16 июля 1982 г. на заседании Свящ. Синода РПЦ избран по возведении в архимандрита быть епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в Канаде и временно в США. 18 июля 1982 г. возведен патриархом Пименом в Троицком соборе ТСЛ в сан архимандрита. 8 авг. того же года состоялась епископская хиротония К. в Свято-Духовом соборе г. Минска, к-рую возглавил Минский митр. Филарет (Вахромеев) . 23 марта 1987 г. К. был освобожден от управления Патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим Патриаршими приходами в США. 19 мая 1989 г. возведен в сан архиепископа. В США деятельность К. была связана с укреплением межприходского единства, консолидацией приходов РПЦ в США с духовным центром в Свято-Никольском соборе в Нью-Йорке. Неоднократно посещал правосл. духовные учебные заведения: Свято-Владимирскую семинарию в Крествуде, шт. Нью-Йорк, Свято-Тихоновскую семинарию в Саут-Кейнане, шт. Пенсильвания, Греческую семинарию Святого Креста в Бруклайне, шт. Массачусетс. В 1986 г. объехал приходы Аляски, где поклонился мощам прп. Германа Аляскинского, изучал историю и совр. состояние церковной жизни. К. наладил диалог с представителями Православной Церкви в Америке, др. поместных Церквей, проводил регулярные встречи с епископами, клиром и мирянами РПЦЗ. Принимал участие в гос. и общественных мероприятиях, встречался с Президентом США Р. Рейганом, Генеральным секретарем ООН Х. Пересом де Куэльяром, с представителями Правительства США, губернаторами штатов, сенаторами, конгрессменами, общественными и религ. деятелями. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 г. , на к-ром был избран главой РПЦ патриарх Алексий II . 20 июля 1990 г. назначен архиепископом Калужским и Боровским и одновременно заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. Возглавлял делегации РПЦ на заседаниях межправославной Подготовительной комиссии Святого и Великого Собора по вопросам о правосл. диаспоре (Шамбези, Швейцария, нояб. 1990), на Конференции канонистов по правосл. диаспоре (Шамбези, апр. 1995), на общеправославном совещании по празднованию 2000-летия Рождества Христова (дек. 1995). 6 июня 1995 г. стал председателем наградной общественной комиссии учрежденных Свящ. Синодом ордена и медали св. мч. Трифона. С 11 окт. 1996 г. член рабочей группы Свящ. Синода по выработке проекта концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-гос. отношений и проблемы совр. общества в целом. В 1996-2000 гг. рабочая группа подготовила «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» , утвержденные Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 13-16 авг. 2000 г. В 1997-2000 гг. являлся представителем РПЦ в Межправославной комиссии по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова на Св. земле (1997-2000).

http://pravenc.ru/text/Климент ...

11-12 дек. 1992 г. на Поместном Соборе Чехословацкой Православной Церкви в Прешове в связи с предстоящим разделением Чешской и Словацкой Федеративной Республики на 2 независимых гос-ва было принято решение об изменении офиц. наименования Церкви на «Православную Церковь в Чешских землях и Словакии». Был также принят новый устав Церкви, по к-рому единый Митрополичий совет был разделен на 2 самостоятельных органа - Митрополичий совет Чешских земель в Праге и Митрополичий совет Словакии в Прешове. Н. возглавил Митрополичий совет Словакии с титулом «Архиепископ Прешовский и Словацкий». 14 апр. 2000 г. Поместным Собором Православной Церкви в Чешских землях и Словакии он был избран Предстоятелем с титулом «архиепископ Прешовский, митрополит Чешских земель и Словакии». Интронизация Н. состоялась 4 июня 2000 г. в Прешове. Принимал участие в значимых событиях в жизни Поместных Православных Церквей. 25 дек. 2000 г. Н. участвовал в работе Синаксиса Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Стамбуле (Турция). 15 сент. 2001 г. в храме Воскресения Христова в Иерусалиме принимал участие в интронизации Иринея, патриарха Иерусалимского, 8-10 мая 2004 г. присутствовал в Белграде на торжествах, посвященных завершению работ по строительству кафедрального собора свт. Саввы Сербского. Особое внимание Н. уделял развитию братских отношений с РПЦ. 17-21 авг. 2000 г. принимал участие в освящении храма Христа Спасителя в Москве и в торжественном чине прославления святых, канонизированных Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ. В окт. 2000 г. по благословению Н. московскому подворью Православной Церкви Чешских земель и Словакии при храме свт. Николая Чудотворца в Котельниках была передана частица мощей блгв. кн. Вячеслава Чешского. В сент. 2003 г. Н. посетил Белоруссию, где 14 сент. митр. Минский и всея Беларуси Филарет (Вахромеев) вручил ему диплом почетного доктора Минской ДА. 2-4 июля 2004 г. Н. возглавил торжества по случаю 25-летия подворья РПЦ в г. Карлови-Вари и 5-летия освящения Георгиевского храма при Посольстве РФ в Праге. 8 дек. 2001 г. Н. возглавил в Праге торжества по случаю 50-летия автокефалии Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

