Георгием (Вагнером) в 1982 г. В 1977 г. община в Маастрихте получила статус прихода, его настоятелем стал Гвидо (де Вейлдер (де Вильдер); с 2003 архиепископ русских правосл. приходов в Зап. Европе и экзарх К-польского Патриархата Гавриил). Церковь прихода, обустроенная в здании бывш. магазина в центре Маастрихта, была освящена в 1985 г. архиеп. Георгием (Вагнером). В 1984 г. настоятелем основанного еще в 50-х гг. XX в. прихода святых Петра и Павла в Девентере, к-рый ранее окормляло духовенство разных юрисдикций, в т. ч. Московского Патриархата, стал бывш. студент Ленинградской ДС нидерландец Теодор ван дер Ворт, в 1982 г. рукоположенный в Экзархате. В 1999 г. приход приобрел здание бывш. магазина в центре города, в к-ром была обустроена церковь, освященная в 2001 г. В 80-х гг. XX в. сложился правосл. приход Экзархата в г. Бреда. С 1985 г. здесь проводились регулярные правосл. службы в различных католич. часовнях, с 1988 г.- литургия в часовне католич. мон-ря. В 1990 г. приход обрел постоянного настоятеля Мартина Эрлингса. В нач. 80-х гг. XX в. небольшая группа православных в Коллюмерпомпе (север пров. Фрисландия) стала регулярно собираться в часовне, устроенной в доме одной из правосл. семей. Основанный ими приход св. Пантелеимона до 2003 г. окормлял Гвидо де Вейлдер, затем - Теодор ван дер Ворт. Лит.: Wagenaar L. J. Amsterdam in zyne opkomst, aanwas, geschiedenissen, voorregten, koophandel, gebouwen, kerkenstaat enz. Amst., 1760-1767. 3 vol.; Vijver C., van der. Geschiedkundige beschrijving der Stad Amsterdam. Amst. 1844. Vol. 1; Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. СПб., 1867. Т. 8; Веневитинов М. А. Русские в Голландии: Великое посольство 1697-1698 гг. М., 1897; Hendrix P. J. G. A. Russisch christendom: Persoonlijke herinneringen. Amst., 1937; idem. Het schoone Pascha: Indrukken over het Russisch-orthodoxe paaschfeest. Leiden, 1940; Dionysios (Loukine), archim. Russische Orthodoxie. Amst., 1947; Fetter J. C. A. De Russen en hun kerk.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

P., 1967; Devis é e J. Hincmar, archevêque de Reims, 845-882. Gen., 1975-1976. 3 vol.; Jeauneau E. Quatres thèmes érigéniens. Montreal, 1978; Lies L. Origines und die Eucharistiekontroverse zwieschen Paschasius Radbertus und Ratramnus//ZKTh. 1979. Bd. 101. S. 426-441; Schrimpf G. Die ethischen Implikationen der Auseinandersetzung zwischen Hraban und Gottschalk um die Prädestinationslehre//Hrabanus Maurus und seine Schule/Hrsg. W. Böhne. Fulda, 1980. S. 164-174; Marenbon J. From the Circle of Alcuin to the School of Auxerre. Camb., 1981; idem. Aristotelian Logic, Platonism, and the Context of Early Medieval Philosophy in the West. Aldershot, 2000; idem. Carolingian Renaissance//Encyclopedia of Medieval Philosophy/Ed. H. Lagerlund. L.; N. Y., 2011. P. 191-197; Troncarelli F. Tradizioni perdute: La «Consolazione Philosophiae» nell " alto medioevo. Padova, 1981; Nineham D. E. Gottschalk of Orbais: Reactionary or Presursor of the Reformation?//JEcclH. 