Постройка нижнего этажа была окончена в 1768 году: он покрыт был тесом, поставлен деревянный крест и 16 Февраля того-же года был освящен главный престол во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы Преосвященным Иоасафом, а придел с северной стороны в честь Св. Великомученика Димитрия 28 Октября 1775 года Преосвященным Вениамином. В таком виде церковь оставалась до 1802 года, когда старанием и иждивением Архангельскаго купца Алексея Ивановича Попова и сыновей его с помощию Великоустюжских купцов надстроен был верхний каменный этаж с колокольнею над папертью, а на южной стороне нижняго этажа устроен придел в честь трех святителей Петра, Алексия и Ионы; престол в верхнем храме в честь Святых Праведных Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев был освящен 8 Июля 1802 года, а святительский придел в нижнем храме 20 Мая того же года Преосвященным Евлампием. Долго еще церковь сия не могла придти в то состояние, в каком она находится ныне. Но вот наступает для нея счастливый период времени с 1829 года по 1837 г., когда весьма много было сделано как относительно внутренняго, так и внешняго благоустройства ея. Это было время льгот и привиллегий, дарованных Архангельскому купечеству Александром Благословенным, по случаю посещения Им гор. Архангельска 28 Июля 1819 года: купечество на 20 лет было освобождено от взноса гильдейских повинностей и по набережной Двины дозволено было строить деревянные дома, тогда как прежде допускалась постройка только каменных. В 1826 году, в первый год своего девятилетняго служения церковным старостою при Благовещенской церкви, Архангельский купец Афанасий Иванович Амосов испросил у Преосвященнаго Аарона разрешение для сбора пожертвований на устройство новаго иконостаса в главном Благовещенском храме и причтоваго дома. Преосвященный в начале сборной книги положил такую резолюцию: " Весьма радостно видеть достопочтенных граждан усердие к церкви Божией. Бог вышний да благословит желание и совершение онаго вожделенным успехом и благоволением своим " . Действительно, сбор был настолько успешен, что оказалось возможным устроить не только иконостас в 1500 руб.

http://sobory.ru/article/?object=34247

Наконец, в Пасхальную пятницу 23 апреля военачальник Георгий молитвенным обращением ко Господу Иисусу Христу разрушил капище с идолами на главной площади Никомидии. Он вновь был подвергнут истязаниям, но, видя это, открыто признали себя христианками супруга императора Диоклетиана царица Александра вместе со своей дочерью царевной Валерией. Царица, припав к ногам великомученика, при всем народе, пред супругом объявила о исповедании. Обезумевший от гнева Диоклетиан приказал казнить вместе со Святым Георгием. В мученических актах Святого Георгия Победоносца есть сведения о том, что святая царица Александра предала душу Господу по дороге на казнь. Однако, по другим свидетельствам, тогда она чудесным образом избежала смерти, чтобы вместе с дочерью царевной Валерией послужить Господу исповедническими подвигами. Спустя некоторое время император Максимин, язычник, домогался руки рано овдовевшей Валерии, но, получив отказ, сослал мать и дочь в Сирию. Лишь в 313 году, после его смерти, они прибыли в Никомидию, надеясь на милость нового императора Восточной части Римской империи Ликиния - соправителя святого равноапостольного Константина. Но коварный кесарь Ликиний не пощадил их: царица Александра с дочерью были обезглавлены, а тела их брошены в море. Однако память святой царицы-мученицы Александры Святая Церковь отмечает именно 23 апреля, в день первого открытого исповедания Христа, в день казни Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Возможно, подвиг Великомученика Георгия стал примером для святого воина и великомученика Прокопия, который был сыном римского сенатора Христофора (тайного христианина). Сам Прокопий первоначально исповедовал язычество и участвовал в гонениях на христиан, но, уверовав во Христа, принял мученическую кончину 8 июля 303 года - спустя чуть более двух месяцев после смертного подвига преторианца Георгия. Примерно через три года пострадал святой великомученик и воин Феодор Тирон, а 8 февраля 319 года от соправителя царя Константина - императора Ликиния пострадал святой великомученик и воин Феодор Стратилат. это небесные покровители христолюбивого воинства Российского.