http://pravenc.ru/text/2565948.html

(принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., «Определение о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», пп. 3, 44) 3. Новый этап церковного возрождения требует пристального внимания к просветительному деланию, направленному на глубокое воцерковление людей, приходящих в православные храмы или только ищущих дорогу туда. Миссия духовного просвещения, совершаемая через преподавание, пастырские беседы, миссионерские поездки, издательскую и информационную деятельность, должна стать безусловным приоритетом. (...) 44. Взаимодействуя со светскими средствами массовой информации, священнослужители и миряне призываются более активно вести миссионерскую деятельность, разъяснять церковный взгляд на различные явления и события, способствовать формированию нравственного влияния СМИ на жизнь общества. Вместе с тем по- прежнему беспокоит обилие конфликтов между Церковью и светскими СМИ, часто вызванных непониманием целей и содержания церковной жизни, а иногда и клеветническим и даже богоборческим содержанием публикаций, нацеленных на отрыв людей от Бога и на подрыв авторитета Церкви. О взаимодействии Церкви и светских средств массовой информации (принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», раздел XV) XV. Церковь и светские средства массовой информации. XV.1. Средства массовой информации играют в современном мире всевозрастающую роль. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности. При этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока. Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях. СМИ, обладающие огромным влиянием на аудиторию, несут величайшую ответственность за воспитание людей, особенно подрастающего поколения. Журналисты и руководители средств массовой информации обязаны помнить об этой ответственности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

В сонме Новомучеников и Исповедников Российских Собором были прославлены как страстотерпцы император Николай II, императрица Александра Феодоровна, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, бессудно убиенные в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Собором были также канонизированы еще 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды, среди них — сщмч. митрополит Арсений (Мацеевич), валаамские преподобномученики, убитые шведскими протестантами, оптинские старцы, ранее местночтимые, подвижники ХХ в.: преподобные Алексий Зосимовский, Серафим Вырицкий, св. праведный Алексий Мечёв. Вслед за принятием деяния о канонизации святых Архиерейский юбилейный Собор заслушал доклад председателя синодальной Богословской комиссии Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), посвященный деятельности возглавляемой им комиссии и освещению разрабатываемых ею тем, в частности состоянию богословской мысли РПЦ и ее взаимоотношениям с инославием. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил предложенный проект документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в котором, с одной стороны, Православная Церковь характеризуется как единственная из конфессий, тождественная Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Символа веры, а с другой— признается относительная церковность и инославных Церквей, насколько они сохранили наследие древней Церкви. На утреннем заседании 15 августа Собору был представлен доклад митрополита Смоленского Кирилла, председателя синодальной рабочей группы по выработке проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». После долгой дискуссии по докладу, в которой участвовали митрополит Челябинский Иов (Тывонюк), архиепископы Винницкий Макарий (Свистун), Львовский Августин (Маркевич), Белгородский Иоанн (Попов), Таллинский Корнилий (Якобс), Тверской Виктор (Олейник), Аргентинский Платон (Удовенко), епископы Тираспольский Юстиниан (Овчинников), Вологодский Максимилиан (Лазаренко), отцы Собора постановили одобрить «Основы социальной концепции». Принятый документ стал уникальным явлением в истории Православной Церкви, поскольку ни одна другая Поместная Церковь не имеет подобного документа, в котором бы так полно и систематично была выражена позиция Церкви по общественным проблемам, в т. ч. таким, как собственность, светская культура и наука, мир, война, преступность, светское право, СМИ, труд, вопросы семьи и брака, биоэтики и экологии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