1989. Vol. 40. N 1. P. 1-18; Ganz D. Corbie in the Carolingian Renaissance. Sigmaringen, 1990; Bullough D. A. Carolingian Renewal: Sources and Heritage. Manchester; N. Y., 1991; idem. Alcuin before Frankfort//Das Frankfurter Konzil von 794: Kristallisationspunkt Karolingischer Kultur/Ed. R. Berndt. Mainz, 1997. Bd. 2. S. 571-585; idem. Alcuin: Achievement and Reputation: Being Part of the Ford lectures delivered in Oxford in Hilary Term 1980. Leiden, 2003; Jeudy C. L " Œuvre de Remi d " Auxerre: État de la question//L " École carolingienne d " Auxerre: De Murethach à Rémi, 830-908/Éd. D. Iogna-Prat, C. Jeudy, G. Lobrichon. P., 1991. P. 373-397, 457-500; Carolingian Culture: Emulation and Innovation/Ed. R. McKitterick. Camb., 1994; Петров В. В. Accessus Iohannis// Иоанн Скотт Эриугена. Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна. М., 1995; он же. Логика в системе каролингской науки//Вестн. Междунар. слав. ун-та. М., 1998. 4. С. 27-31; он же. Парадоксальная логика Эриугены в Перифюсеон//Философия природы в Античности и в Средние века/Отв.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Oppenheim, A. L. Ancient Mesopotamiä Portrait of a Dead Civilization. Chicagö University of Chicago Press, 1964. Oppenheim, A. L. Interpretation of Dreams in the Ancient Near East. TAPS 46, no. 3. Philadelphiä American Philosophical Society, 1956. Parker, Simon. Ugaritic Narrative Poetry. Atlantä Scholars, 1997. Paul, Shalom, and William Dever. Biblical Archaeology. Jerusalem: Keter, 1973. Perdue, Leo G., et al., eds. Families in Ancient Israel. Louisvillë Westminster John Knox,1997. Pitard, Wayne. Ancient Damascus. Winona Lake, Ind.: Eisenbrauns, 1987. Rasmussen, Carl. NIV Atlas of the Bible. Grand Rapids: Zondervan, 1989. Redford, D. B. Egypt, Canaan, and Israel in Ancient Times. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1992. Reiner, Erica. Astral Magic in Babylonia. Philadelphiä American Philosophical Society, 1995. Reviv, Hanoch. The Elders in Ancient Israel. Jerusalem: Magnes, 1989. Roaf, Michael. Cultural Atlas of Mesopotamia and the Ancient Near East. New York: Facts on File, 1990. Rogerson, John. Atlas of the Bible. New York: Facts on File, 1985. Roth, Martha. Law Collections from Mesopotamia and Asia Minor. Atlantä Scholars, 1995. Saggs, H. W. F Encounter with the Divine in Mesopotamia and Israel. London: Athlone,1978. Saggs, H. W. F The Greatness That Was Babylon. New York: Mentor, 1962. Saggs, H. W F The Might That Was Assyria. London: Sidgwick & Jackson, 1984. Selms, Adrianus van. Marriage and Family Life in Ugaritic Literature. London: Luzac, 1954. Shafer, Byron E., ed. Religion in Ancient Egypt. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1991. Snell, Daniel. Life in the Ancient Near East. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1997. Stadelmann, Luis. The Hebrew Conception of the World. Romë Biblical Institute, 1970. Stillman, Nigel, and Nigel Tallis. Armies of the Ancient Near East. Sussex, U.K.: War Games Research, 1984. Thiele, Edwin. The Mysterious Numbers of the Hebrew Kings. Grand Rapids: Zondervan, 1983. Thompson, J. A. Handbook of Life in Bible Times. Downers Grove, I11.: InterVarsity Press, 1986.