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Наконец, в Пасхальную Пятницу 23 Апреля Святой военачальник Георгий молитвенным обращением ко Господу Иисусу Христу разрушил капище с идолами на главной площади Никомидии. Он вновь был подвергнут истязаниям, но, видя это, открыто признали себя христианками супруга Императора Диоклетиана Царица Александра вместе со своей дочерью Царевной Валерией. Царица Александра, припав к ногам великомученика, при всем народе, пред разъяренным супругом объявила о своем исповедании. Обезумевший от гнева Диоклетиан приказал казнить ее вместе со Святым Георгием. В мученических актах Святого Георгия Победоносца есть сведения о том, что Святая Царица Александра предала душу Господу по дороге на казнь. Однако, по другим свидетельствам, тогда она чудесным образом избежала смерти, чтобы вместе с дочерью Царевной Валерией еще послужить Господу исповедническими подвигами. Спустя некоторое время Император Максимин, язычник, домогался руки рано овдовевшей Валерии, но, получив отказ, сослал мать и дочь в Сирию. Лишь в 313 году после его смерти они прибыли в Никомидию, надеясь на милость нового Императора Восточной части Римской Империи Ликиния - соправителя Святого Равноапостольного Константина. Но коварный кесарь Ликиний не пощадил их: Царица Александра с дочерью были обезглавлены, а тела их брошены в море. Однако память Святой Царицы-Мученицы Александры Святая Церковь отмечает именно 23 Апреля в день первого открытого исповедания Христа, в день казни Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Возможно, подвиг Великомученика Георгия стал примером для Святого Воина и Великомученика Прокопия, который был сыном римского сенатора Христофора (тайного христианина). Сам Прокопий первоначально исповедовал язычество и участвовал в гонениях на христиан, но, уверовав во Христа, принял мученическую кончину 8 июля 303 года - спустя чуть более двух месяцев после смертного подвига преторианца Георгия. Примерно через три года пострадал Святой Великомученик и Воин Феодор Тирон, а 8 февраля 319 года от соправителя Святого Царя Константина - Императора Ликиния пострадал Святой Великомученик и Воин Феодор Стратилат. Все это небесные покровители христолюбивого воинства Российского.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

— Братия! идите и расскажите всё о великих делах Божиих. Воины после этого возвратились, прославляя Бога. В этот же день преставление преподобной Евфросинии, в мире Евдокии, великой княгини Московской, в 1407 году. Память 8 июля Страдание святого великомученика Прокопия Святой город Иерусалим возрастил славного великомученика Прокопия, который своими родителями был назван не Прокопием, а Неанием; имя же Прокопия святой получил после, от Самого Христа Господа, при крещении, как будет видно из последующего. Также и Иерусалим в то время именовался нечестивыми язычниками не Иерусалимом, а Элией. По разрушении Иерусалима Титом [ 1 ], сыном Веспасиана [ 2 ], когда прошло довольно много лет, римский император Адриан [ 3 ], которому при рождении было дано имя Элий, пожелав снова воздвигнуть город на месте разрушенного Иерусалима, наименовал его своим именем — Элия и воспретил эту Элию называть Иерусалимом. Он был весьма враждебен христианству и покушался не только истребить с земли пресвятое имя Христово, но хотел, чтобы предано было совершенному забвению и то самое место, где пострадал Христос. Поэтому он и назвал Иерусалим Элией. В том городе жил некоторый славный муж, сенаторского рода, по имени Христофор. Он был сам христианином, но супруга его, Феодосия, пребывала в язычестве. От них-то и родился Неаний, по рождении коего Христофор в скором времени отошел ко Господу. Феодосия, оставшись вдовою, воспитала отрока в языческой вере и научила его служить идолам, так как сама была усердною служительницей