Центрального автовокзала и автовокзала «Южный» (тел. (843)2615707 — для справок). Стоимость: 310 рублей в один конец. Расписание лучше уточнять непосредственно по телефону или в кассах. На речном транспорте можно добраться на скоростном катере. Расписание речного транспорта до Болгар смотрите здесь . Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Благотворительное служение Свято-Авраамиевского храма С 22 мая в Болгаре будет проходить IV Авраамиевский фестиваль Богослужения в Свято-Авраамиевской церкви Навигация Персональные инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Болгар

Не знавшие этого италийцы были разбиты и побеждены 1129 военной хитростью, так что и сам их император Балдуин попал в плен и был приведен связанным к царю болгар Иоанну 1130 ... Дойдя до самой Фессалоники 1131 , он умер здесь от плеврита 1132 , но некоторые говорили, что смерть его произошла от Божьего гнева. Ибо ему во сне явился вооруженный муж 1133 , подошел к нему и ударил копьем в бок. Действительно, никогда никто ромеям не приносил такого несчастья, как он, почему и получил прозвище «собака»: все называли его Скилоиоанн [собака-Иоанн]. Ибо, склонив на свою сторону племя скифов, соединившись с ними родственными узами 1134 и усвоив характер их звериной природы, он наслаждался убийствами ромеев. Как только он умер, правителем болгар стал сын его сестры, по имени Борил 1135 , который взял в жены [свою] тетку-скифянку 1136 . А сына Асаня Иоанна, о котором я говорил и который был еще юн, кто-то тайно забрал и отправил к скифам 1137 . Таковы были дела у болгар. После этих событий речь пойдет о наших делах... И снова речь пойдет о делах болгар. Первый царь болгар Асань имел двух сыновей: Иоанна и Александра 1138 . Когда в Болгарии воцарился вышеупомянутый Борил, сын Асаня Иоанн, предпочтя изгнание, ушел в страну росов, прожил там довольно долго 1139 и, собрав вокруг себя некоторых беглецов росов 1140 , потребовал отцовского наследства, а затем сразился с Борилом, победил его и стал владеть значительной территорией. Борил же затворился в Триново и в течение семи лет выдерживал осаду 1141 . Когда же его сторонники сильно устали, они перешли на сторону Иоанна Асаня. А Борил, попытавшись бежать, был схвачен и ослеплен Иоанном. Таким образом, Иоанн стал владеть всей страной болгар. Таковы были дела в Болгарии. Однако Феодор Ангел 1142 разорвал союз с Иоанном Асанем, так как был человеком дерзким и непостоянным не только в делах царских, но вообще во всех общественных делах, часто нарушал клятвы и договоры с соседями. Он пошел против болгар, собрав большое войско, состоящее из ромеев и италийцев. Пройдя мимо Адрианополя, он направился вверх по Гебру, ища [случай] сразиться с болгарами. Нашел же он свою погибель, ибо думал, что болгары испугаются и совсем не выдержат даже одного натиска его войска. Однако болгары так не [думали]. Иоанн Асань, ободренный клятвопреступлением и нарушением договоров Феодором Ангелом больше, чем своими силами, взяв от скифов небольшое вспомогательное войско (счет не шел на тысячи) и повесив, как некоторые говорили, на знамени письменную клятву Феодора, более уверенным отправился на битву. Войска сошлись около Гебра в одном месте, называемом Клокотиницей. И если говорить совсем кратко, то Феодор был разбит силами болгар и скифов 1143 , пленен сам, а также немало его родственников, высших должностных лиц и избранных особ. И все их имущество досталось болгарам...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для характеристики болгар в занимающую нас эпоху, т. е. прежде чем они слились со славянами и обратились в христианство прекрасные данные почерпаются из арабских писагелей «Государство болгарское сильно и велико. Они сражаются с греками, славянами, хазарами и тюрками, но самые сильные их враги суть греки. От Константинополя до земли болгар 15 дней пути. Всякое укрепленное место у болгар окружено тыном и деревянным забором, что составляет защиту, подобную стене, которая возвышается за рвом. Кони, на которых они сражаются, всегда пасутся на свободе, и никто не садится на них, кроме военного времени. Когда они строятся в боевой порядок, то ставят впереди стрелков, а позади располагают своих жен и детей. Они не знают монетных знаков; все их сделки, а равно брачные договоры, составляются по цене овец и быков. Когда заключается мир между ними и греками, они посылают в Константинополь молодых рабов того и другого пола из славян или из другого народа. Когда умирает знатный болгарин, они собирают слуг умершего и его приближенных и сжигают их вместе с умершим или, выкопав глубокую яму, ставят в ней тело умершего и оставляют с ним его жену и близких, пока они умрут. У них в обычае оставлять большую долю наследства дочерям, чем мальчикам» . Приведенная характеристика языческих болгар составляет самый ценный материал для освещения вопроса о нравах и верованиях этого народа. В высшей степени можно пожалеть, что раскопками первой болгарской столицы не открыты языческие погребения ханов и знатных лиц дружины, на основании коих представлялась бы возможность непосредственно судить о погребальных обычаях и бытовой обстановке древних болгар. Закончим этот очерк несколькими заимствованиями из другого, хотя и весьма важного, но мало еще изученного иностранного источника, разумеем «Ответы папы Николая на вопросы болгар» , которым и впоследствии придется еще воспользоваться. Этот документ, происходящий из папской канцелярии и относящийся к IX в., представляет обильный материал для характеристики староболгарской жизни. В нем есть несколько указаний на верования и обычное право болгар. Так, например, указывается, что болгаре, выходя на бой, совершают гадания и исполняют обрядовые действия с религиозными играми и пением; так, приводится мудрое рассуждение о том, что папа не находил уместным рекомендовать болгарам, как еще .весьма слабым (очевидно в христианской жизни), воздерживаться от военных упражнений. В смысле же старинных черт, вынесенных с далекого Востока, можно указать на магический камень, на священные книги, заимствованные у сарацин, на обычай давать клятву на оружии и т. п.

http://sedmitza.ru/lib/text/442820/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010