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Turkey. London, 1887. Langer, William L. An Encyclopedia of World History. London, 1987. Lawrence, James. The Rise and Fall of the British Empire. London, 1984. Lebeau. Histoire du Bas Empire. Paris, 1830. Lemerle, Paul. Histoire de Byzance. Paris, 1990. Lesure, Michel. Lepante. Paris, 1972 Levi-Provencal, E. Histoire de l " Espagne mussulmane. Paris, 1950. Lewis, Bernard. The Arabs in History. London, 1986. Islam and the West. Oxford, 1993. The Muslim Discovery of Europe. London, 1984. Le retour de l " Islam. Paris, 1985. Livermore, Harold. A History of Spain. London, 1966. Livermore, H. V. A New History of Portugal. Cambridge, 1976. Lomax, Derek W. The Reconquest of Spain. New York, 1978. Luke, Harry. The Old Turkey and the New. London, 1955. Macdonald, Lyn. 1915: The Death of Innocence. London, 1993. MacKay, A. Spain in the Middle Ages. London, 1991. Makkari, Ahmed ibn Mohammed Ali. The History of the Mohammedan Dynasties in Spain. London, 1843. Malcolm, Noel. Bosnia: A Short History. London, 1994. Kosovo: A Short History. New York, 1998. Malleson, G. B. Studies from Genoese History. London, 1875. Malouf, Amir. Les Croisades vues par les Arabes. Paris, 1983. Mansfield, Peter. The Arabs. London, 1985. Mantran, Robert. Histoire de la Turquie. Paris, 1988. Mariejol, Jean Hyppolite. The Spain of Ferdinand and Isabelle. New Brunswick, N.J., 1961. Marles, de, M. Histoire de la domination des Arabes et des Maures en Espagne et au Portugal. Paris, 1825. Mascarenhas, Joao. Esclave a Alger. Paris, 1994. McEvedy, Colin. The Penguin Atlas of Medieval History. London, 1961. The Penguin Atlas of Modern History. London, 1972. The Penguin Atlas of Recent History. London, 1982. Mercier M., and A. Seguin. Charles Martel a la bataille de Poitiers. Paris, 1944. Muir, William. The Life of Mohammad. Edinburgh, 1925. The Caliphate, Its Rise, Decline and Fall. Edinburgh, 1925. Naipaul, V. S. Among the Believers. New York, 1981. New English Bible, The. Oxford & Cambridge, 1982. Nicole, David, Ian Heath, and Terence Wise. Osprey «Men-at-Arms» series. London, various

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

161. Geistliche Concerten und Harmonien, durch Ambrosium Protium. Leipzig, 1641. Incompl In octavo 162. Nouvelle methode pour apprendre la langue latine. A Paris, 1681 163. Grammatica graeca Alexandri Helladii. 1712 164. Grammaire latine, par Messieurs de Port-Royal. 1598 165. Grammaire franςoise, par le Bustier. A Brux., 1711 166. Grammaire franςoise et allemande de Pepliers. 1722 167. Grammatica latina in usum gentis Slavonico Rossianae 168. Grammatica graeco-latina Constantini Laskaris. 1544 169. Obuari grammatica. Brunsbergae, 1711. 2 exempl. 170. Chytraei de ratione discendi et ordine studiorum. 1570 171. Le tableau de l’ortographe frangoise, par Canel. 1570 172. Nouvelle methode pour apprendre en peu de terns à lire, à ecrire et parler franςois. A Varsovie, 1699 173. Posselii syntaxis latino-graeca, et Francisci Vergarae libellus de syllabarum quantitate apud Graecos contractus. Amstel., 1636. Epistolarum Salomonis Pantheri lib. II. Aldorphii. 1593 174. Grammatica latino-germanica. Incompl. 2 exempl. 175. Locscheri Litterator Celta. Lips., 1726 176. Curieuse Hoff- und Staats-Schreiben, von Germano Sincero. Francofurti ad Manum, 1707 177. Melange curieux des meileurs pieces de St. Euremont. A Amst., 1706. Deux vol 178. Oeuvres de St. Euremont, tom. IV et V. 2 vol. 179. Eloge funebre de Louis. A la Haye, 1716. 2 exempt (Остермана 48) 180. Oeuvres de M. de Fontenelle. Tom. I, II. 1714 181. Apologie du caractere des Anglois et de Francois. 1726. (Остермана 43) 182. Orationes quaedam Isocratis, Aeschini et Demosthenis et plures ex Thucididis concionibus. Graece. 1688 183. Schurzfleischii epistolae. Vittemberg, 1700 184. Contes et nouvelles en vers de M. de la Fontaine. A Amst. 1685. 2 Tom. en 1 vol. avec estampes. 185. Hadriani Relandi dissertationum miscellanearum pars prima. 1713. (Kepa 93) 186. Pieces echapees du feu. A Plaisance, 1717. (Остермана 36) 187. L’Aminte du Tasse, pastorale traduite de l’italien 188. Oraisons funebres de Daufins de France et de la Daufine. A Amst. 1713

