– Вы уже в начале творческого пути стали писать святителей? – Да, во время учебы в академии, в середине 1990-х годов, я задумал картину «Арест Патриарха Тихона». Картина переносит нас в 1920-е годы, когда Патриарха держали под арестом, возили на допросы. На плечи Первосвятителя Тихона лег крест гонений. Это достаточно крупный холст. Картина прозвучала, сейчас она в музее. Для того времени это была совершенно новая тема: исповедничество в эпоху гонений на Церковь. Арест Патриарха Тихона. Художник: Филипп Москвитин А для диплома я решил написать нашего современника – митрополита Иоанна (Снычева). Мне очень нравились его известные книги «Одоление смуты», «Самодержавие Духа». Владыка Иоанн возвысил свой голос тогда, когда уже готова была разразиться Гражданская война, – в начале 1990-х годов. Авторитет митрополита Иоанна в патриотических кругах всегда был очень высоким. В моей дипломной работе над портретом владыки меня поддержал профессор Николай Николаевич Третьяков. Он помог мне с фотографиями, был моим рецензентом. Я владыку Иоанна видел и его службы посещал. Интересно, что мой дедушка, ветеран войны, тоже очень ценил митрополита Иоанна. Он мне рассказывал: «Нас воспитывали в неуважении к духовенству, но вот этого пастыря я уважаю». Он приходил на его службы, слушал его проповеди и причащался. Все мои темы продиктованы самой жизнью. Святейший патриарх Тихон. Художник: Филипп Москвитин – Вы дружите с духовенством? – Когда я писал Патриарха Тихона, я посещал службы в Донском монастыре и слушал проповеди архимандрита Даниила (Сарычева). Помню такой эпизод: отец Даниил пригласил на свой день рождения. И мы сидели в Донском, за праздничным столом и пели песни. Это было удивительное время нашего близкого общения: конец 1990-х – начало 2000-х. И он меня благословлял и говорил всегда: «Не скорби, Филипп, у России будет великое будущее. По молитвам новомучеников Церкви Русской». В 1999 году я сделал следующую работу – изобразил всю Царскую семью: семь фигур в царских облачениях. Подвиг Царственных страстотерпцев стал понятен многим после воцерковления. Для меня царь Николай II – Помазанник Божий. Мое воцерковление связано с уважением к Царю и Царской семье, с их чудесной помощью. Для меня все это неразрывно с юности.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/11/hudozh...

— В какой храм вы ходили в советское время? — Во Всехсвятский на Соколе — рядом с домом, где жил. Воспитывался в вере я вполне органично: мои родители были верующими, и это не воспринималось как-то необычно. Кстати, моя бабушка, жена церковного старосты из сергиевопосадского храма Илии Пророка, активно участвовала в открытии Троице-Сергеевой лавры в 1946 году. — Проблем во время учебы или на работе не возникало? — Бог миловал. Все же это было брежневское время, «стучали» на обычных верующих москвичей тогда гораздо реже, чем прежде. — Начало 1990-х годов — эпоха бурного церковного возрождения. Наверняка на вас сразу посыпались заказы… — Ошибаетесь. Действительно, новые приходы возникали как грибы после дождя, но в основном в переданных общинам прежде существовавших церковных зданиях. Новые храмы в начале 1990-х строились редко. И мы поначалу занимались реставрацией. Наши первые шаги были сделаны в Коломне — в Свято-Троицком Ново-Голутвином и Богоявленском Старо-Голутвином монастырях — в интересных проектах по восстановлению архитектурных памятников в историческом центре города. Потом понемногу пошли заказы на проектирование новостроек, причем поначалу не в Москве, а в регионах. Запомнился Преображенский храм, созданный по инициативе директора Лебединского горно-обогатительного комбината, который строил новый жилой район в городе Губкин под Белгородом. Поставили мы его практически в чистом поле. Но он стал центром столь мощного общественного притяжения, что буквально сами собой вокруг сформировались новые улицы, кварталы, целые микрорайоны, в том числе малоэтажной коттеджной застройки. Чин его великого освящения возглавил Патриарх Aлekcuй II, и при этом присутствовал тогдашний Президент России Борис Ельцин. Для меня это стало ярчайшей иллюстрацией цели, к которой следует стремиться: храм может и должен становиться градостроительной доминантой даже в современной застройке. Как сняли «проклятие» игумении — Воссоздание Храма Христа Спасителя в середине и второй половине 1990-х годов стало одним из главных свершений общероссийского масштаба, а уж о Москве и говорить нечего. Редкая суббота в рабочем графике тогдашнего мэра столицы Юрия Лужкова, еженедельно объезжавшего важнейшие городские стройки, обходилась без планерки или обстоятельного совещания рядом с бывшим бассейном «Мос­ква» на Волхонке. Как вы включились в эту работу и стали ведущим архитектором проекта?