демонов. Отрок отличался быстрою сообразительностью и, будучи отдан матерью еллинским учителям, скоро прошел все светские науки. Когда он достиг юношеского возраста и уже стал переходить в возраст мужеский, мать захотела отдать его царю на военную службу. В это время нечестивый римский император Диоклитиан [ 4 ] прибыл в Антиохию Сирийскую, при реке Оронте. Феодосия, узнав об этом, пришла с сыном своим в Антиохию и отдала его на царскую службу. Император, видя юношу красивого собою и высокого роста и кроме того узнавши о полученном им образовании, весьма полюбил его и повелел ему пребывать в своих царских палатах около себя, вместе с другими, ему подобными. Потом император в скором времени сделал его воеводою и послал его с войском в египетский город Александрию [ 5 ], чтобы там гнать, мучить и избивать христиан, а имения их отбирать в царскую казну. Неаний же сказал императору:

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Тогда мать Матрены взяла заступ и начала копать землю в указанном месте. Когда же к ней присоединилась Матрена, то искомое сокровище вскоре было обретено на том месте, где была раньше печь. Это произошло 8 июля 1579 года, в день памяти святого великомученика Прокопия. Обретенная икона была списком (с небольшими отличиями) с Влахернской чудотворной иконы Богоматери, написанной святым евангелистом Лукой. Едва только весть о чудесном обретении иконы разнеслась по городу, к ней пришли во множестве жители Казани. Архиепископ Иеремия и воеводы со слезами просили у Царицы Небесной прощения в своем маловерии. Архиепископ распорядился звонить во всех уцелевших от пожара храмах и совершил крестный ход с новоявленной иконой к ближайшему храму во имя святителя Николая, где пред иконой был отслужен первый молебен. Затем икону торжественно перенесли в Благовещенский собор и здесь на пути совершилось первое чудесное исцеление – прозрел слепец Иосиф, три года ничего не видевший. В Благовещенском соборе получил исцеление другой слепец – Никита. С чудотворной иконы по указанию архиепископа Иеремии был сделан список и отослан в том же 1579 году вместе с описанием явления и чудес в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел на месте обретения святыни построить храм и основать женский монастырь (в честь иконы Божией Матери Одигитрии) для сорока инокинь, в котором и поставили новоявленную икону. Матрена и ее мать приняли иноческий постриг в новой обители. Матрена (в иночестве Мавра) стала ее первой настоятельницей. В 1594 году, после преобразования Казанской архиепископии в митрополию (в связи с учреждением в 1589 году Патриаршества), в обители был заложен большой каменный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящен митрополитом Ермогеном в 1595 году). Число инокинь в монастыре было увеличено до 64-х. Чудотворная Казанская икона Божией Матери до 1612 года было местночтимой, празднование в честь нее совершалось в день обретения, 8 июля. 22 октября 1612 года, во время сражения русского народного ополчения с польскими захватчиками, список Казанской иконы находился в войсках князя Димитрия Пожарского. Икона, сопутствовавшая русским в течение всего похода, была поставлена в Москве на Красной площади, против Никольских ворот Кремля. Вскоре Москва была полностью очищена от вражеского нашествия. В память об этом событии царь Михаил Феодорович установил в Москве второе празднество в честь Казанской иконы Божией Матери – 22 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Все же исходная точка всех благих действий благодатного возбуждения есть это живое сознание нового Божественного порядка. Исходя из сего понятия, приведем на память все бывшие опыты благодатного сего действия. Сознание нового порядка бытия и жизни производится двояким образом: аа) иногда тот самый порядок, весь или в частях, видимо, ощутительно, самым делом представляется взыскиваемому грешнику; бб) иногда же дух человека вводится в него и ощущает его внутренне. аа) Милосердый Господь различным образом раскрывает пред сознанием обращаемого Свой Божественный мир, в котором определено жить духу нашему. 