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В качестве базовых К. Т. выделял толкования блаженных Августина, Иеронима и Исидора. Он также использовал сочинения Алкуина, Оригена (в переводе Руфина), свт. Григория Великого (и Патерия), прп. Беды Достопочтенного, Максима Туринского, свт. Кесария Арелатского, свт. Иоанна Златоуста, Мария Викторина и Амброзиастера. В предисловии к толкованию на кн. Бытие К. Т. отмечал, что специально делал ссылки на источники, дабы не быть обвиненным в плагиате (MGH. Epp. T. 4. S. 590). Тем не менее критики (Иона и Дунгал) указывали на то, что он часто искажал слова цитируемых отцов (PL. 106. Col. 330, 355; PL. 105. Col. 479-480). Лит.: Boffito G. Il codice vallicelliano c III: Contributo allo studio delle dottrine religiose di Claudio, vescovo di Turino//Atti d. R. Accademia delle Scienze di Torino. Torino, 1898. T. 33. P. 250-285; Bellet P. Claudio de Turín, autor de los commentarios «In Genesim» et «Regum» del Pseudo-Euquerio//Estudios bíblicos. Madrid, 1950. T. 9. P. 209-223; idem. Oració de Claudi de Torí en el comentarí a Hebreus de Pseudo-Attó de Vercelli//Colligere Fragmenta: FS A. Dold/Hrsg. B. Fischer, V. Fiala. Beuron, 1952. S. 140-143; Ferrari M. «In Papia conveniant ad Dungalum»//Italia Medioevale e Umanistica. Padova, 1972. Vol. 15. P. 1-52; eadem. Note su Claudio di Torino «Episcopus ab ecclesia damnatus»//Ibid. 1973. Vol. 16. P. 291-308; Douglas I. M. The Commentary of the Book of Ruth by Claudius of Turin//Sacris erudiri. Turnhout, 1974/1975. Vol. 22. P. 295-320; Italiani G. La Tradizione esegetica net commento ai Re di Claudio di Torino. Firenze, 1979; Vog üé A., de. Les plus anciens exégètes du Premier Livre des Rois: Origène, Augustin et leurs épigones//Sacris Erudiri. 1986. Vol. 29. P. 5-12; Vezin J. Le commentaire sur la Genèse de Claude de Turin, un cas singulier de transmission des textes wisigothiques dans la Gaule carolingienne//L " Europe héritière de l " Espagne wisigothique/Ed. J. Fontaine, Chr. Pellistrandi. Madrid, 1992. P. 223-229; Gorman M. The Commentary on Genesis of Claudius of Turin and Biblical Studies under Louis the Pious//Speculum. Camb. (Mass.), 1997. Vol. 72. N 2. P. 279-329; Idomir Allen M. The Chronicle of Claudius of Turin//After Rome " s Fall: Narrators and Sources of Early Medieval History: Essays presented to W. Goffart/Ed. A. C. Murray. Toronto, 1998. P. 288-319; Bellagente E. La Chronica de sex aetatibus di Claudio vescovo di Torino//Aevum. 1999. Vol. 73. Fasc. 2. P. 237-246; Boulhol P. Claude de Turin: Un évêque iconoclaste dans l " Occident carolingien: Étude suivie de l " édition du «Commentaire sur Josué». P., 2002 [Библиогр.]; Boucaud P. Claude de Turin († ca. 828) et Haymon d " Auxerre (fl. 850): Deux commentateurs d " «I Corinthiens»//Études d " exégèse carolingienne: Autour d " Haymon d " Auxerre. Turnhout, 2007. P. 187-236; Noble Th. F. X. Images, Iconoclasm, and the Carolingians. Phil., 2009.