http://patriarchia.ru/db/text/5831948.ht...

— В какой храм вы ходили в советское время? — Во Всехсвятский на Соколе — рядом с домом, где жил. Воспитывался в вере я вполне органично: мои родители были верующими, и это не воспринималось как-то необычно. Кстати, моя бабушка, жена церковного старосты из сергиевопосадского храма Илии Пророка, активно участвовала в открытии Троице-Сергеевой лавры в 1946 году. — Проблем во время учебы или на работе не возникало? — Бог миловал. Все же это было брежневское время, «стучали» на обычных верующих москвичей тогда гораздо реже, чем прежде. — Начало 1990-х годов — эпоха бурного церковного возрождения. Наверняка на вас сразу посыпались заказы… — Ошибаетесь. Действительно, новые приходы возникали как грибы после дождя, но в основном в переданных общинам прежде существовавших церковных зданиях. Новые храмы в начале 1990-х строились редко. И мы поначалу занимались реставрацией. Наши первые шаги были сделаны в Коломне — в Свято-Троицком Ново-Голутвином и Богоявленском Старо-Голутвином монастырях — в интересных проектах по восстановлению архитектурных памятников в историческом центре города. Потом понемногу пошли заказы на проектирование новостроек, причем поначалу не в Москве, а в регионах. Запомнился Преображенский храм, созданный по инициативе директора Лебединского горно-обогатительного комбината, который строил новый жилой район в городе Губкин под Белгородом. Поставили мы его практически в чистом поле. Но он стал центром столь мощного общественного притяжения, что буквально сами собой вокруг сформировались новые улицы, кварталы, целые микрорайоны, в том числе малоэтажной коттеджной застройки. Чин его великого освящения возглавил Патриарх Алексий II , и при этом присутствовал тогдашний Президент России Борис Ельцин. Для меня это стало ярчайшей иллюстрацией цели, к которой следует стремиться: храм может и должен становиться градостроительной доминантой даже в современной застройке. Как сняли «проклятие» игумении — Воссоздание Храма Христа Спасителя в середине и второй половине 1990-х годов стало одним из главных свершений общероссийского масштаба, а уж о Москве и говорить нечего. Редкая суббота в рабочем графике тогдашнего мэра столицы Юрия Лужкова, еженедельно объезжавшего важнейшие городские стройки, обходилась без планерки или обстоятельного совещания рядом с бывшим бассейном «Мос­ква» на Волхонке. Как вы включились в эту работу и стали ведущим архитектором проекта?

http://e-vestnik.ru/church/andrey_obolen...