1) Нередко для сего Он является Сам, видимо, под каким-либо образом, при бодрственном состоянии человека или во сне. Так явился Он Апостолу Павлу на пути его в Дамаск, Константину Великому (мая 21), Евстафию Плакиде (20 сентября), Неанию, шедшему мучить христиан (это Прокопий великомученик; июля 8), Патермуфию во сне (9 июля) и многим другим. 2) Иногда благоволит посылать из того мира разные лица, тоже въяве или в сновидениях, в своем виде или под каким-либо другим образом. Так многократно являлась Матерь Божия, одна, или с Предвечным Младенцем, или в сопровождении святых - одного, двух и многих: великомученица Екатерина (24 ноября), например, обращена явлением ей Божией Матери во сне с Предвечным Младенцем, обручившим ее Себе в невесту. Многократно являлись Ангелы, по одному и целыми сонмами: например, святому Андрею юродивому (2 октября) во сне представился весь мир святых Ангелов в противоположность полчищу темных сил; многократно являлись святые: например, святитель Митрофан - врачу-лютеранину, девице больной и многим другим. 3) Иногда самый мир тот и особенно его чин и как бы основные начала живописуются пред неведущим сознанием в поразительном каком-либо образе, как это видно из приведенного уже случая со святым Андреем юродивым и из многих других примеров, в которых лицам обращенным были представлены или блаженные селения праведных, как царю индийскому и брату его, после того как святой Апостол Фома (6 октября) роздал бедным данные ему на построение дома деньги; или страшные мучения грешников, как Исихию Хоривиту (3 октября, Пролог), или производство посмертного суда, как Петру булочнику, бросившему булку в лицо нищему; или была напечатлеваема глубокая мысль о смерти и участи после нее, как Иоасафу царевичу (19 ноября), святому Клименту (25 ноября) и одному юноше развратному, которому умирающий отец завещал непременно каждый вечер заходить в комнату, где он умирает.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/356/...

Святой старец после этих слов Астиона, грозно взглянув на него, сказал: «Зачем же ты без благословения моего вышел из келлии? Зачем без благословения иерея Христова за водой ходил ты? Неужели ты доселе не знал, что благословение начальствующего юным есть стена необоримая, и броня крепкая, и оружие непобедимое на диавола?» Сказав это, Епиктет велел Астиону стать на молитву и сам стал с ним, и оба молились довольное время. По молитве же, когда они окончили ее, Астион увидел беса, который бежал от него и кричал: «Исповедание твое, Астион, сломило сегодня крепкие мои силы, и молитва вас обоих сделала меня безоружным». Итак, из приведенного повествования открывается как то, что благословение начальствующего молодым инокам подлинно есть стена необоримая, броня крепкая и оружие непобедимое на диавола, так равно и то, что, наоборот, отсутствие этого благословения отдает молодого инока во власть бесовскую. Так, вышел Астион из келлии без благословения старца, и диавол тут как тут, раскаялся Астион и дал обещание впредь ничего не делать без благословения своего руководителя в жизни духовной, и диавол сейчас же бежал. Поэтому, юные монахи, не пренебрегайте благословением настоятельским и помните, что с ним неразрывно связано и благословение Божие. Кто поставил над вами пастырей ваших? Не кто иной, как Сам Бог , «Он, – сказано, – поставил... пастырями» ( Еф.4:11 ). А если так, то лишаясь благословения пастырей, т.е. настоятелей ваших, очевидно, вы лишаетесь вместе с тем и благословения Божия. Так говорит и Господь: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк.10:16 ). «Седите же, – скажем в заключение словами св. Василия, – в благословении настоятеля и не положите себе устава, глаголя: немощно сотворити сего или оного. Яко аще не сотворите благословения, суда не убежите» (Прол. Ноябр. 3, слово св. Василия). 