http://pravenc.ru/text/1841227.html

Wiesbaden, 1980. S. 278-382; Deshman R. The Exalted Servant: The Ruler Theology of the Prayerbook of Charles the Bald//Viator. Turnhout, 1980. Vol. 11. P. 385-417; La Neustrie: Les pays au nord de la Loire de Dagobert à Charles le Chauve (VII-IX siècle): Cat. Rouen, 1985; Eggenberger С. Psalterium aureum Sancti Galli. Sigmaringen, 1987; Illuminierte Handschriften der Agilolfinger- und frühen Karolingerzeit: Cat. Münch., 1989; McKitterick R. Manuscripts and Scriptoria in the Reign of Charles the Bald, 840-877//Giovanni Scoto nel suo tempo: L " organizzazione del sapere in età carolingia: Atti del XXIV Convegno storico internazionale. Spoleto, 1989. P. 201-232; eadem. The Carolingians and the Written World. Camb., 1989; eadem. Carolingian Book Production: Some Problems//The Library. Ser. 6. L., 1990. Vol. 12. P. 1-33; eadem. The Palace School of Charles the Bald//Charles the Bald: Court and Kingdom. Aldershot, 1990 2. P. 326-339; Metz enluminée: Cat. Metz, 1989; Dion M.-P. Le scriptorium et la bibliothèque de Saint-Amand au IX siècle//La cantilene de Sainte-Eulalie: Actes du colloque de Valenciennes, 21 mars 1989. Lille, 1990. P. 35-52; Euw A., von. Evangéliaires carolingiens enluminés: Cat. La Haye, 1990; Saint Germain d " Auxerre: Intellectuels et artistes dans l " Europe caroligienne: IXe-XIe siècles: Cat. Auxerre, 1990; Gasparri F. Le scriptorium de Corbie//Scrittura e civiltà. Firenze, 1991. Vol. 15. P. 289-305; The Early Medieval Bible: Its Production, Decoration and Use. Camb., 1994; The Utrecht Psalter in Medieval Art: Picturing the Psalms of David. Tuurdijk; L., 1996; Chazelle C. M. Archbishops Ebo and Hincmar of Reims and the Utrecht Psalter//Speculum. 1997. Vol. 72. N 4. P. 1055-1077; Reudenbach B. Das Godescalc-Evangelistar. Fr./M., 1998; Kunst und Kultur in der Karolingerzeit: Kat. Mainz, 1999. 2 Bde; Denzinger G. Die Handschriften der Hofschule Karls des Grossen: Studien zu ihrer Ornamentik. Langwaden, 2001; Caillet J.-P. L " art carolingien. P., 2005; Trésors carolingiens: Livres manuscrits de Charlemagne à Charles le Chauve: Cat.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

См.: Tropaeum, Dictionnaire des Antiquités romaines et grecques, par Anthony Rich, Paris, репринт: Singapour 2004. «Холм насыпав и дуб от ветвей очистив огромный, Он воздвигает трофей в честь тебя, Владыка сражений, И одевает его с Мезенция снятым оружьем: В брызгах кровавой росы косматый шлем и обломки Копий вешает он и тяжелый панцирь, пробитый В дюжине мест; а слева к стволу он прочно приладил Щит из меди и меч в ножнах из кости слоновой». Виргилий, Энеида, книга XI, 5-11. Св. Иустин Философ. Апология 1, 55, 1. Св. Иустин Философ. Апология 1, 55, 6. Ипполит Римский. Книга IV. О видении пророка Даниила. Видение восьмое. О четырех зверях, IX. Откровения Пресвятой Богородицы (О наказаниях). XXVII. Св. Иустин Философ. Апология 1, 55, 5. Святитель Ипполит Римский, Апостольское предание, 4. [О Евхаристии]. См. об этом: Péneaud Philippe, Le Visage du Christ. Iconographie de la Croix, Chapitre III, Paris 2009. «Божественный