Семья Г. после его смерти была репрессирована. Вдова Александра Моисеевна скончалась в ссылке в Архангельске. Невестка Глафира Алексеевна после пыток в орловской тюрьме лишилась рассудка и умерла. Брат - свящ. Покровской ц. в г. Болхове о. Константин вместе с др. священниками утоплен в трюме баржи в р. Енисей (под Красноярском). Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. 9 дек. 2000 г. обретены его св. мощи (хранятся в Спасо-Преображенском храме г. Болхова). Лит.: Неделин В. Крест свящ. Георгия Коссова//Моск. журн. 1996. 4. С. 28-30; Нилус С. А. Отец Егор Чекряковский// Он же. Великое в малом. [Серг. П.], 1992р. С. 237-274; Усов Н. Н. Источник Воды Живой: Священноисповедник прот. Георгий Коссов: [Житие и акафист]. М., 2004. В . И . Амиргулова Иконография Г. начала разрабатываться орловскими художниками в кон. 90-х гг. XX в., накануне его канонизации, в совр. традициях переработки в иконописном стиле сохранившихся фотографий новопрославленных святых. Первые иконы отличаются произвольностью и эклектизмом в выборе деталей изображения: напр., для ростового образа, выполненного в 2000 г. мастером А. В. Власовым из Мценска (в наст. время над ракой святого в Преображенском соборе Болхова), образцом послужила не фотография Г. 10-х или 20-х гг. XX в., а древнерус. ростовые образы святых, облаченных в диаконские стихари с оплечьем (либо фелонь и набедренник), поэтому нет камилавки и священнического наперсного креста (введен как награда в 1797), в лике отсутствует портретная характеристика. Последующие иконы Г., созданные в нач. XXI в. в Орловской епархии, восходят к сохранившимся фотографиям - святой представлен фронтально, в широкой рясе с наперсным крестом и в темной бархатной камилавке. Густые вьющиеся пряди волос, окладистая борода, высокий лоб, широкие скулы, низкие густые брови и легкая полуулыбка передают характерный внешний облик. Именно так написаны 2 поясных образа с мощевиками (работы диак. Александра Неврова 2000 г.) из Ахтырского (Никитского) кафедрального собора Орла и ц. Рождества Христова в Болхове: Г. изображен в живописной манере, в епитрахили, с благословляющей десницей, крестом в левой руке и прижатым к груди Евангелием (обнаружены при обретении мощей).

http://pravenc.ru/text/164219.html

2 июля 1937 г. арестован и заключен в тюрьму г. Вологды. Обвинялся в том, что является организатором и руководителем «контрреволюционной церковно-монархической группы». Вместе с ним были арестованы др. священнослужители и миряне. Не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности, постановление о предъявлении обвинения подписывать отказался. Казнен по приговору Особой тройки при УНКВД по Северной обл. от 19 сент. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Вологодской обл. Д. 8965. Лит.: Именной список ректорам и инспекторам ДА и семинарий, преподавателям ДА и монашествующим преподавателям ДС на 1917 г. Пг., 1917. С. 47; Собор, 1918. Деяния. Т. 2. С. 11; Резухин А. А., прот. Церковная Вологда 1930-1940-х гг.//Вологда: Краевед. альм. 2000. Вып. 3. С. 780-782, 795; Козлов К. О. Судьба прот. Константина Богословского//Вел. Устюг: Краевед. альм. 2000. Вып. 2. C. 236-243; За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Сев. крае (1918-1951): Биогр. справ./Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 58. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/1841992.html