Это типичный сельский храм. Здание имеет трехчастную композицию и является запоздалым образцом ампирной архитектуры. Бесстолпный куб храма увенчан массивной ротондой. Объем трехъярусной колокольни с граненым резонатором звона предельно скуп и лаконичен в разработке. Рядом со Знаменской церковью в конце 19 века была построена кирпичная часовня на белокаменном фундаменте. Знаменская церковь была закрыта в 1939 году и использовалась под склад удобрений, потом и вовсе заброшена. С бывшей церкви была содрана кровля, разрушены межъярусные перекрытия колокольни, церковная ограда и часовня так же были разобраны местными жителями на кирпичи. С колокольни были сняты все колокола и увезены на переплавку. В ротонде храма остались фрагменты фигурной и декоративной клеевой живописи, относящейся к 1880-м годам. В храме чудом сохранилась часть трехъярусного деревянного иконостаса середины 19 века, царские врата и иконы из иконостаса были утрачены. В 1990 году при Знаменской церкви зарегистрирована православная община. При ремонтных работах, проводившихся в храме в конце 1990-х годов были установлены медный купол и главка с позолоченным крестом, воссоздана колокольня, на которую водрузили 5 колоколов. Источник информации: www//egorievgrad.ru/hram/egorievskiyraion Знаменское, Жашково тож, упоминается в списке с Владимирских писцовых книг В. Крапоткина 1636-43 гг., где упоминается «село Жашкино, а в нем место церковное Архангела Михаила запустело до мору…». Деревянная церковь в честь иконы Божией Матери Знамения с приделом Предтеченским первоначально построена была помещиком Владимиром Ивановичем Дружининым. Кроме того, в селе находится каменная церковь также Знаменская с приделами Предтеченским и Никольским, начатая постройкою в 1849 г. Приделы были освящены в 1850 г., а настоящая в 1862 г. Церковной земли, отмежеванной в 1800 г., состоит 33 дес., кроме того, в пользу причта в 1846 г. в урочищах Савкине и Сысоихе было прирезано 34 дес.; из означенного числа находится под церквами и кладбищем 1 ½ дес., усадебной 2 дес., пахотной 16, под дорогами и кустарником 43 дес., но плана и межевой книги на церковную землю у причта не имеется.