8-й день 317. О непобедимой силе Креста Христова на брани (Из жизни св. великомученика Прокопия. Чет. Мин. июля 8) К вам, воины боголюбивые, будет слово наше, и вот что мы скажем вам. В каноне Честному Кресту между прочим читаем мы, что Крест есть для верных крепость и держава, избавитель и предратник на врагов, победа и утвержение; что он есть щит и стена нератуема; что он есть оружие великое Христово и непобедимое победительство всесильное; что он есть мужества знамение и противных в землю попирает; что он есть врагов губитель, и лук, и оружие, и меч; и что он, наконец, есть оружие непостыдное и сила непобедимая. Из этого, как видите, конечно, открывается то, что, по словам канона, Крест должен иметь великую силу для брани и должен быть страшным для врагов. Но это, однако, только, скажете, по словам канона, а так ли это на самом деле? Да, знайте, воины, что это так и на самом деле, и в этом сейчас мы и постараемся убедить вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Праздник Знамения Пресвятой Богородицы установлен в память избавления Новгорода от врагов в 1167-м г., при Андрее Боголюбском и Новгородском архиепископе Иоанне. Икона Феодоровской Божией Матери явилась в 1239 г. 16-го августа князю Василию Ярославичу, и названа Феодоровскою потому, что некоторые благочестивые люди видели, что св. великомученик Феодор Стратилат нес ее по улицам города Костромы. Икона была поставлена в Костромском соборе и стала особенно известною с того времени, когда мать царя Михаила Феодоровича, инокиня Марфа Иоанновна, отпуская сына на царство, благословила его этою иконою на великое служение. Это совершилось 14-го марта; в этот день и положено праздновать Феодоровской Божией Матери. Иконе Устюжской Божией Матери празднуется 8-го июля в память чудесного истечения мира от иконы Божией Матери, находящейся в соборной Церкви города Устюга. Это чудо совершилось молитвами благочестивых граждан устюжских, и особенно св. Прокопия Юродивого. Икона Толгской Божией Матери явилась в 1814-м г. епископу Ярославскому и Ростовскому Трифону, в семи верстах от Ярославля, при потоке Волги, называемом Толгою. Это было 8-го августа. Икона Донской Божией Матери принесена была Донскими казаками великому князю Димитрию Иоанновичу, когда он шел на Мамая. В Куликовскую битву она была среди воинов, а потом перенесена в Москву. В 1591-м году молитвами царя Феодора Иоанновича пред этою иконою, Россия спасена от крымских татар и, в память этого, на месте, где, во время битвы стояла среди воинов икона, построен Донской монастырь, и установлен крестный ход, на время оставленный, но потом возобновленный в 1654-м г. при царе Алексее Михайловиче, который также молитвою пред этою иконою укрепил себя на борьбу с неприятелем. Икона Тихвинской Божией Матери явилась при Димитрии Донском и митрополите Пимене в 1383-м г. над водами Ладожского озера, и переносимая невидимою силою с места на место, остановилась при реке Тихвинке. Здесь построен был храм Успения Божией Матери и хотя он несколько раз сгорал, икона оставалась невредимою. При Василии Иоанновиче построен храм каменный, а в 1546-м году построен нынешний Тихвинский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И с тех пор от креста воссияла благодать Божия. Потоки Божественной животворящей силы потекли на умерщвленное грехом человечество. И вот прежнее орудие позорной казни, предмет отвращения и ужаса, теперь сделалось для христианина предметом глубокого благоговения и почитания, как орудие спасения всего человечества. Вот почему св. Апостол Павел в кресте Христовом поставляет высшую славу и похвалу для христианина: мне же, - говорит он, - да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14). Это высокое значение креста Христова лежит в основании благочестивого христианского обычая носить на груди св. крест. Этот крест постоянно должен напоминать нам о распятом Спасителе, понесшем на Себе грехи всего мира, напоминать о Том, Кому мы должны принадлежать телом и духом, напоминать о нашей обязанности носить в сердце Христа и сообразно с Его волей направлять всю свою жизнь и деятельность. Еще в младенчестве, при совершении таинства крещения, получает христианин этот кресте, который с тех пор становится неразлучным его спутником, утешением в скорбях и защитой в искушениях. Придет, наконец, и страшный час смерти, погаснет