мрак – это тот неприступный Свет, в котором, как сказано в писании, пребывает Бог. (…) Божественный Павел (…) говорит, что пути Его – неисповедимы, суждения – непостижимы, дары – неизреченны, а мир Его превосходит всякое разумение; таким образом, познав Того, Кто превосходит все сущее, превосходящим мышление разумением он постиг, что Бог, как Причина всего сущего, запределен всему сущему». См.: Дионисий Ареопагит , Письмо Дорофею Дьякону. Skubiszewski Piotr. La croix dans le premier art chrétien, Paris, Geuthner, 2002, p. 25-26. «Ворон есть образ греха, который уходит и не возвращается», — святитель Амвросий Медиоланский. De Mysteriis Liber Unus, PL 16, 392C. Skubiszewski Piotr. La croix dans le premier art chrétien, Paris, Geuthner, 2002, p. 28. Mahmoud Zibawi, La Passion du Christ: du signe à l’icône, Contacts, Revue française de de l’orthodoxie, 1998, p. 38. Frederik Van der Meer, Christine Mohrmann, Atlas de l’Antiquité chrétienne , Paris – Bruxelles, Séquoia, 1960, p. 143. Тертуллиан, «Против Маркиона» Книга V, Гл. 20. 5. Frederik Van der Meer, Christine Mohrmann, Atlas de l’Antiquité chrétienne, Paris – Bruxelles, Séquoia, 1960, p. 143.

http://bogoslov.ru/article/6176142

Schmitt. Iranica. – Schmitt R. Iranica. Protobulgarica. Asparuch und Konsorten im Lichte der iranischen Onomastik. – Linguistique Balkanique. Sofia, 1985, t. 28 1. Schmitt. Zur Biographic – Schmitt W.O. Zur Biographie des Geschichtsschreibers Priskos bei Raffaele Maffei di Volterra. – Klio. Lpz., 1970, vol. 52. Schmbel Text. – Schnabel P. Text und Karten des Ptolemaus. Lpz., 1939. Schdnfeld Lugii. – Schdnfeld M. Lugii. – RE. 1927, Hbd. 26, Schdnfeld. Wörterbuch. – Schdnfeld M. Wörterbuch der altgermanischen Personen-und Volkernamen. Heidelberg, 1911. Schdning. Germanien. – Schdning A. Germanien in der Geographie des Ptolemaeus, mit einer Fehlerkritik. Dermoid, 1962. Schramm. Nordpontische Strome. – Schramm G. Nordpontische Strome. Namenphilo-logische Zugange zur Friihzeit des europaischen Ostens. Gottingen, 1973. Schramm. Hunnen. – Schramm G. Hunnen, Pannonier, Germanen. – Zeitschrift für Balkanologie. Wiesbaden, 1975, Bd. 11. Schramm. Eroberer. – Schramm G. Eroberer und Eingesessenc Geographische Lehnna-men als Zeugen der Geschichte Sudosteuropas im ersten Jahrtausend n. Chr. Stuttgart, 1981. Schutle. Ptolemy " s atlas. – Schiitte G. Ptolemy " s atlas: a study of the sources. – The Scottish geographical magazine. Edinburgh, 1914, vol. 30; 1915, vol. 31. Schutle Etudes. – Schiitte G. Etudes sur la nomenclature geographique de Ptolemee. – Revue internationale d " onomastiquc P., 1956, t. 8, 1. Schwarz. Stammeskunde. – Schwarz E. Germanische Stammeskunde. Heidelberg, 1956. Schweder. Ursprung. – Schweder E. Uber den Ursprung und die altere Form der Peutingerschen Tafel. – Fleckeisens Jahrbucher fur klassische Philologie. 