http://sobory.ru/article/?object=02790

— То есть центр у них в Киеве, как и у второй заметной церковной организации — Киевского патриархата, который считает своей резиденцией знаменитый Кафедральный Владимирский собор? — Да, вообще Киевский патриархат является производной от Московского патриархата. Он возник в 1992 году после того, как закончилась неудачей попытка отделиться от УПЦ МП. Эта церковь представляет собой раскольническую организацию, возглавляемую бывшим митрополитом Киевским еще советского времени Филаретом (Денисенко). Для Москвы он просто монашествующий, потому что был официально лишен сана Священным синодом и Архиерейским собором РПЦ МП. Но в начале и середине 1990-х годов, еще во время президентства Кравчука, он пользовался существенной политической поддержкой. — Вообще идея объединения православных церквей на Украине почти всегда идет вместе с идеей независимости. — Да, она активно обсуждалась еще при первом президенте Украины — Леониде Кравчуке, который говорил о том, что после развала СССР на Украине должна появиться единая автокефальная или, выражаясь на политический манер, независимая от Москвы церковь. Эту мысль он продвигал очень настойчиво и активно. Будучи президентом, Ющенко тоже неоднократно говорил, что надо стремиться сделать Украинскую православную церковь единой и независимой. То есть звучала ровно та же лексика, которой пользовались на политическом уровне. Почему это было столь существенно для украинского руководства — отдельный разговор. — Ну, в свете общей эйфории провозглашения независимости это вполне логично. — Нет, тут дело намного глубже, потому что роль православия на Украине и влияние церкви на повседневную жизнь на Украине совсем не такие, как в России. Воздействие церкви на уровне повседневной жизни на Украине на порядок выше, чем в России. — В чем это выражается? — Знаете, мне вспоминается один эпизод начала 2000-х годов, когда мы были в паломничестве на Украине. Там надо было несколько раз пересекать границу и каждый раз это сопровождалось вполне откровенными, причем узаконенными поборами со стороны украинских таможенников. В итоге владелец автобуса потребовал доплатить довольно солидную сумму, на что один из пассажиров, священник, сказал: «А знаете ли вы, что за нарушение договора отлучают от церкви?» Представьте себе, какой была бы реакция типичного российского бизнесмена? Опуская самые негативные предположения, допустим, что ему это было бы безразлично. А здесь и владелец автобуса, и водитель заволновались: «А почему вы сразу начинаете угрожать?» Они восприняли такие слова всерьез, и это послужило основанием для того, чтобы договориться на нормальных условиях. То есть отлучение от церкви для этих людей, которые по внешнему виду совершенно не производили впечатление набожных, религиозных и практикующих прихожан, было чем-то важным.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В XVIII веке в этой местности существовало село Матрёнино, входящее в родовую вотчину сначала бояр Нарышкиных, а позднее графов Воронцовых. В деревне действовала деревянная церковь во имя Воскресения Христова, а в 1796 году по распоряжению графа А.Р. Воронцова было начато строительство каменного храма по проекту архитектора Н.А. Львова, который был хорошим другом графа. Строительство длилось на протяжении 50 лет и было закончено в 1849 году. Храм высотой около 42 м с четырехъярусной колокольней был одним из самых почитаемых среди православных реликвий в этой местности. После революции церковь постигла судьба большинства религиозных объектов - его закрыли и использовали в хозяйственных нуждах. Окончательно разорили в 60-х годах ХХ века. В этот период прекратило свое существование и село Матрёнино, а для определения местности стали использовать название соседней деревни Рощино. Восстановление Храма Воскресения Христова началось во второй половине 90-х годов ХХ века. В настоящее время здесь проводятся восстановительные работы, постепенная реконструкция идет за счет средств Владимирской епархии и пожертвований населения. В Воскресенском храме проводятся богослужения, совершаются таинства крещения и венчания. 20 декабря 2017 г. на колокольне состоялась установка купола и шпиля, завершающегося позолоченным крестом. Старый купол просуществовал в своем историческом виде до середины 1990-х годов, утрачен примерно в 1994-1995 гг. в результате попадания молнии в колокольню. При этом на колокольне возник пожар, горели деревянные лестницы и перекрытия. Горящая колокольня была похожа на свечу. В 2013 г. на колокольне установили колокола. С момента передачи (20 сентября 1996 г.) всего комплекса зданий, включая здание церкви, колокольни, привратного дома и здания богадельни в ведение Свято-Введенского островного женского монастыря, ведутся восстановительные работы. Особая роль в этом принадлежит настоятелю храма иеромонаху о. Меркурию (Двинину В.И.), молитвами и трудами которого продвигается это нелегкое дело. К сожалению, средств на восстановление не хватает. Разрушается ограда, утрачены две входные арки северной части ограды. Утрачено одно из церковных зданий, справа от колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=02869