Более 200 жителей села подписали письмо в его защиту, но сельсовет отказался заверить подписи, а один из подписавшихся был арестован как кулак. Жители села снова собрали более 150 подписей в защиту П., но это послужило поводом для обвинения супруги П. в подстрекательстве крестьян к бунту. 1 сент. того же года общее собрание крестьян села подало ходатайство в райотдел ОГПУ об освобождении П. В том же месяце дело о П. и группе преображеновских «кулаков» было передано в Прокуратуру Башкирской АССР, а 19 нояб.- в Башглавсуд (Главный суд Башкирской АССР). На выездной сессии Башглавсуда, состоявшейся в Стерлитамаке 15-17 янв. 1930 г., П. не признал своей вины, однако судья постановил направить дело на доследование, в Башоблотдел ОГПУ. 5 марта 1930 г. следствие было закончено и секретный отдел ГПУ Башкирской АССР составил новое заключение по делу, в котором П. обвинялся в поддержке действий чехословаков и белогвардейцев в годы гражданской войны, в контрреволюционной работе после «окончательного укрепления советской власти», когда, «сплотившись вокруг церковной организации и... прикрываясь флагом религии», осуществлялась контрреволюционная деятельность «на хорошо организованных началах». П. виновным себя не признал. Постановлением Особой тройки ОГПУ по Башкирской АССР от 9 марта 1930 г. приговорен к расстрелу. Предположительное место захоронения - уфимское Сергиевское кладбище. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: УФСБ России по Респ. Башкортостан. Д. ВФ-15488; Дела Синодальной Комиссии по канонизации святых. Священномученик Петр Варламов: Мат-лы к канонизации/Сост.: Н. П. Зимина. Уфимская епархия, 2000. (Маш.). Лит.: Зимина Н. П. «Господь наш страдал и нам нужно пострадать, защищая дом Божий»: Житие сщмч. Петра Варламова//Уфимские ЕВ. 2000. 12(104). С. 2; 2001. 2/3(106/107). С. 3; она же. Матушкин крест//Там же. 2002. 7/8(125/126). С. 6-7; она же. Православные святые Башкирской земли: сщмч. Петр Варламов: «Господь наш страдал, и нам нужно пострадать, защищая дом Божий»//Русские Башкортостана: История и культура.

http://pravenc.ru/text/2580136.html

Вернувшись в нояб. 1935 г. в Кострому, В. был назначен Костромским и Галичским архиеп. Никодимом (Кротковым) в Троицкую ц. в с. Троица близ г. Нерехта (бывш. собор Пахомиева нерехтского Сыпанова во имя Св. Троицы жен. мон-ря ). В нач. 30-х гг. власти передали Троицкую ц. обновленцам (см. ст. Обновленчество ), однако большинство жителей бойкотировали проходящие в ней богослужения, в 1935 г. храм удалось вернуть Патриаршей Церкви. С появлением в с. Троица В. на богослужения стало ходить большое число верующих - из неск. окрестных сельсоветов, а более всего из Нерехты. Весной 1936 г. верующие во главе с В. не дали снять колокола с колокольни храма. 3 дек. 1936 г. в Костроме был арестован архиеп. Никодим (Кротков), В. в течение неск. месяцев на богослужениях поминал арестованного архиерея. В. был арестован 5 авг. 1937 г. в храме после богослужения. Первые допросы прошли в Нерехте, затем священника отправили в Ярославль, в тюрьму в Коровниках, вскоре вернули в Нерехту. В. был обвинен в принадлежности к «контрреволюционной церковно-монархической группе». Виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению тройки Управления НКВД по Ярославской обл. от 19 сент. 1937 г. 27 марта 1995 г. в Костромской епархии было благословлено местное почитание мученика, прославление В. в лике местночтимых святых Костромской епархии состоялось 28 мая 2000 г. в Троицком храме Пахомиевой нерехтской обители (возобновлена в 1993). Для общецерковного почитания В. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: ГАНИКО. Ф. 3656. Оп. 2. Д. 6298; ф. 3656. Оп. 2. Д. 1458. Лит.: Житие сщмч. иерея Василия Разумова (1879-1937 гг.). Кострома, 2000; Прп. Пахомий Нерехтский и его обитель. Кострома, 2000. С. 27-29; Александр (Могилёв), архиеп. Священномученик Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001. С. 273-276. Н . А . Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР Стефанович Ильинский (1845-1918), свящ., сщмч. (пам. 22 февр., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/150601.html