светильник нашей жизни, оставят нас друзья и родные, но не оставит св. крест и, как верный спутник, воследует за нами в хладную могилу... Начало христианского обычая носить на груди св. крест восходит уже к первым векам христианства. В житии св. мученика Ореста рассказывается следующее. Св. Орест служил в военной службе. Однажды военоначальник Лисий потребовал, чтобы Орест показал свое искусство в бросании копья в цель. Вследствие сильного движения руки, носимый на груди св. мученика крест высунулся наружу, и, таким образом, обнаружилась принадлежность Ореста к христианству. Увидев крест, язычник Писий обратился к св. Оресту с вопросом: " еда и ты еси от тех, иже суть части Распятого? " Св. мученик с твердостью отвечал: " Раб есмь распятого Владыки моего, и сие Его знамение ношу на отгнание всех зол, находящих на мя, " - и претерпел мучения за имя Христово (Мин. Чет. 13 дек.). О св. великомученике Прокопии, пострадавшем в Кесарии Палестинской в начале IV века, известно, что он носил на груди св. крест из золота и серебра, по подобию явившегося ему на небе ночью на пути в Антиохию Сирскую (Мин. Чет. 8 июля). Еще первенствующие христиане соблюдали этот обычай, причем смотрели на св. крест, носимый на груди, не только как на внешний признак принадлежности к христианскому обществу, но и как на спасительное оружие для " отгнания всех зол " выражаясь словами св. мученика Ореста. И св. православная Церковь, освящая это спасительное знамение для ношения на груди, молится, да будет оно " всякому, на себе носящему, защищение и соблюдение от всякого зла, души и телу спасительное, и в умножение в нем духовных дарований и христианских добродетелей, " - да будет исполнено оно " силы и крепости к прогнанию и разорению всякия диавольския козни, в защищение души и тела от лица враг видимых и невидимых и от всякого зла " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/148/...

Кормчая женского монашества Закарпатья Об игумении Параскеве (Прокоп) В Закарпатье издавна действовало немало православных монастырей. Согласно историческим источникам, все они были мужскими. Основательницей женского православного монашества следует считать игумению Параскеву (Прокоп), в схиме Нину. Игумения Параскева (в миру Юлиания Ивановна Прокоп) родилась 30 апреля 1896 года в селе Иза Хустского округа в Австро-Венгрии (ныне Хустский район Закарпатской области Украины). Ее отец, Иван Хвуст, рано умер. Мать девочки, Марфа Щербан, оставшись с двумя детьми, вышла замуж за Ивана Прокопа. Когда Юлиании исполнилось полгода, мать умерла. Чтобы воспитать дочь, отец вступил во второй брак с Марфой Курта, жительницей соседнего села. Во втором браке родилось четверо детей, две дочери вышли замуж, а младшая, Валентина, ушла в монастырь. Детство Юлиании проходило в то время, когда жители села Иза открыто заявили о своем выходе из унии. Венгерское правительство жестоко преследовало православных, организуя против них судебные процессы . Крестьяне тайно собирались, читали церковные книги, молились. Один из таких молитвенных домов был у дяди Юлиании Максима Прокопа . Инок Алексий (Дехтерев) – впоследствии архиепископ Виленский и Литовский– так описывал детство будущей подвижницы: «У него была племянница, восьмилетняя Иулиания Прокоп, очень серьезная и развитая не по летам. В эти свои младенческие годы она уже чуждалась игр, все более уединяясь и раздумывая над суетностью человеческой жизни. Решительно все замечали особенность этого ребенка, не знавшего общего всему детству веселья. Однако нельзя было сказать, чтобы Иулиания была замкнута, угрюма, неприветлива и несловоохотлива. Наоборот, она была резва и ласкова, любила общество, труд и беседу; она уединялась только от игр и пустой болтовни, от пересудов и злословия, от всего грубого и легкомысленного» . Однажды она спросила своего дядю: – Можно ли жить так, чтобы никогда не выходить замуж? И дядя ответил восьмилетней девочке: – Конечно, можно. Так жили великомученицы Екатерина, Варвара и Параскева…

http://pravoslavie.ru/55831.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010