В Клировой ведомости за 1840 год записано, что причт издавна состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. Дома у священно-церковнослужителей были собственные, деревянные, на церковной земле. В 1848 году, в холерное время, в Андреевский приход приносили чудотворную Колоцкую икону Божией Матери из Свято-Колоцкого монастыря Гжатского уезда Смоленской губернии. После этого в храме поставили список с Колоцкой иконы, а в 1874 году при построении ныне существующей каменной церкви во имя мученика Андрея Стратилата с трапезной и колокольней, в трапезе устроили единственный во всей Российской империи придел, посвятив его Колочской иконе Божией Матери. Если в XVIII веке причт состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря, то с 1888 года - из священника и псаломщика. Земли при церкви было тогда 44 десятины. В 1899 году на должность настоятеля храма был назначен иерей Николай Соколов. С этого года он также был заведующим церковно-приходской школы в селе Андреевском. В советское время был дважды арестован, после ареста 11 октября 1937 года расстрелян 31 октября того же года на Бутовском полигоне. В 2002 году канонизирован РПЦ как новомученик Российский. В середине 1930-х годов церковь Андрея Стратилата была закрыта, здание разграблено и осквернено. Здесь, в разные годы располагались - столовая, пивной бар, склад, котельная. К 1990-м годам храм находился в аварийном состоянии, к этому врени отсырели стены, появились трещины, разрушились своды. Лишь в начале 2000-х годов полуразрушенное здание было передано Церкви. На средства образовавшегося прихода, начались реставрационные работы. По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в 2011 году сюда был назначен настоятелем протоиерей Вячеслав Иголкин. 19 августа 2011 года, в день празднования Преображения Господня в церкви св. мч. Андрея Стратилата совершилась первая Божественная литургия. 4 ноября 2016 года состоялась торжественная встреча, специально написанной для храма насельниками Святой Горы Афон, иконы св. мч. Андрея Стратилата. Это стало, воистину, основным и важнейшим событием для духовной жизни всего прихода. Неоценимую помощь храму оказали руководители компании ООО агропредприятие " Птицефабрика Можайская " , - учредитель Хмелевцов Владислав и генеральный директор - Жигарев Вячеслав. Они, находясь в паломнической поездке по Афону, оплатили и заказали у монахов-святогорцев эту икону. Написание её длилось около двух лет. Удивительным является и то, что от новописанного образа были зафиксированы случаи чудесной помощи и исцеления.

http://sobory.ru/article/?object=06701

После гонений Китайская Автономная Православная Церковь оказалась в бедственном положении, церковная жизнь пришла в упадок. Лишь с середины 1980-х годов были возобновлены богослужения в Покровском храме Харбина. Позднее властями были воссозданы три храма в районах проживания русского этнического меньшинства: Синьцзяне и Внутренней Монголии. После смерти в декабре 2003 года в Пекине протоиерея Александра Дэ отец Михаил оставался единственным священником Китайской Автономной Православной Церкви. В 2008 году, на праздник Пятидесятницы, священник Михаил Ван с разрешения властей впервые принял участие в богослужении в генеральном консульстве России, за которым ему была вручена медаль Преподобного Сергия Радонежского (I степени). Этой награды его удостоил приснопамятный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в связи с 50-летием со дня дарования автономии Китайской Православной Церкви. С этого времени отец Михаил принимал участие в богослужениях, совершаемых протоиереем Алексием Киселевичем в Шанхае, приобщался святых Христовых таин. В августе 2009 года, несмотря на физическую немощь, отец Михаил предпринял долгое путешествие на север страны, где десятки верующих оставались без пастырского окормления на протяжении полувека. Здесь, в Лабдарине (автономный район Внутренняя Монголия), отец Михаил совершил освящение построенного в 1990-х годах храма во имя святителя Иннокентия Иркутского — одного из четырех православных храмов, имеющих в КНР официальный статус. Это было первое освящение православного храма на территории КНР с 1960-х годов. Первым служением китайского клирика в Харбине после кончины в 2000 году последнего настоятеля Покровского храма этого города священника Григория Чжу Шипу стала Божественная литургия, которую совершил священник Михаил Ван в Неделю апостола Фомы (по преданию Церкви, первого проповедника в Поднебесной) 11 апреля 2010 года. Община православных китайцев в Харбине глубоко уважала отца Михаила и особенно рада была его визитам в этот город. В июне 2012 года он сослужил председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону в Николаевском храме Шанхая. После Литургии председатель ОВЦС обратился со словами благодарности к отцу Михаилу и другим православным китайским верующим, «которые, несмотря на все трудности и препятствия, твердо пронесли по жизни православную веру».

http://e-vestnik.ru/obituaries/ierey_mih...