1893, Bd. 147. Schweder. Weltkarte. – Schweder E. Uber die Weltkarte und Chorographie des Kaisers Augustus. " – Philologus. Lpz. 1895, Bd. 54. Schweder. Tafel. – Schweder E. Uber den Ursprung und die urspriingliche Bestimmung des sogenannten Strassennetzes der Peutingerschen Tafel. – Philologus. Lpz., 1903, Bd. 62. Schweizer. Grammatik. – Schweizer E. Grammatik der pergamenischen Inschriften. Bd. 1–2. В., 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Ист.: Dubois de Montp é reux F. Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et en Crimée. P., 1839. Vol. 3. P. 164-166; 1843. Vol.: Atlas. Pt. 2; Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1850. Vol.: Atlas. Pl. XXXIX, XL, XLI; 1851. Vol. 3; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Т. 1. С. 99-178; Внешняя хроника//Дроеба (Времена). Тифлис, 1885. 43 (на груз. яз.); Церетели И., свящ. Женский мон-рь в Мгвимеви//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1886. 6 (на груз. яз.); Кондаков Н. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены и истолкованы: Д. Бакрадзе. Тифлис, 1890. С. 145-148; Чачанидзе А., свящ. Из письма С. Н. Церетели//Иверия. Тифлис, 1894. 206 (на груз. яз.); Церетели С. Н. Монастырь Мгвимеви//Там же. 191. С. 3-4 (на груз. яз.); Вашадзе В. Мгвимский жен. мон-рь в Земо-Имерети/Мцкемси (Пастырь). 1898. 2 (на груз. яз.); Церетели Г. Е. Археологическая прогулка//МАК. 1898. Т. 7. С. 92-100; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4). Лит.: Амиранашвили Ш. Описание фрагментов фресковой росписи в храме мон-ря Мгвиме Шорапанского у.//Изв. Кавк. отд. Моск. АО. Тифлис, 1921. Вып. 6. С. 59; он же. Бека Опизари. Тб., 1956; он же. История груз. искусства. Тб., 1971; Какабадзе С. К вопросу о ктиторах Мгвиме в Имеретии: Мелкие известия и заметки//Изв. КавИАИ. 1926. Вып. 4. С. 126-137; Гордеев Д. Мгвимская резная дверь//Моамбе (Бюллетень)/Музей Грузии. Тифлис, 1927. Вып. 3. С. 195-238; Какабадзе С. Предварительные сведения о некоторых эпиграфических материалах Зап. Грузии// Он же. Исторический сб. Тифлис, 1929. Кн. 4. С. 102-111 (на груз. яз.); Толмачевская Н. И. Фрески Древней Грузии. Тифлис, 1931; Замятин С. Н. Пещерные навесы Мгвимеви близ Чиатуры: Первые следы наскальной палеолитической графики в Закавказье//Сов. Арх. 1937. 3. С. 57-76; Чубинашвили Н. Г. Грузинская средневек. художественная резьба по дереву (перелома X-XI вв.). Тб., 1958; Чубинашвили Г. Н. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959; Кения Р. Чеканка алтарных врат церкви мон-ря Мгвимеви//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1969. Вып. 18. С. 22-27 (на груз. яз.); Соселия О. Н. Очерки из соц.-полит. истории Зап. Грузии феод. периода (сеньории). Тб., 1981. Т. 2 (на груз. яз.); Гомелаури И. Мгвимеви: Памятник груз. архитектуры XIII в. Тб., 1982 (на груз., рус. яз.); Сакварелидзе Т., Алибегашвили Г. Грузинские иконы. Тб., 1994 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Имерети. Тб., 1995 (на груз. яз); Хускивадзе И. «Народные» росписи груз. церквей позднего средневековья. Тб., 2003 (на груз. яз.); Monuments of Georgia " s Cultural Heritage. Tbilisi, 2010 (на груз., англ. яз.); Беридзе В. История груз. архитектуры. Тб., 2014. Т. 1. 341-343; Т. 2. С. 89-90 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2562748.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010