Важным аспектом принятого Положения является предусмотренная им система апелляций на решения суда. По ходатайству сторон епархиальный архиерей может направить дело в епархиальный суд на повторное рассмотрение. Решения епархиальных судов, содержащие резолюцию епархиального архиерея, могут быть обжалованы сторонами в Общецерковный суд при надлежаще мотивированном несогласии стороны с повторным решением епархиального суда, принятым по ходатайству стороны о пересмотре дела, а также при несоблюдении епархиальным судом установленного Положением порядка церковного судопроизводства. Апелляции на решения Общецерковного суда рассматриваются Архиерейским собором. В своем докладе митрополит Климент также указал на то, что Священным Синодом будут утверждены формы судебных документов. Кроме того, в связи с тем, что нормы Положения о церковном суде дополняют и конкретизируют отдельные положения Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 г., в Устав было предложено внести соответствующие изменения в Устав. По обсуждении представленного проекта Архиерейский Собор утвердил Положение о церковном суде Русской Православной Церкви, предложенные изменения в Уставе Русской Православной Церкви и, по представлению Президиума Собора, избрал в состав Общецерковного собора сроком на четыре года: митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора (председатель); митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия (заместитель председателя); архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия; архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия; епископа Дмитровского Александра (секретарь). Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/event/305393

Исполнители казни решили тайно захоронить останки убитых в старых рудниковых шахтах урочища Четырех Братьев (Ганина Яма) у дер. Коптяки близ Екатеринбурга. Вероятно, в этот момент тела М. Н. и ее брата Алексия в целях затруднения идентификации были сожжены и погребены отдельно от останков др. членов семьи. В 1991 г. у Коптяков было обнаружено захоронение 9 чел., к-рое исследователи определили как могилу царской семьи и сопровождавших ее лиц. В 1998 г. правительственная комиссия после проведенных экспертиз признала принадлежность екатеринбургских останков членам семьи имп. Николая II и ее слуг и приняла решение об их торжественном захоронении в Петропавловском соборе С.-Петербурга. Останки вел. кн. Алексия и М. Н. были признаны необнаруженными. В Петропавловском соборе была установлена плита-кенотаф с именем М. Н. Русская Православная Церковь не смогла принять с абсолютной достоверностью идентификацию останков до разрешения всех сомнений относительно их принадлежности царской семье. В 2007 г. в результате дополнительных поисковых мероприятий под Екатеринбургом были обнаружены останки, отождествленные с М. Н. и вел. кн. Алексием. Работа по их идентификации с участием представителей Церкви продолжается. Вместе с имп. семьей М. Н. была канонизирована 1 нояб. 1981 г. Архиерейским Собором РПЦЗ. Прославлена в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 685 [Вел. кнж. Марии Николаевны]. Лит.: Титов И. В. ОТМА: Неск. слов о вел. княжнах Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии Николаевнах//Дворянское собрание. М., 1996. 4. С. 28-45; Тайны Коптяковской дороги: Мат-лы к рассмотрению вопроса о т. н. Екатеринбургских останках, предположительно принадлежащих к членам царской семьи и верным слугам их. М., 1998; Александра Феодоровна, мц., имп. Дивный свет: Дневниковые записи, переписка, жизнеописание/Сост.: мон. Нектария (Мак Лиз). М., 1999. С. 385-395; Кравцова М. В. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников.

http://pravenc.ru/text/2562152.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010