Троицкая церковь продолжала действовать и в советское время, первые репрессии против её служителей начались лишь в середине 1930-х годов. Хотя церковь перестала действовать уже фактически с 1937 года, официально она была закрыта по постановлению Леноблисполкома в 1939 году и тогда же переоборудована под клуб, находившийся в ней вплоть до начала Великой Отечественной войны. В это же время была снесена и находившаяся рядом с храмом каменная часовня. В 1941 году, сразу же после оккупации Красного Села, немецкое командование разрешило открыть Троицкую церковь, и в ней на протяжении двух лет совершались богослужения. В начале 1944 года, во время контрнаступления советских войск, ведших по Красному Селу сильный артиллерийский огонь, здание церкви получило частичные разрушения. В 1960-е годы облик храма изуродовали ещё раз - были снесены купол и верхний ярус колокольни. С этого времени вплоть до середины 1990-х годов в здании бывшей Троицкой церкви располагался Красносельский дом культуры. Начиная с 1995 г., когда в Красном Селе была образована православная община, администрация Дома культуры дала разрешение на совместное использование здания. 25 января 1995 года после чина малого освящения в здании были возобновлены богослужения, а в 1998 году оно было полностью возвращено православной общине, и в нем начались капитальные реставрационные работы, продолжающиеся и в настоящее время. В 1996-1998 годах была полностью восстановлена колокольня Троицкой церкви, позже заново сооружены алтарные апсиды, в 2002-2003 гг. восстановлен купол над основным объемом храма. В 1995 году Троицкая церковь была включена в число объектов исторического и культурного наследия, как памятник архитектуры федерального значения. Внутри храма к настоящему времени обустроен лишь главный придел Святой Живоначальной Троицы, где находится деревянный иконостас белого цвета, восстановление которого происходит поэтапно, по сохранившимся старым фотографиям. На стенах и колоннах храма, в застекленных киотах помещены несколько больших икон современного письма.

http://sobory.ru/article/?object=01569

— В каком состоянии вы увидели Валаамский монастырь? — В ужасном. Я, конечно, ожидал увидеть печальную картину, но то, что открылось передо мной, шокировало. На тот момент Троице-Сергиева лавра была давно отреставрирована, а здесь всё рушилось прямо на глазах. Спасо-Преображенский собор был окружен уже сгнившими черными лесами. Корпуса тоже были в очень плохом состоянии. Никаких удобств не было: ни канализации, ни водопровода. Всё монастырское хозяйство было разорено. Электричество на всем острове отключали на целые часы веерным образом, потому что была одна старая дизельная электростанция. Тогда, в начале 1990-х годов, была всеобщая нищета в стране, происходили колоссальные реформы, экономика разрушалась, люди беднели. То время было очень тяжелым. Деньги еле-еле собирали на пропитание братии, не говоря уже о реставрации. И мы были счастливы, если удавалось сделать какие-нибудь небольшие работы. В то время нам помогали из Германии, Финляндии. Из других стран приходила гуманитарная помощь не только нам, но и местным жителям. Особенно тяжело было то, что мы жили в тесном соседстве с местным населением. Жить по соседству с людьми, которые злоупотребляют алкоголем, шумно себя ведут, монаху очень трудно. У входа в больницу, что напротив моей кельи, стояли и курили парни, которые приходили к медсестрам. Это было, мягко говоря, не очень приятно. Когда по окончании богослужения я возвращался к себе в келью, в соседней комнате шла своя «служба» с музыкой, алкоголем, разбитыми окнами. Много таких историй можно вспомнить. Разорение, пришедшее на Валаам в середине XX века, было не извне, а изнутри: местное население, которое до нас жило на острове, основательно разрушило обитель. Где был человек, там было хуже всего: запустение, мерзость разорения. Что же еще могло получиться, когда, например, в Воскресенском скиту в нижнем храме на месте алтаря устраивали прачечную или магазин в Успенском храме?! Во время реставрации иконостаса Успенской церкви под краской были обнаружены иконы XVIII века, которые сохранились лишь потому, что висели высоко. Храм Коневской иконы Божией Матери был разобран: из него сделали кормокухню для свиней.

http://e-vestnik.ru/interviews/episkop_t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010